Как берут гаи за взятки

Наказание и штрафы за дачу взятки инспектору ГИБДД

В России ежедневно возникают десятки ситуаций, когда совершив правонарушение, водитель предлагает «решить дело на месте», не доводя его до суда. К сожалению, случаев, когда инспектор ДПС соглашается на данное противоправное действо не меньше.

Все осведомлены, что это плохо, противоречит законодательству, но продолжают повторять из раза в раз. Быть может именно потому, что лишь единицы знают, чем реально грозит дача взятки сотруднику ГИБДД? Давайте разбираться.

Взятка: понятие и признаки

Взятка представляет собой передачу должностному лицу каких-либо материальных ценностей за действие/бездействие, совершаемое им в интересах взяткодателя. Объективные и субъективные признаки дачи взятки подробно прописаны в ст. 30 и 290 УК РФ. Первые рассматривают ее с точки зрения процесса, а вторые с позиции умыслов и цели.

Наказание за дачу взятки сотруднику ГИБДД в 2018 г

Наказание за дачу взятки при наличии доказательств этого факта получает как водитель, так и инспектор. Определение его размеров напрямую зависит от переданной денежной суммы и, согласно статье 291 УК РФ для водителя (для сотрудника ДПС см. ст. 290 УК РФ) подразделяется на 4 категории:

Штраф за дачу взятки, превышающий ее размер в 15-30 раз/принудительные работы (до 3 лет)/штраф, превышающий в 10 раз размер взятки в совокупности с лишением свободы до 2 лет.

Штраф за дачу взятки, превышающий ее размер в 20 — 40 раз /штраф, превышающий в 15 раз размер взятки в совокупности с лишением свободы до 3 лет.

Штраф за дачу взятки, превышающий ее размер в 60 — 80 раз и лишение права занимать некоторые должности (до 3 лет)/лишение свободы на 5-10 лет в совокупности со штрафом, превышающим в 60 раз размер взятки.

Штраф за дачу взятки, превышающий ее размер в 70 — 90 раз и лишение права занимать некоторые должности (до 3 лет)/лишением свободы на 7-12 лет в совокупности со штрафом, превышающим в 70 раз размер взятки .

Посредничество при даче взятки – до 12 лет лишения свободы.

Подстрекательство, и как с ним бороться

Как подтверждает судебная практика, нередко сотрудники ГАИ сами открыто провоцируют водителя на дачу взятки. Причем не надейтесь услышать от него прямое предложение уплатить n-ную сумму. Напротив, он лишь подтолкнет вас к нужному решению, а остальное будет зависеть уже от вас.

Так довольно часто сотрудники ДПС нарочито медленно оформляют протокол, в красках расписывая нарушителю все, что того ожидает, и раздувая из мухи слона. Или действуют на пару: один останавливает, другой предлагает уладить проблему с несговорчивым коллегой за вознаграждение.

Вот тут многие нарушители и заглатывают ловушку, добровольно расставаясь с деньгами. А ведь подобные действия должностных лиц незаконны, и их вполне можно избежать. Для этого:

  • Проводите запись (либо открытую, либо скрытую) на любое имеющееся под рукой записывающее устройство. В дальнейшем она может стать вашем главным доказательством в суде. Если сотрудник ГИБДД потребует прекратить запись, сошлитесь на п. 5 закона «О полиции» и потребуйте дать пояснения касательно того, на каком основании он на этом настаивает.
  • Не перемещайтесь в патрульную машину, где вы будете лишены свидетелей, а инспекторам будет легче на вас давить. По закону вы обязаны сесть в нее лишь в том случае, если были задержаны или арестованы на основании закона.
  • Запишите данные о сотруднике, потребовавшем у вас взятку (фамилию, номер значка) и обратитесь в службу собственной безопасности по так называемым «телефонам доверия» ГИБДД.

Видео: Эрик Давидович выводит взяточников в ГИБДД на чистую воду

Дача взятки: уход от ответственности

Как видите, не всегда дача взятки носит добровольный характер. Поэтому для водителей в УК РФ предусмотрена возможность ухода от ответственности за нее, но только в 2 случаях:

  • Когда должностное лицо вымогало взятку, а водитель активно способствовал раскрытию данного преступления;
  • Когда водитель добровольно дал взятку, после чего сам сообщил об этом факте в соответствующие органы и активно помогал следствию.

Заметим, что сотрудники ГИБДД стараются никогда не брать денег из рук в руки. Чаще они предлагают «забыть» их в постовой машине или выронить в слепой зоне видеорегистраторов. Даже если вы решили откупиться, ни в коем случае так не делайте. Подобные манипуляции могут быть выданы инспектором за покушение на дачу взятки (мол деньги были оставлены, но мною не взяты), что в случае неожиданной проверки станет решающим доказательством против вас на суде, тогда как сам сотрудник ГАИ никакого наказания не понесет.

Помните, независимо от того, нарушили вы правила ПДД или нет, взятка – это не выход. Наказание за дачу взятки может лишить вас свободы. Разве хоть один штраф или лишение прав того стоят?

Какие наказания и последствия для сотрудника ДПС и автолюбителя при даче взятки.

Традиционным способом избавиться от наказания у нас является взятка. И как от любой дурной традиции, от неё крайне трудно избавиться. К сожалению, немалое число водителей, остановленных инспекторами ГИБДД за нарушение, сразу же начинают предлагать «решить дело на месте». Однако нужно помнить: мало того, что такое поведение незаконно – оно ещё и опасно как для самого инспектора, так и для водителя.

Разберёмся же, что грозит тому, кто даёт и кто берёт взятки – и что делать, если взятку у вас откровенно вымогают.

○ Взятка сотруднику ГИБДД.

Прежде всего, необходимо определиться с тем, что считается взяткой. Её определение в российском праве даёт Уголовный кодекс в ст. 290:

  • «Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.»

Это означает следующее:

  • Деньги или иные материальные ценности передаются должностному лицу. Инспектор ГИБДД, будучи при исполнении, к ним относится.
  • Взятка даётся за действия, которые входят в полномочия такого лица. Если, к примеру, у вас сломалась машина, добрый инспектор разрешил вызвать эвакуатор со своего личного телефона, а вы в знак благодарности дали ему за это денег – взяткой это считаться не может: в обязанности ГИБДД предоставление услуг связи не входит, поэтому деньги будут считаться подарком. Правда, если при этом вы расщедритесь и дадите инспектору больше 3 000 рублей, он обязан будет сдать эти деньги в кассу: принимать подарки свыше этой суммы должностным лицам от граждан запрещено.

○ Ответственность сотрудника ГИБДД.

Сотрудник ГИБДД, взявший от водителя деньги за то, чтобы не составлять протокол, либо составить его о менее тяжком нарушении, совершает уже не административное нарушение, а уголовное преступление. И в этом случае его ждёт наказание по ст. 290 УК РФ:

  • За малый размер (до 25 тысяч рублей) – от штрафа до 1 миллиона рублей до лишения свободы до 3 лет.
  • За значительный размер (свыше 25 тысяч) – от штрафа до полутора миллионов рублей до лишения свободы на срок до 6 лет.
  • За крупный размер (от 150 тысяч) – от штрафа до 4 миллионов до лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. То же самое наказание ждёт и инспектора, откровенно вымогавшего взятку.
  • За особо крупный размер (свыше 1 миллиона) – от штрафа в 3 миллиона до лишения свободы от 8 до 15 лет.
  • Если при этом взятка взята за заведомо незаконные действия (например, при ДТП инспектор указал в документах виновником совсем другое лицо, хотя и знал правду) – штраф от полумиллиона до 2 миллионов, либо лишение свободы от 3 до 8 лет.

При этом нужно помнить, что лишение свободы и штраф друг друга не исключают: посаженный инспектор вполне может дополнительно заплатить штраф. Кроме того, дополнительно ему может быть запрещено занимать определенные должности на разные сроки – в зависимости от тяжести преступления.

○ Ответственность владельца ТС.

Но пусть инспектора самого волнуют те проблемы, которые возникают в том случае, если он примет взятку. Что ждёт автомобилиста?

И здесь уголовное законодательство сообщает о крайне невесёлых последствиях. Ст. 291 УК РФ сообщает следующее:

  • За дачу взятки в малом размере – от штрафа до 500 тысяч рублей до лишения свободы сроком до 2 лет.
  • За дачу в значительном размере – от штрафа до миллиона до лишения свободы на 5 лет.
  • В крупном размере – от штрафа не менее 1 и не более 3 миллионов до лишения свободы от 7 до 12 лет.
  • В особо крупном размере – от штрафа минимум в 2 , а максимум в 4 миллиона рублей либо лишение свободы от 8 до 15 лет.
  • Если взятка давалась за заведомо незаконные действия инспектора – от штрафа до полутора миллионов до лишения свободы сроком до 8 лет.

Как и в случае с получением взятки, лишение свободы может сочетаться со штрафом и лишением прав. Размер взятки рассчитывается так же, как и в случае с её получением.

Даже в том случае, если вы не сами даёте взятку, а выступаете лишь посредником, это является преступлением в силу ст. 291.1 УК РФ. Наказание здесь тоже зависит от размера взятки и составляет от штрафа минимум в 700 тысяч рублей до лишения свободы на 12 лет.

○ Советы юриста: как избежать последствий.

Прежде всего нужно помнить: избежать наказания реально. Это возможно в следующих случаях:

  • Если взятку у вас вымогали.
  • И если вы первым обратились в полицию и полностью признались в содеянном.

Таким образом, если инспектор требует деньги или намекает, что неплохо было бы заплатить прямо ему, вы должны действовать следующим образом:

  1. Прежде всего – не платить! Ответственность за любое административное нарушение куда меньше, чем по ст. 291 УК РФ.
  2. Если всё-таки вы поддались и решили дать взятку – фиксируйте этот факт любым способом. Сойдёт всё – от свидетельских показаний до записи видеорегистратора. Если есть диктофон (а на большинстве современных телефонов, смартфонов или планшетов он есть) – включите и фиксируйте речь инспектора. Доказательств много не бывает!
  3. Как только инспектор подошёл к вам – попросите его предъявить удостоверение. В руки вам давать его он не имеет права – но дать возможность прочесть он обязан. Прочтите вслух данные с удостоверения, чтобы они отразились на записи.
  4. Если инспектор требует предъявить автомобиль к полному осмотру (включая багажник и салон) – в ответ потребуйте составить протокол и предоставить понятых. Без них сотрудник ГИБДД имеет право осматривать автомобиль только снаружи.
  5. Ведите себя предельно корректно, не поддавайтесь на провокации.
  6. Если прозвучало прямое требование денег – предупредите инспектора, что разговор записывается.
  7. Позвоните на «горячую линию» ГИБДД. Обычно её номер написан прямо на кузове патрульной машины. Если же номера нет – звоните на «02» или «112».
  8. Если всё-таки дача взятки состоялась – немедленно обращайтесь в УСБ местного управления МВД или прокуратуру. Помните: своевременное заявление освобождает вас от ответственности.

Ну и самое главное – не допускайте нарушений. Если нет оснований для того, чтобы к вам придраться – не потребуется давать взятку.

Руководство областной ГАИ просит не предлагать взятки инспекторам. Санкции за подобное правонарушение жесткие — штраф до полумиллиона рублей, исправительные работы и даже лишение свободы сроком до двух лет. Об этом смотрите сюжет новостей на канале «Губерния».

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Взятки и сотрудники ДПС: как вести себя с вымогателями и другие правила на дороге

Что делать, если сотрудник ГИБДД вымогает взятку? Каковы правила общения с инспекторами?

Эксперт: Алёна Акимова — юрист, аналитик владимирского антикоррупционного регионального центра «Трансперенси Интернешнл — Россия»

*Техническая расшифровка эфира

Игорь Киценко: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире радио «Соль» «Антикоррупционный понедельник». У микрофона Игорь Киценко. Гостем в нашей студии является Алёна Акимова, юрист, аналитик владимирского антикоррупционного регионального центра «Трансперенси Интернешнл — Россия». Алена, добрый день.

Алена Акимова: Здравствуйте.

И.К.: Речь сегодня в эфире нашего «Антикоррупционного понедельника» пойдет о взятках на дорогах, когда сотрудники ГИБДД вымогают у вас взятку либо когда некоторые недобросовестны автолюбители сами провоцируют сотрудников ГИБДД на то, чтобы те получили взятку. Случаев, когда фиксируются подобного рода правонарушения, довольно немного, но, так или иначе, СМИ все равно освещают те моменты, когда уже был взяточник пойман за руку. И тогда уже становится что-то известно, возникают какие-то схемы, интересные моменты. Именно сегодня мы об этом поговорим. И если у вас есть какая-то интересная история или вы хотите высказать свое мнение по поводу взяток на дороге, за вы или против, звоните нам по номеру телефона 8−800−100−39−75, звонок по России бесплатный.

Алена, первый вопрос: есть ли какая-то определенная статистика, может быть, по взяткам? Начнем с того, что именно гаишники берут взятки. Какие-то цифры, что столько-то сотрудников было зафиксировано.

А.А.: Конкретно взяток по годам по всем городам России — таких цифр у меня сейчас нет. Есть небольшая статистика по нашему региону, по Владимирской области, сколько зафиксировано нарушений в данной сфере, информация была на сайте ГИБДД в августе, то есть за прошедшие 7 месяцев. Есть также статистика по крупным городам, кто лидирует по процентам взяток.

И.К.: Давайте с Владимирской области. Сколько там за последние полгода была зафиксировано таких вот правонарушений?

А.А.: По состоянию на август в области была зарегистрирован 31 факт склонения сотрудников ГИБДД к совершению коррупционного правонарушения. Здесь именно склонение со стороны водителя. Водители предлагали взятки инспекторам ДПС за непривлечение их к административной ответственности за совершенное правонарушение в области дорожного движения. Во всех случаях склонение производилось в устной форме посредством предложений денежных средств. И это несмотря на то, что все взяткодатели были предупреждены сотрудниками ДПС о незаконности их действий.

И.К.: То есть ситуации одинаковые: было зафиксировано какое-то правонарушение, остановили, озвучили причину остановки, пригласили для оформления протокола. И тут уже по дороге, поскольку все автолюбители знают, что в автомобиле ГИБДД оборудованы видеорегистраторы, которые фиксируют работу сотрудника, и по дороге все водители, наверное, предлагали: «Товарищ начальник, а может быть, мы между собой разберемся, может быть, не нужно оформлять?». Вот здесь, конечно, еще интересны мотивы вот этих людей, которые дают эти взятки и предлагают. Чего боятся? Штраф-то будет меньше.

А.А.: Зачастую бывают такие ситуации, когда штраф больше. А может быть, вы совершили такое правонарушение, за которое вам грозит лишение водительских прав. Например, на полгода. А бывают случаи, и на 2−3 года лишают прав. Здесь уже водители нервничают — как они будут без прав-то столько времени.

И.К.: Ну, если ты пересекал двойную сплошную с выездом на полосу встречного движения, то тут, насколько я знаю, лишение на полгода и штраф.

Мы сейчас говорим о том, когда именно водители склоняли сотрудников ГИБДД к получению взятки. А есть ли еще данные по Владимирской области, когда сотрудники ГИБДД вымогали взятку?

А.А.: Нет, к сожалению, таких цифр у меня нет.

И.К.: Получается, ГАИ не публикует эту информацию?

А.А.: Опубликованная информация — именно со стороны водителей. И, как правило, таких случаев больше. Редко, когда сам инспектор говорит: «Давайте плати деньги». Но все-таки такие случаи есть. И сегодня мне хотелось бы обратить внимание в нашем эфире, как вести себя водителю в этой ситуации.

И.К.: Когда сотрудник вымогает взятку?

А.А.: Да. Причем иногда за фиктивные правонарушения, которых нет. Водителя могут просто подставить, сделать монтаж, разные случаи бывают.

И.К.: Есть прям отдельные примеры, когда монтаж? Ну, я представляю — стоит отдельно камера, а где-то там, чуть дальше стоит пост ГИБДД, фотографирует и потом на месте сходу монтирует?

А.А.: Здесь человеку пытаются впарить то нарушение, которого он не совершал. Например, рядом с дорогой, где едет водитель, устанавливается фотокамера, которая фиксирует проезжающие автомобили. Фото с этой камеры передаются на ближайший пост ГИБДД. А нам этом посту широко продвинутый сотрудник обрабатывает фото автомобиля в фотошопе.

И.К.: И такое бывает?

А.А.: Бывает, случается. Я сталкивалась с этим, когда готовилась к эфиру, в сообщениях в интернете. Сотрудник ГИБДД монтирует фотографию в фотошопе, подрисовывает то, что на строгом юридическом языке называется «въезд на полосу, предназначенную для встречного движения». За это очень строгое наказание — полгода лишения водительских прав, мы уже это с вами обговорили. Водителю предъявляют данную фотографию: «Вы виноваты, платите штраф и лишайтесь водительских прав. Либо можете на месте договориться». Зачастую инспекторы водителям напрямую не говорят: «Здравствуйте, платите столько-то денег, чтобы мы вас не оштрафовали».

И.К.: Они побуждают человека к тому, чтобы тот сам предложил, чтобы снять с себя определенную ответственность.

А.А.: Да, и как показывает статистика, зачастую сами инспекторы подводят водителя к решению вопроса на месте. Инспектор просто провоцирует. Сам не называет сумму, которую хочет получить, а лишь подталкивает водителя к нужному решению.

И.К.: Получается: «Я не предлагал, он мне сам предложил». С нехорошего инспектора тут и взятки гладки. А как быть автолюбителю, если он с такой ситуацией столкнулся? Я, честно говоря, первый раз слышу, когда в такой быстром режиме, — ты едешь, тебя останавливают на посту и показывают тебе фотографию, что ты где-то пересек.

А.А.: Может быть, на самом деле, это не очень быстро, не минута, а просто этот пост где-то дальше был.

И.К.: Все равно, это короткий промежуток времени.

А.А.: Я так понимаю, эти случаи не очень часты, но все же есть.

И.К.: Когда тебе пытаются вменить какое-то нарушение, которое ты не совершал, — что делать водителю?

А.А.: Вообще, здесь важную роль играет видеорегистратор.

И.К.: Это если он есть. А если нет?

А.А.: Второй вариант, который можно использовать, — это свидетели. Вы в машине, возможно, ехали не один.

И.К.: Хорошо. А вот я один, без видеорегистратора, без всяких средств фиксации. Что мне делать? Меня останавливают сотрудники ГИБДД и говорят: «Вы пересекли двойную сплошную».

А.А.: Вы должны быть уверены в том, что вы не совершали данного правонарушения. И просто сказать: «Я этого не делал», и все.

И.К.: Ну, а он говорит: «Делали!». Я сам являюсь автолюбителем. Я еду, меня останавливают, сотрудник мне показывает фотографию.

А.А.: Вы не должны поддаваться на провокацию. Вы должны быть уверены, что вы не совершали правонарушения, если вы его действительно не совершали. Поддаваться на провокацию ни в кое случае нельзя.

И.К.: И нужно настаивать на своем?

А.А.: Конечно, да. Пусть он составляет протокол об административном правонарушении. В дальнейшем, даже если вас признают виновным, это можно будет уже обжаловать, если вы действительно этого не совершали. Может быть, найдутся какие-то свидетели. Если действительно это дело такое значащее, стоящее для вас, найдутся какие-то свидетели, мимо проезжающие, это может быть и в городе, люди проходили. Но поддаваться не нужно.

И.К.: А проверить можно вот эти фотографии, которые они фальсифицируют, на предмет фотомонтажа?

А.А.: В дальнейшем тоже можно это использовать. Прям на месте, когда вам выписывают протокол, естественно, сразу это не проверить. А уже в дальнейшем, если вы будете это решение обжаловать, конечно, вы можете обратиться в экспертизу какую-то независимую, воспользоваться услугами проверки фотографии на ее достоверность.

И.К.: То есть выход есть в этой ситуации?

А.А.: Я думаю, что да. Главное, сразу не поддаваться. Но зачастую как получается с многими водителями? Им вот сказали, они сразу боятся, пугаются.

И.К.: Потому что у нас менталитет такой. Все боятся просто связываться, терять свое время. Это же такая волокита.

А.А.: А потом, если вдруг вам выпишу протокол, действительно сделают вас виновным, вам придется отстаивать свои права, где-то обжаловать, тратить время, нервы, деньги. Люди этого не хотят. Им проще где-то заплатить. Но это неправильно, нужно добиваться своих прав, если вы не нарушали.

И.К.: Мы говорили о статистике. Есть какие-то конкретные цифры по Владимирской области за прошедшие полгода?

А.А.: 31 факт склонения сотрудников ГИБДД к совершению коррупционного правонарушения со стороны водителей. И отмечу, что во всех этих случаях на места склонения сотрудников ГИБДД к совершению данного правонарушения вызывались следственно-оперативные группы. И по состоянию на август было возбуждено 21 уголовное дело по статьям за дачу взятки.

И.К.: Вот такой момент: останавливает сотрудник ГИБДД автомобиль, говорит: «Нарушил». Человек знает, что он не нарушал. Идет перепалка. И ему начинают косвенно намекать на то, что давай, ты мне предложи. Человек, для того, чтобы избавиться от навязчивого сотрудника ГИБДД, говорит: «Хорошо, как мы можем иным способом решить этот вопрос?» И человек сам называет сумму, условно 3 тысячи рублей. Ему отвечают: «Хорошо, в документы вкладывайте и мне передавайте аккуратненько». И уезжает. А потом этот же водитель звонит в телефон доверия и говорит: «Вы знаете, у вас пост такой-то, номер автомобиля такой-то, сотрудник такой-то склонил меня к даче взятки, я ему дал взятку, как мне быть?». Человек-то все равно виноват, что он дал взятку.

А.А.: В данном случае, если человек уже дал взятку, но он в этом признался и поспособствовал раскрытию данной информации в правоохранительный орган, он освобождается он уголовной ответственности. Каждый водитель должен об этом помнить.

И.К.: А деньги ему вернут?

А.А.: Если он будет способствовать ходу расследования…

И.К.: Он как потерпевший считается.

А.А.: Вполне возможно, что и вернут, да. Главное, чтобы он об этом сразу же сообщил.

И.К.: Если ты сообщаешь, то как бы и не виноват, а наоборот, помог.

А.А.: Да, главное, сообщить и способствовать ходу проведения расследования.

И.К.: Нам наши радиослушатели пишут: «А если они в другой области отбирают права, и что делать?». Имеется в виду, что сотрудники ГИБДД забирают права, что делать, как ехать домой без прав? Насколько я знаю, сейчас не имеют права вообще изымать документы. Их только проверяют. Если даже тебе говорят, что у тебя такое правонарушения, что тебя лишат, то все равно тебе отдают документы, ты следуешь до пункта назначения, если, конечно, ты не находишься ни в наркотическом, ни в алкогольном опьянении. А что делать, если ты едешь, тебя останавливают и просто наглым образом забирают права?

А.А.: Это действительно противозаконно. Можно воспользоваться телефонами доверия ГИБДД. На бортах каждого автомобиля ГИБДД есть этот телефон. Есть различные интернет-приемные, куда можно обратиться. Можно посмотреть на сайте ГИБДД номер телефона, куда можно позвонить. Варианты есть. Несмотря на то, что это другой регион, человек может позвонить, и ему подскажут. Если он не туда позвонил, ему дадут номер телефона, куда можно обратиться. В конце концов, в интернете много телефонов горячих линий, куда каждый человек может позвонить, оказавшись в сложной ситуации.

И.К.: И будучи правым, когда он не совершал никаких противоправных действий, не нарушал ПДД, а инспектор просто вымогает у него взятку.

А.А.: Да. Даже можно просто позвонить по телефону 02, в полицию. Сообщить.

И.К.: Предлагаю перейти к общей статистике по России. Она также за полгода, как я понимаю, да?

А.А.: Данную статистку собирал Росгосстрах, он опрашивал водителей. Смысл опроса состоял в том, чтобы хоть приблизительно понятно, сколько в среднем инспектор ГИБДД получает денег от таких незаконных поборов. Опрос был сделан в 37 областных городах нашей страны. Задействовано было свыше 10 тысяч человек. Согласно данным результатам, первое место, лидирует по взяткам Санкт-Петербург.

И.К.: Да? Я почему-то думал, что Москва.

А.А.: Ну, вот, по взяткам именно Санкт-Петербург на первом месте. На втором месте тоже не Москва, идет Самара с небольшим отставанием от Санкт-Петербурга. Если в Петербурге 44%, то в Самаре 40%. Воронеж с Краснодаром делят третью позицию, набрав 39%. Рядом идет Волгоград, 38%. Далее идет Тольятти, 36%. А Москва, Уфа, Набережные Челны идут еще ниже, 32%. То есть Москва не на первом, не на втором и не на третьем месте.

И.К.: Вот это для меня новость. Я думал, что самое большое количество правонарушений, за которыми следует склонение к даче взятки либо предложение получить взятку, связано именно с Москвой.

А.А.: Я вам озвучила статистку в процентах. Это означает то, насколько часто сотрудники ГИБДД соглашались принять от водителя взятку.

И.К.: Ну вот Питер, он лидирует в этой статистике или там случаев выявления просто больше?

А.А.: Здесь идет опрос людей. Было опрошено 10 тысяч человек. Может, этот факт и не был правоохранительными органами зафиксирован. Просто люди приняли участие в опросе и сказали, что да, сотрудники ГИБДД в моем случае соглашались принять взятку. И в Санкт-Петербурге это 44%. Почти каждый второй.

И.К.: В культурной столице нашей родины почти каждый второй инспектор ГИБДД, согласно опросу Росгосстраха, берет взятки. Будьте осторожны, не нарушайте ПДД.

У меня такой вопрос. Есть вот эти видеорегистраторы, которые стоят внутри автомобилей сотрудников ГИБДД. Проверяют ли записи данных регистраторов в полиции? Есть ли там какой-то отдел специальный? Внутренняя служба безопасности или по этике служба. Проверяются ли эти данные или нет?

А.А.: Вообще данные видеорегистраторов в обязательном порядке системно подвергаются проверке. Просмотр видеорегистраторов находится на особом контроле сотрудников контрольно-профилактического отделения и отделения ДПС и исполнения административного законодательства ГИБДД каждого конкретного региона. Ведь именно этим сотрудникам приходится разбираться со всеми обращениями и заявлениями граждан. То есть их просматривают регулярно.

И.К.: Неизвестно, как проходит этот процесс? Если сами сотрудники патрульной машины сдают аппаратуру, они ее отключили, флешку вынули, потерли ее, где нужно, обратно вставили, все так и было. И вот эта профилактическая служба посмотрела — действительно, отработали хорошо, молодцы. А здесь у вас что было? — Да сбой какой-то, аппаратура выключилась. То есть процесс очень тонкий. Было бы здорово, если бы нам позвонили сотрудники ГИБДД и развеяли вот эти мои сомнения по поводу того, что таким образом можно обхитрить внутреннюю систему, и вообще, как проходит процесс сдачи всей этой аппаратуры, которая фиксирует дежурства, фиксирует процесс работы, процесс общения сотрудника ГИБДД и водителя, когда они находятся в патрульной машине.

А.А.: Вообще, просмотр записи видеорегистратора делается, в первую очередь, для объективной и ясной оценки ситуации, в которую может попасть водитель. Поэтому я предполагаю, что процесс записи видеорегистраторов достаточно хорошо налажен, и возможность возникновения там каких-то коррупционных рисков или выгод для самих сотрудников ДПС, — возможно, этот риск исключен. Я не могу утверждать на 100%, потому что я не сотрудник ДПС. Таких тонкостей я тоже не совсем знаю.

И.К.: Нужно, конечно, вот их послушать, каким образом внутренний механизм происходит. Или, может быть, они его держат в тайне. И другой момент может быть — рука руку моет, они друг друга же подставлять не будут. Бытует такое мнение среди автолюбителей — есть у них профилактическая служба, есть отдел по профилактике, да не будут они своих подставлять, человек с погонами никогда не подставит человека с погонами.

У нас есть телефонный звонок. Алло, добрый день!

Валентин: Приветствую. Меня зовут Валентин, я из города Владимира.

И.К.: Мы обсуждаем такой вопрос, как взятки на дорогах. Ваше отношение — как вы к этому относитесь? Надо ли давать взятки, чтобы отстали от тебя, или все-таки не нужно этого делать?

В.: Честно говоря, мы живем в такой стране, что, мне кажется, все зависит от ситуации. Вообще я не сторонник этого. Но вот в моей жизни получилось так, что пришлось один раз взятку дать.

И.К.: И на сколько вас наказали?

В.: Было дело так: в центре города поменяли знаки, и на дороге, по которой я постоянно ездил, вместо поворота налево стал «кирпич». Я повернул налево по привычке, потому что в развитых странах-то, если вешают новый знак, то акцентируют, что появился новый знак. А у нас садятся в засаду и ждут, когда кто-нибудь поедет не по правилам. Вот, проехал под «кирпич». Светило либо 6 месяцев лишения прав, либо 5 тысяч рублей штрафа. Отделался тысячей рублей взяткой.

И.К.: Дали тысячу рублей и отделались взяткой. Понятно. Как, по-вашему мнению, что нужно изменить в нашей системе? У нас вроде бы увеличивается количество различных средств фиксации, и на дорогах фиксируется скоростной режим, в городе много камер висит. Но сколько было новостей, некоторые вот эти средства фиксации не справляются. И начинают, за тень, которая упала на встречную полосу движения, высылают человеку штраф. Получается, нужно возвращать человеческих фактор, потому что начинают и превышать где-то, и номера начинают заклеивать. Где найти вот эту золотую середину? Что нужно сделать, чтобы у нас и взятки пропали, и ситуация на дорогах наладилась?

В.: Человеческий фактор совсем убирать нельзя, мне кажется, но его можно минимизировать, качественно увеличив автоматизированную систему. Да, я понимаю, что бывают штрафы за тень. Но, мне кажется, это на старте, чуть дальше система будет более качественно работать, она будет оптимизирована, все эти ошибки устранятся. Но человеческий фактор нужно уменьшать.

И.К.: То есть, по вашему мнению, нужно потерпеть чуть-чуть, и все наладится?

В.: Да, думаю, все нормализуется, и это приведет к более правильному пресечению нарушений.

И.К.: А у вас работа напрямую связана с вождением автомобиля?

В.: Да.

И.К.: То есть если бы вас на полгода лишили…

В.: Да, именно поэтому пришлось откупиться мне. Каюсь. Зато после этого случая я более внимательно смотрю на знаки.

И.К.: Хорошо. Мы вас прощаем! Валентин, огромное вам спасибо за звонок.

Вот, пожалуйста, мнение человека. Алена, к вам как к юристу вопрос, как быть в такой ситуации? Человек работает за рулем, это его основной источник дохода, ему приходится ездить. Поменяли знаки. Очень интересный момент обозначил Валентин. Он сказал, что когда в Европе меняют расположение знаков, меняют движение вообще по городу, об этом как-то оповещают. В Европе, как я понимаю, может какой-то дополнительный знак вешается, что через неделю здесь уже не будет поворота, здесь будет «кирпич». И вот человек у нас завернул на «кирпич», попадает либо на полгода лишения и пять тысяч, либо тысяча рублей, и расходимся по-хорошему. Здесь может ли наш персонаж пойти на такую хитрость и сказать: «Возьми тысячу рублей», потом отъехать на сто метров, позвонить на горячую линию и сказать: «А вот здесь стоят ваши сотрудники и взятки берут»? Или как ему нужно было поступить? Быть честным и остаться без машины и соответственно без работы? Вот как здесь быть?

А.А.: Каждый человек решает сам для себя. Лучше не нарушать закон, и не будет никаких проблем. Но так как слушатель сказал, что был вот этот «кирпич», неожиданно возникший, получается, он этого не знал, и здесь этот фактор нужно учитывать. В его ситуации можно было предложить денег, но потом отъехать сто метров и позвонить в правоохранительные органы и сообщить, чтобы этот факт пресечь.

И.К.: Получается, Валентину нужно было бы пойти в обратном порядке. Не сотрудники его провоцировали бы, а он — сотрудников: «Ну, возьмите, возьмите». Они берут, а он бы потом звонит, и потом у них соответствующее дисциплинарное наказание.

У нас есть еще один звонок. Алло, добрый день!

Павел: Здравствуйте. Меня зовут Павел.

И.К.: Павел, вы — автолюбитель, да?

П.: Да. Работаю экспертом-автотехником в службе дорожно-транспортных происшествий.

И.К.: Очень интересно! Павел, мы обсуждаем взятки на наших дорогах. Ваше отношение вот к этому ко всему? И давали ли взятку когда-нибудь инспектору ГИБДД?

П.: Мое отношение здесь исходит из того, какие конкретные случаи вообще происходили. Потому что в общем об этом говорить, наверное, не стоит. Как коррупционная составляющая, конечно, это негативно влияет на наше общество. Сам, конечно, в ситуации подобной был.

И.К.: И как из нее выходили?

П.: Так же и решал, как мы говорим про взятку. Это было, что кривить душой, у каждого водителя.

И.К.: Вот я не буду кривить душой, у меня — ни разу. Я ни разу не предлагал взятку, у меня пытались вымогать взятку, я упирался рогом и говорил: «Давайте лишайте прав меня».

А.А.: И что было в итоге?

И.К.: В итоге он меня отпустил.

А.А.: То есть на самом деле правонарушения не было?

И.К.: Нарушение было с моей стороны, я его признал. Он говорит: «У вас лишение». Я отвечаю: «Ну, лишайте, я машину здесь у вас припаркую, пойду домой пешком, закончим на этом наш диалог. А денег у меня нет, и не надо об этом даже сейчас разговаривать». В итоге он мне сделал выговор: «Ладно, первый раз я вас просто предупреждаю, вот ваши документы, езжайте». Это было еще на тот момент, когда они могли изымать документы. Павел, какова оказалась цена вопроса у вас? На сколько вас наказали?

П.: Там порядка тысячи рублей, насколько я помню сейчас.

И.К.: Ну, стандартная такая сумма. А за что наказали? Нарушили тогда правила или просто придрались к вам?

П.: Я оцениваю это сейчас, потому что это было довольно давно. Тогда, наверное, не было такого опыта общения с сотрудниками. Оценивая сейчас, я думаю, что правонарушения-то и не было. Сыграл, наверное, фактор какого-то страха перед человеком в погонах. Я посчитал это как наука, себе на будущее, как урок.

И.К.: После этого взяток больше не давали?

П.: Я после этого просто не нарушаю.

И.К.: Вот, правильно!

А.А.: Действенный способ!

И.К.: Павел, огромное вам спасибо за звонок!

Вот, по большому счету, рецепт от Павла. Да, есть опыт со знаком минус, довольно-таки интересный. Сейчас человек работает экспертом в области ДТП. Значит, много общения с сотрудниками ГИБДД. И теперь, анализируя эту ситуацию, когда дал взятку, — его просто развели, как и в тех случаях, когда фальсифицируют снимки.

Алена, у меня еще такой вопрос к вам, теперь поговорим о честных инспекторах, такие есть, я уверен.

А.А.: Их большинство, наверное.

И.К.: Это хорошо. Будем надеяться, что большинство. Хотя я вот не уверен. Что должен делать инспектор, когда ему предлагают взятку? Может, нас сейчас слушает инспектор и мучается: «Выйду — опять будут предлагать, что делать?». Ну, это я шучу уже.

А.А.: В первую очередь, он должен предупредить правонарушителя о том, что его действия носят противоправный характер, и потребовать пресечения. Если водитель продолжает предлагать взятку, он настойчивый, то инспектор ГИБДД обязан доложить об этом своему руководству в дежурную часть, а также составить уведомление о том, что его склоняют к совершению коррупционного правонарушения. Вот это основные действия с его стороны. Ни в коем случае он не должен соглашаться, потому что и дача взятки, и получение взятки — это уголовно наказуемое деяние, которое грозит достаточно большим штрафом, вплоть до лишения свободы и лишения права заниматься своим видом деятельности.

И.К.: То есть обязательно должен сообщить?

А.А.: Конечно. Если он не хочет попасться.

И.К.: А что происходит с водителем тогда? Водитель предлагает взятку инспектору. Инспектор: «Нет. Минуточку, сидим здесь». Он его в наручники заковывает, пристегивает к дверке машины и такой: «Сейчас я позвоню, куда нужно, тебя заберут»? Или он это все фиксирует, записывает данные водителя, составляет определенную бумагу, отправляет ее в специальный отдел, наверное, в ГИБДД, где это все рассматривают?

А.А.: В дежурную часть он обращается.

И.К.: В принципе, как и водители, когда у них требуют.

А.А.: Да. Для начала он предупреждает водителя. Если водитель упрямый, продолжает настаивать…

И.К.: «Не давайте мне взятку, не надо, вы нарушили», а ему: «Нет, возьми, мил человек, деньги».

А.А.: Не так уж прямо, но какими-то фразами другими.

И.К.: «Товарищ начальник, ну что вы…».

А.А.: «Давайте решим дело миром».

И.К.: Я думаю, что с этим сталкивались многие автолюбители, интересно было бы послушать их истории.

А.А.: И еще, помимо того, что он должен обратиться в дежурную часть, этот инспектор, он должен также составить уведомление о том, что его склоняют к совершению правонарушения. Документ такой.

И.К.: Я не знаю, почему, но у меня складывается ощущение, что инспектор — это такой ябеда-корябеда. Такой: «А он мне десятку предлагал! А я на него бумагу написал! Ребят, я хороший инспектор!». Не знаю, возможно, такой образ злого инспектора, который почем зря либо штрафует, либо вымогает взятку, сложился, потому что на огромном количестве форумов, в интернете этой информации пруд пруди, утонуть в ней можно, и все сводится к тому, что вот такой нехороший, остановил меня, оштрафовал, документы отнял, деньги вымогал и т. д.

Нам наши радиослушатели задают вопрос: «Данные с видеорегистратора считаются доказательством?»

А.А.: Да, считаются. Это одно из основных доказательств. Плюс свидетели, записи диктофона. Но записи видеорегистратора — это один из основных видов доказательств.

И.К.: То есть если факт и звук диалога был записан, если был зафиксирован факт вымогательства взятки, человек может использовать запись своего видеорегистратора?

А.А.: Да. Поэтому очень важно с сотрудником ДПС общаться в зоне видимости видеорегистратора, либо его автомобиля, так как там есть камера, мы уже с вами говорили, и внутри автомобиля, и снаружи, так и в зоне видеорегистратора своего автомобиля. Если его нет, то можно использовать диктофон на телефоне, свидетелей.

И.К.: А я могу снимать инспектора на телефон? Я чувствую, он начинает давить на меня, и предполагаю, к чему диалог ведет. Я беру камеру и говорю: «Пожалуйста, продолжайте». И начинаю его снимать.

А.А.: Вообще можно.

И.К.: И инспектор может меня снимать на телефон? Он меня попросил выйти из автомобиля, я вышел. И я начинаю: «Ну, давайте, начальник…» А он мне: «Нет, подожди», включает камеру, начинает меня снимать.

А.А.: Инспектор тоже имеет право снимать вас на мобильный телефон как способ видеофиксации.

И.К.: То есть и водитель, и инспектор имеют право в ситуации, когда начинается накал страстей, достать мобильный телефон и снимать.

А.А.: Я еще добавлю, что бывают такие случаи, когда инспектор запрещает себя снимать. Он это делать не имеет право. Он не имеет право запрещать съемку. В этих случаях также необходимо звонить по телефонам доверия, которые расположены на бортах автомобиля ДПС.

И.К.: Хорошо. Насколько я знаю, у нас не надо выходить из машины, когда тебя останавливает сотрудник ГИБДД, можно оставаться в автомобиле и общаться с ним через стекло. Или наоборот, это нужно делать? Я много раз видел, останавливают машину, и водитель сразу выпрыгивает со всем пакетом документов в руках.

А.А.: Нет, вообще здесь очень важно правильно общаться с инспектором ГИБДД. Есть правила. Вам нужно остановить автомобиль, заблокировать двери и не выходить из автомобиля.

И.К.: А зачем двери блокировать?

А.А.: Можете не блокировать, это на ваше усмотрение. Но не открывать двери и не выходить. Нужно лишь приоткрыть окно, чтобы вы смогли передать необходимые документы. И уже на этом этапе, как только вас остановили, желательно включить видеорегистратор, видеокамеру или иные фиксаторы, чтоб заранее обезопасить себя. И чем больше средств фиксации, тем надежнее будет ваша доказательная база в случае превышения инспектором должностных полномочий. Дальше инспектор обязательно должен вам предоставить документы, обязательно переписать его фамилию, имя и отчество, сведения о подразделении, номер документа, номер значка и так далее, чтобы у вас были эти данные.

И.К.: Это если конфликтная ситуация. Понятно, что в обычной ситуации, когда рядовая проверка документов…

А.А.: А с другой стороны, вы же не знаете, остановили вас просто так или не просто так.

И.К.: Ну, а причина остановки разве не озвучивается?

А.А.: Озвучивается, да.

И.К.: То есть обязательно инспектор ГИБДД должен озвучить причину вашей остановки?

А.А.: Конечно. Если вы уже понимаете, что что-то идет не так, то нужно себя как-то обезопасить.

И.К.: Начинаешь его снимать, просишь данные, номер жетона, подразделение и т. д. И можно звонить на горячую линию.

Есть еще один вопрос от наших радиослушателей. Это даже не вопрос, а мнение: «Нужно просто убрать максимально человеческий фактор из системы контроля на дорогах и последующей выдачи штрафов. Только в России эта беда. Обычно все электронные системы работают из рук вон плохо». О чем говорил и Валентин. Ему в силу обстоятельств пришлось дать взятку, чтобы не остаться без руля, за которым он работает. Алена, вот по вашему мнению, как найти этот баланс? Потому что вот эти случаи, там работала уже электронная система, когда тень пересекает двойную сплошную, а машина не пересекает. Как убрать эти баги? Должны, может быть, поколдовать айтишники над этой системой, улучшить качество? Или все-таки человеческий фактор необходим? Мне рассказывали коллеги, они были в Грузии, да и я сам в Греции видел — нарисована двойная сплошная, наверняка у них везде там камеры, и люди спокойно гоняют через эту двойную сплошную, пересекают на чем угодно — автобусы, машины, мопеды. Но систем фиксаций очень много, то есть полицейских не так много в стране. У нас вот где-то обратно вводят, посты открывать начинают. С чем это связано? Где эта золотая середина? Как ее найти?

А.А.: Я думаю, здесь важен комплексный подход — и люди важны, человеческий фактор, и техника. Может быть, что-то со стороны техники нужно доработать. Но и человек здесь тоже важен.

И.К.: Мне кажется, изначально и обучение нужно все-таки подправить.

А.А.: Да, чтобы грамотные специалисты были.

И.К.: Чтобы подготовка хорошая была у водителей.

А.А.: И инспекторы чтобы были грамотные.

И.К.: В этом плане, мне кажется, тоже есть коррупционная составляющая, когда школа начинает выпускать новоявленных учеников, которые сдают на права, там же инспектор приходит. Обычно всегда инструктор с этим инспектором панибратски так: «Вот мальчишку видишь? Ты отвернись и смотри вон туда, в поле, пока он тут выполняет маневры». Но сейчас речь не об этом, это отдельная история. У меня еще несколько вопросов, касающихся взяток на дорогах. Что делать, если вы действительно нарушили правила?

А.А.: В данной ситуации попросите инспектора ДПС указать статью кодекса об административном правонарушении, по которой он собирается привлечь вас к ответственности. То есть за что, он должен объяснить. Также необходимо составить протокол об административном правонарушении. И в любой ситуации, нарушили вы или нет, вам не стоит на месте раскрывать кошелек. Не надо сразу же предлагать денег. Если вы нарушили, составляется протокол, вы согласны с вашим правонарушением, вы заплатите штраф или какие-то другие меры наказания.

И.К.: Вот как я тогда, говорил: «Да, согласен». В итоге он ничего от меня не добился и отпустил.

А.А.: Составляется протокол, и вы уже платите штраф.

И.К.: В установленном порядке. Приходит квитанция какая-то.

А.А.: Конечно. Не надо предлагать никаких денег.

И.К.: «Могу ли я на месте оплатить, товарищ начальник?». Он: «Да, конечно, вот у меня терминал, пожалуйста!»

А.А.: И вот помимо того, что на вас будет правонарушение, которое вы действительно совершили, на вас еще повесят взятку. Так как, я говорила, и дача, и получение взятки — это уголовное преступление.

И.К.: То есть административное и плюс вы еще можете схлопотать и уголовное.

А.А.: Конечно. В лучшем случае штраф в тридцатикратной сумме вашей взятки. Если тысяча рублей, то 30 тысяч. Там в зависимости от конкретной ситуации наказания разные. Но в среднем, даже есть пример у меня такой, тысячу рублей предлагал один мужчина в ГИБДД, за что был наказан в тридцатикратной сумме, 30 тысяч.

И.К.: Нам звонил Павел, звонил Валентин, они отделались тоже по тысяче рублей. Ну, у Валентина сложная ситуация, там «кирпич», там лишение было бы. Но если абстрагироваться от этих деталей, если бы был выявлен факт взятки, в лучшем случае ребята могли бы отделаться штрафом в 30 тысяч. А в худшем случае?

А.А.: Здесь вплоть до лишения свободы на несколько лет.

И.К.: За дачу взятки в тысячу рублей инспектору ГИБДД?

А.А.: Наказание зависит от суммы предлагаемых денег. То есть если тысяча, вряд ли вам дадут срок. Здесь будет штраф. Потому что это сумма небольшая. Если вы уже дадите больше денег, там уже, возможно, будет и уголовное наказание в виде лишения свободы.

И.К.: Это от какой суммы?

А.А.: Сами взятки Уголовный кодекс делит на несколько различных категорий. Значительный размер, если сумма взятки превышает 25 тысяч рублей. Крупный, если превышает 150 тысяч рублей. И особо крупный, если взятка превышает 1 млн рублей. Если вы сотруднику ГИБДД предлагаете до 25 тысяч рублей, то здесь вам грозит наказание в виде штрафа, который больше взятки до 30 раз.

И.К.: То есть если вы предлагаете взятку в 20 тысяч рублей, умножайте это все дело на 30. И это будет ваш штраф.

А.А.: Но смотрите, здесь тоже зависит от конкретной ситуации. Возможно лишение свободы на 2 года. Но это прямо крайняя мера. Если вы предлагаете взятку инспектору ГИБДД в размере от 25 тысяч, то здесь уже штраф равен сорокакратной сумме взятки.

И.К.: Допустим, 30 тысяч взятка. Умножаем на сорок, миллион двести штраф.

А.А.: Да. При самом неблагоприятном исходе вам грозит лишение свободы на три года совместно со штрафом в 15 раз больше данного подарка. То есть либо вы заплатите миллион двести, грубо говоря, либо вас посадят на три года и штраф в 15 раз больше суммы взятки. Еще есть вариант, когда вы предлагаете взятку более 150 тысяч, но менее миллиона рублей. В данном случае может грозит лишение свободы от 5 до 10 лет совместно со штрафом, в 60 раз превышающим подарок сотруднику ГИБДД. То есть сумма огроменная. Либо же, в лучшем исходе, вы просто заплатите восьмидесятикратную сумму подарка. Что тоже немало, но здесь уже без лишения свободы. Более того, в данном случае водитель лишается возможности занимать руководящие государственные должности на три года. И самой крупной считается взятка от миллиона рублей, она карается максимально сурово, потому что деньги действительно большие. В данном случае водителя либо инспектора ГИБДД лишат возможности занимать государственные должности и штраф в девяностократном размере взятки. При худшем развитии событий водитель будет лишен свободы от 7 до 12 лет.

И.К.: Такие случаи очень редкие, и если попадаются, то это единичные случаи.

А.А.: Об этом пишут и новости, и в СМИ это освещается.

И.К.: Это обычно всегда на федеральном уровне, если попадается какой-то крупный чиновник в нетрезвом состоянии, потом пытается дать взятку сотруднику ГИБДД либо сотрудника уже в сторону отметают, там выходят на начальника, который, можно сказать, за жабры держит этого чиновника либо другую крупную шишку и требует с него денежку.

А.А.: Да, как правило, вот эти мелкие суммы, тысяча, две, ну пять тысяч.

И.К.: В общем, нарушение ПДД карается административной ответственностью, выписывают штраф. Максимальное наказание — это лишение, вот это самое страшное, лишение водительского удостоверения и недопуск к управлению транспортным средством.

А.А.: Опять же, лучше лишиться прав, чем лишиться свободы на два года.

И.К.: Конечно. У меня есть небольшая выжимка с сайта Управления ГИБДД УМВД России по Владимирской области, «Взятка? Нам не по пути», вот такой заголовок. «На территории Владимирского региона с 18 по 24 октября 2016 будет проводиться широкая пропагандистская кампания „Взятка? Нам не по пути“. Акция, инициатором которой выступило Управление МВД России по Владимирской области, направлена на разъяснение участникам дорожного движения негативных последствий попыток склонения сотрудников Госавтоинспекции к совершению коррупционных правонарушений, обязательных требований к сотрудникам Госавтоинспекции совершать административные процедуры в зоне действия видеорегистраторов». Вопросов очень много, тема сложная, щекотливая. Непонятно, как тут поступать. Как правильно заметила Алена, здесь нужно большой комплекс мер для борьбы со взятками и поборами на дорогах. Грамотность антикоррупционная должна быть у граждан и у инспекторов ГИБДД.

Это была программа «Антикоррупционный понедельник». У микрофона был Игорь Киценко. Услышимся в эфире!

Еще по теме:

  • Заявление при сдачи пдд Как составить и куда подавать заявление на сдачу прав после их лишения, образец документа С 2016 года были внесены изменения в Постановлении Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191, касающиеся процедуры возврата водительского удостоверения. Строгость закона ужесточилась в плане лишения […]
  • Претензия должна включать Досудебная претензия В каких случаях нужна досудебная претензия и когда она необходима? давайте разберемся. Казалось бы: когда из поведения и действий другой стороны сделки (договора) очевидна неизбежность обращения в суд, досудебная претензия бесполезна и бессильна. Но следует обратить […]
  • Патенты для киргизов отменены Патент на работу для граждан Киргизии Граждане Киргизии могут осуществлять на территории Российской Федерации трудовую деятельность на физических и юридических лиц по особому документу – патенту. В настоящее время ведутся переговоры о вступлении Кыргыстана в Евразийский экономический […]
  • Запчасти из литвы растаможка Запчасти из литвы растаможка Растаможка запчастей и автозапчасти на заказ Растаможка запчастей – услуга, в которой нуждаются автосервисы и предприятия, занимающиеся продажей и ремонтом автомобилей, а так же компании, реализующие запчасти. Растаможка запчастей происходит на общих […]
  • Спасательные суда виды Классификация спасательных средств Спасательные средства - это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Все спасательные средства делятся на два основных вида: коллективного использования и индивидуальные. Помимо […]
  • Пребывание в россии граждан белоруссии Постановка на учет в РФ гражданина РБ Мария Коржевич, Екатерина Покоева 10/мая/2017 Случается, что граждане Беларуси приезжают в Россию для осуществления трудовой деятельности, а проще говоря – на работу, возникает вопрос требуется ли в России постановка на миграционный учет […]
  • Транспортный налог по тамбовской области Онлайн калькулятор транспортного налога в Тамбовской области на грузовик по ставке 2018 года Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев транспортных средств, является региональным т.е каждый регион сам определяет величину порядок и сроки уплаты налога. Сумма транспортного налога: […]
  • Срок проверки прокуратурой жалобы Сроки прокурорской проверки ограничат 30 днями Закон о внесении соответствующих поправок в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" подписал сегодня Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон от 7 марта 2017 г. № 27-ФЗ, далее – Закон № 27-ФЗ). Документ вступает в силу с […]