Опека и попечительство молдова

Органы опеки и попечительства получили право принудительно изымать детей из неблагополучных биологических семей

Органы опеки и попечительства имеют право принудительно изымать детей из биологических семей, если считают, что дальнейшее пребыванием ребенка в данной семье представляет для него риск.

В таких случаях прокурор будет проинформирован в течение 24-х часов, а ребенок помещен в учреждение защиты детства любой формы в течение 72-х часов. Это и другие положения содержит новый Рамочный регламент по защите ребенка, находящегося в трудной ситуации.

Согласно документу, в указанных случаях, орган опеки и попечительства должен немедленно проинформировать Отдел социальной помощи и защиты семьи, который в свою очередь направляет дело на рассмотрение социальному работнику территориально-административной единицы, в которой живет ребенок.

По каждому случаю разрабатываются индивидуальные планы защиты ребенка. Если невозможно оставить ребенка в семье или реинтегрировать его в нее, то принимается решение о его размещении в учреждении защиты детства. В данной ситуации приоритет у расширенных семей, друзей семьи, профессиональных родителей. Ребенок также может быть помещен в детский дом семейного типа, в центр временного размещения и в качестве последнего решения в резидентсткое учреждение.

Положения о процедуре принятия решений о помещении ребенка в учреждение защиты детства содержаться в этом же документе. Не позднее чем через три месяца после зачисления ребенка в учреждение интернатского типа Отдел социальной помощи и защиты семьи должен пересмотреть его дело. После первого пересмотра, эта процедура будет повторяться в зависимости от необходимости, но не реже одно раза в полгода.

Рамочный регламент оговаривает и полномочия территориальных комиссий по защите ребенка, находящегося в трудном положении. Они будут носить консультативный характер и действовать при районных или муниципальных советах. Такая комиссия была образована постановлением правительства в муниципии Бэлць.

Рамочный регламент был одобрен Правительством 31 октября этого года и опубликован в Monitorul Oficial от 16 ноября.

Опека и попечительство молдова

Тысячи детей в Республике Молдова видят своих родителей раз в несколько месяцев. Препорученные заботам родственникам или случайных людей, многие из них попадают в статистику насилия и злоупотреблений. Власти говорят, что подобных случаев не было бы, если перед отъездом родители позаботились оформить опекунство над ребенком одного из родственников или доверенных лиц. В свою очередь, родители утверждают, что в некоторых случаях процедура слишком сложная, а сбор пакета необходимых документов может затянуться на много недель.

ВИДЕО: Елена Молдовану, Марин Богоновский

Хирургическое вмешательство, зачисление в школу или детский сад либо оформление документов, удостоверяющих личность, — все это проблемы, которые невозможно решить в отсутствие родителей или законного представителя. Уже несколько лет существует механизм, согласно которому родители, уезжающие за рубеж, могут поручить заботу о детях одному из оставшихся в стране членов семьи, который берет на себя полную ответственность за их безопасность. На юридическом языке процедура называется «временная опека», которая прекращается с момента возвращения родителя в страну. Власти уверяют, что процедура более чем простая, а начать ее следует с подачи заявления в примэрию. Однако, как показывает действительность, если в некоторых населенных пунктах этот механизм работает безупречно, в других бюрократия делает его почти бесполезным.

В отсутствие родителей – не могут сдавать выпускные экзамены по окончании гимназии

Два ученика IX класса одной из гимназий района Хынчешть рискуют не быть допущенными к выпускным экзаменам в текущем году. Причина – отсутствие удостоверения личности. Документ невозможно оформить без согласия родителей, которые на заработках за рубежом. Проблемы можно было бы избежать, если бы перед объездом родители оформили опекунство над детьми, препоручив таким образом заботу о них кому-то из доверенных лиц.

Заведующая районным управлением образования, молодежи и спорта Валентина Тону утверждает, что школа попыталась решить проблему с тем, чтобы названные два подростка могли сдавать экзамены вместе с их одноклассниками. «Мы обратились в управление социальной помощи и защиты семьи, в бюро учета населения. Надеемся, что нам удастся решить эту проблему, чтобы учащиеся могли получить удостоверение личности», — говорит госпожа Тону.

В Хынчешть, как и по всей стране, количество детей, оставшихся безнадзорными вследствие трудовой миграции родителей, весьма внушительное. На данный момент из примерно 12 тысяч учащихся района около 2000 детей остались без родительского надзора вследствие миграции. Многие из них остались на попечении старших братьев, без непосредственного участия взрослых в их воспитании.

Наличие опекуна – необходимо и в случае неотложной медицинской помощи

В отсутствие законного представителя ребенка возникают проблемы и в случаях необходимости неотложной медицинской помощи. Одно из действующих предписаний Министерства здравоохранения запрещает неотложные медицинские вмешательства без согласия родителей или законных представителей. В районе Стрэшень властям недавно пришлось вмешаться для решения экстремальной ситуации, когда ребенок, оставшийся один дома, оказался на операционном столе с острым аппендицитом. «Ребенка нужно было оперировать, но для этого требовалось согласие законного представителя. В конце концов мы нашли одну бабушку и попросили ее дать согласие. Врачи поступили правильно. В данной ситуации ошибку совершили родители, которые перед отъездом не оформили официальную опеку», — говорит нам методист Управления образования, молодежи и спорта района Стрэшень Евгения Мыцэ.

Власти говорят, что упростили процедуру

Чтобы подобные ситуации впредь не возникали, власти задались целью упростить процедуру установления опеки над детьми мигрантов. Заместитель министра труда, социальной защиты и семьи Виорика Думбрэвяну говорит, что родители, уезжающие за рубеж на срок свыше трех месяцев, обязаны по закону ставить об этом в известность власти и официально оформлять одну из форм защиты ребенка – опеку или временную опеку.

Заместитель министра уверяет, что данная процедура не требует дополнительных расходов и длится не очень долго. «Не нужны медицинские справки, характеристики. Просто производится оценка, действительно ли соответствующее лицо способно обеспечить уход за ребенком, участвовать в его воспитании. Затем распоряжением примара устанавливается опека или попечительство», — отметила представитель руководства Министерства здравоохранения. Виорика Думбрэвяну утверждает, что закон пермиссивный и в ситуациях, когда родители хотят установить опеку пост-фактум, то есть, уже после отъезда за границу. «Закон не предусматривает необходимость удостоверения соответствующего заявления или его персонального представления заявителем. Родители могут прислать заявление в орган опеки и попечительства по почте или по факсу. Важно, чтобы было согласие родителей на установление опеки лица, на попечении которого оставили ребенка», — добавила замминистра.

Бюрократия в примэрии Орхей

В то время как чиновники уверяют, что процедура более чем простая, в районах ситуация выглядит по-разному. В Орхей, например, существуют две абсолютно противоположные практики установления опеки над детьми мигрантов. Так, если в селах района процедура длится всего лишь 2-3 дня, то в примэрии города Орхей родителям нужно представлять десятки документов, оформление которых может затянуться на несколько недель. Специалисты в области защиты прав ребенка говорят, что бюрократия пугает и родителей, и потенциальных опекунов. Названия необходимых документов не вмещаются на двух листах — помимо непосредственного заявления, нужно представить целый ряд справок, автобиографий, медицинских заключений, справок о составе семьи, а также документов, подтверждающих право собственности на жилье – документ, для получения которого соискателям нужно заплатить государственный сбор.

Людмила Григорьева из г. Орхей на приеме для оформления опеки над своим внуком

Людмила Григорьева, пенсионерка из города Орхей, несколько месяцев обивала порог примэрии, пока наконец-то оформила опеку над своим внуком Вячеславом, которого растит, практически, с пеленок. Сейчас мальчику 13 лет, а необходимость оформления опеки возникла в момент, когда бабушка попыталась сделать ему паспорт. «Хотела поехать с ним в санаторий, но без паспорта не можем выехать из страны. Столкнулась с проблемами и в больнице, когда у мальчика был приступ острого аппендицита, ну а поскольку я не являлась опекуном, проблему решила с большим трудом», — говорит женщина.

Фото: Людмила Григорьева с внуками, опекуном которых является

Вся процедура затянулась примерно на два месяца, а самой трудной ее частью было оформление всех запрашиваемых документов. Женщина говорит, что сейчас, после того как примэрия ужесточила правила, она вряд ли сумела бы собрать все необходимые документы и выполнить все установленные властями условия.

«У нас нет собственного жилья, снимаем квартиру. Я пенсионерка, соответственно, не соответствую ряду условий, установленных примэрией», — утверждает Людмила Григорьева. Мнение женщины разделяют и специалисты в области защиты прав ребенка. Социальный ассистент-супервизор примэрии города Орхей Валентина Лазарь говорит, что перечень документов чрезмерный, и он не стимулирует, а пугает людей, ходатайствующих об оформлении опеки.

«Я понимаю, что это сделано с целью максимальной защиты детей в связи с многочисленными случаями трафика и других рисков. Но, к сожалению, подобные препятствия только пугают бенефициаров». Специалист говорит, что оценка, которую осуществляет социальный ассистент, включает такие критерии, как бытовые условия, доходы семьи, проблемы, с которыми сталкивается семья, и др. «Соответственно, считаю, что запрашиваемые властями сопутствующие документы, бесполезны. Автобиография заявителя, право собственности на жилье – это не столь важные аспекты. Считаю, что это не должно быть препятствием», — говорит Валентина Лазарь.

В других примэриях района Орхей процедура намного проще

В отличие от городской примэрии, в остальных населенных пунктах района процедура установления опеки длится не более недели, а количество необходимых документов намного меньше. Специалисты районного управления социальной помощи сообщили, что с начала текущего года в примэриях района зарегистрировано около 28 временных опек.

Главный специалист по защите прав ребенка Управления социальной помощи Марианна Рэйлян говорит, что установление временной опеки длится не более трех дней. «Все документы оформляются в примэрии, социальный ассистент сотрудничает с местной многопрофильной группой. Думаю, что максимум в течение трех дней удается подготовить все документы», — утверждает Марианна Рэйлян. На протяжении всего периода, пока ребенок находится под временной опекой, социальный ассистент обязан посещать его на дому и оценивать положение ребенка. В обязанности социального ассистента и вмешательство в случае возникновения проблемы или ситуации риска для ребенка.

«Риски для ребенка очень велики в ситуациях, когда опека не устанавливается, — его могут покинуть, оставить безнадзорным, он лишен возможности законного представительства в различных учреждениях. В этих случаях взрослый, на попечении которого оставлен ребенок, не может быть привлечен к ответственности, так как он не является законным представителем ребенка», — говорит Марианна Рэйлян.

И в селе Клишова, также из района Орхей, коммунитарный социальный ассистент Мария Герчиу пытается убедить всех родителей, уезжающих за рубеж, представить в примэрию весь пакет необходимых документов для установления опеки. «Мы стареемся, чтобы ни один ребенок не остался безнадзорным. С годами все больше родителей уведомляют примэрию о своем отъезде. Мы оформляем опеку на дедов, родственников, других членов расширенной семьи. Работаем и держим под контролем ситуацию этих детей, посещение школы, детского сада, медицинских учреждений», — говорит социальный ассистент.

И в Пересечина, другом селе района Орхей, с населением свыше 5 тысяч жителей, все больше мигрантов оставляют детей на попечении официально установленных людей, когда уезжают за рубеж. Социальный ассистент Галина Гайдук уверяет, что процедура несложная и что до сих пор 42 семьи оставили своих детей на попечении опекунов после отъезда за рубеж.

Алла Тутунарь, 28-летняя жительница села Пересечина, является опекуном своей младшей сестры – десятилетней Кристины. У женщины двое маленьких детей, а после отъезда родителей за рубеж она взяла на себя и заботу о своей младшей сестре.

Алла Тутунарь – опекун своей младшей сестры

«Социальный ассистент села уведомила меня о необходимости этой процедуры. Я сказала родителям, чтобы они подготовили все документы, и подала заявление в примэрию. Процедура длилась не более трех дней. Сейчас я чувствую себя спокойнее, поскольку являюсь родителем с документами в порядке, пока мать и отец в отъезде», — говорит Алла.

Количество детей мигрантов – неизвестная

По утверждениям Министерства труда, на уровне республики численность детей, родители которых находятся на заработках за рубежом, составляет около 50 тысяч. Власти, однако, уточняют, что речь идет только о детях, официально зарегистрированных социальными ассистентами страны. Неофициально на уровне страны оперируется цифрой свыше 100 тысяч детей мигрантов.

Ответственность за детей, оставшихся без родительского надзора (то есть, детей в трудной жизненной ситуации или в ситуации риска), «разделена» между министерствами социальной защиты, просвещения, внутренних дел, здравоохранения и Национальной кассой социального страхования. На местном уровне ответственность за этих детей несут не только социальные ассистенты, примары, но и учителя, медработники и другие специалисты. Однако, без эффективной системы «учета» детей, оставшихся одними дома, власти вынуждены оперировать цифрами, которые далеки от реальной ситуации.

Одно из действующих ныне постановлений правительства обязывает мигрантов, легально уезжающих на заработки за рубеж, предъявлять на пунктах перехода границы документ, доказывающий оформление опеки над ребенком. Однако большинство молдаван уезжают на заработки за рубеж нелегально, а это значит, что к ним эта обязанность не может применяться.

Представители ряда неправительственных организаций, специализирующихся на защите ребенка, утверждают, что государство несет прямую ответственность за информирование граждан с тем, чтобы они перед отъездом оформляли все необходимые документы для установления временной опеки над ребенком.

Председатель Центра информирования и документирования о правах ребенка Чезар Гаврилюк утверждает, что власти должны лучше информировать население. «К сожалению, отношение властей сводится к порицанию родителей, не принимающих все меры предосторожности, когда уезжают за рубеж. Власти мало что делают для решения этой проблемы. Особенно в сельских зонах, где примары и социальные ассистенты знают все семьи, в которых один или оба родителя уезжают на заработки за рубеж. Это, фактически, их обязанность — общаться с людьми, разъяснять им букву закона, требовать, чтобы они приходили в примэрию и устанавливали опеку над своими детьми», — говорит Чезар Гаврилюк.

Чезар Гаврилюк считает, что власти, особенно на центральном уровне, должны занимать более решительную позицию и требовать от тех, в обязанности которых информировать население, заботились о том, чтобы родители были информированными. «Я не видел ни одного наказанного примара за то, что не выполнил свою работу как следует, не выполнил свои служебные обязанности», — говорит Гаврилюк.

По данным исследования о ситуации детей мигрантов, более чем у 100 тысяч детей РМ один или оба родителя находятся на заработках за рубеж. Большинство из них остались на попечении дедов или более дальних родственников.

Расследование выполнено в рамках проекта «Advocacy for Child Rights», проводимого Центром журналистских расследований (ЦЖРМ) при поддержке ЮНИСЕФ в Молдове. Мнения, изложенные на этом сайте, принадлежат авторам и редакторам, и не обязательно отражают политики или позицию ЮНИСЕФ.

Как в Молдове добиться, чтобы после развода ребенок остался с отцом?

21 сентября 2015 1:00 4

Фото: Из архива «КП»

«Могут ли после развода ребенка оставить с отцом? И что делать, если ребенок все-таки будет с матерью, а она запрещает отцу с ним видеться?

Андрей».

При разводе суд обязан рассмот­реть заключение комиссии по защите прав ребенка при муниципальном управлении по защите прав ребенка. Сотрудники этого ведомства заранее изучают документы, предоставленные родителями, а также обследуют их жилищные условия. Имеет значение все: метраж, расположение квартиры, санитарные условия. Помимо этого учитывается здоровье родителей, а также характеристики компетентных органов (по месту работы, из полиции и т.п.).

После этого состоится собственно заседание комиссии. На нем будут заслушаны оба родителя. Явиться они должны лично. А главное, комиссия спрашивает самого ребенка о том, с кем он хочет остаться (дети старше 10 лет пишут собственную декларацию).

Теперь представим, что ребенка все же оставили с матерью. Согласно семейному кодексу, отец все равно имеет право с ним общаться, приходить в гости, забирать ребенка из садика или из школы, проводить с ним выходные, вечера. Но родители не всегда могут договориться друг с другом. В этом случае спор относительно проживания ребенка, его воспитания, встреч с одним из родителей или другими родственниками решается при участии органа опеки и попечительства. В Кишиневе этот орган представлен муниципальным управлением по защите прав ребенка. Кроме того, в каждом секторе есть дирекция по защите прав ребенка.

Для того чтобы определить порядок осуществления родительских прав отцом (матерью), проживающим отдельно от ребенка, необходимо обратиться в секторальный отдел этого управления (дирекцию) по месту жительства ребенка с заявлением. Специально созданная конфликтная комиссия при обязательном присутствии обоих родителей и, если это необходимо, ребенка разрешает спор и выносит решение об определении порядка встреч с ребенком, участия в его воспитании не проживающего с ребенком родителя. Обязательно учитывется мнение детей. В состав комиссии в некоторых случаях должен входить педагог-психолог. В случае, если один из родителей не удовлетворен решением комиссии, он может его обжаловать в судебной инстанции.

Еще больше материалов по теме: «Спроси у «Комсомолки»»

Опека и попечительство молдова

Статья 1. Предмет закона

Настоящий закон устанавливает процедуры выявления, оценки, помощи, направления, мониторинга и учета детей, находящихся в ситуации риска, и детей, разлученных с родителями, а также устанавливает органы власти и структуры, ответственные за применение указанных процедур.

Статья 2. Сфера применения настоящего закона

Дети пользуются защитой в порядке, установленном настоящим законом, без какой бы то ни было дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, гражданства, этнической принадлежности или социального происхождения, статуса при рождении, материального положения, степени и типа ограничения возможностей, специфических аспектов воспитания и образования ребенка, родителей или других законных представителей, а также независимо от местонахождения ребенка (семья, учебно-воспитательное учреждение, социальная служба, медицинское учреждение, сообщество и т.д.).

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего закона следующие основные понятия используются в значении:

центральный орган по защите ребенка – Министерство труда, социальной защиты и семьи, уполномоченное разрабатывать, продвигать и осуществлять мониторинг реализации политики государства в области защиты ребенка;

местный орган опеки – примары сел (коммун), городов;

территориальный орган опеки – отделы/управления социального обеспечения и защиты семьи/Управление по защите прав ребенка муниципия Кишинэу. В муниципиях Бэлць и Кишинэу территориальный орган опеки осуществляет и полномочия местного органа опеки, за исключением автономных административно-территориальных единиц, входящих в состав этих муниципиев, в которых местным органом опеки являются примары соответствующих административно-территориальных единиц;

ребенок – лицо, не достигшее 18 лет и не обладающее полной дееспособностью;

ребенок, находящийся в ситуации риска – ребенок, в отношении которого в результате оценки установлены одна или более ситуаций, предусмотренных в статье 8;

ребенок, разлученный с родителями – ребенок, который фактически лишен родительского попечения в ситуациях, обусловленных отсутствием родителей, включая случаи отъезда таковых на работу за границу, ребенок, которого отобрали у родителей в связи с непосредственной угрозой его жизни или здоровью, а также ребенок, которому присвоен статус временно оставшегося без попечения родителей, или ребенок, оставшийся без попечения родителей;

брошеный ребенок – ребенок, выявленный как ребенок без родителей или другого законно сопровождающего его лица, в случае невозможности установления удостоверяющих личность данных ни ребенка, ни родителей;

наивысший интерес ребенка – обеспечение удовлетворительных условий для роста и гармоничного развития ребенка с учетом индивидуальных особенностей его личности и конкретного положения, в котором он находится;

семья – родители и их дети;

расширенная семья – родственники ребенка до четвертой степени родства включительно;

законный представитель ребенка – родитель или лицо, назначенное в соответствии с законом защищать права и интересы ребенка;

работа с делом бенефициария – основной метод работы специалиста по защите прав ребенка или социального ассистента, посредством которого он оценивает совместно с ребенком и его семьей потребности таковых, координирует, осуществляет мониторинг, оценивает и поддерживает ребенка и его семью в том, что касается получения соответствующих указанным потребностям социальных услуг и пособий;

многопрофильная группа – группа, созванная специалистом по защите прав ребенка или, при отсутствии такового, социальным ассистентом сообщества, состоящая из специалистов различных областей, наделенных полномочиями в сфере защиты детей, которые сотрудничают в целях предотвращения и/или рассмотрения дел детей, находящихся в ситуации риска;

индивидуальный план помощи – документ, посредством которого осуществляется планирование услуг, пособий и мер по защите ребенка на основе комплексной оценки ребенка и его семьи;

насилие над ребенком – формы грубого обращения со стороны родителей/законных представителей/лица, ухаживающего за ребенком, или любого другого лица, которые приводят к нанесению фактического или потенциального вреда здоровью ребенка и создают угрозу его жизни, развитию, достоинству и нравственности, включающие виды насилия, определенные в статье 2 Закона о предупреждении и пресечении насилия в семье № 45-XVI от 1 марта 2007 года;

пренебрежение ребенком – упущение или уклонение, сознательное или несознательное, от обязанностей по ращению и воспитанию ребенка , что ставит в опасность физическое, умственное, духовное, нравственное или социальное развитие ребенка, его телесную целостность, физическое или психическое здоровье. Пренебрежение может принимать следующие формы:

a) пищевое пренебрежение – лишение ребенка пищи или недоедание ребенка;

b) пренебрежение в обеспечении ребенка одеждой – отсутствие одежды и/или обуви, особенно необходимых для холодного периода года;

c) пренебрежение гигиеной – несоблюдение общих норм личной гигиены, антисанитарные жилищные условия, угрожающие жизни или здоровью ребенка;

d) пренебрежение медицинской помощью – отсутствие или отказ от необходимого медицинского ухода для защиты жизни, телесной целостности и здоровья ребенка, необращение к медицинским работникам в неотложных случаях;

e) пренебрежение образованием – отказ от зачисления ребенка в школьное учреждение и непосещение ребенком школы;

f) эмоциональное пренебрежение – игнорирование психоэмоциональных проблем ребенка;

g) пренебрежение надзором – постановка или оставление ребенка в таких условиях и обстоятельствах, в которых отсутствие надзора может привести к болезни, травматизму, эксплуатации или смерти ребенка;

непосредственная угроза – обстоятельства, несомненно указывающие на наличие признаков состава преступления против жизни и/или здоровья ребенка и имеющие или могущие иметь тяжелые последствия для его физической и/или психической целостности;

отобрание ребенка у родителей – процедура, посредством которой ребенок разлучается с родителями или с ухаживающими за ним лицами, осуществленная в соответствии с положениями настоящего закона и Семейного кодекса;

размещение – мера защиты ребенка, разлученного с родителями, посредством которой обеспечиваются условия для ращения ребенка и ухода за ним в социальных службах размещения;

срочное размещение – размещение ребенка, жизнь или здоровье которого подвергнуты непосредственной угрозе, независимо от среды, в которой он находится, на срок до 72 часов;

запланированное размещение – размещение ребенка в социальную службу на определенный период времени согласно положениям индивидуального плана помощи;

специалист по защите прав ребенка – государственный служащий примэрии, осуществляющий действия в поддержку выполнения полномочий местного органа опеки.

Статья 4 . Принципы, лежащие в основе защиты

детей, находящихся в ситуации риска,

и детей, разлученных с родителями

Защита детей осуществляется на основе следующих принципов:

a) соблюдение и приоритетное продвижение наивысшего интереса ребенка;

b) соблюдение приоритета ращения и воспитания ребенка в семье;

c) приоритетное право родителей воспитывать детей согласно собственным убеждениям и первичная ответственность родителей за ращение, воспитание и защиту ребенка;

d) обязанность государства обеспечить необходимую помощь семье в ращении и воспитании детей;

e) равенство возможностей и отсутствие дискриминации;

f) межотраслевое сотрудничество и многопрофильное вмешательство;

g) индивидуальный подход к оказанию помощи каждому ребенку;

h) уважение достоинства ребенка;

i) обеспечение участия ребенка в принятии касающихся его решений с учетом возраста ребенка и степени его зрелости;

j) обеспечение непрерывности в ращении и воспитании ребенка с учетом, в случае принятия мер по защите, его этнического происхождения, вероисповедания, культуры и языковой принадлежности;

k) незамедлительное принятие любых решений, касающихся ребенка;

l) ответственность органов власти за обеспечение защиты от насилия, пренебрежения и эксплуатации ребенка.

Статья 5. Основная деятельность органов

(1) Органы опеки должны предпринимать все необходимые меры для оказания помощи и поддержки детям и их семьям с целью предотвращения разлучения ребенка с семьей или, по обстоятельствам, с целью его интеграции/реинтеграции в семью.

(2) Размещение ребенка может осуществляться органами опеки только в случае, если в результате оценок было установлено, что оставление его вместе с родителями не является возможным или противоречит наивысшему интересу ребенка.

(3) В случае разлучения ребенка с семьей территориальный орган опеки осуществляет размещение ребенка с учетом приоритетности размещения его под опеку в расширенную семью по сравнению с другими типами размещения, а если такое размещение не представляется возможным, приоритетным является размещение ребенка в службы семейного типа по сравнению с размещением в службы интернатного типа.

Опека и попечительство молдова

Статья 48 12 . Поручение об охране в будущем
(1) Физическое лицо, которое достигло совершеннолетия либо иным законным путем обрело полную дееспособность (доверитель), может уполномочить одного или нескольких поверенных представлять его интересы в ситуации, когда вследствие психического заболевания либо физического, умственного или психологического нарушения оно не сможет в полной мере понимать значение своих действий или изъявлять свою волю.
(2) Если доверитель уполномочил нескольких поверенных, он может предписать им действовать совместно, одновременно, поодиночке или исключительно с целью замещения другого поверенного.
(3) Лицо, находящееся под попечительством, может оформить поручение об охране в будущем с согласия попечителя.
(4) Лицо, находящееся под опекой, не может оформить поручение об охране в будущем ни лично, ни через представителя.
(5) К поручению об охране в будущем применяются законодательные положения о поручительстве и законодательные положения о представительстве в той мере, в какой они не являются несовместимыми с положениями настоящей части в составе главы. Положения части (2) статьи 252, статьи 253, части (1) статьи 254 и статьи 255 не применяются к поручению об охране в будущем.
(6) Законодательные положения о договоре доверительного управления применимы в той мере, в какой поверенный наделен полномочиями по управлению имуществом доверителя.
Статья 48 13 . Поручение об охране ребенка
в будущем
(1) Родители или переживший родитель, не защищенный мерой судебной охраны в виде опеки или попечительства и осуществляющий родительское попечение над несовершеннолетним ребенком либо несущий ответственность за материальное и моральное благополучие взрослого ребенка, может уполномочить одного или нескольких поверенных представлять этого ребенка в ситуации, когда вследствие психического заболевания либо физического, умственного или психологического нарушения ребенок не сможет в полной мере понимать значение своих действий либо изъявлять свою волю.
(2) Поручение об охране ребенка в будущем вступает в силу в случае смерти родителей или утраты ими вследствие психического заболевания либо физического, умственного или психологического нарушения способности в полной мере понимать значение своих действий или изъявлять свою волю.
(3) К поручению об охране ребенка в будущем применяются соответствующим образом законодательные положения о поручении об охране в будущем.
Статья 48 14 . Форма поручения об охране в будущем
(1) Поручение об охране в будущем может быть включено в договор поручения, доверенность или другой правовой акт.
(2) Правовой акт, которым предоставляется поручение об охране в будущем, совершается в письменной форме под угрозой ничтожности или в нотариальной форме. Доверитель не может совершить соответствующий правой акт через представителя.
(3) Правовой акт, которым предоставляется поручение об охране ребенка в будущем, совершается в нотариальной форме.
Статья 48 15 . Полномочия поверенного
(1) Если поручение об охране в будущем предоставляется также для охраны личности доверителя, поверенный получает права и обязанности опекуна, а доверитель – права и обязанности лица, защищенного мерой судебной охраны в виде опеки, предусмотренные статьями 48 51 – 48 55 . Всякое условие, отступающее от этих положений в ущерб доверителю, является ничтожным.
(2) Поручение об охране в будущем может предусматривать:
a) право поверенного сопровождать доверителя повсюду, где это необходимо, и помогать ему в принятии решений, связанных с его здоровьем;
b) полномочие поверенного давать согласие от имени доверителя на медицинские обследования и вмешательства;
c) распоряжения в целях охраны.
(3) Поручение об охране в будущем может предусматривать способы контроля его исполнения.
Статья 48 16 . Поверенный
(1) Поверенным может быть назначено любое физическое лицо по выбору доверителя, а также любое юридическое лицо, обладающее статусом авторизованного защитника.
(2) Поверенный–физическое лицо в период исполнения поручения об охране в будущем должен обладать полной дееспособностью и соответствовать требованиям, предъявляемым законом к опекуну.
(3) Если не установлено иное, поручение об охране в будущем считается предоставленным на неопределенный срок.
(4) В период исполнения поручения об охране в будущем поверенный может быть отозван только решением судебной инстанции согласно статье 4819.
Статья 48 17 . Юридические последствия поручения
об охране в будущем
(1) Для вступления в силу поручения об охране в будущем поверенный предъявляет его органу опеки вместе с выданным в течение последних двух месяцев заключением внесудебной психиатрической экспертизы, осуществленной для установления меры охраны. Орган опеки скрепляет его подписью и печатью с указанием даты проставления подписи на оригинале поручения, после чего возвращает его поверенному. Датой, когда поручение об охране в будущем вступило в силу, считается дата проставления органом опеки подписи на поручении.
(2) Поверенный обязан уведомить доверителя о вступлении в силу поручения об охране в будущем.
(3) Вступление в силу поручения об охране в будущем никоим образом не влияет на дееспособность доверителя.
(4) Положения, касающиеся поручения об охране в будущем, применяются и в случае, когда поручение составлено таким образом, чтобы иметь силу до даты, указанной в части (1), и прямо предусматривают для него возможность оставаться в юридической силе даже в случае, когда доверитель вследствие психического заболевания либо физического, умственного или психологического нарушения не сможет в полной мере понимать значение своих действий или изъявлять свою волю.
Статья 48 18 . Передача исполнения поручения
третьему лицу
(1) Поверенный исполняет поручение лично. Он может предоставить особые полномочия третьему лицу или нескольким третьим лицам для определенных сделок.
(2) Поверенный отвечает за действия третьего лица в соответствии с частями (3)–(5) статьи 1036.
Статья 48 19 . Прекращение и приостановление
вступившего в силу поручения
об охране в будущем
(1) Поручение об охране в будущем, вступившее в силу, прекращается в одном из следующих случаев:
a) смерть охраняемого лица или установление в отношении него меры судебной охраны, если решением судебной инстанции не предусмотрено иное;
b) смерть поверенного–физического лица или установление в отношении него меры судебной охраны;
c) возбуждение процесса несостоятельности в отношении поверенного–юридического лица или его ликвидация;
d) утрата поверенным статуса авторизованного защитника;
e) отмена поручения об охране в будущем решением судебной инстанции.
(2) По требованию любого заинтересованного лица судебная инстанция может принять решение об отмене поручения об охране в будущем в следующих случаях:
a) охраняемое лицо может понимать значение своих действий или изъявлять свою волю и таким образом более не нуждается в сохранении меры охраны;
b) правовых положений о взаимном представительстве супругов и режиме имущества супругов достаточно для защиты интересов доверителя;
c) поверенный исполняет поручение об охране в будущем в ущерб интересам или благополучию доверителя. В этом случае судебная инстанция может отозвать полномочия поверенного полностью или частично.
(3) Судебная инстанция может приостановить действие поручения об охране в будущем на срок, на который установлена мера временной охраны.
(4) В случае, предусмотренном в пункте с) части (2), судебная инстанция устанавливает меру судебной охраны на основании закона и в установленном им порядке.
(5) Решение судебной инстанции о приостановлении или отмене поручения об охране в будущем сообщается доверителю и поверенному, а также органу опеки. Если поручение об охране в будущем зарегистрировано в порядке, предусмотренном частью (5) статьи 48 5 , решение о приостановлении или отмене направляется для внесения необходимой записи либо ее исключения.
Статья 48 20 . Вмешательство судебной инстанции
в порядок исполнения поручения
об охране в будущем
(1) Любое заинтересованное лицо может потребовать от судебной инстанции аннулирования скрепления подписью поручения об охране в будущем, осуществленного в соответствии с частью (1) статьи 4817, если не соблюдены законные условия, а также толкования содержания поручения об охране в будущем или определения условий и порядка его исполнения.
(2) До рассмотрения заявления об аннулировании поручения об охране в будущем судебная инстанция заслушивает поверенного и, при необходимости, доверителя, отдавая при этом предпочтение желаниям и первостепенным интересам доверителя и его благополучию.
Статья 48 21 . Предоставление дополнительных
полномочий судебной инстанцией
(1) Если по причине ограниченности предоставляемых полномочий поручение об охране в будущем не позволяет осуществлять в достаточной мере охрану личных или имущественных интересов охраняемого лица, судебная инстанция по заявлению поверенного может своим решением предоставить ему необходимые дополнительные полномочия. При констатации конфликта интересов между доверителем и поверенным судебная инстанция на основании того же заявления может своим решением уполномочить специального поверенного на совершение определенных сделок, выходящих за пределы имеющегося поручения.
(2) Поверенный, уполномоченный поручением об охране в будущем, и специальный поверенный, уполномоченный судебной инстанцией, действуют независимо и не несут ответственности друг перед другом, однако обязаны уведомлять друг друга о принимаемых решениях.
Статья 48 22 . Обязанность поверенного
по проведению инвентаризации
имущества доверителя и составлению
отчетности
На поверенного, наделенного полномочиями по управлению имуществом доверителя, возлагаются обязанности, предусмотренные положениями статей 48 73 и 48 77 –48 81 .
§ 2. Нотариально удостоверенное поручение

Статья 48 23 . Составление, изменение и отмена
нотариально удостоверенного
поручения
(1) Если поручение об охране в будущем предоставлено односторонним правовым актом, совершенным в нотариальной форме, поверенный может согласиться принять поручение, скрепив его своей подписью.
(2) До момента вступления поручения в силу доверитель может изменить его в той же форме или отменить, уведомив об отмене поверенного и нотариуса, а поверенный может отказаться принять поручение, уведомив об этом доверителя и нотариуса. Для третьих лиц отмена соответствующего поручения действует с момента выполнения формальностей по оглашению.
Статья 48 24 . Формальности по оглашению
Поручение об охране лица в будущем, предоставленное нотариально удостоверенным правовым актом, подпадает под те же формальности по оглашению, что и нотариальная доверенность.
Статья 48 25 . Полномочия, предоставляемые
нотариально удостоверенным
поручением
(1) В отступление от положений статьи 1032 поручение об охране в будущем, сформулированное в общих понятиях, предоставляет поверенному полномочия для совершения всех сделок, предусмотренных статьями 4874 и 4875.
(2) Поверенный может совершить безвозмездную сделку по распоряжению только с разрешения органа опеки.
§ 3. Поручение в письменной форме
Статья 48 26 . Составление, изменение и отмена
поручения в письменной форме
(1) Поручение об охране в будущем, предоставленное правовым актом, совершенным в письменной форме, должно быть датировано и подписано лично доверителем.
(2) Поверенный соглашается принять поручение, скрепив его своей подписью.
(3) До момента вступления поручения в силу доверитель может изменить его в той же форме или отменить, а поверенный может отказаться принять поручение, уведомив об этом доверителя.
Статья 48 27 . Пределы полномочий, предоставляемых
поручением в письменной форме
(1) В части, касающейся управления имуществом, поручение об охране в будущем, предоставленное правовым актом, совершенным в письменной форме, ограничивается сделками, предусмотренными статьей 4874.
(2) Если в интересах доверителя или для его благополучия необходимо совершение сделки, предусмотренной статьей 4875, или сделки, для совершения которой поверенному не предоставлены полномочия поручением об охране в будущем, поверенный может запросить в судебной инстанции разрешение на совершение такой сделки в соответствии со статьей 4821.
(3) Всякое условие поручения в письменной форме, противоречащее положениям частей (1) и (2), является ничтожным.

Статья 308 16 . Вмешательство судебной инстанции
(1) Судья может приостановить действие поручения об охране в будущем решением судебной инстанции или определением об установлении временной охраны либо, если о существовании поручения ему было сообщено впоследствии, решением судебной инстанции или определением, вынесенным в период временной охраны.
(2) В случае прекращения меры временной охраны действие поручения об охране в будущем возобновляется с полным правом, за исключением случая, когда судебная инстанция его отзывает или устанавливает меру судебной охраны.
Статья 308 17 . Право обжалования решения судебной
инстанции, которым предоставляются
дополнительные полномочия
Решение судебной инстанции, которым во исполнение статей 48 21 и 48 27 Гражданского кодекса поверенному или специальному поверенному предоставляются полномочия на совершение сделок, выходящих за пределы поручения об охране в будущем, может быть обжаловано только доверителем, поверенным, лицом, ответственным за контроль исполнения поручения в смысле части (3) статьи 48 15 , и лицами, права которых ущемлены этим.».
19. Часть (2) статьи 311 дополнить предложением: «Соответствующее решение не снижает дееспособности лица.».
20. Статью 317 дополнить частью (5) следующего содержания:
«(5) Решение судебной инстанции об удовлетворении заявления о проведении психиатрического обследования или заявления о госпитализации в психиатрический стационар без добровольного согласия никоим образом не снижает дееспособности лица.».
21. В части (1) статьи 318 1 слова «и попечительства» исключить.
22. В пункте a) части (1) статьи 476 слова «одна из сторон арбитражного соглашения является недееспособной» заменить словами «одна из сторон арбитражного соглашения не обладала полной дееспособностью».
Ст. VIII. – В пункте d) части (3) статьи 12 Закона о порядке исчисления платы за нотариальные услуги № 271/2003 (Официальный монитор Республики Молдова, 2003 г., № 141–145, ст. 576), с последующими изменениями и дополнениями, слова «недееспособные и нетрудоспособные лица,» заменить словами «лица, в отношении которых установлена мера судебной охраны (временная охрана, попечительство или опека) и нетрудоспособные лица,».
Ст. IX. – В Исполнительный кодекс Республики Молдова № 443/2004 (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., № 214–220, ст.704), с последующими изменениями и дополнениями, внести следующие изменения и дополнение:
1. В статье 52:
в части (1) слова «, лиц, ограниченных в дееспособности или признанных в установленном порядке недееспособными,» исключить;
дополнить статью частью (1 1 ) следующего содержания:
«(1 1 ) Если в отношении участника исполнительного производства установлена мера судебной охраны, дееспособность в исполнительном производстве определяется в соответствии со статьей 581 Гражданского процессуального кодекса.».
2. По всему тексту кодекса в словосочетании «орган опеки и попечительства» в любой грамматической форме слова «и попечительства» исключить.
Ст. X. – В Закон о международном коммерческом арбитраже № 24/2008 (Официальный монитор Республики Молдова, 2008, № 88–89, ст. 316), с последующими изменениями и дополнениями, внести следующие изменения:
1. В пункте a) части (2) статьи 37 слово «недееспособна» заменить словами «не обладала полной дееспособностью».
2. В пункте a) части (1) статьи 39 слова «является недееспособной» заменить словами «не обладала полной дееспособностью».
Ст. XI. – В статью 16 Закона о трансплантации органов, тканей и клеток человека № 42/2008 (Официальный монитор Республики Молдова, 2008 г., № 81, ст. 273), с последующими изменениями и дополнениями, внести следующие изменение и дополнение:
часть (2) изложить в следующей редакции:
«(2) В случае несовершеннолетних либо лиц, в отношении которых установлена мера судебной охраны в виде опеки, согласие на трансплантацию дают в соответствии с законом их родители или, по обстоятельствам, законный представитель.»;
дополнить статью частью (2 1 ) следующего содержания:
«(2 1 ) Если в отношении получателя установлена мера судебной охраны в виде временной охраны или попечительства, а состояние получателя не позволяет ему самостоятельно принять осмысленное личное решение о трансплантации, временный защитник либо попечитель оказывает получателю помощь в соответствии с законом.».
Ст. XII. – В части (2) статьи 13 Закона о контроле и профилактике туберкулеза № 153/2008 (Официальный монитор Республики Молдова, 2008 г., № 143–144, ст. 583) слова «лицам, признанным недееспособными,» заменить словами «лицам, защищенным мерой судебной охраны в виде опеки,».
Ст. XIII. – В Закон о правовом режиме усыновления № 99/2010 (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., № 131–134, ст. 441), с последующими изменениями и дополнениями, внести следующие изменения и дополнение:
1. Пункт b) части (3) статьи 20 изложить в следующей редакции:
«b) об установлении в отношении родителей меры судебной охраны в виде опеки;».
2. В пункте a) части (1) статьи 23 слова «признаны безвестно отсутствующими или недееспособными;» заменить словами «признаны безвестно отсутствующими или защищены мерой судебной охраны в виде опеки;».
3. В статье 24:
пункт c) части (3) изложить в следующей редакции:
«c) защищены мерой судебной охраны в виде опеки;»
дополнить статью частью (3 1 ) следующего содержания::
«(3 1 ) Если в отношении родителя установлена мера судебной охраны в виде временной охраны или попечительства, а состояние родителя не позволяет ему самостоятельно принять решение об усыновлении, временный защитник либо попечитель оказывает родителю помощь в соответствии с законом.»;
в части (5) слова «признаны недееспособными,» заменить словами «защищены мерой судебной охраны в виде опеки,».
Ст. XIV. – В части (7) статьи 60 Закона о несостоятельности № 149/2012 (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., № 193–197, ст. 663), с последующими изменениями и дополнениями, слова «объявленное недееспособным,» заменить словами «защищенное мерой судебной охраны (временная охрана, попечительство или опека),».
Ст. XV. – В Закон об особой защите детей, находящихся в ситуации риска, и детей, разлученных с родителями № 140/2013 (Официальный монитор Республики Молдова, 2013 г., № 167–172, ст. 534), с последующими дополнениями, внести следующие изменения:
1. Пункт i) статьи 8 изложить в следующей редакции:
«i) когда в отношении одного из родителей ребенка установлена мера судебной охраны (временная охрана, попечительство или опека).».
2. В статье 15:
пункт c) части (1) изложить в следующей редакции:
«c) защищены мерой судебной охраны, что подтверждается решением судебной инстанции;»;
пункт e) части (2) изложить в следующей редакции:
«e) истечения срока действия или отмены меры судебной охраны, установленной в отношении матери/отца ребенка;».
Ст. XVI. – Пункт f) части (2) статьи 33 Закона об электронной подписи и электронном документе № 91/2014 (Официальный монитор Республики Молдова, 2014 г., № 174–177, ст. 397) изложить в следующей редакции:
«f) в случае смерти владельца сертификата открытого ключа или установления в отношении владельца меры судебной охраны (временная охрана, попечительство или опека);».
Ст. XVII. – (1) По истечении года со дня вступления в силу настоящего закона физические лица, обладающие ограниченной дееспособностью на дату вступления в силу настоящего закона, признаются полностью дееспособными физическими лицами, а попечительство над ними отменяется с полным правом.
(2) Гражданские дела об ограничении дееспособности физических лиц, в отношении которых не вынесены окончательные решения, остаются без рассмотрения по инициативе судебных инстанций.
(3) Совершеннолетние физические лица, признанные недееспособными на дату вступления в силу настоящего закона, признаются физическими лицами, в отношении которых установлена мера судебной охраны в виде опеки, которая определяется положениями настоящего закона.
(4) Меры судебной охраны в виде опеки, предусмотренные частью (3), прекращают свое действие с полным правом по истечении года со дня вступления в силу настоящего закона, за исключением случая, когда они отменены судебной инстанцией до истечения данного срока, с установлением или без установления новой меры судебной охраны в соответствии с частью (5).
(5) Со дня вступления в силу настоящего закона любое лицо, управомоченное в соответствии со статьей 48 30 Гражданского кодекса, может подать заявление об установлении меры судебной охраны в соответствии с действующим законодательством.
(6) Гражданские дела о лишении дееспособности физических лиц, в отношении которых не вынесены окончательные решения на дату вступления в силу настоящего закона, рассматриваются согласно положениям материального и процессуального права, действующим на дату вынесения решения.
(7) Положения статей 48 и 48 32 Гражданского кодекса вступают в силу после создания необходимых условий, но не позднее двух лет со дня опубликования настоящего закона.
(8) Органам местного публичного управления в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего закона привести свои нормативные акты в соответствие с положениями настоящего закона.
(9) Правительству в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего закона:
a) представить Парламенту предложения по приведению законодательства в соответствие с настоящим законом;
b) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.
(10) Правительству в двенадцатимесячный срок принять нормативные акты, необходимые для исполнения настоящего закона.
(11) Законодательные акты, а также подзаконные нормативные акты применяются в той мере, в какой они не противоречат положениям настоящего закона.

Еще по теме:

  • Индексация пенсий в 2018 году российская газета Трудный возраст "Сейчас средства федерального бюджета составляют больше трети бюджета ПФР. Общие расходы на пенсионное обеспечение составляют 7,2 трлн рублей, из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей, а весь трансферт составляет 3,3 трлн рублей", - уточнил глава […]
  • Приказ по дистанционному обучению Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ” (не вступил в […]
  • Программы обучения при работе на высоте по новым правилам Безопасные методы выполнения работы на высоте Срок обучения: от 20 до 72 часов Стоимость: от 2 200 руб за специалиста Очный и заочный формат обучения НОЧУ «ОДПО «ПРОФЦЕНТР» осуществляет обучение работам на высоте по новым правилам в Москве. Согласно новым правилам вступившим в силу 6 […]
  • Приказы о профилактике алкоголизма Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 г. N 683н "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях" Приказ Министерства здравоохранения […]
  • Приказ от 05052008 216 н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. № 216н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной […]
  • Реквизиты для госпошлины на выписку из егрп Госпошлина: выписка из ЕГРП 2017 Актуально на: 27 июня 2017 г. Государственный кадастровый учет, а также государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (п. 1 ст. 28 […]
  • Реестр требования кредиторов в наблюдении Порядок включения требования кредитора в реестр требований кредиторов должника (банкрота) Первой стадией банкротства юридического лица является процедура наблюдения. После введения в отношении должника процедуры наблюдения, требования кредиторов по денежным обязательствам (за исключением […]
  • Виза рф для гражданина эстонии Виза рф для гражданина эстонии последнее обновление 08.12.2017 Оформление визы в Российскую Федерацию Для граждан Эстонии Виза обязательно оформляется до путешествия. Исключением являются туристы круизных лайнеров, которые проводят на территории России не более 72 часов. Необходимые […]