Налоги оптимизация расчет

Содержание страницы:

Налоги оптимизация расчет





Рейтинг:

ТОЛЬКО НА САЙТЕ АВТОРА!

«Налоги. Расчет и оптимизация» – выбор читателей, которые ценят доступность, качество и полноту изложения материала.

Приобретая данную книгу, вы получаете необходимую информацию по всем основным налогам, с подробным анализом принципов их расчета и минимизации (подробное содержание разделов смотрите ниже в меню «Бесплатная демо-версия» ).

Книга сделана по концепции «три в одном» (теория, примеры, кейсы с решениями и подробными комментариями).

Девять разделов (включая специальные разделы по акцизам, налогообложению иностранных представительств, налоговому планированию, оптимизации и офшорному бизнесу), более 200 примеров и 90 налоговых кейсов с ответами позволяют использовать книгу также в качестве универсального справочника для бухгалтеров, менеджеров и руководителей организаций.

Отдельные главы посвящены налоговому планированию и подробному разбору положений «антиофшорного» законодательства.

В 10 издание включены дополнительные разделы с анализом:

  • положений новой статьи 54.1 НК РФ о необоснованной налоговой выгоде,
  • содержания методических рекомендаций ФНС РФ и Следственного комитета РФ о проверках налогоплательщиков.
  • письма ФНС РФ о схемах дробления бизнеса.

Также в 10-м издании учтены поправки, внесенные 28.12.2017 в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» о статусе валютных резидентов в 2018 году.

Подробный перечень всех изменений 2018 года приведен в заключительном разделе книги.

Десятое издание книги не имеет аналогов на рынке и характеризуется отличным соотношением «цена-качество».

Автор книги — Сергей Сергеевич Молчанов — выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, магистр бухгалтерского учета (степень присвоена Truman University USA).

В прошлом — менеджер налогового отдела международной аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers, преподаватель Международной школы бизнеса (IBS) РЭА им. Плеханова, программ MBA в институте «Мирбис».

В настоящее Сергей Молчанов преподает в «Лондонской школе бизнеса и финансов», где проводит курсы подготовки специалистов к сдаче международного экзамена ACCA. Подробнее.

Среди клиентов Сергея Молчанова – сотрудники крупнейших международных и российский компаний (KPMG, Deloitte, РАО ЕЭС, ВТБ-24, РЖД и других).

Как определить цену налоговой оптимизации: пример расчета

9 апреля 2007 11087

Популярное по теме

Налоговая оптимизация допустима и законна. Пленум ВАС РФ подтвердил это в пункте 4 постановления от 12.10.06 № 53. Но при этом суд подчеркнул: налоговая экономия будет законна, когда она достигнута в процессе реальной хозяйственной деятельности. И даже если есть возможность достичь того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, чем получил налогоплательщик путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, это не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Но экономия на налоговых платежах — хоть и стратегическая, но не единственная цель налогового планирования. Еще одна цель — свести к минимуму налоговые риски, в том числе вероятность взыскания санкций налоговыми органами. Заметим, что при этом переплата налогов с точки зрения оптимизации — не меньшая ошибка, чем недоплата. Ведь в случае переплаты компания добровольно утрачивает часть своего имущества.

Каким же принципам должна отвечать налоговая оптимизация, чтобы быть эффективным экономическим инструментом? Как не перейти границу, отделяющую уклонение от уплаты налогов и налоговую оптимизацию? Как оценить адекватность затрат на налоговое планирование?

ГРАНИЦА МЕЖДУ УКЛОНЕНИЕМ И ПЛАНИРОВАНИЕМ

К сожалению, граница между незаконным уклонением от уплаты налогов и налоговым планированием достаточно размыта.

Критерий, которым можно руководствоваться при таком разграничении, дал Пленум ВАС РФ в постановлении № 53, устанавливая признаки необоснованной налоговой выгоды. Это — наличие деловой цели сделки. Правда, тут же надо заметить, что в международной практике этот принцип используется уже давно.

Если суд установил, что главной целью сделки являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, налоговая выгода по такой сделке может быть признана необоснованной. Следовательно, если целью деятельности плательщика было исключительно снижение налогов, это будет признаваться уклонением.

Пленум ВАС РФ также указал способы получения налоговой выгоды. Так, размер налоговой обязанности может уменьшаться вследствие:

  • уменьшения налоговой базы;
  • получения налогового вычета;
  • получения налоговой льготы;
  • применения более низкой налоговой ставки;
  • получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Таким образом, существующее определение налоговой оптимизации вполне согласуется с позицией Пленума ВАС РФ. Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов. Целью оптимизации налогообложения является приспособление плательщиков к особенностям налогового законодательства с выгодой для себя.

В результате грамотного налогового планирования организация законно платит минимальную сумму налогов точно в срок. Но при этом налоговое планирование должно быть направлено не только на поиск всех возможных вариантов уменьшения налогов, но и на обоснование правильности исчисления сумм налогов, особенно в спорных ситуациях.

Налоговая оптимизация по какому-либо налогу начинается с выяснения всех условий, при которых возникает обязанность платить этот налог. Затем уточняются направления, по которым возможно уменьшение налога. Следующим этапом рассматриваются все подходящие способы, с помощью которых возможно снижение налогового бремени. В итоге мы получаем один или несколько способов, которые позволяют уменьшить налогообложение.

Процесс налоговой оптимизации состоит в выборе вариантов изменения элементов налогообложения (указаны в ст. 17 НК РФ) применительно к интересующему налогу.

Желаемого результата можно достигать двумя путями: снижением налогового бремени непосредственно у субъекта налоговой оптимизации или переносом налоговой базы на другое лицо с льготным налогообложением. В частности, снизить налоговое бремя непосредственно у субъекта оптимизации можно с использованием метода замены или разделения отношений: например, когда необходимая сделка оформляется другим договором, влекущим более низкое налогообложение. Либо разбивается на две и больше сделок, влекущих разное налогообложение.

В качестве примера переноса налоговой базы в целях экономии ЕСН на другое лицо с льготным налогообложением можно привести перевод работников выгодоприобретателя в компанию на упрощенной системе налогообложения и заключение договора их «аренды». Или перевод основной доли доходов в офшорные компании для снижения налога на прибыль.

детально ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Элементами налоговой оптимизации являются:

  • налоговый календарь, предназначенный для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов;
  • стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;
  • четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на сроки, превышающие срок исковой давности;
  • эффективная система бухгалтерского учета, позволяющая получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности и для целей налогового планирования.

ШЕСТЬ ЭТАПОВ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

В процессе налоговой оптимизации можно выделить шесть этапов, которые можно разделить на стратегические и тактические. Первые три из указанных ниже этапов налоговой оптимизации имеют место только один раз — до регистрации компании. Этапы 4-6 определяют тактику налогового планирования и существуют в постоянном режиме, в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Итак, этапы следующие.

Первый этап. В момент создания коммерческой организации, когда формулируются цели и задачи компании, должен быть решен вопрос о том, следует ли изначально использовать те или иные налоговые льготы и спецрежимы, разрешенные законодательством. И каким образом это сделать. Например, следует ли применять упрощенную систему налогообложения. Здесь же необходимо рассмотреть вопрос о структуре холдинга (если планируется создать несколько компаний) и взаимодействии структурных подразделений.

Второй этап. Решение вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месторасположении компании и ее структурных подразделений. Особенно важен выбор между разными регионами, поскольку в некоторых регионах установлены льготные ставки налогов или же даются административные либо таможенные преимущества.

Третий этап. Выбор организационно-правовой формы для ведения хозяйственной деятельности. Конечно же, непосредственно от организационно-правовой формы сумма налоговых платежей не зависит. Однако при осуществлении определенных видов деятельности (для которых установлено ограничение по организационно-правовой форме) это может оказаться важным.

Четвертый этап. Текущий анализ всех предусмотренных налоговым законодательством льгот и особенностей каждого из налогов, уплачиваемых компанией, с одновременным мониторингом налогового законодательства и судебной практики.

Пятый этап. Анализ форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей.

Шестой этап. Решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли компании. При этом надо учитывать не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Игнорирование в налоговом планировании этапов 1-3 — типичная ошибка предпринимателей. Если компания сначала разрабатывает организационную и финансовую схему бизнеса, а потом в рамках готовой схемы пытается оптимизировать налоги, достичь желаемого результата может быть сложно.

В то же время решения, принятые на этапах 4 и 6, являются определяющими в повседневной деятельности.

Кроме того, необходимо руководствоваться следующими подходами и принципами:

  • Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что что-то заплатить придется. Применение грубых и необдуманных налоговых схем повлечет убытки и санкции;
  • Комплексный подход. При выборе способа снижения налога необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению платежей по другим налогам. Кроме того, надо отслеживать изменения законодательства, которые влияют на применяемые способы снижения налогового бремени. Например, популярный в недавнем прошлом способ снижения ЕСН за счет выплаты компенсаций стал невыгодным после снижения ставки ЕСН. Сейчас выгоднее платить зарплату и учитывать в целях налогообложения прибыли суммы заработка и ЕСН с них;
  • Индивидуальный подход. Нельзя механически переносить один и тот же способ оптимизации с одной компании на другую. Методы надо разрабатывать с учетом всех обстоятельств деятельности компании;
  • Принцип юридической чистоты. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства.
  • Принцип эффективности решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна превосходить затраты, необходимые для ее реализации. Причем налоговую выгоду надо оценивать не только суммами сниженных налогов, но и с учетом возможного уменьшения ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Именно исходя из принципа эффективности решения и определяется действительная выгода от налогового планирования. При этом учитывать следует как прямые денежные выплаты, так и факты, которые могут повлечь денежные потери, причем в их стоимостной оценке. Это риски наступления неблагоприятных последствий в случае предъявления налоговых претензий (уголовная ответственность, потеря деловой репутации, снижение котировок акций), а также различные скрытые затраты по поддержанию работоспособности способа.

Необходимо учитывать законодательные ограничения, преодоление которых неизбежно приведет к дополнительным финансовым затратам, снижающим общий эффект экономии. Например, при выборе места регистрации компании за рубежом надо учесть ограничения на вывоз капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством. А также стоимость содержания и возможные административные препоны.

Когда налоговая оптимизация применяется в рамках холдинга, при оценке ее экономического эффекта следует учитывать расходы на регистрацию и содержание новых юридических лиц (аренда офиса, оргтехники, расходы на канцтовары и т. п.), зарплату их работников и дополнительные налоговые отчисления с этой зарплаты. Кроме того, в расходы следует включить и оплату времени работников холдинга, потраченного на разработку и организацию схемы движения денег и документов.

Таким образом, алгоритм определения цены налогового планирования можно представить следующим образом:

1. Стоимостная оценка прямой денежной экономии от введения оптимизации. Сравнение финансового результата на условиях «что было» с планируемым финансовым результатом после реализации схемы.

2. Денежная оценка дополнительных расходов, возникающих в процессе осуществления оптимизации. Тут важно полностью определить все явные и скрытые затраты предполагаемого способа.

3. Оценка вероятности изменения законодательства в сторону ухудшения положения налогоплательщика и удорожания самой оптимизации. Как долго сможет проработать избранный способ? Здесь стоит проанализировать проекты изменений в налоговое законодательство, выяснить мнение экспертов, получить инсайдерскую информацию.

4. Оценка налоговых рисков. Чтобы провести денежную оценку рисков, нужно, во-первых, определить вероятность наступления того или иного неблагоприятного события. Это можно сделать методом экспертных оценок с привлечением независимых налоговых консультантов, чиновников, специалистов компании. Во-вторых, необходимо оценить финансовые потери в каждой неблагоприятной ситуации — суммы доначисленных налогов, штрафов и пеней, а также судебные издержки (если компания планирует отстаивать свой способ оптимизации до конца).

Можно определить денежную оценку того или иного риска по формуле:

Вероятность наступления события (от 0 до 1) x Сумма финансовых потерь

Для снижения риска лучше уделять пристальное внимание документальному оформлению операций. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может привести к негативным последствиям в виде, например, запрета на учет расходов, доначисления в связи с этим налогов и взыскания штрафов. Суммы, отраженные в документах бухгалтерского учета, должны точно соответствовать цене договора и сумме произведенных платежей. Кроме того, само основание для перечисления денежных средств в платежных документах должно соответствовать формулировке договора.

Помимо того, что риск должен быть оценен в деньгах, желательно определить, какое значение вероятности наступления неблагоприятного события (вычисленного по результатам экспертных оценок) считается приемлемым. На наш взгляд, уровень вероятности наступления события зависит от его масштаба и последствий. Например, 30-процентную вероятность уголовного преследования можно оценить как высокую. А 70-процентную вероятность предъявления претензий налоговиками можно оценить и как допустимую (с учетом того, что перед налоговиками стоит задача увеличить сбор налогов, претензии могут быть предъявлены даже если компания не стремится намеренно снизить налоговое бремя).

ФОРМУЛА И ПРИМЕР РАСЧЕТА

Суммарную оценку эффективности налогового планирования можно получить следующим образом:

Сумма прямой налоговой экономии — (Сумма прямых издержек на осуществление оптимизации + Денежная оценка налоговых рисков) > 0

Посчитаем на примере, как работает выведенная формула эффективности.

Исходные условия. Компания оптовой торговли на обычной системе налогообложения имеет транспортный отдел. Автопарк — 21 машина, стоимость каждой машины — 1 500 000 руб. Работники: 21 водитель, 2 механика и начальник гаража. Годовая выручка на каждую машину с НДС — 900 000 руб., ежемесячная зарплата каждого работника — 30 000 руб., прочие затраты с НДС — 2 400 000 руб.

Способ оптимизации. У компании есть сторонние заказы на автоуслуги. Возникла необходимость разделить деятельность, и компания приняла решение выделить транспортный отдел в дочернее автопредприятие. В новую фирму будут переданы 20 машин путем продажи (выручка составит 18 000 000 руб.) и перейдут 23 работника (с фондом оплаты труда 8 280 000 руб.). Кроме того, потребуется принять в штат новой компании одного бухгалтера (зарплата ежемесячно 30 000 руб., годовой фонд оплаты труда увеличится до 8 640 000 руб.).

Рассчитаем, какую систему налогообложения лучше применять дочерней автокомпании.

В обычном случае компания платит ежегодно:

  • ЕСН:
    2 152 800 руб. (8 280 000 руб. x 26%),
    с учетом регрессии ЕСН составит 1 858 400 руб.
  • налог на имущество (амортизацию для упрощения расчета не учитываем):
    660 000 руб. (20 x 1 500 000 руб. r 2,2%)
  • НДС:
    2 379 661 руб. (18 000 000 руб. — — 2 400 000 руб.) : 118 x 18
  • налог на прибыль:
    581 265 руб. ((18 000 000 руб. — — 2 379 661 руб. — 2 400 000 руб. — — 8 280 000 руб. — 1 858 400 руб. — — 660 000 руб.) x 24%)

Итого совокупная налоговая нагрузка:
5 479 326 руб. (1 858 400 руб. + 660 000 руб. + + 2 379 661 руб. + 581 265 руб.)

В данном случае при выделении транспортного отдела компании в новую фирму можно применить упрощенную систему налогообложения, поскольку годовая выручка не превышает лимит (она составляет 20 млн руб.). При этом мы подразумеваем, что цена реализации осталась той же.

Расчет налогов при использовании упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы минус расходы» будет такой:

  • Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:
    1 209 600 руб. (8 640 000 руб. r 14%)
  • Налог на имущество организаций отсутствует.
  • НДС отсутствует.
  • Единый налог при объекте налогообложения «доходы минус расходы» и налоговой ставке 15%:
    862 560 руб. ((18 000 000 руб. — — 2 400 000 руб. — 8 640 000 руб. — — 1 209 600 руб.) x 15%)

Итого совокупная налоговая нагрузка:
2 072 160 руб. (1 209 600 руб. + 862 560 руб.)

Прямая налоговая экономия составит:
3 407 166 руб. (5 479 326 руб. — 2 072 160 руб.)

Налоговая нагрузка при использовании упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы» и налоговой ставкой 6%:

  • Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:
    1 209 600 руб. (8 640 000 руб. x 14%)
  • Налог на имущество отсутствует.
  • НДС отсутствует.
  • Единый налог:
    1 080 000 руб. (18 000 000 руб. x 6%)

Кроме того, единый налог можно уменьшить на сумму платежей в Пенсионный фонд, но не более 50% (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Итого совокупная налоговая нагрузка:
1 749 600 руб. (1 209 600 руб. + + (1 080 000 руб. r 50%))

Прямая налоговая экономия составит:
3 729 726 руб. (5 479 326 руб. — 1 749 600 руб.)

Если же в регионе деятельности компании введен единый налог на вмененный доход по автоперевозкам, у вновь созданной компании возникнет обязанность его применять.

Расчет налогов при переводе на единый налог на вмененный доход будет такой:

  • Взносы в Пенсионный фонд:
    1 209 600 руб. (8 640 000 руб. x 14%)
  • Налог на имущество отсутствует.
  • НДС отсутствует.
    Базовая доходность в месяц по каждому автомобилю составляет 6 тыс. руб. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
  • Единый налог по ставке 15% составит:
    216 000 руб. ((20 маш. x 6 тыс. руб. x 12 мес.) x 15%)

Кроме того, единый налог можно уменьшить на сумму платежей в Пенсионный фонд, но не более 50% (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Итого совокупная налоговая нагрузка:
1 317 600 руб. (1 209 600 руб. + + (216 000 руб. x 50%))

Прямая налоговая экономия в год составляет:
4 161 726 руб. (5 479 326 руб. — — 1 317 600 руб.)

Таким образом, минимальная налоговая нагрузка для конкретного примера получается при ЕНВД. Поэтому далее расчет будет происходить именно для ЕНВД (для «упрощенки» схема расчета та же).

Напомним: для перевода автотранспорта на «вмененку» есть ограничение — не более 20 машин (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Если на практике машин больше, существуют достаточно простые и недорогие способы обойти это ограничение*.

Издержки. Теперь посчитаем издержки на осуществление оптимизации. Это создание нового юридического лица, внесение изменений в штатное расписание, перевод сотрудников и донесение до сотрудников информации о том, что теперь они будут работать в новой организации. Эти затраты минимальны, ими можно пренебречь. Также еще есть расходы на зарплату нового сотрудника и взносы в ПФР с нее, но их мы указывали в расчетах выше.

При продаже автомобилей необходимо заплатить НДС:
5 400 000 руб. (1 500 000 руб. x 20 маш. x 18%)

Риски. Риск признания сделки неэффективной и не имеющей деловой цели очень низкий, поскольку есть и эффективность, и сторонние заказы. Признать сделку фиктивной с целью ухода от налога на имущество и ЕСН тоже сложно, поскольку есть сторонние заказы и компания сама использует свое имущество, а не сдает в аренду. Кроме того, при признании фиктивности сделки бюджет должен будет вернуть НДС, уплаченный при продаже автомашин.

Тем не менее размер возможных санкций и пеней надо представлять.

Штраф составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ):
832 345 руб. (4 161 726 руб. x 20%)

Теперь рассчитаем пени по статье 75 НК РФ (при расчете пеней мы будем исходить из действующей на сегодняшний день ставки рефинансирования Банка России — 10,5%). Пеня составляет 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ). Для упрощения расчета мы не будем рассчитывать точную пеню за каждый месяц просрочки и будем отталкиваться от даты наступления просрочки по ЕСН как самой ранней.

Просрочка по ЕСН начинается с 16 февраля (п. 3 ст. 243 НК РФ), возьмем эту дату за начало периода. Каждый месяц добавляется по 1/12 части общей суммы налоговой экономии (что составляет 346 811 руб. (4 161 726 руб. : 12 мес)). Пени по первому месяцу будут начисляться в течение 319 дней (365 дней в году — 31 дней января — 15 дней февраля), по второму месяцу в течение 291 дня и так далее. За декабрь пеней не будет. Общая сумма пеней составит 224 803 руб.

Кроме того, потребуется вернуть недоимку по всем налогам на обычной системе налогообложения общей суммой 4 161 726 руб.

Далее необходимо оценить вероятность наступления этих событий. Компания опросила 10 экспертов. Были получены такие оценки: 6 человек предположили, что претензий не будет, 3 эксперта оценили вероятность наступления события в размере 0,1, один оценил вероятность в размере 0,2. Таким образом, по оценке экспертов, средняя вероятность наступления события составляет:
0,05 ((6 х 0 + 3 x 0,1 + 0,2) : 10 мнений)

Оценим эффективность налоговой оптимизации (учитывая наиболее неблагоприятное развитие событий) по формуле:
1 499 218 руб. (4 161 726 руб. — — (5 400 000 руб. + (4 161 726 руб. + + 832 345 руб. + 224 803 руб.) x 0,05))

Следовательно, за год на данных цифрах оптимизация себя не окупает. Однако если сделать такой расчет за два года, мы получим сумму 2 401 565 руб. То есть в среднесрочной перспективе такая оптимизация выгодна.

Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение

Целью экономической деятельности любой бизнес-единицы является максимизация прибыли. Поэтому и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес. Однако при определенных обстоятельствах минимизация налогов становится незаконной, в результате налогоплательщику могут грозить серьезные штрафы, пени и даже уголовная ответственность.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» можно найти определение опасных способов оптимизации (минимизации) налоговой нагрузки. Налоговая оптимизация не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Также возникнут проблемы, если налоговый орган докажет, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Иными словами, если налогоплательщик заключал ряд сделок с предприятиями, нарушавшими налоговое законодательство и не платившими налоги.

Это важно! Между тем право налогоплательщика на минимизацию налоговой нагрузки закреплено и Конституционным Судом РФ (далее – КС РФ) (Постановление от 27.05.2003 № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова»). Однако КС РФ поддерживает только законные способы, то есть рекомендует подбирать законные налоговые льготы, отсрочки, рассрочки, наиболее выгодные формы предпринимательской деятельности, организационно-правовую форму, режим налогообложения и т. д.

Говоря о законных правах налогоплательщика, сразу же назовем разрешенные законодательством пути налоговой оптимизации — налоговые льготы по разным налогам и сборам. Например, нулевая ставка НДС положена организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Ставку 0 % по НДС имеют также предприятия, реализующие услуги по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления (назначения) пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. Или, например, в 2011 г. льготными страховыми взносами в размере 14 % вместо 34 % будут облагаться малые предприятия, сельхозпроизводители, организации, использующие труд инвалидов, ИТ-компании, индивидуальные предприниматели — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны и вузы (Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»»).

Кроме прямых налоговых льгот, налогоплательщики могут получить некоторые налоговые послабления на определенный период (гл. 9 НК РФ):

изменение срока уплаты налога в форме отсрочки или рассрочки;

инвестиционный налоговый кредит.

Налоговая нагрузка

В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку предприятия.

Обратите внимание! Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010).

Данное определение применяется при оценке налоговой нагрузки на конкретный инвестиционный проект и имеет ряд недостатков:

1) при оценке используется лишь количественное значение, абсолютная величина, без учета соотношений с иными показателями финансово-хозяйственной деятельности;

2) из расчета исключены отчисления в Пенсионный фонд РФ, хотя на данный момент они составляют существенную долю в расходах предприятия и являются самым большим платежом, начисляемым из фонда оплаты труда. Таким образом, данное определение для его полноценного применения нуждается в некотором уточнении и корректировке.

Это важно! Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Оценка налоговой нагрузки

Единой методики для расчета налоговой нагрузки нет. Оценка налоговой нагрузки производится с использованием различных методик и подходов.

Это интересно! В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются используемым набором налогов и взносов. Важную роль играет также базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, то есть сравнивать с ним общую сумму налогов за расчетный период.

Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Следует отметить, что они опираются на различные нормативные правовые базы: бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010), положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; налоговый же основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных или отложенных налоговых обязательств и активов.

Отражение обязательств по налогам и сборам, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, происходит на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; в ред. от 08.11.2010).

По кредиту счетов 68 и 69 отражаются суммы налогов, сборов и социальных отчислений, начисленные организацией за определенный период. В дебете счетов 68 и 69 будут отражены суммы, фактически уплаченные за период, а также налоговые вычеты, которые предоставляются по отдельным видам налогов. В пояснениях к счету 68 указано, что аналитический учет по этому счету ведется по видам налогов. Итоговое кредитовое сальдо по этим счетам показывает задолженность организации перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами на определенную дату. Данная задолженность формируется за счет средств предприятия. Для обобщения информации применяются регистры налогового учета.

Изменение налоговой нагрузки происходит под воздействием методов налогового планирования. Их теоретическую связь и влияние рассмотрим в виде конкретных мер налоговой оптимизации (табл. 1).

Таблица 1. Взаимосвязь методов налоговой оптимизации и уровней налогового риска

Метод оптимизации налогообложения

Влияние на налоговую нагрузку

Обзор законных способов оптимизации налогов. В чем помогут УП, комиссионеры, аутсоринг и предприниматели

Наряду с откровенно незаконными способами ухода от налогообложения, такими, как использование однодневок, существуют и вполне законные.

В статье описано несколько способов законной оптимизации налогообложения. Каждый из них все равно может вызвать претензии налоговиков, но доказать легальность этих методов вполне возможно.

Законные и незаконные способы оптимизации налогообложения

Одной из главных целей деятельности любого предприятия является получение прибыли. Чтобы прибыль увеличивалась, а предприятие развивалось, необходимо постоянно совершенствовать бизнес-процессы или оптимизировать их.

Большая часть предприятий идет по самому легкому пути развития – минимизируют свои расходы. И в первую очередь «под нож» идут самые большие и самые не нужные – налоги. Снизить их, то есть провести оптимизацию налогов, они пытаются различными способами. Притом порой выбирают незаконные методы и способы оптимизации.

Что такое оптимизация налогов? Это действия налогоплательщика, которые заключаются в использовании предоставленных законом прав, освобождающих от уплаты налогов или позволяющих выбрать наиболее выгодные формы предпринимательской деятельности.

Законные способы оптимизации налогов

1. Выбор наиболее выгодной системы налогообложения.

От этого выбора будет зависеть, какие налоги и по каким ставкам организация будет платить, какую отчетность и с какой периодичностью сдавать.

2. Максимальное использование налоговых льгот.

Законодательство предоставляет льготы в виде пониженных ставок налогов или полного освобождения от уплаты платежей в бюджет, а также налоговые каникулы для начинающих предпринимателей.

Большинство этих льгот принимаются на региональном уровне, и многие предприятия и ИП о них даже не знают. Если же узнать о своих правах и грамотно ими воспользоваться, то можно существенно снизить налоговую нагрузку, а в некоторых случаях и полностью освободиться от уплаты налогов.

3. Разработать грамотную учетную политику.

Выбор учетной политики и ее составление – очень важный момент в деятельности предприятия. Какие группы расходов вы в ней пропишите, какие резервы создадите, так и будут формироваться ваши доходы и расходы. При правильной работе с учетной политикой предприятие само регулирует, в каком объеме и периоде принять доходы или расходы, когда заплатить налогов больше, а когда меньше.

4. Подбор персонала и привлечение сторонних организаций для оказания услуг.

Иногда, содержа в штате целые отделы, отвечающие за тот или иной участок работы, нужно задуматься: зачем вам столько работников, какой объем работы они выполняют. Ведь вы платите им зарплату и перечисляете с нее немалые налоги.

В то же время для выполнения определенных работ, например, для юридического сопровождения, обслуживания компьютерной техники, управления организацией, можно привлекать сторонние организации.

В таком случае ваша выгода будет заключаться в том, что вы на законных основаниях сможете отнести на налоговые расходы суммы за оказанные услуги, не начислять на эти суммы зарплату и не платить с нее налоги.

Способов законной оптимизации налогов много. Выбирать только вам. Но делать это нужно заблаговременно и аккуратно, чтобы не пересечь границу закона.

Однако многие организации, прикрываясь ширмой якобы законной оптимизации налогов, на самом деле просто уходят от них. И таких схем и методов намного больше. Вот только некоторые из них.

Незаконные способы оптимизации налогов

1. Использование в деятельности сомнительных контрагентов (фирм-однодневок).

Этот незаконный метод заключается в создании формального документооборота между самой организацией и цепочкой фирм-однодневок для увеличения расходов по прибыли и вычетов по НДС. Организации, использующие эту схему, научились подтверждать входной НДС при камеральных проверках путем сдачи минимальной отчетности за своих мнимых контрагентов и предоставления пакета документов по встречным проверкам. В свою очередь, налоговые органы научились это выявлять.

2. Дробление бизнеса путем создания организаций и ИП на спецрежимах.

Деятельность ведется несколькими организациями и ИП, применяющими спецрежимы (УСН, ЕНВД, ПСН). Как правило, руководителем всех организаций является одно лицо или его ближайшие родственники.

Эта схема имеет очень большую популярность, называясь семейным бизнесом, и суды очень часто встают на сторону организаций. Однако в последнее время судебная практика меняется в другую сторону.

3. Сокрытие доходов путем использования личных счетов работников.

Компания скрывает выручку от налогообложения, перечисляя денежные средства от покупателей не на свой расчетный счет, а на личные счета работников.

4. Использование работников, имеющих статус ИП.

В этой схеме работник организации вдруг становится ИП, как правило, с системой налогообложения «УСН-доходы». Притом продолжает выполнять ту же самую работу, но не за зарплату, а за вознаграждение по договору оказания услуг (выполнения работ).

Резюмируем: организациям всегда можно найти законный способ снижения налоговой нагрузки, нужно только правильно подойти к выбору этого способа.

Главное в погоне за наживой и обогащением не забывать, что шутки с государством ни к чему хорошему не приведут. Поправки в законы, принятые в этом году относительно субсидиарной ответственности, процедур банкротства, необоснованной налоговой выгоды, ‒ это еще один шаг для борьбы с так называемой оптимизацией налогов.

Вам выбирать способ налоговой оптимизации, постарайтесь не ошибиться и не лишиться своего бизнеса в результате этой ошибки. Ведь если рассматривать принципы ведения законного бизнеса, есть хорошее высказывание: «Бизнес, конечно же, не обходится без элементов хитрости и игры, но никогда не имеет дела с воровством».

СТАТЬЯ Селяниной Ж.С.,
советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Учетная политика – возможность выбрать период учета расходов на доставку товара

Организация учитывала транспортные расходы, связанные с доставкой приобретенной продукции от границы до арендуемых складов, так, как это прописано в учетной политике для целей налогообложения, а именно – по мере реализации товаров.

Инспекция же настаивала на том, что сумму транспортных расходов, признаваемую в составе расходов по налогу на прибыль, необходимо определять по среднему проценту. В связи с этим признала незаконным учет в расходах 150 млн рублей, потраченных за 2 года на транспортировку товаров.

Суды сочли верной позицию компании.

Из положений ст. 265, 268, 320 НК РФ можно сделать вывод, что существует два способа учета расходов налогоплательщика – покупателя товаров на их доставку, а также складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением:

1) в составе цены приобретения продукции;

2) самостоятельно в составе прямых расходов.

Однако в любом случае указанные расходы будут являться для налогоплательщика прямыми.

В первом случае стоимость товаров, сформированная налогоплательщиком с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, учитывается при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Во втором случае если налогоплательщик учитывает транспортные расходы отдельно от стоимости покупных товаров, то порядок учета таких расходов определен абз. 3 ст. 320 НК РФ.

При этом в обоих случаях не имеет значения, каким образом осуществлялась доставка товаров: транспортом поставщика, собственным транспортом или с привлечением транспортной организации.

Аналогичные положения закреплены и в письме Минфина РФ от 18.09.2009 № 03-03-06/1/592.

Согласно учетной политике для целей налогового учета компании она формировала стоимость приобретенных товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением, то есть по первому методу.

В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включалась только стоимость приобретенных товаров с учетом их доставки (прямые расходы) в момент их реализации.

До момента реализации приобретенных товаров фирма не включала их стоимость в состав расходов.

Момент реализации товаров покупателям (момент перехода права собственности) закреплен в договорах с ними как момент отгрузки товара покупателю, что соответствует ст. 223 ГК РФ.

Таким образом, стоимость приобретенных товаров с учетом их доставки (транспортные расходы) на основании норм НК РФ и положений учетной политики учитывалась заявителем в составе расходов того отчетного периода, когда товары были реализованы, исходя из условий договора и документального подтверждения факта отгрузки (товарно-транспортные накладные).

Следовательно, действия компании были правомерны, а решение ИФНС – нет.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 02.09.2016 № Ф05-12898/2016

Примечание редакции:

популярным способом оптимизации является также установление в учетной политике расширенного списка косвенных расходов. Однако в последние годы этот способ стал рискованным. Он часто признается судами злоупотреблением и квалифицируется как уход от налогообложения. Такой подход укоренился в Верховном Суде РФ. Поэтому в использовании этого способа стоит быть осторожными.

Так, согласно практике высшей инстанции, назвать в учетной политике косвенными те расходы, которые названы НК РФ прямыми (затраты, непосредственно связанные с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг), нельзя, если их возможно отнести к прямым, поскольку:

  • учетная политика не может отменить учет расходов по методу начисления. В НК РФ отсутствует норма, которая позволяла бы изменить в учетной политике метод учета расходов, предусмотренный Кодексом (Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 306-КГ17-13609);
  • у компании нет безусловного права произвольно устанавливать период учета расходов в целях исчисления налога на прибыль (Определение ВС РФ от 18.04.2017 № 304-КГ17-2612);
  • наличие в обществе учетной политики, закрепленной внутренними распорядительными документами, не освобождает его от исполнения требований налогового законодательства (Определение ВС РФ от 23.01.2017 № 305-КГ16-19019).

Таким образом, учтите, что отстоять в суде законность оптимизации за счет увеличения списка косвенных расходов будет непросто.

Продажа через комиссионеров – законная схема, если они реально совершают сделки

Такой вывод позволяет сделать свежее постановление АС Северо-Западного округа.

Компания добилась отмены претензий ИФНС, которые состояли в следующем.

1. Компания применяла схему реализации товара конечным покупателям через комиссионеров – взаимозависимых лиц, применяющих УСН (с объектом «доходы минус расходы»).

Использование ими спецрежима позволило существенно снизить налоговую нагрузку самой компании путем ее переноса на подконтрольные ей организации. Результатом данной схемы стали заниженные на 155 млн рублей доходы компании. Соответственно, снижение суммы налога на прибыль на 31 млн рублей.

По мнению ИФНС, компания фиктивно включила в цепочку продажи конечным потребителям организации-комиссионеры лишь с целью минимизации налоговых обязательств.

Кроме того, инспекция указала на то, что компания экономически неоправданно обеспечила комиссионеров компьютерами и оргтехникой для торговли, а также несла расходы на содержание этой техники.

2. Компания неправомерно включила транспортные расходы по доставке товаров на склад комиссионера в

состав косвенных расходов вместо прямых.

Такая схема позволяет учесть расходы в том периоде, когда расходы были понесены, а не дожидаться реализации товара. Таким образом, это привело к занижению базу для начисления налога в текущем периоде.

Обществу удалось отстоять свои позиции благодаря следующим доводам:

По первому эпизоду:

  • доказана реальность совершаемых комиссионерами сделок: все обязательства были исполнены организациями-посредниками и подтверждены документально, поэтому их деятельность нельзя было признать фиктивной;
  • обращено внимание на то, что само по себе наличие взаимозависимых компаний не является доказательством получения необоснованной выгоды. Тем более учитывая, что в действительности они имеют материально-технические ресурсы и укомплектованы необходимым штатом сотрудников;
  • объяснена необходимость привлечения комиссионеров: это вызвано исключительно расширением рынка сбыта и оптимизацией управления в целом;
  • отмечено, что госрегистрация посредников была произведена задолго до заключения с ними договоров комиссии.

По второму эпизоду – транспортные расходы были отнесены к косвенным, поскольку связаны непосредственно с продажей товара, а не с его приобретением.

Налоговый кодекс устанавливает, что прямыми расходами налогоплательщика являются расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. В рассматриваемой же ситуации товар доставлялся до склада комиссионера. Следовательно, компания правомерно отнесла данные расходы к косвенным.

Изучив все представленные обществом документы, а именно:

  • договоры комиссии;
  • инструкции по оформлению фактов хозяйственной деятельности в рамках договоров;
  • ежеквартальные акты сверки расчетов комиссионеров перед компанией;
  • акты о выполнении договоров;
  • счета-фактуры по оплате комиссионного вознаграждения,

судьи пришли к выводу о реальности финансово-хозяйственной деятельности компании и взаимозависимых с ней организаций и отменили решение ИФНС.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Северо-Западного округа от 07.09.2017 № А13-6063/2015

Использование стороннего персонала – законно, если штатных работников не хватает

Организация при расчете налога на прибыль учла расходы на дополнительный персонал для выполнения строительных работ, привлеченный на основании договора аутсорсинга.

ИФНС заявила, что эти расходы являются фиктивными, так как в действительности все работы были выполнены силами самой фирмы.

Организации удалось отменить решение ИФНС. Она убедила судей в том, что свой штат работников с таким объемом работ справиться не мог.

Она пояснила, что дополнительные люди потребовались для строительства животноводческого комплекса.

В штате фирмы на тот момент состояло 59 человек. Но одновременно со строительством указанного комплекса организация возводила для собственных нужд элеватор. Поэтому численность штата работников организации не позволяла одновременно строить оба объекта.

В суде были представлены соответствующие расчеты, согласно которым для строительства необходимо было привлечь 188 человек. Кроме того, в них пояснялось, что налоговый орган не учитывает специализацию и квалификацию соответствующих работников с учетом возможности производить конкретные виды работ.

Также фирма предъявила акты приемки выполненных работ по форме № КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 и локальные сметы.

Документы, выводы и расчеты фирмы инспекция опровергнуть не смогла.

С учетом этого суд признал, что расходы были реально необходимы и фактически понесены. Поэтому организация правомерно учла их при расчете налога на прибыль.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2017 № Ф07-2253/2017

Примечание редакции:

в этом же деле был и другой эпизод – наем организацией сотрудников у еще одного предприятия. Однако в этом случае суд согласился с ИФНС, которая обратила внимание на то, что предприятие в проверяемом периоде не обладало трудовыми ресурсами, позволяющими производить самостоятельно строительно-монтажные работы. Кроме того, на расчетные счета этой компании не поступали перечисления за услуги по представлению персонала. Поэтому по данному эпизоду суд пришел к выводу о неправомерности списания заявленных затрат в расходы.

Перенос вычетов – законная схема, если они заявляются в пределах 3 лет

Организация заявила вычет по НДС за I квартал 2015 года на основании сводного счета-фактуры от 13.06.2012. И сделала это в уточненной декларации, поданной в 02.09.2015.

ИФНС по итогам камеральной проверки сочла это неправомерным.

Во-первых, она сослалась на то, что периодом принятия к вычету указанной суммы НДС является II квартал 2012 года. Ведь именно в этом периоде был выставлен счет-фактура и подписан акт об исполнении договора. Таким образом, в сентябре 2015 года право на вычет у компании отсутствовало.

Во-вторых, чиновники указали на то, что исчисление 3-летнего срока, предусмотренного ст. 173 НК РФ на перенос вычета на будущие периоды, в данном случае следует исчислять после окончания налогового периода, в котором совершены хозяйственные операции. Следовательно, с момента возникновения права на указанный вычет до момента представления 02.09.2015 уточненной налоговой декларации, 3-летний срок на применение вычета компанией пропущен.

Однако суд решил, что эти доводы несостоятельны и организация поступила законно.

Согласно расчету сводного счета-фактуры, в него включены счета-фактуры, выставленные подрядчиками за период 2009‒2011 годов.

Данный счет-фактура отражен организацией в книге покупок в I квартале 2015 года, НДС заявлен к вычету в налоговой декларации за тот же период.

Пунктом 1.1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты по приобретенным товарам и имуществу могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг.

В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 разъяснено, что в силу п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного указанным пунктом 3-летнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий 3-летний срок налоговых периодов. Данное правило должно быть соблюдено и в случае включения вычетов в уточненную декларацию.

При указанных обстоятельствах и приняв во внимание также разъяснения в письме ФНС РФ № ГД-4-3/14435 от 17.08.2015, суд пришел к выводу о том, что основания для принятия к вычету НДС по спорному счету-фактуре возникли у компании с момента фактической передачи объекта недвижимости и счета-фактуры, то есть с II квартала 2012 года.

Поскольку НДС был предъявлен к вычету в I квартале 2015 года, срок на предъявление налога к вычету пропущен не был.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Первого ААС от 03.03.2017 № А43-15427/2016

Перевод работников на ИП – законный метод, если их бизнес реален

Инспекция обвинила общество в специальном переводе сотрудников в статус ИП с целью уклонения от уплаты налогов за них (НДФЛ и страховые взносы), а также получения права на применение УСН.

Инспекторы обратили внимание на то, что общество и предприниматели занимались одной и той же деятельностью – реализацией ГСМ. При этом «благодаря» тому, что предприниматели учитывали свои доходы обособленно, общество получило право на применение УСН.

По мнению инспекции, деятельность новоявленных бизнесменов носила формальный характер, в подтверждение чего чиновники сослались на следующее:

  • предпринимателями стали бывшие работники общества;
  • большая часть работников общества была уволена в порядке перевода к ИП;
  • служебные обязанности работников при этом фактически не изменились;
  • общество выдало беспроцентные займы предпринимателям;
  • для ведения деятельности предприниматели использовали только арендуемое у общества имущество;
  • судя по движению денежных средств на их расчетных счетах, ИП не несут общехозяйственные расходы.

В итоге ИФНС сложила доходы фирмы и предпринимателей, и получилось, что ООО утратило право на применение «упрощенки». Исходя из этого, налоговые обязательства организации были определены в соответствии с общей системой налогообложения, что повлекло доначисление налогов, пеней и штрафов.

Всего на сумму более 40 млн рублей.

Компания подала в суд, сославшись на то, что общество и ИП вели самостоятельную предпринимательскую и производственную деятельность. А именно как общество, так и ИП самостоятельно:

  • производили финансово-хозяйственные операции (от своего имени);
  • вели учет своих доходов в соответствии с порядком ведения бухучета при применении спецрежима;
  • выполняли свои налоговые обязательства перед бюджетом;
  • выдавали заработную плату;
  • производили оплату контрагентам;
  • проводили денежные расчеты с клиентами через ККТ;
  • оформляли надлежащими документами передачу имущества в аренду и получение оплаты.
  • проверка кассовых операций и движений по расчетным счетам общества и ИП не выявила нарушений;
  • инспекция не представила доказательства того, что фактически доход ИП передавался обществу;
  • в ходе проверки не были выявлены управленческие решения общества по регулированию работы ИП.

Судьи указали, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. Такая деятельность сама по себе не свидетельствует о получении налоговой выгоды.

ИФНС не доказала, что действия общества и предпринимателей были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания искусственных условий для применения благоприятной системы налогообложения путем дробления бизнеса.

Доводы инспекции о взаимозависимости сторон суды отклонили, поскольку чиновники не привели фактических данные, свидетельствующих о влиянии указанных обстоятельств на условия и результаты экономической деятельности общества и предпринимателей в целях налогообложения, на возможность в качестве последствия безусловного вменения обществу преследования цели уклонения от уплаты налогов.

Решение ИФНС было отменено.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.03.2015 № Ф04-16255/2015

Примечание редакции:

аналогичное судебное решение – Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2009 № А52-4472/2008: при проведении проверки инспекция установила, что 13 работников компании уволились по собственному желанию, зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и заключили договоры с компанией на выполнение работ (оказание услуг). Причем выплаты бывшим работникам, ставшим ИП, значительно превысили доходы, полученные ими в период работы в обществе.

Однако суд изучил протоколы допроса данных граждан, договоры на выполнение работ, акты и отчеты выполненных работ с приложениями, данные о штатной численности работников общества, и посчитал, что инспекцией не подтвержден довод о создании компанией схемы ухода от налогообложения путем вывода работников из штата и заключения с ними в дальнейшем гражданско-правовых договоров.

Дробление бизнеса – законно, если каждая компания самостоятельна

Дробление бизнеса на несколько юридических лиц и/или ИП – распространенный способ налоговой оптимизации. Сам по себе он не запрещен законом. Ведь по сути это лишь рациональное структурирование бизнеса.

Однако в конкретном случае налоговики могут посчитать такое дробление схемой уклонения от налогов и обвинить ее участников в получении пресловутой необоснованной налоговой выгоды.

В одних случаях суды поддерживают в этом налоговиков и отказывают компаниям в отмене решений по проверкам, в других – нет, и решения о доначислениях отменяются за необоснованностью. В каждом случае все зависит от обстоятельств, имеющих место в конкретном деле.

По данному вопросу недавно вышло Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О (рекомендуется к прочтению и использованию вместе с особым мнением судьи Арановского К.В.).

В нем говорится о необходимости соблюдения справедливого баланса между требованиями общественных интересов (бюджета) и требованиями защиты основных прав человека (налогоплательщика). С одной стороны, дробление бизнеса закон не запрещает и не предусматривает за него ответственность, но с другой – налогоплательщик не должен злоупотреблять своими правомочиями.

Четких критериев, как отличить одно от другого, КС РФ не дал, но зато их породила практика. Поэтому для того, чтобы вы могли сориентироваться, мы с помощью ФНС РФ, которая также недавно проанализировала судебную практику по дроблению бизнеса, выделили две группы критериев – законного и незаконного дробления.

ТАБЛИЦА: «Дробление бизнеса: когда законно, а когда нет»

Еще по теме:

  • Мегафон как узнать на кого оформлена сим карта Как узнать на кого оформлена сим карта мегафон Как узнать - на кого зарегистрирована сим-карта? Как узнать - на кого зарегистрирована сим-карта, если вас атакуют назойливыми звонками с незнакомого номера или присылают СМС с угрозами? В статье мы расскажем, как идентифицировать владельца […]
  • Приказ мо рф 200 по впд с изменениями Приказ Министра обороны РФ от 6 июня 2001 г. N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министра обороны РФ от 6 […]
  • Таможенные правила в латвии Латвия непременно станет прекрасным выбором для путешествия в современную Европейскую страну. Богатейшая культура и история, яркий местный колорит, традиции, огромное количество памятников архитектуры и истории, великолепные ландшафты, целебные источники и теплые воды Балтики сделают […]
  • Кредитные карты оформить заявку на кредит Кредитные карты Кредитные карты банка Авангард это: Первый льготный период — до 200 дней бесплатно* Последующие льготные периоды — до 50 дней бесплатно Срок действия карты — 3 года Оплата по картам товаров и услуг в России и за рубежом — без комиссии Получение собственных […]
  • Омск ленинский район нотариусы Нотариусы Омска по буквам Нотариусы ведут наследственные дела по буквам, это знают все, кто хоть раз сталкивался с вопросом вступления в наследство - по закону или по завещанию. Для тех, кто слышит об этом впервые - поясняем: определенному нотарису определенного района города Омска […]
  • Найти закон движения тела Найти закон движения тела Версия системы:7.48 (19.08.2018) Общие новости: 13.04.2018, 10:33 Последний вопрос:17.08.2018, 14:32 Последний ответ:19.08.2018, 10:10 Последняя рассылка:18.08.2018, 22:45 РАЗДЕЛ • Физика Консультации и решение задач по физике. [администратор […]
  • 13 налог на наследство Нужно ли платить налог на наследство и сколько Налог на наследство относится к прямым налогам. Базой для его расчета является имущество или денежные сбережения. Плательщиком налога является наследники умершего. Налог на наследство по завещанию и по закону По российским законам приоритет […]
  • Штраф пдд срок давности Какой срок действия штрафа за нарушение ПДД в 2018 году К сожалению, в жизни даже опытных и внимательных водителей порой складывается не очень приятная ситуация, суть которой заключается в выплате штрафа за нарушение каких-либо правил движения. В настоящее время сумма денежного взыскания […]