Приказа 721 от 01092011 г

Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск

(351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами

  • Новости
  • Нoрмативные документы
  • Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами

  • Нормативные документы
  • март 20, 2015
  • 3736

ПОРЯДОК УЧЕТА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минприроды России от 25.06.2014 N 284)

I. Общие требования

1. Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

(в ред. Приказа Минприроды России от 25.06.2014 N 284)

Учет отходов по 721 приказу

Приказ №721 от 01.09.2011 г. устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Л ист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.

Как заполнять таблицы указано в Приказе №721 от 01.09.2011 г.

Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 (с комментарием)

Министерство природных ресурсов и экологии приказом от 01.09.2011 № 721 утвердило Порядок учета в области обращения с отходами. В нем речь идет о требованиях к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходов. Разберемся с новыми обязанностями и ответственностью за их несоблюдение.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

К слову, новая статистическая форма № 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28.01.2011 № 17.

Но как заполнить эту форму, если не вести учет отходов?

Теперь с принятием Порядка все должно встать на свои места.

Минприроды России утвердило образцы таблиц учета отходов, которые должно заполнять лицо, ответственное за учет. Данные учета следует обобщать поквартально (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) и за год (по состоянию на 1 января). На такое обобщение организациям отводится десять дней, поскольку в Порядке установлено, что данные обобщаются в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом. Никакой поправки на праздничные дни в документе нет.

Напрашивается вывод: для соблюдения требования Порядка ответственных за учет отходов будут вызывать на работу, например, в новогодние каникулы и платить им за это в соответствии с нормами Трудового кодекса.

Теперь о таблицах учета.

Общие таблицы с данными учета отходов в области обращения отходов очень напоминают статистическую форму № 2-ТП (отходы), правда, немного модернизированную.

Например, в форме № 2-ТП класс опасности — отдельная графа в шапке таблицы, а в таблице к Порядку (приложение № 1) — строка, точнее, несколько строк в зависимости от класса. В общем принципиальных расхождений нет. Так что организация учета — это фактически подготовка к составлению статистической отчетности.

В Порядке подробно описано, как заполнять таблицы, в какой графе что указывать, как брошюровать листы, осуществлять исправления и т.д. Данные учета должны храниться в течение пяти лет.

Что касается ответственности, на сегодняшний день в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность только за нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19) — наложение штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. на должностное лицо, ответственное за ее представление, а равно представление недостоверной статистической информации.

Ответственности за отсутствие учета в соответствии с утвержденным Порядком в Кодексе нет.

Первичный учет отходов по структурным подразделениям

Первичный учет отходов на предприятии — одна из наболевших тем в области обращения с отходами. Что делать хозяйствующим субъектам, в составе которых имеется несколько структурных подразделений? Нужно ли вести учет отходов в каждом из этих подразделений?

Штатные экологи знают, что образование и дальнейшее обращение с отходами должны быть задокументированы и учтены в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами (далее — Порядок), утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014; далее — Приказ № 721). Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов[1].

Материалы первичного учета используются при проведении инвентаризации отходов, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), технического отчета по обращению с отходами[2] , отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства)[3], подготовке отчетности по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» , расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду[4] (в части размещения отходов).

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

  • технической и технологической документации;
  • бухгалтерской документации;
  • актов приема-передачи;
  • договоров.

Учету подлежат все виды отходов I–V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем[5] за учетный период.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) и очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Согласно первоначальному тексту Порядка данные учета нужно было оформлять в соответствии с приложениями № 1, 2, 3, 4 к Порядку, а именно:

  • «Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению индивидуального предпринимателя и юридического лица» (приложение № 1);
  • «Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом»(приложение № 2);
  • «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)»(приложение № 3);
  • «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица»(приложение № 4).

Таким образом, Порядком было предусмотрено ведение учета отходов не только юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), но и его структурными подразделениями (для этих целей была предназначена таблица из приложения № 1 к Порядку):

Извлечение
из Порядка

(до внесения изменений)

[…]
10. Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка)[6] юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала).
[…]

[1] При этом действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

[2] О разработке данного отчета см.: Колчина Е.Н. Составление технического отчета по обращению с отходами // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 69–71 (прим. редакции).

[3] О представлении данной отчетности см.:

– Комментарий к письму Росприроднадзора от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991 «О направлении разъяснений» // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 35–39;

Севрюгина В.В. Нарушение требований законодательства при представлении отчетности по отходам // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 64–67 (прим. редакции).

[4] Подробнее о расчете платы см.:

Севрюгина В.В. Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 49–56 (http://www.profiz.ru/eco/1_2015/plata_NVOS/);

– Сивков А.Л. Кто так пишет?! Размышления о проекте Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью внесения» // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 51–68 (http://www.profiz.ru/eco/5_2015/proekt_plata/) (прим. редакции).

[5] Напоминаем, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2-15. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/);

Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2015.

Приложение к приказу 721 от 01092011

Учет отходов по 721 приказу

Приказ №721 от 01.09.2011 г. устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Л ист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.

Как заполнять таблицы указано в Приказе №721 от 01.09.2011 г.

Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 (с комментарием)

Министерство природных ресурсов и экологии приказом от 01.09.2011 № 721 утвердило Порядок учета в области обращения с отходами. В нем речь идет о требованиях к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходов. Разберемся с новыми обязанностями и ответственностью за их несоблюдение.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

К слову, новая статистическая форма № 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28.01.2011 № 17.

Но как заполнить эту форму, если не вести учет отходов?

Теперь с принятием Порядка все должно встать на свои места.

Минприроды России утвердило образцы таблиц учета отходов, которые должно заполнять лицо, ответственное за учет. Данные учета следует обобщать поквартально (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) и за год (по состоянию на 1 января). На такое обобщение организациям отводится десять дней, поскольку в Порядке установлено, что данные обобщаются в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом. Никакой поправки на праздничные дни в документе нет.

Напрашивается вывод: для соблюдения требования Порядка ответственных за учет отходов будут вызывать на работу, например, в новогодние каникулы и платить им за это в соответствии с нормами Трудового кодекса.

Теперь о таблицах учета.

Общие таблицы с данными учета отходов в области обращения отходов очень напоминают статистическую форму № 2-ТП (отходы), правда, немного модернизированную.

Например, в форме № 2-ТП класс опасности — отдельная графа в шапке таблицы, а в таблице к Порядку (приложение № 1) — строка, точнее, несколько строк в зависимости от класса. В общем принципиальных расхождений нет. Так что организация учета — это фактически подготовка к составлению статистической отчетности.

В Порядке подробно описано, как заполнять таблицы, в какой графе что указывать, как брошюровать листы, осуществлять исправления и т.д. Данные учета должны храниться в течение пяти лет.

Что касается ответственности, на сегодняшний день в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность только за нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19) — наложение штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. на должностное лицо, ответственное за ее представление, а равно представление недостоверной статистической информации.

Ответственности за отсутствие учета в соответствии с утвержденным Порядком в Кодексе нет.

Приложение к приказу 721 от 01092011

Журнал учета по обращению с отходами

По каким формам ведется ежедневный учет в области обращения с отходами?

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
При этом Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721.
В соответствии с п. 4 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Согласно абз. 2 п. 6 Порядка заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
При этом в соответствии с п. 20 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Одновременно, согласно п. 7 указанного Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Следует отметить, что в соответствии с п. 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).
При этом Порядок предусматривает следующие образцы таблиц данных учета:
— Приложение № 1 Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению;
— Приложение № 2 Данные учета отходов, принятых;
— Приложение № 3 Данные учета отходов, переданных;
— Приложение № 4 Данные учета в области обращения с отходами.
Указанные образцы таблиц предусматривают возможность внесения данных учета по итогам квартала или года.
Таким образом, Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721, не установлены образцы таблиц данных ежедневного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Ввиду изложенного, с целью обеспечения непрерывности ведения учета в области обращения с отходами индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом ежедневный учет может вестись, в том числе, по самостоятельно разработанным формам.
Рекомендации по ведению журнала

По структурным подразделениям нужно вести только журнал по приложению № 1! Это следует из наименования журнала. Журналы по приложениям 2, 3, 4 — ведутся в целом по юр. лицу (ИП).

По предприятию, ведущему деятельность по образованию отходов необходимо сдать за год форму приложения – 3 и 4, а для перевозчиков форму – 2

заполнять форму отчета нужно после каждой операции с отходами, а именно образование, передача, приемка и т.п. причем после того как занесли данные ставим подпись и заверяем печатью.

Следующие данные уже заносим в новую форму и после так же ставится подпись и печать.

Хотя рекомндуется заносить данные раз в месяц.

В журнал по отходам 1-3 класса заносятся данные с точностью до 3х знаков после запятой, а 4-5 до 1го знака. И если количество отхода меньше чем допускается для отражения его в журнале то он не учитывается вовсе в самом журнале, но тогда сам акт по которому идет такое малое количество отхода прикладывается к листу.

Под эксплуатируемыми объектами понимаем собственные объекты хранения/захоронения. Если нет собственных полигонов — эти графы не заполняем

По итогам 3х месяцев на основании этих же журналов нужно, делать квартальный журнал по Приложению № 4 к Приказу № 721 от 01.09.2011 г., которые в последующем в место актов прикладывать к тех. отчету.

В Приказе сказано, что в случае невозможности отслеживания отходов по факту, количество переданных отходов может отслеживаться на основании актов. ТБО по подразделениям не раскидываем в форме 1, а уже по факту появления актов в конце месяца учитываем их только в форме 3-4, которые делаются по всему предприятию.

При передаче ТБО фирмам, не указывается какие конкретно передаются отходы, нужно, переделывать все договора в которых прописывать конкретно все отходы которые вы передаете на свалки. (или исходя из проекта нормативов разбивать по процентному соотношению)

Если передача происходит не лицензированному предприятию? Ответ прост: писать в прокуратуру на вашу Администрацию с претензией, что они не выполняют свои обязательства по составу документации и не следят за этим.

По п. 6 можно сказать следующие «и/или — составной союз, использующийся в современных официально-деловых (юридических, финансовых, государственных[1]), технических и иных текстах на русском языке. Указывает на возможность как одновременного наличия субъектов (признаков и т. п.), указанных по обе стороны синтаксемы («и»), так и только одного из них («или»).» из этого следует что допускается любая форма все зависит от вас как вам будет удобнее. Но на бумаге все равно нужно будет делать скорей всего хотя бы итоговые бланки с подписями ответственных.

Росприроднадзор трактует данный пункт так: «Учет в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями должен проводиться в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 1 сентября 2011 г. № 721 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ». Данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде в соответствии с пунктами 6-9 раздела 1. Дополнительно учет в области обращения с отходами можно вести также и в электронном виде»

Необходимости согласования плана и отчета в Росприроднадзоре – нет. Какой журнал сочинили в МПР – такой и заполняем графы не меняем.

каждый месяц надо до 15 числа с печатью и подписью, брошюровать прошлый месяц или если одни акты, просто формируем за квартал, потом за год

По приложениям 1, 3, 4 будет 12 штук отчетов по месяцам, 4 за квартал, 1 штука за год

Статья «Трудности ведения учета в области обращения с отходами» Источник: Научно-практический журнал «Экология производства», № 2 февраль 2012 г.

11 ноября 2011 г. вступил в силу Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минобороны России от 1 сентября 2011г. № 721 (далее — Порядок), в соответствии с которым предприятиями должен быть обеспечен полный, непрерывный и достоверный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученные от других лиц, а также размещенных отходов.

Принятие Порядка обусловлено необходимостью устранения пробелов в законодательстве в данной сфере и установления требований к ведению учета в области обращения с отходами.

Вместе с тем следует отметить, что на практике природопользователю предстоит столкнуться с рядом трудностей при реализации требований Порядка, поскольку последний возлагает на предприятия излишне обременяющие обязанности, а также содержит опечатки, противоречия и некорректные (неисполнимые) положения.

1. Порядком предусмотрена необходимость ежемесячной брошюровки листов учета, а также квартальное и годовое обобщение данных учета в области обращения с отходами.

Обязанности природопользователя, согласно Порядку

Брошюровка листов учёта Обобщение данных учёта

1 раз в месяц — I квартал (январь-март) — по состоянию на 1 апреля;

не позднее 15 числа II квартал (апрель-июнь) — по состоянию на 1 июля;

III квартал (июль-сентябрь) — по состоянию на 1 октября

не позднее 10 января года, следующего за учётным

Так, на основании п.7 Порядка, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала, а также календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом.

При этом, если исходить из буквального толкования данной нормы, срок — не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом, — относиться лишь к обобщению данных учета в области обращения с отходами за календарный год.

Предельный срок обобщения данных учета по трем первым кварталам года не установлен.

Один раз в месяц, но не позднее 15-го числа каждого месяца учетные листы за предыдущий месяц брошюруются с приложением к ним титульного листа (п.8 Порядка).

Например, в январе 2012 г.предприятия должны сброшюровать листы учета за предыдущий месяц (декабрь 2011 г.), а также обобщить данные учета за прошедший 2011 г.

2. Все листы, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью индивидуального предпринимателя (руководителя юридического лица), а также подписью лица, ответственного за осуществление учета в области обращения с отходами (п.8 Порядка).

Следует обратить внимание, что требований к оформлению и содержанию титульного листа в Порядке не содержится. В связи с этим (до момента, пока не будет установлено иное) предприятие вправе оформлять титульные листы в произвольной форме.

Кроме того, Порядком предусмотрено ведение учета в области обращения с отходами не только юридическим лицом, но и его структурным подразделениями (п.3).

В связи с этим полагаем возможным подписание сведенных листов учета структурного подразделения руководителем указанного подразделения, действующим на основании доверенности ( п.3 ст.55 Гражданского кодекса РФ[1]).

3. В приложениях 1-4 к Порядку предоставлены образцы таблиц ведения учета в области обращения с отходами:

* «Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению индивидуального предпринимателя и юридического лица» (далее — Таблица 1);

* «Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом» ( далее — Таблица 2);

* «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (далее — Таблица 3);

* «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица» (далее — Таблица 4).

Исходя из содержания Таблиц 1-4 и указаний по их заполнению, регламентированных Порядком, только Таблица 1 предназначена для заполнения структурными подразделениями.

Таблицы 2-4 ведутся юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в целом.

При этом в Таблице 1 отсутствуют столбцы количества отходов, переданных структурным подразделение сторонним организациям (подрядчикам) для соответствующих целей.

Между тем при отсутствии ведения учета отходов, переданных структурным подразделением сторонним организациям (подрядчикам), невозможно обеспечить полноту и достоверность учета в области обращения с отходами.

4. В Таблице 1 предусмотрены столбцы для указания суммарного количества отходов, размещенных в течение учетного периода на эксплуатируемых объектах размещения отходов ( столбец 14), а также для разграничения данного суммарного количества на отходы, размещенные в объектах хранения (столбец 15) и захоронения отходов (столбец 16):

Размещение отходов на эксплуатируемых объектах

При этом согласно п.16 Порядка в столбце 16 Таблицы 1 учитывается, помимо прочего, размещение в эксплуатируемых объектах хранения отходов ранее накопленных отходов.

Полагаем, что в данной норме допущена опечатка, поскольку процесс помещения на хранение в объекты хранения ранее накопленных отходов не являются захоронением объектов [2].

Соответственно в столбце 16 Таблицы 1 целесообразно учитывать те ранее накопленные отходы, которые субъектом размещаются в эксплуатируемых объектах захоронения отходов.

В свою очередь, ранее накопленные отходы, которые субъектом размещаются в эксплуатируемых объектах хранения отходов, следует отражать в столбце 15 Таблицы 1.

5. В столбце 17 Таблицы 1 указывается количество отходов, находящихся по состоянию на конец учетного периода в эксплуатируемых объектах хранения отходов.

Согласно п.16 Порядка количество отходов по столбцу 17 определяется как сумма количества отходов, находящихся по состоянию на конец учетного периода в эксплуатируемых объектах хранения отходов, и количества отходов, размещенных в эксплуатируемых объектах хранения отходов в течение учетного периода (столбец 1 + столбец 18).

Вероятно, в вышеуказанной норме допущены опечатки:

* в столбце 1 указывается количество отходов, находящихся в эксплуатируемых объектах хранения отходов по состоянию на начало учетного периода, а не на конец учетного периода;

* в формуле для исчисления значения по столбцу 17 вместо столбца 18 должен быть столбец 15, так как именно в нем отражается количество отходов, размещенных в эксплуатируемых объектах хранения отходов в течение учетного периода.

6. Природопользователям следует помнить, что согласно п.3 Порядка материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе:

* при подготовке технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и образующихся отходах (далее — технический отчет), отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов ( за исключением статистической отчетности);

* при ведении федеральных статистических наблюдений.

Таким образом, технический отчет и отчетность по форме № 2-ТП (отходы) [3] заполняются на основании данных учета в области обращения с отходами. При этом технический отчет и отчет по форме № 2-ТП (отходы) представляются в территориальные органы Росприроднадзора [4,5].

В свою очередь, необходимость представления данных учета в области обращения с отходами (Таблицы 1-4) в уполномоченные государственные органы Порядком не предусмотрена.

Вместе с тем при проведении контрольных мероприятий могут быть выявлены несоответствия в данных учета, форме № 2-ТП (отходы) и техническом отчете, что чревато привлечением предприятия к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ [6], а также доначислением платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Источник: Научно-практический журнал «Экология производства», № 2 февраль 2012 г.

1. Гражданский кодекс РФ (часть 1-я) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. от 30 ноября 2011 г.)

2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( в ред. от 19 июля 2011 г.), ст. 1, абз. 6-7.

3. Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», утвержденная приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минобороны России от 25 февраля 2010 г. № 50 (в ред. от 22 декабря 2010 г.), п.11.

5. Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденные приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17, п.2.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. » 195-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 г.).

Первичный учет отходов по структурным подразделениям

Первичный учет отходов на предприятии — одна из наболевших тем в области обращения с отходами. Что делать хозяйствующим субъектам, в составе которых имеется несколько структурных подразделений? Нужно ли вести учет отходов в каждом из этих подразделений?

Штатные экологи знают, что образование и дальнейшее обращение с отходами должны быть задокументированы и учтены в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами (далее — Порядок), утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014; далее — Приказ № 721). Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов[1].

Материалы первичного учета используются при проведении инвентаризации отходов, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), технического отчета по обращению с отходами[2] , отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства)[3], подготовке отчетности по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» , расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду[4] (в части размещения отходов).

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

  • технической и технологической документации;
  • бухгалтерской документации;
  • актов приема-передачи;
  • договоров.

Учету подлежат все виды отходов I–V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем[5] за учетный период.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) и очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Согласно первоначальному тексту Порядка данные учета нужно было оформлять в соответствии с приложениями № 1, 2, 3, 4 к Порядку, а именно:

  • «Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению индивидуального предпринимателя и юридического лица» (приложение № 1);
  • «Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом»(приложение № 2);
  • «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)»(приложение № 3);
  • «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица»(приложение № 4).

Таким образом, Порядком было предусмотрено ведение учета отходов не только юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), но и его структурными подразделениями (для этих целей была предназначена таблица из приложения № 1 к Порядку):

Извлечение
из Порядка

(до внесения изменений)

[…]
10. Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка)[6] юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала).
[…]

[1] При этом действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

[2] О разработке данного отчета см.: Колчина Е.Н. Составление технического отчета по обращению с отходами // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 69–71 (прим. редакции).

[3] О представлении данной отчетности см.:

– Комментарий к письму Росприроднадзора от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991 «О направлении разъяснений» // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 35–39;

Севрюгина В.В. Нарушение требований законодательства при представлении отчетности по отходам // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 64–67 (прим. редакции).

[4] Подробнее о расчете платы см.:

Севрюгина В.В. Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 49–56 (http://www.profiz.ru/eco/1_2015/plata_NVOS/);

– Сивков А.Л. Кто так пишет?! Размышления о проекте Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью внесения» // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 51–68 (http://www.profiz.ru/eco/5_2015/proekt_plata/) (прим. редакции).

[5] Напоминаем, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2-15. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/);

Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2015.

Как вести журнал учета отходов?

ДЛЯ ЛИКБЕЗА:

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 18, 19 июля 2011 г.)

«Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.»

Обращаем внимание на то. что в ФЗ БЫЛА ПРОДЕКЛАРИРОВАНА обязанность ведения В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Однако «УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА» НЕ БЫЛО, поэтому каждый «изгалялся» кто- как мог «ведя» некие формы журнала учета.

Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» был УСТАНОВЛЕН «ПОРЯДОК УЧЕТА», установлены формы ведения учета:

«В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской

1. Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

4. Учет в области обращения с отходами ведется на основании ФАКТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (Т.Е. ВЕДЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНО . И ПОЭТОМУ НЕ «МОРОЧЬТЕ» СЕБЕ И ДРУГИМ МОЗГИ . ) количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВЕСТИ ФАКТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:
технической и технологической документации,
бухгалтерской документации;
актов приема-передачи;
договоров.

6. Данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее — таблицы данных учета) ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЛИЦОМ, ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА УЧЕТ образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

7. Данные учета ОБОБЩАЮТСЯ по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным), в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.»

Мы уже писали в ветке «Учет отходов по Приказу 721» о его недостатках и ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ http://www.ecoindustry.ru/phorum/viewtopic/36.html?f=6&t=8694, ссылка

К сожалению, те, кто готовил Приказ №721, в приведенных таблицах логически не замкнули баланс данных учета отходов при обращении по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала) с отсутствием в Приложении 1 столбцов при передаче отходов другим юридическим лицам, с балансом данных учета отходов при обращении по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
В связи с тем, что независимо от низкого качества Приказа №721 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 октября 2011г. №22050), титульный лист утверждает руководитель предприятия и В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ РФ ОТ 26.01.1996Г. №14-ФЗ (СТ.1065) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСЕТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, СУБЪЕКТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, а не тот кто изготовил некачественный документ. В Приказе не указано, являются данные таблицы обязательными или рекомендуемыми, поэтому при формировании таблиц баланса при обращении отходов, которые утверждает руководитель предприятия, необходимо дополнительно внести графы позволяющие документарно проверить баланс — В Приложении 1 между столбцами 13-14 необходимо добавить 5 столбцов : «Передача отходов другим организациям» — всего, для использования, для обезвреживания, для размещения (хранения, захоронения).

В противном случае баланс движения отходов Вы не сможете замкнуть и то, что Вы будете предоставлять в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), технических отчетах о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), статистической отчетности; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) между собой в «перекрестном» анализе не сойдутся.»

СУХОЙ ОСТАТОК:

1) п.3 Приказа 721 «3. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
проведении инвентаризации отходов;
подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
ведении федеральных статистических наблюдений;
расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).»

2) Рекомендуем вести учет в электронном виде (не в Microsoft Excel) с использованием специализированных программ (надеемся что Вы их сами выберите, т.к. на «рынке – базаре» они есть), чтобы из данных «Журнала учета» по Приказу №721 Вы смогли сформировать:
• ПНООЛР,
• технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах,
• отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
• статотчетность;
• расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов)
• обеспечивать ведение «производственного контроля».

3) Можете «вводить» данные ОДИН РАЗ В МЕСЯЦ (в соответствии с Приказом 721 т.к. данные «обобщаются» один раз в квартал….), НО ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ВЕСТИ в каких-то «Журналах учета» ОТДЕЛЬНО – будете «работать» на таблетки…. ссылка

Если что-то непонятно, постараемся ответить….

Еще по теме:

  • Знакомство с делом в арбитражном суде Ознакомление с материалами дела в Арбитражном суде города Москвы Под ознакомлением с материалами дела в арбитражном суде понимается ознакомление с существом спора в целом, просмотр письменных доказательств, на которые ссылается противоположная сторона, а также фиксация определенных […]
  • Пособие для дошкольников 4-5 лет Программа и задания для развивающих занятий с детьми 4-5 лет Посредством развивающих занятий с детьми 4-5 лет можно осваивать алфавит и математику. Главное, чтобы домашнее обучение приносило малышу удовольствие. Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в […]
  • 158 ч 3 ук рф что за статья 158 ч 3 ук рф что за статья (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо […]
  • На счете нет средств на уплату налога Уплата налогов через банк, у которого отозвана лицензия Будет ли обязанность по уплате налога признана исполненной, если после предъявления платежного поручения на оплату налога у банка отозвали лицензию и деньги в бюджет не поступили? Ответ на этот вопрос не очевиден. Суды учитывают […]
  • Вопрос осаго будет решен Когда страховая заплатит по недействительному полису ОСАГО Иногда страховая компания отказывает в выплате по ОСАГО, поскольку выдала полис с теми же реквизитами другому лицу. Но определение ВС дает потребителям шанс отсудить компенсацию. Верховный суд напомнил, что страховая компания […]
  • Как оформить парикмахерскую Парикмахерская эконом-класса Руководство по открытию парикмахерской эконом-класса, с чего начать,требуемое оборудование с указанием стоимости 1-го рабочего места, необходимый персонал и многое другое. Парикмахерская как вид бизнеса имеет ряд неоспоримых преимуществ: он не требует […]
  • 1 статьи 318 ук рф Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти 13 января 2015 Петербургский правовой портал подводит итоги ушедшего года. На этот раз - курьезы, которых было немало. Мы отобрали для вас самые запоминающиеся. 7 декабря 2010 18 ноября 2010 8 ноября 2010 27 октября […]
  • Положение комиссия по трудовым спорам в доу Трудовые споры: положение о комиссии (образец) Как составить положение о комиссии по трудовым спорам. Не секрет, что время от времени между работниками и работодателем могут возникать споры по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. […]