Принцип разрешения уголовного дела только судом

9. Осуществление правосудия по уголовным делам только судом

Этот принцип, предусматривающий исключительное право суда осуществлять

правосудие, не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный

Указанный принцип, сформулированный в ст. 118 Конституции Российской

Федерации, получает свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму

суть правосудия: признать лицо виновным в совершении преступления, а также

подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором.

Только суд вправе принять решение о применении указанный в законе мер

процессуального принуждения, ограничивающих права, и свободы человека и

гражданина. Только суд вправе принять решение о применении к лицу

принудительной меры медицинского характера.

Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии

процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу,

ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод

человека и гражданина.

Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается

судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все

судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех

формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых в данной

Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или

изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в

порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное

решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было

государственным органом, в том числе высшей государственной властью. В этом

проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти:

вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, не исключая

высшие органы власти (ст. 358 УПК).

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что

деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие

преимущества в разрешении уголовных дел, какими не располагает ни одна иная

форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие

гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Проведение судебной реформы включает внесение изменений в определение

содержания самой функции отправления правосудия. Судебная власть —

хранительница правды, справедливости, прав и свобод личности — должна быть

полностью очищена от действий обвинительного уклона. Судьи не должны

совершать никаких действий, направленных на раскрытие преступлений и

изобличение виновных, в частности, формулировать в отношении правонарушителя

обвинение и предавать его суду (ст. 418 УПК), вручать подсудимому копию

обвинительного заключения и оглашать его в судебном заседании (ст. 237, 278

УПК), первым допрашивать подсудимого, потерпевшего, свидетелей на судебном

следствии, принимать меры к восполнению доказательств обвинения путем

направления дела на доследование, возбуждать дело по новому обвинению и в

отношении других лиц. Все эти, как и многие другие, действия, выполняемые

судом в силу требований УПК, вносят в правосудие элементы обвинительного

уклона и негативно сказываются на объективности рассмотрения уголовных дел.

На освобождение суда от несвойственных ему обязанностей направлена судебная

реформа, идеи которой частично реализованы в разделе Х УПК (закон от

16.07.93 г.) и устанавливают производство в суде присяжных.

Осуществление правосудия только судом

Принцип осуществления правосудия судом регламентирован ст. 8 УПК и определяет роль и значение суда при разрешении уголовных дел по существу.

Правосудие по уголовным делам — осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность, связанная с рассмотрением и разрешением уголовных дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Правосудие по уголовным делам является одним из средств осуществления судебной власти, наряду с конституционным, гражданским и административным судопроизводством. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд — единственный из всех государственных органов — может признать лицо виновным и вынести ему приговор от имени Российской Федерации. А лицо, признанное виновным, может быть подвергнуто наказанию не иначе как по приговору суда, вступившему в законную силу.

Принцип осуществления правосудия только судом распространяется не только на разбирательство дела в суде первой инстанции, а на все судебные стадии уголовного процесса: апелляционное и кассационное производство, производство в порядке надзора, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Это означает, что отмена или изменение судебных решений допускаются только соответствующим вышестоящим судом и только в порядке уголовного судопроизводства.

Исключительное право суда осуществлять правосудие обусловлено особой ролью и статусом судей как носителей судебной власти, обеспечивающих их независимость и подчинение только закону, а также процессуальной процедурой осуществления правосудия, предусматривающей особые гарантии вынесения по делу законного и справедливого решения.

Суть принципа осуществления правосудия по уголовному делу только судом тесно связана с положениями презумпции невиновности, предусмотренными ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, и заключается в том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Вина каждого совершившего преступление должна быть неопровержимо доказана в суде в порядке, предусмотренном УПК, и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Суд, осуществляя правосудие, реализует полномочия в пределах своей компетенции, рассматривая и разрешая только те уголовные дела, которые отнесены к его подсудности. Подсудность заключается в определении конкретного суда, который должен рассматривать данное дело и обусловливается признаками уголовного дела, в соответствии с которыми уголовно-процессуальный закон определяет суд, правомочный рассматривать дело в качестве суда первой инстанции. При определении подсудности сопоставляются свойства подлежащего рассмотрению уголовного дела и компетенция судов. В зависимости от характера преступления, места его совершения, субъекта преступления выделяют родовой, территориальный и другие признаки подсудности.

Независимость судей

Принцип независимости судей относится к числу наиболее важных конституционных принципов и регламентирует положение лиц, осуществляющих правосудие (ст. 20 Конституции РФ). Очевидно, что решения суда только тогда будут беспристрастными и справедливыми, если судьи будут иметь реальную возможность принимать их самостоятельно, не опасаясь воздействия со стороны кого бы то ни было, вмешательства государства и иных лиц в осуществление правосудия.

Значение принципа независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судей в Российской Федерации, в том числе и судей, участвующих в уголовном судопроизводстве, при котором они независимы от кого бы то ни было, не подчинены иным государственным органам, не подотчетны им. Это создает возможность принятия судьями объективных, непредвзятых, независимых решений по уголовным делам, без какого бы то ни было вмешательства со стороны. В соответствии с принципом независимости судей они подчиняются только закону и действуют на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося на основе требований закона.

В обеспечение данного принципа судьям предоставляются реальные гарантии, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». К числу важнейших из них относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, ответственность за вмешательство в осуществление правосудия, неприкосновенность судьи, несменяемость судей и т.д.

Комментарий к СТ 8 УПК РФ

Статья 8 УПК РФ. Осуществление правосудия только судом

Комментарий к статье 8 УПК РФ:

1. Правосудие — емкое понятие, которое не сводится лишь к деятельности в судебном разбирательстве по первой инстанции. По смыслу конституционных норм, посвященных судебной власти (глава 7 Конституции РФ), термином «правосудие» обозначается содержание судебной деятельности по конкретным юридическим делам, соответствующей всем требованиям закона. Поэтому в понятие правосудия входит не только деятельность судов первой инстанции по рассмотрению и разрешению дел по существу (см. об этом: п. 28 ком. к ст. 5), но и рассмотрение дел в апелляционном, кассационном порядке, в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Кроме того, в понятие правосудия включен в новом Кодексе и такой вид деятельности, как судебный контроль на досудебных стадиях процесса, в тех случаях, когда он осуществляется в судебных заседаниях (п. 50 ст. 5).

2. Центральным моментом судебной деятельности по осуществлению правосудия является признание подсудимого в судебном разбирательстве виновным в совершении преступления и назначение ему в случаях, предусмотренных законом, наказания либо оправдания. В части второй ком. статьи подтвержден принцип, согласно которому «никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом». Это означает, в частности, что лишь суд может признать лицо виновным в совершении преступления. Признание виновным следует отличать от установления виновности лица в совершении преступления (ст. ст. 75 — 78, 84 УК), которое может иметь место и по постановлению следователя или дознавателя, когда они с согласия руководителя СО или прокурора прекращают уголовное дело по т.н. нереабилитирующим основаниям, т.е. таким, которые не влекут за собой реабилитации подозреваемого или обвиняемого (см. об этом ком. к ст. ст. 24 — 28, 133 настоящего Кодекса). Установление следователем или дознавателем виновности не может порождать тех юридических последствий, что признание виновности судом — назначения наказания и судимости.

3. В части третьей ст. 8 закреплено положение, которое в теории уголовного процесса известно как право на естественный суд. Однако если ч. 1 ст. 47 Конституции РФ устанавливает, что данного права не может быть лишен «никто», то ч. 3 ст. 8 УПК оставляет его только за «подсудимым». Таким образом, по буквальному смыслу данной статьи может сложиться впечатление, что в ходе досудебного производства (когда еще нет подсудимого) судебный контроль может осуществлять всякий произвольно определенный судья. Однако, во-первых, в ч. 9 ст. 31 УПК оговаривается, что в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в частях второй и третьей статьи 29 настоящего Кодекса, принимают районный суд и военный суд соответствующего уровня. Во-вторых, в ч. 4 ст. 108 и ч. 1 ст. 125 сказано, что рассмотрением вопроса о даче разрешения на заключение под стражу и жалоб на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора занимается лишь суд по месту производства предварительного расследования либо (в случае заключения под стражу) также и суд по месту задержания подозреваемого.

4. Конституционное право на естественный суд не всегда выдерживается в УПК РФ. Так, согласно подпункту «а» пункта 2 ч. 1 ст. 35 территориальная подсудность уголовного дела все же может быть изменена председателем вышестоящего суда или его заместителем, «если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса». Как видим, подсудность здесь законом не определена — напротив, говорится о ее изменении судебным чиновником, который определяет другой суд, где будет рассматриваться дело, фактически по своему усмотрению. Согласия обвиняемого в данном случае не требуется, что также, на наш взгляд, противоречит ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.

Осуществление правосудия только судом

Осуществление правосудия только судом

Статья 8. Осуществление правосудия только судом

1. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Кодексом.

Комментарии

1. Правило, закрепленное в ч. 1 комментируемой статьи, конкретизирует положение ч. 1 ст. 118 Конституции, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции судебная власть осуществляется, в частности, посредством уголовного судопроизводства. Понятие уголовного судопроизводства шире понятия правосудия, так как включает в себя не только деятельность судов по рассмотрению уголовных дел, разрешению жалоб на действия и решения органов предварительного расследования и разрешению других вопросов (правосудие), но и досудебную деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

2. Под судами в данной статье понимаются: ВС РФ, областные, краевые и равные им суды, районные суды, военные суды, а также мировые судьи. Действуя в пределах своих полномочий, они рассматривают дела в первой, второй и надзорной инстанциях.

3. Из принципа осуществления правосудия только судом, как отмечалось в Постановлении КС РФ от 28.11.1996 N 19-П по делу о проверке конституционности ст. 418 УПК РСФСР, следует, с одной стороны, что никакой иной орган не может принимать на себя функцию отправления правосудия, а с другой — что на суд не может быть возложено выполнение процессуальных функций, не согласующихся с его положением органа правосудия (ВКС РФ. 1996. N 5).

4. Несмотря на то, что в комментируемой статье говорится о недопущении лишения права на рассмотрение уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено УПК, лишь подсудимого, в силу ч. 1 ст. 47 Конституции такого права не может быть лишено любое лицо, в том числе обвиняемый и потерпевший, обжалующие в суд действия и решения органов предварительного расследования. Подсудность уголовных дел суду определяется исходя из территориального, предметного (родового), персонального признаков, а также в зависимости от полномочий различных составов судов (см. ст. 61 — 63). При решении вопроса о праве конкретного судьи на рассмотрение того или иного уголовного дела должно учитываться не только наличие у него судейского статуса, но и уровень и местонахождение суда, в котором он работает, а также отсутствие предусмотренных УПК обстоятельств, исключающих участие данного судьи в деле.

5. Изменение государственным обвинителем в ходе судебного разбирательства квалификации действий подсудимого на статью, предусматривающую ответственность за преступление, дело о котором относится к подсудности суда более низкого уровня, не предполагает необходимости передачи дела в этот суд. Подобного рода решение могло бы привести к ограничению полномочий суда по осуществлению правосудия и к нарушению прав участников процесса на судебное разбирательство в разумный срок (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека 1950 г.).

6. Касаясь вопроса о праве каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, КС РФ в Постановлении от 16.03.1998 N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР, ст. 123 ГПК РСФСР (ВКС РФ. 1998. N 3) признал не соответствующим Конституции произвольное изменение подсудности уголовных дел во внепроцессуальной форме и в отсутствие прямо указанных в законе оснований и условий для этого (см. ст. 31 — 36).

Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии независимости судей

Обратите внимание, что 02.07.2013 в УПК РФ появилась новая статья 8.1, которая так и называется «Независимость судей». В статье указано:

1. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.

Если быть честным, то судьям посвящен целый Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». В нем, в частности, есть статья 9, которая так и называется «гарантии независимости судьи». А в ней указано:

1. Независимость судьи обеспечивается:

  • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • неприкосновенностью судьи;
  • системой органов судейского сообщества;
  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии».

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.

4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Осуществление правосудия только судом

Правосудие — это осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению уголовных дел в судебном заседании и их законному, обоснованному и справедливому разрешению.
Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Осуществляя правосудие, суд реализует судебную власть, единственным носителем которой он является.
Правосудие может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) . Согласно этому Закону (ст. 4) в России не допускается создание чрезвычайных судов (например, судов ad hoc — для рассмотрения конкретного дела) и каких-либо иных судов, не предусмотренных указанным Законом. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе брать на себя судейские функции и осуществлять правосудие по уголовному делу.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825.

Исключительное право суда на осуществление правосудия по уголовному делу обусловлено тем, что деятельность суда осуществляется в особом правовом режиме, который создает наиболее благоприятные условия для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Ни одна форма государственной правоприменительной деятельности не заключает в себе такого числа правовых гарантий для вынесения по делу законного и справедливого решения, нежели правосудие.
Особенности правового порядка рассмотрения и разрешения дела при осуществлении правосудия определяют содержание многих принципов уголовного судопроизводства.
Рассмотрение уголовного дела при осуществлении правосудия происходит в форме открытого, устного судебного заседания. Процедура судебного заседания предполагает непосредственное исследование всех доказательств, собранных по уголовному делу: допросы свидетелей, осмотр вещественных доказательств, оглашение документов и т.д.
Важной чертой судебных заседаний является участие сторон обвинения и защиты, наделенных равными процессуальными правами. Состязание сторон, каждая из которых наделена правом представления доказательств, помогает суду всесторонне рассмотреть дело и вынести по нему обоснованный приговор (постановление, определение).
Процедура вынесения судом приговора, исключающая какое бы то ни было постороннее воздействие, с соблюдением тайны совещательной комнаты, также является характерным признаком правосудия. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда с целью помешать осуществлению правосудия является преступлением.
Разрешая уголовное дело, суд оценивает представленные сторонами доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17 УПК).
Только в рамках такой процедуры лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто уголовному наказанию, что и определяет содержание принципа презумпции невиновности.
Правосудие осуществляется не только при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, а охватывает собой производство по делу во всех судебных инстанциях. В каждой из них правосудие осуществляется в особенной форме, соответствующей назначению этой стадии процесса.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П подчеркивается, что «правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости. » . В Постановлении от 20 апреля 1999 г. N 7-П Конституционный Суд РФ отметил, что возложение на суд обязанности в той или иной форме подменять деятельность органов и лиц, осуществляющих уголовное преследование, «препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требует ст. 120 (ч. 1) Конституции Российской Федерации» . В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П отмечается, что «наделение суда полномочиями по возбуждению уголовного преследования не согласуется с конституционными положениями о независимом правосудии» . Именно поэтому в новом УПК из круга полномочий суда исключены все те полномочия, которые ориентированы на осуществление уголовного преследования и реализуются следователем, дознавателем и прокурором.
———————————
СЗ РФ. 1996. 7. Ст. 701.
СЗ РФ. 1999. N 17 Ст. 2205.
СЗ РФ. 2000. N 5. Ст. 611.

Граждане России участвуют в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей в порядке, предусмотренном УПК (до 2003 г. сохранено участие в отправлении правосудия народных заседателей) .
———————————
См.: ст. ст. 8, 9 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». От участия в отправлении правосудия народных заседателей законодатель отказался, поскольку опыт показал, что народные заседатели не подготовлены к тому, чтобы решать вопросы факта и права, пассивны в судебном заседании. Временное сохранение этого института объясняется кадровыми и экономическими трудностями, препятствующими введению рассмотрения дела тремя профессиональными судьями.

Рассматриваемый принцип включает в себя положение ч. 3 ст. 8 УПК РФ, согласно которому подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено уголовно-процессуальным законом. Это положение воспроизводит аналогичное правило, закрепленное в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.
Касаясь этого вопроса, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 марта 1998 г. N 9-П признал не соответствующим Конституции РФ произвольное изменение подсудности уголовных дел во внепроцессуальной форме и при отсутствии прямо указанных в законе оснований и условий для этого.
———————————
См.: СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1458.

Еще по теме:

  • Кому будет проиндексирована пенсия в апреле крымский новостной портал В течение 2018 года пенсию будут повышать трижды, но каждый раз это затронет разные группы пенсионеров. Ключевые месяцы: январь, апрель и август. Индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению проведут с учетом индекса роста прожиточного минимума […]
  • Адвокат лий Адвокат лий Комментируемый Кодекс профессиональной этики адвоката изобилует нормами, регулирующими защиту лиц с противоречивыми интересами. В развитие требований ч. 6 ст. 49 УПК РФ и п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона об адвокатуре Кодекс гласит: "Адвокат не вправе быть советником, защитником или […]
  • Работа с проживанием в химках Работа с проживанием в химках группа компаний • Долгопрудный Гросс/год: 60 000 руб. Рабочий на конвейерную ленту группа компаний • Химки Гросс/год: 60 000 руб. Рабочий на конвейерную ленту группа компаний • Новомосковский АО Гросс/год: 60 000 руб. Рабочий на конвейерную ленту группа […]
  • Приложение 3 к приказу министерства труда и социальной защиты Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. N 125н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. N 125н"Об утверждении […]
  • 2013 какие законы приняты 22.12.2014 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, принятые в 2014 году, по которым Комитет по обороне был ответственным 1. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 54-ФЗ " О внесении изменений в статью 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 163 […]
  • Иаз приказ мвд Приказ МВД России от 14.12.2016 N 842 (ред. от 07.06.2017) "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2017 N 45146) МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 […]
  • Обязательная государственная экспертиза Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию. 1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных […]
  • Пенсии в феврале 2018г Пенсии в феврале 2018 Пересчитывать пенсии в феврале 2018 года не будут. Российским пенсионерам уже подняли выплаты на 3,7% в первый день нового года. Следующий перерасчет состоится в апреле. СОДЕРЖАНИЕ Последние новости об индексации пенсий В наступившем году индексация пенсий в России […]