Приказ моз 80

Содержание страницы:

Приказ моз 80

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 марта 2003 года N 80

Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»

(с изменениями на 18 апреля 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу со 2 марта 2014 года на основании
приказа Минздрава России от 9 января 2014 года N 1н
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

____________________________________________________________________
В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Минздрава России от 23 сентября 2003 года N 460.
Приказ Минздрава России от 23 сентября 2003 года N 460 утратил силу с 10 января 2004 года на основании приказа Минздрава России от 17 декабря 2003 года N 598.
____________________________________________________________________

В целях развития системы стандартизации в здравоохранении и совершенствования функционирования сферы обращения лекарственных средств

Утвердить и ввести в действие с 30 марта 2003 года Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (приложение).

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
17 марта 2003 года,
регистрационный N 4272

Приложение. Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 4 марта 2003 года N 80

ПРАВИЛА
отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях.

(с изменениями на 18 апреля 2007 года)

I. Введение

1.1. Отраслевой стандарт 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее — ОСТ) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 года N 5154-1 «О стандартизации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст.917; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4; 2002, N 28, ст.2791; N 30, ст.3033), Федеральным законом от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3006; 2000, N 2, ст.126; 2002, N 1(чI), ст.2), Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 284 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1771).

1.2. Настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

Настоящий стандарт не распространяется:

— на деятельность аптек лечебно-профилактических учреждений и межбольничных аптек;

— на деятельность по распространению образцов лекарственных препаратов представителями предприятий-производителей в рекламных целях;

— на деятельность по распространению государственных стандартных образцов лекарственных препаратов;

— на деятельность, связанную с оборотом крови и ее компонентов, используемых в трансфузиологии;

— на деятельность, связанную с продажей сырья животного происхождения и нефасованного лекарственного растительного сырья, подлежащих дальнейшей промышленной переработке для изготовления лекарственных препаратов.

II. Общие положения

2.1. Аптечная организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, выданной в установленном порядке.

Приобретение, хранение и реализация наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в установленном порядке (далее — наркотические средства и психотропные вещества), должны осуществляться только при наличии лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2.2. Порядок, условия предоставления и продления лицензии на фармацевтическую деятельность, условия отказа в предоставлении лицензии, приостановки действия или аннулирования лицензии установлены законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.3. Аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами (далее — стандарты), правилами охраны труда и техники безопасности.

2.4. По характеру деятельности аптечные организации подразделяется на:

— изготавливающие лекарственные препараты по рецептам врачей, требованиям учреждений здравоохранения, стандартным прописям, с последующей их реализацией в пределах юридического лица по рецептам и без рецептов врача; осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, населению по рецептам или без рецептов врача и учреждениям здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и другие по требованиям или заявкам (аптека с производственным отделом, аптечный пункт с правом изготовления лекарственных препаратов);

— осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, населению по рецептам или без рецептов врача и учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам (аптека готовых форм, аптечный пункт без права изготовления лекарственных препаратов, аптечный киоск, аптечный магазин).

2.5. Аптечные организации могут быть представлены аптеками, аптечными пунктами, аптечными киосками, аптечными магазинами.

Аптечные организации могут осуществлять следующие функции:

— реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

— изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

— отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

— реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в т.ч. профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее — товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций);

— отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;

— предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

— предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

— оказание первой медицинской помощи;

— оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

— реализацию населению готовых лекарственных препаратов без рецептов врача и по рецептам врача (за исключением наркотических средств и психотропных веществ); реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены (абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2007 года приказом Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2007 года N 278;

— изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией;

— отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

— предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

— предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также об новых лекарственных препаратах;

— оказание первой медицинской помощи.
____________________________________________________________________
Пункт 2.5 настоящего Отраслевого стандарта в целях приведения в соответствие с решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2003 года N ГКПИ03-607 признан утратившим силу в той части, в какой он ограничивает функции аптечных пунктов по реализации предусмотренной п.9 ст.32 Федерального закона «О лекарственных средствах» продукции — приказ Минздрава России от 30 января 2004 года N 31.

— реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

— предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

— оказание первой медицинской помощи.
____________________________________________________________________
Пункт 2.5 настоящего Отраслевого стандарта в целях приведения в соответствие с решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2003 года N ГКПИ03-607 признан утратившим силу в той части, в какой он ограничивает функции аптечных киосков по реализации предусмотренной п.9 ст.32 Федерального закона «О лекарственных средствах» продукции — приказ Минздрава России от 30 января 2004 года N 31.

— реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

— предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

— оказание первой медицинской помощи.
____________________________________________________________________
Пункт 2.5 настоящего Отраслевого стандарта в целях приведения в соответствие с решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2003 года N ГКПИ03-607 признан утратившим силу в той части, в какой он ограничивает функции аптечных магазинов по реализации предусмотренной п.9 ст.32 Федерального закона «О лекарственных средствах» продукции — приказ Минздрава России от 30 января 2004 года N 31.

2.6. Аптечная организация реализует лекарственные препараты, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке или изготовленные в аптечной организации по рецептам врачей или требованиям учреждений здравоохранения (аптеке, аптечном пункте).

2.7. Не допускается реализация лекарственных препаратов и других товаров, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, незаконных копий лекарственных препаратов.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Отпуск лекарств из аптек: последствия нормотворчества

Е.В. НЕВОЛИНА, канд. фарм. наук, доц. РУДН, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия

Второго марта 2014 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 09.01.2014 № 1 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», отменяющий отраслевой стандарт (приказ Минздравсоцразвития России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения ОСТ 91500.05.0007-2003» (далее -Приказ № 80). Опрос практических работников аптечных организаций показал, что инициатива министерства воспринята неоднозначно: несмотря на многие положительные моменты, связанные с отменой документа, возникает опасность рассмотрения аптеки как обычного торгового объекта.

Детальный анализ документа показал, что большинство требований, установленных Приказом № 80, регламентируется другими нормативными документами (см. таблицу). Отмена приказа исключит двоякое толкование этих норм.

Возьмем, например, обеспечение доступа в помещения аптечных организаций людей с ограниченными возможностями. Приказ № 80 однозначно обязывает аптечные организации предусматривать возможность входа и выхода для людей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. В то же время Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» допускает «в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов».

Федеральный закон по статусу выше отраслевого приказа, однако в ряде случаев сотрудники прокуратуры дают предписание в соответствии с требованиями отраслевого стандарта, т. е. обязывают обеспечить обязательную установку пандуса, не принимая во внимание технические особенности имеющегося строения. В ряде случаев аптечным организациям удается доказать свою правоту, и суды отказывают истцу (проверяющему органу) на том основании, что аптечной организацией фактически приняты меры для обеспечения доступа инвалидов, например наличие кнопки вызова сотрудника аптеки. Однако есть прецеденты, когда за отсутствие пандуса аптекам выписывался штраф за нарушение лицензионных требований и условий, установленных отраслевым стандартом.

Второй пример касается требований к руководителям. Приказ № 80 дает однозначную формулировку: «Руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста». В то же время Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1081, предусмотрено, что для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения необходимо наличие у руководителя высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет и сертификата специалиста. Однако некоторые лицензирующие органы пытаются совместить требования обоих документов, требуя обязательного наличия высшего образования у руководителя аптечной организации, расположенной в городе.

В целом же Приказ № 80 имеет некий «сборный» характер и зачастую включает отсылочные нормы. Например, в отношении помещений: «Состав, размеры помещений и оборудование аптечной организации определяются действующими санитарно-гигиеническими, строительными и иными нормами и правилами», или в отношении хранения: «Лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями, хранение наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ должно осуществляться в соответствии с действующими нормативными требованиями».

Аналогично с ценообразованием: «Порядок формирования розничных цен на лекарственные препараты (лекарственные средства) для аптечной организации независимо от организационно-правовой формы и форм собственности устанавливается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации», по специалистам: «Фармацевтические должности в аптечных организациях занимают специалисты — провизоры или фармацевты в соответствии с установленным порядком».

В отношении документации в Приказе № 80 прописано: «Аптечная организация обеспечивает ведение документации в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В некоторых случаях Минздравом допущено явное превышение полномочий: «Аптечные организации ведут оперативный и бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей по установленным формам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации». Можно подумать, что если бы данный пункт в приказе отсутствовал, аптечные организации могли бы вести учет в соответствии с законодательством Буркина Фасо или не вести оперативный и бухгалтерский учет вовсе. Странно, что авторы приказа не предусмотрели в документе обязанность аптечной организации сдавать в установленные сроки налоговую отчетность.

В Приказе № 80 также есть пункты, дублирующие другие приказы: «При отпуске лекарственных препаратов допускается нарушение вторичной упаковки с обязательным указанием при этом серии и срока годности лекарственных препаратов на аптечной упаковке и предоставлением необходимой информации. Не допускается нарушение первичной упаковки лекарственного препарата». Приказ Минздрав-соцразвития России от 14.12.2005 № 785 содержит аналогичное требование: «В исключительных случаях при невозможности аптечным учреждением (организацией) выполнить назначение врача (фельдшера) допускается нарушение вторичной заводской упаковки. При этом лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу и предоставлением больному другой необходимой информации (инструкция, листок-вкладыш и т. д.). Не допускается нарушение первичной заводской упаковки лекарственных средств».

В последнем документе, в отличие от стандарта, установлена необходимость проведения данной операции по лабораторно-фасовочному журналу.

Иногда требования приказа противоречат интересам потребителей и основным элементам мерчандайзинга. С одной стороны, приказ устанавливает требование: «Для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров». Однако следующий абзац данного пункта устанавливает требование: «Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: лекарственные препараты для внутреннего употребления и лекарственные препараты для наружного применения».

Таким образом, выполняя требования приказа, мы ограничиваем для потребителя информацию о том, что определенный препарат имеет различные лекарственные формы, может применяться как внутрь, так и наружно, имеются возможности усиления лечебного эффекта при совместном применении лекарственных форм.

Встречаются в Приказе № 80 прямые противоречия ему самому и другим приказам. Например, в одном разделе записано: « Аптечными организациями должны быть предприняты меры для исключения повреждений (разливания, рассыпания, боя), для предотвращения контаминации лекарственных средств (лекарственных препаратов)». В следующем разделе того же приказа читаем: «В залах самообслуживания посетитель вначале получает всю необходимую информацию об интересующих его безрецептурных лекарственных препаратах, других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, от консультанта, работающего в зале, затем с выбранным товаром обращается к контролеру-кассиру». Не очень понятно, о какой контаминации идет речь, если безрецептурные препараты могут находиться в зале самообслуживания аптеки.

И уж совсем непонятно как совместить установленные Приказом № 80 указания о зале самообслуживания с требованиями ныне действующего приказа Минздрава России от 21.10.1997 № 309: «Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции».

Известны прецеденты, когда при проверках лицензионных требований и условий аптечные организации привлекаются к административной ответственности в виде штрафов за невыполнение уже не действующих требований отраслевого стандарта, путем «притягивания» некоторых утративших силу норм к требованиям более поздних приказов. Так, приказом Мин-здравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н установлено: «Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата».

Некоторые нерадивые производители своевременно не внесли необходимые изменения в свои регистрационные досье, в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 24.05.2010 № 380 «О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 472 “О Перечне лекарственных средств списков А и Б”» и продолжают производить препараты в старой упаковке, на которой указано «Хранить: список Б». К сожалению, в Приказе № 80 есть пункт, устанавливающий правила хранения лекарственных препаратов, относящихся к спискам А и Б: «К хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков “А” и “Б” предъявляются особые требования, в частности: лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам “А” и “Б” (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список “А”) и в деревянных шкафах под замком (список “Б”);

• на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные препараты (лекарственные средства) списка “А”, должны быть надписи “A”,“Venena”, а на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные препараты (лекарственные средства) списка “Б” — надписи “Б”, “Heroica” и перечни препаратов списков “А” и “Б” с указанием высших разовых и суточных доз».

Проверяющие и суды принимают решения о наказании аптечных организаций за несоблюдение указанных на вторичной упаковке условий хранения, при этом, не только взыскивая штраф, но и указывая на необходимость приобретения необходимого количества деревянных шкафов с замками. И ни проверяющие, ни суды не задумываются над тем, что наказывают они потребителей, т. к. и выплата штрафа, и покупка оборудования осуществляются за счет наценки на лекарственные препараты и прочий ассортимент, т. е. из кармана потребителя.

Таким образом, последствиями отмены Приказа № 80 можно считать утрату:

• установленных функций аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков;

• требований по обеспечению доступа в аптеку людей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;

• информации на доске потребителя (сроки годности лекарств, изготовленных в аптеках, пункты проката, перечень препаратов, отпускаемых без рецепта врача, телефон справочной фармацевтической службы и т. д.);

• правил хранения лекарств списков А и Б;

• требований по предотвращению боя, рассыпания, разливания, контаминации лекарственных средств;

• требований к вывескам аптек. Последнее вызывает особое беспокойство, но об этом — в следующем номере.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие правила отпуска/реализации лекарственных препаратов из аптеки

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 9 января 2014 г. N 1н г. Москва «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 февраля 2014 г.

Регистрационный N 31243

Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г., регистрационный N 4272);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 января 2004 г. N 31 «О признании частично утратившим силу пункта 2.5 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2004 г., регистрационный N 5541);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 августа 2004 г. N 92 «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 4 марта 2003 г. N 80» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2004 г., регистрационный N 6074);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 576 «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 80» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2005 г., регистрационный N 7054);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 апреля 2007 г. N 278 «О внесении изменений в Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 80″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2007 г., регистрационный N 9668).

ФОРУМ специалистов по охране труда

Медосмотр водителей. 246 или 65/80?

vor_tex 18 февр. 2014

Сегодня столкнулся со следующей ситуацией:

согласно приказу МОЗ №246

«2.14. Працівники транспортних засобів проходять попередні (періодичні) медичні огляди як працівники, зайняті на важких роботах, роботах із шкідливими чи небезпечними умовами праці, з урахуванням специфіки діяльності, шкідливих та небезпечних факторів виробничого середовища і трудового процесу, окрім тих, які підлягають оглядам відповідно до наказу МОЗ та МВС України від 05.06.2000 N 124/345 «Про затвердження Положення про медичний огляд кандидатів у водії та водіїв транспортних засобів», зареєстрованого в Мін’юсті 18.07.2000 за N 435/4656.»

не обращаем внимание на то, что приказ 124/345 отменен и идем к действующему 65/80 от 2013 года.

в нем говорится, что

«.1. Медичний огляд кандидатів у водії та водіїв транспортних засобів проводиться з метою визначення придатності особи до безпечного керування транспортними засобами.»

в приложении к 65/80 приводится форма медсправки в которой перечислены категории транспортных средств, для управления которыми она собственно и оформляется. Фактически там есть все виды транспорта от мопеда до экскаватора. Ну и исходя из этого — все водители (и кто принят на эту работу, и кто водит автотранспорт предприятия) попадают в исключения приказа 246 поскольку они управляют транспортными средствами.

Ну и собственно проблема и вопросы:

на предприятии есть сотрудники, которые управляют транспортными средствами. Легковые и грузовые автомобили. Часть сотрудников приняты непосредственно водителями, части приходится по роду работы водить (ездить, рулить, перемещаться и т.п.) автомобили предприятия (легковые).

1. по какому документу проводить МО работникам с профессией «водитель»?

2. нужно ли включать водителей в списки по 246 приказу или достаточно таки справки полученной согласно 65/80 и по 246 приказу нам можно их не отправлять? (зачастую СЭС включают водителей в общий перечень. ведь там и общая вибрация, и напряженная поза).

3. каким образом более правильно отражать необходимость пользования автотранспортом предприятия при трудовом процессе работникам, которые не работают по профессии «водитель»?

интересуют Ваши мнения, комментарии. Если кто-то сталкивался с подобным положением дел и имеет практические советы — вообще будет замечательно)))

Крымчанин 18 февр. 2014

Алена С 18 февр. 2014

я когда была на обучении в тер управлении, я тоже задала (если я вас правильно поняла) аналогичный вопрос, так вот как мне ответила специалист:

1. водитель должен проходить МО на допуск к вождению транспортом у нас в хозрасчетной поликлинике (периодичность в приказе 65/80)

2. водитель должен проходить и по 246 приказу, т.к. в процессе труда на водителя негативно влияют вредные производственные факторы (о которых вы написали выше)..

но в принципе советую проконсультироваться с инспектором, который курирует вашу организацию.

vor_tex 18 февр. 2014

каюсь. грешен. недосмотрел.

но там, к сожалению, какое-то урезанное. я так понимаю отдельные посты были удалены.

в итоге — не нашел конкретного ответа на интересующие вопросы

vor_tex 18 февр. 2014

так в том то и прикол вроде — то же 246 отсылает на 65/80.

при получении справки водителя список врачей немалый, как и список анализов. Перечень заболеваний по которым могут отказать в выдаче справки очень серьезный (несравнимо с 246 в котором вообще явного перечня нет. хотя 246 и заточен под другое). для стандартных вредностей СЭСа «поза» и «вибрация» в комиссии 65/80 есть невропатолог и хирург. насколько я понимаю опорно-двигательный аппарат проверяется обязательно.

что касается консультации с инспектором. нас курирует котлонадзор и ГПМ. в 15 областях Украины. так что де факто — 15 мнений. причем разных. уже проходили (хоть и не по этому конкретному вопросу)

Сообщение отредактировал vor_tex: 18 Февраль 2014 — 17:10

Fundator 18 февр. 2014

я когда была на обучении в тер управлении, я тоже задала (если я вас правильно поняла) аналогичный вопрос, так вот как мне ответила специалист:

1. водитель должен проходить МО на допуск к вождению транспортом у нас в хозрасчетной поликлинике (периодичность в приказе 65/80)

2. водитель должен проходить и по 246 приказу, т.к. в процессе труда на водителя негативно влияют вредные производственные факторы (о которых вы написали выше)..

но в принципе советую проконсультироваться с инспектором, который курирует вашу организацию.

Ну, правильно Вам ответили. Это два разных медосмотра. Комиссии, которые их проводят разные и цели у них разные: в первом случае — на право управлять автотранспортным средством, во втором — выяснить, как вредности повлияли на состояние здоровья работающего.

Вот, что делать если по первому работник — годен, а по второму — нет?

Света 19 февр. 2014

Я поднимала данный вопрос уже. Поразмыслив и почитав я пришла к выводу, что оба упомянутые документы имеют смысл в применении (это в теории), но на практике водитель (также еще и машинист а/крана) должны проходить очень много МО, которые не только забирают достаточно времени, но и стоят денег. Если бы была нормальная законодательная власть, тоисть те, кто пишет все вышеизложенное, то для водителя ТС был бы один объединенный МО который бы включал в себя и «проверку на вредности» и «допуск» к управлению ТС, но это не наша история (к тому же эти МО проводят разные учреждения и они оба хотят заработать). У меня на практике водители каждый год проходят МО, либо тот, либо другой, а иногда оба в один год.

DDi 19 февр. 2014

и в этой теме так же поднимали аналогичный вопрос

vor_tex 20 февр. 2014

и в этой теме так же поднимали аналогичный вопрос

все примерно то же самое.. или да, или нет

тогда немного расширю и усугублю ситуацию.

на нашем предприятии воспользовались возможностью усугубить медосмотры и проводить дополнительные обследования. в частности, нацеленных на риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы. это не противоречит 246му.

но возникла ситуация. один из сотрудников после прохождения МО попадает в категорию персонала которого нужно уволить. дополнительный МО он проходил по той причине, что периодически садится за руль автомобиля, для выполнения своих обязанностей (он ИТР), но это не его основная работа.

итог: по 246му он нормальный (глобально), имеет справку по МО как водителя выданную в январе 2014, но по внутренним документам предприятия нам придется его уволить. если это сделать, то объект на котором он работает фактически остановится, так как на нем все держится.

внутренний документ ссылается только на 246. если брать что 246 водителей перенаправляет на 65/80, то вроде как водители и не попадают под действие внутреннего документа и человека можно оставить на его рабочем месте.

да еще я несколько сомневаюсь в законности документа предприятия. вот гложет меня червячок. что если люди пойдут в суд, то они его выиграют. поскольку не могут документы предприятия противоречить вышестоящим руководящим документам

DDi 21 февр. 2014

у Вас во внутренних документах дополнительные диагнозы помимо 246 приказа, которые не позволяют работать работникам? Не совсем понятно, что у вас прописано во внутреннем документе по медосмотру..

vor_tex 24 февр. 2014

но по внутренним документам предприятия нам придется его уволить

у Вас во внутренних документах дополнительные диагнозы помимо 246 приказа, которые не позволяют работать работникам? Не совсем понятно, что у вас прописано во внутреннем документе по медосмотру..

у нас написано, что если сотрудник попадает в группу с риском появления инфаркта, инсульта то его необходимо «рационально трудоустраивать» (естессно после заключения МСЭК/ВКК). ну а поскольку «местов нет», то итог печальный

DDi 24 февр. 2014

у нас написано, что если сотрудник попадает в группу с риском появления инфаркта, инсульта то его необходимо «рационально трудоустраивать» (естессно после заключения МСЭК/ВКК). ну а поскольку «местов нет», то итог печальный

Если это юридически не подтверждено могут быть проблемы.

Smesch 17 марта 2014

Скажу своє суб»єктивну точку зору з цього питання. Працюють більше 10 років в ОП. Ще ні разу не виникало проблем з медичними оглядами, ні по 246 ні по 65/80.

Не один раз пробував вирішуватицен питання, але до кінця справа не доходила.Тому, що,

— Законодавець так заплутав питання що дуже важко розібратися.

— вимог про проведення медоглядів водіїв від Держгірпромнагляду та фонду СС не було.

А саме головне, у працівників відсутнє бажання проходити будь-які медоголяди. Їм це не потрібно, вони своїм здоров»ям не переймаються.

galya 03 июля 2018

Періодичний медичний огляд водіїв автотранспортних засобів на нашому підприємстві проводять як за результатами атестації робочих місць (постанова МОЗ 246), так і на право керування транспортним засобом згідно 65/80.

Питання в тому, що довідки на право керування видають на один рік незалежно від того, яким автозасобом керує водій: чи автобус, чи легковий автомобіль, чи автомобіль для внутрішніх перевезень. Чи правомірні дії голови комісії і який термін дії довідки якщо водію 40 років і він керує легковим автомобілем — водій керівника.

Grant 03 июля 2018

як за результатами атестації робочих місць

1. и там и там , с одной сторон не обязаны.
Наказ 246
Про затвердження Порядку проведення медичних оглядів працівників певних категорій
2.14. Працівники транспортних засобів проходять попередні (періодичні) медичні огляди як працівники, зайняті на важких
роботах, роботах із шкідливими чи небезпечними умовами праці, з урахуванням специфіки діяльності, шкідливих та небезпечних
факторів виробничого середовища і трудового процесу, окрім тих, які підлягають оглядам відповідно до наказу МОЗ та МВС України від
05.06.2000 N 124/345
( z0435-00 ) «Про затвердження Положення про медичний огляд кандидатів у водії та водіїв транспортних засобів»,
зареєстрованого в Мін’юсті 18.07.2000 за N 435/4656.

_______________________
но это официальная ссылка, в официальном действующем Положении, на . ОТМЕНИВШЕЕСЯ Положение про медосмотры кандидатов в водители)))
изменений ссылки на новое Положение 65/80 — не вносилось )
так что, юридически это не 65/80, даже при том что у них одинаковые до каждого знака название, соответственно — применять данный пункт или нет — это на ваше усмотрение, а ругать за него или нет — от прецизионности и знания НПАОТ проверяющего инспектора )
__________

2. есть еще и медосмотр предрейсовый. и в данном случае, если упустить вышесказанные разногласия, его хватает.
если только по результатам АРМ он должен проходить из-за каких то дополнительных вредных условий, например работа с перевозкой грузов повышенной опасности (хим. био. )
а может ваша глава комиссии решила что директор — это повышенная биологическая опасность )))

Еще по теме:

  • Федеральный закон в области охраны труда Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 мая 2002 г., 10 […]
  • Патентный закон ст 10 Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I С изменениями и дополнениями от: 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 […]
  • Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов 29-фз Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ"О качестве и безопасности пищевых продуктов" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня […]
  • 40-фз об осаго 2014 40-фз об осаго 2014 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон об ОСАГО № […]
  • Правила 383 п Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (с изменениями и дополнениями) Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П"О правилах осуществления перевода денежных средств" С изменениями и дополнениями от: 15 июля 2013 г., 29 […]
  • Обжалование решения государственного органа в суде Министерство национальной политики 27 апреля 1993 года N 4866-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) Статья 1. Право на обращение с жалобой […]
  • Оформить увольнение по собственному желанию По собственному желанию: 10 шагов при оформлении увольнения работника по его инициативе Самый распространенный способ увольнения – расторжение трудового договора по инициативе работника. Он же наряду с увольнением по соглашению сторон является и одним из самых бесконфликтных, поскольку […]
  • Приказ мз 274 Приказ Минздравсоцразвития РФ № 274 от 23.11.2004 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга» Приказ Минздравсоцразвития РФ № 274 от 23.11.2004 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным […]