Правила гигиены зрительного анализатора

Гигиена зрения

Гигиена зрения – комплекс простых мер предосторожности, которые позволяют защитить зрительный анализатор и сохранить его функциональность. Как правило, этот комплекс включает рекомендации относительно осанки, освещения, эргономики, организации рабочего пространства, а также рациональной коррекции оптическими линзами.

Существует множество доказательств того, что обстоятельства, формирующие излишнее напряжение глазодвигательных мышц и рефракционного аппарата в течение определенного периода времени, вызовут зрительные проблемы. Среди них близорукость и астигматизм, а также другие расстройства, такие как нарушение бунокулярного зрения, амблиопия, косоглазие. Во многом причины нарушения зрения связаны с развитием цивилизации. Чтение, компьютеры и другие устройства приводят к развитию ложной миопии и близорукости еще с дошкольного возраста, но, к сожалению, мы не можем полностью отойти от их использования. Поэтому гигиена органов зрения призвана снизить стресс зрительной системы.

Оптическая коррекция

При выявлении близорукости, дальнозоркости и астигматизма обязательно нужна соответствующая коррекция зрения. Правильно подобранные линзы компенсируют зрительный стресс и предохраняют органы зрения от дальнейшего ухудшения состояния. Рецепт на очки должен быть выписан лично вам после обследования у офтальмолога или оптометриста. Нельзя использовать чужие очки, поскольку их оптическая сила может быть чересчур велика или недостаточна, также межосевое расстояние может не совпадать с центрами ваших зрачков. Вместе эти факторы заставляют глаза напрягаться еще больше, и вместо облегчения, ношение неподходящих очков приносит ухудшение качества видения. Гигиена зрения у детей в сочетании с правильной оптической коррекцией позволяет уберечь малыша от развития амблиопии (ленивого глаза) и обеспечить ему возможность полноценной зрительной работоспособности.

Осанка и положение тела

Для чтения, письма и других действий, требующих видения вблизи, важно, чтобы рассматриваемый объект находился достаточно далеко от глаз. Рабочее расстояние должно составлять не менее сорока сантиметров для взрослых и старших детей и около 33 сантиметров для ребенка младшего возраста (дошкольника). Когда расстояние просмотра короче, потребность в фокусировке увеличивается пропорционально количеству «недостающих» сантиметров. Эта повышенная потребность может привести к серьезным стрессам и нагрузкам. Поэтому поддержание надлежащего рабочего расстояния является основой хорошей гигиены и профилактикой глазных болезней.

Хорошо сбалансированная, расслабленная осанка и правильное освещение также важны. Чтение и письмо в положении лежа и другие неуместные позы, как правило, приводят к сокращению расстояния просмотра. Недостаточное освещение или неверный угол его падения также закрывают часть материала для чтения и заставляют глаза напрягаться для его рассматривания.

Оптимальной рабочей поверхностью считается стол или подставка, наклоненные под углом 20○. Стул должен быть такой высоты, чтобы ноги удобно располагались на полу.

Столы для кухни или столовой не предназначены для обучения или письма. Они обычно слишком высоки и не подходят для использования ребенком. Для малыша лучше всего приобрести специальную парту с наклоном, которая может подстраиваться под рост ребенка.

Взрослым стоит напомнить, что если вы собираетесь читать в постели, то нужно занять положение «полусидя» и следить за расстоянием от глаз до книги.

Освещение помещения должно быть равномерным, желательно использовать рассеянный верхний свет и дополнительную лампу слева от читающего. Работа с ярко освещенным экраном в темной комнате вызывает быструю усталость глаз. То же самое происходит и при работе при слишком ярком освещении, на дневном свету, в снегах. При необходимости работать на улице используйте солнцезащитные очки с уф-фильтрами, а читать желательно в тени.

Гигиена зрения у детей в школе требует наличия во всех кабинетах системы общего освещения в виде потолочных светильников (люминесцентных или светодиодных). Обоснование для выбора спектра свечения – максимальная приближенность к естественному свету. Поэтому используют лампы с белым, тепло-белым или естественно белым светом. Наиболее благоприятным является показатель освещенности в 200 люкс. Уровень освещенности рабочих столов или парт школьников в условиях, когда необходимо сочетать зрительную работу с экраном компьютера и тетрадью, должен составлять около 300 люкс.

Вы можете учитывать эти особенности при организации рабочего места для школьника дома. Недостаточное количество света может вызывать развитие близорукости и нарушение осанки у человека, который склоняется, чтобы получше рассмотреть объект.

Для классных комнат или офисов, где зрительный анализатор получает максимум нагрузки, рекомендуется использовать такие цвета:

  • белый (потолок);
  • бледно-желтый, бежевый, розовый, зеленый, голубой (стены);
  • цвет натурального дерева и его оттенки (мебель);
  • темно-зеленый или белый (для классных досок или флипчартов).

Полноценное питание

Конечно же, соблюдение вышеперечисленных правил крайне важно, но не секрет, что половина успеха будет зависеть от поступления достаточного количества витаминов и микроэлементов, питающих клетки глаз и зрительных нервов. Предупреждение снижения остроты зрения возможно путем употребления достаточного количества витаминов А, Е, С, группы В, витамина D, лютеина и зеаксантина, жирных омега 3 ненасыщенные кислот, микроэлементов цинка, селена, хрома. В полной мере получить эти вещества можно из следующих продуктов:

  • все фрукты и овощи желтого и оранжевого цвета;
  • черника;
  • брокколи, шпинат, цукини (есть сообщение, что они содержат больше лютеина и витамина С, чем привычная морковь и черная смородина);
  • лук, чеснок;
  • творог;
  • черный шоколад;
  • говядина, индейка, рыба и рыбий жир.

Общие вопросы

Основные правила гигиены зрения – своевременный отдых и предупреждение переутомления.

При выполнении какой-либо длительной работы необходимо делать перерыв. Оптимально, если бы будете отвлекаться от экрана каждые 15 минут. В это время переводите взгляд на предметы, находящиеся вдалеке. Это способствует расслаблению цилиарной мышцы и хрусталика.

При любой возможности расслабляйте глазные мышцы – моргайте, смотрите вдаль, выписывайте глазами круги и восьмерки. Также хорошо помогает справиться со спазмом глазодвигательных мышц пальцевой массаж или пальминг. Потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем накройте ними глаза. В таком положении следует провести до 5 минут.

Обычно напряженное занятие заставляет человека долго держать глаза открытыми и реже моргать. В таких условиях нарушается нормальный ритм смазывания роговицы слезной жидкостью. При ее пересыхании человек ощущает дискомфорт, появляется чувство песка под веком, глаза краснеют.

Кроме этого, слезная жидкость является фактором неспецифического иммунитета и защищает наши органы зрения от бактерий и вирусов. При пересыхании роговицы создаются условия для ее повреждения и развития инфекций. Поэтому если вы предвидите длительную зрительную работу, запаситесь препаратами, искусственно увлажняющими глаз. Это могут быть капли (Сикапротект, Артеллак, Визомитин) или гели (Корнерегель, Видисик, Офтагель). Для естественного увлажнения глаз буквально заставляйте себя регулярно моргать и не забывайте делать перерывы в работе.

Охрана зрения детей является задачей родителей. У грудничков можно стимулировать нормальное и здоровое развитие зрительного аппарата, предлагая игры, требующие наблюдения за предметами за пределами расстояния вытянутой руки. Чтобы помочь малышам сформировать правильные зрительные привычки не позволяйте им смотреть телевизор или компьютер дольше установленного времени и с расстояния, меньше, чем 2 метра.

Мнения разных источников по поводу просмотра телевизора детьми расходятся, поэтому возьмем за основу определение и рекомендации ВОЗ:

  • дети до трех лет вообще не должны смотреть телевизор;
  • в возрасте с 3 до 7 лет в общем время, проведенное у экрана за день, может составлять полчаса;
  • в 7–10 лет – до часа;
  • в школьном возрасте от 11 до 18 лет – до трех часов.

Также стоит контролировать и время, которое школьник проводит за подготовкой уроков. Каждые полчаса он должен делать 10-минутные перерывы для отдыха глаз, каждый час ребенок должен полностью выходить из-за стола, разминаться, ему необходимо перекусить, сделать зарядку или глазную гимнастику. В младшей школе урокам можно посвящать полтора часа, в пятом классе – 2 часа, в средней школе – 2,5 часа, в старшей школе – 3,5 часа.

Личная гигиена

Глаза – довольно хрупкая система, напрямую соприкасающаяся с внешним миром. Многие знают, что большинство не вылеченных инфекций или воспалительных заболеваний могут заканчиваться нарушением зрения или его полной утратой. Поэтому за глазами нужен тщательный гигиенический уход.

Не трогайте их грязными руками, при попадании пыли или другого загрязнения глаза необходимо промывать чистой прохладной водой, желательно кипяченой, или специальными офтальмологическими растворами.

Никогда не используйте для чужие полотенца и не передавайте другим людям свои. Не используйте чужую косметику – тушь, карандаши для глаз, тени, декоративные линзы.

Гигиена глаз подразумевает обязательное снимание контактных линз на ночь, если они не относятся к линзам постоянного ношения. При длительном использовании контактных линз не забывайте очищать их специальными растворами от белкового налета.

При воспалительных заболеваниях глаз контактные линзы использовать не рекомендуется, на это время перейдите на очки.

Самолечение в отношении глаз весьма опасно, поэтому всегда обращайтесь к офтальмологу. Лучшая профилактика – это регулярный профессиональный осмотр.

СТРОЕНИЕ И ГИГИЕНА ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА.

Цель занятия: Познакомиться со строением зрительного анализатора, меха­низмом его функционирования, возрастными особенностями и гигие­ной.

1. Рассмотрите строение зрительного анализатора, найдите его
основные отделы: периферический, проводниковый и корковый (Атлас

2. Ознакомьтесь с вспомогательным аппаратом глаза (верхнее и
нижнее веки, коньюктива, слезный аппарат, двигательный аппарат).

3. Рассмотрите и изучите оболочки глазного яблока; расположе-
ние, строение, значение. Найдите желтое и слепое пятно ( Атлас

. 4. Рассмотрите и изучите строение ядра глазного яблока — опти­ческой системы глаза, пользуясь разборной моделью глаза и табли­цей (Атлас, С. 100)

— Зарисуйте строение глаза, обозначив все оболочки и элементы оптической системы (Атлас 2, С. 331).

5. Найдите и рассмотрите строение проводникового отделе! (Атлас
1, С. 100, Атлас 2, С. 332-338).

6. Объясните механизм формирования зрительных ощущений.

7. Понятие рефракции, виды рефракций. Зарисуйте схему хода
лучей при различных типах рефракций (Атлас 2, С. 334) – ЛУЧШЕ ЭТУ СХЕМУ ПОМЕСТИТЬ СРАЗУ В МЕТОДИЧКУ

8.Назовите возрастные особенности зрительного анализатора.

9.Гигиена зрительного анализатора .

10.Определить состояние некоторых зрительных функций: остроту зрения, пользуясь таблицей Головина-Сивцева; размеры слепого пятна

2. Теоретический материал

2.1. Понятие о зрительном диализаторе

Зрительный анализатор — это сенсорная системе, включающая пе­риферический отдел с рецепторным аппаратом (глазное яблоко), проводящий отдел (афферентные нейроны, зрительные нервы и зри­тельные пути), корковый отдел, который представляет совокупность нейронов находящихся в затылочной доле (17,18,19 доля) коры боль-шик полушарий. С помощью зрительного анализатора осуществляется восприятие и анализ зрительных раздражителей, формирование зри­тельных ощущений, совокупность которых дает зрительный образ предметов. Благодаря зрительному анализатору в головной мозг пос­тупает 90% информации.

2.2. Периферический отдел зрительного анализатора

Периферический отдел зрительного анализатора -это орган зрения глаз. Он состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко расположено в глазнице черепа. Вспомогательный ап­парат глаза включает защитные приспособления (брови, ресницы, ве­ки), слезный аппарат, двигательный аппарат (мышцы глаза).

Веки это полулунные пластинки волокнистой соединительной тка-ни, снаружи они покрыты кожей, а изнутри слизистой оболочкой (коньюнктивой). Конъюнктива покрывает переднюю поверхность глазного яблока, кроме роговицы. Коньюктива ограничивает коньюктивальный мешок, в нем слезная жидкость, омывающая свободную поверхность глаза. Слезный аппарат состоит из слезной железы и слезовыводящих путей.

Слезная железа расположена в верхне-наружной части глазницы. Выводные протоки ее (10-12) открываются в конъюктивальный мешок. Слезная жидкость предохраняет роговицу от высыхания и смывает с нее пылевые частицы. Она оттекает по слезным канальцам в слезный мешок, соединяющийся слезно-носовым протоком с носовой полостью. Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Они прик­реплены к глазному яблоку, начинаются от сухожильного конца, расположенного вокруг зрительного нерва. Прямые мышцы глаза : ла­теральная, медиальная верхняя и нижняя — вращают глазное яблоко вокруг фронтальных и сагиттальных осей, поворачивая его во внутрь и наружу, вверх, вниз. Верхняя косая мышца глаза, повора­чивая глазное яблоко, обращает зрачок вниз и кнаружи, нижняя косс1Я мышца глаза — вверх и кнаружи.

Глазное яблоко состоит из оболочек и ядра. Оболочки: волокнис­тая (наружная), сосудистая (средняя), сетчатка (внутренняя).

Волокнистая оболочка спереди образует прозрачную роговицу, которая переходит в белочную оболочку или склеру. Эта наружная оболочка защищает ядро и сохраняет форму глазного яблока. Сосу­дистая оболочка выстилает изнутри белочную, состоит из трех раз­личных по структуре и функциям частей: собственно сосудистой обо­лочки, ресничного тела, расположенного на уровне роговицы и ра­дужки ( Атлас, стр. 100).

Собственно сосудистая оболочка тонка, богата сосудами, содер­жит пигментные клетки, придающие ей темно-коричневый цвет.

Ресничное тело, имеющее вид валика, вдается внутрь глазного яблока там, где белочная оболочка переходит в роговицу. Задний край тела переходит в собственно сосудистую оболочку, а от перед­него отходит до „70 ресничных отростков, от которых берут начало тонкие волоконца, другим своим концом прикрепляющиеся к капсуле хрусталика по экватору. В основе ресничного тела, кроме сосудов, содержатся гладкие мышечные волокна, составляющие ресничную мыш­цу.

Радужная оболочка или радужка — .тонкая пластинка, она прик-репляется к ресничному телу. В центре ее — зрачок, просвет его изменяется мышцами, находящимися в радужке.

Сетчатка выстилает сосудистую оболочку изнутри (Атлас, С. 100) она образует переднюю (меньшую) и заднюю (большую) части. Задняя часть состоит из двух слоев: пигментного, срастающего с сосудистой оболочкой и мозгового. В мозговом слое находятся све­точувствительные клетки: колбочки (6 млн) и палочки (125 млн) На­ибольшее количество колбочек в центральной ямке желтого пятна, расположенного кнаружи от диска ( место выхода зрительного нер­ва). С удалением от желтого пятна количество колбочек уменьшает­ся, а палочек — увеличивается. Колбочки и net л очки — это фоторе­цепторы зрительного анализатора. Колбочки обеспечивают цветовосп-риятие, палочки — световосприятие. Они контактируют с биполярными клетками, которые в свою очередь контактируют с ганглиозными. Ак­соны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв (Атлас, С. 101). В диске глазного яблока фоторецепторы отсутствуют это слепое пятно сетчатки.

Ядро глазного яблока — это светопреломляющие среды, образую­щие оптическую систему глаза: 1) водянистая влага передней каме­ры ( она находится между роговицей и передней поверхностью ра­дужки); 2) водянистая влага задней камеры глаза (она находится между задней поверхностью радужки и хрусталиком); 3) хрусталик; 4)стекловидное тело (Атлас, стр. 100). Хрусталик состоит бесцветного волокнистого вещества, имеет форму двояковыпуклой линзы, обладает эластичностью. Он находится внутри капсулы, прикрепляемой нитевидными связками к ресничному телу. При сокра­щении ресничных мышц (при рассматривании близких предметов) связки расслабляются и хрусталик становится выпуклым. Это увели­чивает его преломляющую способность. При расслаблении ресничных мышц (при рассматривании удаленных предметов) связки натягива­ются, капсула сдавливает хрусталик и он уплощается. При этом преломляющая способность его уменьшается. Это явление называется аккомодацией. Стекловидное тело представляет собой бесцветную студенистую прозрачную массу шаровидной формы.

2.3. Проводниковый отдел зрительного анализатора. Проводниковый отдел зрительного анализатора включает биполяр­ные и ганглиозные клетки мозгового слоя сетчатки, зрительные нервы и зрительные пути, образующиеся после перекреста зрительных нервов. У обезьян и человека перекрещивается половина волокон-зрительных нервов. Это обеспечивает бинокулярное зрение. Зри­тельные пути разделяются на два корешка. Один из ник направляется к верхним буграм четверохолмия среднего мозга, другой — к латеральному коленчатому телу промежуточного мозга. В зрительном бугре и латеральном коленчатом теле происхо­дит передача возбуждения на другой нейрон, отростки (волокна) которого в составе зрительной лучистости направляются к корково­му зрительному центру, который находится в затылочной доле коры больших полушарий (17, 18, 19 поля).

2.4. Механизм свето- и цветовосприятия.

Светочувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки) со­держат зрительные пигменты: родопсин (в палочках), йодопсин (в колбочках). Под действием световых лучей, проникающих через зра­чок и оптическую систему глаза, зрительные пигменты палочек и колбочек разрушаются. Это вызывает возбуждение светочувствитель­ных клеток, которое по проводниковому отделу зрительного анали­затора передается в корковый зрительный анализатор. В нем про­исходит высший анализ зрительных раздражений и формируется зрительное ощущение. Световосприятие связано с функцией палочек. Они обеспечивают сумеречное зрение. Световосприятие связано сфункцией колбочек. Согласно трехкомпонентной теории зрения, выд­винутой М.В.Ломоносовым существует три типа колбочек, каждый из которых имеет повышенную чувствительность к электромагнитным волнам определенной длины. Одни колбочки более чувствительны к волнам красной части спектра (длина их 620-760 нм), другой тип -к волнам зеленой части спектра (длина их 525-575 нм), третий тип — к волнам фиолетовой части спектра (длина их 427-397 нм). Это и обеспечивает цветовосприятие. Фоторецепторы зрительного анали­затора воспринимают электромагнитные волны длиной от 390 до 760 нм (1 нанометр равен 10-9 м).

Нарушение функции колбочек вызывает потерю правильного цвето-восприятия. Это заболевание называют дальтонизм по имени анг­лийского физика Дальтона, который впервые описал это заболевание у себя. Отличают три разновидности цветовой слепоты, каждая из них характеризуется нарушением восприятия одного из трех цветов. Краснослепые (при протанопии) не воспринимаюткрасный цвет, си­не-голубые лучи видят как бесцветные. Зеленослепые (при диттера-нопии) не отличаютзеленый цвет оттемно-красного и голубого. Людис трианопиейне воспринимают лучи синий ифиолетовой части спектра. При полном нарушении цветовосприятия (ахромазия) все цвета воспринимаются как оттенки серого цвета. Дальтонизмом чаще болеют мужчины*(8%), чем женщины (0,5%).

Рефракция — это светопреломляющая способность оптической системы глаза при максимально уплощенном хрусталике. Единицей измерения светопреломляющей силы любой оптической системы явля­ется диоптрия (Д). Одна Д равна преломляющей силе линзы с Фокус­ным расстоянием 1 м. При рассматривании близких предметов пре­ломляющая способность глаза равна 70,5 Д, при рассматривании удаленных — 59 Д.

Проходя через светопреломляющие среды глаза световые лучи преломляются и на сетчатке получается чувствительное, уменьшенное и 1 обратное изображение предметов.

Различают три типа рефракции: соразмерную (эмметропию), близо­рукую (миопию) и дальнозоркую (гиперметропию).

Соразмерная рефракция имеет место, когда передне-задний диа­метр глазного яблока соразмерен главному фокусному расстоянию. Главное фокусное расстояние — это расстояние от центра линзы (роговицы) до точки пересечения лучей, при этом изображение предметов находится на сетчатке глаза (нормальное зрение).

Близорукая рефракция отмечается, когда передне-задний диаметр глазного яблока больше главного фокусного расстояния. Изображе­ние предметов при этом образуется перед сетчаткой глаза. Для коррекции близорукости применяют рассеивающие двояковогнутые линзы, увеличивающие главное фокусное расстояние и переносящее таким образом, изображение на сетчатку глаза.

Дальнозоркая рефракция отмечается, когда передне-задний диа­метр глазного яблока меньшее главного фокусного расстояния. Изоб­ражение предметов при этом образуется за сетчаткой глаза. Для коррекции дальнозоркости применяют собирающие двояковыпуклые линзы, уменьшающие главное фокусное расстояние и переносящие изображение на сетчатку глаза (Атлас 2, рис. 333).

Аномалией рефракции вместе с близорукостью и дальнозоркостью является астигматизм. Астигматизм — это неодинаковое преломление лучей роговицей глаза вследствие разной ее кривизны по верти­кальному и горизонтальному меридианам. При этом фокусирования лучей в одной точке не происходит. Небольшая степень астигматизма характерна для глаз и при нормальном зрении, т.к. поверхность ро­говицы не является строго сферической. Астигматизм исправляют ци­линдрическими стеклами, выравнивающими кривизну роговицы по вер­тикальному и горизонтальному меридианам.

2.6 Возрастные особенности и гигиена зрительного анализатора.

Форма гладкого яблока у детей более шаровидная, чем ,у взрос­лых, у взрослых диаметр глаза составляет 24 мм, а у новорожден­ных — 16 мм. В результате такой формы глазного яблока новорожден­ные дети в 80-94 % случаев обладают дальнозоркой рефракцией. Рост глазного яблока продолжается после рождения и на смену дальнозор­кой рефракции приходит соразмерная рефракция к 9 — 12 годам. Склера у детей тоньше и обладает повышенной эластичностью. Рого­вица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К пяти годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее не меняется с возрастом. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклый и обладает большей эластич­ностью. С возрастом эластичность хрусталика уменьшатся, поэтому с возрастом меняются аккомодационные возможности глаза. В 10 лет ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 7 см от глаза, в 20 лет — 8,3 см, в 50 лет — 50 см, а 60-70 лет приближа­ется к 80 см. Световая чувствительность значительно возрастает от 4 до 20 лет, а после 30 лет начинает снижаться. Различение цветов круто возрастая к 10 годам, продолжает увеличиваться до 30 лет, а затем медленно снижается к старости.

Глазные болезни и их профилактика. Глазные болезни подразде­ляют на воспалительные и невоспалительные. К мерам профилактики воспалительных заболеваний относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию питательных и особенно витаминов. Воспалительные заболевания возникают при травмировании глаз, поэтому необходимо строгое соблюдение правил в процессе выполнения различных работ. Наибо­лее частым нарушением зрения является близорукость. Различают врожденную и приобретенную близорукость. Чаще встречается приоб­ретенная близорукость. Ее развитию способствует продолжительное напряжение на орган зрения на близком расстоянии при чтении и письме. Это вызывает увеличение размеров глаза, глазное яблоко начинает выступать вперед, глазная щель расширяться. Это первые признаки близорукости. Появление и развитие близорукости зависит как от общего состояния, так и от влияния внешних факторов: дав­ления на стенки глаза со стороны мышц при длительной работе глаз, приближении предмета к глазу при работе, чрезмерном накло­не головы вызывающим дополнительное давление крови на глазное яблоко, плохое освещение, неправильно подобранная мебель, чтение мелкого шрифта и т.д.

Предупреждение нарушений зрения — одна из задач в воспитании здорового подрастающего поколения. Почти вся профилактическая работа должна быть направлена на создание благоприятных условий для работы органа зрения. Большого внимания заслуживает правиль­ный режим труда и отдыха, хорошее питание, сон, длительное пре­бывание на свежем воздухе, дозированный труд, создание нормаль­ных гигиенических условий, кроме того необходимо следить за пра­вильной посадкой детей в школе и дома при чтении, и письме, осве­щением рабочего места, через каждые 40-60 мин необходимо делать отдых глазам на 10-15 мин, для чего нужно рекомендовать детям посмотреть вдаль, чтобы снять напряжение аккомодационной мышцы.

1, Определить остроту зрения (Гуминский Н.В.. Работа N 522)

2. Определить поле зрения (Гуминский Н.В. Работа Н 54)

3. Определить размеры слепого пятна.

4. Данные записать

5. Провести некоторые опыты со зрением.

Острота зрения. Остроту зрения определяют с помощью табли­цы Головина-Сивцева. Она состоит из двух половин: в левой рас­положены буквы, в правой — кольца с разрывами. Буквы и коль­ца расположены в случайном порядке по 12 строчек, каждая из которых содержит знаки одинакового размера. При исследовании остроты зрения у детей дошкольного возраста используется спе­циальная таблица с понятными для детей тест-объектами (елоч­ка, самолет, гриб и пр.). Напротив каждой строки слева обозначе­на величина остроты зрения в условных единицах. Верхняя строка соответствует остроте зрения 0,1. Таблица рассчи­тана на исследование остроты зрения с расстояния 5 м.

При определении остроты зрения таблица помещается на стороне напротив окна, и на уровне глаз обследуемого. Острота каждого глаза устанавливается отдельно, начиная, с правого. Другой глаз прикрывается листом бумаги или тетрадью. Указкой или тупым концом карандаша на таблице показываются буквы или кольца. Если испытуемый с расстояния 5 м правильно называет знаки верхних 10 строк таблицы, то острота его зрения равна 1,0 и счи­тается нормальной.

Пример. Обследуемый с расстояния 5 м читает без ошибок только 5 верхних строк таблицы Головина-Сивцева. Заключение. Острота зрения равна 0,5.

В случае отсутствия таблицы остроту зрения ориентировочно можно определить с помощью тест-объектов в виде буквы «Ш» различных размеров, которые можно вырезать из черной бумаги или из таблиц Головина. При остроте зрения равной 1,0 самая маленькая из букв различается с расстояния 5 м (Д = 5 м), сред­няя и большая буквы соответственно — с расстояния 10 м (Д = 10 м) и 25 м (Д = 25 м). Вначале показывается наименьшая из букв и определяется расстояние (d), с которого она четко различается обоими глазами и каждым в отдельности. Допусти­мый уровень сокращения расстояния составляет 3 м. Если буква не различается с этого расстояния, то используют буквы боль­ших размеров. Определение остроты зрения производят по фор­муле: V (visus) =d:Д, где V— острота зрения в относительных едини­цах; d расстояние, с которого испытуемый правильно читает букву; Д — расстояние в метрах, с которого буква должна разли­чаться правильно (5, 10 и 25 м).

Пример. Буква «Ш» наименьших размеров правильно читается с расстояния 4 м. Следует определить ориентировочно остроту зрения об­следуемого.

Р е ш е н и е. V= d: Д = 4:5 = 0,8.

Заключение. Острота зрения испытуемого равна 0,8.

Слепое пятно.Для его определения необходима небольшая проволочная указка с белым кружком на конце, лист черной бумаги, цветной мелок.

В том месте сетчатки, где находится диск зрительного нерва, нет светочувстви­тельных клеток. Диск зрительного нерва занимает не так уж мало места на сет­чатке. В вашем поле зрения есть соот­ветствующая диску овальная зона — это сле­пое пятно.

Сделайте указку из тонкой проволо­ки, насадите на ее кончик белый кру­жок диаметром примерно 3 мм. В цен­тре листа черной бумаги размером не менее 20 — 24 см поставьте белую точку. Прикрепите бумагу к стене. Завяжите один глаз вашему партнеру и усадите его так, чтобы второй глаз оказался точно против фиксационной точки на расстоянии 30—35 см. Пусть он смотрит не подвижно на эту точку. Белым кружком на указке ведите по листу черной бума­ги. Сначала испытуемый видит кружок, затем он исчезает. Это место отметьте и ведите указку дальше — кружок снова появится. Это место также отметьте. Повторите процедуру в нескольких на­правлениях — вы получите овальный кон­тур слепого пятна.

Таким образом, предмет не виден, когда он проецируется на диск зритель­ного нерва. Измерьте отмеченную об­ласть слепого пятна. А теперь подсчитайте размер соответствующей области на расстоянии ста метров от глаза. Можно скрыть целый автомобиль.

Опыты со зрением.

Известны тысячи зрительных иллюзий.

2. Направление линий:

Линии кажутся непараллельными из-за того, что их под углом пересекают другие линии.

а б

Знаете ли вы, что один глаз у вас является ведущим?

Возьмите кусок картона, в котором проде­лано отверстие диаметром примерно 2,5 см. Держите картон на вытянутых руках и через отверстие смотрите на какой-нибудь удален­ный предмет. Постепенно приближайте кар­тон к лицу, пока он не коснется вашего носа. Тогда станет ясно, что точно через отверстие смотрел только один глаз, он и является веду­щим. Повторив этот опыт, определите, всегда ли ведущим оказывается один и тот же глаз. У некоторых людей глаза равноценны и ве­дущий глаз выявить нельзя.

4. *Дыра* в ладони

Свернете узкую трубку из газеты и приставь­те ее к одному глазу. Рядом с концом трубки перед другим глазом поставьте ладонь, чтобы она заслонила центр поля зрения этого глаза. Тем самым вы выключаете всю периферию поля зрения одного глаза и центр поля зрения дру­гого глаза. Смотрите вдаль прямо перед собой. Образуется довольно странное изображение: его периферия — предметы в комнате и ладонь, а центр — дыра в ладони, сквозь которую видны далекие предметы, — и все это составляет еди­ную картину.

Этот опыт еще раз наглядно демонстриру­ет, что целостность поля зрения — столь важ­ное условие, что все помехи целостному вос­приятию устраняются.

Гигиена зрения

Гигиена зрения – комплекс простых мер предосторожности, которые позволяют защитить зрительный анализатор и сохранить его функциональность. Как правило, этот комплекс включает рекомендации относительно осанки, освещения, эргономики, организации рабочего пространства, а также рациональной коррекции оптическими линзами.

Существует множество доказательств того, что обстоятельства, формирующие излишнее напряжение глазодвигательных мышц и рефракционного аппарата в течение определенного периода времени, вызовут зрительные проблемы. Среди них близорукость и астигматизм, а также другие расстройства, такие как нарушение бунокулярного зрения, амблиопия, косоглазие. Во многом причины нарушения зрения связаны с развитием цивилизации. Чтение, компьютеры и другие устройства приводят к развитию ложной миопии и близорукости еще с дошкольного возраста, но, к сожалению, мы не можем полностью отойти от их использования. Поэтому гигиена органов зрения призвана снизить стресс зрительной системы.

Оптическая коррекция

При выявлении близорукости, дальнозоркости и астигматизма обязательно нужна соответствующая коррекция зрения. Правильно подобранные линзы компенсируют зрительный стресс и предохраняют органы зрения от дальнейшего ухудшения состояния. Рецепт на очки должен быть выписан лично вам после обследования у офтальмолога или оптометриста. Нельзя использовать чужие очки, поскольку их оптическая сила может быть чересчур велика или недостаточна, также межосевое расстояние может не совпадать с центрами ваших зрачков. Вместе эти факторы заставляют глаза напрягаться еще больше, и вместо облегчения, ношение неподходящих очков приносит ухудшение качества видения. Гигиена зрения у детей в сочетании с правильной оптической коррекцией позволяет уберечь малыша от развития амблиопии (ленивого глаза) и обеспечить ему возможность полноценной зрительной работоспособности.

Осанка и положение тела

Для чтения, письма и других действий, требующих видения вблизи, важно, чтобы рассматриваемый объект находился достаточно далеко от глаз. Рабочее расстояние должно составлять не менее сорока сантиметров для взрослых и старших детей и около 33 сантиметров для ребенка младшего возраста (дошкольника). Когда расстояние просмотра короче, потребность в фокусировке увеличивается пропорционально количеству «недостающих» сантиметров. Эта повышенная потребность может привести к серьезным стрессам и нагрузкам. Поэтому поддержание надлежащего рабочего расстояния является основой хорошей гигиены и профилактикой глазных болезней.

Хорошо сбалансированная, расслабленная осанка и правильное освещение также важны. Чтение и письмо в положении лежа и другие неуместные позы, как правило, приводят к сокращению расстояния просмотра. Недостаточное освещение или неверный угол его падения также закрывают часть материала для чтения и заставляют глаза напрягаться для его рассматривания.

Оптимальной рабочей поверхностью считается стол или подставка, наклоненные под углом 20○. Стул должен быть такой высоты, чтобы ноги удобно располагались на полу.

Столы для кухни или столовой не предназначены для обучения или письма. Они обычно слишком высоки и не подходят для использования ребенком. Для малыша лучше всего приобрести специальную парту с наклоном, которая может подстраиваться под рост ребенка.

Взрослым стоит напомнить, что если вы собираетесь читать в постели, то нужно занять положение «полусидя» и следить за расстоянием от глаз до книги.

Освещение помещения должно быть равномерным, желательно использовать рассеянный верхний свет и дополнительную лампу слева от читающего. Работа с ярко освещенным экраном в темной комнате вызывает быструю усталость глаз. То же самое происходит и при работе при слишком ярком освещении, на дневном свету, в снегах. При необходимости работать на улице используйте солнцезащитные очки с уф-фильтрами, а читать желательно в тени.

Гигиена зрения у детей в школе требует наличия во всех кабинетах системы общего освещения в виде потолочных светильников (люминесцентных или светодиодных). Обоснование для выбора спектра свечения – максимальная приближенность к естественному свету. Поэтому используют лампы с белым, тепло-белым или естественно белым светом. Наиболее благоприятным является показатель освещенности в 200 люкс. Уровень освещенности рабочих столов или парт школьников в условиях, когда необходимо сочетать зрительную работу с экраном компьютера и тетрадью, должен составлять около 300 люкс.

Вы можете учитывать эти особенности при организации рабочего места для школьника дома. Недостаточное количество света может вызывать развитие близорукости и нарушение осанки у человека, который склоняется, чтобы получше рассмотреть объект.

Для классных комнат или офисов, где зрительный анализатор получает максимум нагрузки, рекомендуется использовать такие цвета:

  • белый (потолок);
  • бледно-желтый, бежевый, розовый, зеленый, голубой (стены);
  • цвет натурального дерева и его оттенки (мебель);
  • темно-зеленый или белый (для классных досок или флипчартов).

Полноценное питание

Конечно же, соблюдение вышеперечисленных правил крайне важно, но не секрет, что половина успеха будет зависеть от поступления достаточного количества витаминов и микроэлементов, питающих клетки глаз и зрительных нервов. Предупреждение снижения остроты зрения возможно путем употребления достаточного количества витаминов А, Е, С, группы В, витамина D, лютеина и зеаксантина, жирных омега 3 ненасыщенные кислот, микроэлементов цинка, селена, хрома. В полной мере получить эти вещества можно из следующих продуктов:

  • все фрукты и овощи желтого и оранжевого цвета;
  • черника;
  • брокколи, шпинат, цукини (есть сообщение, что они содержат больше лютеина и витамина С, чем привычная морковь и черная смородина);
  • лук, чеснок;
  • творог;
  • черный шоколад;
  • говядина, индейка, рыба и рыбий жир.

Общие вопросы

Основные правила гигиены зрения – своевременный отдых и предупреждение переутомления.

При выполнении какой-либо длительной работы необходимо делать перерыв. Оптимально, если бы будете отвлекаться от экрана каждые 15 минут. В это время переводите взгляд на предметы, находящиеся вдалеке. Это способствует расслаблению цилиарной мышцы и хрусталика.

При любой возможности расслабляйте глазные мышцы – моргайте, смотрите вдаль, выписывайте глазами круги и восьмерки. Также хорошо помогает справиться со спазмом глазодвигательных мышц пальцевой массаж или пальминг. Потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем накройте ними глаза. В таком положении следует провести до 5 минут.

Обычно напряженное занятие заставляет человека долго держать глаза открытыми и реже моргать. В таких условиях нарушается нормальный ритм смазывания роговицы слезной жидкостью. При ее пересыхании человек ощущает дискомфорт, появляется чувство песка под веком, глаза краснеют.

Кроме этого, слезная жидкость является фактором неспецифического иммунитета и защищает наши органы зрения от бактерий и вирусов. При пересыхании роговицы создаются условия для ее повреждения и развития инфекций. Поэтому если вы предвидите длительную зрительную работу, запаситесь препаратами, искусственно увлажняющими глаз. Это могут быть капли (Сикапротект, Артеллак, Визомитин) или гели (Корнерегель, Видисик, Офтагель). Для естественного увлажнения глаз буквально заставляйте себя регулярно моргать и не забывайте делать перерывы в работе.

Охрана зрения детей является задачей родителей. У грудничков можно стимулировать нормальное и здоровое развитие зрительного аппарата, предлагая игры, требующие наблюдения за предметами за пределами расстояния вытянутой руки. Чтобы помочь малышам сформировать правильные зрительные привычки не позволяйте им смотреть телевизор или компьютер дольше установленного времени и с расстояния, меньше, чем 2 метра.

Мнения разных источников по поводу просмотра телевизора детьми расходятся, поэтому возьмем за основу определение и рекомендации ВОЗ:

  • дети до трех лет вообще не должны смотреть телевизор;
  • в возрасте с 3 до 7 лет в общем время, проведенное у экрана за день, может составлять полчаса;
  • в 7–10 лет – до часа;
  • в школьном возрасте от 11 до 18 лет – до трех часов.

Также стоит контролировать и время, которое школьник проводит за подготовкой уроков. Каждые полчаса он должен делать 10-минутные перерывы для отдыха глаз, каждый час ребенок должен полностью выходить из-за стола, разминаться, ему необходимо перекусить, сделать зарядку или глазную гимнастику. В младшей школе урокам можно посвящать полтора часа, в пятом классе – 2 часа, в средней школе – 2,5 часа, в старшей школе – 3,5 часа.

Личная гигиена

Глаза – довольно хрупкая система, напрямую соприкасающаяся с внешним миром. Многие знают, что большинство не вылеченных инфекций или воспалительных заболеваний могут заканчиваться нарушением зрения или его полной утратой. Поэтому за глазами нужен тщательный гигиенический уход.

Не трогайте их грязными руками, при попадании пыли или другого загрязнения глаза необходимо промывать чистой прохладной водой, желательно кипяченой, или специальными офтальмологическими растворами.

Никогда не используйте для чужие полотенца и не передавайте другим людям свои. Не используйте чужую косметику – тушь, карандаши для глаз, тени, декоративные линзы.

Гигиена глаз подразумевает обязательное снимание контактных линз на ночь, если они не относятся к линзам постоянного ношения. При длительном использовании контактных линз не забывайте очищать их специальными растворами от белкового налета.

При воспалительных заболеваниях глаз контактные линзы использовать не рекомендуется, на это время перейдите на очки.

Самолечение в отношении глаз весьма опасно, поэтому всегда обращайтесь к офтальмологу. Лучшая профилактика – это регулярный профессиональный осмотр.

Еще по теме:

  • Оценка рисков на судне Об учете оценки риска при проектировании и эксплуатации судов и шельфовых сооружений в ледовых условиях Введение. Будем считать, что термин “оценка риска” охватывает все области, представляющие интерес для специалистов, занимающихся проектированием плавучих и стационарных сооружений в […]
  • Приказ о взятии объекта под охрану образец Приказ о взятии объекта под охрану образец Порядок, сроки и обязанность уведомления ЧОП и ЧОО органов ОЛРР Росгвардии (ФС ВНГ РФ) п. 2 ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязывает охранные предприятия и организации: «О начале и об […]
  • Последний закон о высшем образовании Законы о втором высшем образовании Отдельного закона о втором высшем образовании в российской правовой базе нет. Процедура поступления в вузы уже дипломированных специалистов, содержание и объемы программ их обучения, а также правила оплаты учебы регулируются отдельными статьями […]
  • Секретарь суда в минске Суд Минского района (220028, г.Минск, ул.Маяковского, 119А) РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА МИНСКОГО РАЙОНА Время работы суда Минского района с 09.00 часов до 18.00 часов, обед с 13.00 до 14.00 часов. Прием граждан по организационным вопросам и неэтичного поведения сотрудников суда осуществляется в […]
  • Преступления против порядка управления и их виды ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против порядка управления Преступления против порядка управления - это предусмотренные статьями [317-3301] гл. 32 УК умышленные общественно опасные деяния (действия или бездействие), […]
  • Заявление по замене паспорта рф You are here Паспорт Гражданина РФ В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации […]
  • Когда вклад облагается налогом Налог на вклады От чего зависит? Как рассчитать? Налогообложение процентов, начисленных на сумму вклада, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фраза, подобная этой, присутствует в любом договоре срочного вклада, заключаемым между банком и вкладчиком – […]
  • Получение материалов дела в суде Могу ли я получить из суда копии документов по делу? Меня интересует следующий вопрос: 2,5 года назад я участвовал в судебном процессе в качестве иска по признанию отцовства. Могу ли я получить из суда копии документов по делу, а в особенности результаты днк? Если да то, что для этого […]