Чтобы улучшить пенсию

В России могут значительно повысить пенсии

В нижнюю палату российского парламента внесён законопроект, который устанавливает дополнительную социальную доплату к пенсиям.

Согласно документу, выдержки из которого публикует «Парламентская газета», с 1 января 2019 года размер средней пенсии в России будет составлять 19 166,3 руб. в месяц. Таким образом, если Дума примет этот закон, то средняя пенсия в нашей стране вырастет сразу на 47,9%.

По регионам размер будет варьироваться в зависимости от зафиксированной среднемесячной заработной платы. Например, в Москве средняя пенсия может составить 34 923,3 руб., в Санкт-Петербурге 26 937 руб., в Краснодарском крае — 15 188,3 руб.

Это позволит существенно улучшить социальное положение пенсионеров.

Как отмечают авторы документа, в дальнейшем необходимо будет увеличивать размер доплаты с тем, чтобы довести материальное обеспечение пенсионера до 60-70% среднемесячного заработка по региону, что будет соответствовать мировой практике.

При этом предполагается, что доплата к пенсии в 2019 году будет устанавливаться пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения в месяц (включающая пенсионные и иные выплаты) не достигает 50% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по соответствующему региону.

В настоящее время среднемесячная номинальная начисленная заработная плата фиксируется органами статистики. Для целей установления доплат к пенсиям порядок её исчисления, согласно законопроекту, будет определяться Кабмином РФ.

При изменении размера среднемесячной заработной платы будет производиться соответствующее изменение размера федеральной доплаты к пенсии.

Финансовое обеспечение расходов на выплату дополнительной федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной проектом федерального закона, предлагается осуществлять за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР в соответствии с бюджетным законодательством.

Улучшение жизни пенсионеров

До начала 2000-х годов большинство российских граждан получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из государственного бюджета и общих налоговых поступлений в ПФР. Подробнее — в инфографике Федерального агентства новостей.

В 2002 году стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая базируется на федеральных законах «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 года), «О трудовых пенсиях в РФ» (от 15 декабря 2001 года), «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 года) и «Об обязательном пенсионном страховании» (от 15 декабря 2001 года).

Цель реформы — обеспечить постепенный переход от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Планировалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (она гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитываются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, они могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы до выхода гражданина на пенсию). При этом размер пенсии по новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как это было до 2002 года, а реальным заработком россиянина и размером отчислений работодателя в ПФР.

Кроме того, с 2002 года начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании в НПФ, либо в частную управляющую компанию. Заметим, что с 2002 по 2004 годы право на накопительную пенсию имели мужчины, которые родились в 1953 году и позднее, и женщины, начиная с 1957 года рождения.

С 2005 года из-за дефицита бюджета ПФР пришлось отменить накопительную часть пенсии для всех граждан, которые родились до 1967 года. Все средства были направлены на финансирование страховой части пенсии.

Действия по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 года. Тогда размер накопительной части пенсии для россиян, начиная с 1967 года рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 году было ликвидировано разделение на базовую, накопительную и страховую части. Пенсия стала состоять исключительно из страховой и накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста россияне, которые платили двухпроцентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 годов.

В 2013 году была объявлена новая пенсионная реформа. В рамках нее была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части. Кроме того, появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия теперь добровольная: россияне могли выбрать управляющие компании или НПФ для ее формирования. В противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть. Более того, трудовая пенсия, которая высчитывается по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета. Он был составлен из возраста выхода на пенсию, рабочего стажа и уровня заработной платы.

Чтобы улучшить пенсию

Пенсионный возраст в России нужно повышать: если все оставить как есть, нагрузка на экономику будет увеличиваться, а реальные пенсии будут сокращаться, следует из доклада «Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски», подготовленного экспертами РАНХиГС — государственной академии, чьи расчеты часто поступают в правительство.

Экономисты Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева разработали четыре сценария повышения пенсионного возраста, оценив их финансовый эффект и социальные риски. Оптимальный вариант в их анализе — увеличение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин с шагом «плюс три месяца к пенсионному возрасту» ежегодно в первые четыре года реформы, далее — по шесть месяцев ежегодно (см. инфографику).

«Разработки экспертов РАНХиГС всегда анализируются в правительстве, часть из них используется при принятии решений», — сообщил РБК источник в социальном блоке правительства. Например, новые демографические меры по предоставлению семьям ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка и выплат из маткапитала при рождении второго были разработаны именно экспертами РАНХиГС, заявила вице-премьер Ольга Голодец на форуме РСПП 7 февраля. «Я благодарю Академию народного хозяйства, Татьяну Михайловну Малеву, это была ее идея», — сказала Голодец.

Почему пенсионный возраст нужно повысить

Важнейший параметр российской пенсионной системы — это соотношение численности работников, за которых уплачиваются страховые взносы, и численности пенсионеров, отмечают авторы. В 2018 году доля населения старше действующего пенсионного возраста (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55) составит 25,5%, к 2030 году она возрастет до 28,3%, следует из среднего варианта демографического прогноза Росстата. Согласно прогнозу Минэкономразвития, к середине 2030-х годов численность пенсионеров сравняется с количеством работников, за которых уплачиваются страховые взносы, а затем и превысит его. Это означает, что уже в 2036 году работающий гражданин будет нести материальную ответственность за себя, свою семью и дополнительно за одного пенсионера, а в дальнейшем — более чем за одного, пишут экономисты РАНХиГС.

Этот разрыв будет увеличиваться из-за «беспрецедентного по масштабам и продолжительности» сокращения экономически активного населения: убыль трудоспособного населения за период с 2017 по 2030 год составит 4 млн человек, по прогнозу Росстата.

Демография — не единственная проблема, утверждают экономисты. В России сформировался значительный теневой сектор экономики, в рамках которого с зарплат не отчисляются взносы в пенсионную систему, что снижает объем ее доходов. Пенсионный возраст в сравнении со странами ОЭСР в России низкий — для мужчин он на четыре года ниже, чем в среднем в Европе, для женщин — на восемь лет. А в результате распространения досрочных пенсий фактический возраст начала выплат меньше законодательного. Наконец, длительность среднего трудового стажа сейчас ниже, чем в середине 1930-х годов, когда был установлен и после этого не менялся текущий пенсионный возраст.

Если пенсионный возраст оставить неизменным, то, по подсчетам экспертов РАНХиГС, для поддержания текущего соотношения среднего размера пенсии и средней зарплаты (около 35%) потребуется повысить ставку страховых пенсионных взносов на 5 п.п. (сейчас тариф составляет 22%), то есть увеличить нагрузку на работодателей. Или увеличить трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета с 2,3% ВВП в 2016 году до 3,6% ВВП к 2050 году. Если ничего этого не делать, пенсия по отношению к зарплате снизится с текущих 35 до 24% к 2050 году. «Такой вариант влечет высокие социальные и политические риски: рост социальной напряженности, еще большее распространение бедности, снижение экономической активности, теневизацию экономики и пр.», — подводят итог экономисты.

Как повышать возраст выхода на пенсию

Главная цель увеличения пенсионного возраста — повысить возможности для роста пенсий и снизить нагрузку пенсионной системы на бюджет и экономику, утверждают авторы расчетов. У пенсионной реформы в России есть серьезные демографические ограничения, оговариваются эксперты.

При действующем пенсионном возрасте 60 лет для мужчин ожидаемая продолжительность их жизни на пенсии составляет около 16 лет, а вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%. При увеличении возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии).

У российских молодых женщин сегодня больше шансов дожить до пенсионного возраста (92%), и они дольше живут на пенсии (около 26 лет). При повышении пенсионного возраста женщин до 60 лет показатели России будут на среднем уровне (между Швецией и Словакией), до 63 лет — станут наихудшими среди развитых стран.

Пенсионный возраст следует повысить до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин — это оптимальный сценарий с точки зрения баланса финансовых и социальных последствий, считают экономисты. Повышение должно происходить постепенно, чтобы население и рынок труда смогли лучше адаптироваться. Темпы увеличения пенсионного возраста не должны превышать трех—шести месяцев в год. Финансовый эффект рассчитывался экспертами как изменение баланса доходов/расходов пенсионной системы в сравнении с базовым вариантом, когда пенсионный возраст не меняется.

Эксперты подчеркивают, что власти должны определить прозрачную схему распределения дополнительных поступлений от того, что люди будут работать дольше. Важно объяснить гражданам, что определенная часть вырученных средств будет направлена на увеличение размера пенсий, а не только на экономию средств бюджета. «В противном случае социальное сопротивление населения будет вполне обоснованно, и не исключено, что оно станет непреодолимым барьером на пути дальнейшего реформирования всей пенсионной системы», — указывают экономисты.

Почему пенсионный возраст менять не нужно

Сегодня значительная часть работающих пенсионеров занята на низкооплачиваемых рабочих местах, для них пенсия — это дополнительный к зарплате доход, который помогает поддерживать уровень жизни. В результате повышения пенсионного возраста уровень бедности может возрасти, приводят авторы возможные контраргументы против сценариев. В таком случае государству придется увеличить расходы на социальную защиту населения.

Население России характеризуется плохим состоянием здоровья, и с достижением пенсионного возраста происходит утрата работоспособности. Средняя продолжительность здорового периода жизни для мужчин составляет 61 год, и продлевать пенсионный возраст дальше порога старости нельзя — это приведет к росту смертности, полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. По его словам, 50% населения в возрасте 60 лет имеют заболевания, на основании которых можно оформлять пенсию по инвалидности.

Повышение пенсионного возраста создает риски роста безработицы как среди молодежи, так и среди работников старшего возраста, продолжает эксперт. «Возраст дискриминации на рынке труда начинается с 45 лет. 70% лиц, которых оставят на рынке труда, останутся безработными. Рынок труда не сможет переварить этих людей, их некуда устраивать», — сказал РБК Сафонов. Безработица остановит рост зарплат, фонд оплаты труда в динамике начнет отставать от уровня инфляции. «Пенсионные обязательства, которые индексируются по уровню инфляции, будут расти быстрее, чем доходная база пенсионной системы», — предупреждает Сафонов.

Президент России Владимир Путин в декабре 2017 года заявил, что окончательного решения по вопросу повышения пенсионного возраста не принято. По его словам, если такое решение и будет принято, то оно не должно стать «шоковым», а само повышение должно происходить «постепенно и мягко».

Стратегия развития России до 2035 года, разработанная для президента Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, содержит предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста. «В нашем варианте мы предлагаем повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин до 65 лет», — говорил Кудрин в январе 2017 года.

«Решение об изменении пенсионного возраста не принято. Необходимо широкое общественное обсуждение этого вопроса. Минтруд России сотрудничает с широким кругом экспертов по вопросам государственной социальной политики», — сообщили РБК в пресс-службе Минтруда. В Минфине переадресовали запрос РБК в Минтруд. Минэкономразвития не ответило на запрос на момент публикации.

Правительство предложило повысить пенсионный возраст

Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время

МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Правительство РФ выступило в четверг с предложением поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров назвал предлагаемые решения непростыми, но необходимыми.

Как и кого коснется повышение пенсионного возраста в России

Глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что 16 июня предлагаемый правительством законопроект будет обсуждаться на встрече Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Документ в самое ближайшее время будет передан на рассмотрение в Госдуму, добавил он.

Законодатели планируют обсудить предложения правительства по пенсионному возрасту с регионами и экспертами, сообщил глава думской фракции «Единой России» Сергей Неверов. Целью реформы должно быть повышение благосостояния пенсионеров, добавил он.

Эксперты полагают, что пенсионная реформа поможет решить некоторые проблемы, но следует скорректировать терминологию и убрать, в частности, «обидные для граждан» определения «пенсия по старости» и «период дожития».

Изменения необходимы

В настоящее время возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно. «Предлагается ввести достаточно длительный переходный период — начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году», — сказал Медведев на заседании кабмина. Это, по его словам, позволит направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции.

Премьер-министр отметил, что правительство понимает непростой характер этих решений. «Поэтому мы шли к ним длительное время, у нас были острые дискуссии, мы прорабатывали самые разные варианты, взвешивали все «за» и «против». Но точно также мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, они необходимы. И назрели давно: без этих решений мы не можем двигаться вперед ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики», — подчеркнул глава кабмина.

Медведев напомнил, что ключевая задача, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным — повысить пенсии, увеличивая их темпами выше инфляции вне зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Однако в настоящее время в стране сложилась демографическая ситуация, при которой доля работающих людей становится все меньше, а пенсионеров — все больше. С каждым годом этот дисбаланс продолжит расти, а, следовательно, будет расти и нагрузка на работающих граждан.

«Все это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Для того, чтобы это не произошло, мы должны принять дополнительные меры, только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам, причем на долгосрочный период», — сказал глава правительства.

Пенсионный возраст в России. Досье

Медведев напомнил, что нынешние сроки выхода на пенсию в России были установлены в середине прошлого века и оставались на том же уровне, несмотря на рост продолжительности жизни и изменение условий быта и труда. Он обратил внимание, что сейчас люди не просто живут дольше, но и дольше остаются активными: «Человек пенсионного возраста, скажем, лет 30 назад и сегодня — это просто разные люди. Многие в этом возрасте полны сил и желания работать, у многих еще дети даже не выросли», — сказал премьер, обратив внимание на то, что число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12,5 млн человек, «и с каждым годом такая тенденция будет только усиливаться».

При этом он подчеркнул, что нынешних пенсионеров никак не затронет повышение пенсионного возраста, а пенсии ежегодно будут расти примерно на 1 тыс. рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты.

Премьер-министр обратился к профессиональным союзам, к работодателям с тем, чтобы они «оперативно организовали проведение необходимых процедур, и чтобы мы в кратчайшие сроки провели заседание российской трехсторонней комиссии», на котором будут рассмотрены вопросы пенсионной реформы.

В ближайшие дни

Глава Минтруда Максим Топилин сообщил журналистам, что законопроект о повышении пенсионного возраста будет обсуждаться на встрече Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уже в ближайшую субботу (16 июня). Российская трехсторонняя комиссия состоит из представителей профсоюзов, правительства Российской Федерации и общероссийских объединений работодателей.

Отвечая на вопрос, когда этот законопроект будет внесен в Госдуму, Топилин сказал: «В ближайшие дни, в ближайшие сутки». «Рассчитываем, в эту — весеннюю — сессию [законопроект будет] принят в первом чтении, окончательно — после завершения (парламентских) каникул», — добавил министр.

По словам Топилина, правительство настроено на диалог с депутатами по данному вопросу. «Будем работать над этими предложениями, мы попытались объяснить, что иным способом (кроме как повышением пенсионного возраста — прим. ТАСС) просто не будет возможности повысить пенсии на значимую величину», — отметил он.

Дума будет обсуждать

Госдума будет обсуждать предложения правительства по пенсионному возрасту с регионами и экспертами, заявил вице-спикер, глава думской фракции «Единой России» Сергей Неверов. «Все, что мы получим (от правительства — прим. ТАСС), естественно, будем обсуждать в рамках нашего регламента, обсуждать с экспертами, с регионами, обсуждать в деталях и стремиться к тому, чтобы поставленные цели — повышение благосостояния пенсионеров — были достигнуты», — отметил он, высказав мнение, что «пенсионная реформа назрела».

Пенсионный возраст в странах мира. Досье

«Самое важное в этой реформе — увеличение материального благосостояния наших пенсионеров. Любая реформа должна привести к этому и к выполнению соответствующих указов президента», — подчеркнул Неверов, пояснив, что речь идет, в частности, об «индексации выше инфляции, других направлениях, которые решают вопросы пенсионеров, замещении заработка в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (не ниже 40%)».

Со своей стороны первый замруководителя думских единороссов Андрей Исаев напомнил, что за счет роста продолжительности жизни число пенсионеров в РФ все время возрастает, нагрузка на работающих увеличилась: «Если в 1970 году на одного пенсионера приходилось почти четыре работающих человека, то к 2019 году на одного пенсионера будет приходиться двое работающих, и эта тенденция сохраняется». «Значит, надо искать пути, чтобы реализовать важную задачу — обеспечить достойную жизнь наших пенсионеров, реальное увеличение пенсий», — убежден он.

Исаев заверил, что Госдума будет соблюдать все регламентные сроки, законопроект будет обсуждаться месяц до первого чтения, более месяца до второго. «Мы выслушаем позицию участников российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, — пообещал парламентарий, ранее долгое время возглавлявший комитет Госдумы по труду. — Мы будем советоваться с Союзом пенсионеров России, с общественными организациями, экспертами, будет всестороннее широкое обсуждение».

Поможет решить проблемы

Повышение пенсионного возраста с одной стороны может сократить теневую занятость и повысить доходы пенсионеров, а с другой — существуют риски дефицита рабочих мест и дискриминации при приеме на работу по возрастному принципу, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Увеличение пенсионного возраста приведет к улучшению на рынке труда. «Люди до 50 лет будут востребованы, потому что впереди еще 10 лет труда. Соответственно, работодатели тоже поменяют свои заявки на работников», — считает президент одного из крупнейших объединений работодателей «Опоры России» Александр Калинин. «Не секрет, что сегодня существует нехватка на квалифицированных специалистов и она будет расти. Для работодателей лучше, если работники будут работать дольше», — сказал он.

Дожить до пенсии. В России повысят пенсионный возраст

Правительство России предлагает поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что реформа должна осуществляться поэтапно. Соответствующий законопроект планируется внести на рассмотрение Госдумы 14 июня.

Повышать возраст выхода на пенсию в России начнут с 2019 года, сообщил в четверг премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства. Переходный период растянется на 15 лет, таким образом, возраст выхода на пенсию для мужчин будет увеличен до 65 лет к 2028 году, для женщин – до 63 лет к 2034 году. Для людей, имеющих большой трудовой стаж, правительство предлагает предусмотреть возможность выхода на пенсию на два года раньше установленного срока. Социальную пенсию по старости (выплачивается тем, кто не смог официально наработать необходимый трудовой стаж) женщины будут получать в 68 лет, а мужчины – в 70.

Медведев пообещал, что существующие льготы по досрочному выходу на пенсию будут сохранены. Это право останется у тех, кто работает на вредном или опасном производстве, женщин, которые имеют пять и более детей, инвалидов и некоторых других категорий. По словам премьера, реформа будет способствовать росту пенсионных выплат «ориентировочно на 1000 рублей в год».

Итоговый вариант правительственного законопроекта пенсионной реформы может быть внесен в Госдуму России 14 июня. Ранее сообщалось, что депутаты могут рассмотреть его уже в июле – до ухода депутатов на парламентские каникулы.

Предстоящую реформу можно с уверенностью назвать непопулярной. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», идею повышения пенсионного возраста одобряют только 9 процентов россиян, 82 процента высказались против. Треть боится не дожить до пенсии. Сейчас в России мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. Ожидаемая продолжительность жизни в России, по данным Всемирной организации здравоохранения за 2016 год, составляет 71,9 лет.

Почему правительство именно сейчас решилось на такую непопулярную реформу? Рассуждает заместитель директора Института социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Оксана Синявская:

– Об этой реформе говорили последние лет 15, но раньше главные аргументы против этой меры состояли в том, что в России на протяжении длительного периода сохранялась очень низкая продолжительность жизни и смертность практически не уменьшалась. Это было вызвано многими причинами, в том числе и трансформацией, которая происходила в социально-экономической сфере. Второй аргумент, почему на эту меру не решались, состоял в том, что внешние экономические условия были крайне благоприятными, и высокие цены на энергоносители позволяли достаточно спокойно решать текущие проблемы внутри пенсионной системы путем более интенсивных трансфертов из федерального бюджета.

В последние годы российская пенсионная система в существенной степени зависела от поступлений из федерального бюджета. Сейчас ситуация изменилась. С одной стороны, мы видим положительную динамику в продолжительности жизни, и некоторые эксперты полагают, что эта динамика будет сохраняться и в дальнейшем за счет, скажем, более крепкого здоровья у средних и молодых поколений. С другой стороны, экономическая ситуация тоже изменилась, бюджет наращивать свой трансферт в пенсионную систему уже точно не может. Более того, представители Минфина неоднократно говорили, что они хотели бы сократить тот трансферт, который уже сейчас есть в Пенсионный фонд России. Все вместе это подвигло правительство к тому, чтобы решиться на предложения повысить пенсионный возраст.

– Вы считаете, что эта реформа может быть эффективной для решения бюджетных проблем и улучшения качества жизни нынешних пенсионеров?

– В общем, да. И оценки нашего института, и другие экспертные оценки, которые я видела, показывают, что повышение пенсионного возраста – это одна из тех мер внутри пенсионной системы, которая дает достаточно существенный фискальный эффект. В этом смысле те задачи, которые ставит перед собой правительство по повышению размера пенсий, могут быть достигнуты. Если возраст не повышать, то индексация будет примерно на уровне инфляции, а пенсия все больше будет отставать от заработной платы. Повышение возраста позволяет получить пенсию более высокого размера за счет двух источников. Во-первых, будут повышаться более высокими темпами пенсии всем неработающим пенсионерам, а во-вторых, у тех людей, которые будут выходить на пенсию позже, уже будет более продолжительный трудовой страховой стаж, у них будет больше величина индивидуального пенсионного коэффициента и, соответственно, их индивидуальная пенсия также будет выше, – полагает Оксана Синявская.

Против повышения пенсионного возраста в эфире Радио Свобода высказался проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов:

– Я не являюсь сторонником повышения пенсионного возраста, потому что мы упустили ситуацию, когда это было можно сделать для балансирования Пенсионного фонда. Все-таки все страны принимают решение о повышении пенсионного возраста в период экономического роста: когда вы определяете, что оставляете на рынке труда дополнительную рабочую силу, вам надо понимать, куда она денется, ведь если люди старших возрастов не найдут работу, то нет смысла и повышать пенсионный возраст.

Исполнительный директор негосударственного пенсионного фонда «Сафмар» Евгений Якушев в эфире Радио Свобода согласился с тем, что повышение пенсионного возраста ставит вопрос о занятости старшего поколения:

– Нужно очень хорошо понимать, что делать со старшими возрастами, которые остаются на рынке. Это означает очень большой комплекс мер по изменению рынка труда: частичная занятость, какое-то наставничество, что позволит людям социализироваться. Еще одна важная вещь в изменении пенсионного возраста: если человек хорошо себя чувствует, он активен, может работать, значит, ему нужно дать возможность выйти на пенсию позже, но тогда эта пенсия будет больше. И наоборот, если ты плохо себя чувствуешь и не можешь работать, то у тебя должно сохраниться право выйти на пенсию, но она будет ниже. Самое главное, чтобы повышение пенсионного возраста привело к повышению пенсий.

По мнению Оксаны Синявской, несмотря на стагнацию российской экономики, демографическая ситуация в стране благоприятствует повышению пенсионного возраста:

– За последние 20 лет так много стран решились на повышение пенсионного возраста, что уже проще назвать страны, в которых возраст не был пересмотрен. Повышают его в разных ситуациях, в том числе, например, страны Южной Европы повышали пенсионный возраст в периоды экономических трудностей. Что касается России, то здесь, несмотря на то что экономика в настоящее время находится в стагнации, существует достаточно благоприятная ситуация для такой меры: на рынок труда входит малочисленное поколение людей, рожденных в 90-е годы. Поэтому российские работодатели оказываются в непривычной для себя ситуации, когда у них нет массового притока рабочей силы, за счет которой они могли бы отказываться от труда пожилых работников. В этом смысле старение населения выступает тем самым подспорьем, которое, я надеюсь, позволит провести эту реформу относительно безболезненно. Но, безусловно, есть проблемы дискриминации при найме пожилых работников, и, видимо, правительство должно предложить не только повышение пенсионного возраста, но и какие-то меры по обучению, переобучению, содействию в трудоустройстве людей старшего возраста.

– Тем не менее реформа не вызывает поддержки у населения. Согласно одному из опросов, около 30 процентов респондентов вообще выразили обеспокоенность, что могут не дожить до пенсии.

– Продолжительность жизни растет, но можно не дожить и до действующего пенсионного возраста. У нас сохраняется проблема высокой смертности мужчин после 40–45 лет. Но последняя динамика позволяет надеяться на достаточно неплохую картину смертности в ближайшие десятилетия. Что касается отношения населения, здесь могут быть разные оценки, и наши исследования чуть более высокие цифры давали. Но, безусловно, эта мера ни в одной стране не пользовалась большой популярностью. А у нас на нее еще накладывается общее недовольство людей уровнем зарплаты, отношением работодателей к ним и условиями труда. Поэтому есть такое желание – получить право на заслуженный отдых чуть раньше, в том числе иметь возможность совмещать пенсию и зарплату, что у нас возможно. И это тоже фактор, который влияет на негативное отношение людей. Но пока это негативное отношение не носит активный характер, то есть ожидать таких выступлений, как были при монетизации льгот в 2005 году, я бы не стала, – говорит Оксана Синявская.

Доктор политологических наук Марк Урнов также не видит оснований для социального протеста в связи с новой реформой и не разделяет недовольства россиян повышением пенсионного возраста:

– Честно говоря, эту реформу проводить было давно пора, потому что, во-первых, население у нас стареющее, и тех пенсионных фондов, которые на сегодняшний день имеются, явно не хватает для нормальной оплаты пенсий. Во-вторых, мы отнюдь не в лучшем сейчас бюджетном состоянии, поэтому изыскивать дополнительные ресурсы тяжело. Я отношусь к тому меньшинству российского населения, которое эту реформу поддерживает, и мне не вполне понятно, почему столь многие люди недовольны. У нас большая часть валового внутреннего продукта производится, как известно, на государственных и полугосударственных предприятиях, и пенсии у нас, мягко говоря, невысокие. Но когда повышается пенсионный возраст, человека из государственных организаций значительно сложнее уволить, поэтому вместо того, чтобы оказываться после более-менее сносной заработной платы на очень низком пенсионном уровне, ему предоставляется возможность работать дальше и себя более-менее нормально обеспечивать. Так что людям дают возможность получать больше, чем они могли бы получать, если бы их, руководствуясь пенсионным законодательством, просто отправили бы на заслуженный отдых. Понятно, что эмоционально это вызывает недовольство – нас хотят заставить работать дольше, а мы уже старенькие… Но по факту ведь кто не может работать, тот выходит на пенсию, а кто может работать, продолжает.

– Может ли это недовольство перерасти в социальный протест?

– Ни в коем случае. Какие-то маленькие протесты могут быть, но я не вижу сейчас никакого мощного протестного потенциала в обществе, ни среди людей среднего возраста, ни в пенсионной категории. Разные партии могут попробовать на этом как-то сыграть, но не думаю, что это можно раскрутить до серьезных протестных движений, с перекрытиями дорог и так далее. Реформа проводится достаточно мягко и в интересах как раз пожилых людей, которых насильственно отправляют на пенсию. Для людей, которые работают на государственных предприятиях, это выгодно. Если бы я был пропагандистом, я бы сейчас сосредоточился на разъяснении людям, которые выходят на пенсию, что им дается возможность просто продлить более или менее приличное существование. Зарплата – 30, 40, 60 тысяч в месяц, а когда вы выходите на пенсию, у вас по максимуму пенсия – 14 тысяч. Выбирайте! Я понимаю, что это значит признать крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, но так оно и есть, в принципе.

– Согласно опросам, многие россияне опасаются не дожить до нового пенсионного возраста…

– Ну, это же не с пенсионным обеспечением связано, а с состоянием здоровья российского населения. Оно плохое, и разрыв в уровне здоровья в возрастных когортах стареющих между Россией и развитыми странами очень велик. Но это никоим образом не связано с уровнем пенсий. Если бы меня спросили: что ты хочешь, умереть на работе или на пенсии, я бы точно ответил, что я хочу умереть, будучи в рабочем состоянии, – говорит политолог Марк Урнов.

В России проживает почти 43 миллиона пенсионеров, около 40 миллионов из них получают страховые пенсии по старости. В 2018 году средний размер такой пенсии составил 13 172 рубля. Больше всего получают пенсионеры Чукотки, где минимальная пенсия – без малого 21 тысяча рублей. Самая маленькая пенсия по стране – 7 тысяч рублей – в Курской области. В 2018 году дисбаланс бюджета Пенсионного фонда составляет почти 2,5 триллиона рублей.

Еще по теме:

  • Закон спб ветераны труда Закон спб ветераны труда О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (с изменениями на 26 декабря 2017 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Законом Санкт-Петербурга от 14 февраля 2012 года N 20-5 […]
  • Ст 115 ч 1 ук рф судебная практика Дело № 1-23/2015 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 23 марта 2015 года г.Оса Мировой судья судебного участка № 108 Осинского муниципального района Пермского края Касимова А.Р., с участием государственного обвинителя прокуратуры Осинского района М.Ю.А., защитника-адвоката Г.Е.Ю., представившего […]
  • Следственный комитет дипломная работа Дипломная работа «Следственный комитет при прокуратуре РФ» Год исполнения: 2010 год. Университет: Написана на заказ. Содержание Введение……………………………………………………………………………3 1. Становление и развитие органов предварительного следствия……………..6 1.1. История становления и развития органов […]
  • Какие пошлины в суде общей юрисдикции Госпошлина в суд общей юрисдикции Актуально на: 28 июня 2017 г. О государственной пошлине в арбитражный суд мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о размерах госпошлины в суды общей юрисдикции. Расчет госпошлины в суд общей юрисдикции 2017 Размеры […]
  • Приказ от 24032010 г 209 Охрана труда Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" МИНИСТЕРСТВО […]
  • Штраф за нанесение вреда здоровью Штраф за нанесение вреда здоровью Определением степени тяжести занимается судебно-медицинская экспертиза. - закрытое повреждение органов; - множественные, двухсторонние переломы; - повреждение крупных кровеносных сосудов; - термические/химические/электрические ожоги 3-4 степени и т.п.; - […]
  • Приказ росстата 12112008 278 сырая мука грубого помола мощность кварца квт Популярные поисковые запросы, чтобы ответить на ваши вопросы. Мука цельнозерновая грубого помола в домашних , Цельнозерновую муку грубого помола, , 1,75 Квт/ ч Режим , мука мука грубого помола . Продам вальцы тонкого помола СМК-102 Вальцы […]
  • Прибавление к пенсии работающим пенсионерам Работающим пенсионерам повысят выплаты С 1 августа повысится размер пенсий работающих пенсионеров, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Пенсионного фонда. Максимальная прибавка составит 235 рублей. «Размер прибавки рассчитывается индивидуально. Играет роль зарплата, с которой […]