Причины развод в исламе

5 основных причин развода

Человек так устроен, что не может жить без семьи, без своей второй половинки. Поэтому люди влюбляются, женятся и живут вместе счастливой жизнью. Но долго ли? Разводы стали бичом нашего, и ранние разводы не редкость. Супруги расстаются, прожив совместно лишь толику времени. Почему так происходит, кто и что всему виной? Поговорим об этом в нашем материале.

1. Тёща – друг?

Тему развода невозможно обойти без тёщи, а как же иначе. Нередко можно наблюдать картину, как матери вмешиваются в семейную жизнь дочерей. И дочери чаще всего слушаются своих мам, тогда как после замужества на первом месте должен стоять муж.

Претензии мамаш различны и касаются материального достатка мужа, его заработка, внешнего вида, образа жизни и т.п. Выпячивая перед дочерью недостатки её мужа, матери способствуют ухудшению их взаимоотношений, что в итоге может привести к разводу.

Мамы не понимают, что своими действиями разрушают семейный очаг, а, следовательно, обрекают себя на гнев Господа и Его Посланника ﷺ . Хадис гласит: «Кто настраивает жену против мужа, а раба против хозяина, тот не из нас» (Абу Давуд).

2. Свекровь – подруга?

Другая опасность идёт уже со стороны матери мужа. Некоторые из матерей не могут никак принять тот факт, что их сыновья давно уже выросли и стали мужчинами, обременёнными семейными узами, и они уже не нуждаются в навязчивой материнской опеке.

Чтобы показать свою значимость в жизни сына, матери выискивают недостатки его жены, мол, она плохая хозяйка, не умеет готовить, плохо ухаживает за мужем, неправильно воспитывает детей и т.п.

Уважение к матери, которое должен проявлять каждый человек, не должно приводить к разрыву супружеских отношений, поэтому мужья должны постараться оградить своих жён от внешнего негативного влияния, защитить семейный очаг.

3. Муж – боксёр?

Некоторые из мужчин почему-то любят входить в образ боксёра именно в отношениях с супругой, пуская в ход кулаки при каждой вспышке гнева, вызванной промашкой жены. Но такое поведение в корне противоречит Корану и Сунне.

Для мусульман самым лучшим примером служит образ жизни Посланника Божьего ﷺ , который за всю свою жизнь ни разу не ударил своих жён.

«Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим жёнам. А я являюсь самым лучшим для своих жён», говорится в хадисе (ат-Тирмизи).

عن عائشة قالت‏:‏ ما ضرب رسول الله صلى الله عليه وسلم بيده شيئا قط‏,‏ ولا امرأة ولا خادما إلا أن يجاهد في سبيل الله

«Пророк своей рукой никогда никого не ударил – ни жену, ни слугу, – кроме как он вёл борьбу на пути Аллаха» (имам Муслим).

Муж, который спешит к насилию в отношении жены, лишён мудрости настоящего мужчины, своими действиями он демонстрирует лишь свою слабость и неспособность строить отношения со второй половиной на почве разума и согласия. Ему следует осознать, что жестокое, грубое отношение к супруге не останется без следа и приведёт к разрыву семейных уз.

4. Материальные проблемы.

Обеспечить в семье необходимый материальный достаток – это обязанность мужа. Однако в жизни случается разное и заработок у супруга может уменьшиться. В таких случаях жёнам рекомендуется учесть эти обстоятельства и уменьшить свои расходы, дабы не нарушить благотворный микроклимат в семье.

Но порой жёнам не хватает терпения, что выливается в бесконечные претензии к супругу. Есть также такая категория женщин, которым никогда не хватает заработка мужа, сколько бы денег он ни приносил домой.

Здесь можно привести в качестве примера жён Пророка Мухаммада ﷺ , которые часто из-за отсутствия еды в доме не ели по нескольку дней. Но при всём при этом любили и уважали своего мужа, были ему опорой во всём.

Дорогие сёстры, будьте и вы опорой своим мужьям, поддержите их. Когда у мужчины есть дома крепкий тыл, ему легко преодолеть все проблемы в делах на работе. А следовательно и домой он будет возвращаться в хорошем расположении духа

5. Тайный брак.

Когда мужчина жениться ещё на одной женщине, то старается это делать втайне от своей первой супруги и своего окружения. Подобный шаг чреват многими отрицательными последствиями, так как женщина, вступившая в подобный брак, оказывается не совсем защищённой. Чаще всего им уделяется меньше внимание нежели к другим жёнам, что не может не вызвать протестную реакцию, а следовательно и конфликт во взаимоотношениях.

Сохранность семьи обеспечивают множество факторов, и одним из них является общественное мнение, учитывать которое вынуждены оба супруга, так как безответственное поведение кого-то из супругов вызовет общественное осуждение. В случае тайного брака, этот фактор отсутствует, что приводит к частым разводам.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Причины развод в исламе

1. «Кухонный боксер»

Да-да. Именно так в народе прозвали мужа, который бьет свою жену. В Ильмихале сказано, что ударить жену разрешается в трех случаях: за отказ от супружеских обязанностей (постели), за несовершение намаза и за то, что выйдет из дому без разрешения. С оговоркой на то, что ударить жену можно, если это возымеет эффект (если жена вас послушает). В остальных случаях нужно сделать предупреждение, и если она не поймет, то разделить постель (отказать в супружеской близости). Но, к сожалению, некоторые братья неадекватно реагируют на каждую промашку жены, с удовольствием пуская в ход кулаки. Причем каждый раз находят себе оправдание. На самом же деле, мужчина, который бьет женщину — просто слабак. Это значит, что у него нет аргументов доказать неправоту жены, и нет мудрости настоящего мужчины. Жаль сестер, которые терпят своего домашнего боксера от безвыходности. Ведь даже если женщина простила, она никогда вам этого не забудет.

2. «Воскресная любовница» или скрытая жена.

Уж не знаю (хотя и догадываюсь), какие мотивы побуждают братьев брать воскресную жену, но этот факт имеет место быть. Объясню, что это значит. Мужчина берет в жены женщину, к которой захаживает по выходным для удовлетворения своих потребностей. Обеспечивает такая жена чаще всего сама себя, и постоянный мужчина в доме либо ее напрягает, либо она считает, что это последний шанс назваться женой. Почему это возмутительно? В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью [близких отношений] в браке является бубен и голос [громогласное объявление о браке]», «А те женщины, которые выдают себя замуж, не объявляя об этом, являются распутницами». Поэтому вступая в такой брак, женщины сами нарушают свои права жены. А мужчины поступают нечестно по отношению к обеим женам.

3. «Давай попробуем»

Некая интерпретация на тему временного брака. Молодые люди заключают никах, но не живут вместе, а просто встречаются. Так сказать, присматриваются друг к другу. Либо живут вместе, но не вступают в половую близость (если девушка молодая). В любом случае, оба случая обречены на провал, потому что когда заключали такой никах, каждый из них думал: «Не понравится — разведусь». И разводятся. Потому что не хотят терпеть друг друга. Потому что раздельная жизнь вообще не может дать понятие (и очень далека) о совместной жизни. И нет возможности по-настоящему узнать характер и привычки человека. Таким образом, можно жениться до бесконечности, уподобляясь джахилям. Но настоящую семью, со своими минутами счастья и мелкими неурядицами вы никогда не построите таким образом.

4. «Будьте моим мужем!»

Случается в наше время и так, что сестры бессовестно заигрывают с братьями, предлагают свой номер телефона, и вообще всячески навязывают свою кандидатуру. Возмутительно в данном случае еще и то, что они даже не задумываются — женат брат или нет. Да, можно пойти второй женой. Но вы уверены, что готовы к этому? Часто такие браки в наше время распадаются, так и не успев начаться. Потому что ни первая, ни вторая жена не согласны со своим статусом. А бедный мужчина, так и не поняв, что натворил, быстро разводит вторую жену, обрекая на себя проклятия обеих. В итоге у мужчины портятся отношения с первой женой, а вторая уходит в свободное плавание на поиски более удачной партии. Таким образом, мужчине следует хорошо подумать, прежде чем взять вторую жену. А женщине задуматься над тем, согласна ли быть всегда на втором плане. Потому что редкий мужчина в наше время способен честно относиться к обеим женам.

5. «Послушай меня, дочка!»

Тут речь идет о доблестных мамочках, которые всегда и всюду суют нос в семейную жизнь дочери. А дочки слушают мам. После замужества вы должны слушать мужа! Но некоторые мамы все никак не успокоятся: «Он у тебя мало зарабатывает!», «Ты достойна лучшего!», «Ни кола, ни двора, разве это мужик?!», «Почему он так поздно возвращается домой? Небось завел себе кого-то на стороне! Ну и что, что мусульманин — все мужики одинаковые!», «Посмотри, как живут твои подружки! А ты надела платок и живешь со своим нищим мусульманином!», «Ах, бросай его дочка! Я найду тебе хорошего мужа!». Благими намерениями выложена дорога в Ад. Такие мамы калечат жизнь своим дочерям и внукам. Часто сестры сами бывают виноваты, посвящая мам во все семейные дела. Сестры, не надо жаловаться маме на каждую ошибку своего мужа. Храните в тайне все ваши семейные дела, потому что вы простите мужа, а ваша мать – нет.

6. «Она тебе не пара!»

Тут, наоборот буйствуют свекрови. Бесконечно опекая своего сыночка, который давно уже стал взрослым мужчиной. Мамы все не успокоятся: «Твоя жена за тобой не смотрит! Посмотри, что за рубашка на тебе!», «Она никогда не научится варить борщ, как я!», «Посмотри, в каком состоянии ваша квартира, твоя жена, наверное, месяц не делала уборку!», «Эта женщина неправильно воспитывает моих внуков!», «Взял себе укутанную, не мог жениться на нормальной!». Конечно, мужчина должен уважать мать и почитать ее больше, чем жену. Но если уж вы взяли в жены женщину, которую любите, постарайтесь оградить вашу семью от бесконечных семейных скандалов.

7. Финансовые неурядицы.

Случается такое, что мужчина не способен покрыть все расходы, которые требует жена. Надо сказать, бывают такие неугомонные женщины, сколько ни принеси — все ей мало. И пилит каждый день своего мужа, что денег нет, что давно платье не покупала, что у других мужья лучше. В итоге вынуждают своих мужей зарабатывать деньги харамным путем. Жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) вообще по нескольку дней ничего не ели, но всегда любили своего мужа. Женщины, не становитесь пилой для своего мужа, любите и поддерживайте его. Возможно, тогда и на работе у него будут идти дела. Ведь так приятно жить и работать, когда знаешь, что есть любимая, которая тебя поддержит.

Никах должен быть раз и навсегда. Берегите же своих супругов, ибо талак — самое ненавистное для Аллаха дело.

Причины развод в исламе

Развод в Исламе может быть инициирован лишь по воле мужа, и решение судьи при этом не обязательно. Муж имеет право требовать развода, как сам, так и через доверенное лицо. Он также может предоставить это право своей жене. С другой стороны, при наличии ряда причин женщина сама может обратиться к судье, требуя развода. Таких причин шесть:

1. Болезнь или уважительная причина
Женщина имеет право потребовать развода, если при заключении брачного соглашения или во время совместной жизни становится известно о какой-то болезни или возникает какая-либо уважительная причина, делающая брак невозможным. Например, психические расстройства, вензаболевания, СПИД, др. неизлечимые болезни, обнаружившиеся родственные связи между супругами, др. причины.

2. Материальная необеспеченность
Муж обеспечивает жену расходами на питание, одежду и проживание. Если после заключения брака, мужчина, являясь состоятельным, не выделяет должных средств для своей жены, держа ее в голоде и нищете, она имеет право требовать от него средств на содержание. Если это становится невозможным, то она имеет право требовать развода. Если женщина желает развестись со своим мужем только по причине того, что он беден, то это является несправедливостью по отношению к нему.

3. Длительное отсутствие мужа
Если мужчина покидает свой дом, то женщина может обратиться в суд с требованием развода, дабы не испытывать лишних трудностей и не стать мишенью для сплетен. По истечении четырех лет с того времени, как муж пропадает без вести, судья может удовлетворить требование женщины и принять решение о разводе.

4. Заключение мужа под стражу
За исключением маликитов, все правоведы сходятся во мнении, что заключение мужчины под стражу, отбывание им срока заключения или нахождение в плену, не может являться причиной расторжения брака. Так как аятов и хадисов, подтверждающих легитимность этого, нет.

5. Плохие взаимоотношения
Взаимные укоры и упреки супругов в адрес друг друга, которые приводят к охлаждению чувств и отношений, также могут стать причиной развода. Супруги могут обижать друг друга, как словами, так и действиями. Ругань, оскорбления, рукоприкладство, принуждение делать то, что запретил Аллах, относятся к разряду действий, которые не следует терпеть.
Причем, исходить они могут от обеих сторон. Страдающая сторона в любой момент может обратиться в суд и с помощью судьи решить проблему, сохранив брак или расторгнув его.

6. Прелюбодеяние
Неверность супругов может положить конец совместной семейной жизни. Это тяжкий грех, постыдное деяние.

Развод спасает семью от дальнейшего падения. С одной стороны, развод является для супругов спасением и милостью. Запрет же развода может повлечь снижение количества браков.
Ведь человек, зная, что не сможет развестись в будущем, если возникнет такая необходимость, может никогда не вступить в брак. Он не захочет открыть дверь в неведомое, зная, что никогда не сможет выйти обратно. Снижение числа женатых людей влечет падение морали и нравственности всего общества, расшатывает институт семьи. И, в конечном итоге, отражается на положении женщин.

Развод: разрешен или нежелателен?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

По Исламу, развод в своей основе считается дозволенным поступком, и в этом нет разногласий среди ученых. Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (сура аль-Бакара 2:236).

При этом между учеными было разногласие: одна группа ученых говорила, что в разводе нет никакого порицания, даже если он будет без причины, а другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. Также была третья группа ученых, которые считали, что развод без причины – харам, как это передается от Кады ‘Ийяда. См. “аль-Мугъни” 8/235.

Когда мы говорим, порицается ли развод, то речь идет о разводе без веской причины, потому что когда появляются веские причины, развод может стать желательным и даже обязательным (например, если супруги не соблюдают права друг друга).

Более правильным является мнение тех ученых, которые считают порицаемым разводиться без веских причин. Их доводы следующие.

Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» (Ибн Маджах 2340, достоверный).

Во-вторых, Ислам строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина ни попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» (Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, достоверный).

Из этого хадиса вытекает, что если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу со стороны, и совершающий это является грешником. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина!» (Абу Дауд, аль-Хаким, достоверный). Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе. Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставлял человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: «Ты лучший!» (Муслим 2813).

Кады Ийяд сказал: «В этом хадисе содержится указание на то, что к разводу нельзя относиться легкомысленно, а за разлучение супругов будет вред и большой грех для того, кто участвовал в этом! Причина этого в том, что с разводом разрываются узы, которые Аллах велел соединять, разобщается семья, хотя Аллах сделал в ней милость и любовь, разрушается семейный очаг, основанный на Исламе, а также допускается легкомысленное отношение к ссорам» (См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349).

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: «От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он, якобы, сказал: «Самое ненавистное для Аллаха из всего, что Он сделал разрешенным, – это развод!» Этот хадис недостоверный по своему иснаду, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Что же касается развода без причины (будь то религиозной или соответствующей обычаям народа), то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым» (См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55).

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у супругов есть дети, то развод приводит и к расколу семьи! Поэтому нельзя относиться к нему легкомысленно” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.

Развод. Кто виноват?

По воле Творца создание семьи для нас является счастьем, приносит умиротворение и успокоение. Только создав семью, свой уютный домашний очаг, человек приобретает ощущение полноты жизни, гармонии и внутреннего равновесия. В Коране об этом сказано так (смысл): «Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жён, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине. В этом — знамение для людей, которые размышляют!» («Румы», аят 21).

Но, к великому сожалению, огромное количество таких прекрасных «ячеек общества» под названием «семья» разрушается. Статистика поражает своими цифрами о разводах за последнее время. Несмотря на то, что некоторые социологи констатируют улучшение ситуации и уменьшение количества разводов, ситуация остается плачевной.

Развод – это ведь не только процесс расхождения путей двух людей (мужчины и женщины), – это сломанные жизни, разбитые сердца, переживания и боль, слёзы детей, потерявших возможность иметь полноценную семью. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) так говорит об этом негативном явлении: «Из всего разрешенного в Исламе самым ненавистным для Аллаха является развод» (Абу Дауд).

Сразу же после развода у всех, кто так или иначе имеет отношение к этому процессу, начинают возникать вопросы: «Кто виноват?», «Почему это случилось?» И неудивительно, что каждая из сторон считает виноватой в этой беде сторону противоположную. Бывший супруг, который, быть может, еще месяц назад говорил своей законной супруге о самых высоких чувствах, которые он испытывает, теперь уже винит её во всех бедах и в самом факте развода: «Всё для неё делал, а она вот такая-сякая! Виновата только она. А я всего лишь жертва обстоятельств». Бывшая супруга, еще недавно души не чаявшая в своём супруге и считавшая его «самым лучшим из мужчин на свете», теперь уже соревнуется со своими близкими и подругами в охаивании «бывшего», плачет, сетуя: «Какой же он негодяй! Как я его всё это время терпела, не понимаю! Отдавала всю себя без остатка, а он….. Неблагодарный!» А после, через год-два, эмоции поулягутся, обиды сотрутся временем и люди, бывшие некогда супругами, уже задают себе один и тот же вопрос, как правило, с сожалением: «А что было бы, если бы я проявил/проявила терпение в тот тяжёлый для нас период? Если бы надо мной взяли верх не эгоизм и глупые, разрушающие эмоции?» Но, что было бы, они уже не узнают, увы.

Причин, по которым разводы стали настолько частым явлением, множество. Ситуации бывают разные, и подводить все случаи под какой-то общий знаменатель было бы неправильно. Ведь иногда даже в идеальной, казалось бы, семье причиной развода может стать просто какой-то незначительный конфликт. Но если не останавливаться на частных случаях, а постараться привести наиболее частые причины разводов, то перед нами возникает следующая картина.

Вина мужчин

В народе бытует поговорка: «В каждой ошибке женщины виноват мужчина», и это на самом деле так. Попробуем указать некоторые ошибки мужчин, являющиеся причиной разводов:

1. Первой и самой основной причиной разводов в большинстве случаев является отсутствие у мужчин элементарной ответственности. Отсюда и соответствующие проблемы. Европеизированные взгляды на жизнь, при которых нормой жизни становится «уравниловка» ответственности за семью между мужем и женой, когда муж не чувствует себя обязанным водрузить на свои плечи жену и детей и быть готовым, по воле Аллаха, беречь их от бед, невзгод, лишений и ошибок; когда он перестаёт осознавать, что за каждый поступок своих домочадцев отвечать перед Всевышним придётся и ему тоже.

Естественно, в дальнейшем, рано или поздно, к таким молодым людям приходит понимание того, что на них лежит груз ответственности за семью, а пока этого не произошло, они пытаются жить, что называется, «как вольные птицы». Пророк (мир ему и благословение) предупреждает нас всех о том, что Всевышний назначил нам роль пастухов, и спрашивать за состояние паствы будет, естественно, с пастуха: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» (аль-Бухари и Муслим).

2. Семейную жизнь многие молодые люди воспринимают как некую сказку, в которой ничего не надо делать, а счастье возникает само по себе. Это, увы, далеко не так. Семейная жизнь, в первую очередь,– это кропотливый труд по построению семейного счастья. А основным элементом в этом строительстве является привитие жене традиций истинного Ислама. Этот процесс должен проводиться с огромным терпением и пониманием. И ни в коем случае нельзя требовать от жёны моментального подчинения и понимания во всём. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «И убеждайте ваших жён хорошим; поистине, они вышли за вас замуж: вы не имеете власти над ними совсем, кроме как если они делают очевидные мерзости, но если они воззвали к вам, то не ищите пути против них. И, поистине, вы имеете права над вашими жёнами, и ваши жёны имеют права над вами» (Ат-Тирмизи).

3. Следующая причина разводов – это вина отцов, которые растят дочерей, не утруждая себя воспитанием их в духе Ислама, потакая их капризам и позволяя наслаждаться жизнью и пользоваться вседозволенностью. Это происходит как от лени отцов («Ленюсь я детей воспитывать»), так и от непонимания, что значит «любовь к детям». Если бы отец осознавал, что, балуя дочь, он даёт ей радостную жизнь лишь на какие-то 18–25 лет, что он растит девушку, не приспособленную к семейной жизни и не желающую быть женой (как правило, такие хотят взять на себя роль мужа), что в итоге приводит к разводу, апосле, в некоторых случаях, к разрушению всей её жизни! Не воспитывая маленькую дочь в лоне Ислама, родители не понимают, что уже участвуют в разрушении её будущей семьи. «У кого есть две сестры или две дочери, и он даст им широкое образование и будет с ними хорошо обходиться и выдаст замуж, тому – Рай» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

4. Еще одной причиной разводов является то, что сильный пол воспринимает свое физическое превосходство над женщиной как повод для того, чтобы это преимущество реализовать в деле, причиняя жене телесные повреждения различной степени тяжести (в зависимости от того, насколько он сильнее неё). Увещевания жены о той или иной проблеме в таких семьях пресекаются методом, который называется «кулаком по столу», а точнее – «распускать руки». В итоге, не выдержав побоев, жена решает уйти от такого «сильного» мужчины, а тот в свою очередь, оправдывая своё амплуа «рубахи-парня», отпускает её на все четыре стороны, предварительно сказав слова развода, – для убедительности. Удивительно, что многие из таких представителей сильного пола вне дома, в обществе друзей и знакомых, часто бывают приветливыми и отзывчивыми. У окружающих мнение об этих людях положительное. Но в стенах дома, по отношению к своим домочадцам, они ведут себя совершенно иначе, быть может, потому, что они считают, что дома уже нет необходимости формировать положительный образ. Посмотрим, каково же в Исламе положение относительно этого явления.

В одном из хадисов Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит нам о том, кто же на самом деле является наилучшим из мусульман: «Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим жёнам. А я являюсь самым лучшим для своих жён» (ат-Тирмизи).

Даже в последней проповеди Пророк (мир ему и благословение) повелевает нам: «Относитесь к жёнам хорошо и будьте добры с ними, ибо, поистине, они ваши спутники и преданные помощники».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит нам: «Более совершенная вера у тех верующих, которые имеют более добрый нрав и более добры к своим семьям» (Аль-Бухари и Муслим).

5. Очень весомая и часто встречающаяся причина развода – это необеспечение мужем своей семьи материальными благами. Некоторые мужья, несмотря на то, что обладают отменным здоровьем и достаточными возможностями, до такой степени теряют совесть, что готовы день-деньской просиживать перед телевизором, в то время как жена трудится, чтобы хоть как-то прокормить семью. И тогда, как следствие, жена начинает либо задумываться: «А зачем мне вообще такой тунеядец-муж?», либо, почувствовав себя главой семьи, т.к. она взяла часть его функций на себя, начинает «брать шефство» над мужем. Тому этот процесс, естественно, не нравится, и возникают конфликты, вследствие чего семья разваливается. Всевышний в Коране нам говорит (смысл): «Мужья стоят над жёнами потому, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и потому, что они расходуют из своего имущества. » («Женщины», аят 34).

6. Выбор жены – это очень важная составляющая семейного счастья, которая влияет на то, будет ли семья крепкой или развалится, как карточный домик при первом же дуновении легкого ветерка. Кто-то женится сугубо по материальному расчету, но в итоге, на своем горьком жизненном опыте убеждается, что счастье, оказывается, не в деньгах. Кто-то женится ради того, чтобы получить доступ к связям отца избранницы. Кто-то женится из-за красоты. У кого-то выбор продиктован инстинктами или же другими низменными чувствами, как, например, это делается в обществах, далеких от понятий высокой морали. Роковую ошибку допускает человек, когда его выбор жены аргументирован так: «Я женился на ней, потому что у неё сногсшибательная фигура» или подобно этому. Пророк (мир ему и благословение) объяснил нам, какую жену необходимо выбирать мусульманину для обретения семейного счастья: «Можно искать женщину по её богатству, её роду (знатности), красоте или её религиозности. Но вы ищите религиозную женщину. Если же вы делаете это, учитывая другие соображения, ваши руки в нечистотах» (Хадисы приведены в сборниках Аль-Бухари и Муслима).

Вина женщин

Сказать, что женщины совсем уж ни в чём не виноваты, сложно. Потому что бывают ситуации, когда вина за развод лежит и на женщине:

1. Имансипэ. В последнее время в головах у многих женщин поселилось заблуждение, навязанное им западной культурой через различные телесериалы и фильмы. «Мужчина и женщина равны» заявляют они и искренне верят в это. Естественно, у размышляющих и разумных женщин никогда не возникнет в голове подобное заблуждение. На самом деле это ложное утверждение пытается подменить собой истину, которая гласит: «Мужчина и женщина – важны, каждый – в сфере, предназначенной ему Аллахом». На Западе, откуда и начиналась эмансипация, такое явление уже уходит в прошлое, потому что западные женщины на своем опыте поняли, что, как бы женщина ни пыталась быть мужчиной, у неё это не получится в силу своей природы. И получается, как говорит один мой знакомый, «они и мужчинами стать не могут, и женщинами быть уже забыли».

2. Непослушание мужу. Частенько жёны не считают обязательным для себя проявлять послушание воле мужа. «А что? Обязана я, что ли?» – вопрошают такие девушки. Вопрос удивляет своей риторичностью: если сын будет задавать подобный вопрос – «Обязан я слушаться родителей, что ли?», подчиненный будет задавать вопрос «Обязан я подчиняться шефу, что ли?», то пред нами предстанет странная картина.

Ответом на все вышеперечисленные вопросы является повеление Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), которое должно являться для нас мерилом всех наших поступков. Так, Пророк (мир ему и благословение) говорил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклоняться другому, то приказал бы женщине поклоняться своему супругу, ибо её обязанность перед мужем велика (аль-Бухари и Муслим). Примеры того, насколько старались быть послушными мужу мусульманки во времена Пророка (мир ему и благословение), должен вдохновлять современных женщин.

В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого заболел её отец. Она направила послание Пророку (мир ему и благословение) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (мир ему и благословение) послал к ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи её отцу».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) привел пример лучшей из мусульманок: «Та, которая радует супруга, когда он смотрит на неё; повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь; и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества» (Ахмад).

3. Ещё один фактор, провоцирующий возникновение разводов – это слабость веры и неполное соблюдение предписаний религии Аллаха. Очень многие женщины жалуются на то, что мужья пьют или «погуливают налево», при этом сами ведут далекий от исламского образ жизни. А тем временем мы можем видеть массу примеров того, как благодаря праведной жене грешный муж-гуляка возвращается на путь истинный и становится примерным семьянином. Таким образом, мы видим, что отказ от соблюдения повелений Всевышнего приводит к тому, что женщина теряет счастье в обоих мирах.

В заключение хочется добавить, что семья строится только при гармоничном взаимодействии мужа и жены, которые должны взаимно дополнять друг друга.

«…Они (жёны) – одеяние для вас, а вы одеяние — для них. » (Корова, аят 187).

Дай Аллах нам сил и способностей построить крепкий дом семейного счастья, который будет устойчив перед любыми вихрями судьбы. Амин.

Еще по теме:

  • Осаго в туле 2018 Калькулятор ОСАГО в Тула на 2018 года Сделайте расчет на калькуляторе, и мы покажем вам где дешевле застраховать машину по ОСАГО в Тула Стоимость ОСАГО в компаниях: Результаты полученные на калькуляторе будут сохранены в Вашем личном кабинете. Вы всегда сможете их посмотреть и сделать […]
  • Налог на имущество за 2 квартал сроки Отчет по налогу на имущество в 2017 году Актуально на: 29 июня 2017 г. Организации, являющиеся плательщиками налога на имущество, должны отчитываться перед ИФНС по итогам отчетных периодов, а также по итогам года (ст. 386 НК РФ). Налог на имущество: отчетность в 2017 году По итогам […]
  • Среднеарифметическое правило Среднее арифметическое Определение. Среднее арифметическое нескольких величин — это отношение суммы величин к их количеству. Примером среднего арифметического служат такие показатели, как урожайность, производительность, посещаемость, скорость движения на определенном участке. Вычисление […]
  • Право на наследство опекуна у опекаемого Имеет ли право опекун на наследство опекаемого Вопросы опеки и попечительства детально урегулированы законодательством РФ. Это обеспечивает защиту прав самых уязвимых категорий граждан — недееспособных (ограниченно дееспособных) и несовершеннолетних. Но если с правами тех, кто под […]
  • Как оформить карточку в метро кэш энд керри Как получить карту физическому лицу Вопрос, как получить карту metro cash and carry юридическому лицу или ИП легко решаем с помощью официального сайта и предоставления собственных документов. Чаще всего, карточку METRO приобретают ради оптовых покупок, предприниматели малого и среднего […]
  • Правила на соревнованиях по боевому самбо Правила самбо Основные правила соревнований по самбо В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью […]
  • Юристы чеховская Все юридические фирмы у метро Чеховская Уточните поиск при помощи фильтра: Департамент семейного права - это одно из главных подразделений Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры". Компания за время своего существования завоевала репутацию одной из лучших юридических фирм и […]
  • Налог усн ип ставка УСН: ставки Актуально на: 22 февраля 2017 г. Плательщики УСН исчисляют налог по упрощенке исходя из своих доходов или доходов, уменьшенных на расходы, в зависимости от того, какой объект налогообложения был выбран. Какие ставки УСН применяются в 2017 году, и как рассчитывается […]