Закон развития философия

Философио.Ру

Философский уголок

Принципы и законы развития бытия

Развития бытия осуществляется не спонтанно, а подчиняется определенным принципам и законам. Под принципом понимается исходное базисное правило, которое определяет содержание и направление деятельности. К примеру, принцип объективности при рассмотрении спорных случаев третейским судом предполагает, что рассматриваться будет только существо дела, но не особенности какой-либо из сторон. Когда о каком-то человеке говорят, что он принципиален, имеют в виду, что он всегда следует в своих оценках и действиях строго определенным принципам.
Окружающий мир разнообразен и многообразен в своих проявлениях, его «населяет» бесконечное множество предметов, явлений и процессов и каждый из них — уникален, обладает только ему присущими чертами и свойствами. Но, несмотря на это многообразие, на первый взгляд предстающее как хаотическое нагромождение вещей и событий, бытие представляет собой космос, порядок, организованное целое. Это означает, что между различными объектами, образующими бытие, существует связь. Принцип связи является ключевым для понимания сущности, содержания и направления развития.
Связь — это такое отношение между разделенными в пространстве и времени объектами, когда изменения в одном из них влекут за собой изменения и в другом. Связи классифицируются по разным основаниям: по направлению действия (прямые и обратные), по формам обусловленности (однозначные, вероятностные и корреляционные), по результату (преобразование, порождение, воспроизводство), по силе (жесткие и слабые), по содержанию (перенос вещества, энергии или информации) и другие. Универсальной причиной, побуждающей объекты вступать в связь друг с другом, является нарушенное равновесие внутри объекта или между объектом и средой его существования. Это может проявляться в потере энергии, утрате какого-то компонента, недостатке жизненно важной информации. Вступая в связь с другими объектами, данный объект восполняет свою полноту и целостность.
Из разнообразных типов связей наибольшую ценность имеют причинные связи, то есть такие, которые устанавливают генетическую зависимость между отдельными состояниями объектов в ходе их развития и функционирования. Согласно принципу причинности возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях; эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Сущность причинности — порождение причиной следствия; следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее. На основе причинности организуется деятельность человека, вырабатываются научные прогнозы.
В философии и науке существует два противоположных взгляда на характер причинных связей между объектами: детерминизм и индетерминизм. Детерминизм (от лат. determino — определяю) утверждает, что вся явления в мире взаимосвязаны и причинно обусловлены и поэтому причинное объяснение играет первостепенную роль в познании. Индетерминизм (на латинском приставка in- означает отрицание) — это учение, отрицающее всеобщий и объективный характер причинной связи природных и социальных явлений и, как следствие, игнорирующее ценность причинного объяснения в науке.
Повторяющиеся, устойчивые и необходимые причинно-следственные связи называются законами. Содержание законов отражает объективную связь реальных явлений и процессов, происходящих в природе и в обществе. Известный физик и математик А.Пуанкаре считал, что законы являются наилучшим выражением гармонии мира. Философия классифицирует законы по степени общности (универсальные, общие и частные), по сфере регулирования (законы природы, законы мышления, социальные законы), по содержанию (законы развития и законы функционирования). В современной науке принято различать динамические и статистические (вероятностные) законы.
Динамический закон управляет поведением индивидуального объекта и позволяет установить однозначную связь его состояний. Иными словами, динамический закон описывает возможность, которая обязательно должна реализоваться. Предсказания, делаемые на основе динамических законов являются абсолютно точными и однозначными.
Статистический закон регулирует взаимоотношения больших совокупностей объектов, и результаты его не являются однозначными. Он определяет широкий диапазон возможных реализаций для каждого из совокупности объектов. Прогнозы на основе статистических законов носят вероятностный характер. Вероятностные законы описывают поведение людей в больших коллективах, взаимоотношение между молекулами газа, взаимосвязи между элементарными частицами в микромире.
Долгое время в науковедении и в философии считалось, что только динамические законы являются «настоящими» законами, то есть выражают объективные, всеобщие и необходимые связи между объектами. Однако создание квантовой механики и наблюдение за микромиром дали основания для вывода о том, что статистические законы не менее важны и существенно расширяют наши знания о причинности. В современной физике считают, что динамические законы являются первым, низшим этапом познания мира, а статистические законы отражают связи между объектами более глубоко и всесторонне. Вероятностное описание мира является не показателем незнания и невежества, а следствием сложного, многоуровневого устройства бытия. Примерами динамических научных теорий являются: классическая механика, классическая электродинамика, общая и специальная теория относительности. К статистическим теориям относят все квантовые теории, статистическую механику, генетику.
В диалектической философии Гегеля были выработаны три закона, которые, по утверждению этого мыслителя, отражали целостный процесс развития природы, общества и человеческого познания. Это закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Сердцевину указанных законов образует идея противоречия как универсальной причины развития. Несмотря на познавательную ценность этих законов, которые в общих чертах отражают источники, механизмы и направление развития, они не годятся для детального объяснения причинно-следственных взаимодействий. Поэтому их используют для иллюстрации исторического процесса, эволюции живой природы, противоречивого характера процесса познания. Более подробно о них будет сказано ниже.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Закон развития философия

Центральное место в системе законов диалектики занимает закон диалектической противоположности. Для выяснения существенных моментов закона необходимо рассмотреть основные его категории. Начнем с понятия»противоположные ость»Противоположность — философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и ??явлениях, взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга (ассимиляция — диссимиляция изменчивость — преемственность, производство — потребление, добро — зло и др. — зло та ін.).

Между противоположностями существует два вида отношений: отношения единства и отношение противодействия. Что представляет собой отношение единства?

Во-первых, единство противоположностей — это их нераздельность. Каждая противоположность является условием существования другой отдельности они существовать не могут (если исчезает одна из противоположностей, прекращает существовать и другая). По-вто. УГЭ, единство противоположностей имеет смысл тогда, когда они обусловливают и проникают друг в друга. Каждая из противоположностей нуждается в том, чего у него нет, но есть в другой. Они вступают во взаимодействие. Воздействуя друг на друга, противоположности взаимопроникают друг в друга. Это означает, что противоположности не существуют как однородные, разделены в пространстве, а каждая из них имеет в себе другую (например, учебный процесс, пе редбачае наличие преподавателя и студентовдентів).

Что же представляет собой отношение взаимодействия («борьбы») противоположностей?

Находясь в взаимообусловленности и развития, противоположности»неравнодушные»друг к другу, они взаимно влияют друг на друга. Между ними идет противодействие, противоборство. Его сущность заключается в том, чтобы разорвет ать единство. Каждая из противоположностей выталкивает из себя другого, стремится освободиться от нее. Таким образом, противоборство противоположностей имеет место тогда, когда противоположности взаемозаперечують, взаемовиштовхують, в заемовиключають одна одають одна одну.

Единство противоположностей выражает устойчивость вещи и является относительной, переходной. Противодействие противоположностей абсолютна, она не прекращается. Отношение, которое характеризуется единством противоположностей и одновременно является пос постоянным противоборством между ними, называется противоречием. Противоречия присущи всем явлениям и процессам реальности и выступают движущей силой, источником изменения и развития. Именно поэтому противоречие является центр альной категорией, раскрывает суть закона диалектической противоположности. Противоречия — это не только отношение противоположностей, но и процесс их развертывания. В связи с этим, основываясь на идеях. Гегеля, ро зризняють такие ступени (фазы) развертывания противоречий, как тождество, различие, противоположностьжність.

Понятие»тождество»означает начальную ступень развития противоречия. Это отношением единообразия, сходства вещи, стороны с собой или с другими вещами, сторонами. Отличие же — это отношение неод днаковости, несовпадения с собой, с другими вещами, сторонами. Возникновение противоречия осуществляется как раздвоение единого, как самодифференциации единого на противоположности. В момент раздвоение одновременно в то м же отношении возникает и противодействие противоположностей. В ходе становления противоречия противодействие противоположностей все больше выходит на передний план и становится внутренним глубинным источником развития. В самой о тидии противоположности играют разную роль. Ведущей стороной противодействия более динамичная, импульсивная противоположность. Противодействие противоположностей ведет в конце концов к новому качественному состоянию. Новые явления, возникающие ют, имеют новые присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развитияою їхнього розвитку.

Противоречия в окружающем мире очень многогранны, их классифицируют:

1) по форме проявления-внутренние и внешние;

2) по роли в развитии — внутренние и внешние;

3) относительно сущности — существенные и несущественные;

4) по типу в обществе — антагонистические и неантагонистические

Итак, можно сделать вывод, что закон диалектической противоположности — это закон, на основании которого всем вещам, системам, явлениям и процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, взаимодействие, противоборство между которыми выступает источником изменения и развития, ведет к нарастанию противоречий, которые решаются на определенном этапе исчезновением старого и появлением нового.

Чем же определяется центральное положение этого закона во всей системе диалектики? итання теории развития. Во-вторых, этот закон образует основу всех других законов и категорий диалектики, в каждом из которых мы находим противоположности, связанные отношением единства и противодействия. В-третьих, за кон диалектической противоположности определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя раздваивать в мышлении единое и изучать противоположности, сочетая их анализ с последующим синтезомом.

В отличие от закона диалектической противоположности, раскрывающий источник развития, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм процесса развития, показывает, как и в каких формах он н реализуется. Чтобы выяснить специфику этого закона, его проявления и действие, следует раскрыть содержание основных понятий, благодаря которым он реализуется: качество, количество, мера, скачок тощо.

Качество выражает присущую вещам специфическую определенность, тождественна с их бытием и отличает их от других вещей в определенной системе связей. Качество вещей органически связана с их концом, поскольку с исчезнут нением данного качества исчезает и сама вещь, превращаясь в другую. Наряду с качеством все вещи, процессы, явления имеют и количественную определенность. Они обязательно имеют какой-то размер, объем, массу и др.. Количество — это объективная определенность качественно однородных явлений, характеризует их величину, длительность существования и интенсивность развития в целом или отдельных ее сториорін.

Итак, мы выяснили, что вещи и явления имеют качественные и количественные особенности. Но может сложиться впечатление, что между этими сторонами вещей и явлений нет тесной связи, что они независимы друг от друга. Но это е не так. Качество и количество находящихся в диалектической взаимосвязи: нет количества, которая не выражала определенного качества, и вместе с тем нет качества без количества. К тому же определенной качества всегда ответствен дает не любая, а определенное количество. Мы никогда, например, не видели стола, который должен длину, равную бы длине моста через. Днепр. Трудно также представить человека, у которого длина ног была бы 5 м етрив. Таким образом, любая качество имеет количественную границу. Эта граница называется в философии мере. Мера — это такое единство количества и качества, в которой определенное качество необходимо связана только с определенным количеством. Мера — это и определенный интервал количественных характеристик или изменений, в пределах которого может существовать надлежащее качество. Изменение количества в пределах меры не приводит к изменению качества, однако при переходе степени предмет п ерестае быть тем, чем он является. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и качественных изменений. Так, например, если телу предоставить скорости 1000, 2000, 7910 метров в секунду, то оно упадет на землю. Если же скорость тела увеличить лишь на одну единицу и довести ее до 7911 метров в секунду, то тело оторвется от. Земли и станет ее спутником. Таким образом, количественные изменения корне влияют на качество, если они происходят в пределах степени. Но если эти изменения выходят за пределы меры, возникает новое качество, которое имеет свою количественную определенность и свою мерість і свою міру.

Положение о взаимообусловленности количественных и качественных изменений имеет общее значение. Оно справедливо в отношении всех предметов и явлений окружающей действительности, то есть имеет силу диалектического закона. Его форма улюють таким образом. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений выражает такая взаимосвязь количественных и качественных сторон предмета, в результате которого количественные изменения, выходя за пределы меры, обязател ово влекут за собой коренные качественные изменения, которые, в свою очередь, приводят к новым количественным показателямків.

Согласно этому закону развитие идет как единство двух отличных друг от друга, но взаимосвязанных стадий — непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии — это стадия медленных, незаметных кол чественных изменений прерывность в развитии называют скачком. Прыжок — это момент, форма, способ преобразования одного качества на другую, это перерыв в постепенности, непрерывности количественных изменений скачком является возникнет ения жизни на. Земле, выделения человека из мира животных, изменение одного общественного строя на другой, выдающиеся научные и технические открытия. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По св оею природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о рождении нового, и о сопротивлении ему старогтарого.

Формы прыжков разнообразны и зависят от природы явления, развивается, а также от конкретных условий, в которых осуществляется его качественное преобразование. Прыжки различаются:

1) по продолжительности преобразования (быстрые, медленные);

2) по форме преобразования (одноактные, многоактного);

3) по глубине преобразования (частичные, полные);

4) по направлению преобразования (прогрессивные, регрессивные, безнапрямови)

При рассмотрении прыжков важны такие термины, как»эволюция»,»революция»,»реформа»Понятие»эволюция»используется в широком и узком значениях. В широком смысле»эволюция»- это весь процесс п постепенного развития, который включает не только количественные, но и качественные изменения, в том числе и революции. В узком смысле слово»эволюция»выступает как период, предшествующий революции, ее подготовке. Поня ття»революция»используется для характеристики общественных явлений. Это качественный скачок, ломающий общество в самой его основе, а не перерабатывает его медленно, постепенно. Реформа — это изменение какой небо удь существенной стороны жизни общества при сохранении основ ее экономического и государственного порядокони життя суспільства при збереженні основ її економічного і державного ладу.

Таким образом, закон взаимоперехода количественных изменений в качественные конкретизируется через ряд категорий: качество, количество, мера, прыжок, дающих целостное представление о его содержании как общий закон разви итку. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос: как, каким образом происходят развитие, движение и изменение всего сущего ого.

Если рассмотренные законы раскрывают источник развития и его механизм, то закон отрицания отрицания раскрывает общую тенденцию развития, его направленность. Этот закон в определенной степени обобщает, синте езуе действие других законов диалектики.

Что же представляет собой закон отрицания отрицания, его суть?

Сначала выясним содержание категории»отрицание»Относительно нее существует две точки зрения: метафизическая и диалектическая. Метафизическое»отрицание»акцентирует основное внимание на моменте исчезновения старого и практически и игнорирует процессы сохранения и образование нового. Итак, метафизическое отрицание исходит из того, что возразить означает отбросить, уничтожить. Диалектическое отрицание — это прежде всего такой переход от старой я кости к новой, по которому определенные стороны, элементы содержания и функции старого качества входят в преобразованном виде в изменения нового качества. Диалектическое отрицание — это не голое, полное уничтожение вещи, а ее пере создания на новую вещь с сохранением и преобразованием некоторых черт старой качества, оно свидетельствует о том, что между новым и старым существует связь. Диалектическое отрицание вбирает в себя три существенные моменты себе три суттєві моменти:

1) разрушения, преодоления старого;

2) сохранение элементов старого (преемственность);

3) конструирования, создания нового

Мы выяснили суть метафизического и диалектического толкования возражения. Теперь рассмотрим сущность двойного отрицания

Отрицание отрицания фиксирует тот факт, что процесс развития начинается с первого отрицания старого, которое, в свою очередь, через определенное время отрицается другим, новым. Но как происходит развитие?. По прямой или по кривой линии? развитие можно было бы графически изобразить как прямую линию, где новое отличное от старого, а старое не повторяется в новом. Но дело именно в том, что в новом сохраняется старое, его элементы, они повтор юються в новом, хотя и на высшей основе. Повторение черт, элементов старого на высшей основе и является особенностью закона, который мы рассматриваем. Из этого следует другая его особенность. Поскольку имеет место повтор вания старого на высшей основе, то оказывается, что развитие идет не по прямой, а словно по спирали, приближаясь с каждым циклом к ??старому, поскольку является повторяемость, и удаляясь от нового, поскольку и это новое. Почему неизбежна эта повторяемостьаність?

Дело в том, что отрицание находится в тесной связи с противоречием, оно обусловлено его решением. Возьмем любую новую вещь, возникшая с присущей ей противоречием. В процессе развития этой су уперечности вещь превращается в свою противоположность. Однако на этом этапе отрицания происходит лишь частичное решение заложенной в начальной. Кстати противоречия. Эта неполнота решения спорного ости имеет в себе условие дальнейшего собственного отрицания вещи. На смену первому отрицанию приходит. Во-вторых, возникает новая вещь, третья, противоположная второй, которая является отрицанием другой, т.е. отрицанием запер ечення первой вещи. Но противоречие, которая была присуща первым вещи на этапе второго возражения, решается полностью результате двойного отрицания одновременно с возвратом к старому, начального п ункту достигается более высокий уровень развития, происходит восстановление первоначальной, но обогащенной формы развития. Линия развития будто образует круг,»виток спирали», однако начало не совпадает с кон цем. Развитие, таким образом, сочетает в себе черты постепенности и цикличности движение і циклічності руху.

Это положение имеет общее значение. Оно справедливо в отношении всех предметов и явлений окружающей действительности, то есть имеет силу диалектического закона. Его можно сформулировать следующим образом. Закон отрицания зап возражения — это закон, на основании которого процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым при сохранении и удержании (снятии) в новом всего характерного с постирает задних этапов развития, имеющий в целом поступательное, восходящую направленность. При этом в процессе развития на его высших ступенях происходит повторение некоторых черт и сторон предыдущих ступеней, но уже на качественно новой основе, что обусловливает восхождение не по прямой, не по замкнутому кругу, а по кривой, приближающейся к спирали. Спиралевиднисть движения выражает цикличность развитиявитку.

Основные законы диалектики, характеризуя различные моменты единого процесса развития, действуют не вопреки, а в неразрывном диалектическом единстве. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и наоборот содержать во и противоречия, и диалектическое отрицание. Единство и противодействие противоположностей вбирает в себя количественно-качественные отношения и отрицания. Аналогично в процессе отрицания происходит раздвоение я единственного на старое и новое и борьба между ними, переход количественных изменений в качественные. Иначе говоря, единство материального мира обусловливает единство действия законов. Вместе с тем следует иметь в виду, что при одновременном ости действия законов диалектики каждый из них относительной самостоятельностью, поскольку каждый из них выражает сущность развития в определенном аспекте (источник, механизм, направлениепрям).

Таким образом, законы диалектики выражают существенные связи и отношения объективного мира. Действуя в единстве и взаимосвязи, они характеризуют сложный многогранный процесс развития объективной реа альности. Глубокое знание механизма действия законов диалектики и умелое их использование предостерегает от заблуждения и ошибок, делает практическую деятельность людей целенаправленной и эффективноою.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

2. Основные философские законы развития бытия

Говоря в целом об основных философских законах развития бытия, следует подчеркнуть их универсальность и всеобщность.

Универсальность всеобщих законов диалектики выражается не в их «вездесущности», а в отражении объективной неизбежности закономерного взаимодействия всех мировых явлений.

Всеобщность философских законов заключается не в их «приложимости» ко всему и вся как «некий» внешний придаток, а в том, что они детерминируют основные и всеобщие тенденции самовоспроизводства и саморазвития мира.

Будучи предельно общими, они регулируют отношения между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений мироздания.

Такие всеобщие стороны и свойства действительности отражаются с помощью именно философских законов и категорий.

Остановимся на характеристике трех основных законов диалектики.

а) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

В свое время философы античности обратили особое внимание на то, что даже незначительные, незаметные изменения в природе, постоянно накапливаясь, приводят к весьма заметным в ней, порой значительным изменениям. Например, самые простые примеры: убывание числа песчинок в куче песка под воздействием самых элементарных внешних факторов приводят рано или поздно к исчезновению кучи песка, или, скажем, с возрастом, происходит убывание волос на голове человека, что ведет к его облысению. Причем, надо подчеркнуть тот факт, что границы перехода из одного состояния в другое в одних случаях бывают неуловимыми, а в других случаях достаточно заметными. Это обнаруживается и проявляется в жизни каждого человека, когда» незаметно» подкрадывается старость, спортивное мастерство и профессиональная зрелость, образованность, и т.д.

Гегель, как представитель классической немецкой философии, узрел в такого рода изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Но в диалектико-материалистической философии он обрел иное, нежели у Гегеля, содержание.

Окружающий нас мир весьма многообразен. Он предстает перед человеком как огромное множество предметов, характеризующихся определенным набором свойств или признаков и выступающих как данные, строго определенные, а не какие – либо другие предметы.

Качество – это философская категория, в которой отражается определенность предмета (явления, процесса), представляющая собой единство его важнейших и существенных свойств или признаков и характеризующая принадлежность его к классу однотипных с ним предметов, утратив которую предмет перестает быть тем, что он есть.

Другими слова, категория «качество» выражает устойчивость вещей и явлений. Немецкий философ Гегель так определил это понятие: «качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

В конечном счете, в категории качества отражается признание границ бытия. Поэтому недопустимо философское понятие качества отождествлять с обыденными представлениями о качестве вещи в ее сугубо утилитарной ценности или полезности.

Сопоставим категорию «качество» с категорией «свойство», в котором отражается проявление тех или иных черт, сторон предмета в отношениях с другими предметами. В категории «свойство» предмет отражается лишь с какой – либо одной стороны, а в категории «качество» предмет отражается в целом. Как заметил Гегель: «Будучи качеством, вещь есть (т.е. обладает статусом бытия – А.А), и свойствами она обладает».

Для того, чтобы определить качественную характеристику предмета, необходимо ввести и определить категорию «количество».

Итак, количество есть философская категория, в которой обнаруживается объективная степень различия предметов и явлений по однородным свойствам, или признакам, характеризующая их со стороны пространственных размеров (величина, объем), интенсивности развития тех или иных сторон, темпов протекания процессов.

Количественная определенность предметов находится сравнением свойств предметов с однородными свойствами других предметов, принятых за эталон, и выражается числом.

В ходе сравнения мы приходим к выводу, что качество – это тождественная с вещью определенность; это сама вещь, взятая в ее отличии от вещей другого рода, вида и т.д.

Количество же – это нетождественная с вещью определенность, как бы безразличная для нее, но лишь в известных пределах. За этими пределами количественные изменения приводят к изменению вещи, т.е. ее качества, что находит отражение в категории «мера»

Мера – это философская категория, в которой отражаются рамки или границы, в пределах которых количественные изменения не вызывают коренных качественных преобразований, т.е. имеет место сохранение качественной определенности предмета.

По сути, мера как бы указывает нам пределы возможных количественных изменений в рамках данного качества, границы изменений количественной определенности вещи, в которых она остается без изменений.

Например, растительный и животный мир сохраняют свою жизнеспособность в определенных границах температуры. Все мы знаем диапазон колебаний температуры тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама человеческая жизнь.

Сталь и чугун различаются различным содержанием углерода. Если углерода больше, то увеличивается твердость и хрупкость, но вещество остается сталью. Мера стали от 0,1% углерода до 2%. При содержании углерода свыше 2% сталь превращается в чугун. Мера чугуна от 2% до 6% углерода.

Человек разумный обладает чувством меры во всем: в одежде, поведении, прическе, привычках, вкусах и др. Нарушение меры приводит к тому, что простое легкомыслие переходит в проступок, проступок – в преступление, права – в несправедливость, добродетель в — порок.

Категория меры выражает тот факт, что то или иное качество может сочетаться не со всякими количественными характеристиками, а лишь с определенными, лежащими в границах меры. За этими границами или пределами количественные изменения приводят к качественным изменениям путем скачка.

Скачок – это форма перехода количественных изменений в качественные, в результате которого осуществляется прерыв в непрерывности развития и тем самым как бы «нарушается» мера.

В качестве примера скачков здесь можно привести огромное множество, но назовем некоторые из них. Это – образование Солнечной системы, возникновение жизни на земле, смена общественно – экономических формаций, изменение агрегатных состояний веществ и т.д. Скачки бывают двух типов: постепенные и мгновенные (в виде «взрыва»).

Постепенные скачки могут длиться миллионы лет – от газопылевого состояния к твердому веществу, тысячелетия — становление классового общества; мгновенные – это ядерная реакция, расщепление атома. Их формы зависят от формы движения материи, от самого качества явления и от условий, в которых происходит процесс развития.

Сущность закона: всем предметам и явлениям окружающего мира присуще количественные и качественные характеристики. В процессе их развития незаметные количественные изменения, совершающиеся в предмете постепенно накапливаясь, нарушают границы меры, что ведет, в конечном счете, к коренным качественным изменениям, происходящим в форме скачков. В результате возникает новое качество, которое влечет за собой новые количественные характеристики предмета. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие в мире? И тем самым как бы раскрывает механизм развития, механизм формообразования количественных и качественных параметров мира.

Методологическое значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений состоит в том, в любом предмете как целостности всегда существуют как количественные характеристики, так и качественные, указывающие на его сущностную природу. В ходе его изменения, до определенного состояния, в нем сохраняется незыблемость и устойчивость, отражающаяся в понятии мерности бытия. Нарушение меры путем скачка всегда сопровождается количественными и качественными изменениями, что ведет к прерыву в постепенности развития везде, а значит- появляется новое качество, идущее на смену старому, отжившему.

б) Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон раскрывает сущностную сторону процесса развития – его источник, в качестве которого выступает противоречие.

Одной из главных, если не главной, особенностью философии, тем более диалектической, является рассмотрение предметов, явлений, процессов в единстве их противоположных сторон, тенденций. Поэтому, раздвоение единого и познание его противоречивых состояний характеризуется в философии как ядро диалектики.

По сути дела, речь идет о противоречии, без осмысления которого нельзя понять развитие как таковое. Известно, что Гегель считал противоречие в качестве источника развития. Его высказывания о том, «противоречие — …на самом деле движет миром», «нечто жизненно…, если оно содержит в себе противоречие» имеют глубокий философский смысл. Он с критикой выступил против метафизических утверждений, согласно которым противоречие в самих предметах невозможно, ибо оно свойственно лишь неправильным рассуждениям. Кстати, в формальной логике и по сей день имеет место закон о так называемой защите противоречий в мыслях. Если же оно (противоречие) появляется, то это означало наличие в рассуждениях ошибок. Гегель, всегда выступал против анормального понимания противоречия, ибо оно всегда является отражением взаимосвязи, взаимообусловленности противоположных сторон предмета, принципом всякого «самодвижения».

Философское понимание мира предполагает, что сама объективная реальность, бытие как таковое всегда носили и носят диалектически – противоречивый характер. Но сама противоречивость не является эмпирически – наглядной, а, наоборот, она скрыта и появляется в ходе развития мира или его отдельных предметов.

Согласно закону взаимного перехода количественных изменений в качественные, процесс развития включает в себя противоречивость устойчивости (как способности предмета в некоторых интервалах времени сохранять свою качественную определенность) и изменчивости, благодаря чему в мире всегда возникают новые качественные состояния. Устойчивость и изменчивость предполагают друг друга, они как бы нераздельны. Если абсолютируется одна из сторон этого единства, то происходит адекватное искажение картины мира.

Как уже было сказано выше, противоречие в своем возникновении, становлении и разрешении проходит ряд естественно – необходимых этапов, которые отражаются в таких категориях как тождество, различие, противоположности и противоречие. А затем наступает 2-й этап – разрешение противоречия или его «снятие».

Диалектика устойчивости и изменчивости отражается в категориях тождества и различия. Пока предмет остается тем же самым предметом, он сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. Но понятие изменения предполагает относительно устойчивый предмет, имеющий в разное время, кроме сохраняющихся, и отличающиеся между собой характеристики.

В природе и обществе не существует предметов, не подверженных изменениям, остающихся тождественными самим себе на вечные времена. Все предметы и явления взаимодействуют между собой, что вызывает «нарушение» тождества. Поэтому абстрактного тождества нет, а есть только тождество конкретное, диалектически понимаемое и включающее в себя различие.

Каждое растение, животное, человек в каждое мгновение в своей жизни и тождественны самим себе, и в тоже время в следующее мгновение отличаются от самих себя, становятся нетождественными, отличными от прежнего состояния.

Если мы возьмем в целом жизнь человека, то увидим основные фазы изменений человеческого состояния: эмбрионная или, точнее, эмбриональная жизнь, детство, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Другими словами, речь идет об относительном характере устойчивости и тождественности. Устойчивость и изменчивость, тождество и различие – это диалектически связные противоположные характеристики любого изменяющегося предмета или явления.

Философия, обобщив как повседневные жизненные наблюдения человека, так и опытные научные данные, полученные в различных науках и в общественно – исторической практике, пришла к выводу, что всем, без исключения, предметам присущ полярный характер, т.е. в любом явлении имеют место противоположности.

В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование, в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в физике положительный и отрицательный заряды; в химии – анализ и синтез химических элементов, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, здоровье – болезнь, жизнь – смерть и т.д.

Короче говоря, сами науки открыли в своих предметах противоположные тенденции их бытия, что, в конечном счете, в XIX в. привело философов к диалектико–материалистическому пониманию мира.

Если противоположности – это противостоящие стороны в предмете или явлении, то диалектические противоположности – это те, которые выражая целостность изменяющегося предмета или явления, вместе с тем, одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга т.е. это взаимодействие носит диалектически подвижный характер, противоположности как бы переходят друг в друга.

С одной стороны, имеет место единство противоположностей, которое выполняет функцию сохранения единства, тождественности, самости вещей, предметов, а с другой – будучи диалектическими противоположностями, они в предмете, вещи стремятся разорвать, изменить это состояние или единство. И тогда начинается так называемая «борьба» противоположностей, которая, в конечном счете, рано или поздно, ведет к появлению противоречия и изменению сущности самого предмета.

Как результат – возникает диалектическое противоречие путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположности в ходе «борьбы» и столкновения противоположных тенденций в рамках или границах развивающегося целого и последний этап – снятие противоречий и возникновение нового качества, новой сущности предмета.

В чем же суть закона единства и борьбы противоположностей? Всем предметам и явлениям мира присущи внутренние и внешние противоречия, фиксирующие противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоисключения, единства и борьбы: борьба противоположностей ведет к появлению источника развития, т.е противоречия, что влечет за собой нарастание противоречия и его дальнейшее разрешение, т.е. исчезновение старого и возникновение нового.

Методологическое значение этого закона состоит в том, что мир представляет собой диалектически сложное образование, в котором, с одной стороны, всегда имеется относительно – устойчивое, временное единство противоположностей, а с другой – их взаимодействие, которое в результате «борьбы», ведет к «нарушению» этого единства и появлению противоречия в развивающемся предмете в качестве источника развития. Происходит разрешение противоречия, а значит – и смены старых состояний, их обновление.

в) Закон отрицания отрицания раскрывает такую важнейшую сторону процесса развития, как его направление и приемственность, отвечает на вопрос: в каком направлении осуществляется процесс развития?

Обращаясь к осмыслению любого процесса изменения и развития того или иного предмета или явления, мы увидим в нем смену определенных фаз, периодов или этапов этого процесса. Процесс развития, как впрочем и процесс изменения в мире, происходит путем отрицания всех устаревших форм.

Диалектическое отрицание обусловлено внутренними противоречивыми состояниями предмета, выступает как своеобразная форма их разрешения, и поэтому, в конечном счете, предстает в качестве самоотрицания.

Метафизически понимаемое отрицание предполагает уничтожение сущности данного предмета или явления, разрыв предыдущего и последующего этапов развития, абсолютный «разрыв» в непрерывности развития явлений.

Диалектически понимаемое отрицание предполагает не разрыв, а систему связей между прошлым, настоящим и будущим в существовании данной сущности. По сути дела это есть триединый процесстриада»):

уничтожение, разрушение старого, отжившего в явлении (так называемая деструкция)

сохранение в старом всего позитивного, обеспечивающего связь прошлого с настоящим;

формирование, создание принципиального нового в качественном отношении.

В философии различают абстрактное и конкретное отрицание. В первом случае оно носит сугубо нигилистический характер, во втором случае – позитивный, как такое отрицание или уничтожение отживших элементов, но с сохранением жизнеспособности активных элементов в составе данной сущности. Основной смысл, сущность и содержание диалектического отрицания характеризуется таким философским термином как «снятие».

«Снятие» (aufgebung) в немецком языке имеет двоякое толкование – «сберечь, сохранить» и «прекратить, положить конец существующему».

По Гегелю, в этом понятии «снятие» утверждается преемственность в развитии, без которого его бытие просто невозможно.

Гегелевская триада означает, что процесс развития осуществляется по такой схеме:

а) утверждение или полагание (тезис);

б) отрицание этого утверждения (анти – тезис);

в) отрицание отрицания (синтез). В синтезе как бы в «снятом» виде находится и тезис, и анти – тезис.

В конечном счете, отрицание отрицания представляет собой процесс возвращения, в ходе развития к исходному состоянию, но это не простое, не механическое вожзвращение, а спиралевидное, т.е. такое, в котором обнаруживается нечто новое, что было достигнуто на второй ступени развития (анти – тезис), что отсутствовало на исходной стадии развития (тезис).

Отрицание отрицания — это процесс возврата «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе, т.е. процесс опять воспроизводится вновь и вновь. Гегель развитие понимал как процесс прогрессивного, поступательного изменения, как движение вперед от простого к сложному, от неразвитого к развитому, от несовершенного к более совершенным формам…

Безусловно, картина, представленная Гегелем, несет в себе величественный и диалектически философский характер. В реальной же жизни мы обнаруживаем более сложные проявления этого и других философских законов.

Если анализировать историю других стран или нашей страны, то мы обнаруживаем в ней различного рода «голые», «зряшные отрицания», которые приносили, да и сегодня приносят большие потери для народа нашей страны, фактически отбрасывая общество назад. Другими словами, общественная жизнь далека от идиллической картины теории. Гегель, представив процесс развития как поступательный, прогрессивно направленный, был далек от его упрощенного толкования. Ведь прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это такой тип развития, который характеризуется переходом от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенных к более совершенным формам и образованиям. Он, как диалектически мыслящий философ, понимал, что в развитии мира прогресс – лишь одно из существующих направлений или один из вариантов развития наряду с регрессивным состояниями (от лат. regressus – обратное движение вспять, назад).

Но, тем не менее, проявление «отрицания отрицания» в природе, обществе, в мышлении ─ это спиралевидное образование, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность.

В биологических системах прогресс означает то, что повышает степень целостности системы, ее приспособляемость к внешней среде, функциональную эффективность.

В социальных системах прогресс означает то, что способствует гармоническому единству интересов общества и отдельного человека.

Итак, диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При абсолютном отрицании невозможно прогрессивное развитие любой системы.

Суть закона отрицания отрицания: процесс развития осуществляется путем отрицания старого новым, низшего высшим. Новое, отрицая старое, сохраняет его положительные черты, способность его к дальнейшему прогрессу. Вместе с тем, развитие происходит по спирали, с возвратом «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе. И таким образом, процесс развития носит поступательный характер.

Таким образом, методологическое значение рассматриваемого закона состоит в том, что он позволяет понять направленность в развитии природы, общества, мышления, ее исходные и последующие этапы, обеспечивающие процесс «снятия», разрешения противоречий в развитии мира в целом и каждого явления в частности.

Еще по теме:

  • Среднеарифметическое правило Среднее арифметическое Определение. Среднее арифметическое нескольких величин — это отношение суммы величин к их количеству. Примером среднего арифметического служат такие показатели, как урожайность, производительность, посещаемость, скорость движения на определенном участке. Вычисление […]
  • Виза рф для граждан италии Виза в Россию для граждан Италии. Виза в Россию (РФ) для граждан Италии выдается в посольстве или консульстве РФ в стране проживания или в стране, в которой гражданин Италии имеет вид на жительство. Для получения российской визы иностранному гражданину необходимо предоставить в […]
  • Вьетнам кто правит Площадь: 329 560 км 2 Население: 91 713 300 человекСтолица: ХанойС кем граничит Вьетнам по суше: Валюта: Донг (VND) Код страны в разных стандартах: Краткая справка Социалистическая Республика Вьетнам - государство на Юго-Востоке Азии, на полуострове Индокитай. Сформировалось на […]
  • Срок уплаты налога на имущество юридических лиц за 2014 год Имущественный налог для физических и юридических лиц: сроки уплаты Недавно купили квартиру? А может быть собираетесь открыть свое дело и хотите подробнее узнать о том, какие налоги придется платить? Какую бы конечную цель вы не преследовали, очевидно одно - вам необходимо узнать срок […]
  • Законом т 129-фз Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.06.2013 с изменениями, вступившими в силу с 02.07.2013) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ […]
  • Как оформить строительство загородного дома Разрешение на строительство индивидуального жилого дома Нужно ли разрешение на строительство индивидуального жилого дома? Перед тем, как обращаться за получением разрешения на строительство, вам необходимо понять требуется ли это в вашем случае. Во-первых, необходимо обратить внимание на […]
  • Пример расчета транспортного налога Расчет суммы транспортного налога юридическим лицам То, что транспортному налогу присвоен статус регионального дорожного сбора, знает каждый бухгалтер или юрист. Именно эта важная деталь дает право бухгалтерам пользоваться только теми налоговыми ставками для расчетов по платежам за […]
  • Юристы в хургаде Юридическая консультация юриста в Хургаде Уважаемые бизнес-леди и бизнесмены! Самая большая ошибка - думать, что никогда не ошибёшься. (Томас Карлейль) Как в Хургада не попасться на уловки египетских квартирных мошенников. Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение […]