Закон об образовании пдф

Новеллы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Транскрипт

1 Новеллы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Институт образования НИУ ВШЭ Информационный портал 273-фз.рф

2 Понятийный аппарат Важнейшим новшеством Закона является определение понятийного аппарата единое употребление терминов в законодательстве и правоприменительной практике. Например: П. 11 ст. 2 общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования П. 34 ст. 2 присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня

3 Система образования

4 Структура системы образования ФГОС, ФГТ, образовательные стандарты, образовательные программы органы государственной власти и органы местного самоуправления объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители)

5 Виды образования Общее образование Профессиональное обучение Профессиональное образование Дополнительное образование

6 Уровни общего образования Дошкольное образование 1 Начальное общее образование 2 Основное общее образование 3 Среднее общее образование 4

7 Уровни общего образования Что изменилось? Дошкольное образование вводится как самостоятельный уровень общего образования Внесена редакционная правка: теперь среднее (полное) общее образование называется «среднее общее образование» «Ступени общего образования» стали «уровнями общего образования»

8 Уровни профессионального образования (по старому Закону РФ «Об образовании») 1 Начальное профессиональное образование 2 Среднее профессиональное образование 3 4 Высшее профессиональное образование -бакалавриат Высшее профессиональное образование специалитет или магистратура 5 Послевузовское профессиональное образование

9 Уровни профессионального образования (по новому Федеральному закону «Об образовании в РФ») 1 Среднее профессиональное образование Высшее образование бакалавриат Высшее образование специалитет или магистратура Высшее образование подготовка кадров высшей квалификации

10 Уровни профессионального образования Что изменилось? Вводится два вида программ СПО: подготовка квалифицированных рабочих (служащих) подготовка специалистов среднего звена Докторантура выведена из системы образования в сферу науки

11 Обратите внимание, что НПО НПО включено в систему СПО как подготовка квалифицированных рабочих (служащих) СПО Обучающиеся, принятые на обучение по программам НПО до , считаются принятыми на обучение по программам СПО (подготовка квалифицированных рабочих (служащих)

12 Уровни образования Становится ли дошкольное образование обязательным? Сохранится ли послевузовское образование (аспирантура)?

13 Образовательные программы 1) общеобразовательные программы (основные и дополнительные) 2) профессиональные программы (основные и дополнительные) 3) программы профессиональной подготовки было 1) основные образовательные программы основные общеобразовательные программы основные профессиональные образовательные программы программы профессионального обучения 2) дополнительные образовательные программы дополнительные общеобразовательные программы дополнительные профессиональные программы стало

14 Виды основных общеобразовательных программ Основные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования образовательные программы начального общего образования образовательные программы основного общего образования образовательные программы среднего общего образования

15 Виды основных профессиональных образовательных программ Основные профессиональные образовательные программы образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих программы подготовки специалистов среднего звена образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата программы подготовки специалиста, программы магистратуры программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

16 Виды программ профессионального обучения Программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих программы переподготовки рабочих, служащих программы повышения квалификации рабочих, служащих

17 Виды дополнительных образовательных программ Дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы дополнительные предпрофессиональные программы

18 Виды дополнительных профессиональных программ Дополнительные профессиональные программы программы повышения квалификации программы профессиональной переподготовки

19 ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты к ступеням и уровням общего образования к уровням профессионального образования было Федеральные государственные образовательные стандарты к уровням общего образования, в том числе к дошкольному образованию к уровням профессионального образования, в том числе к «третьему» уровню высшего образования, а также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки стало

20 ФГТ Федеральные государственные требования к дошкольной образовательной программе к дополнительным профессиональным образовательным программам профессиональному образованию к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств к программам послевузовского профессионального образования было Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и спорта стало

21 Примерные основные образовательные программы Примерная основная образовательная программа учебнометодическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (п. 10 ст. 2) разрабатывается по уровню и направленности на основе ФГОС включается по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступным порядок разработки таких программ, их экспертизы, ведения указанного реестра устанавливаются Минобрнауки России

22 Примерные основные образовательные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ

23 Формы получения образования и формы обучения В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Формы обучения: Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки (ч. 12 ст. 76)

24 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и ДТО Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение формой обучения не является

25 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и ДТО Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленным Минобрнауки России Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Минобрнауки России При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

26 Формы получения образования и формы обучения Сохранится ли домашнее обучение? В новом законе отсутствует такая форма обучения, как экстернат. Значит ли это, что экстернат исчез совсем?

27 Новеллы в регулировании реализации образовательных программ Урегулирована сетевая форма реализации образовательных программ (ч. 3 ст. 15). Осуществляется на основании договора, в котором указывается: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (ее части) статус обучающихся правила приема условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации срок действия договора, порядок его изменения и прекращения

28 Новеллы в регулировании реализации образовательных программ Экспериментальная и инновационная деятельность в образовании разведены, им даны разные определения (ст. 20) экспериментальная деятельность регулируется исключительно на уровне Правительства РФ инновационная деятельность на федеральном уровне регулируется Минобрнауки России; на уровне субъектов РФ уполномоченным органом субъекта РФ

29 Документы об образовании и (или) квалификации Документы об образовании и (или) квалификации Документы об образовании Аттестат об основном общем образовании Аттестат о среднем общем образовании Документы об образовании и квалификации Диплом о среднем профессиональном образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра Диплом об окончании аспирантуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки Документы о квалификации Удостоверение о повышении квалификации Диплом о профессиональной переподготовке Свидетельство профессии рабочего, должности служащего

30 Документы об обучении Документы об обучении Свидетельство об обучении Свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств Справка об обучении Иные документы, выдаваемые лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации

31 Документы об образовании и (или) квалификации. Документы об обучении Основные изменения Документы государственного образца Документы установленного образца Не предусматривается выдача свидетельства о повышении квалификации Предусматривается выдача диплома об окончании аспирантуры

32 Правовая регламентация организации и осуществления образовательной деятельности

33 Лицензирование Не указываются места осуществления для программ ДПО и профессионального обучения (ч. 4 ст. 91) Основание для отказа в выдаче лицензии: наличие неисполненного предписания Рособрнадзора или органа, осуществляющего переданные полномочия (ч. 12 ст. 91) Новеллы В лицензионных требованиях и условиях должны быть отражены: сетевая форма реализации образовательных программ, применение электронных форм обучения, ДОТ ИП, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны получать лицензию до (ч. 10 ст. 108)

34 Государственная аккредитация Новеллы: отмена аккредитационной экспертизы по установлению типа и вида образовательной организации предмет государственной аккредитации является только соответствие образовательной деятельности ФГОС программы ДПО не подлежат аккредитации (нет ФГОС). Свидетельства об аккредитации в части этих программ утрачивают силу с (ч. 8 ст. 108) Действие ранее выданных свидетельств о государственной аккредитации продолжается, переоформление до г. (ч. 9 ст. 108)

35 Государственный контроль (надзор) в сфере образования Новеллы: дополнительные основания внеплановых проверок: выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования

36 Действия контрольно-надзорного органа в случае выявлений нарушений законодательства РФ об образовании (начало) Выявление нарушения законодательства РФ об образовании Выдача предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об образовании ДА Предписание исполнено? НЕТ Продолжение функционирования организации, осуществляющей образовательную деятельность, в нормальном режиме Составление протокола об административном правонарушении за неисполнение предписания Направление материалов в суд для привлечения к административной ответственности Запрет приема в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность

37 Действия контрольно-надзорного органа в случае выявлений нарушений законодательства РФ об образовании (окончание) Привлечение организации, осуществляющей образовательную деятельность, судом к административной ответственности Выдача повторного предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об образовании Приостановление действия лицензии полностью или частично ДА Возобновление лицензии со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторного предписания Предписание исполнено? НЕТ Обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии Вынесение судом решения об аннулировании лицензии

38 Действия контрольно-надзорного органа в случае выявлений нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ (начало) Выявление нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ Выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ ДА Предписание исполнено? НЕТ Продолжение функционирования организации, осуществляющей образовательную деятельность, в нормальном режиме Составление протокола об административном правонарушении за неисполнение предписания Направление материалов в суд для привлечения к административной ответственности Запрет приема в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность

39 Действия контрольно-надзорного органа в случае выявлений нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ (окончание) Привлечение организации, осуществляющей образовательную деятельность, судом к административной ответственности Выдача повторного предписания об устранении выявленных нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ Приостановление действия государственной аккредитации полностью или частично ДА Предписание исполнено? НЕТ Возобновление действия государственной аккредитации и снятие временного запрета приема со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторного предписания Лишение организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или частично

40 Финансирование системы образования

41 Финансирование общего образования Система финансирования общего образования с двух уровней (региона и муниципалитета) сохраняется. Аналогичная система распространяется на финансирование дошкольного образования (с )

42 Финансирование Финансирование общего образования субвенция местному бюджету, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ

43 Финансирование оказания образовательных услуг Нормативы, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются в расчете на одного обучающегося: по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, ФГТ (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ, обеспечения ДПО педагогическим работникам, а также с учетом иных предусмотренных Законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности

44 Малокомплектные образовательные организации

45 Финансирование профессионального образования Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема (КЦП) на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (вне зависимости от формы собственности) Порядок установления КЦП утверждается: Правительством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Органами исполнительной власти субъектов РФ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ Органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов

46 Финансирование частных образовательные организации Фиксация доступа частных образовательных организаций к бюджетному финансированию Финансирование услуг частных образовательных организаций аналогично по размеру финансированию соответствующих услуг государственных, муниципальных организаций: Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых субъектами РФ для муниципальных организаций Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования

47 Нормы о возможных расходах региональных и местных бюджетов Органы государственной власти субъектов РФ имеют право: на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на организацию предоставления высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов РФ Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования

48 Иные услуги, оказываемые за счет соответствующих бюджетов На уровнях основного общего и среднего общего образования бесплатное прохождение итоговой и промежуточной аттестации в случае обучения вне образовательной организации На уровнях общего и дошкольного образования бесплатная перевозка между поселениями Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь в центрах помощи и в образовательных организациях детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

49 Иные услуги, оказываемые за счет соответствующих бюджетов Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям детей, обучающихся на уровне дошкольного образования в форме семейного образования, в консультационных центрах, в т.ч. созданных в дошкольных и общеобразовательных организациях Кроме этого, получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции фиксируется как право любого обучающегося

50 Плата за присмотр и уход Плату за услугу по присмотру и уходу устанавливает учредитель, он вправе снизить ее размер либо не взимать ее с отдельных категорий обучающихся Минобрнауки России рекомендовано установить установить с средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время фактический размер родительской платы (письмо Минобрнауки России от 24 апреля 2013 г. ДЛ-101/08) За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается

51 Компенсация части родительской платы за присмотр и уход Родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта, на первого ребенка, не менее 50% процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 % размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ

52 Плата за присмотр и уход Было: Родители платят за содержание ребенка, но не более 20% затрат на содержание. Далее они получают компенсацию в размере 20% на первого, 50% на второго, 70% на третьего и последующих детей, эти проценты считаются от выплаченного (не более 1/5 реальных затрат на содержание) Стало: Родители платят за присмотр и уход в размере, установленном учредителем, этот размер может составить полную стоимость услуги по присмотру и уходу. Далее они получают компенсацию родительской платы в процентном отношении такую же, как и было ранее, от выплаченного (возможно, полная стоимость затрат на присмотр и уход за ребенком)

53 Информационный портал по реализации Федерального закона 273-ФЗ Работает «горячая линия». Задать интересующий вопрос можно: на форуме по по телефону

54 101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495)

Еще по теме:

  • Система передачи власти по наследству Система передачи власти по наследству 26 июняНовые варианты прошедших ЕГЭ по математике: здесь. 5 июня Наши мобильные приложения могут работать оффлайн. Андроид iOS − Учитель Думбадзе В. А. из школы 162 Кировского района Петербурга. Наша группа ВКонтакте Мобильные приложения: Выберите […]
  • Осаго смена фамилии права Нужна ли замена полиса ОСАГО при замене водительского удостоверения Обязательна ли замена страхового полиса ОСАГО, если водитель меняет свое удостоверение, позволяющее управлять транспортным средством? Обратимся за ответом к законодательству Российской Федерации и развеем ваши сомнения […]
  • Общая собственность возникает Понятие и виды права общей собственности. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность возникает: Во-первых, при поступлении в собственность […]
  • Мошенничество в банковской сфере деятельности Виды мошенничества Под определение «мошенничество» попадают многие незаконные действия в самых различных сферах, в том числе и в сфере банковской деятельности, сотовой связи и современных информационных технологий. Несмотря на различия в технологии, все эти действия объединяет ряд общих […]
  • Правила погребения в древней руси Обряд похорон у русских Похороны являются событием, которое предстоит каждому живущему на земле человеку. Принято считать, что смерть – это не конец, а скорее начало новой, загробной жизни. И от того, как прожита обычная жизнь будет зависеть дальнейшее место пребывание души усопшего. […]
  • Подоходный налог норвегию Норвежские налоги для частных лиц Норвежский электрик получает в среднем 3600 евро в месяц (в пересчете по курсу кроны). Водитель автобуса - от 3225 евро. Официант - 2700 евро. Рабочие на заводе - 4000 евро. Бригадир на стройке - 5700 евро. Нефтяник на вышке - 6500 евро. "Чудеса!" […]
  • Права потребителя на возврат автомобиля Возврат некачественного автомобиля официальному продавцу, заводу-изготовителю. Согласно действующему законодательству РФ, в частности З акону РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), в случае продаже некачественного автомобиля […]
  • Штраф за работу нелегалов Штраф за работу нелегалов Нелегальные мигранты ремонтируют квартиру — что за это грозит? Низкооплачиваемый труд нелегальных мигрантов в России пользуется хорошим спросом. Они ремонтируют квартиры и строят дачи, разгружают вагоны и моют полы. Работают нелегалы как у юридических […]