Закон об обращениях граждан и юридических лиц

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июля 2011 года №300-З

Об обращениях граждан и юридических лиц

Принят Палатой представителей 24 июня 2011 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2011 года

(В редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З)

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

обращение — индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме;

заявление — ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) (далее, если не определено иное, — организация), индивидуальных предпринимателей;

предложение — рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, — гражданин);

заявитель — гражданин или юридическое лицо, подавшие (подающие) обращение;

письменное обращение — обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений;

электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет;

устное обращение — обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема;

индивидуальное обращение — обращение одного заявителя;

коллективное обращение — обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);

повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление);

книга замечаний и предложений — документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) (далее, если не определено иное, — замечания) и (или) предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З)

Статья 3. Право заявителей на обращение

1. Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

Обращения юридических лиц должны рассматриваться в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области Конституционный Суд Российской Федерации проверил конституционность части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», наделяющих граждан правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательное Собрание Ростовской области просило признать названные законоположения противоречащими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой они не распространяют на юридические лица право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, не предусматривают гарантии прав граждан при их обращении к государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям и, соответственно, не определяют пределы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению гарантий права граждан на обращение, дополняющих гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе в части обращения к государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также в части распространения гарантий, установленных для обращения граждан, на обращения юридических лиц.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к таким являющимся самостоятельными субъектами права объединениям граждан, как юридические лица, в основе их правового статуса лежат, прежде всего, конституционные нормы, устанавливающие основные права и свободы, которые по своей правовой природе могут принадлежать как физическим, так и юридическим лицам, и потому то или иное конституционное право человека и гражданина может распространяться на юридические лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.

Таким образом, право объединений граждан, в том числе юридических лиц, обращаться в органы публичной власти производно от конституционно установленного права граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Соответственно, объединениям граждан — поскольку они не только способствуют осуществлению и защите прав и свобод граждан, но и в отдельных случаях сами являются формой их реализации — эти права и свободы, в том числе право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, должны быть гарантированы. Отказ в признании юридических лиц как объединений граждан субъектами конституционного права на обращение, исходя из его предназначения как обеспечивающего осуществление других прав и свобод, свидетельствует о нарушении вытекающего из статей 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа равенства и справедливости.

Следовательно, не только физические, но и юридические лица вправе обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Что же касается права на обращение к государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, которые не относятся к субъектам публичной власти, то, как отметил Конституционный Суд РФ, публично значимые функции могут возлагаться также и на предприятия, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 113-115) и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и на другие организации, деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования, а соответственно, имеются те же, что и применительно к учреждениям, обеспечивающим осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основания для возложения на них обязанности рассматривать обращения граждан.

Следовательно, — исходя из того, что специальное регулирование федеральным законодателем правоотношений, возникающих в связи с возможностью обращения граждан и их объединений, включая юридические лица, к иным, помимо органов публичной власти, организациям, наделенным публично значимыми функциями, не исключается, но, напротив, предполагается, равно как и право субъекта Российской Федерации обязать создаваемые им государственные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, рассматривать обращения граждан в целях обеспечения реализации и защиты их конституционных прав и свобод, а также определить правила и процедуры такого рассмотрения, — отсутствие во взаимосвязанных положениях части 1 статьи 1,части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прямого указания как на возможность обращения к этим организациям, так и на правомочие субъектов Российской Федерации установить по данному вопросу соответствующие предписания порождает неопределенность, влекущую отрицание этого правомочия в правоприменительной практике, что не только означает неправомерное ограничение прав граждан, гарантированных статьями 30, 33 и 45 Конституции Российской Федерации, но и умаляет возможности субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

На основании вышеизложенного впредь до введения в действие нового правового регулирования при применении положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует исходить из того, что они предполагают распространение предписаний данного Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и местного самоуправления обращений объединений граждан, в том числе имеющих статус юридического лица, и не препятствуют распространению порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного данным Федеральным законом, на отношения субъектов обращения с государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Закон об обращениях граждан и юридических лиц

В соответствии с КонституцииРоссийской Федерации и человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Таким образом, закрепленное в статье 33 Конституции Российской Федерации и отвечающее международно — правовым стандартамправо граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы иорганы местного самоуправления является важным средством осуществления и защитыправ, свобод и законных интересов граждан, одной из форм их участия вуправлении делами государства и в местном самоуправлении, инструментомвзаимодействия личности и публичной власти и потому в силу статей 2, 15, 17, 18 и 45 КонституцииРоссийской Федерации должно обеспечиваться законодателем, который обязанустановить эффективный механизм его реализации и защиты.

Законодательную основурегулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами РоссийскойФедерации конституционного права на обращение в государственные органы и органыместного самоуправления, образует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которыйопределяет права и обязанности участников соответствующих отношений как нагосударственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядокрассмотрения обращений граждан.

Постановлением Конституционного СудаРоссийской Федерации от 18. 07. 2012 года № 19 — П отдельные положения ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» от02. 05. 2006 года №59 — ФЗ признаны противоречащими Конституции РоссийскойФедерации.

До принятия постановленияКонституционного Суда РФ от 18. 07. 2012 года сложилась практика, при которойорганы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностныелица рассматривали обращения объединений граждан (общественных объединений) июридических лиц не в соответствии с положениями ФЗ «О порядке рассмотренияграждан Российской Федерации».

Подобная практика сложилось в связи с буквальным толкованиемнорм части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотренияграждан Российской Федерации». В соответствии с указанными нормами органы государственнойвласти, органы местного самоуправления и их должностные лица были обязаны рассматриватьв соответствии с названным Федеральным законом лишь обращения граждан(индивидуальные или коллективные). Обращения же объединений граждан(общественных объединений) и юридических лиц в порядке ФЗ «О порядкерассмотрения граждан Российской Федерации» не рассматривались, поскольку это недопускалось названным федеральным законом.

Кроме того, к порядку рассмотрения заявлений и жалобграждан государственными имуниципальными учреждениями, выполняющими публично значимые функции, неприменялись положения ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации»ввиду отсутствия указания на этих субъектов в федеральном законе.

Подобная ситуация лишала объединения граждан, юридических лиц, а порой и самих граждан, обратившихся в государственные илимуниципальные учреждения возможности пользоваться гарантиями, представляемымиФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» (на получение ответа, на рассмотрение обращение в установленные сроки и т. п. )

Указанным постановлением КонституционногоСуд РФ положения части 1 статьи 1, части 1статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РоссийскойФедерации» признаны не соответствующими статьям 19( часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3)и 76 КонституцииРоссийской Федерации.

Конституционным Судом РФ указано, что этинормы Федерального закона препятствуют распространению его положений наотношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органамиместного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица. Также Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что положения части 1 статьи 1, части 1статьи 2 и статьи 3препятствуют рассмотрению обращений государственными и муниципальнымиучреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции.

В связис этим, в постановлении Конституционного Суда РФ придан новый конституционнойправой смысл положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «Опорядке рассмотрения граждан Российской Федерации».

В связи с этим, впредь до внесенияизменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации» положения части 1статьи 1, части 1статьи 2 и статьи 3должны применяться исходя правовой позиций Конституционного Суда РоссийскойФедерации.

Таким образом, в настоящее времяобъединениям граждан и юридическим лицам гарантировано право на рассмотрение ихобращений органами государственной власти, органами местного самоуправления иих должностными лицами в соответствии с положениями и гарантиями, предусмотренными ФЗ «Об обращениях граждан».

Кроме того, при выполнениигосударственными и муниципальными учреждениями публично значимых функций (всфере образования, здравоохранения и т. п. ) указанные учреждения также обязаныруководствоваться положениями ФЗ «Об обращениях граждан».

Закон об обращениях граждан и юридических лиц

1. В комментируемой статье согласно ее названию определена сфера применения комментируемого Закона. Открывающая же данную статью часть 1 определяет предмет регулирования данного Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

В качестве предмета регулирования комментируемого Закона часть 1 комментируемой статьи называет, во-первых, правоотношения, связанные с реализацией гражданином России (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «гражданин») закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, и, во-вторых, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Как неоднократно отмечено КС России в своих решениях, содержащаяся в комментируемом Законе регламентация отношений граждан и органов публичной власти в связи с реализацией права на обращение по своему содержанию в значительной части относится к сфере защиты взаимосвязанных прав, закрепленных в ст.33 и 45 Конституции РФ, а также в ряде других ее статей. Соответственно, речь идет о реализации, прежде всего, следующих положений Конституции РФ:

граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33);

государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется (ч.1 ст.45);

каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45).

Предмет регулирования комментируемого Закона расширен в ч.4 комментируемой статьи за счет включения в него правоотношений, связанных с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также правоотношений, связанных с рассмотрением государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (см. ниже).

2. Часть 2 комментируемой статьи исключает из сферы применения комментируемого Закона обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Примерами таких федеральных конституционных законов являются Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Перечень соответствующих федеральных законов довольно широк. Особо представляется необходимым упомянуть лишь то, что на отношения, регулируемые комментируемым Законом, не распространяются положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, что и закреплено в ч.10 ст.11_2 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ ).
________________
СЗ РФ, 1994, N 13, ст.1447.

СЗ РФ, 1997, N 9, ст.1011.

СЗ РФ, 2010, N 31, ст.4179.

pravo.gov.ru, 2012, 30 июля.

В комментируемом Законе непосредственно предусмотрено последствие подачи обращения, подлежащего рассмотрению в порядке, установленном иными федеральными законами, только для одного случая — когда в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в соответствии с ч.2 ст.11 данного Закона такое обращение в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Следует обратить внимание на то, что в ч.2 комментируемой статьи говорится только о законодательных актах. Соответственно, «подзаконными» нормативными правовыми актами не может устанавливаться такой порядок рассмотрения обращений граждан, который противоречил бы комментируемому Закону. Такой вывод подтвержден, например, в Определении Кассационной коллегии ВС России от 23 августа 2007 года N КАС07-383 в отношении Правил, определяющих порядок и условия признания лица инвалидом, изданных Правительством РФ во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
________________
БВС РФ, 2009, N 2.

3. В части 3 комментируемой статьи определены особенности распространения сферы применения комментируемого Закона на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства: установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом.

В основе такого регулирования лежит норма ч.3 ст.62 Конституции РФ, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Соответствующим актом является, прежде всего, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , который согласно его ст.1 определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории России трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
________________
СЗ РФ, 2002, N 30, ст.3032.

Как определено в п.1 ст.2 названного Закона: иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

(О понятии и видах международных договоров РФ см. комментарий к ст.3 Закона.)

4. Часть 4 комментируемой статьи распространяет установленный комментируемым Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами:

во-первых, на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в т.ч. юридических лиц;

во-вторых, на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Данная часть введена Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ в целях реализации Постановления КС России от 18 июля 2012 года N 19-П , которым взаимосвязанные положения ч.1 комментируемой статьи, ч.1 ст.2 и ст.3 комментируемого Закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч.1), 30, 33, 45, 55 (ч.3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений данного Закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в т.ч. введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.
________________
pravo.gov.ru, 2013, 8 мая.

СЗ РФ, 2012, N 31, ст.4470.

При этом в указанном Постановлении среди прочего изложены следующие правовые позиции:

право объединений граждан, в том числе юридических лиц, обращаться в органы публичной власти производно от конституционно установленного права граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Соответственно, объединениям граждан — поскольку они не только способствуют осуществлению и защите прав и свобод граждан, но и в отдельных случаях сами являются формой их реализации — эти права и свободы, в том числе право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, должны быть гарантированы. Отказ в признании юридических лиц как объединений граждан субъектами конституционного права на обращение, исходя из его предназначения как обеспечивающего осуществление других прав и свобод, свидетельствует о нарушении вытекающего из ст.19 (ч.1) и 55 (ч.3) Конституции РФ принципа равенства и справедливости;

установление обязанности по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно России, субъектов РФ, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования. Сама по себе данная обязанность является одной из гарантий реализации гражданами не только права на обращение, но и других конституционных прав, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.41, ч.1; ст.43, ч.1; ст.44, ч.2, Конституции РФ), — тем более что обусловливающее ее установление право на обращение проистекает не только и не столько из ст.33 Конституции РФ, а, по сути, во взаимосвязи с общеправовой гарантией, предусмотренной статьей 45 Конституции РФ, входит в качестве элемента в содержание иных конституционных прав, реализация которых предполагает необходимость взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями, — и потому, будучи возложенной на эти учреждения, не может рассматриваться как чрезмерное их обременение;

публично значимые функции могут возлагаться также на предприятия, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом РФ (ст.113-115) и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и на другие организации, деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования, а соответственно, имеются те же, что и применительно к учреждениям, обеспечивающим осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основания для возложения на них обязанности рассматривать обращения граждан.

В Определении КС России от 29 сентября 2015 года N 2310-О непосредственно отмечено, что к государственным учреждениям, о которых идет речь в ч.4 комментируемой статьи, относится Пенсионный фонд РФ, созданный в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России (п.1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-1).
________________
СПС.

Комментарий к статье 2. Право граждан на обращение

1. В части 1 комментируемой статьи установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Данная часть изложена Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данной части указывалось, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Тем самым была продублирована норма ст.33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Единственное отличие от этой конституционной нормы состояло в упоминании в ч.1 комментируемой статьи должностных лиц (в данной части не уточнялось, что речь идет именно о гражданах России, но это следовало и следует в настоящее время из сокращенного обозначения, введенного в ч.1 ст.1 комментируемого Закона).

Изменения внесены соответственно тому, как тем же Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ — путем дополнения статьи 1 комментируемого Закона частью 4 — распространен установленный комментируемым Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст.1 Закона), изменения внесены Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ в целях реализации Постановления КС России от 18 июля 2012 года N 19-П, которым взаимосвязанные положения ч.1 комментируемой статьи, ч.1 ст.1 и ст.3 комментируемого Закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч.1), 30, 33, 45, 55 (ч.3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений данного Закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Напомним также, что содержащаяся в комментируемом Законе регламентация отношений граждан и органов публичной власти в связи с реализацией права на обращение по своему содержанию в значительной части относится к сфере защиты взаимосвязанных прав, закрепленных как в ст.33, так и в ст.45 Конституции РФ, а также в ряде других ее статей.

В соответствии с указанной статьей 45 Конституции РФ: государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется (ч.1); каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2). В свою очередь, данные конституционные положения соответствуют статье 13 «Право на эффективное средство правовой защиты» Конвенции о защите прав человека и основных свобод , заключенной в г.Риме 4 ноября 1950 года, согласно которой каждый, чьи права и свободы, признанные в данной Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Названная Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ , т.е. является международным договором РФ, представляющим собой часть правовой системы России (о понятии и видах международных договоров РФ см. коммент. к ст.3 Закона).
________________
СЗ РФ, 2001, N 2, ст.163.

СЗ РФ, 1998, N 14, ст.1514.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет принцип свободной и добровольной реализации гражданами права на обращение и одновременно — недопустимость нарушения при осуществлении данного права прав и свобод других лиц.

Как отмечено в Определении КС России от 22 декабря 2015 года N 2906-О со ссылкой на указанную норму, закрепляя принцип свободной и добровольной реализации гражданами РФ права на обращение и не ограничивая гражданина в возможности вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, как в целях отстаивания индивидуального (частного), так и публичного интереса, комментируемый Закон одновременно устанавливает принцип недопустимости нарушения при осуществлении данного права прав и свобод других лиц.
________________
СПС.

Принцип свободной и добровольной реализации гражданами права на обращение закреплен в ч.2 комментируемой статьи соответственно в т.ч. норме ч.2 ст.30 Конституции РФ, устанавливающей, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Кстати говоря, в первоначальном варианте законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, помимо закрепления указанного принципа предлагалось установить норму, предусматривающую, что никто не может быть принужден к подаче индивидуального либо подписанию коллективного обращения, а также к участию в акциях в поддержку обращений других лиц либо против них. Это положение не вошло в принятый Закон, поскольку оно охватывается предметом регулирования Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .
________________
СЗ РФ, 2004, N 25, ст.2485.

Установленная в ч.2 комментируемой статьи недопустимость нарушения при осуществлении гражданами права на обращение прав и свободы других лиц соответствует следующим положениям Конституции РФ: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55).

3. В части 3 комментируемой статьи установлено, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. В отличие от обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, для рассмотрения обращений граждан в порядке, установленном комментируемым Законом, необходимость уплаты государственной пошлины не предусмотрена.

В соответствии с п.1 ст.333_16 гл.25_3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ ) государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст.333_17 данного Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
________________
СЗ РФ, 2004, N 45, ст.4377.

Для рассмотрения обращений граждан в порядке, установленном комментируемым Законом, не предусмотрена необходимость и иных платежей, например, следующих, о которых идет речь в ч.3 ст.8 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (как говорилось выше (см. коммент. к ст.1 Закона), положения данного Закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые комментируемым Законом): в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.

Комментарий к статье 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. В части 1 комментируемой статьи определена система нормативных правовых актов, которыми регулируются правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, а именно: Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, комментируемый Закон и иные федеральные законы.

Конституция РФ, как закреплено в ч.1 ее ст.15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Разъяснения о применении данного конституционного положения даны в п.2 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» . В том числе указано, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В части 1 ст.15 Конституции РФ также установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.
________________
РГ, 1995, 28 декабря, N 247.

Международные договоры России, как и общепризнанные принципы и нормы международного права, являются составной частью правовой системы России. Как установлено там же, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» . Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ ) понятием международный договор РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера) (п.2 ст.1 и п.2 ст.3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства — продолжателя СССР (п.3 ст.1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст.2).
________________
СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757.

СЗ РФ, 2007, N 49, ст.6079.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Согласно части 1 ст.76 Конституции РФ, по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. В соответствии с ч.2 указанной статьи по предметам совместного ведения России и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Как установлено в ч.3 указанной статьи, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Хотя в части 1 комментируемой статьи непосредственно и не указано, правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются также иными нормативными правовыми актами РФ, нежели законодательные акты, т.е. нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст.90 Конституции РФ. Согласно части 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В части 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в ч.1 ст.115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч.3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 года N 3-ФКЗ) установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
________________
СЗ РФ, 1997, N 51, ст.5712; 1998, N 1, ст.1.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 года N 418) , издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
________________
СЗ РФ, 1997, N 33, ст.3895; 2006, N 29, ст.3251.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенности регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, нормативными правовыми актами регионального уровня. Так, предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться положения, направленные на защиту права граждан на обращение. При этом непосредственно указано, что такими нормативными правовыми актами могут устанавливаться в т.ч. гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные комментируемым Законом.

Упомянутым выше (см. коммент. к ст.1 Закона) Постановлением КС России от 18 июля 2012 года N 19-П взаимосвязанные положения ч.1 ст.1 комментируемого Закона и комментируемой статьи признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — сами по себе они не препятствуют введению законами субъекта РФ в целях защиты конституционного права граждан на обращение положений, которые дополняют федеральные гарантии данного права и не предполагают возложение новых обязанностей (ограничений прав) на физических и юридических лиц.

При этом среди прочих изложена следующая правовая позиция:

содержащаяся в комментируемом Законе регламентация отношений граждан и органов публичной власти в связи с реализацией права на обращение по своему содержанию в значительной части относится к сфере защиты взаимосвязанных прав, закрепленных в ст.33 и 45 Конституции РФ, а также в ряде других ее статей. Соответственно, реализуя в данной сфере конституционную модель разграничения полномочий, субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные гарантии права на обращение, в рамках, определенных Конституцией РФ, ее статьями 72 и 76 (ч.2, 5 и 6), и федеральными законами, в том числе применительно к данным отношениям — положениями комментируемой статьи в системном единстве с другими положениями комментируемого Закона, прежде всего с ч.1 ст.1 и ч.1 ст.2;

вместе с тем расширение законодателем субъекта РФ объема гарантий права на обращение не должно влечь распространение соответствующих обременений на лиц, не осуществляющих отдельные функции государственной власти данного субъекта РФ. В частности, недопустимо возложение законом субъекта РФ обязанностей и обременений, превышающих по своему уровню те, которые определены федеральным законодательством, на местное самоуправление в лице тех или иных его субъектов, — иное означало бы нарушение требований Конституции РФ, которая закрепляет регулятивные полномочия в сфере местного самоуправления в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов (ст.72, п.»н» ч.1), а также конституционных критериев самостоятельности местного самоуправления, вытекающих из статей 12 и 130 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.55 (ч.3).

Примером законодательного акта, реализующего норму ч.2 комментируемой статьи, является Закон Московской области от 5 октября 2006 года N 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» , который, как указано в его ст.1 (в ред. Закона Московской области от 25 апреля 2007 года N 55/2007-ОЗ ), в соответствии с Конституцией РФ, комментируемым Законом и Уставом Московской области устанавливает дополнительные гарантии права граждан на обращение к Губернатору Московской области, в Московскую областную Думу, Правительство Московской области, центральные и территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области, государственные учреждения Московской области, осуществляющие отдельные функции государственного управления Московской области, и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области и их должностным лицам.
________________
«Ежедневные Новости. Подмосковье», 2006, 11 октября, N 189.

«Ежедневные Новости. Подмосковье», 2007, 5 мая, N 79.

определяет последовательность действий органов исполнительной власти Ленинградской области и должностных лиц Ленинградской области при рассмотрении обращений граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом, объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, а также устанавливает порядок осуществления контроля соблюдения органами исполнительной власти Ленинградской области и должностными лицами Ленинградской области требований действующего законодательства РФ и данного Порядка при рассмотрении обращений граждан (п.1.1);

разработан в целях оптимизации процедуры и порядка рассмотрения обращений граждан в органах исполнительной власти Ленинградской области и должностными лицами Ленинградской области, а также взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и должностных лиц Ленинградской области с иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами при рассмотрении обращений граждан (п.1.2).

Согласно подходу, обозначенному в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 9 апреля 2008 года N 61-Г08-1 , поскольку субъекту РФ федеральным законом предоставлено право регулировать вопросы защиты прав граждан на обращение, устанавливать дополнительные гарантии такого права, то приведение в законе субъекта РФ положений, по своему содержанию совпадающих с положениями норм федерального закона, принятого по предмету ведения России, не может рассматриваться как противоречие этому закону или нарушение компетенции России.
________________
СПС.

Комментарий к статье 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментируемая статья определяет понятийный, или, как следует из названия статьи, терминологический аппарат, который используется в комментируемом Законе. По общему правилу юридической техники, определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов — редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.

Понятие «обращение гражданина» определено в п.1 комментируемой статьи (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение обращение) как направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Указание на то, что обращение может быть в письменной форме или в форме электронного документа, введено вместо указания на письменное обращение, введено Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ , внесшим изменения в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
________________
СЗ РФ, 2010, N 31, ст.4196.

Тем же Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнена пунктом 11_1, в котором дано следующее определение понятия «электронный документ»: документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Определения последних из указанных понятий даны в п.3 и 4 указанной статьи: информационно-телекоммуникационная сеть — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п.4); информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п.3).
________________
СЗ РФ, 2006, N 31 (ч.I), ст.3448.

письменное обращение гражданина — направленные в органы исполнительной власти или должностному лицу Ленинградской области в письменной форме или форме электронного документа предложение, заявление, жалоба гражданина;

устное обращение гражданина — предложение, заявление, жалоба гражданина, поступившие в ходе личного приема гражданина должностными лицами Ленинградской области.

Там же дано следующее определение понятия «коллективное обращение»: совместное письменное обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение от имени трудовых коллективов, членов одной семьи, резолюции митингов и собраний, отвечающие требованиям, установленным к обращению граждан действующим законодательством.

В Законе же Московской области «О рассмотрении обращений граждан» (п.6 ст.2) понятие «коллективное обращение» определено как обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.

В определении понятия «обращение гражданина», данном в п.1 комментируемой статьи, перечислены виды обращения — это предложение, заявление и жалоба. Эти понятия определены в п.2-4 данной статьи:

предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Указанные определения, как правило, в других нормативных правовых актах, регламентирующих рассмотрение обращение граждан, воспроизводятся без какой-либо детализации. В то же время в таких актах понятийный аппарат может расширяться, как, например, это сделано в упомянутом выше пункте 2.1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области, должностных лиц Ленинградской области при рассмотрении обращений граждан, в котором даны следующие определения:

аннотация — краткое содержание письменного или устного обращения гражданина;

уведомление — письмо гражданину, направляемое органами исполнительной власти Ленинградской области или должностными лицами Ленинградской области в случаях, предусмотренных положениями ч.3, 7 ст.8, ст.11, ч.2 ст.12 комментируемого Закона;

исполнитель — лицо, которому в соответствии с резолюцией должностного лица Ленинградской области поручено рассмотрение письменного обращения гражданина по существу поставленных в нем вопросов;

ответственный исполнитель — исполнитель, указанный первым, в случае, если рассмотрение письменного обращения по существу поставленных в нем вопросов поручено двум и более исполнителям или против фамилии которого стоит пометка «Отв.», «Свод».

первичное обращение — обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в центральном аппарате (территориальном органе) Росстата;

повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, или обращение, где указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

рассмотрение обращения — действия государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица либо уполномоченного лица, направленные на объективное, всестороннее и своевременное принятие решения по существу поставленных гражданами в обращении вопросов;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Еще по теме:

  • Приказ 2700 53 пункт Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700"Об утверждении Порядка обеспечения […]
  • Закон 138 фз от 2011 года Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации” Принят Государственной Думой 3 июня 2011 года Одобрен Советом Федерации 8 июня 2011 года Часть 4 […]
  • 312 закон об ооо Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ"О внесении изменений в […]
  • Полиция приказ 575 Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. N 575 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. N 575"Об утверждении […]
  • Иаз приказ мвд Приказ МВД России от 14.12.2016 N 842 (ред. от 07.06.2017) "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2017 N 45146) МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 […]
  • Приказ 62 минтранса россии 2011 Приказ Минтранса РФ от 21 февраля 2011 г. N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности" (с изменениями и […]
  • Ненормированный служебный день приказ мвд Приказ МВД России от 14 декабря 2016 г. № 842 "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" В соответствии с частью 5 статьи 53 и частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в […]
  • Как рассчитать выход на пенсию мвд Онлайн калькулятор расчета пенсии сотрудников МВД с изменениями 2018 года Расчет пенсии сотрудников МВД отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои пенсионные выплаты. С 1 февраля 2017 года […]