Трудовой мигрант с разрешением на работу

Работники-мигранты: оформление на работу, особенности трудовых отношений

В этой статье мы будем рассматривать вопросы, касающиеся иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008; далее — Федеральный закон № 115), это иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в визовом или безвизовом порядке, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, но получившие миграционную карту. Страна выезда не имеет значения — это может быть как страна, входящая в состав СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Исключение составляют только граждане Республики Беларусь, которые в соответствии с двусторонними соглашениями между странами не относятся к категории иностранных граждан.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления им трудовой деятельности:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 03.12.2008);
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

Документы, предоставляемые при трудоустройстве

Рассмотрим перечень документов, которые должен предъявить иностранный гражданин при трудоустройстве.

Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина может быть удостоверена либо национальным паспортом, либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При пересечении границы в национальном заграничном паспорте сотрудниками таможенного контроля проставляется соответствующая отметка; в национальном внутреннем паспорте такая отметка чаще всего отсутствует.

Иностранный гражданин должен представить работодателю миграционную карту, подтверждающую легальность его пребывания на территории Российской Федерации. Миграционная карта выдается при пересечении границы и состоит из двух частей, одна из которых остается у сотрудника таможенного контроля, а другая — выдается на руки иностранному гражданину.

Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается до 90 суток с момента въезда при условии постановки на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания

Иностранный гражданин обязан представить работодателю отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания. В этом документе должны четко читаться личные данные самого иностранного гражданина, наименование принимающей стороны, дата окончания срока временного пребывания, печать органа миграционной службы либо отделения почтовой связи, принявшего уведомление. Если уведомление направлялось по почте, о чем будет свидетельствовать печать отделения почтовой связи, то работнику кадровой службы следует самостоятельно проверить правильность исчисления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, поскольку в данном случае возможны ошибки при заполнении принимающей стороной бланка уведомления. При подаче уведомления непосредственно в орган миграционной службы эти ошибки сразу исправляются, работники же почты этого не делают. Если уведомление о постановке на миграционный учет по месту пребывания подавалось принимающей стороной непосредственно в орган Федеральной миграционной службы, то форма отметки на отрывной части уведомления должна соответствовать утвержденному виду (приказ ФМС России от 07.07.2008 № 181).

Следует обратить внимание на то, что в качестве принимающей стороны может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку работодатель также может быть как физическим, так и юридическим лицом, немного остановимся на том, как определить, кто является принимающей стороной для конкретного иностранного гражданина.

Если работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина, то наименование и реквизиты принимающей стороны, указанные в уведомлении о постановке на миграционный учет, совпадают с наименованием и реквизитами работодателя, указанными в экземпляре трудового договора или трудовой книжке работника-иностранца.

Таким образом, если на работу устраивается иностранный гражданин, для которого прежний работодатель являлся принимающей стороной, нужно иметь в виду, что при увольнении из прежней организации работник был также снят и с миграционного учета. В этом случае, прежде чем заключать с таким работником трудовой договор, нужно проверить сроки его пребывания на территории Российской Федерации. Возможно, что, перед оформлением на работу, работодателю необходимо посоветовать иностранному гражданину совершить выезд и новый въезд в Российскую Федерацию, поскольку находиться в стране с имеющимися документами миграционного учета он уже не имеет права.

Разрешение на работу

У иностранного гражданина должно быть действующее разрешение на работу в субъекте Российской Федерации, выданное органом Федеральной миграционной службы. Сразу отметим, что закон не обязывает работодателя проверять подлинность разрешения на работу. Даже если выяснится, что разрешение подложное, работодатель должен будет всего лишь прекратить либо аннулировать трудовой договор.

Прекращение трудового договора производится в том случае, если работник уже приступил к работе на момент подачи уведомления в ФМС России, аннулирование трудового договора — если день начала работы еще не наступил. Основанием для расторжения трудового договора является пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — «представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора», датой прекращения трудовых отношений — дата получения от ФМС России отказа в приеме уведомления.

Если работодатель направил уведомление в ФМС России в день заключения трудового договора, а в соответствии с графиком сменности работник приступает к работе только на следующий день, то в случае получения от ФМС России отказа в приеме уведомления по причине подложного разрешения на работу, трудовой договор может быть аннулирован. Никаких штрафов со стороны ФМС России на работодателя в этом случае налагаться не должно, по крайней мере Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административного наказания для работодателей в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, предоставившим подложное разрешение на работу, а кроме того, миграционное законодательство не вменяет в обязанности работодателю предварительную проверку подлинности разрешения на работу. Однако все-таки проявить определенную бдительность работнику кадровой службы следует.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие сведений об иностранном гражданине, указанных в разрешении на работу, паспортным данным. Это и правильность написания фамилии, имени и отчества, и правильность самих паспортных данных. Следует также обратить внимание на фотографию, размещенную в разрешении на работу, и ее соответствие внешности того человека, который оформляется на работу.

Кроме того, целесообразно время от времени интересоваться в миграционной службе, не исчерпана ли квота на выдачу разрешений на работу по вашему региону (субъекту Российской Федерации). Если квота уже исчерпана, дополнительно ее не увеличивали, а к вам на трудоустройство пришел иностранный гражданин, у которого разрешение на работу было выдано после окончания квоты, то, скорее всего, оно подложное.

Размеры квот устанавливаются Правительством РФ на календарный год и в случае необходимости их дополнительно увеличивают, исходя из потребностей работодателей. Так, на 2009 год размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утвержден постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 835. Если разрешение на работу имеет непригодный к использованию внешний вид — испачкано, деформировано и др., — оно подлежит замене. Обязанность по замене разрешения на работу, пришедшего в негодность по внешним признакам, также возлагается на иностранного гражданина, как и обязанность по его первоначальному получению.

Документы об образовании

Документы об образовании могут быть потребованы работодателем только в том случае, если работа иностранного гражданина предполагает обязательное наличие соответствующего образования или специальных знаний. Здесь следует отметить, что если образование было получено в иностранном учебном заведении, необходимо подтвердить как подлинность самого диплома, так и полученную квалификацию, то есть осуществить процедуры легализации диплома и признания его эквивалентности. Этим должен заниматься сам кандидат на работу, но работодатель может помочь ему в этом.

Заключение трудового договора

При наличии всех необходимых документов работодатель заключает с иностранным гражданином трудовой договор. При заключении трудового договора следует иметь в виду, что иностранный гражданин вправе осуществлять только ту деятельность, на которую ему выдано разрешение на работу, и только в тех субъектах Российской Федерации, которые указаны в разрешении.

Разрешение на работу выдается в том субъекте Российской Федерации, где иностранный гражданин поставлен на миграционный учет. Как правило, именно в этом субъекте Российской Федерации и разрешается трудовая деятельность.

Однако в ряде случаев разрешение на работу может быть выдано для осуществления трудовой деятельности в двух субъектах Российской Федерации, например в Москве и Московской области. Это удобно, если организация, на работу в которую устраивается иностранный гражданин, имеет несколько филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений, расположенных как в Москве, так и в Московской области.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность (профессия), указанная в разрешении на работу иностранного гражданина, то можно либо внести изменение в штатное расписание, либо принять иностранца внештатно, либо заключить с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение определенного объема работ.

Срок трудового договора

До сих пор много споров вызывает вопрос о сроке трудового договора с иностранным гражданином. Существует два мнения, каждое из которых подкреплено весьма весомыми доводами.

Часть работодателей считает, что с иностранным гражданином необходимо заключать только срочный трудовой договор. В пользу этого довода они приводят, прежде всего, ограниченность срока действия разрешения на работу как документа, дающего согласно Федеральному закону № 115-ФЗ право на осуществление временной трудовой деятельности. Косвенным подтверждением служит тот факт, что на срочном трудовом договоре настаивает миграционная служба при получении уведомления о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности.

Другая часть работодателей, в том числе и автор данной статьи, считает, что срочный трудовой договор должен или может быть заключен с иностранным работником по основаниям, не связанным со сроком действия разрешительных документов, а следовательно, в большинстве случаев должен быть бессрочным. Ссылка в данном случае идет на ст. 59 ТК РФ, которая содержит перечень оснований для заключения срочного трудового договора. Как следует из данной статьи, «наличие у работника ограниченного во времени разрешения на осуществление какой-либо деятельности не является основанием для заключения с ним срочного трудового договора по этому виду деятельности». На вопрос о том, как же поступать в случае окончания срока разрешения на работу, отвечает пункт 9 ст. 83 ТК РФ: «истечение срока действия… специального права… если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору». Другими словами, если работник своевременно не переоформил разрешение на работу, то трудовой договор прекращается в соответствии с указанным основанием днем окончания действия разрешения на работу. Право на осуществление трудовой деятельности на территории другого государства в определенной степени можно считать специальным правом, поскольку оно является не гарантированным, как для граждан этого государства, а приобретенным при наличии дополнительных условий.

В пользу довода о заключении трудового договора на неопределенный срок говорит следующее: если работник переоформил разрешение на работу на новый срок до истечения срока действия нынешнего разрешения, у работодателя нет причин для увольнения такого работника. Однако Трудовой кодекс РФ не предполагает пролонгации срочного трудового договора на новый срок. В соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. Иными словами, даже если работник имеет на руках разрешение на работу, дающее ему право работать в занимаемой должности еще год, работодатель все равно обязан его уволить, а потом заключить с ним новый трудовой договор, опять-таки на срок действия разрешения на работу, произвести все необходимые расчеты, связанные с увольнением, сделать запись в трудовую книжку, оформить все документы на увольнение и новый прием, снова внести запись в трудовую книжку. Не слишком ли мы усложняем себе работу? К тому же единственным условием продления срочного трудового договора является его переход в статус бессрочного при наличии продолжающихся трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Что же касается условия временности трудовой деятельности иностранного гражданина, то надо сказать, что сам факт нахождения иностранца в России является временным и не связан только лишь с его работой. Срок временного пребывания иностранного гражданина может быть не только продлен свыше 90 суток при заключении трудового договора с работодателем, но и сокращен, например в случае административного выдворения (депортации) иностранного гражданина из страны. Само собой, в этом случае трудовой договор обязательно должен быть прекращен, независимо от того, срочный он или нет. Однако, безусловно, принимая сам факт временности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, мы, тем не менее, не ставим это условием, определяющим срок действия трудового договора.

Требования органов миграционного учета об обязательном заключении с иностранными работниками срочных трудовых договоров не имеют достаточных оснований, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы распространяются только на контроль за соблюдением работодателями правил привлечения иностранной рабочей силы[1]. Порядок заключения трудового договора регламентируется исключительно трудовым законодательством.

В любом случае, каждый работодатель должен сам принимать решение, какой трудовой договор будет заключен с иностранным гражданином — срочный или бессрочный.

Особенности взаимоотношений между работодателем и работником-иностранцем

Итак, трудовой договор заключен, и работодатель своевременно уведомил об этом Федеральную миграционную службу, Службу занятости и Федеральную налоговую службу. Отрывные части уведомлений с отметками о получении хранятся у работодателя. На работника-иностранца оформляется трудовая книжка — при условии, что он впервые поступает на работу в Российской Федерации. Если же иностранный гражданин и ранее осуществлял трудовую деятельность в России, он обязан предоставить работодателю трудовую книжку установленного образца. Впрочем, если трудовая книжка у него по каким-либо причинам отсутствует либо имеется, но в плохом состоянии, по заявлению работника ему заводится новая трудовая книжка. Работнику-иностранцу присваивается табельный номер, ведется учет его рабочего времени, ему начисляется заработная плата, как и работнику-россиянину, и уплачиваются налоги.

Работник-иностранец как налогоплательщик

В бухгалтерию обязательно должны быть поданы сведения о статусе работника-иностранца как налогоплательщика (ст. 207 Налогового кодекса РФ), поскольку это влияет на размер налоговой ставки, устанавливаемой для налогообложения физических лиц (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

При подсчете времени нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации в расчет принимаются периоды, подтвержденные документами, а именно: отметками в паспорте о пересечении границы, отрывными частями уведомлений о постановке на миграционный учет, записями в трудовой книжке, экземплярами договоров гражданско-правового характера или трудовых договоров. При этом работнику кадровой службы следует помнить о сроках пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Так, если согласно отметкам в паспорте иностранный гражданин находился в Российской Федерации более трех месяцев, но при этом у него нет документа, подтверждающего его право находиться в стране, то, скорее всего, этот период или его часть, превышающую 90 суток с момента въезда, он находился на территории Российской Федерации с нарушением порядка миграционного учета, то есть нелегально. Думается, что период нелегального нахождения в Российской Федерации вряд ли следует учитывать при определении статуса работника как налогоплательщика.

Оформление страхового полиса обязательного медицинского страхования

На работников-иностранцев работодатель обязан оформить страховой полис обязательного медицинского страхования (ОМС) в рамках заключенного договора со страховой компанией (ст. 7 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008) Страховой полис ОМС позволяет работнику-иностранцу обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения. При этом скорая медицинская помощь оказывается работнику-иностранцу бесплатно, а плановая медицинская помощь, в том числе нахождение в стационаре, — на платной основе[2]. На время лечения работнику-иностранцу, имеющему полис ОМС, выдается листок нетрудоспособности (ст. 1 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности»; в ред. от 27.10.2007), который подлежит оплате на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»).

При заключении трудового договора с работником-иностранцем ему должно быть вменено в обязанность уведомить работодателя в случае наступления временной нетрудоспособности, особенно если работодатель выступает в качестве принимающей стороны. Дело в том, что принимающая сторона обязана подать сведения о снятии иностранного гражданина с миграционного учета, если он отсутствует в месте пребывания более двух дней (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008). Поскольку отсутствие в месте пребывания, а в данном случае — в месте выполнения работы, может быть расценено работодателем как убытие из места пребывания, требование о своевременном извещении работодателя о заболевании отвечает, прежде всего, интересам самого работника.

При оформлении отпуска работнику-иностранцу также необходимо получить у него сведения о предполагаемом выезде из Российской Федерации. Если работник планирует выехать из Российской Федерации, он должен быть снят принимающей стороной с миграционного учета и снова поставлен на учет по возвращении из отпуска по новой миграционной карте. Лучше всего информацию о выезде из Российской Федерации получить от работника в письменном виде, например, в тексте заявления о предоставлении отпуска работник укажет «Отпуск буду проводить на территории Российской Федерации» либо «Отпуск буду проводить за пределами Российской Федерации». Если работник, несмотря на предоставленную информацию, все же выехал за пределы Российской Федерации, то при постановке его на миграционный учет по новой миграционной карте у работодателя — принимающей стороны могут возникнуть проблемы с ФМС России, поскольку были нарушены требования миграционного законодательства о сроках подачи уведомления об убытии иностранного гражданина. Для работодателя — принимающей стороны это грозит штрафом, но поскольку работодатель был введен работником в заблуждение (есть заявление!), требование об уплате штрафа может быть предъявлено к самому работнику.

Направление в командировку

При направлении работника-иностранца в командировку в другой субъект Российской Федерации необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 97. В соответствии с п. 1 указанного постановления общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Однако данное ограничение действует в отношении тех работников, работа которых по условиям договора не носит разъездной характер. При разъездном характере работы общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации увеличивается до 60 календарных дней.

Если длительность конкретной командировки превышает двое суток, иностранный гражданин в связи с убытием в командировку должен быть снят с миграционного учета по месту пребывания. При этом с собой в качестве документов, подтверждающих легальность его нахождения на территории Российской Федерации, ему нужно взять копию отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, а также миграционную карту. После возвращения из командировки принимающая сторона вновь ставит работника на миграционный учет, при этом к уведомлению о прибытии в место пребывания можно приложить копию командировочного удостоверения с отметками о прибытии и убытии в место командировки.

Продление срока пребывания

Как уже было отмечено, срок временного пребывания в Российской Федерации ограничен 90 сутками со дня въезда в Российскую Федерацию. При заключении трудового договора срок временного пребывания может быть продлен, но не более чем на один год с момента въезда. Для продления срока пребывания иностранный гражданин должен представить принимающей стороне, а она в свою очередь — органу, осуществляющему миграционный учет, документы, подтверждающие трудовую деятельность.

К таким документам относятся:

  1. заверенная работодателем копия трудового договора;
  2. заверенные копии отрывных частей уведомлений о привлечении иностранной рабочей силы;
  3. заверенная копия разрешения на работу и миграционной карты;
  4. ходатайство работодателя, подтверждающее факт наличия трудовых отношений на момент продления срока пребывания.

Полный перечень документов, необходимых для продления срока пребывания в связи с трудовой деятельностью, следует узнать в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту фактического нахождения принимающей стороны.

При продлении срока пребывания на оборотной стороне миграционной карты и на отрывной части уведомления о прибытии в место пребывания делается соответствующая отметка, в которой указано, до какой даты иностранный гражданин может находиться в данном субъекте Российской Федерации.

[1] Положение о Федеральной миграционной службе (утверждено указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928; в ред. от 02.09.2008).

[2] Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546).

Гусарова Н.А., начальник службы персонала

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2009.

Мигранты из стран СНГ смогут работать в России на основании патентов двух видов

Иностранцы, приехавшие в Россию в «безвизовом» режиме, возможно, будут трудиться здесь на основании патентов, а не разрешений на работу. Такие изменения предлагает внести в законодательство группа депутатов Госдумы. Предполагается, что уже с 1 января 2015 г. трудовые «безвизовые» мигранты смогут заниматься на основании патентов не только работой по хозяйству, как сейчас, но и любой другой. Для этого им необходимо будет внести авансовый платеж (НДФЛ) по 1000 руб. за месяц, оформить полис ДМС и подтвердить знание русского языка, а также истории и основ законодательства России.

Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение коллег законопроект № 535567-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — законопроект). Данный документ предполагает расширение сферы применения патентов для трудовых мигрантов: эти документы должны заменить для многих из иностранных сотрудников ныне требую­щиеся разрешения на работу. Правда, коснется такое изменение (если законопроект будет принят, разумеется) только иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

«Безвизовым» иностранцам понадобятся другие документы для трудоустройства

По действующему законодательству работодатель или заказчик работ (услуг) может заключать трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с «безвизовыми» иностранцами при наличии у них разрешения на работу (п. 1 ст. 13.1, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон). Исключение составляют только иностранцы, которые нанимаются в России на работу к гражданам для обеспечения их личных нужд, не связанных с осуществ­лением предпринимательской деятельности (п. 7 ст. 1, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ст. 13.3 Закона). Такие работники получают патент, на основании которого осуществляют свою трудовую деятельность.

Законопроектом предлагается пересмотреть порядок допуска к осуществлению трудовой деятельности иностранцев, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Такие мигранты вместо разрешения на работу должны будут получать патент. Он будет двух видов: ­патент на работу в компании или у индивидуального предпринимателя (для выполнения работы, связанной с предпринимательской деятельностью) и патент на работу у физичес­кого лица — аналог нынешнего патента. Привлекать к работе иностранцев, имеющих неподходящий вид патента, будет запрещено (п. 7 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта). Впрочем, как и привлекать их к работе вне территории субъекта РФ, в котором был выдан патент. Данное ограничение действует и сейчас как для патентов, так и для разрешений на работу (п. 8 ст. 13.3 Закона).

Срок действия патента и порядок его продления немного изменятся. Сейчас патенты выдают на срок от одного до трех месяцев, с возможностью многократного продления не более чем на год. По истечении года иностранец должен опять обращаться в орган миграционной службы за выдачей нового патента (п. 5 ст. 13.3 Закона). Законопроект предусматривает выдачу патента на срок от одного месяца до окончания срока действия трудового или гражданско-правового договора, но также не более чем на год. Однако патент могут выдать и на весь год, а согласно действующему порядку он продлевается каждый месяц или три месяца, в зависимости от срока. Правда, для продления патента не более чем на 12 месяцев ходить в миграционную службу не надо, достаточно заплатить авансовый платеж по НДФЛ (п. 5 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта).

За получением патентов обоих видов «безвизовым» иностранцам необходимо будет обращаться в органы ФМС России в течение 30 календарных дней со дня въезда в нашу страну. При нарушении этого срока мигранту откажут в выдаче патента. Заметим, что сейчас основание для отказа в выдаче патента только одно — непредставление иностранцем какого-либо из указанных в законе документов.

Порядок получения патента будет похож на порядок получения разрешения на работу. Однако среди документов, прилагаемых к заявлению на получение патента, появятся действующий на территории России договор или полис ДМС и документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

Организациям и предпринимателям, привлекающим к работе «безвизовых» трудовых мигрантов, с 1 января 2015 г. в случае принятия законопроекта необходимо будет проверять наличие у таких работников патентов соответствующего вида.

Для трудовых мигрантов, которые для прибытия в Россию визы получают, а также иностранцев, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществ­ляющих трудовые обязанности с привлечением третьих лиц, и некоторых других патенты выдавать не будут, таким категориям иностранцев придется получать разрешения на работу в обычном порядке (ст. 13 Закона в ред. законопроекта).

Правительство РФ и высшие должностные лица субъектов РФ получат право принимать решения о приостановлении на определенный срок или прекращении выдачи патентов на территории определенного субъекта РФ. Главы субъектов РФ также могут вводить запрет для организаций и предпринимателей на привлечение к работе трудовых «безвизовых» мигрантов в определенных видах экономической деятельности (п. 12 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта).

Работа в компании обойдется в шесть раз дороже

Вместо нынешней госпошлины за выдачу разрешения на работу с максимальным сроком действия один год, которая составляет 2000 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ), для получения патента необходимо будет уплатить НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством. Платежный документ должен будет прилагаться к заявлению на получение патента (подп. 4 п. 2 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта). В настоящее время для получения патента на работу у граждан, не связанную с осуществлением предпринимательской деятельности, «безвизовые» иностранцы представляют аналогичный документ (подп. 4 п. 2 ст. 13.3 Закона).

Размер авансового платежа по НДФЛ для получения патента сейчас составляет 1000 руб. за один месяц (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Предполагается, что для патента на работу в компании или у предпринимателя «безвизовые» иностранцы будут платить столько же. Соответствующий законопроект № 535550-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» уже внесен на рассмотрение Госдумы теми же депутатами, что и рассматриваемый законопроект.

В результате годовой патент на работу, связанную с осуществлением работодателем предпринимательской деятельности, обойдется «безвизовому» мигранту в шесть раз дороже, чем нынешнее годовое разрешение на работу. В то время как «визовые» иностранцы смогут по-прежнему уплачивать пошлину в размере 2000 руб. за годовое разрешение на работу.

Предлагается также установить в Законе требование к миг­рационной карте «безвизового» трудового мигранта, которая числится в списке документов для выдачи патента. В ее графе «цель визита» он обязан будет указывать слово «работа». А вот гражданско-правовой или трудовой договоры в органы ФМС России для оформления патента представлять будет не нужно (подп. 3 п. 2 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта).

Письменные обращения граждан о возможных нарушениях законодательства в сфере миграции разработчики законопроекта предлагают рассматривать в сокращенный срок — 20, а не 30 дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ред. законопроекта). В течение пяти дней со дня регистрации такое обращение должно попасть на стол уполномоченному должностному лицу с уведомлением об этом лица, подавшего обращение.

Годовой патент на работу, связанную с осуществлением работодателем предпринимательской деятельности, обойдется «безвизовому» мигранту в шесть раз дороже, чем нынешнее годовое разрешение на работу

По Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Респуб­лики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан 0 (ратифицировано Федеральным законом от 07.08.2001 № ­114-ФЗ) граждане стран — участниц ­Соглашения вправе въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, список которых указан в приложении к Соглашению отдельно для каждой страны. Оговорок о том, что данное Соглашение не распространяется на трудовую или предпринимательскую деятельность, в данном документе нет. Безвизовый порядок предусмотрен и для граждан некоторых других стран (письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд). Но стоит учитывать, что для частных поездок и трудовой деятельности визовый режим различный.

Памятка работодателю, принимающему на работу иностранца (трудового мигранта)

Широко используемое в России слово «гастарбайтер» пришло к нам из немецкого языка, в котором «gastarbeiter» в дословном переводе означает «гость-работник». Так сложилось, что гастарбайтерами у нас в основном стали называть граждан стран ближнего зарубежья (чаще всего из южных республик бывшего СССР), приезжающих в Россию на заработки.

По не вполне понятной причине некоторые люди придают этому слову негативный смысл, хотя такое отношение нельзя назвать оправданным, ведь граждане из стран СНГ работают в основном в тех отраслях, в которых зачастую не хотят работать сами россияне, восполняя таким образом имеющийся дефицит рабочих рук. Российские работодатели охотно принимают данную категорию работников, но делать это следует на законном основании, в строгом соответствии с миграционным законодательством, за нарушение которого предусмотрены серьезные штрафы.

Кодекс об административных правонарушениях РФ, статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Приведем краткие инструкции для работодателя, намеренного оформить к себе на работу иностранных граждан, отдельно для безвизовых и визовых стран.

а) Прием на работу граждан безвизовых стран (ближнего зарубежья)

1. Выясните, есть ли у мигранта ранее полученный трудовой патент. При его наличии переходите к пункту 3, при отсутствии — к пункту 2.

2. Направьте принимаемого иностранного работника в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России для оформления патента, дающего право на работу в российских организациях и у индивидуальных предпринимателей. Помощь в получении трудового патента может оказать наша компания.

Гражданам Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана получать патент не требуется, они имеют право работать в российских предприятиях и организациях на тех же правах, что и россияне.

3. Заключите с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор. О факте заключения договора необходимо уведомить УВМ ГУ МВД.

УВМ ГУ МВД также следует уведомлять о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы на срок более одного календарного месяца в течение года и о прекращении заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора.

б) Прием на работу граждан визовых стран (дальнего зарубежья)

1. Не позже, чем за месяц до обращения в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России (см. следующий пункт) заявите в Центр занятости населения о наличии вакансий, на которые предполагается прием иностранных работников.

2. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для получения Вашей организацией Разрешения на право привлечения и использования иностранных работников. На этом же этапе через УВМ ГУ МВД необходимо оформить иностранным гражданам «трудовые» приглашения для получения ими въездных виз, дающих право на трудоустройство в России, изначально выдаваемых на срок не более 90 суток.

Помните, что иностранцы из визовых стран могут работать в России только при наличии «рабочих» («трудовых») виз. Туристические и бизнес-визы не дают такого права.

3. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для получения разрешений на работу в Вашей компании для конкретным иностранным работникам.

4. Поставьте иностранца на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с момента прибытия, обратившись для этого в УВМ ГУ МВД.

5. После заключения трудовых договоров сообщите о приеме иностранцев на работу в УВМ ГУ МВД.

6. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для продления работникам рабочих виз на срок до 1 года (если предполагается, что они будут работать и после окончания срока действия «первичной» визы).

Все вопросы, связанные с приемом иностранных работников («гастарбайтеров»), Вам всегда поможет решить Компания «Петролекс». Подробности — на соответствующих страницах сайта.

Есть вопросы? Перейдите в Контакты и свяжитесь с нами или отправьте сообщение с помощью этой формы обратной связи:

Еще по теме:

  • Закон перерыв на обед Статья 108 ТК РФ. Перерывы для отдыха и питания Изменение времени обеда на работе По ст 108 ТК РФ перерыв для приёма пищи и отдыха работникам предоставляется обязательно. Длиться он может от 30 минут до 2-х часов. Причём в общее рабочее время перерыв не засчитывается. Час обеда - это […]
  • Платон тарасов лотерея развод Автор формулы выигрыша в лотерею Платон Тарасов. Лотерея: отзывы об эффективности формулы Людей, которые играют во всяческие лотереи (лото, игровые автоматы), довольно много, и каждый надеется, что ему улыбнется удача. Что жизнь после этого наладится, и все желания исполнятся. Но такие […]
  • Какую дату увольнения ставить Какую дату указывать в заявлении на увольнение Процедура прекращения действия трудового договора, строго регламентирована действующим законодательством. Предприятие должно провести увольнение сотрудника той датой, которую он указал в своей письменной просьбе. Запрещается насильно […]
  • Красиво оформить букву в Как красиво нарисовать букву А (карандашом поэтапно)? К сожалению сама не очень люблю и могу рисовать, больше любила черчение, с линейкой, циркулем, карандашом буквы получаются всегда строгие и прямые, без всякой красоты. Есть несколько вариантов красиво написать букву А, посмотрите и […]
  • Пособия на третьего ребенка в ленинградской области Какое пособие в 2018 году заплатят в Ленинградской области при рождении ребенка Каждой матери в Ленинградской области полагаются пособия при рождении ребенка в 2018 году. Они отличаются размерами в зависимости от количества детей и прочих обстоятельств. На какие суммы можно рассчитывать, […]
  • Полномочия субъектов рф в сфере финансовой деятельности по конституции 13.2. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию бюджетов В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12) и призваны самостоятельно (т. е. […]
  • Владивосток опека адреса УСЫНОВИЛИ.РУ А Анучинский муниципальный район Арсеньевский городской округ Артемовский городской округ Г Городской округ Спасск-Дальний и Спаский муниципальный район Д Дальнегорский городской округ Дальнереченский городской округ и Дальнереченский муниципальный район […]
  • Заявление на увольнение директора учредителю Увольнение директора: образец написания заявления учредителю С увольнением может столкнуться любой кадр организации – от самого низшего до «верхов». Встает вопрос: отличается ли увольнение директората от увольнения простого курьера, кому пишет директор в случае такой необходимости и […]