Протокол о порядке взимания косвенных налогов таможенного союза

Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.) (не действует)

Протокол
о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе
(Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Настоящий Протокол прекратил действие с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)

См. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)

См. Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Правительства государств — членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами, признавая общепринятые нормы и правила международной торговли, руководствуясь статьей 4 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года, исходя из взаимной заинтересованности в усилении контроля за экспортом и импортом товаров, своевременным и полным поступлением косвенных налогов в бюджеты государств — членов таможенного союза, желая с этой целью оказывать друг другу содействие, согласились о нижеследующем:

За Правительство
Республики Беларусь

За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Российской Федерации

Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящий Протокол Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 98-ФЗ

Протокол вступает в силу, в том числе для Российской Федерации, с 1 июля 2010 г.

См. также информацию о ходе проведения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Протокола

Текст Протокола опубликован в газете «Таможенный вестник», 2010 г., N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 40 ст. 4987, в Бюллетене международных договоров, март 2011 г., N 3

Настоящий Протокол прекратил действие с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)

О сотрудничестве в рамках ЕАЭС и механизме взимания НДС

Автор Н. В. Фирфарова

На какие тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности следует обратить внимание при принятии решения о сотрудничестве в рамках ЕАЭС?

Современное развитие продовольственного бизнеса невозможно без интенсификации торгово-экономических связей. В нынешних условиях в целях роста конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации целесообразным, без сомнения, видится эффективное сотрудничество с партнерами в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). При принятии решения о таком сотрудничестве необходимо не только знать тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности, но и своевременно отслеживать все налоговые нововведения в этой сфере.

Договор о ЕАЭС

Торгово-промышленные отношения государств – членов ЕАЭС регламентируются нормами Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.04.2014 (далее – Договор о ЕАЭС). Договор о ЕАЭС ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ и вступил в силу 01.01.2015.

ЕАЭС утвержден тремя сторонами: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. На сегодняшний день Республика Армения также приобрела статус государства – члена ЕАЭС[1]. Подписан, но не вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Форма интеграции данных государств – членов ЕАЭС предусматривает:

  • единую таможенную территорию без применения во взаимной торговле в ее пределах таможенных пошлин, мер нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
  • принятие единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • функционирование внутреннего рынка товаров;
  • осуществление единого таможенного регулирования;
  • свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

Положения Договора о ЕАЭС (включая 33 приложения) касаются большинства сфер взаимодействия подписавших его сторон: промышленности и АПК, конкуренции, монополии, транспорта, энергетики, государственных (муниципальных) закупок, макроэкономической и валютной политики.

В связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС прекращает действовать ряд международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства (приложение 33 к документу), в том числе:

  • Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

Налогообложению внешнеэкономических операций и особенностям взимания НДС посвящен разд. XVII Договора о ЕАЭС. В нем установлены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, а также механизмы взимания косвенных налогов. А сам порядок взимания косвенных налогов и механизм их администрирования определен в приложении 18 к Договору о ЕАЭС в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол).

Промышленникам-импортерам

О нормативной базе

С 01.01.2015 порядок налогообложения при импорте товаров в ЕАЭС регулируется нормами разд. III Протокола, а также:

  • Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее – Протокол об обмене информацией);
  • главой 21 НК РФ – в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС.

Протокол об обмене информацией устанавливает форму заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена в целях реализации положений Протокола.

Когда НДС не взимается

Налог не взимается при импорте на территорию государства-члена тех товаров, которые (п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС):

  • в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;
  • ввозятся на территорию государства физическими лицами не в целях осуществления предпринимательской деятельности;
  • импортируются на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).

Порядок взимания НДС

Вначале отметим, что с 01.01.2015 порядок взимания НДС при импорте товаров не претерпел значительных изменений. Как и раньше, налог взимается налоговым органом страны ЕАЭС, в которую ввозится товар.

Налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора.

Абзацем 4 п. 14 Протокола определена дата пересчета валютной выручки для целей определения базы по НДС: стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету.

Порядок уплаты НДС

Суммы НДС, подлежащие уплате по ввозимым товарам, исчисляются по ставкам, установленным законодательством того государства, на территорию которого товары ввозятся (18, 10%), и уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем (п. 17, 19 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ):

  • принятия на учет импортированных товаров;
  • срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

В отличие от НДС по товарам, импортированным из третьих стран, при ввозе товаров из стран – членов ЕАЭС налог уплачивается не таможенному, а налоговому органу, в котором предприятие состоит на учете (п. 13 Протокола).

Важно. Уплатить НДС необходимо до подачи декларации по косвенным налогам, так как документ о его уплате представляется в ИФНС одновременно с декларацией (пп. 2 п. 20 Протокола).

НДС при ввозе товаров могут уплачивать комиссионеры, поверенные или агенты при условии, что это предусмотрено налоговым законодательством государства – члена ЕАЭС. Сказанное следует из п. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 Протокола. Поскольку российское налоговое законодательство не рассматривает посредников в качестве плательщиков «ввозного» НДС, уплату данного налога будет осуществлять собственник товара.

Согласно п. 13.4 Протокола если налогоплательщик одного государства-члена приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, НДС по которым не был уплачен, то уплата налога осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары (то есть собственником товаров).

Турецкой компанией на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения ввезен товар и размещен на складе сторонней российской организации. НДС уплачен не был. Впоследствии компания заключила договор купли-продажи с российским предприятием-покупателем, в силу которого право собственности на товар переходит в момент его фактической передачи покупателю на складе хранителя.

По товарам, ранее ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения и размещенным на складах для хранения в целях дальнейшей реализации, НДС должен быть уплачен российским предприятием, приобретающем данные товары на основании договора, заключенного после даты ввоза товаров турецкой компанией с территории Республики Армения.

Налоговая декларация

Налоговая декларация по форме, установленной законодательством государства-члена[2], представляется плательщиком в ИФНС по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия им на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом лизинга)):

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде по установленному формату.

Если в отчетном месяце импортированные товары не принимались на учет (не наступил срок лизингового платежа), декларацию подавать не нужно.

Требование о представлении декларации в электронном виде (в обязательном порядке) распространяется на налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших и не являющихся таковыми, если их среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948).

Перечень документов, которые необходимо подать налоговикам одновременно с декларацией, определен п. 20 Протокола: они могут быть представлены как в заверенных в установленном порядке копиях, так и в электронном виде. Порядок представления документов, как и их формат, должен быть предусмотрен нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств.

Промышленникам-экспортерам

Место реализации

Место реализации товаров определяется по законодательству государств – членов ЕАЭС. Так, в силу пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на ее территории. Иными словами, если товар на экспорт отгружается с территории Российской Федерации, то возникает объект НДС, к которому применяется нулевая ставка НДС.

Имеется небольшое уточнение в отношении перевозки (транспортировки) товара: в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами ЕАЭС и завершена в другом государстве, местом реализации товара признается территория государства-члена, на которой товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (абз. 4 п. 3 Протокола).

Российская компания заключила договор поставки товара с казахским контрагентом. По условиям договора транспортировка товара осуществляется в Республику Казахстан не из Российской Федерации, а из Узбекистана. Является ли территория Российской Федерации местом реализации товара?

В рассматриваемом случае территория Российской Федерации не является местом реализации товара (абз. 4 п. 3 Протокола).

Подтверждение ставки 0%

Требования к документам, подтверждающим ставку НДС 0%, в целом остались прежними (перечислены в п. 4 Протокола). Указано, что документы могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств (ими же должен устанавливаться и формат указанных документов).

Срок представления в налоговый орган подтверждающих документов также не изменился: они подаются в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении названных документов в установленный срок сумма НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС.

Корректировка налоговых обязательств

Изменение цены уже реализованного товара

В соответствии с п. 24 Протокола при увеличении стоимости ввезенных товаров база для целей уплаты НДС должна увеличиться на разницу между измененной и предыдущей стоимостью таких товаров.

Уплата НДС и представление декларации производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором изменилась цена.

Возникшая разница отражается в декларации, одновременно с которой в ИФНС должны быть представлены:

  • заявление с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью (на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • договор (контракт) или иной документ, предусмотренный участниками договора (контракта), с подтверждением увеличения цены товара, корректировочный счет-фактура (в случае его выставления).

В Договоре о ЕАЭС отражен порядок, касающийся лишь ситуации увеличения стоимости импортируемых товаров. Механизм корректировки налоговых обязательств импортера при уменьшении стоимости товаров документом не установлен.

На это обращает внимание и Минфин (Письмо от 06.03.2015 № 03-07-13/1/12213): право уменьшать базу по НДС при уменьшении стоимости импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты к учету, нормами Протокола не предусмотрено.

Что касается экспорта товаров, база по НДС при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену экспортированных товаров (абз. 1 п. 11 Протокола).

Возврат товара ненадлежащего качества

Порядок корректировки налоговых обязательств установлен п. 23 Протокола (представлен на схеме на стр. ).

Обратите внимание, что при частичном или полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации восстановление сумм НДС, ранее уплаченных при импорте этих товаров и принятых к вычету, производится в налоговом периоде, в котором произведен возврат товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Сказанное соответствует нормам налогового законодательства и разъяснениям чиновников Минфина (см. письма от 20.08.2014 № 03-07-08/41606, от 22.10.2013 № 03-07-08/44105).

Что касается экспорта, на основании п. 11 Протокола в случае возврата товара по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректировка налоговой базы должна иметь место в том налоговом периоде, в котором участники договора согласовали возврат экспортированных товаров (см. также п. 2 Письма ФНС России от 11.08.2014 № ГД-4-3/15780).

[1] Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС вступил в силу 02.01.2015.

[2] См. Приказ Минфина России от 07.07.2010 № 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов Таможенного союза и Порядка ее заполнения».

Протокол о порядке взимания косвенных налогов таможенного союза

Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер

Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на номер , получат доступ к Java-книге.

Абоненты CDMA-оператора ( Dalacom, City, PaThword ) отправив SMS на номер , получат ссылку для скачивания обоев.

Стоимость услуги — тенге с учетом НДС.

1. Перед отправкой SMS-сообщения Абонент обязан ознакомиться с Условиями предоставления услуг.
2. Отправка SMS-сообщения на короткие номера 7107, 7208, 7109 означает полное согласие и принятие условий предоставления услуг Абонентом.
3. Услуги доступны для всех казахстанских сотовых операторов..
4. Коды услуг необходимо набирать только латинскими буквами.
5. Отправка SMS на короткий номер отличный от номера 7107, 7208, 7109, а также отправка в теле SMS неправильного текста, приводит к невозможности получения абонентом услуги. Абонент согласен , что Поставщик не несет ответственности за указанные действия Абонента, и оплата за SMS сообщение не подлежит возврату Абоненту, а услуга для Абонента считается осуществленной.
6. Стоимость услуги при отправке SMS-сообщения на короткий номер 7107 — 130 тенге, 7208 — 260 тенге, 7109 — 390 тенге.
7. По вопросам технической поддержки SMS-сервиса звоните в абонентскую службу компании «RGL Service» по телефону +7 727 356-54-16 в рабочее время (пн, ср, пт: с 8:30 до 13:00, с 14:00 до 17:30; вт, чт: с 8:30 до 12:30, с 14:30 до 17:30).
8. Абонент соглашается, что предоставление услуги может происходить с задержками, вызванными техническими сбоями, перегрузками в сетях Интернет и в сетях мобильной связи.
9. Абонент несет полную ответственность за все результаты использования услуг.
10. Использование услуг без ознакомления с настоящими Условиями предоставления услуг означает автоматическое принятие Абонентом всех их положений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Протокол
о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ,
оказании услуг в Таможенном союзе
(г. Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года)

Прекратил действие в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года

Ратифицирован Законом РК от 30 июня 2010 года № 309-IV

Ратифицирован Законом РБ от 1 июля 2010 года № 145-З

Ратифицирован Федеральным законом РФ от 19 мая 2010 года № 94-ФЗ

Вступил в силу с 1 июля 2010 года

Правительства государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,

признавая общепринятые нормы и правила международной торговли,

руководствуясь статьей 5 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года,

исходя из взаимной заинтересованности в своевременном и полном поступлении в бюджеты государств — членов Таможенного союза косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг,

желая с этой целью оказывать друг другу содействие,

согласились о нижеследующем:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Для целей настоящего Протокола используются следующие термины:

«недвижимое имущество» — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередач, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты;

«движимое имущество» — вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам;

«транспортные средства» — морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного «река-море» плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры;

«аудиторские услуги» — услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности;

«бухгалтерские услуги» — услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности;

«дизайнерские услуги» — услуги по проектированию художественных форм, внешнего вида изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений; художественное конструирование;

«инжиниринговые услуги» — инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов);

Протокол о порядке взимания косвенных налогов таможенного союза

Взимание косвенных налогов в рамках Евразийского экономического союза

(Комментарий к Договору о Евразийском экономическом союзе, вступившему в силу с 1 января 2015 г.)

Николай Дубинский, доцент УЗ «Витебский государственный технологический университет»

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС), неотъемлемой частью которого является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол о порядке взимания косвенных налогов).

Автор данного комментария рассматривает отдельные нормы, касающиеся взимания косвенных налогов в рамках взаимоотношений стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Статьи по теме

eщё 77 материалов по теме

Вступление в силу названных законодательных актов не внесло серьезных изменений в ранее действовавшие порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках стран – участниц ЕАЭС.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов, по сути, дублирует подписанные ранее в рамках Таможенного союза протоколы по товарам и услугам.

Сохранившийся принцип страны назначения предусматривает налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном установленному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы ЕАЭС.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляет документы (их копии), перечисленные в п. 4 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

При импорте товаров взимание косвенных налогов осуществляет налоговый орган государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплату косвенных налогов осуществляет налогоплательщик государства-члена, на территорию которого импортированы товары, – собственник товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, – комиссионер, поверенный или агент.

При импорте одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, перечисленные в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

В случае выполнения работ и оказания услуг место реализации определяют по правилам п. 29 приложения 18 к Договору ЕАЭС, аналогичным ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, как правило, являются договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг; иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.

Внимание! Членами ЕАЭС являются государства, подписавшие Договор о ЕАЭС: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Армения (п. 1 ст. 1, абз. 3 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС, часть первая ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС). В ближайшее время к ЕАЭС должна присоединиться Кыргызская Республика на основании Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Со вступлением в силу Договора о ЕАЭС плательщики получили больше прав при администрировании НДС в части представления соответствующей информации, включая заявление о ввозе товаров, в электронном виде.

Особенности исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС установлены разд. II Протокола о порядке взимания косвенных налогов (часть вторая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС). При этом положения названного протокола применяются ко всем товарам независимо от страны их происхождения.

Белорусским экспортерам при вывозе товаров в государства – члены ЕАЭС необходимо учитывать следующие моменты:

1) при определении места реализации товаров следует руководствоваться законодательством Республики Беларусь (часть третья п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

2) реализация товаров на экспорт в Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Республику Армения облагается НДС по ставке 0 % (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС; часть первая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

3) нулевая ставка НДС применяется к товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ЕАЭС, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) для документального подтверждения применения нулевой ставки при экспорте товаров в государства – члены ЕАЭС предоставлено 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (часть первая п. 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) при экспорте товаров с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армения белорусский плательщик (экспортер) имеет право на налоговые вычеты (часть вторая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 1. Уплата НДС при участии белорусской организации в выставке на территории Российской Федерации

Белорусская организация организовала выставку произведений искусства на территории Российской Федерации, в связи с чем оплатила оказанные ей выставочные услуги российской фирме.

Обязана ли белорусская организация производить уплату НДС за оказанную ей услугу?

В рассматриваемой ситуации выставочные услуги оказаны на территории Российской Федерации, поэтому НДС должна уплатить российская фирма в бюджет Российской Федерации. Таким образом, белорусская организация не должна уплачивать НДС. Данный вывод обоснован следующими нормами законодательства.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору о ЕАЭС.

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Договором о ЕАЭС (п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена (подп. 3 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 2. Взимание НДС при оказании посреднических услуг

Белорусская организация заключила возмездный договор с российской фирмой. Согласно этому договору белорусская организация получает от белорусских предприятий, которым российская фирма отгрузила продукцию, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Республики Беларусь об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) и передает их российской стороне.

Обязана ли белорусская организация уплачивать НДС и если да, то по какой ставке? Является ли эта услуга бухгалтерской?

В рассматриваемой ситуации белорусская организация обязана уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь с применением ставки 20 %. Данный вывод вытекает из следующего.

Предмет заключенного договора не подпадает под термин «бухгалтерская услуга», поэтому следует применять подп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, которым предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказывает налогоплательщик этого государства-члена.

Справочно: бухгалтерские услуги – это услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности (п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Применение нулевой ставки НДС в рассматриваемой ситуации нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов, а также НК не предусмотрено.

Особенности исчисления НДС при импорте товаров (работ, услуг) с территории государств – членов ЕАЭС

Ввоз товаров на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств – членов ЕАЭС, признается объектом обложения НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза взимание НДС осуществляют налоговые органы в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза (ст. 5, п. 2 ст. 95 НК).

Справочно: к международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, относится вступивший в силу с 1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС. Таможенный союз представляет собой форму торгово-экономической интеграции государств – членов ЕАЭС, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (абз. 15, 16 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС).

Во взаимной торговле товарами между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Российской Федерацией (государствами – членами ЕАЭС) взимание косвенных налогов, в т.ч. НДС, осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и их обложение НДС при импорте (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию Республики Беларусь с территории государства – члена ЕАЭС (за исключением помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом Республики Беларусь по месту постановки на учет плательщиков – собственников товаров, включая плательщиков, применяющих специальные (особые) режимы налогообложения (часть первая п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Рассмотрим основные положения, на которые белорусским плательщикам, импортирующим товары с территории государств – членов ЕАЭС, следует обращать внимание:

1) при ввозе в Республику Беларусь товаров из Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения НДС взимают налоговые органы Республики Беларусь по месту постановки на учет собственника товаров, а в случаях, предусмотренных НК, – комиссионер, поверенный или иное аналогичное лицо (п. 4 ст. 95 НК; подп. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Внимание! НДС при ввозе товаров обязаны уплачивать все импортеры независимо от того, является ли импортер плательщиком НДС при реализации товаров на территории Республики Беларусь или он применяет специальные режимы налогообложения без уплаты НДС;

2) ввозимые на территорию Республики Беларусь товары облагаются НДС в зависимости от вида ввозимого товара по следующим ставкам: 10 % или 20 % (п. 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 1.2.2, 1.3.2 п. 1 ст. 102 НК);

3) НДС необходимо уплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет или наступления срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга (п. 19 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга), импортеру необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (часть II) и пакет соответствующих документов (п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) НДС, уплаченный при ввозе товаров, принимается к вычету в порядке, установленном НК (п. 26 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 2.2 п. 2, абз. 3 части второй п. 3 ст. 107 НК);

6) при увеличении стоимости импортированных товаров в случае увеличения их цены по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, налоговая база для целей уплаты НДС должна быть увеличена на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. В этом случае уплату НДС и представление налоговой декларации необходимо производить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участники договора (контракта) изменили цену импортированных товаров.

Еще по теме:

  • 536 приказ фтс Приказ Федеральной таможенной службы от 30 марта 2011 г. N 680 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов ФТС России" Приказ Федеральной таможенной службы от 30 марта 2011 г. N 680"О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов ФТС России" В […]
  • Законы рф для опекунства Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 […]
  • Закон n 381-фз Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" С изменениями […]
  • 312 закон об ооо Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ"О внесении изменений в […]
  • Закон рф о центральном банке рф банке россии Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" С изменениями и дополнениями от: 10 января, 23 […]
  • Закон о пожарной безопасност Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 […]
  • Нотариусы по районам челябинск Нотариусы Челябинска Нотариусы Челябинск Деятельность нотариусов, в независимости от региона, в котором находится Нотариус, будь то Челябинск или Магадан, регламентируется «Основами законодательства РФ о нотариате». Бывают случаи, когда клиент нотариуса не понимает, почему нотариус не […]
  • Закон г москвы от 17122014 62 Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62 "О торговом сборе" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62"О торговом сборе" С изменениями и дополнениями от: 24 июня, 25 ноября 2015 г., 23 ноября 2016 г., 29 ноября 2017 г. О конституционно-правовом смысле […]