Полномочия помощника прокурора города

Требования к кандидатам, поступающим на должность прокурорского работника

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.

В соответствии со статьей 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

На прокурорских работников, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Кандидаты на должности помощников прокуроров городов (районов) должны соответствовать требованиям, установленным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2011 N 378 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора».

Полномочия помощника прокурора города

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Квалификационные требования к должности помощника прокурора

В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

  • имеет гражданство иностранного государства,
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным,
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока,
  • имело или имеет судимость,
  • имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника,
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурорские работники, а также граждане, состоящие в резерве кандидатов для поступления на службу в органы прокуратуры на должности помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров должны соответствовать предъявляемым законом требованиям.

С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда, прокурорским работникам необходимы такие качества как высокая работоспособность, энергичность, воля, интеллект, инициативность, настойчивость в достижении целей при осуществлении служебных функций, целеустремленность, уравновешенность, общительность, умение устанавливать психологический контакт, способность мыслить творчески.

В целях формирования квалифицированного состава сотрудников прокуратуры приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2011 № 378 утверждена Квалификационная характеристика должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора.

Для соответствия требованиям Квалификационной характеристики должности помощника прокурора необходимо уделять внимание развитию необходимых моральных и деловых качеств, совершенствованию полученных знаний, умений, приобретению практического опыта и навыков прокурорской деятельности.

от 2 ноября 2011 г. N 378

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТИ

(КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТИ) ПОМОЩНИКА

ПРОКУРОРА ГОРОДА, РАЙОНА И ПРИРАВНЕННОГО К НИМ ПРОКУРОРА

1. Общие требования к кандидату на должность помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и прокурорскому работнику, замещающему эту должность:

соответствие требованиям, установленным ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (для помощников военных прокуроров — в том числе соответствие требованиям, установленным ст. 48 данного Федерального закона);

соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

2. Перечень необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора моральных качеств и психологических свойств личности.

2.1. Уровень социальной адаптации личности:

социальная и служебная ответственность;

высокий уровень правосознания, воспитания и культуры;

чуткость, скромность и нравственная чистота.

2.2. Интеллектуальный уровень:

развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, понимание сущности и государственной значимости прокурорской деятельности;

аналитические способности, умение оперативно воспринимать новые профессиональные знания, умения, навыки и адаптировать их к целям и задачам прокурорской деятельности.

2.3. Психологическая (эмоциональная) устойчивость личности:

устойчивость к стрессу и психофизическим перегрузкам;

сила воли, уравновешенность.

2.4. Коммуникативные качества личности:

умение вести деловую беседу;

свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;

ответственность и исполнительность, способность устанавливать и поддерживать служебные отношения в коллективе, с работниками вышестоящих прокуратур;

способность правильно осуществлять взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, органов государственного и муниципального контроля, других органов власти;

тактичное и уважительное отношение к гражданам, представителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций (помощников военных прокуроров — также к воинским должностным лицам) с сохранением независимости, требовательности и принципиальности.

3. Требования к профессиональным знаниям помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора.

Помощник прокурора города, района и приравненного к ним прокурора обязан знать:

Конституцию Российской Федерации;

основополагающие международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие права и свободы человека и гражданина (для помощников военного прокурора — международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы статуса российских войск за рубежом и оказания взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств), а также вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу деятельности помощника прокурора (для помощника военного прокурора — знание военного законодательства), а также нормативные правовые акты органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту дислокации прокуратуры;

постановления, определения, разъяснения, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, содержание которых связано с функциональной деятельностью помощника прокурора;

приказы, указания и иные организационно-распорядительные и информационные документы Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и других вышестоящих прокуроров, регламентирующие функциональную, а также предметную деятельность помощника прокурора, в том числе определенную соответствующим прокурором при распределении обязанностей между работниками прокуратуры;

Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации;

основы организации труда и управления в органах прокуратуры;

порядок прохождения государственной службы в органах прокуратуры (для помощников военных прокуроров — в том числе военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах);

нормы делового общения;

порядок работы с ведомственными автоматизированными информационными комплексами;

правила пропускного, внутриобъектового и противопожарного режимов в здании прокуратуры, а также обращения со служебным удостоверением и обеспечения безопасности прокурорских работников, членов их семей;

правила ношения, хранения и применения служебного оружия;

правила ведения делопроизводства, основы систематизации законодательства, учета и статистической отчетности в органах прокуратуры;

основные статистические данные, отражающие состояние закрепленного за ним направления прокурорской деятельности;

порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

4. Требования к профессиональным умениям и навыкам помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора.

Помощник прокурора города, района, приравненного к ним прокурора обязан:

эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, принимать меры к своевременному и полному устранению выявленных нарушений закона;

знать и умело применять методы анализа и прогнозирования состояния законности и правопорядка на соответствующей территории или объекте;

владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности по закрепленному за ним направлению деятельности;

качественно составлять процессуальные и другие служебные (деловые) документы, акты прокурорского реагирования, а также формировать статистическую отчетность по закрепленному за ним направлению деятельности;

обладать навыками публичных выступлений, профессионального ведения полемики в судебном процессе;

владеть компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением, уметь пользоваться справочными информационными системами;

правильно вести делопроизводство, соблюдать порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

5. Виды прокурорской деятельности, организация и состояние которых влияют на вывод о соответствии помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора занимаемой должности.

5.1. Организация и осуществление прокурорской деятельности в пределах компетенции, определенной соответствующим прокурором, в том числе распределением обязанностей между работниками в прокуратуре города, района, приравненной к ним военной и иной специализированной прокуратуре:

надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов;

надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзора за исполнением законов судебными приставами;

надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия;

надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами (для помощников военных прокуроров).

5.2. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

5.3. Участие в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел судами.

5.4. Участие в соответствии с установленными законом полномочиями в:

осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

осуществлении международного сотрудничества;

ведении государственного единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре;

осуществлении согласования с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

предупреждении преступности и иных правонарушений;

правовом просвещении населения.

5.5. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, осуществление приема граждан.

Полномочия помощника прокурора города

Для этого необходимо отметить положения УПК, в которых речь идет о полномочиях прокурора и его заместителя: ст. 96 (право санкционирования ареста), 97 (продление срока содержания под стражей), 133 (продление срока следствия), 153 (отстранение обвиняемого от должности), 167 (санкционирование выемки документов, содержащих государственную тайну), 168 (санкционирование обыска), 173 (выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной), 174 (наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово — телеграфных учреждениях), 188 (помещение в лечебно — психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей), 214, 215, 216, 217 УПК (принятие решений по делу, поступившему с обвинительным заключением).

Во-вторых, следует исключить нормы, в которых речь идет о санкционировании иных мер процессуального принуждения и производства следственных действий, разрешении отводов (ст. 63, 73, 75, 89, 92, 93, 101 УПК), а также даче согласия на прекращение дел по нереабилитирующим основаниям (ст. 6, 7, 8, 9 УПК). Очевидно, что речь в них идет о лишь о полномочиях прокуроров и их заместителей.

Анализ норм, в которых речь идет о прокурорах, осуществляющих надзор за следствием и дознанием (ст. 97, 121, 133 УПК — продление процессуальных сроков до одного месяца по делу, возвращенному судом для дополнительного расследования), также позволяет утверждать, что закон говорит о прокурорах, либо их заместителях.

И последнее. Важно учесть компетенцию прокуроров различных уровней, установленную в ряде случаев Законом о прокуратуре и приказами Генерального прокурора РФ. Так, ч.2 ст.33 Закон о прокуратуре в говорит о возможности освобождения каждого незаконно подвергнутого задержанию только на основании постановления прокурора или его заместителя. Приказ Генерального прокурора РФ № 90 от 15.12.98г. “О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ” содержит требование о том, чтобы решения об отклонении обращений граждан принимали прокурор или его заместитель, и они же давали ответы заявителям. Указание Генерального прокурора № 8/40 от 05.02.98 “О порядке предания гласности материалов прокурорской и следственной деятельности работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации” и Указание № 43/39 от 23.06.98 “О дополнительных мерах по обеспечению сохранности служебной информации при расследовании уголовных дел”, конкретизируют ст. 139 УПК, устанавливающую порядок придачи данных предварительного следствия гласности и возлагают контроль за этой деятельностью на заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов федерации, районных, городских прокуроров.

Обобщая положения названных норм применительно к статье 211 УПК, характеризующей полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия можно назвать действия и решения, которые находятся в исключительной компетенции прокурора и его заместителя. Это санкционирование заключения под стражу, производства обыска и других действий следователя и органа дознания, отстранение обвиняемого от должности; продление срока расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения; возвращение уголовных дел органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; изъятие от органа дознания и передача следователю любого дела, передача дела от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования; отстранение лица, производящего дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела и некоторые другие из числа вышеназванных полномочий.

Другие же полномочия прокурора, предусмотренные ст.211 УПК, применительно к компетенции помощника, должны определяться строго индивидуально, с учетом действующего законодательства и приказов Генерального прокурора.

По вопросу об объеме и характере письменных указаний, исходящих от помощника прокурора, наша точка зрения сводится к следующему:

Помощник прокурора вправе давать от своего имени письменные указания следователю поднадзорного правоохранительного органа по различным вопросам расследования, которые не находятся в исключительной компетенции прокурора или его заместителя а также, за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о прекращении дела, т.е. процессуальных действий и решений, обжалование которых следователем вышестоящему прокурору влечет за собой приостановление исполнения указаний.

В вопросе о правомерности возбуждения помощником прокурора уголовного дела мы исходим их анализа норм уголовно-процессуального законодательства и Закона о прокуратуре.

В соответствии со ст.112 УПК уголовное дело может быть возбуждено прокурорами в пределах их компетенции. В самом УПК эта компетенция не определена, однако из содержания ч.1 ст. 25 Закона о прокуратуре, регламентирующей полномочия прокурора по осуществлению общего надзора и ст. 54 Закона вытекает, что помощник прокурора, исходя из характера нарушения, допущенного должностным лицом, вправе вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела. В аналогичном порядке могут решаться вопросы о возбуждении уголовного дела в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.27 и ст.54 Закона о прокуратуре).

В то же время ч.2 ст.22 Закона о прокуратуре говорит о возможности возбуждения уголовного дела по основаниям, установленным законом, лишь прокурором и его заместителем.

Налицо коллизия правовых норм в рамках одного законодательного акта. Вместе с тем, по нашему мнению, допустимо толковать закон в пользу правомерности принятия помощником прокурора принятия самостоятельных процессуальных решений о возбуждении дел о преступлениях, но лишь по составам, подпадающим под определение ч.1 ст.25 и ч.2 ст.27 Закона о прокуратуре. Однако при этом, следует иметь ввиду, что данные полномочия Закон о прокуратуре связывает с осуществлением надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также надзора за исполнением указанными субъектами прав и свобод человека и гражданина, что также сужает сферу действия названных норм.

Принимая во внимание, что в последнее время в судебной практике ярко проявились тенденции к более строгой оценке допустимости доказательств, в частности к требованию о производстве тех или иных процессуальных действий, принятию процессуальных решений надлежащим лицом, мы не рекомендуем помощникам принимать самостоятельные решения о возбуждении дел за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.25 и ч.2 ст.27 Закона о прокуратуре.

Отказ же помощника прокурора в возбуждении дела представляется возможным, так как такое решение может быть обжаловано прокурору и отменено им, что можно расценивать как дополнительную гарантию законности принятого решения. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 29 апреля 1998 г. No. 13-П в связи с запросом Костомукшского городского суда Республики Карелия не ставится под сомнение обоснованность вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела помощником прокурора г.Костомукши в отношении гр. Климочкина А.В. в связи с дорожно-транспортным происшествием. Более того, Конституционным Судом подчеркнуто, что порядок установленный ч.4 ст.113 УПК, в соответствии с которым отказ прокурора, следователя, органа дознания в возбуждении уголовного дела может быть обжалован надлежащему прокурору, сам по себе не противоречит провозглашенным в Конституции Российской Федерации гарантиям прав и свобод человека и гражданина, — он призван обеспечивать оперативное устранение нарушений закона, допускаемых в ходе проверки заявлений и сообщений о совершенных преступлениях.

Прекращение уголовных дел, отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей должны по-нашему мнению производится прокурорами и их заместителями по подготовленным помощниками прокурора материалам. Рекомендуемый порядок тесно связан с необходимостью строгого соблюдения требования ст.127 УПК о процессуальной самостоятельности следователя, который при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В отношении незаконных и необоснованных процессуальных решений органа дознания, процессуальная самостоятельность которых законом в большей степени ограничена, по нашему мнению, можно согласиться со сложившейся практикой их отмены помощником прокурора, осуществляющим надзор за соответствующим органом дознания с согласия прокурора или его заместителя, хотя более правильной была бы все же подготовка процессуальных решений от имени прокурора или его заместителя. Речь идет, прежде всего, об отмене постановлений о приостановлении дознания и прекращении уголовного дела.

Таким образом, осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, помощник прокурора вправе:

1) возбуждать дела о преступлениях, но лишь по составам, подпадающим под определение ч.1 ст.25 и ч.2 ст.27 Закона о прокуратуре;

2) требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверять не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

3) давать письменные указания о расследовании преступлений, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу. (Данные полномочия вытекают из содержания ст. 31 и 54 Закона о прокуратуре, в соответствии с которыми помощник прокурора вправе принять к своему производству расследование любого преступления и Приказа Генерального прокурора № 31 от 18.06.97г. “Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием”, предписывающего прокурору, его заместителю или помощнику при решении вопроса о санкционировании ареста допрашивать лиц, подлежащих аресту);

5) отказывать в возбуждении уголовных дел;

давать заключения по вопросам, отнесенным к компетенции прокурора или его заместителя, в частности, о прекращении либо приостановлении производства по уголовным делам; об обоснованности предъявленного обвинения и избрания меры пресечения и иным вопросам;

отменять незаконные и необоснованные постановления о прекращении и приостановлении дел органами дознания;

рассматривать по поручению прокурора обращения граждан и лично давать ответы заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также разъяснения.

Представляется, что все указанные полномочия так или иначе могут быть связаны с обеспечением помощником прокурора допустимости доказательств.

Вместе с тем, анализ названных выше нормативных актов, не дает ответа на целый ряд вопросов, связанных с компетенцией помощника прокурора. Так, остается неясным вправе ли он принимать самостоятельные процессуальные решения о соединении и выделении дел (ст. 26), предъявлять и обеспечивать гражданский иск (ст. 29, 30), рассматривать заявления об отводах переводчика, специалиста, адвоката (ст. 66, 67, 67.1), разрешать ходатайства эксперта об участии при проведении следственных действий (ст. 82), принимать решения о приобщении к делу вещественных доказательств (ст. 84), направлять заявление без возбуждения дела по подследственности или подсудности (ст. 114), ограничивать обвиняемого и его защитника в ознакомлении с материалами дела (ст. 201 УПК) и некоторые другие.

Представляется, что помощник прокурора может осуществлять эти и другие полномочия, предусмотренные УПК, в рамках делегированных ему вышестоящим прокурором. По мысли В.П.Рябцева такое делегирование возможно в двух направлениях: в порядке использования процессуальных полномочий временно отсутствующего должностного лица, а также реализации прав, определяемых должностным инструкциями, утверждаемыми соответствующими прокурорами.

Замещение помощником прокурора должности прокурора или заместителя является частным случаем в надзорной практике (болезнь, очередной отпуск, временное отстранение от исполнения служебных обязанностей и т.п.). Более важным представляется определение компетенции помощника приказом или должностной инструкцией. Яркий пример такого делегирования полномочий содержится в Приказе Генерального прокурора № 57 от 21.10.96г. “Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением”, в п.4 которого Генеральный прокурор предоставляет прокурорам городов с районным делением целый комплекс различных полномочий уровня прокуратуры субъекта федерации.

Специальными инструкциями на практике определяется компетенция управлений (отделов) прокуратур и их сотрудников (начальников соответствующих подразделений, их заместителей, прокуроров отделов) при этом, в ряде случаев, делегируются некоторые полномочия прокурора и его заместителя подчиненным прокурорам. Однако такие инструкции, не отличающиеся единообразием, существуют, как правило, лишь в аппаратах прокуратур — субъектов федерации. В городских (районных) прокуратурах в лучшем случае есть распоряжения прокурора о территориально-предметном распределении обязанностей между помощниками, в которых не определена их компетенция (в том числе делегированные полномочия).

Радикально проблему могло бы решить дополнение УПК нормой, в которой, по аналогии со ст. 54 Закона о прокуратуре, необходимо предусмотреть предметную компетенцию прокуроров различных уровней.

Но до тех пор Генеральная прокуратура могла бы разработать типовые Инструкции о распределении полномочий прокуроров разных уровней, осуществляющих надзор за исполнением законов органами следствия и дознания для прокуратур-субъектов федерации и городских (районных) прокуратур.

Прокуратура Оренбургской области

Общественные помощники

Общественные помощники

Институт общественных помощников действует в целях выявления лиц, соответствующих требованиям прокурорской деятельности, обладающих необходимыми профессиональными и моральными качествами, их последующего обучения навыкам практической работы, формирования кадрового резерва прокуратуры области.

Общественным помощником может быть назначен студент, получающий высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, и окончивший второй курс.

Общественные помощники назначаются распоряжением прокурора района, города, межрайонного или специализированного прокурора, по результатам рассмотрения поданных документов, проведения собеседования и проверочных мероприятий.

Перед допуском общественного помощника к исполнению обязанностей осуществляется инструктаж по технике безопасности.

Срок полномочий общественного помощника не может превышать период его обучения по юридической специальности.

Полномочия общественного помощника прекращаются распоряжением соответствующего территориального прокурора:

– в связи с истечением установленного срока полномочий общественного помощника;

­– по инициативе руководителя прокуратуры;

– по инициативе общественного помощника;

– по рапорту прокурорского работника о ненадлежащем исполнении общественным помощником данных ему поручений, злоупотреблении правами, совершении порочащего проступка либо о наличии иных оснований, исключающих его дальнейшую деятельность.

Общественный помощник осуществляет свою деятельность на общественных началах и безвозмездной основе.

Общественный помощник оказывает техническую и информационную помощь прокурорскому работнику в разрешении жалоб, проведении проверок, готовит проекты документов.

Все действия общественный помощник выполняет исключительно по поручению и от имени прокурорского работника.

Общественный помощник в случае привлечения его к уголовной или административной ответственности обязан незамедлительно информировать соответствующего прокурора.

Общественный помощник несет ответственность за достоверность представленной при назначении информации, качество и своевременность выполнения своих обязанностей.

Общественный помощник не вправе совершать проступки, дискредитирующие его и органы прокуратуры, действует только в пределах поручений, данных ему прокурорским работником, с учетом требований законодательства, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области.

Общественный помощник не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в процессе выполнения поручений и заданий прокурорского работника.

Общественному помощнику запрещается лично или через других лиц получать денежные средства, подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочего, а также использовать свой статус и возможности в целях обеспечения получения их для третьих лиц, использовать полномочия общественного помощника в личных целях.

По результатам деятельности общественного помощника руководителем территориальной прокуратуры готовится характеристика с выводами о его соответствии требованиям прокурорской деятельности и возможности приема на работу в органы прокуратуры области.

Оригинал характеристики выдается общественному помощнику.

3. Назначение общественным помощником

Назначение на должность общественного помощника осуществляется прокурором района, города к которому направлен кандидат.

Перед допуском общественного помощника к исполнению обязанностей осуществляется инструктаж по технике безопасности.

Срок полномочий общественного помощника не может превышать 1 год, в дальнейшем при необходимости срок может продлеваться отдельным распоряжением прокурора района, города.

Общественный помощник ежеквартально к 10 числу готовит письменную информацию о проделанной работе, которая направляется в кадровое подразделение прокуратуры области.

Решение о возможности зачисления общественного помощника в перспективный кадровый резерв принимается прокурором района, города в течение 6 месяцев.

При неудовлетворительном результате стажировки в качестве общественного помощника полномочия прекращаются в тот же срок.

460000, г.Оренбург,
ул. Кобозева 51
Тел. (3532)77-65-00, факс: (3532) 77-71-74

Дежурный прокурор:
(3532) 77-21-67 (9ч-18ч) (3532) 77-65-00 (18ч-9ч)

Телефон доверия:
(3532) 77-16-78 (круглосуточно)

Канцелярия:
(3532) 44-92-15

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Помощник прокурора, его права и обязанности

Согласно закону Российской федерации, должность прокурора и его помощников имеют права занимать лица, которые имеют высшее юридическое образование и обладают специальными качествами для исполнения обязанностей данной профессией.
В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры имеются должности старшего помощника и помощника прокурора. Все помощники обедняются в специальные группы, за работой которых следит заместитель прокурора.

Если права и обязанности прокурора в законе прописаны четко, то права и обязанности помощника прокурора нигде четко не прописываются, кроме несколько пунктов статье 40.1 закона «О прокуратуре РФ»

В первую очередь, помощник прокурора должен:

  • Хорошо знать законы РФ.
  • Обладать высоким уровнем интеллекта.
  • Иметь лидерские качества.
  • Уметь быстро воспринимать полученную информацию и делать правильные выводы.
  • Быть устойчивым к стрессовым ситуациям.
  • Уметь хорошо общаться с людьми, быстро налаживать контакт.
  • Быть независимым, неподкупным и принципиальным.

Самой важной обязанностью помощника прокурора является подготовка процессуальных актов, контроль за которыми осуществляет прокурор.
В обязанности помощника прокурора не входят обязанности самого прокурора. Но если прокурор отсутствует по уважительной причине, такой, как болезнь или отпуск, помощник имеет право исполнять обязанности своего начальника. В таком случае помощник вместо прокурора имеет право выступать в суде и принимать решения по поводу конкретного дела.

Прокурор временно может передавать часть своих полномочий помощнику, составив специальный приказ или должностную инструкцию.

Помощник прокурора может подготавливать исковые заявления в суд, а также подбирать материалы данных для исковых заявлений в соответствии с законами. Осуществлять наблюдения за правильным исполнением законов в судебных приставах. Работник имеет право собирать и подготавливать материалы для обращения прокурора в арбитражный суд. Стоит заметить, что помощник прокурора может вести наблюдение за делами, которые касаются стягивания материального ущерба с граждан и юридических лиц. По приказу прокурора помощник делает разнообразные запросы по делам,которые он ведет. Помощник прокурора может проводить анализ состояния преступности в городе или районе. В его обязанности входит подготовка исков по возмещению материального ущерба, который был нанесен стране. Он обязан помочь гражданам, которые обратились с жалобами, связными с социальной сферой, а именно решать вопросы об охране их прав. Помощник прокурора может наблюдать за тем, законно ли проверяют качество продуктов питания, наблюдать за работой санитарно — эпидемиологической станции. Прямой обязанностью также является проведение антикоррупционной экспертизы в делах. Вместе с прокурором и заступником прокурора помощник может совершать проверки юридических лиц, предпринимателей, разных приватных учреждений.

Стоит заметить, что вся деятельность помощника прокурора должна проверятся самим прокурором. Именно прокурор в первую очередь несет ответственность за все дела своего помощника. Помощник в свою очередь должен постоянно помогать прокурору, поддерживать обвинение в суде.

Права помощника прокурора.

Главным правом помощника прокурора является поддержание обвинения в суде, контроль документов, проведение выступов.
Если помощник прокурора в процессе выполнения работы видит правонарушение, что имеет состав преступления, он имеет право завести криминальное дело. Основания для открытия криминального дела регулируются законом РФ.

Вместе с прокурором помощник может освобождать особ, которые были задержаны незаконно, изучать материалы дела. Имеет право без препятствий входить в государственные здания, список которых обозначен в законе «О прокуратуре РФ » . Государственный работник может вызывать на допрос граждан, требовать от них объяснений по поводу нарушения закона. Так же, со согласия прокурора, помощник может посещать задержанных по конкретному делу, проводить допросы, знакомится с документами, на основании которых произошло задержание лиц.
Помощник прокурора имеет право присматривать за выполнением законов, присматривать за ходом дела и развитием следствия, запрашивать нужные документы.

Получив сведения о неуплате налогов коммерческой организацией, может обратится в органы налогового контроля с требованием предоставить документы об уплате налогов данной организацией. С подобным требованием помощник прокурора может обратиться в статистические или банковские организации.

Стоит заметить, что прокурор, его заместители и помощники обязаны один раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации.

Можно сделать выводы, что права и обязанности помощника прокурора четко не указанны в законе «О прокуратуре РФ». Они зависят от прокурора, от того, насколько прокурор доверяет своему помощнику и какую работу может поручить. Если помощник проявил себя ответственным работником, он может исполнять обязанности прокурора в его отсутствие.

Еще по теме:

  • Не спрашивай миром правит Белая река – ДДТ «Белая река» – песня группы ДДТ из альбома «Это Всё…». Автор текста и музыки – Юрий Шевчук. Композиция является одним из известнейших хитов коллектива, при этом редко исполняется на концертах и более известна в студийном варианте. ДДТ – Белая река – клип В 1994 году клип […]
  • Льготы пенсионерам по земельному налогу в белгородской области Льготные категории граждан по имущественным налогам Транспортный налог Установлены льготы (в виде пониженных ставок налог) для следующих категорий граждан: для Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, а также награжденных орденом Ленина, […]
  • Приказ генерального прокурора об организации прокурорского надзора за орд Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными. Цицерон Прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. В юридической теории и практике многогранной […]
  • Адвокат тахир Аресты по делу «ТФБ Финанс»: «Мещанов — сам пострадавший вкладчик, у него 12 млн сгорело» Свидание в храме Фемиды, отвод судье и 2,5 тысячи подписей за свободу обвиняемым Под стражей еще на три месяца оставил казанский суд экс-зампреда «Татфондбанка» Сергея Мещанова и двух его коллег из […]
  • Наглядные пособия медицинские Наглядные пособия медицинские Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих производителейСША, Великобритании, Японии, стран Европы […]
  • Штрафы как вид административного наказания Все юридические новости Штраф как вид административного наказания Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространствеСафарянов И.Ф.Штраф как вид административного наказания Наказание в виде административного штра­фа чаще всего используется в борьбе с […]
  • Все про закон архимеда Все про закон архимеда Компьютерная модель представляет собой иллюстрацию закона Архимеда. Вводится понятие «Архимедова сила», демонстрируются условия плавания тел. Существование гидростатического давления приводит к тому, что на любое тело, находящееся в жидкости или газе, […]
  • Лунные дни благоприятные для заключения брака Благоприятные дни для свадьбы: Календарь на 2018 год От дня бракосочетания двух людей зависит очень многое. Мужчина и женщина, связывающие себя брачными узами, кардинально меняют собственную жизнь – её уклад, цели, перспективы. Что может оказаться значимым при определении дня свадьбы? […]