Постановление пленума вс о налоговых преступлениях

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 декабря 2006 года №64

О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ) Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Обратить внимание судов на то, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).

Под сбором (пункт 2 статьи 8 НК РФ) понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). При этом ответственность по статье 198 УК РФ или по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Содержание страницы:

Налоговые преступления

Налоговые преступления — преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов.

Налоговые преступления регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации, статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса РФ.

Комментарий

Налоговые преступления предусмотрены статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ:

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов

Статья 199.3. Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Статья 199.4. Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Таблица налоговых преступлений по сумме уклонения

Правонарушение

Сумма уклонения (превышает)

Уклонение от налогов с организации в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ)

5 млн руб. за три года (если не уплачено более 25% налогов) либо 15 млн руб.

Уклонение от налогов с организации в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ)

15 млн руб. за три года (если не уплачено более 50% налогов) либо 45 млн руб.

Уклонение физического лица от уплаты налогов в крупном размере (ч. 1 ст. 198 УК РФ)

900 тыс. руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 2,7 млн руб.

Уклонение физического лица от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК РФ)

4,5 млн руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 13,5 млн руб.

Неисполнение обязанностей налогового агента в крупном размере (ч. 2 ст. 199.1. УК РФ)

5 млн руб. за три года (если не уплачено более 25% налогов) либо 15 млн руб.

Неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1. УК РФ)

15 млн руб. за три года (если не уплачено более 50% налогов) либо 45 млн руб.

Сокрытие денежных средств либо имущества в крупном размере (ст. 199.2. УК РФ)

2 млн. 250 тыс. рублей.

Сокрытие денежных средств либо имущества в особо крупном размере (ст. 199.2. УК РФ)

Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов в крупном размере (ст. 199.3)

600 тыс. руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 1,8 млн руб.

Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов в особо крупном размере (ст. 199.3)

3 млн. руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 9 млн руб.

Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов в крупном размере (ст. 199.4)

2 млн. руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 6 млн руб.

Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов в особо крупном размере (ст. 199.4)

10 млн. руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 30 млн руб.

Описание налоговых преступлений

Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (ст. 198 УК РФ)

Преступлением признается — Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере или особо крупном размере.

С 03.07.2016 (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 325-ФЗ):

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 тысяч рублей.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (ч. 1 ст. 198 УК РФ).

С 03.07.2016 (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 325-ФЗ):

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

Особо крупным размером признается — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица совершенное в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 198 УК РФ).

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (Примечание 2 к статье 198 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ)

Преступлением признается — Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере или особо крупном размере.

С 03.07.2016 (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 325-ФЗ):

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 000 000 рублей.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 199 УК РФ).

С 03.07.2016 (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 325-ФЗ):

Особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 000 000 рублей.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации совершенное в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (Примечание 2 к статье 199 УК РФ).

Пример

Организация не указала в налоговой декларации сумму дохода в размере 100 млн. рублей, что привело к неуплате налога в размере 20 миллионов рублей. Это преступление может квалифицироваться как совершенное в крупном или особо крупном размере, в зависимости от доли неуплаченного налога в общей сумме налогов (сборов).

Если, к примеру, за три финансовых года сумма подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов этой организации составляет 200 млн. рублей, то преступление признается в крупном размере, так как сумма неуплаченного налога не превышает 20% от общей суммы налогов (сборов).

Если же за три финансовых года сумма подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов этой организации составляет 50 млн. рублей, то преступление признается в особо крупном размере, так как сумма неуплаченного налога превышает 20% от общей суммы налогов (сборов).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ) — преступление небольшой тяжести, так как максимальное наказание за такое преступление составляет лишение свободы на срок до двух лет (ст. 15 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) — преступление средней тяжести, так как максимальное наказание за такое преступление составляет лишение свободы на срок до шести лет (ст. 15 УК РФ.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1. УК РФ)

Преступлением признается — Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере или особо крупном размере.

С 03.07.2016 (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 325-ФЗ):

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 000 000 рублей.

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ).

С 03.07.2016 (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 325-ФЗ):

Особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 000 000 рублей.

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента совершенное в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ).

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (Примечание 2 к статье 199 УК РФ).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199.2. УК РФ)

Преступлением признается — Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам в крупном размере.

Крупным размером признаются средства в сумме, превышающей 2 млн. 250 тыс. рублей (ч. 2 ст. 170.2. УК РФ).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 199.2. УК РФ).

Особо крупным размером признаются средства в сумме, превышающей 9 миллионов рублей (ч. 2 ст. 170.2. УК РФ).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя совершенное в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 2 ст. 199.2. УК РФ).

Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (ст. 199.3. УК РФ)

Преступлением признается — Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд путем занижения базы для начисления страховых взносов, и (или) иного заведомо неправильного исчисления страховых взносов, и (или) непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственный внебюджетный фонд или других документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений, совершенное в крупном или особо крупном размере.

Крупным размером признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая девять миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 2 ст. 199.3 УК РФ).

Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (ст. 199.4 УК РФ)

Преступлением признается — Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд путем занижения базы для начисления страховых взносов, и (или) иного заведомо неправильного исчисления страховых взносов, и (или) непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственный внебюджетный фонд или других документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений, совершенное в крупном размере или группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере.

Крупным размером признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая шесть миллионов рублей

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 2 ст. 199.4 УК РФ).

Разъяснение по практике налоговых преступлений указаны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

Дополнительно

Лицо, впервые совершившее преступление в сфере экономической деятельности — для такого лица установлены основания для освобождения от уголовной ответственности.

Категории преступлений — в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Уклонение от уплаты налогов — неуплата налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Криминальный аудит — выявление и анализ существующих рисков возбуждения уголовного дела в отношении субъекта экономической деятельности.

Налоговая декларация — заявление налогоплательщика (в письменной или электронной форме) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога

Ответственность за неуплату налога — предусмотренные законодательством меры ответственности, за неуплату налога.

Налоговые санкции — мера ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Постановление пленума вс о налоговых преступлениях

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 64 ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 28.12.2006 г. N 64 представил весьма интересные и важные разъяснения. На что следует обратить внимание в данном случае, расскажет наша статья.

Несмотря на постоянное совершенствование законодательства и активное участие государства в вопросах повышения правовой культуры населения страны, число лиц, привлекаемых к ответственности за налоговые преступления, в последнее время непреклонно растет.
Суды зачастую приговаривают «неплательщиков» к реальным срокам лишения свободы, хотя ранее в большинстве случаев от ответственности освобождали или же давали условные сроки. Основная причина этого, как представляется, кроется в ужесточении политики государства в вопросах неуплаты налогов и сборов, то есть в проблеме исполнения непосредственных обязанностей граждан и организаций.
Необходимо четко осознавать поэтому, что грань между налоговым правонарушением и налоговым преступлением не представляется огромной.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации по налоговым преступлениям


О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации по налоговым преступлениям*1

_____
*1 См. также развернутый комментарий Д.В. Лапшиной к постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 64: НВ: комментарии… — 2007. — N 7. — С. 72-86.

В.В. Стрельников,
юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», к.ю.н.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял 28 декабря 2006 года постановление N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — Постановление N 64), отменив при этом постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.1997 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» (далее — Постановление N 8). Несмотря на то что решены многие вопросы, касающиеся ответственности лиц за налоговые преступления, Постановление N 64 не лишено, по нашему мнению, некоторых недостатков.

1. Установление обязательных к представлению документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов

Составообразующим признаком деяний, указанных в ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), является способ их совершения путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным.

В п. 5 Постановления N 64 приводится примерный перечень обязательных к представлению «иных документов». К таким документам, в частности, относятся выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур [ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)], расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (ст. 243 и 398 НК РФ), справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК РФ), годовые отчеты (ст. 307 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Безусловно, ни в УК РФ, ни в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации невозможно перечислить документы, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган. Однако общее правило правоприменения в этом случае должно следовать положениям уголовно-правовой теории, согласно которым способ совершения преступления должен рассматриваться не изолированно, а находиться в логической взаимосвязи с деянием, вредными последствиями, причинной связью.

Способ совершения преступления, указанный в конкретной статье УК РФ (например, в ст. 110, 117, 133, 144, 150, 159, 165, 167 УК РФ и т.д.), определяет, в первую очередь, само уголовно наказуемое деяние. Соответственно способ, не отделимый от преступного действия или бездействия, должен находиться в причинной связи с наступившими вредными последствиями.

Таким образом, непредставление документов, не связанных с уплатой налога, не может образовывать состава преступления применительно к ст. 198 и 199 УК РФ. Последовательное проведение этого принципа не позволило бы, например, возбуждать дела по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем фиктивной реорганизации общества с ограниченной ответственностью, внесения заведомо ложных сведений в уведомление об изменениях учредительных документов, в сообщение о реорганизации юридического лица, в заявление о снятии юридического лица с учета (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 478-О).

Верховный Суд Российской Федерации обоснованно отметил, что документы, упомянутые в ст. 198 и 199 УК РФ, должны быть не просто указаны в законодательстве о налогах и сборах, но должны служить основанием для исчисления и уплаты налогов.

В то же время комментарии Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся примерного перечня обязательных к представлению документов, не совсем, по нашему мнению, правомерны. Вряд ли расчет по авансовым платежам может рассматриваться в уголовно-правовом контексте, а его непредставление — преследоваться в уголовном порядке, поскольку неуплата авансовых платежей не влечет ответственности ни по УК РФ, ни по НК РФ. То же самое можно сказать о годовом отчете иностранной организации (ст. 307 НК РФ), непредставление которого образует исключительно налоговое правонарушение, так как годовой отчет не служит основанием для исчисления и уплаты налогов.

Несмотря на отмеченный недостаток, анализ Постановления N 64 убеждает, что для вменения в вину уклонения от уплаты налогов недостаточно только обнаружить совмещенные во времени факты непредставления каких-либо документов, поименованных в законе о налогах, и наличия недоимки в крупном размере. Иное правопонимание может привести к тому, что в ситуации, при которой налогоплательщик верно отразит сумму налога к уплате в налоговой декларации, но по каким-то причинам не уплатит налог, субъект уголовного преследования будет стремиться придать криминальную окраску любому иному документу налогоплательщика. Однако законодатель усматривает общественную опасность именно в единстве всех признаков состава преступления, отсутствие любого из которых снимает криминальный характер деяния. В последнем случае имеющиеся нарушения должны по совокупности квалифицироваться как налоговые правонарушения, например несообщение сведений налоговому органу, неуплата налога, непредставление налоговой декларации.

2. О методике определения субъекта преступления

Некоторые возражения вызывает методика определения субъекта преступления, в частности положения п. 6 Постановления N 64, касающиеся ответственности представителя налогоплательщика, а также лица, действующего «из-под прикрытия». Приведенные разъяснения совершенно новы по сравнению с Постановлением N 8.

Согласно НК РФ представитель может быть как у физического лица, так и у организации, однако вопрос об уголовной ответственности представителя решается в зависимости от юридической личности доверителя. Как разъясняет Верховный Суд Российской Федерации, только представитель физического лица — налогоплательщика может преследоваться в уголовном порядке.

Аналогичным образом только гражданин, уклоняющийся от уплаты налогов с физического лица через подставное лицо, может нести уголовную ответственность, то есть имеется в виду исключительно ст. 198 УК РФ. В такой ситуации возникает неопределенность в вопросе квалификации тождественных по содержанию деяний по ст. 199 УК РФ. В конкретном деле имеется большая вероятность того, что стороны обвинения и защиты поймут п. 6 Постановления N 64 по-разному. Защита будет ссылаться на исчерпывающий характер толкования, обвинение будет аргументировать свою позицию тем, что вышеуказанное разъяснение, касающееся ст. 198 УК РФ, не препятствует привлечению к ответственности по ст. 199 УК РФ представителя организации-налогоплательщика либо руководителя юридического лица, которое действует через подставное юридическое лицо (фактический руководитель — см. п. 7 Постановления N 64).

3. О квалификации налоговых преступлений по совокупности с иными составами уголовно наказуемых деяний

Значительное место в Постановлении N 64 отводится квалификации налоговых преступлений по совокупности с иными, пересекающимися главным образом по объекту, уголовно наказуемыми деяниями (ст. 327, 285, 292, 312 УК РФ).

Составы уклонения от уплаты налогов обособлены от общей нормы о хищении (мошенничестве). Опираясь на практику, можно заметить, что Постановление N 64 не уделяет внимания насущным проблемам квалификации незаконного возврата (возмещения) налога*1 как мошенничества (ст. 159 УК РФ), когда невозможно применение специальных налоговых составов. Вопросы также возникают по поводу применения ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» УК РФ*2 .
_____
*1 См, например, постановления ФАС Московского округа от 29.03.2004 по делу N КА-А40/2224-04, от 22.02.2005 по делу N КА-А40/510-05; ФАС Центрального округа от 14.10.2002 по делу N А08-3063/02-21; ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2005 по делу N А56-19068/04, от 26.08.2004 по делу N А66-271-04; определение Московского городского суда от 22.09.2005 по делу N 22-9971; постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2002 N 6632/00.
*2 В судебной практике по ст. 165 УК РФ обычно квалифицируются следующие виды причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием: уклонение от уплаты обязательных платежей путем использования заведомо подложных документов при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 198, 199 УК РФ (например, представление в налоговый орган или бухгалтерию организации поддельных документов, подтверждающих налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц).

Многие налогоплательщики не предполагают, что квалификацией по «налоговым» преступлениям последствия их деяний в области налогов могут не ограничиться. Поскольку историческое и иное толкование норм о хищении и налоговых преступлениях позволяет говорить о них как о нормах общих и специальных; соответственно специальный состав исключает общий, но отсутствие специального допускает применение общих норм. Поэтому на практике ст. 159 УК РФ применяется за незаконный возврат налога, например НДС, ввиду отсутствия в настоящем Кодексе отдельной статьи, предусматривающей наказание за подобное деяние. Если одновременно с этим будут иметь место признаки уклонения от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ), действия виновного будут квалифицироваться по совокупности составов преступлений. Однако в Постановлении N 64 по этому важному вопросу ничего не сказано.

4. О деятельном раскаянии

Пункт 8 Постановления N 64 позволяет вносить общие начала налоговой ответственности (в данном случае исключающие вину обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ) в сферу уголовного правоприменения, что нельзя не приветствовать. В то же время хотелось бы отметить, что иные реабилитирующие основания, например освобождение от ответственности в связи с изменением налоговой декларации (п. 4 ст. 81 НК РФ), незаслуженно оставлены без внимания. Вероятно, это произошло вследствие настороженного отношения к институту деятельного раскаяния применительно к налоговым преступлениям, что имеет место после отмены соответствующего примечания в ст. 198 УК РФ.

Если в налоговом праве начала деятельного раскаяния как проявления политики налоговой справедливости активно развиваются (подпункт 2 п. 4 ст. 81 НК РФ), то в сфере уголовного преследования наблюдается репрессивный подход, формально допускающий обвинение за просрочку в один день и неотражение соответствующих сумм в декларации. В этой связи п. 14 Постановления N 64 отражает проявленную Верховным Судом Российской Федерации определенную осторожность.

По нашему мнению, нормы п. 4 ст. 81 НК РФ должны вызывать и уголовно-правовые последствия, тем более что общую норму ст. 75 УК РФ о деятельном раскаянии никто не отменял. Возможно, руководящее разъяснение по этому поводу будет сделано в дальнейшем. В настоящее время имеется только официальный комментарий ситуации, связанной с классическим уголовно-правовым понятием добровольного отказа (п. 14 Постановления N 64), имеющим узкое практическое применение. В то же время деятельное раскаяние — как институт более востребованный и демократичный — применительно к налоговым составам остается «за кадром».

5. О других неясностях

Отдельные положения Постановления N 64 неизбежно воспроизводят в той или иной форме недостатки самого УК РФ. Верховный Суд Российской Федерации только попытался, по нашему мнению, в той или иной степени их исправить, не имея возможности повлиять на ситуацию коренным образом. Одним из таких узких мест следует считать, по нашему мнению, определение крупного размера неуплаченных налогов «по первому варианту», то есть исходя из доли неуплаченных налогов.

Согласно примечанию к ст. 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб.

Постановление N 64 весьма уклончиво отвечает на вопрос: надо ли при определении доли неуплаченных налогов учитывать все налоги в знаменателе дроби или же только те, по которым имеется недоимка. Абзацы первый и второй п. 12 Постановления N 64 во взаимосвязи позволяют прийти к любому выводу. Четко сказано только о том, что сумма неуплаченных налогов должна включаться в общую сумму, подлежащую уплате.

Органы дознания и предварительного следствия обычно не принимают во внимание налоги, по которым недоимок нет. Однако другой вариант представляется более правильным, поскольку все неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции Российской Федерации). Следовательно, с целью определения крупного размера неуплаченных налогов при расчете пропорции необходимо учитывать все уплаченные налоги, в том числе те, по которым недоимок нет. Однако, как уже было отмечено, правоприменители упрощают ситуацию, учитывая в доле неуплаченных налогов только те налоги, по которым образовалась недоимка. Для подтверждения этого приведем пример из арбитражной практики, непосредственно связанный с разрешением уголовного дела судом общей юрисдикции.

ФАС Северо-Западного округа, рассматривая дело о взыскании налоговых санкций с индивидуального предпринимателя, установил, что ранее индивидуальный предприниматель был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 ст. 198 УК РФ. Основанием для привлечения к уголовной ответственности послужило то, что индивидуальный предприниматель, осуществляя розничную торговлю, умышленно с целью уклонения от уплаты единого налога на вмененный доход не представил в налоговый орган налоговые декларации и в нарушение требований ст. 346.32 НК РФ умышленно уклонился от уплаты данного налога в сумме 156 385 руб., которая по отношению к сумме этого налога, подлежавшей уплате за соответствующий период, составляла более 10 %*1 .
_____
*1 См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2007 по делу N А21-10086/04-С1.

Такова стандартная формула обвинения. При этом правоприменители (следователь, прокурор, суд), видя крупный размер по одному-двум налогам, обычно не интересуются другими налогами, по которым, возможно, недоимок не было. Более того, УК РФ предписывает учитывать в таких случаях также подлежащие уплате сборы. В вышеприведенном примере крупный размер в виде недоимки по единому налогу на вмененный доход составил 156 385 руб., что равнялось сумме налога, подлежащей уплате (то есть весь единый налог на вмененный доход к установленному сроку не был уплачен). Если бы индивидуальный предприниматель уплатил за рассматриваемый период государственную пошлину, а также транспортный, земельный и любой другой налог всего на сумму более 1 407 465 руб. (1 563 850 руб. — 156 385 руб.), состава преступления в его деяниях не оказалось бы. Однако в формулировке обвинения иные налоги и сборы, как правило, даже не упоминаются.

Примечания к статьям УК РФ содержат и другие неясности, которые не были устранены Постановлением N 64. Верховный Суд Российской Федерации ориентирует правоприменителя определять процентное соотношение неуплаченных налогов к уплаченным за любой налоговый период, в том числе за месяц и квартал. Между тем налоговый период наибольшей продолжительности составляет один календарный год. Проблематично устанавливать процентное соотношение за месяц и квартал при наличии у налогоплательщика «годовых» налогов, поскольку нельзя в полной мере учесть долю этих налогов, приходящуюся на часть налогового периода, равную целому периоду по другому налогу.

Возможно, различия в методах определения крупного размера в ст. 198 и 199 УК РФ весьма редко влияют на квалификацию деяний налогоплательщика, но отмеченные противоречия сами по себе от этого не снимаются.

Еще по теме:

  • Гражданская коллегия воронежского областного суда Гражданская коллегия воронежского областного суда Воронежский областной суд располагается по адресу: г. Воронеж, Проспект Революции, 14а Схема проезда : любым транспортом следующим до центра (остановка: Первомайский сад) График работы понедельник – четверг с 09.00 до 18.00 часов пятница […]
  • Когда перерасчет субсидий Когда перерасчет субсидий Основаниями для перерасчета размеров субсидий являются: 1) введение в действие новых региональных стандартов: стоимости жилищно-коммунальных услуг; максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; нормативной […]
  • Физический закон оптики Физический закон оптики Свет - это электромагнитные волны, вызывающие зрительное ощущение. Их длина лежит в пределах от 0.4 до 0,8 мкм. Скорость света в вакууме с = 3*10 8 м/с. Как всякие волны свет огибает препятствия на пути его распространения, испытывая дифракцию (см. ниже). Однако, […]
  • Правила диалогов на письме Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: орфография Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Выберите правильные варианты […]
  • Правила дорожного движения в доу средняя группа Занятие по правилам дорожного движения в средней группе детского сада "Мой друг - светофор" Данное занятие помогает детям среднего дошкольного возраста лучше усвоить правила дорожного движения, поведения на улице, учит дошкольников, как правильно переходить дорогу. Дети усваивают, что […]
  • Поправки по 162 статье ук рф Статья 162 УК РФ. Разбой 24 ноября 2016 26 августа 2016 7 июля 2016 22 июля 2015 27 марта 2013 Обсуждение статьи Вопросы по статье Были ли поправки или амнистия по статье 162 часть 1 с апреля 2015 года? Вопрос относится к городу Москва был осужден условно на три года по статье 162.2, […]
  • Госпошлина дубликат инн НОВЫЕ ФОРМЫ .РФ • Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация Сайт используетгоссервисы: Необходимая при заполнении форм информация: Госпошлина 2018, квитанция на оплату госпошлины налоговая, госпошлина за выписку из ЕГРЮЛ, госпошлина ООО, госпошлина ИП, оплата госпошлины ИФНС Из […]
  • Гарантии работнику при незаконном увольнении Восстановление работника на работе судом, незаконное увольнение обращение в суд и надзорные органы при незаконном увольнении, что следует знать, восстановление работника в правах, гарантии, выплаты, вопросы судебной практики трудовые споры - восстановление работника на прежней работе […]