Повторение законов сохранения

Содержание страницы:

Урок физики по теме «Законы сохранения в механике». 10-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (100,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Законы сохранения в механике».

Задачи:

  • Образовательные. Повторить и обобщить знания закона сохранения импульса и закона сохранения энергии, закрепить знание формул расчета импульса тела, импульса системы тел, механической работы, мощности, различных видов механической энергии; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, понимать графическую интерпретацию работы.
  • Развивающие. Формировать навыки систематизации изученной информации и представления ее в виде схем. Развивать коммуникативные навыки при работе. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность.
  • Воспитательные. Воспитывать терпимость, чувство ответственности и взаимоуважения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, комплекты заданий, презентация «Обобщающее повторение темы «Законы сохранения в механике».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Форма: индивидуальная, парная и фронтальная работа.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока, мотивация.
III. Обобщение теории:
1) работа с обобщающей схемой «Импульс тела»;
2) работа с обобщающей схемой «Механическая работа»;
3) работа с обобщающей схемой «Общий закон сохранения и превращения энергии».
IV. Решение задач.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.

I. Организационный момент: приветствие, учебные принадлежности.

II. Постановка цели урока, мотивация (Показ слайда №1). .

III. Индивидуальная работа: каждый ученик должен выполнить за урок шесть заданий. Работа каждого учащегося оценивается по пятибалльной системе и выставляется в оценочный лист (Приложение 2).

1. Показ слайда №2.

Учащиеся в течение 2-3 мин. заполняют схему «Импульс тела» на выданных листах (Приложение 1), указывая обозначение, математическое выражение, направление и единицы импульса тела, закона сохранения энергии, записывают в соответствующие блоки, готовятся сформулировать определения соответствующих понятий.

Учащиеся обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения схемы друг у друга, один из учащихся по просьбе учителя формулирует по одному определению: импульса тела, закона сохранения импульса, границ применимости закона.

2) Показ слайда №4.

Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Механическая работа» на выданных листах (Приложение 1).

Учащиеся обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения схемы друг у друга, один из учащихся по просьбе учителя формулирует по одному определению: работы, мощности, условий совершения работы, теорем о кинетической и потенциальной энергии.

3) Показ слайда №6.

Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Общий закон сохранения и превращения энергии» на выданных листах (Приложение 1).

Учащиеся обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения схемы друг у друга, один из учащихся по просьбе учителя формулирует по одному определению: энергии, кинетической и потенциальной энергии, полной механической энергии, закона сохранения энергии, границ применимости закона.

IV. Решение задач

Учащиеся выполняют задачи в течение 20 мин. в тетради, затем сдают учителю.

V. Итог урока

Учащиеся выставляют оценки взаимопроверки схем в оценочный лист и проводят самооценку выполнения задач, используя предложенные ответы.

План-конспект урока по физике (10 класс) по теме:
Урок-обобщение по теме «Законы сохранения импульса и энергии». По учебнику Г.Я. Мякишева Физика. 10 класс

Цели урока:

— обобщить знания по теме «Законы сохранения импульса и энергии»;

— выявить в чем смысл и ценность законов сохранения;

— выяснить, где на практике применяются законы сохранения импульса и энергии;

— рассмотреть проявление законов сохранения энергии и импульса в окружающей среде с учетом деятельности человека.

Оборудование: мультимедийные презентации, картонные волчки, штатив, спичечный коробок, лезвие, алюминиевые цилиндры, наклонные плоскости, экран, мультимедиапроектор.

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1 с. Измалково Измалковского муниципального района Липецкой области

Урок физики в 10 классе

Повторение и обобщение по теме

«Законы сохранения импульса

По учебнику Г.Я. Мякишева Физика. 10 кл.

Разработчик: Трубицина М.А.

учитель физики МБОУ СОШ №1

с. Измалково Измалковского муниципального района

Тема урока : Повторение и обобщение по теме «Законы сохранения импульса и энергии»

Цели урока : — обобщить знания по теме «Законы сохранения импульса и энергии»;

— выявить в чем смысл и ценность законов сохранения;

— выяснить, где на практике применяются законы сохранения импульса и энергии;

— рассмотреть проявление законов сохранения энергии и импульса в окружающей среде с учетом деятельности человека.

Оборудование : мультимедийные презентации, картонные волчки, штатив, спичечный коробок, лезвие, алюминиевые цилиндры, наклонные плоскости, экран, мультимедиапроектор.

— объявление темы урока ( слайд №1);

— сообщение цели и задач урока (слайд №2)

— Что называется импульсом тела?

— Как он обозначается?

— В каких единицах выражается?

— Записать формулу для расчета импульса тела.

— Вы пробегаете 40 м со скоростью 1 м/с. Чему равен ваш импульс тела?

— Что называется импульсом силы?

— Как он находится?

— В каких единицах выражается?

— Что называется энергией?

— Какие виды механической энергии вы знаете?

— В каких единицах выражается энергия?

— Как можно изменить энергию?

  1. Составление обобщающей таблицы (слайд №3).

( таблицу зачерчиваем в тетрадь)

— Как вы думаете, почему возникла необходимость в использовании законов сохранения импульса и энергии, ведь у нас есть законы Ньютона?

— Как формулируется закон сохранения импульса?

— Каково условие его выполнения?

Фронтальный эксперимент Исследование замкнутости системы 2-х взаимодействующих магнитов, находящихся на горизонтальном столе:

— разведите магниты на расстояние 1-2 см друг от друга и удерживайте их в таком положении.

— Чему равен импульс каждого магнита?

— Чему равен импульс всей системы?

— Чем уравновешивается магнитная сила?

Отпустите магниты и пронаблюдайте, что произойдет.

— Чему теперь равен импульс системы магнитов?

— Оставалась ли система замкнутой?

Демонстрационный эксперимент: Изменение импульса, при взаимодействии лезвия и спичечного коробка.

— Каково же практическое применение человеком закона сохранения импульса? (слайд№4)

Какая польза от реальных ракет и реактивных двигателей?

Внесем все эти данные в таблицу (вывод на орбиту спутников для метеонаблюдений , наблюдений за состоянием лесов, полей, рек, загрязнениями атмосферы и океана, перевозка людей и грузов, вывод на орбиту космических кораблей).

Какой вред наносится при этом окружающей среде? (огромное количество продуктов сгорания выбрасывается в атмосферу)

Какой бы вы предложили выход из этой ситуации?

(двигатели, работающие на H и О ; создание электромагнитных пушек для вывода ИСЗ на орбиту).

О каких проявлениях закона сохранения импульса в окружающей среде вам удалось узнать?

— Система ветров и морских течений сформировалась и устойчиво существует в результате обмена импульсами движущихся масс воды и воздуха. От этого зависит устойчивость климата.

Человеческая деятельность вмешивается в эти процессы и нарушает устойчивость их динамики.

— Можем ли мы изменить импульс течения реки?

( строительство каналов и плотин)

— Можем ли мы изменить импульс морских течений?

(сообщение о приливных электростанциях)

Строительство приливных электростанций увеличивает приливное трение и замедляет время оборота Земли вокруг оси.

Даже косвенное воздействие человеческой деятельности на природу приводит к неожиданным результатам: увеличение земной температуры на 4 С приведет к таянию полярных шапок, затоплению обширных прибрежных районов и замедлению вращения Земли.

Фронтальный эксперимент : сравнение чувствительности вращающегося тела к изменениям и процессам, происходящим на периферии и вблизи оси вращения.

— Приведите картонный волчок во вращение.

— Проверьте, когда легче замедляется вращение волчка:

— коснитесь спичкой вблизи оси вращения и на краю диска;

— подуйте через трубочку на край диска и возле оси вращения.

Торможение волчка в опытах аналогично влиянию человеческой деятельности на процессы в океане и атмосфере.

— Как проявляется закон сохранения импульса в окружающей среде?

Внесите данные в таблицу.

— Сформулируйте и запишите закон сохранения энергии.

Фронтальный эксперимент: Исследование превращения одного вида механической энергии в другой.

(Алюминиевый цилиндр скатывается с наклонной плоскости и у ее подножия взаимодействует с ластиком)

— Какой механической энергией обладал покоящийся на столе алюминиевый цилиндр ?

— Какой механической энергией он обладает на вершине наклонной плоскости?

— В результате чего изменилась энергия цилиндра?

— Какой механической энергией обладает цилиндр при движении по наклонной плоскости? у ее подножия?

— Какой механической энергией обладал, лежащий на столе ластик?

— Что происходит с энергией ластика при взаимодействии с цилиндром?

— Что происходит с энергией цилиндра?

— Выполняется ли при этом закон сохранения энергии?

— При каких условиях выполнялся бы закон сохранения энергии?

Сделайте записи в таблице.

— Какие еще виды энергии вы встречаете в окружающей среде?

— Есть ли связь между различными видами энергии?

(Энергия солнечного излучения превращается во внутреннюю энергию топлива, а она превращается в механическую энергию).

— Что вы можете сказать о полной энергии системы?

— Приведите примеры проявления закона сохранения энергии в окружающей среде.

Сделайте записи в таблице.

Вернемся к демонстрационному опыту с лезвием и спичечным коробком- Можно ли на основании закона сохранения энергии найти скорость тела,

узнать направление движения тела?

Вывод: 1) Закон сохранения механической энергии позволяет найти новые, простые пути решения многих задач, но он ничего не сообщает о направлении движения отдельных тел. Его надо дополнять законом сохранения импульса;

  1. Закон сохранения импульса позволяет провести анализ движения тел, когда силы взаимодействия между телами неизвестны.
  1. Итог урока: (слайд №5)
  1. Законы сохранения действуют и тогда, когда законы Ньютона теряют смысл.
  2. Законы сохранения применимы ко всем явлениям природы.
  3. В законах сохранения импульса и энергии отражено одно из свойств окружающего нас мира – сохранение движения материи.
  1. Источники
  1. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда
  2. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А, Экспериментальные задачи по физике:10-11 класс.
  3. Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 10 класса

Физика. 11 класс. КИМы.

2-е изд., перераб. — М.: 2014. — 112 с.

Содержащиеся в пособии контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 11 класса составлены в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по физике. В конце пособия даны ответы ко всем вариантам тестов. Пособие адресовано учителям, ученикам, их родителям и всем, кому необходимо закрепить и систематизировать знания перед ЕГЭ.

СОДЕРЖАНИЕ
От составителя 3
Тест 1. Повторение изученного в 10 классе: кинематика, динамика, статика 6
Тест 2. Повторение изученного в 10 классе: законы сохранения 10
Тест 3. Повторение изученного в 10 классе: электродинамика 14
Тест 4. Основы электродинамики. Магнитное поле 18
Тест 5. Электромагнитная индукция 22
Тест 6. Обобщение темы «Основы электродинамики» 26
Тест 7. Колебания и волны. Механические колебания 30
Тест 8. Электромагнитные колебания 32
Тест 9. Производство, передача и использование электрической энергии 34
Тест 10. Обобщение темы «Колебания» 38
Тест 11. Механические волны 42
Тест 12. Электромагнитные волны 44
Тест 13. Обобщение темы «Волны» 46
Тест 14. Световые явления 50
Тест 15. Обобщение темы «Световые волны» 54
Тест 16. Элементы теории относительности 58
Тест 17. Излучение и спектры 60
Тест 18. Обобщение тем «Элементы теории относительности», «Излучение и спектры» 64
Тест 19. Световые кванты 68
Тест 20. Атомная физика 72
Тест 21. Физика атомного ядра. Элементарные частицы 74
Тест 22. Обобщение темы «Квантовая физика» 76
Тест 23. Повторение: магнитное поле, электромагнитная индукция, электрический ток в различных средах, электромагнитные колебания и волны 80
Тест 24. Повторение: геометрическая оптика, световые волны 84
Тест 25. Повторение: геометрическая оптика, световые волны 88
Тест 26. Итоговый по программе 11 класса 92
Тест 27. Итоговый за курс физики 98
Ключи к тестам 106

От составителя
Цель данного пособия — провести комплексную дифференцированную оценку достижений учащихся, помочь учителю подготовить учащихся к ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы позволяют определить уровень усвоения учениками федерального компонента Государственного образовательного стандарта. При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывалась необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для Единого государственного экзамена по физике. Контрольно-измерительные материалы включают задания, проверяющие следующие разделы (темы) курса физики:
• Магнитное поле, электромагнитная индукция, механические и электромагнитные колебания.
• Электродинамика и основы СТО (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, основы СТО).
• Оптика.
• Квантовая физика.
• Физика и методы научного познания.
С помощью материалов пособия можно осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, пригодятся они при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по физике.
В конце книги приведены ответы ко всем тестам и заданиям.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Конспект урока на тему «Решение задач по теме «Законы сохранения в механике».

Повторительно — обобщающий урок.

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике».

Урок проводится в 10 классе при обобщающем повторении темы “Законы сохранения в механике”. Урок проходит после изучения учащимися законов сохранения импульса и энергии, при этом решались задачи, в которых требовалось применить только один из законов.

Цели:

1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы сохранения в механике».

2. Подготовить учащихся к контрольной работе.

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о законах сохранения в механических процессах.
  • Развивать логическое мышление учащихся при формировании “технических приемов” умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, умение выделять причинно-следственные связи) при практическом применении законов сохранения.
  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (действия по алгоритму, решение задач с использованием ИКТ).
  • Учить учащихся применять теоретические знания в измененных и новых ситуациях.
  • Воспитывать эстетическое восприятие к предмету, через использование современного технического оснащения учебного пространства.

Вид урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование, программно-дидактическое обеспечение к уроку:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • Презентация «Законы сохранения в механике», видео задачи.
  • Оборудование для демонстрации: нитяной маятник, штатив, детский мяч, игрушечные машинки, воздушный шарик, трибометр лабораторный, металлический шарик, пружина от динамометра.
  • Тест по теме «Импульс, работа, мощность, энергия».
  • Карточки с задачами 3-х уровней.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная, работа в парах.

План урока.

  1. Орг.момент.0,5 мин
  2. Постановка темы и цели урока. Ученическое целеполагание.5 мин
  3. Проверка и контроль домашнего задания.2 мин
  4. Повторение знаний: тест. Проверка теста.10 мин
  5. Практикум решения задач:
  • решение видео задач;10 мин
  • индивидуальное решение задач по карточкам (I, II, III – уровней), проверка решения.15 ми.
  • Домашнее задание.1 мин
  1. Итоги урока, выставление оценок.0,5 мин
  2. Рефлексия.1 мин

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Решение задач по теме «Законы сохранения в механике». »

Повторительно — обобщающий урок

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

Урок проводится в 10 классе при обобщающем повторении темы “Законы сохранения в механике”. Урок проходит после изучения учащимися законов сохранения импульса и энергии, при этом решались задачи, в которых требовалось применить только один из законов.

1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы сохранения в механике».

2. Подготовить учащихся к контрольной работе.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о законах сохранения в механических процессах.

Развивать логическое мышление учащихся при формировании “технических приемов” умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, умение выделять причинно-следственные связи) при практическом применении законов сохранения.

Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (действия по алгоритму, решение задач с использованием ИКТ).

Учить учащихся применять теоретические знания в измененных и новых ситуациях.

Воспитывать эстетическое восприятие к предмету, через использование современного технического оснащения учебного пространства.

Вид урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование, программно-дидактическое обеспечение к уроку:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация «Законы сохранения в механике», видео задачи.

Оборудование для демонстрации: нитяной маятник, штатив, детский мяч, игрушечные машинки, воздушный шарик, трибометр лабораторный, металлический шарик, пружина от динамометра.

Тест по теме «Импульс, работа, мощность, энергия».

Карточки с задачами 3-х уровней.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная, работа в парах.

Конспект урока повторения и обобщения по физике на тему»Законы сохранения в механике» (10 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

  • Щанова Елена Николаевна
  • 536
  • 15.02.2016

Номер материала: ДВ-456519

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Еще по теме:

  • Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в рсфср Приложение N 1. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР к приказу Минтранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 Правилаперевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР См. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и […]
  • Ешь с мягким знаком правило Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: орфография Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Учебник ГРАМОТЫ: орфография Выберите правильные варианты […]
  • Платежка на транспортный налог физических лиц Платежное поручение по транспортному налогу Актуально на: 23 марта 2017 г. ​Платежное поручение по транспортному налогу(образец) Требования к заполнению платежного поручения по транспортному налогу ничем не отличаются от требований, предъявляемых к заполнению платежек по другим налогам. […]
  • Закон 52-кз ставропольского края Ставропольский край: Закон № 52-кз от 27.11.2002 Ставропольский край Редакция устарела, новую редакцию можно найти здесь Внимание! В закон внесены изменения Принят Государственной Думой СК 21 ноября 2002 года (в ред. Законов СК от 16.10.2003 N 31-кз, от 07.06.2004 N 40-кз, от 29.11.2004 […]
  • Юрисдикция международного суда оон Юрисдикция международного суда оон Информация Компетенция Международного Суда Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливат границы компетенции Международного Суда. Во-первых, […]
  • Развитие общей собственности Право общей долевой собственности: преемственность и развитие в российском гражданском праве Дипломная работа Выполнена в 2014 г., 86 стр., 99 сносок в тексте СОДЕРЖАНИЕ: Глава I. Историческая эволюция института общей долевой собственности § 1. Римско-правовая конструкция общей долевой […]
  • Собственность в конституционном праве Собственность в конституционном праве Гошуляк В.В. В монографии с позиций конституционного права рассматривается правовой институт собственности, выявляется его юридическая природа и нормативное содержание, анализируется закрепление правовых норм о собственности в федеральном и […]
  • План мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опо План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий Кому необходимо разрабатывать ПЛАС Разработка ПЛАС является обязательной (согласно Постановления Правительства РФ №730) для предприятий попадающих под действие ФЗ-116 "О промышленной . ", к таковым относятся предприятия […]