Срок полномочий председателя конституционного суда

Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Информация об изменениях:

Статья 12 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ

Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, слушание по которому проведено с его участием.

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, он продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят шесть лет.

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального конституционного закона

Срок полномочий председателя конституционного суда

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Полномочия Председателя Конституционного Суда обозначены в статье 24 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и параграфе 2 Регламента Конституционного Суда. Полномочия Председателя сокращены в сравнении с полномочиями, предусмотренными прежним Законом о Конституционном Суде РСФСР. В частности, прежний закон предусматривал, что Председатель «в случаях, не терпящих отлагательства, в особенности угрожающих невосполнимым ущербом, направляет соответствующим государственным органам и должностным лицам требования о приостановлении процесса ратификации международных договоров, действия нормативных актов, решений, разъяснений, указаний и иных актов, обосновывающих правоприменительную практику; о приостановлении исполнения актов правоприменения до рассмотрения дел Конституционным Судом РСФСР» (п.6 ч.1 ст.21). Срок полномочий Председателя КС по прежнему Закону не ограничивался. Закон предусматривал, что «Судья не может быть освобожден от должности Председателя Конституционного Суда РСФСР иначе как по личному заявлению о сложении с себя этих полномочий». Чтобы избежать ситуаций, в которых высказывания Председателя КС, даже не разделяемые остальными судьями, воспринимаются обществом как позиция Конституционного Суда в целом, КС внес в свой Регламент, принятый в феврале 1995, &#167 3 — «О заявлениях Председателя КС от имени Суда». В нем говорится, что решение о предоставлении Председателю полномочий выступить с заявлением от имени КС принимается по инициативе любого из судей пленарным заседанием в виде отдельного документа, содержащего текст заявления. Председатель КС не вправе уклониться от выступления с заявлением, а судьи, оставшиеся в меньшинстве, не вправе публично заявлять о несогласии с заявлением.

На первом, организационном заседании Конституционного Суда 30 октября — 1 ноября 1991 Председателем Конституционного Суда РСФСР был избран Валерий Дмитриевич ЗОРЬКИН. 6 октября 1993 Зорькин вынужден был подать заявление об отставке под давлением со стороны президентских структур, угрожавших в противном случае роспуском всего состава КС, а также со стороны коллег, не желавших такого развития событий. Со дня принятия отставки В.Д.Зорькина, 6 октября 1993, исполняющим обязанности Председателя КС стал заместитель Председателя КС Николай Васильевич ВИТРУК. 13 февраля 1995 Председателем КС избран Владимир Александрович ТУМАНОВ. Полномочия В.А.Туманова в качестве судьи истекли 31 октября 1996 (в последний день месяца, в котором ему исполнилось 70 лет) и 24 декабря 1996 он подал заявление об отставке с поста Председателя. 20 февраля 1997 отставка Туманова была принята и новым председателем КС избран Марат Викторович БАГЛАЙ. Трехлетний срок его полномочий истекает 20 февраля 2000.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

В соответствии со статьей 26 Федерального конституционного закона о КС «Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом Российской Федерации.» Срок полномочий заместителя прежним Законом о КС РСФСР не ограничивался, новым федеральным конституционным законом установлен в три года.

Заместителем Председателя Конституционного Суда РСФСР с 1 ноября 1991 до 13 февраля 1995 был Николай Васильевич ВИТРУК. 13 февраля 1995 заместителем Председателя КС избрана Тамара Георгиевна МОРЩАКОВА. 18 февраля 1998 она переизбрана на новый трехлетний срок. Полномочия ее в качестве заместителя Председателя КС истекают 18 февраля 2001 года.

СУДЬЯ-СЕКРЕТАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Полномочия судьи-секретаря Конституционного Суда обозначены в статье 27 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и параграфе 4 Регламента Конституционного Суда. Прежним Законом о КС РСФСР предусматривалось избрание секретаря КС сроком на 5 лет. Нынешний Федеральный конституционный закон о КС ограничивает срок полномочий судьи-секретаря тремя годами.

1 ноября 1991 года секретарем Конституционного Суда РСФСР был избран Юрий Дмитриевич РУДКИН. 13 февраля 1995 на организационном заседании обновленного состава КС он же был избран судьей-секретарем КС на трехлетний срок. 18 февраля 1998 года судьей-секретарем избран Николай Васильевич СЕЛЕЗНЕВ. Срок его секретарских полномочий истекает 18 февраля 2001 года.

Распоряжением от 15 марта 1995 о распределении обязанностей председатель КС В.А.Туманов оставил за собой курирование Комиссии по координации с органами судебного конституционного контроля субъектов Российской Федерации и государств — участников СНГ и Комиссии по международным связям. Кроме того председатель курируовал подразделения аппарата, за исключением переданных им под руководство своего заместителя, в том числе Управления Конституционного права; Конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территорий; Конституционных основ частного права; Международного права; Судебных заседаний. Заместителю Председателя КС Т.Г.Морщаковой поручено курирование отделов прав человека и правоприменительной практики; трудового права и социального обеспечения; административного права; уголовного права, уголовного процесса и исправительно-трудового законодательства (ныне — управления конституционных прав и свобод граждан; конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты; административного права; уголовной юстиции); Комиссии по совершенствованию структуры аппарата Конституционного Суда и кадрам; Аналитической комиссии по Регламенту и вопросам применения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Судье-секретарю Ю.Д.Рудкину Распоряжением поручено курирование рабочей комиссии судей по бюджету, финансам и управлению.

Авторам пока неизвестно о каких-либо распоряжениях нового председателя КС М.В.Баглая, пересматривающих распределение обязанностей между тремя руководителями КС.

Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Конституционного Суда Российской Федерации временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье-секретарю Конституционного Суда Российской Федерации, к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а при равном стаже — к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Российской Федерации (ст.25 ФКЗ о КС).

Анализ практики

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации послужило правовой основой происходящих в нашей стране преобразований, включая сферу судебной власти.

В рамках совершенствования законодательства о судебной власти правовые акты, касающиеся статуса судей, в 2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену пришел особый порядок наделения судей полномочиями.

Высокое предназначение судьи обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности. В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации» судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов. Любой гражданин, отвечающий перечисленным выше требованиям и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность. Но здесь необходимо учесть, что кандидаты в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им право судить других людей.

При этом в силу пункта 2 ст.11 названного закона судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи ( 70 лет).

Перечисленные выше требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.

С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее, чем через год.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они назначены.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного Федерального закона, определяется в следующем порядке. Срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного на должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

Произошедшая в соответствии с названным законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.

Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.

Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей судов и их заместителей составляет шесть лет, логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет. Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда. Однако такой подход не отвечает конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.

Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.

Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.

На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.

Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда — это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями. Прежде всего, он – судья.

Исходя из нормы пункта 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком на три года. В то же время в силу пунктов 6 — 8 ст. 6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет. Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.

Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи, закрепил за ними и осуществление иных процессуальных полномочий .

В силу ст. 6.2 Закона « О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя суда осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

При этом закон допускает возможность досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки в организации работы судов.

Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области в 2004-2005 годах освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей. Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов, неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д. В Истринском городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочия трое судей.

В преддверии предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи требующиеся деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.

Должность председателя Конституционного суда РФ; биография Валерия Зорькина

В 2003 году председателем Конституционного Суда вновь был избран Валерий Зорькин /переизбран в 2006 и 2009 годах/

Фото ИТАР-ТАСС

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Вместе с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ он представляет судебную власть РФ. Предшественником КС РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР, который существовал с 1989 по 1991 год.

В апреле 1992 года шестой Съезд народных депутатов РФ уточнил статус Суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями Конституцию РФ.

КС РФ был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 года и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19-ти судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента РФ. Судьи КС несменяемы. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. На председателя Конституционного Суда установленный предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению главы государства /ранее они избирались на эти должности судьями КС РФ/. Кроме того, был увеличен срок полномочий председателя Конституционного Суда с 3 до 6 лет /по аналогии с Верховным и Высшим Арбитражным Судами/.

За более чем 20-летнюю историю суда его руководство менялось несколько раз: с 1991 по 1993 год должность председателя занимал Валерий Зорькин; с 1993 по 1995 год обязанности главы КС исполнял Николай Витрук; в период с 1995 по 1997 год Конституционный Суд возглавлял Владимир Туманов, а с 1997 года должность главы КС занимал Марат Баглай. В 2003 году председателем Конституционного Суда вновь был избран Валерий Зорькин /переизбран в 2006 и 2009 годах/.

Зорькин Валерий Дмитриевич родился 18 февраля 1943 года в с. Константиновка Приморского края.

В 1964 году окончил юридический факультет Московского государственного университета /МГУ/ по специальности «правоведение».

Доктор юридических наук, профессор.

1964-1979 гг. — старший преподаватель, доцент юридического факультета МГУ.

1979-1986 гг. — профессор кафедры конституционного права и теории государства и права Академии МВД СССР. С 1986 года — профессор кафедры государственных правовых дисциплин Высшей юридической заочной школы МВД СССР.

1990-1991 гг. — руководитель группы экспертов Конституционной комиссии Съезда народных депутатов России.

29 октября 1991 года избран судьей Конституционного Суда РФ.

С ноября 1991 по октябрь 1993 годов — председатель Конституционного Суда РФ. 6 октября 1993 года ушел в отставку с поста председателя КС РФ, сохранив членство в суде.

С 21 февраля 2003 года — председатель Конституционного Суда РФ /21 февраля 2006 года и 20 февраля 2009 года переизбран председателем КС РФ/.

Автор ряда монографий, в том числе книг «Власть и право» и «Правовое государство».

Заслуженный юрист РФ.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» П и Ш степеней.

Председатели Конституционного суда РФ с 1991 года. Досье

31 января Совфед назначил Валерия Зорькина председателем КС на шестилетний срок

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года. Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок.

Конституционный суд РФ — высший, «самостоятельный и независимый», судебный орган конституционного контроля. Со времени его учреждения в 1991 году пост председателя КС занимали четыре человека.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о председателях Конституционного суда.

Валерий Зорькин (1991-1993, 2003 — настоящее время)

Валерий Зорькин (род. в 1943 году), юрист, выпускник МГУ им. Ломоносова, в 1990-1991 годы руководил группой экспертов Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР и участвовал в подготовке проекта новой российской конституции. В октябре 1991 года вошел в первый состав судей Конституционного суда РСФСР. 1 ноября 1991 года на первом заседании КС тайным голосованием был избран председателем суда на неограниченный срок. В декабре 1992 года во время конфликта между парламентом и президентом РФ Борисом Ельциным был инициатором соглашения «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации».

Документ предполагал замораживание поправок к Конституции, изменяющих баланс исполнительной и законодательной властей, а также принятие решения о проведении референдума об основах нового основного закона. В марте 1993 года Зорькин осудил заявление Ельцина о введении «особого порядка управления до преодоления кризиса власти». 21 сентября 1993 года КС во главе с Зорькиным признал неконституционным указ президента №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ и постановил считать нарушение основного закона основанием для прекращения полномочий Ельцина.

6 октября 1993 года, после штурма войсками здания парламента, Зорькин ушел в отставку, при этом он остался членом КС. 7 октября 1993 года указом президента РФ деятельность КС была временно приостановлена «до принятия новой Конституции Российской Федерации».

После отставки с поста председателя КС Зорькин продолжал оставаться одним из его судей. 21 февраля 2003 года он был вновь избран председателем суда на трехлетний срок. 21 февраля 2006 года и 20 февраля 2009 года Зорькин переизбирался главой КС на новые трехлетние сроки. 2 июня 2009 года были приняты изменения в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми председатель КС и его заместители стали назначаться на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Кроме того, срок полномочий председателя КС был увеличен с трех до шести лет. 22 февраля 2012 года Зорькин стал председателем КС в пятый раз, назначение впервые прошло по новой процедуре.

Николай Витрук (и. о. председателя, 1993-1995)

Николай Витрук (род. в 1937 году), окончил юридический факультет Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева. Возглавлял кафедру государственно-правовых дисциплин Высшей юридической заочной школы МВД СССР, был одним из разработчиков конституции СССР 1977 года. 29 октября 1991 гоа был избран судьей Конституционного суда РФ, 1 ноября 1991 года — заместителем председателя суда. С 1992 года — ассоциированный член (от России) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы).

21 сентября 1993 года голосовал против постановления КС, которым указ президента РФ №1400 был признан основанием для отрешения Ельцина от должности. 28 сентября 1993 года призвал Зорькина уйти в отставку. С 6 октября 1993 года по 13 февраля 1995 года исполнял обязанности председателя КС. В 1993-1994 ггодахучаствовал в подготовке проекта нового федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и представлял его в Госдуме.

С 13 февраля 1995 года по 12 февраля 2003 года — судья КС. После отставки с должности члена КС работал завкафедрой конституционного права Российской академии правосудия Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Скончался 9 августа 2012 года в Москве.

Владимир Туманов (1995-1997)

Владимир Туманов (род. в 1926 году), выпускник юридического факультета Института внешней торговли Министерства внешней торговли СССР. С 1959 по 1994 год работал в Институте государства и права Академии наук. В 1992 году выступал экспертом на процессе по делу КПСС в Конституционном суде. В мае-июне 1993 года указами Ельцина был включен в оперативную группу по подготовке проекта конституции, а затем стал одним из 25 представителей президента в Конституционном совещании. 12 декабря 1993 года был избран депутатом Госдумы I созыва по списку Партии российского единства и согласия Сергея Шахрая.

25 октября 1994 года был избран судьей Конституционного суда, в связи с чем сложил депутатские полномочия. 13 февраля 1995 года Туманов возглавил КС, за его кандидатуру проголосовали 11 из 19 судей. 9 августа 1996 года во время церемонии инаугурации Ельцина привел его к президентской присяге. 31 октября 1996 года срок полномочий Туманова в качестве судьи КС истек в связи с достижением им 70-летнего возраста.

24 декабря 1996 года он подал заявление об отставке с председательского поста, которое было удовлетворено 20 февраля 1997 года. Туманов продолжал исполнять судейские обязанности до 11 июня 1997 года, когда был назначен и приведен к присяге новый судья. В 1997-1998 годах — судья Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Также в 1997-2011 годах являлся председателем Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Скончался 9 июня 2011 года в Москве.

Марат Баглай (1997-2003)

Марат Баглай (род. в 1931 году), юрист, выпускник Ростовского государственного университета. С 1977 по 1995 год работал проректором, заведующим кафедрой публичного права Высшей школы профсоюзного движения ВЦСПС им. Н. М. Шверника (с 1990 года — Академия труда и социальных отношений). Избран судьей Конституционного суда 7 февраля 1995 года. После отставки Туманова 20 февраля 1997 года был избран председателем КС первом туре 12 голосами из 19. 21 февраля 2000 года переизбран на этот пост («за» — 18, против — один).

В июле 1999 года суд под председательством Баглая принял постановление о конституционности федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно этому решению, ценности, вывезенные с территории «бывших неприятельских государств», признавались российскими. В декабре 1999 года суд подтвердил правоту Ельцина, отстранившего от должности генпрокурора Юрия Скуратова.

По мнению суда, отстранение генпрокурора на время расследования возбужденного против него уголовного дела не относится к компетенции Совета Федерации. 21 февраля 2003 г. во втором туре голосования по выборам председателя КС Марат Баглай проиграл Валерию Зорькину с результатом 9 голосов против 10. Тогда же были прекращены его судейские полномочия. В настоящее время является профессором кафедры конституционного права МГИМО МИД России. 0скт/стк/снб.

Еще по теме:

  • Что входит в служебную записку Служебная записка. Образец написания Служебная записка – наиболее распространенная форма общения между сотрудниками внутри предприятий и организаций. Можно сказать, что это своего рода информационно-справочный документ, который призван облегчить взаимодействие сотрудников из разных […]
  • Повышение пенсии 1 января 2018 года ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 30 марта 2018 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2018 года будут повышены работающим и […]
  • Урок о правилах хорошей речи Урок риторики в 3-м классе на тему "Правильная речь" Цель: знакомство с признаками правильной речи и обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. 1. Показать детям, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению. […]
  • Ходатайство на вуз с место работы образцы Письмо о ходатайстве с места работы (образцы) Письмо №1 Уважаемый Альберт Семенович, Коновалов Сергей Борисович, который в течение трех лет проработал в нашей компании старшим менеджером, зарекомендовал себя как ответственный и порядочный работник. Я, как руководитель компании, доверял […]
  • Земельные юристы тверь Земельные юристы тверь Сложные судебные споры в сфере земли, недвижимости и инвестиций: - сохранили более 125 000 Га земли - сэкономили клиентам более 12 млрд. руб по актуальным вопросам земли и недвижимости полная проверка земли и недвижимости Снижение кадастровой стоимости на […]
  • Имеет ли право пристав арестовать пенсию по инвалидности Пенсия по инвалидности - КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ Порядок и основания назначения такой выплаты, как пенсия по инвалидности, регламентирован нормами Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данным нормативно-правовым актом предусмотрено, что лицо, которое было признано […]
  • Изменения в закон о гражданстве рф 2018 Что нового в законе о гражданстве Российской Федерации в 2018 году Законодательные акты, регламентирующие жизнь иностранных лиц в России, неоднократно корректировались и изменялись с даты их издания. В этом году преобразования коснулись ФЗ № 62 от 31.05.2002 года. Рассмотрим, что […]
  • Божко аи нотариус Нотариус Божко А.И. Сферы деятельности: Нотариальные услуги Смотрите также: В разделе нотариальные услуги представлены 850 организаций города Москва. Например: "Нотариус Пичугина Г.И.", "Нотариус Протопопова Е.Л.", "Нотариус Бородачева И.А." и т.д. В справочнике вы найдете адреса, […]