Кто установил золотое правило

Золотое правило дидактики Коменского

Ян Амос Коменский (1592-1670) — чешский мыслитель-гуманист, философ, педагог, писатель. Он создал более двухсот научных трудов, среди которых встречаются теологические и социально-политические сочинения, назидательные трактаты, проповеди, работы по истории Моравии и общины чешских братьев, труды по лингвистике, географии, литературные произведения, многочисленные учебники по латинскому и чешскому языкам, физике, геометрии, картографии, истории и другие (. ).

Теорию всеобщего универсального образования Я.А. Коменский изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-1630 гг., опубликована в 1849 г.). Переработанная, расширенная и переведенная на латынь «Дидактика» под названием «Великая дидактика» (1633-1638 гг.) стала основной теоретической базой средней ступени образования.

Наглядность, выполняющую функцию основного источника получения знаний, Я.А. Коменский понимал широко, основываясь не только на зрительном восприятии, но и считал, что необходимо привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Именно восприятие Я.А. Коменский рассматривал в качестве источника всех знаний, поскольку предполагалось, что предметы непосредственно запечатлеваются в сознания. Только после ознакомления с предметом изучения следует давать ему объяснение. Я.А.Коменский считал обучение наглядным, если предмет усвоения был представлен в чувственной форме. Он выдвинул «золотое для учащихся правило: всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Я.А. Коменский понимал, что нельзя просто демонстрировать предмет. Учитель должен показать изучаемое в целом виде и со всех сторон, затем на глазах у учеников разложить этот предмет на части, дать название каждой и сложить вновь.

В своем знаменитом учебнике «Видимый мир в картинках», который был издан во многих странах мира и в течение ряда лет считался лучшим, Я.А.Коменский попытался воплотить в жизнь ту новую педагогику, которая была изложена им в его книге «Великая дидактика». В учебнике собрано огромное количество рисунков, под каждым из них давалось словесное описание на разных языках. Так мыслилось изучение распространенных в то время классических языков.

Ученый не ставил перед собой задачи коренной перестройки учебных программ, полагая, что все недостатки старого схоластического обучения могут быть ликвидированы -достаточно только все представить наглядно.

Золотым правилом Я.А. Коменского «Всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами» и сегодня руководствуются учителя, преподаватели, работники образования, что явилось, действительно, драгоценным вкладом в дидактику и великим приобретением методики.

Мой конспект — конспекты, шпаргалки, лекции

Наши партнеры

«Золотое правило» механики и закон сохранения энергии

Давно прошло то время, когда любую работу человек должен выполнять непосредственно своими руками. Сейчас поднимать грузы, перемещать их по земле, воде и в воздухе, выполнять строительные работы и многое другое человеку помогают механизмы. На заре развития цивилизации человек для своей деятельности использовала простые механизмы — рычаг, блок, наклонную плоскость, клин, воротник. С их помощью были созданы уникальные сооружения, некоторые из которых сохранились до наших дней.

И сегодня простые механизмы имеют широкое применение как сами по себе, так и как части сложных механизмов.

При использовании простых механизмов можно получить выигрыш в силе, но он непременно сопровождается проигрышем в перемещении. Можно и, наоборот, получить выигрыш в перемещении, но мы непременно проиграем в силе.

Архимед установил на опыте, что при использовании простых механизмов мы или выиграем в силе во столько раз, во сколько раз проигрываем в перемещении, или выиграем в перемещении во столько раз, во сколько раз проигрываем в силе.

Это утверждение назвали «золотым правилом» механики. Наиболее четко его сформулировал Галилей, уточнив, что оно справедливо, когда трением можно пренебречь.

Долгое время «золотое правило» механики рассматривалось как «самостоятельный» закон природы. И только после открытия закона сохранения энергии выяснилось, что «золотое правило» механики является одним из проявлений закона сохранения энергии:

при использовании любого простого механизма нельзя получить выигрыш в работе.

Из закона сохранения энергии следует и гораздо более общее утверждение, касающееся любых механизмов, — не только простых, но и как угодно сложным: невозможно существование так называемого «вечного двигателя», назначением которого было бы вечно выполнять работу без затраты энергии.

Похожие материалы:

Вы устали искать подходящие конспекты, лекции и семинары? Тогда Вы попали на самый полезный сайт в этой отрасли! У нас собраны лучшие методические учебные материалы по всем направлениям обучения: география, биология, физика, химия, история, философия, психология, экономика, политология и др. Желаем Вам самых высоких оценок иуспешного сдания зачетов и экзаменов. Успехов!

Золотое правило механики

Золотое правило механики

На вороте или на шпиле можно, значит, небольшою силою привести в движение значительный груз. Но скорость этого движения в таких случаях бывает невелика, – меньше, чем скорость, с какою движется приложенная к вороту сила.

Рассмотрим последний пример со шпилем: при одном полном обороте конец шеста, где приложена сила, описывает путь длиною

2 ? 3,14 ? 350 = 2200 см.

Тем временем вал сделает также один оборот, намотав на себя кусок веревки, длиною

2 ? 3,14 ? 21 = 130 см.

Следовательно, груз подтянется всего на 130 см. Сила прошла 2 200 см, а груз за то же время – только 130 см, т. е. почти в 17 раз меньше. Если сравните величину груза (500 кг) с величиною усилия, прилагаемого к шпилю (30 кг), то убедитесь, что между ними существует такое же отношение:

500: 30 = около 17.

Вы видите, что путь груза во столько же раз меньше пути силы, во сколько раз эта сила меньше груза. Другими словами: во сколько раз выигрывается в силе, во столько же раз теряется в скорости.

Рис. 17. Объяснение золотого правила механики

Это правило применимо не только к вороту или шпилю, но и к рычагу, и ко всякой вообще машине (его издавна называют «золотым правилом механики»).

Рассмотрим, например, рычаг, о котором говорилось на с. 51. Здесь выигрывается в силе в 3 раза, но зато, пока длинное плечо рычага (см. рис. 17) описывает своим концом большую дугу MN, конец короткого плеча описывает втрое меньшую дугу ОР. Следовательно, и в этом случае путь, проходимый грузом, меньше пути, проходимого в то же время силою, в 3 раза – во столько же раз, во сколько эта сила меньше груза.

Теперь вам станет понятно, почему в некоторых случаях выгодно пользоваться рычагами наоборот: действуя большою силой на короткое плечо, чтобы двигать маленький груз на конце длинного плеча. Какая выгода так поступать? Ведь мы теряем здесь в силе! Конечно, зато во столько же раз выигрываем в скорости. И когда нам необходима большая скорость, мы приобретаем ее этой ценой. Такие рычаги представляют кости наших рук (рис. 18): в них мускул прикреплен к короткому плечу рычага 2-го рода и приводит в быстрое движение кисть руки.

Рис. 18. Наша рука – рычаг. Какого рода?

В данном случае потеря силы вознаграждается выигрышем скорости. Мы были бы крайне медлительными существами, если бы кости нашего скелета были устроены как рычаги, выигрывающие в силе и, значит, теряющие в скорости.

Золотое правило механики

Почему Архимед не поднял Землю?

Урок физики в 7-м классе на тему «Золотое правило механики»

углубить знания об условии равновесия вращающегося тела, о блоках подвижном и неподвижном;

— доказать, что простые механизмы, используемые в работе, дают выигрыш в силе, но не дают выигрыша в работе;

— вырабатывать практические умения в подборе аргументированного материала.

— воспитывать интеллектуальную культуру в подведении учащихся к пониманию основного правила простых механизмов;

— познакомить с функциями применения рычагов в быту, в технике.

— формировать умение обобщать известные данные на основе выделения главного;

— формировать элементы творческого поиска на основе приема обобщения.

ОБОРУДОВАНИЕ: приборы (рычаги, набор грузов, линейка, блоки, динамометр), презентация, учебник, доска, мел.

План урока
1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Повторение пройденного материала (7-10 мин)

Формы работы: фронтальный опрос.

3. Изучение нового материала (20 мин)

Формы работы: рассказ, беседа, использование наглядных средств (рычаг, подвижный и неподвижный блоки) и компьютер.

4. Закрепление материала

Формы работы: фронтальный опрос (3 мин), решение задач (8 мин)

5. Домашнее задание (2 мин)

Метод изучения нового материала: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового обучения

Учитель: Здравствуйте! Сегодня урок хотелось бы начать со слов:

Целый мир охватив от земли до небес,

Всполошив не одно поколение,

По планете шагает научный прогресс.

У природы все меньше секретов.

Как использовать знанье — забота людей.

Сегодня мы с вами продолжим изучать простые механизмы. Для этого вспомним основные понятия, которые мы знаем.

1) Что называют простыми механизмами? (Приспособления, служащие для преобразования силы, называют простыми механизмами).

2) Назовите простые механизмы.
3) Что такое рычаг? (Рычаг представляет собой твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры).
4) Что называют плечом силы? (Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы).
5) Приведите примеры рычагов в быту и технике.

6) Что такое блок? (Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме).

7) Что такое неподвижный блок? (Неподвижным блоком называют такой блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается.)
8) Для чего используется неподвижный блок? (Позволяет менять направление действия силы).
9) Что такое подвижный блок? (Подвижный блок – это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом.)
10) Для чего используется подвижный блок? (Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза).

11) Правило равновесия рычага. (Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил).

Дело в том, что правило равновесия рычага установил древнегреческий ученый Архимед.

III. Объяснение нового материала.

Поэтому вернемся немного в историю. И вспомним немного о жизни Архимеда, хотя о его жизни известно немного, но его имя и творчество овеяны многочисленными легендами. Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия в 287 г. до н.э. Его отец, астроном Фидий, был родственником сиракузского царя Гиерона. Архимед получил хорошее образование, долгие годы, пробыв в Александрийском музее – уникальном научно-исследовательском центре античного мира, с которым учёный не порывал связей до конца своей жизни. Творческую деятельность Архимед начал как инженер, создавая различные механические приспособления, широко использовавшиеся в строительстве и быту. Всего Архимеду приписывают около сорока изобретений, в том числе винта и полиспаста. К этому периоду относится одно из его первых сочинений «Книга опор», не дошедшая до нас, цитаты из которой приводит в своей «Механике» александрийский инженер и математик Герон. Инженерный гений Архимеда с особой силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 до н. э. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Построенные Архимедом мощные метательные машины забрасывали римские войска тяжёлыми камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в это время лёгкие метательные машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощные краны захватывали железными крюками корабли, приподнимали их кверху, а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули.

По легенде, во время осады римский флот был сожжён защитниками города, которые при помощи зеркал и отполированных до блеска щитов сфокусировали на них солнечные лучи по приказу Архимеда.

Изобретённый им бесконечный винт для вычерпывания воды перемещает воду по трубе на высоту до 4м. Он до сих пор применяется в Египте.

Легендой овеяны последние минуты его жизни. По первой, в разгар боя он сидел на пороге своего дома, углубленно размышляя над чертежами, сделанными им прямо на дорожном песке. В это время пробегавший мимо римский воин наступил на чертёж, и возмущенный ученый бросился на римлянина с криком: «Не тронь моих чертежей!». Эта фраза стоила Архимеду жизни. Солдат остановился и хладнокровно зарубил старика мечом.

По второй версии из рассказа Плутарха: «К Архимеду подошёл солдат и объявил, что его зовёт Марцелл. Но Архимед настойчиво просил его подождать одну минуту, чтобы задача, которой он занимался, не осталась нерешённой. Солдат, которому не было дела до его доказательства, рассердился и пронзил его своим мечом». Плутарх утверждает, что генерал Марцелл был разгневан гибелью Архимеда, которого он якобы приказал не трогать. Таковы легенды. Однако многие историки полагают, что Архимед был убит не случайно — ведь его ум стоил в те времена целой армии.

Но продолжить урок хотелось бы стихотворением Е.Ефимовского «Дайте мне точку опоры».

Однажды по берегу моря вдвоем
гулял Архимед с сиракузским царем.

И царь Гиерон задавая вопрос

Ну, скажем, рычаг. А какая тут цель?

А рядом триеру тащили на мель,

тащили рабы, выбиваясь из сил.

И тут Архимед Гиерона спросил:

— Ты помнишь мой винт для подъема воды?

В Египте рабам облегчил я труды.

А знаешь, как людям помог бы рычаг

в труде непосильном! К примеру.

втащить я… вот эту триеру. —

Стоит Гиерон, потирает висок:

— Ты втащишь триеру? Один? На песок?!

— Триеру на берег втащу я один,

Триеру с гребцами и грузом.

Вот ты через месяц сюда приходи…

И я удивлю Сиракузы.

В назначенный срок собирается люд
на пристани, солнцем согретой.
Глядят на машину, но чуда не ждут:
— Не втащит! Да слыхано ль это!

И царь Гиерон Я вижу веревки и много колес,

и я поражаюсь размеру,

но даже Геракл, ухватившись за трос,

не втащит на берег триеру…

И тут Архимед повернул колесо —
триера послушно ползет на песок.
На палубе с ног повалились купцы.
На берег заехать — не шутка!
По воздуху веслами машут гребцы,
как будто лишились рассудка.

Не верю глазам! Столько силы в плечах?!

Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!

Взглянул Архимед: небо, море кругом.

Синее море и горы.

— Я землю бы мог повернуть рычагом,

лишь дайте мне точку опоры.

Более 2000 лет прошло с тех пор, как погиб Архимед, но и

сегодня память людей хранит его слова: «Дайте мне точку опоры, и
я вам подниму весь мир». Так сказал выдающийся древнегреческий
ученый – математик, физик, изобретатель, разработав теорию
рычага.

Мог ли Архимед поднять Землю? Мы не будем отвечать наугад, так как после ответа сразу последует вопрос «почему?».

Тема сегодняшнего урока: «Почему Архимед не поднял Землю? или «Золотое правило» механики».

Для того чтобы решить эту задачу, нам необходимо выяснить, как связаны действие рычага и производимая силами механическая работа. Если простые механизмы дают выигрыш в силе, то не дают ли они выигрыш в работе?

Ставим проблему: давая выигрыш в силе, дают ли простые механизмы выигрыш в работе?
Сегодня, ребята, познакомимся с общим положением простых механизмов, которое называется «золотым правилом» механики.

Обратимся к эксперименту. Учитель демонстрирует эксперимент на рычаге.

Учитель: Точка приложения меньшей силы проходит больший путь.

Запишите в тетрадях.

(Пути, пройденные точкой приложения сил на рычаге, обратно пропорциональны силам.)
Значит, действуя на длинное плечо рычага, мы выигрываем в силе, но проигрываем в пути.
Применяем свойство пропорции, получаем:
F1 * S1 = F2 * S2; но F1 * S1 = A1;
F2 * S2 = A2
При использовании рычага выигрыша в работе не получается.
То есть A1 = A2
Вывод: используя рычаг, выигрыша в работе не получают. Если мы выигрываем в силе, то проигрываем в пути и наоборот.
К задаче об Архимеде: Архимед не мог поднять Землю. Вообразим на мгновение, что Архимеду дана «другая Земля», на которую он встанет и где будет точка опоры. Если считать, что Архимед способен поднять 60 кг на высоту 1 м за
1 сек, то, чтобы поднять Землю на 1 см, длинное плечо рычага должно описать дугу огромной длины. И даже если Архимед будет подымать большее плечо со скоростью света, ему потребовались бы на преодоление этого пути миллионы лет.
Точка приложения большей силы проходит меньший путь, чем точка приложения меньшей силы.

— Посмотрим, дает ли выигрыш в работе неподвижный блок. Демонстрирую неподвижный блок. Пути, проходимые точками приложения сил F1 и F2 , равны, равны и силы F1 и F2 , а значит, одинаковы и работы.

Демонстрирую модель подвижного блока. Чтобы при помощи подвижного блока поднять груз на высоту h, необходимо конец веревки, к которому прикреплен динамометр, поднять на высоту 2h. Таким образом, получая выигрыш в силе в 2 раза, проигрывают в 2 раза в расстоянии. Следовательно, что мы можем сказать о работе?

Подвижный блок не дает выигрыша в работе.

— Таким образом, ни один из простых механизмов не дает выигрыша в работе. Применяют же различные механизмы для того, чтобы в зависимости от условий работы выиграть в силе или в расстоянии. Уже древним ученым, было, известно правило, применимое ко всем механизмам: Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии. Это правило назвали «золотым правилом» механики. Итак, мы познакомились сегодня с «золотым правилом» механики.

Чтобы закрепить полученные знания давайте вспомним

— Какой из механизмов дает выигрыш в работе?

Ни один из механизмов не дает выигрыша в работе.

— И еще раз сформулируем «золотое правило» механики.

Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии.

Задача: С помощью подвижного блока груз подняли на 3 м. На сколько пришлось вытянуть свободный конец веревки?
Сделаем пояснительный рисунок:

h2 = 3м 1) Воспользуемся «золотым правилом» механики: А1 = А2

Так как левые части этих уравнений равны, то должны равняться и правые части,

3) Учитывая, что блок подвижный, вспомним, что он дает выигрыш в силе в 2 раза.

Значит , т.е. F2 = 2F1

По образцу решите задачу: На какую высоту с помощью подвижного блока можно поднять груз, если при поднятии пришлось вытянуть 5м свободного конца веревки?

Проверьте себя (Ответ: 10м)
Домашнее задание:

§ 60, упражнение 31 (стр. 149 учебника), письменно.

Вставьте пропущенные слова:

Пути, пройденные точками приложения сил на рычаге, обратно пропорциональны ______________________________________________________________________.

Действуя на длинное плечо рычага, мы выигрываем в _____________, но при этом во столько же раз проигрываем в ________________________________.

При использовании рычага выигрыша в _________________________ не получают. Не дает выигрыша в __________________ и неподвижный блок. Подвижный блок не дает выигрыша в _____________.

Многовековая практика показала, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вставьте пропущенные слова:

Пути, пройденные точками приложения сил на рычаге, обратно пропорциональны ______________________________________________________________________.

Действуя на длинное плечо рычага, мы выигрываем в _____________, но при этом во столько же раз проигрываем в ________________________________.

При использовании рычага выигрыша в _________________________ не получают. Не дает выигрыша в __________________ и неподвижный блок. Подвижный блок не дает выигрыша в _____________.

Многовековая практика показала, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вставьте пропущенные слова:

Пути, пройденные точками приложения сил на рычаге, обратно пропорциональны ______________________________________________________________________.

Действуя на длинное плечо рычага, мы выигрываем в _____________, но при этом во столько же раз проигрываем в ________________________________.

При использовании рычага выигрыша в _________________________ не получают. Не дает выигрыша в __________________ и неподвижный блок. Подвижный блок не дает выигрыша в _____________.

Многовековая практика показала, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задача: С помощью рычага подняли груз массой 200 кг. На какую высоту был поднят груз, если сила, действующая на длинное плечо рычага, совершила работу 400 Дж.
Сделаем пояснительный рисунок:

l2

m1 = 200кг 1) Запишем математически «золотое правило» механики: А1 = А2

A2 = 400 Дж 2) По определению, работа – произведение силы, действующей вдоль движения

h = ? тела, на путь, который тело проходит под действием этой силы. Тогда:

Выразим из этой формулы h1:

3) Чтобы найти F1, воспользуемся формулой для нахождения силы тяжести груза:

Кто установил золотое правило

РАЗДЕЛ III

УРОК № 5/39

Тема урока. Подвижный и неподвижный блоки. «Золотое правило» механики

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: продолжить знакомить учащихся с простыми механизмами и их применением; сформулировать «золотое правило» механики и показать практическое его применение; формировать умение наблюдать и анализировать физические процессы.

Оборудование: подвижный и неподвижный блоки, грузики, демонстрационный динамометр, наклонная плоскость.

Приемы и методы

I. Проверка домашнего задания

Устный опрос; записи на доске

II. Актуализация опорных знаний

Вопрос класса; решение задач; записи на доске и в тетрадях

III. Изучение нового материала

Беседа; демонстрации; просмотр кинофильма; записи в тетради; решение задач; работа с учебником

IV. Закрепление нового материала

V. Домашнее задание

Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках

I. Проверка домашнего задания

Проводится в письменной (решение задач на доске) и устной (вопросы после параграфа учебника) формах.

II. Актуализация опорных знаний

• Почему дверную ручку прикрепляют возле края двери, а не посередине?

• Почему разломить спичку пополам достаточно легко, а кусочки, что вышли, разломать еще раз сложно?

• Почему для резки бумаги применяют ножницы с длинными лезвиями, но короткими ручками, а для резки металла, наоборот, с короткими лезвиями и длинными ручками?

• Как легче разрезать плотный картон — помещая его ближе к концам или ближе к середине ножниц? Почему?

• Почему тяжелую бочку легче закатить в грузовик по доске, чем поднять?

Задача 1. Покажите на рис. 1 плечи сил рычага.

Задача 2. На концах рычага действуют силы 40 и 240 Н, расстояние от точки опоры до точки приложения меньшей силы равно 6 см. Определите длину рычага, если рычаг находится в равновесии.

III . Изучение нового материала

Разновидностью рычага является блок. Блок представляет собой колесо с желобом, по которому пропускают веревку, трос или цепь. Различают неподвижный и подвижный блоки. Неподвижный блок при подъеме груза сам не поднимается и не опускается, потому что его ось закреплена.

Демонстрация 1. До недвижимого блока прикрепляется тягарець известной массы, свободный конец веревки тянут с помощью динамометра, фиксируют показания динамометра.

• Дает ли выигрыш в силе неподвижный блок? (Нет, на опыте мы убедились в этом.)

• Как математически доказать это?

На доске выполняется рис. 2. OA = OB = r , следовательно, неподвижный блок представляет собой рівноплечий рычаг, а при помощи такого рычага можно получить выигрыш в силе.

Вопрос классу: Для чего же тогда нужен такой механизм? (Им удобно пользоваться при подъеме груза, потому что он позволяет изменять направление действия силы.) Этот вывод записывается в тетрадь.

Демонстрация 2. Повторяется демонстрация 1, только теперь тягарець поднимают с помощью подвижного блока.

Вопрос классу: мы получаем выигрыш в силе в этом случае? Во сколько раз? Как доказать это?

Запись в тетрадь: Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

Обычно на практике применяют комбинацию неподвижного блока с подвижным. Ученики рассматривают рисунок в учебнике и объясняют преимущества такого устройства. Потом решают следующую задачу.

Задача. Ученик, измерив с помощью динамометра силу натяжения веревки (рис. 3), установил, что она равна 12 Н. Соответствуют ли эти данные теоретическим расчетам, и если не соответствуют, то почему?

Просмотр кинофильма «Простые механизмы в природе и технике»

Итак, простые механизмы дают выигрыш в силе. А получаем ли мы выигрыш в работе, используя простые механизмы?

Вопрос классу: Какую физическую величину нам необходимо еще знать, чтобы определить выполненную работу? (Пройденный телом путь.)

Демонстрация 3. Движение тягарця по наклонной плоскости.

Вывод. Выигрывая в силе, мы проигрываем в расстоянии.

Этот же вывод касается всех простых механизмов. Обратите внимание на то, что точки приложения сил на концах рычага проходят разные расстояния. Эта же закономерность наблюдается и в подвижном блоке.

Вывод (запись в тетрадь). Ни один простой механизм не дает выигрыша в работе: во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии — «золотое правило» механики.

IV. Закрепление нового материала

Задача 1. С помощью подвижного блока груз подняли на высоту 2 м. На какую длину при этом был вытянут свободный конец веревки? (Ответ: l = 4 м.)

Задача 2. Рабочий с помощью подвижного блока поднял груз на высоту 5 м, прилагая к свободному концу веревки силу 200 Н. Какую работу он выполнил? (Ответ: A = F · l 2 = 200 Н · 10 м = 2000 Дж.)

Задача 3. Какова масса груза, который можно поднять с помощью подвижного блока, прилагая к свободному концу веревки усилие 210 Н, если вес блока 20 Н? Трение не учитывать.

V. Домашнее задание

[1]: § 16, упр. № 16; § 31, упр. № 31.

[2]: § 11 (п. 3, 4); § 19.

[3]: СР — задачи 14.1; 14.3; 14.4; 25.1; 25.2;

ДР — задачи 14.8; 14.9; 14.11; 25.8; 25.9;

ВР — задачи 14.13; 14.15; 14.19; 25.13; 25.14.

Творческое задание. Изготовить модель механизма, сочетающего в себе рычаг с подвижным блоком, с помощью которого можно получить выигрыш в силе в 8 раз. (Решение см. на рис. 4.)

Копилка интересных фактов

Ø Секреты наклонной плоскости

Выигрыш в силе наклонной плоскости зависит от угла наклона к горизонту. К примеру, при угле наклона 30° придется прикладывать силу в 2 раза меньшую, чем вес груза, при 45° — силу, равную 70 % от реального веса, при 60° — 90 %.

Ø Криничний журавль родом из Египта

Распространен в украинских селах криничний журавль — родом из Древнего Египта. В Египте это приспособление называлось «шадуф». Таким образом, египтянам еще в давние времена был знаком не рівноплечий рычаг.

Еще по теме:

  • Иманов адвокат В Азербайджане продолжается преследование адвокатов, защищающих диссидентов Адвокат Ялчин Иманов. Фото: kavkaz-uzel.ru Международные правозащитники выражают серьезную обеспокоенность по поводу очередного политически мотивированного дела. На этот раз под прицел попал адвокат Ялчин […]
  • Как узнать льготы по транспортному налогу Разъяснения Все льготы по транспортному налогу: какие категории граждан вправе не платить транспортный налог, по каким автомобилям налог не уплачивается, как оформить льготу по налогу и составить заявление в инспекции >>>. Транспортный налог установлен главой 28 «Транспортный налог» […]
  • При иване грозном были созданы приказы При иване грозном были созданы приказы 30. Реформы Ивана Грозного Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления. В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента Россия официально стала монархией. Верховным правителем […]
  • Наказание врачей Наказание врачей Разъясняет начальник уголовно-судебного управления прокуратуры г.Москвы Маргарита Сандровна Ерицян Врачебная ответственность основана на особенностях врачебной деятельности: взаимном доверии пациента и врача. Это породило много толков о том, что медики вообще не должны […]
  • Ответственность за нарушение правил пребывания иностранных граждан Ужесточена административная ответственность за нарушение правил пребывания иностранных граждан на территории РФ Федеральным законом от 31.12.2017 № 499-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 01 января 2018 года введена […]
  • Как платить штраф по уголовному делу Как заплатить уголовный штраф? Был осужден по статье мошенничество, признали виновным. Вынесли решение суда Штраф 5000р Копию решения не получал. (Поменял место жительства.) Через год пошел в суд ..хотел узнать как оплатить штраф. Мне сказали, -что с таким они не сталкивались и счетов […]
  • Как делят наследство бориса немцова Сын Екатерины Ифтоди претендует на баснословное наследство Бориса Немцова Погибшего политика признали отцом малыша. Несмотря на отказ в первой судебной инстанции, Екатерина Ифтоди продолжила борьбу и сейчас выиграла дело. Женщина рада, что ей удалось доказать, что маленький Боря – […]
  • Нотариус у метро перова Нотариусы района Москвы Перово Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Антропова Ирина Борисовна Телефон: (495) 959-41-15 Адрес: Ордынка М. ул., 29 А-2 Часы работы: Будни […]