Водяная система пожаротушения на судах

Судовая система водяного пожаротушения

Система водотушения (тушение огня сплошной струей воды) проста, надежна и ею оборудуются все без исключения суда независимо от условий их эксплуатации и назначения. Основными элементами системы являются пожарные насосы, магистральный трубопровод с отростками, пожарные краны (рожки) и шланги (рукава) со стволами (брандспойтами). Помимо своего прямого назначения система водотушения может обеспечивать забортной водой системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.; эжекторы осушительной и водоотливной систем; трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и устройств; трубопроводы промывки фекальных цистерн. Кроме того, система водотушения подает воду для обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков.

На спасательных и пожарных судах имеется специальная система водяного пожаротушения, независимая от общесудовой системы.

Систему водотушения нельзя использовать для тушения горящих нефтепродуктов, так как плотность топлива или масла меньше, чем воды, и они растекаются по ее поверхности, что приводит к увеличению охваченной огнем площади. Водой нельзя тушить пожары лаков и красок, а также электрооборудования (вода является проводником и вызывает короткое замыкание).

Магистральный трубопровод системы выполняют линейным и кольцевым. Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой стороны — быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава. Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасательных судах и буксирах помимо рожков устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно.

Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. В качестве механизмов системы водотушения применяют обычно центробежные и (реже) поршневые насосы. Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного обеспечения действия пожарных рожков в количестве 15 % от всего числа установленных на судне, водяного орошения трапов и выходов из МО, системы водораспыления в МО, системы пенотушения. По Правилам Регистра СССР минимальный напор должен быть 0,28—0,32 МПа; расход воды через ствол — не менее 10 м 3 /ч.

Приемные трубопроводы пожарных насосов обычно присоединяют к кингстонам, причем насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест.

На рис. 5.43 приведена типовая схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью.


Рис. 5.43. Схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью для грузовых судов
1 — магистрали на обмыв якорных цепей и клюзов; 2 — угловой клапан; 3 — к системе водораспыления в МО; 4 — к системе пенотушения; 5 — на промывание цистерн сбора сточных вод; 6 — к системе орошения выходов и вахт; 7 — концевой клапан; 8 — манометр; 9 — центробежный насос; 10 — мановакуумметр; 11 — угловой невозвратно-запорный клапан; 12 — клинкетная задвижка; 13 — водяной фильтр;- 14 — кингстонный ящик; 15 — донный кингстон; 16 — невозвратно-запорный клапан; 17 — магистрали забортной воды

К двум центробежным насосам 9 забортная вода поступает от кингстона 15 и от другой магистрали 17 через фильтр 13 и клинкетные задвижки 12. У каждого насоса имеется байпасный трубопровод с невозвратно-запорным клапаном 11, позволяющий перекачивать воду по замкнутому контуру (работать «на себя»), когда нет расхода воды на потребителей. Напорные трубопроводы обоих насосов включены в кольцевую магистраль, от которой отходят: трубы к пожарным клапанам 2; трубопровод 1 на обмыв якорных цепей и клюзов; ответвления — 3 к системе распыления МО, 4 к системе пенотушения, 5 на промывание цистерн сбора сточных вод, 6 к системе орошения выходов и вахт.

водяная противопожарная система

Системой водотушения оборудуют все суда без исключения, независимо от условий их эксплуатации и назначения. Указанная система работает по принципу тушения огня сплошной струей воды. Хотя эта система и является распространенной на современных судах, однако с ее помощью нельзя потушить нефтепродукты, которые по удельному весу легче воды и свободно растекаются по ее поверхности, увеличивая тем самым площадь, охваченную огнем. Эта система непригодна также и для тушения пожаров в помещениях с электрооборудованием, так как, являясь проводником электричества, вода вызывает короткое замыкание.

Систему водотушения применяют для тушения пожаров в грузовых сухогрузных трюмах, жилых и служебных помещениях, на открытых палубах. Магистральный трубопровод системы изготовляют линейным или кольцевым (на судах небольшой ширины применяют линейные трубопроводы, для широких судов большого водоизмещения – кольцевые). Линейная магистраль проста, поэтому ее ставят на небольших судах с малым количеством пожарных рожков. Количество и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую возможную точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. Диаметр пожарных рожков в зависимости от расхода жидкости принимается 30-80 мм, диаметр шлангов 50-65 мм. Длина шлангов не должна превышать 20 м, т. е. должна быть равна расстоянию между расставленными на судне рожками. В качестве механизмов системы водотушения применяют центробежные и поршневые насосы. Производительность и напор пожарных насосов принимают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы. Показана принципиальная схема противопожарной водяной системы. Система состоит из пожарных насосов /, подающих забортную воду в магистральный трубопровод, выполненный по кольцевой или линейной схеме. От трубопровода к отдельным районам и помещениям идут отростки, оканчивающиеся пожарными рожками, к которым можно подсоединять гибкие шланги длиной 10-20 м с ручными стволами. Благодаря тому, что в пожарных рожках создается определенное давление, ручной ствол выбрасывает водяную струю на расстояние до 20 м.

По правилам Регистра давление должно быть в пределах 2,3-3,2 кгс/см2 – в зависимости от типа и регистрового тоннажа судна. В закрытых помещениях пожарные рожки устанавливают на расстоянии 20 м, а в открытых – 40 м друг от друга. На специальных спасательных пожарных судах, буксирах, ледоколах устанавливают лафетные стволы, выбрасывающие струю воды на 80-100 м. В качестве пожарных насосов используют центробежные насосы с напором 65-100 м вод. ст. Производительность и количество пожарных насосов, устанавливаемых на судах, определяются Правилами Регистра СССР в зависимости от типа и размеров судна. Суммарная производительность насосов на всех судах, кроме пассажирских, не должна превышать 180 т3/ч, а их количество должно быть на пассажирских судах один-три и на всех остальных – один-два. Минимальная производительность каждого насоса должна быть достаточной, чтобы обеспечить одновременную работу двух стволов.

Насосы размещают так, чтобы живучесть системы была максимальной. По возможности их устанавливают в разных отсеках, а если в одном отсеке, то у разных бортов. Допускается использование балластных и других насосов в качестве пожарных, если их производительность и напоры будут не ниже требуемых.

Кроме стационарных пожарных насосов, пассажирские суда, наливные суда валовой вместимостью 1000 рег. т и более и все прочие суда валовой вместимостью 2000 рег, т и более, если нельзя обеспечить должную живучесть стационарных пожарных насосов, снабжают аварийным насосом. Аварийный насос располагают отдельно от стационарных. Он имеет автономный привод и местное управление (на танкерах – с открытых палуб). Производительность аварийного насоса должна быть достаточной для одновременной работы двух стволов

Системы пожаротушения на судне – разновидности и краткие характеристики

Системы пожаротушения на корабле являются чрезвычайно важными составляющими конструкции судна. При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

Все перечисленные факторы только усугубляют пожарную опасность плавательных средств, по этому внедрению различных способов обеспечения безопасности пассажиров, а также разработкам новых более эффективных систем автоматического пожаротушения уделяется особое внимание.

Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

  • Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
  • Водяных завес;
  • Водяного распыления или орошения;
  • Газовые – на основе углекислоты или инертных газов;
  • Порошковые.
  • В ряде случаев в качестве огнетушащего вещества, которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

    Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

    • Водяные – используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;
    • Пенные – устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;
    • Газовые и порошковые – используются для защиты от возгорания класса С.

    к оглавлению ↑

    Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

    Система объемного пожаротушения на судне устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

    Она размещается в следующих местах:

    • Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;
    • В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;
    • В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;
    • В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных – гребных;
    • В сетях вентиляции оборудования.

    Все основные рабочие параметры установки должны соответствовать требованиям технического регламента, в соответствии с которым производится классификация и постройка судов. Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте.

    Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

    Проверка поступающей информации по нескольким параметрам существенно снижает риск ложного срабатывания.

    Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

    Испытания, проводимые в 2011 году, показали высокую эффективность установленной системы. Она в состоянии тушить горящие и тлеющие материалы. В частности, на испытаниях было потушено тлеющее дерево, и погашен поддон с горящим дизельным топливом.

    Водяное пожаротушение на судне

    Система водяного пожаротушения на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов – кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

    Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

    Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м 2 каюты.

    Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы — размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом. Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод. Дренчерные системы используются для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

    Газовые системы пожаротушения на суднах

    Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как во всем помещении, так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

    В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

    • Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;
    • Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

    В отличие от зданий и сооружений суда постоянно совершенствуются и использование старых правил монтажа устройств пожаротушения зачастую неэффективно. Типовые расчеты для систем используются очень редко и только для небольших суден серийного производства.

    Системы пожаротушения

    Пожар на судне — одно из самых опасных бедствий. Он приносит гораздо большие разрушения, чем любой другой вид аварии. При пожаре могут испортиться грузы, выйти из строя машины и судовое оборудование, он представляет угрозу для жизни людей. Особенно большой ущерб причиняют пожары на пассажирских, грузопассажирских судах и танкерах. На последних они могут сопровождаться взрывом нефтяных паров в грузовых танках. Пожар может возникнуть из-за неисправности электропроводки, неправильной эксплуатации электрического и теплообменного оборудования, небрежного и неосторожного обращения с огнем, попадания искр на горючие материалы и др.

    Конструктивные противопожарные мероприятия в соответствии с требованиями Регистра СССР и СОЛАС-74 предусматриваются в процессе проектирования судна. К ним относятся разделение судна огнестойкими поперечными переборками, применение негорючих материалов для отделки помещений, пропитывание деревянных изделий огнестойкими составами, предотвращение искрообразования в отсеках и помещениях, где хранятся легковоспламеняющиеся взрывоопасные жидкости или материалы, обеспечение судна противопожарным оборудованием и инвентарем и т. д.

    Но одни предупредительные меры не могут исключить пожары на судах. Борьба с пожарами осуществляется с помощью различных средств, способных локализовать пожар, остановить его распространение, создать вокруг источника пожара не поддерживающую горения атмосферу. В качестве таких средств используют забортную воду, водяной пар, углекислый газ, пену и специальные огнегасящие жидкости, так называемые хладоны. Огнегасящие вещества подаются к очагу пожара противопожарными системами: водяными, водораспыления и орошения, паротушения, углекислотного и пенного пожаротушения, объемного химического тушения, инертных газов.

    Кроме стационарных систем пожаротушения суда оснащаются аппаратами пены средней кратности, переносными пенными установками, ручными и пенными углекислотными огнетушителями.

    К противопожарным системам относят также системы пожарной сигнализации (ручной, полуавтоматической и автоматической), которые обеспечивают профилактические противопожарные мероприятия.

    Система водяного пожаротушения

    Система водяного пожаротушения — Системой тушения оборудуют все суда без исключения, независимо от условий их эксплуатации и назначения. Указанная система работает по принципу тушения огня сплошной струей воды. Хотя эта система и является распространенной на современных судах, однако с ее помощью нельзя потушить нефтепродукты, которые по удельному весу легче воды и свободно растекаются по ее поверхности, увеличивая тем самым площадь, охваченную огнем. Эта система непригодна также и для тушения пожаров в помещениях с электрооборудованием, так как, являясь проводником электричества, вода вызывает короткое замыкание.

    Систему водотушения применяют для тушения пожаров в грузовых сухогрузных трюмах, жилых и служебных помещениях, на открытых палубах.
    Магистральный трубопровод системы изготовляют линейным или кольцевым (на судах небольшой ширины применяют линейные трубопроводы, для широких судов большого водоизмещения — кольцевые). Линейная магистраль проста, поэтому ее ставят на небольших судах с малым количеством пожарных рожков.

    Количество и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую возможную точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. Диаметр пожарных рожков в зависимости от расхода жидкости принимается 30—80 мм, диаметр шлангов 50—65 мм. Длина шлангов не должна превышать 20 м, то есть должна быть равна расстоянию между расставленными на судне рожками.
    В качестве механизмов системы водотушения применяют центробежные и поршневые насосы. Производительность и напор пожарных насосов принимают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы.

    На рисунке показана принципиальная схема противопожарной водяной системы. Система состоит из пожарных насосов 1, подающих забортную воду в магистральный трубопровод 2, выполненный по кольцевой или линейной схеме. От трубопровода к отдельным районам и помещениям идут отростки, оканчивающиеся пожарными рожками 3, к которым можно подсоединять гибкие шланги длиной 10—20 м с ручными стволами. Благодаря тому, что в пожарных рожках создается определенное давление, ручной ствол выбрасывает водяную струю на расстояние до 20 м. По правилам Регистра давление должно быть в пределах 2,3—3,2 кгс/см2 — в зависимости от типа и регистрового тоннажа судна. В закрытых помещениях пожарные рожки устанавливают на расстоянии 20 м, а в открытых — 40 м друг от друга.

    На специальных спасательных пожарных судах, буксирах, ледоколах устанавливают лафетные стволы, выбрасывающие струю воды на 80—100 м. В качестве пожарных насосов используют центробежные насосы с напором 65—100 м вод. ст. Производительность и количество пожарных насосов, устанавливаемых на судах, определяются Правилами Регистра РФ в зависимости от типа и размеров судна. Суммарная производительность насосов на всех судах, кроме пассажирских, не должна превышать 180 т3/ч, а их количество должно быть на пассажирских судах один-три и на всех остальных — один-два.

    Минимальная производительность каждого насоса должна быть достаточной, чтобы обеспечить одновременную работу двух стволов. Насосы размещают так, чтобы живучесть системы была максимальной. По возможности их устанавливают в разных отсеках, а если в одном отсеке, то у разных бортов. Допускается использование балластных и других насосов в качестве пожарных, если их производительность и напоры будут не ниже требуемых.

    Кроме стационарных пожарных насосов, пассажирские суда, наливные суда валовой вместимостью 1000 рег. т. и более и все прочие суда валовой вместимостью 2000 рег. т. и более, если нельзя обеспечить должную живучесть стационарных пожарных насосов, снабжают аварийным насосом. Аварийный насос располагают отдельно от стационарных. Он имеет автономный привод и местное управление (на танкерах — с открытых палуб). Производительность аварийного насоса должна быть достаточной для одновременной работы двух стволов.

    Еще по теме:

    • Осаго в туле 2018 Калькулятор ОСАГО в Тула на 2018 года Сделайте расчет на калькуляторе, и мы покажем вам где дешевле застраховать машину по ОСАГО в Тула Стоимость ОСАГО в компаниях: Результаты полученные на калькуляторе будут сохранены в Вашем личном кабинете. Вы всегда сможете их посмотреть и сделать […]
    • Памятка по правилам поведения на водоемах Памятка по правилам поведения на водоемах В этом году весна пришла раньше обычного. Лед на реках почти весь сошел, а на закрытых водоемах ледяной покров еще остался и представляет определенную опасность. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами […]
    • Налог усн ип ставка УСН: ставки Актуально на: 22 февраля 2017 г. Плательщики УСН исчисляют налог по упрощенке исходя из своих доходов или доходов, уменьшенных на расходы, в зависимости от того, какой объект налогообложения был выбран. Какие ставки УСН применяются в 2017 году, и как рассчитывается […]
    • Временное разрешение на проживание в москве В какую сумму может стать получение разрешения на РВП? В связи с существенным увеличением желающих получить РВП в России, все чаще задают вопрос «Сколько стоит получить РВП?». Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как стоимость зависит от ряда причин. Рассмотрим стоимость всех […]
    • Среднеарифметическое правило Среднее арифметическое Определение. Среднее арифметическое нескольких величин — это отношение суммы величин к их количеству. Примером среднего арифметического служат такие показатели, как урожайность, производительность, посещаемость, скорость движения на определенном участке. Вычисление […]
    • Что дает договор купли продажи автомобиля Что дает договор купли продажи автомобиля После оформления покупки. Одним из самых распространенных способов для продажи своего транспортного средства остается договор купли-продажи. Такой вариант особенно удобен тем, что данный документ может составить каждый человек, согласовав его как […]
    • Как оформить карточку в метро кэш энд керри Как получить карту физическому лицу Вопрос, как получить карту metro cash and carry юридическому лицу или ИП легко решаем с помощью официального сайта и предоставления собственных документов. Чаще всего, карточку METRO приобретают ради оптовых покупок, предприниматели малого и среднего […]
    • Общая собственность презентация Презентация к курсу "Экономика и право" по теме "Право общей собственности" (10 класс) Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал" Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки […]