Собственность бывший союз сср за рубежом

Защита права собственности Российской Федерации за рубежом

Проблема защиты вещных прав возникает также в связи с определением правового режима имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом. Вопрос о признании права собственности Российской Федерации наиболее остро встал в связи с прекращением существования СССР.

По некоторым оценкам, стоимость такого имущества достигает 500 млрд долл., однако проблема заключается в том, что оно не до конца инвентаризовано [1] .

От надлежащего «оформления» раздела собственности зависит решение вопроса, кто в настоящее время является собственником зданий и сооружений, построенных за рубежом в период существования СССР, а значит, и признание вещных прав государств – участников международного общения.

В целях правового обеспечения государственной собственности за рубежом между государствами – бывшими союзными республиками были заключены соглашения от 6 июля 1992 г. о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом. В Соглашении участвуют государства-правопреемники в лице Республики Армения,

Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан и Украины. Соглашение вступило в силу 6 июля 1992 г.

В Соглашении от 9 октября 1992 г. «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности» участвуют девять государств (все перечисленные выше, кроме Украины).

В Соглашении от 6 июля 1992 г. стороны признали вещные права по поводу движимой и недвижимой собственности бывшего Союза ССР за пределами его территории и инвестиции, находящиеся за рубежом, которые имелись на момент правопреемства во владении, пользовании и распоряжении бывшего Союза ССР, его государственных органов и иных структур общесоюзного значения, находившихся под его юрисдикцией и контролем. Вышеуказанная собственность подлежит разделу и переходит к Сторонам в указанных Соглашением долях, которые определяются с учетом обязательства государства участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга бывшего Союза ССР.

В Соглашении от 9 октября 1992 г. предусматривается взаимное признание права собственности на имущество, находящееся на территории государств – правопреемников бывшего Союза ССР. «Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход в их собственность имущества, в том числе финансовых ресурсов, предприятий, учреждений, организаций, их структурных единиц и подразделений бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях Сторон» (ст. 1). Признание касается и государственного имущества, т.е. имущества, находившегося в ведении органов государственного управления других бывших союзных республик в составе Союза ССР (ст. 2). Имущественные вопросы Вооруженных сил и железнодорожных войск, а также пассажирских и транспортных судов бывшего Министерства морского флота регулируются специальными соглашениями между Сторонами (ст. 3).

В основе признания права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество предприятий, учреждений и организаций бывшего союзного подчинения лежат международные соглашения, подписанные бывшими союзными республиками. Принятие в Российской Федерации законодательства, регулирующего порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся за рубежом, а также достижение договоренности между государствами – бывшими республиками СССР о правовом режиме этого имущества являются необходимыми, но не исчерпывающими условиями для осуществления защиты вещных прав Российской Федерации на имущество, находящееся за рубежом. В каждом конкретном случае совершения юридических действий с указанным имуществом требуется признание права собственности Российской Федерации на указанное имущество со стороны каждой из бывших союзных республик для того, чтобы правомерность таких актов признавалась государством, на чьей территории располагается недвижимость.

В соответствии со ст. 6 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности каждая Сторона имеет право продать, обменять, передать в залог, сдать в аренду, передать безвозмездно или на договорных началах свою собственность другой Стороне, ее физическим и юридическим лицам. Это положение международного договора может быть реализовано лишь при условии, что указанные действия совершаются «в соответствии с законодательством Стороны местонахождения объектов собственности, если иное не предусмотрено другими соглашениями Сторон». Под «другими» соглашениями подразумеваются международные договоры, заключаемые государствами-участниками с целью признания передачи прав на недвижимое имущество.

§ 6. Правопреемство в связи с прекращением существования СССР

Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г.

Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право Так, решениями 1992 г об участии государств — участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г государства — правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов

Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека, о разоружении и т.д.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР.

В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств — участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

В качестве примера рассмотрим некоторые из них.

В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г.

Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия — 4,13 процента, Казахстан — 3,86; Россия — 61,34; Украина — 16,37 процента и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 процента и данным Соглашением не рассматривалась.

В 1992—1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 — начале 1996 гг.

Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.

Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.

Собственность бывший союз сср за рубежом

&nbspСобственность бывшего СССР за рубежом

В раздел союзной собственности включился Верховный Совет
Российский парламент, не дожидаясь окончательного решения вопроса о разделе активов и пассивов бывшего СССР, принял вчера постановление «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом». В соответствии с документом право совершения сделок купли-продажи с союзной недвижимостью за рубежом получает Фонд федерального имущества, который будет создавать свои представительства за рубежом. Тем самым контроль за зарубежной собственностью перешел от правительства к Верховному Совету.

До сих пор раздел бывшей союзной собственности за рубежом фактически осуществлялся правительством и курировался вице-премьером Александром Шохиным, председателем правительственной комиссии по долгам бывшего СССР. Именно правительство небезуспешно реализовывало при заключении соответствующих документов с бывшими союзными республиками идею «нулевого варианта», по которому России передавались полномочия по выплате и управлению всем долгом бывшего СССР, а республики в свою очередь отказывались в пользу России от зарубежных союзных активов.
Практически эта схема закреплена в межправительственных соглашениях с большинством республик. Камнем преткновения остается позиция Украины, которая предлагает свою модификацию урегулирования: «нулевой вариант + 38». Она согласна на «нулевой вариант», но настаивает на передаче ей 38 зарубежных объектов.
Теперь Верховный Совет в соответствии с Законом о собственности берет на себя контроль за зарубежной недвижимостью, не дожидаясь внесения окончательной ясности в имущественный спор двух крупнейших наследников бывшего СССР. Формальности соблюдены: постановление содержит оговорку, что зарубежное имущество бывшего СССР является федеральной собственностью России, «если иное не установлено соглашениями Российской Федерации с другими государствами».
Реально же речь идет не только о соблюдении закона. По существу продолжается дележ прав, на этот раз непосредственно имущественных, между исполнительной и законодательной властями. Зарубежная недвижимость оценена Верховным Советом в $8-10 млрд.
Постановление предусматривает, что зарубежное имущество подлежит инвентаризации, и в ее ходе неизбежно вспыхнут скандалы. Дело в том, что Украина неоднократно заявляла, будто российские власти негласно продают зарубежную недвижимость бывшего СССР, что прямо не опровергалось российским Госкомимуществом, в ведении которого до последнего времени состояла зарубежная собственность бывшего СССР.

Собственность бывший союз сср за рубежом

Гуманитарное право — это российский сетевой научный юридический журнал, в котором каждый желающий бесплатно может опубликовать свои статьи, заметки или предложения по международным или внутригосударственным проблемам гуманитарного права или любых других отраслей и направлений юридической науки и практики, но применительно к человечности и состраданию жертвам войн или иных опасностей, угрожающих людям в повседневной жизни.

Нынешний год завершил череду знаменательных годовщин, связанных со 150-летием гуманитарной деятельности. В этот юбилейный период коллектив ученых НИИ Государствоведения совместно с российскими и зарубежными партнерами учредил этот журнал, как электронное средство массовой информации, профессионально ориентированное на юристов, разрабатывающих теорию и практику обеспечения прав и свобод человека в самом широком смысле, как для творчества, так и для текущей практики. Со дня образования журнала единственной его целью является правовая пропаганда научного поиска решений проблем справедливости, человечности и правосудия, а также способов преодоления таких ситуаций, когда ложно понятая целесообразность подменяет собой свободу и право человека. Мы стремимся достичь этой цели, предоставляя свои страницы всем, кто уважает правдивое юридическое слово, кто содействует развитию международного и внутригосударственного гуманитарного права. Журнал прилагает усилия для активизации гуманитарной деятельности, руководствуясь принципами конституционного права России и Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Авторам . Здесь можно опубликоваться бесплатно. Если Вы столкнулись с трудностями опубликования своих идей, статей или книг, то лучший способ опубликоваться – это поместить свой материал в сетевом журнале Гуманитарное право, который является средством массовой информации, зарегистрированным Роскомнадзором, рецензируемым научным журналом, в котором ваша статья здесь получит статус полноценной научной публикации, учитываемой в РИНЦ и международных индексах научного цитирования.

Профессионалам . Если Вы опытный автор, юрист, то журнал Гуманитарное право для Вас — это самое подходящее место. Нигде Вас так не оценят, как в нашем журнале. Нигде Вы не найдете столь комфортного и выгодного места работы, как в журнале Гуманитарное право. Единственное, что здесь требуется – это приложить ваше мастерство к помощи в формировании начинающих авторов – студентов, аспирантов всех тех, кто хотел бы овладеть искусством защиты прав человека в публичной дискуссии, в киберпространстве. Мы рады Вам, и надеемся на наше совместное научное взаимодействие.

Приглашаем всех стать нашими авторами и редакторами!

  • Вы здесь:
  • Главная

Гуманитарное право

сетевое рецензируемое издание,
зарегистрированное Роскомнадзором,
свидетельство № ФС77-55169.

Адрес редакции:
119134, г. Москва,
4-й Голутвинский переулок,
д. 1/8, стр. 5.
Тел.: +7 (495) 909-81-55
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Собственность бывший союз сср за рубежом

Об отнесении к подсудности Экономического Суда Содружества Независимых Государств споров о возмещении убытков юридических и физических лиц — владельцев валютных вкладов во Внешэкономбанке СССР и его филиалах

Данное заключение принято 23 мая 1996 г.
(акт без номера, № госрегистрации Г9600046)

Высший Арбитражный Суд Республики Казахстан обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств по вопросу о подсудности споров о возмещении убытков юридических и физических лиц — владельцев валютных вкладов в связи с заблокированием после распада бывшего Союза ССР Внешэкономбанком и Правительством Российской Федерации валютных счетов Внешэкономбанка СССР и его филиалов, а также о целесообразности отнесения данных споров к подсудности Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

Экономический Суд при подготовке заключения руководствовался Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств и Положением об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, согласно которым правовым основанием отнесения указанных в запросе споров к подсудности Экономического Суда Содружества Независимых Государств являются соглашения и иные акты Содружества. Поэтому в качестве правовой базы для проведения исследования и подготовки заключения определены соглашения государств — участников Содружества, другие акты Содружества и его органов (институтов), касающиеся поставленных в запросе вопросов, а также нормативные и другие акты государств — участников Содружества, принятые по вопросам погашения долгов Внешэкономбанка СССР юридическим и физическим лицам — владельцам валютных вкладов.

Решение вопроса погашения долгов Внешэкономбанка СССР юридическим и физическим лицам — резидентам бывшего СССР находится в зависимости от решения вопросов о разделении между государствами — республиками бывшего Союза ССР внутреннего и внешнего валютного долга СССР, что обусловило дополнительное включение в объект исследования при подготовке данного заключения актов, принятых по этим вопросам.

Заключение государствами — участниками Содружества Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года позволило Сторонам Договора достичь соглашения о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, а также о создании межгосударственного органа для решения связанных с Договором вопросов — Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР . На основании Решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР от 17 декабря 1991 года (Протокол N 3) с 17 декабря 1991 года Внешэкономбанком СССР были приостановлены все виды платежей за границу в свободно конвертируемой валюте, а также любые перечисления валютных средств по текущим балансовым счетам валютных фондов, счетам совместных предприятий, корреспондентским счетам советских коммерческих банков, счетам благотворительных фондов и общественных организаций.

Далее — Межгосударственный совет.

Соглашением о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 13 марта 1992 года была предпринята попытка через Внешэкономбанк СССР создать действенный механизм взаимосогласованного погашения внешнего долга бывшего Союза ССР. Внешэкономбанку СССР были сохранены права уполномоченного банка Договаривающихся Сторон.

Частью второй статьи 3 Соглашения было предусмотрено распределение голосов полномочных представителей в Межгосударственном совете в соответствии с долями Сторон в платежах по погашению внешнего долга бывшего Союза ССР .

Соглашение не подписали Правительства Туркменистана и Республики Узбекистан.

Положения вышеуказанного Соглашения нашли отражение в Уставе Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР от 13 марта 1992 года.

Статьей 3 Устава Межгосударственному совету были предоставлены полномочия, связанные с реализацией Договора в области:

— контроля за выполнением обязательств по долгу Союза ССР и распределением активов Союза ССР в соответствии с Договором;

— проведения инвентаризации и оценки долгов и активов Союза ССР;

— принятия решений по оперативному урегулированию обязательств по долгу Союза ССР и распределению активов Союза ССР;

— проведения реорганизации Внешэкономбанка СССР без нанесения ущерба заключенным кредитным соглашениям.

13 марта 1992 года правительства государств — Сторон Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года подписали Протокол о внешнем долге и активах , в котором поручили Межгосударственному совету внести на рассмотрение Совета глав правительств Содружества предложения, направленные на повышение эффективности работы Межгосударственного совета, а также предоставить Совету глав правительств Содружества информацию о наличии активов бывшего СССР за рубежом.

Протокол не подписан Правительствами Туркменистана и Республики Узбекистан.

Правительствами государств — участников Содружества было одновременно подписано Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 года. Согласно статье 1 данного Соглашения к государственному внутреннему долгу отнесены только задолженность Правительства бывшего СССР населению по остатку вкладов в сберегательных банках, по выпущенным и не погашенным государственным займам выпуска 1982 и 1990 гг., включая начисленную компенсацию, доходы и проценты по ним, суммы компенсации на взносы граждан по долгосрочным договорам страхования, а также другая задолженность Госбанку СССР, Госстраху СССР и Сберегательному банку СССР по средствам, использованным для финансирования расходов союзного бюджета.

Во исполнение данного Соглашения министерствам финансов Сторон было поручено принять на свои балансы от Госбанка СССР соответствующие суммы государственного долга бывшего СССР перед населением, переоформив на долг этих государств в порядке, согласованном с центральными (национальными) банками. Порядок разделения и взаиморасчетов по остальной части государственного внутреннего долга бывшего Союза ССР было решено определить отдельным соглашением с учетом положений данного Соглашения о принципах разделения долга (статья 5 Соглашения).

Таким образом, Соглашением о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 года не регулировались вопросы внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР.

Решением от 20 марта 1992 года Совет глав государств — участников Содружества Независимых Государств признал, что все государства — участники Содружества являются правопреемниками прав и обязательств бывшего Союза ССР , а также создал Комиссию из полномочных представителей государств — участников Содружества для проведения переговоров и подготовки предложений по решению вопросов, связанных с правопреемством в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза ССР. Этим же Решением установлено, что решения Комиссии принимаются консенсусом (пункт 6) .

Российской Федерацией Решение подписано с дополнением к п. п. 1, 2: «кроме государственной собственности».

Республикой Беларусь Решение подписано с замечанием: «за исключением п. 6».

В это же время государствами — участниками Содружества было заключено Соглашение по разделу активов и пассивов бывшего Госбанка СССР между центральными банками государств — участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 года, согласно которому было решено для раздела активов и пассивов бывшего Госбанка СССР между центральными (национальными) банками государств — участников Содружества создать совместную Комиссию, которая в месячный срок должна была разработать механизм раздела активов и пассивов по состоянию на 1 января 1992 года и представить его на рассмотрение глав государств .

Соглашение не подписано Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан.

Протокольным решением глав государств — участников Содружества о деятельности комиссии по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза ССР от 15 мая 1992 года и Решением глав государств — участников Содружества о деятельности Комиссии по рассмотрению комплекса вопросов, связанных с правопреемством в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза ССР, от 6 июля 1992 года было признано необходимым активизировать работу Комиссии и поручить ей изучить и проанализировать балансы и другие материалы Госбанка СССР, Внешэкономбанка, Международного банка экономического сотрудничества, Международного инвестиционного банка, Совзагранбанков, Госхрана СССР, Минфина СССР и других бывших союзных органов, осуществлявших по поручению союзного правительства расчеты и учет операций с иностранной валютой, золотом и другими ценностями, и представить в двухмесячный срок на рассмотрение Совета глав государств Содружества предложения по конкретному механизму раздела сумм активов, определенных Комиссий.

Протокольное решение не подписано Украиной.

Урегулирование всех вопросов, связанных с реализацией Соглашения о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 года, также было возложено на Комиссию по правопреемству, созданную в соответствии с Решением Совета глав государств — участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 года.

Наконец, Решением глав государств — участников Содружества о деятельности Комиссии по рассмотрению комплекса вопросов, связанных с правопреемством в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза ССР, от 9 октября 1992 года было установлено:

«1. Приостановить работу Комиссии по рассмотрению комплекса вопросов, связанных с правопреемством в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза ССР.

2. Вопросы, связанные с правопреемством в отношении долгов и активов бывшего Союза ССР, решать на двусторонней основе.»

Решение подписано Республикой Узбекистан с припиской:

«Узбекистан принимает предложение Российской Федерации по «нулевому» варианту расчетов»; не подписано Туркменистаном.

Согласно информационному сообщению Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (N ГК-22 от 11 января 1996 года), двусторонние соглашения между Российской Федерацией и государствами — участниками Содружества об определении принципов раздела внутреннего и внешнего валютного долга бывшего СССР и о судьбе валютных вкладов клиентов бывшего Внешэкономбанка СССР не заключались.

Отсутствие соглашений и иных актов Содружества по вопросу, связанному с судьбой валютных вкладов клиентов бывшего Внешэкономбанка СССР, побудило государства Содружества, и в первую очередь, Российскую Федерацию, решать данный вопрос самостоятельно, на национальном уровне.

Так, Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 января 1992 г. N 2172-I «О Банке внешнеэкономической деятельности СССР» было установлено, что до подписания соглашения о Внешэкономбанке СССР уставный и резервный фонды банка, а также здания, сооружения и иное его имущество переданы в ведение Центрального банка Российской Федерации. Данным актом Внешэкономбанку СССР было поручено выполнять функции агента по обслуживанию внешнего долга и управлению активами бывшего Союза ССР и руководствоваться в своей деятельности решениями Центрального банка Российской Федерации.

Постановлением было установлено правопреемство Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед российскими физическими лицами, Правительством Российской Федерации, российскими предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе банками, по их валютным счетам во Внешэкономбанке СССР (пункт 3).

Правительству и Центральному банку Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком СССР поручено переоформить вышеуказанные обязательства, в том числе путем выпуска облигаций в иностранной валюте.

Пунктом 3 данного Постановления была также установлена первоочередность погашения обязательств Внешэкономбанка СССР перед физическими лицами и банками.

Центральному банку Российской Федерации было поручено создать комиссию с участием представителей бывших республик Союза ССР по приему активов и пассивов Внешэкономбанка СССР и их последующей передаче соответствующим правопреемникам (пункт 4).

До переоформления обязательств, по которым Российская Федерация выступила правопреемником, Постановлением было приостановлено использование валютных средств, зачисленных на счета предприятий, организаций и учреждений, в том числе банков, во Внешэкономбанке СССР до 31 декабря 1991 года, за исключением платежей по сделкам, заключенным до этой даты, с последующим возмещением этих средств под гарантии Правительства Российской Федерации за счет Республиканского валютного резерва Российской Федерации (пункт 6).

Согласно совместному Информационному письму Центрального банка Российской Федерации (N 01-10-2/114) и Комитета по оперативному управлению деятельностью Внешэкономбанка СССР (N 5) от 14 февраля 1992 года, решение вопросов использования средств, поступивших во Внешэкономбанк СССР на валютные счета клиентов — резидентов бывшего Союза ССР (кроме Российской Федерации) до 1 января 1992 года, отнесено на период после определения представителями государств принципов раздела внутреннего и внешнего валютного долга бывшего Союза ССР.

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. N 1565 «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР» в целях выполнения пункта 3 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 января 1992 г. N 2172-I «О Банке внешнеэкономической деятельности СССР» предусматривалось погашение задолженности Внешэкономбанка СССР физическим лицам начиная с 1 июля 1993 года. Для обеспечения выплаты задолженности российским физическим лицам — резидентам бывшего Союза ССР предусматривалось использовать средства Республиканского бюджета Российской Федерации и иные источники, включая средства от реализации активов бывшего Союза ССР, как это предусмотрено пунктом 10 Решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 1992 года (Протокол N 11).

Учитывая правопреемство Российской Федерации по обязательствам бывшего Союза ССР перед российскими предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе банками, по их валютным счетам во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992 года, Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации и Внешэкономбанком было поручено переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте (пункт 3 Указа).

В соответствии с Решением Правительственной комиссии по государственному внешнему долгу и финансовым активам Российской Федерации от 2 июля 1993 года погашение задолженности перед физическими лицами, имеющими счета в бывших учреждениях Внешэкономбанка СССР на территории государств — бывших республик Союза ССР, подписавших с Российской Федерацией соглашения «о нулевом варианте» в отношении внешнего долга и активов бывшего СССР, которые вступили в силу в установленном порядке, и, соответственно, перечисления валютного покрытия по данной задолженности будут осуществляться по мере выверки и окончательного урегулирования расчетов указанных учреждений с Внешэкономбанком (г. Москва).

С учетом вышеизложенного следует констатировать, что соглашений, определяющих судьбу валютных вкладов клиентов бывшего Внешэкономбанка СССР (его филиалов) и регламентирующих вопросы возмещения убытков данных лиц, а также о подсудности споров, возникающих в связи с этим, государствами — участниками Содружества Независимых Государств заключено не было. Отсутствуют по этим вопросам и решения Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов. В этой связи следует признать, что на сегодняшний день отсутствует правовая база отнесения к подсудности Экономического Суда Содружества Независимых Государств споров, связанных с возмещением клиентам бывшего Внешэкономбанка СССР и его филиалов убытков, возникших в связи с заблокированием валютных вкладов на их счетах.

Таким образом, в соответствии с Положением об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденным Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, вопросы, изложенные в запросе Высшего Арбитражного Суда Республики Казахстан, не подлежат толкованию Экономическим Судом по следующим основаниям: Экономический Суд, согласно статье 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов, а также актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества;

в настоящее время не имеется многосторонних и двусторонних соглашений, решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества, иных актов Содружества и его институтов, регулирующих отношения государств — участников Содружества по вопросам, связанным с решением судьбы долгов Внешэкономбанка СССР его клиентам — резидентам бывшего СССР, а также соглашений и актов Содружества, которые относили бы споры о возмещении убытков юридических и физических лиц, возникших в связи с заблокированием после распада бывшего Союза ССР Внешэкономбанком и Правительством Российской Федерации валютных счетов Внешэкономбанка СССР и его филиалов, к подсудности каких-либо судебно-арбитражных органов государств — участников Содружества либо позволяли отнести данные споры к подсудности Экономического Суда Содружества Независимых Государств;

отсутствуют доказательства того, что государства — участники Содружества достигли соглашения о применении каких-либо актов законодательства бывшего Союза ССР, регламентирующих отношения, указанные в запросе Высшего Арбитражного Суда Республики Казахстан.

Решить вопрос об отнесении к подсудности Экономического Суда данной категории споров можно только после заключения государствами — участниками Содружества соглашений, регулирующих вопросы определения судьбы валютных вкладов клиентов бывшего Внешэкономбанка СССР (его филиалов) и возмещения данным лицам убытков, вызванных заблокированием их счетов.

Учитывая, что многие вопросы, связанные с государственным внутренним долгом бывшего Союза ССР, уже урегулированы, считаем целесообразным при решении государствами — участниками Содружества поставленных в данном заключении вопросов использовать в качестве критериев уже отработанные принципы и механизмы, в частности те, которые изложены в Межправительственном соглашении государств — участников Содружества о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 года.

Еще по теме:

  • Невис налоги Налогообложение на Сент-Китсе и Невисе Налогообложение физических лиц На Сент-Китсе и Невисе отсутствуют прямые налоги, подоходный налог, налог на прирост капитала, наследство и дарение. Налог на прирост капитала в размере 20 % взимается только с прибыли, полученной от сделок с […]
  • Приказ министра обороны рф о вещевом обеспечении Приказ Министра обороны РФ от 6 июня 2018 г. N 309 "О внесении изменений в приложения N 1, 3 и 4 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 500 "О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время" (не вступил в силу) Внести […]
  • Узнать штрафы налоговые Ответственность за нарушение законодательства Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов) Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе: Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе Штраф должностных […]
  • Правила саймона на jail сервере Правила саймона на jail сервере 1. Использовать любые Скрипты/читы и прочее. [Бан на 1 Неделю/Навсегда] 2. Использовать баги игры,карт. [Бан на 30 мин/1 день] 3. Использовать программы, меняющие голос/воспроизводящие посторонние звуки. [Бан на 30 мин/3 часа] 4. Использовать ники […]
  • Расчет пенсии женщинам 1965 года рождения ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 21 сентября 2016 Нередко граждан, обращающихся в Отделение ПФР по Владимирской области, интересует, какие существуют условия для назначения пенсии. […]
  • Закон иркутской области о правовых актах Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ"О правовых актах Иркутской области и правотворческой […]
  • Первый закон об инвалидах Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 24 июля 1998 г., 4 […]
  • Приказ минкультуры 1215 ПРИКАЗ Минкультуры России (Министерство культуры РФ) от 11 июля 2014 г. №1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ГОСТИНИЦЫ И ИНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ, ГОРНОЛЫЖНЫЕ ТРАССЫ И ПЛЯЖИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ АККРЕДИТОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ" В соответствии со […]