Субсидия это прочие доходы

Коммерческая организация (общая система налогообложения, г. Москва) получила от Министерства культуры субсидию за счет средств федерального бюджета на производство национального неигрового фильма. Срок производства фильма — 2 года. Сумма субсидии получена до начала осуществления расходов. Организация будет отчуждать исключительное право на указанный фильм. Как учитывать доходы в бухгалтерском учете? Как учитывать доходы в виде субсидий в налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском и налоговом учете полученная субсидия в общем случае признается в доходах по мере осуществления расходов, осуществленных за средства указанной субсидии.

Обоснование вывода:
Пункт 1 ст. 78 БК РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций и субсидий, формируется с учетом положений ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000) (п. 4 ПБУ 13/2000), а также Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (далее — МСФО (IAS) 20).
Так, бюджетные средства принимаются к учету при выполнении условий, перечисленных в п. 5 ПБУ 13/2000. В анализируемой ситуации сумма субсидии получена до осуществления расходов, поэтому считаем, что условия, поименованные в п. 5 ПБУ 13/2000, выполнены (смотрите также п.п. 7, 8 МСФО (IAS) 20).
Абзац 1 п. 7 ПБУ 13/2000 определяет, что бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.
В свою очередь, абзац 2 п. 7 ПБУ 13/2000 указывает, что если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Таким образом, на сегодняшний день возможны два варианта учета средств в виде субсидии:
Дебет 76 Кредит 86
— отражено возникновение целевого финансирования;
Дебет 51 Кредит 76
— получены средства субсидии;
или
Дебет 51 Кредит 86
— отражено возникновение целевого финансирования по мере фактического поступления денежных средств.
В п. 8 ПБУ 13/2000 установлено, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
В свою очередь, п. 9 ПБУ 13/2000 предусматривает, что списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе.
Так, суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (абзац 2 п. 9 ПБУ 13/2000).
В рассматриваемой ситуации Ваша организация планирует передать исключительные права на фильм. В этом случае, на наш взгляд, условия для принятия к бухгалтерскому учету созданного фильма в качестве нематериального актива не выполняются (п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Поэтому считаем, что при признании расходов, связанных с созданием фильма, следует руководствоваться абзацем 3 п. 9 ПБУ 13/2000.
Согласно абзацу 3 п. 9 ПБУ 13/2000 сумма бюджетных средств, направленная на финансирование текущих расходов, списывается в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также п. 17 МСФО (IAS) 20).
На основании Инструкции использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции, в частности, со счетом 98 «Доходы будущих периодов» в случае направления коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов.
В этой связи полагаем, что использование сумм субсидии будет отражаться следующими записями:
Дебет 20 Кредит 70 (69, 60, 10. )
— признаны расходы по созданию фильма;
Дебет 86 Кредит 98
— в момент признания данных расходов полученная субсидия в соответствующей сумме учитывается в составе доходов будущих периодов;
Дебет 98 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— бюджетные средства признаны в составе прочих доходов отчетного периода в размере признанных расходов.

Налог на прибыль

В силу п. 8 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. При этом субсидии, исходя из положений п. 1 ст. 78 БК РФ, отвечают критериям безвозмездно полученного имущества в целях налогообложения (п. 2 ст. 248 НК РФ).
Закрепленный в ст. 251 НК РФ перечень доходов, не подлежащих налогообложению, носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию.
Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ также содержит закрытый перечень имущества, относящегося к средствам целевого финансирования. В этом перечне не поименованы субсидии, полученные из бюджета на производство национального неигрового фильма.
Кроме того, при формировании налогооблагаемой прибыли не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ). Как следует из буквального толкования п. 2 ст. 251 НК РФ, его действие не распространяется на субсидии, полученные коммерческими организациями.
Иных оснований для освобождения от налогообложения полученной организацией в данном случае субсидии нормы ст. 251 НК РФ не содержат. Поэтому субсидия, полученная Вашей организацией на производство национального неигрового фильма, учитывается в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке в составе внереализационных доходов. Аналогичная логика нашла отражение в целом ряде разъяснений уполномоченных органов (смотирите, например, письма Минфина России от 23.05.2013 N 03-03-06/1/18416, от 10.01.2013 N 03-03-06/1/1, от 25.04.2012 N 03-07-08/118, от 27.10.2011 N 03-03-06/1/694, УФНС России по Иркутской области от 31.08.2011 N 16-26/[email protected], УФНС России по г. Москве от 24.03.2010 N 16-15/[email protected]).
При этом, как указывают представители официальных органов, в силу того обстоятельства, что расходы, на покрытие которых предоставлялись субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, дополнительного налогообложения данных субсидий не происходит.
Средства в виде субсидий, полученные организациями, за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
Так, абзац 2 п. 4.1 ст. 271 НК РФ предусматривает, что субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату этого налогового периода.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации порядок признания внереализационных доходов аналогичен порядку признания доходов в целях бухгалтерского учета, т.е. по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств.
При этом, если по окончании третьего налогового периода часть полученной субсидии не будет учтена в составе внереализационных доходов, то на последнюю отчетную дату этого налогового периода организации следует признать внереализационный доход в сумме неиспользованной субсидии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Субсидия это прочие доходы

На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.

Что же такое субсидия?

Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.

Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?

Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.

Бухгалтерский учет субсидий

Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».

В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:

— возврат неиспользованной субсидии.

В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).

  1. По мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены. В данном случае задолженность по субсидии отражается на момент заключения договора или принятия и публичного объявления решения и т.п. и делаются проводки:
  2. По мере фактического получения ресурсов
  3. 1.Налог на прибыль
  4. 2.УСН и ЕСХН
  5. 3.ЕНВД

Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п. 12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов).

Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.

Если субсидия предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах (п. 10 ПБУ 13/2000), то отражаем ее следующим образом:

Использовать средства субсидии организация обязана по строго целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.

Средства субсидии, направленные на финансирование капитальных расходов , списываются в следующем порядке:

Если приобретенный актив не амортизируется , то целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету. А далее в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления средств бюджетом, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не закреплен. Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике.

Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны.

Вариант отражения операции по возврату средств субсидии зависит от:

— момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии;

— метода, которым отражено поступление государственной помощи.

Если организация отразила поступление субсидии по мере возникновения целевого финансирования (первый вариант) и обстоятельства, ставшие причиной возврата, возникли в году получения субсидии, то организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием субсидии. Все кроме проводки по фактическому получению субсидии (Дебет 51 Кредит 76). Когда произойдет фактический возврат субсидии, то делаем проводку:

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии

Если организации в текущем году необходимо вернуть субсидию, полученную в предыдущие году, то действуем по следующей схеме:

Налогообложение полученных субсидий

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.

Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей

В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.

Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей. Так как мы покажем в расходах 37 000 рублей и в доходах соответственно тоже только 37 000 рублей.

Такие средства должны быль полностью включены в налоговую базу в течение двух налоговых периодов. Поэтому если вы к концу второго года не успели израсходовать всю сумму субсидии, остаток вам все равно придется обложить налогом.

Описанные порядок не действует в случае если за счет субсидии организация покупает амортизируемое имущество. Такая субсидия включается в доходы по мере начисления амортизации (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ)

Средства субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленных за ее счет (в данном случае числовой пример может быть аналогичен налогу на прибыль), но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода не вся сумма субсидии израсходована, то разницу между полученной и признанной субсидии придется признать в качестве дохода по окончании второго года п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17).

При УСНО данный порядок применяется как при объекте «доходы минус расходы», так и при объекте «Доходы». Но при этом организации должны вести учет потраченных сумм субсидии.

Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих объектов в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового периода) в размере оплаченных сумм.

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения (при УСНО) на дату реализации товаров.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход. А средства государственной помощи в общем случае выходят за рамки деятельности облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, общеустановленный порядок, либо в порядке и на условиях предусмотренных главами 26.1 и 26.2 НК РФ.

Таким образом, субсидия (если речь не идет о возмещении недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг по ценам, регулируемых государственными и муниципальными органами власти) не являются доходов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД

Поэтому данная сумма подлежит налогообложению налогом на прибыль (налогом на доходы физических лиц, ЕСХН или УСН)

Подробнее об этом можно прочитать:

— Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected]

— Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66

Является ли субсидия целевым финансированием

Вопрос-ответ по теме

В 2014 году мы получили субсидию в рамках областной программы поддержки малого бизнеса на компенсацию части стоимости приобретения основных средств. Процедура такая: сначала мы покупаем, предоставляем все документы, потом нам перечисляют субсидию. Вопрос: является ли это целевым финансированием и, соответственно, нужно ли ее показывать в годовой отчетности как целевое финансирование?

сообщаем следующее: Нет, это не является целевым финансированием. Нет, в отчете о целевом использовании полученных средств данная субсидия не указывается.

Поскольку средства целевого финансирования предназначены для трат по конкретному назначению, организация должна отчитаться о целевом использовании таких поступлений.

Субсидия представляет собой возмещение уже понесенных затрат. Для получения субсидии организация предоставляет все необходимые подтверждения, то есть, целевое использовании субсидии уже зафиксировано.

Порядок отражения приведен в материале ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетные средства (субсидию) по возмещению расходов на приобретение основного средства. Имущество уже введено в эксплуатацию и амортизируется

(Материал расположен в Вип-версии)

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:*

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:*

  • субсидий;
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:*

  • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
  • текущих расходов.

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:*

  • ограничение приобретения определенных видов активов;
  • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
  • установленные сроки приобретения и владения активами.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

  • государственного регулирования цен и тарифов;
  • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
  • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

  • денежных средств;
  • другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетные средства (субсидию) по возмещению расходов на приобретение основного средства. Имущество уже введено в эксплуатацию и амортизируется*

В бухучете субсидию отразите следующим образом. В части уже начисленной амортизации – единовременно в составе прочих доходов, а оставшееся – в составе доходов будущих периодов, чтобы затем постепенно относить к прочим. При расчете налога на прибыль субсидию учитывайте полностью во внереализационных доходах в момент его поступления.

Итак, по программе поддержки малого бизнеса организации могут получить финансовую помощь, например субсидию. Ее можно получить и в качестве возмещения расходов на приобретенное ранее основное средство. Использовать субсидию можно только на указанные цели. Это установлено положениями статей 14–17 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Отражать субсидию в бухучете нужно в зависимости от того, есть ли уверенность в том, что все необходимые условия будут выполнены. Так как возмещаемые затраты уже были произведены, то условия предоставления средств уже исполнены. Поэтому в бухучете субсидию отразите как возникновение задолженности бюджета перед организацией:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.*

Такой порядок следует из положений пункта 5 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счет 86).*

Отражать субсидию в прочих доходах нужно с учетом ее связи с расходами. Для этого необходимо определить, в какой пропорции полученная субсидия относится к затратам, связанным с приобретением основного средства. Дело в том, что субсидия может полностью покрывать издержки организации, а может только частично. Кроме того, часть расходов уже может быть учтена при начислении амортизации в прошедших периодах, и это также повлияет на момент признания доходов. Поэтому в части, в которой субсидия относится к уже начисленной амортизации, ее необходимо отразить в прочих доходах единовременно. Размер такого дохода определите по формуле:

Субсидии на компенсацию расходов по реконструкции объекта: бухгалтерский учет и налогообложение

Субсидии на компенсацию расходов по реконструкции объекта: бухгалтерский учет и налогообложение

Субсидии являются одной из форм бюджетных ассигнований. Субсидии предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 69, п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ). Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять цели, условия и порядок предоставления субсидий. Зачастую, такие муниципальные правовые акты предусматривают заключение с получателем субсидии специального соглашения, конкретизирующего порядок предоставления и расходования бюджетных средств.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, в том числе предоставляемой коммерческим организациям в форме субсидий, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденном Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (далее – ПБУ 13/2000). При заключении с получателем субсидии специального соглашения основанием для отражения в бухгалтерском учете предоставленных в установленном порядке бюджетных средств является договор о предоставлении субсидии (пункт5 ПБУ 13/2000).

Существует два метода отражения в бухгалтерском учете факта возникновения целевого финансирования: отражение задолженности по получению этих средств или отражение фактического получения активов (пункт 7 ПБУ 13/2000).

Однако в случае предоставление бюджетных средств на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, законодательство устанавливает единственно возможный вариант. Предоставленные бюджетные средства отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации (прочие доходы) (пункт 10 ПБУ 13/2000). В последнем случае используется счет учета расчетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а фактическое поступление суммы субсидии на расчетный счет будет отражено в единой сумме записью Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В свою очередь, на дату подписания договора о предоставлении субсидии возникает задолженность, отражаемая по Дебету счета76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В отношении бюджетных средств, полученных на финансирование уже понесенных в предыдущие отчетные периоды расходов, в бухгалтерском учете делается запись Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91 «Прочие доходы».

Если только часть осуществленных затрат можно квалифицировать как расходы прошлых отчетных периодов, то в отношении другой части предоставленной субсидии следует счет 86 «Целевое финансирование». ПБУ 13/2000 предписывает на дату подписания договора о предоставлении субсидии признавать в бухгалтерском учете возникновение целевого финансирования как увеличение капитала организации: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 86 «Целевое финансирование».

Если субсидия предоставляется в целях компенсации затрат организации на реконструкцию объектов основных средств или создание объектов основных средств, то у организации на момент предоставления субсидии осуществленные затраты могут быть уже частично признаны в составе расходов предыдущих отчетных периодов, а частично входить в остаточную стоимость созданных и реконструированных объектов основных средств, не погашенную путем начисления амортизации. В этом случае организация, применяя положения пункта 10 ПБУ 13/2000, должна отразить в бухгалтерском учете запись Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» только на часть субсидии, равную сумме начисленных амортизационных отчислений со стоимости возмещаемых затрат на создание и реконструкцию объектов основных средств.

Относительно порядка отражения в бухгалтерском учете другой части субсидии ПБУ 13/2000 не содержит прямого указания на порядок учета операций. По мнению автора, если на дату получения субсидии компенсируемые расходы полностью профинансированы, реконструкция и создание объектов основных средств завершены, то остаток полученных бюджетных средств должен учитываться в составе доходов будущих периодов (пункт 9 ПБУ /13/2000).

Пункт 8 ПБУ 13/2000 определяет порядок списания сумм со счета 86 – суммы использованные по целевому назначению учитываются «как увеличение финансовых результатов организации», то есть в составе доходов. Следовательно, при соблюдении целевого характера предоставленные средства должны увеличить сумму доходов организации. Однако происходит это не единовременно, а систематически, причем период признания доходов определяется на основании положений пункта 9 ПБУ 13/2000. В отношении бюджетных средств, полученных на финансирование капитальных расходов, период признания доходов определяется как «срок полезного использования внеоборотных активов».

Для отражения операций получения и использования субсидии на возмещение расходов по реконструкции объекта организация делает следующие записи в бухгалтерском учете:

Дебет 76 Кредит 91 – признан прочий доход в части амортизации, начисленной за прошлые отчетные периоды, компенсируемой из бюджета (на дату подписания договора о предоставлении субсидии);

Дебет 76 Кредит 86 – отражено выделение субсидии за минусом суммы в покрытие расходов прошлых периодов (на дату подписания договора о предоставлении субсидии);

Дебет 86 Кредит 98 – учтена в составе доходов будущих периодов часть субсидии, подлежащая признанию по мере начисления амортизации в будущих отчетных периодах

Дебет 51 Кредит 76 – фактическое получение денежных средств;

Дебет 98 Кредит 91 – прочий доход в компенсируемой части начисленной амортизации (до конца срока полезного использования созданных и реконструированных объектов).

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций являются все полученные доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов (статья 247 НК РФ). Некоторые доходы освобождены от налогообложения. Их перечень предусмотрен статьей 251 НК РФ. Перечень необлагаемых доходов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Поэтому все иные доходы, которые не указаны в этом перечне, нужно учесть для уплаты налога на прибыль.

Целевые средства поименованы в двух группах необлагаемых доходов — имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), и целевые поступления (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Перечень видов имущества, признаваемого средствами целевого финансирования для целей налогообложения, является закрытым. С 1 января 2008 года в связи с поправками, внесенными Федеральным законом от 29.11.2007 N 284-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 284-ФЗ), средства целевого финансирования определяются как бюджетные ассигнования, выделяемые бюджетным учреждениям, а также субсидии автономным учреждениям. Поскольку речь идет о получении субсидии коммерческой организацией, то полученные средства не могут расцениваться как целевое финансирование.

В отношении понятия целевые поступления имеет место неопределенность в части состава этой группы доходов.

Налоговый кодекс не содержит определения понятия целевых поступлений из бюджета, так же как не содержит и перечня таких средств (в пункте 2 статьи 251 НК РФ приведен лишь детальный перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций). Аналогичным образом определения понятия целевых поступлений из бюджета нет и в Бюджетном кодексе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года) целевыми средствами для целей налогообложения налогом на прибыль организаций признавались целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Контролирующие органы в своих разъяснениях относительно обложения доходов налогом на прибыль уделяли особое внимание вопросу, является ли налогоплательщик бюджетополучателем.

С 1 января 2008 года редакция пункта 2 статьи 251 НК РФ изменилась: из ее текста исключено упоминание о бюджетополучателях. Таким образом, к целевым средствам теперь относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. В связи с этим можно говорить о том, что налоговое законодательство в настоящее время не устанавливает специальных требований к статусу налогоплательщика — получателя целевых поступлений из бюджета. По нашему мнению, это следует расценивать как распространение данной нормы на любые целевые поступления из бюджета вне зависимости от статуса их конечного получателя, поэтому такие целевые поступления как субсидия могут не учитываться при расчете налоговой базы.

Кроме того, полученная организацией субсидия соответствует описанию средств, имеющих целевой характер, содержащемуся в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 98 сказано, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности по их расходованию в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Однако Минфин при рассмотрении порядка налогообложения сходных доходов по-прежнему ссылается на понятие «получатель бюджетных средств» (Письма Минфина РФ от 23.05.2008 № 03-03-06/4/33, от 17.07.2009 N 03-11-06/3/192, от 13.07.2009 N 03-03-06/1/462). В Письме Минфина РФ от 14.08.2009 № 03-03-05/156 специалисты финансового ведомства разъясняют, основываясь на положениях Бюджетного кодекса РФ, что полученные коммерческими организациями субсидии не могут признаваться целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ. Поэтому Минфин считает невозможным, применять положения пункта 2 статьи 251 НК РФ коммерческими организациями.

На сегодняшний день отсутствует арбитражная практика по применению новой редакции пункта 2 статьи 251 НК РФ в отношении обложения налогом на прибыль полученных субсидий.

Представляется, что с 1 января 2008 года отсутствуют правовые основания исключать субсидию, предоставленную бюджетом коммерческой организации на возмещение части расходов, из категории целевых поступлений, не учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Так как полученная в вопросе субсидия соответствует всем критериям целевых поступлений, считаем правомерным не учитывать сумму субсидии при налогообложении прибыли. С другой стороны, если налогоплательщик ставит цель, избежать споров с проверяющими, и соглашается с позицией специалистов финансового ведомства, то целевые поступления из бюджета в адрес коммерческой организации следует включать в состав облагаемых налогом на прибыль доходов.

Финансовая газета

№3, 14.01.2010

Елена Потемина, заместитель руководителя
департамента налогового и финансового консалтинга
АКГ «Интерком-Аудит»

Еще по теме:

  • Сайт мирового суда советского района Сайт мирового суда советского района Мировой судья судебного участка №4по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан Анисимов Роман Олегович Поселок Дербышки улицы ( Главная с 56 по 71б, Липатова, Мира четные дома, Малиновая, Начальная, Парковая дома2,4,6, Правды, […]
  • Иск о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги Иск о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги Мировому судье участка № 78 САО г. Омска 644033, г. Омск, ул. 1 Затонская, 24 Истец: Жилищно-строительный кооператив "С" г. Омск, ул. . . Ответчик: Р. проживающий: г. Омск, ул. . д. № . кв. . цена иска: 19157 рублей, 22 […]
  • Решение минусинского городского суда Решение Красноярского краевого суда от 16 марта 2017 г. по делу N 7р-223/2017 Решение Красноярского краевого суда от 16 марта 2017 г. по делу N 7р-223/2017 Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич, рассмотрев в судебном заседании жалобу главного государственного […]
  • Учебное пособие по гму Основы государственного и муниципального управления. Рой О.М. СПб.: 2013. — 448 с. Учебное пособие посвящено освещению проблем и перспектив в развитии российской государственности, повышению роли местных сообществ в решении актуальных проблем местного значения, на основе обобщения […]
  • Копылов аа Суд Постановление Московского городского суда от 20 января 2017 г. N 44у-629/16 Постановление Московского городского суда от 20 января 2017 г. N 44у-629/16 Президиум Московского городского суда в составе: Председательствующего - Егоровой О.А., членов Президиума: Фомина Д.А., Базьковой Е.М., […]
  • Ст Нк рф госпошлина в суд Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями СТ 333.19 НК РФ. 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным […]
  • Закон о государственной пошлине 2014 Размер государственной пошлины при подаче заявления в суд Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, установлены ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона […]
  • Отложенные налоги при переоценке Отложенные налоги - взгляд МСФО Обычно правила налогового законодательства конкретной страны отличаются от соответствующих правил расчета прибыли принятых стандартов бухгалтерского/финансового учета.// С.В. Модеров,"Методический журнал ", " МСФО и МСА в кредитной организации " […]