Правила конвенции о правах ребенка

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.

Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.

Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:

а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;

б) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка;

г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.

Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.

Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.

Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.

Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.

Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.

Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.

Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.

Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан

Конвенция о правах ребенка для детей

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО.
Краткое содержание Конвенции о правах ребенка
Конвенция — это международный юридический
документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.
Конвенция принята 20 ноября 1989 года.

На территории нашей страны
Конвенция о правах ребенка
вступила в законную силу
15 сентября 1990 года.
Это значит, что наше государство
должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Статья 1
Определение ребенка

Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами, заключенными в данной Конвенции.

Статья 2
Предотвращение дискриминации

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3
Наилучшее обеспечение интересов ребенка

Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

Статья 4
Осуществление прав

Государство должно делать все возможное, чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной
Конвенцией

Статья 5
Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

Государство должно уважать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребенка с учетом его развития.

Статья 6
Право на жизнь, выживание и развитие

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7
Имя и гражданство

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8
Сохранение индивидуальности

Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

Статья 9
Разлучение с родителями

Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.
Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (Кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если. в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку).

Статья 10
Воссоединение семьи

Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения

Статья 11
Незаконное перемещение и возвращение

Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12
Взгляды ребенка

Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам. С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.

Статья 13
Свобода выражения мнения

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14
Свобода мысли, совести и религии

Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.

Статья 15
Свобода Ассоциации

Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16
Защита права на личную жизнь

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17
Доступ к соответствующей информации

Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Статья 18
Ответственность родителей

Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19
Защита от злоупотреблений и небрежного отношения

Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы
и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,
подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20
Защита ребенка, лишенного семьи

Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь
со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям,
которые уважают его родные язык, религию и культуру.

Статья 21
Усыновление

Государство должно следить за тем чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно
соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав.
При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться
одинаковые правила, гарантии и нормы.

Статья 22
Дети-беженцы

Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам — оказывать
им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать
воссоединению с семьей.

Статья 23
Дети-инвалиды

Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении,
имеет право на особую заботу и достойную жизнь.
Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться,
готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью

Статья 24
Здоровье и здравоохранение

Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи,
чистой питьевой воды и полноценного питания.
Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности
и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье.

Статья 25
Периодическая оценка при попечении

Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.

Статья 26
Социальное обеспечение

Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.

Статья 27
Уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического,
умственного, и духовного и нравственного развития.
Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить
своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28
Образование

Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование
должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее — доступным для всех детей.
В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение
к его человеческому достоинству.
Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29
Цели образования

Образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты,
умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания,
мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.

Статья 30
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству,
он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи,
исповедовать свою религию

Статья 31
Отдых, досуг и культурная жизнь

Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной
и творческой жизни.

Статья 32
Детский труд

Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы.
Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому
развитию ребенка.

Статья 33
Незаконное употребление наркотических средств

Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного
употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей
в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34
Сексуальная эксплуатация

Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35
Торговля, контрабанда и похищение

Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36
Другие формы эксплуатации

Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37
Пытки и лишение свободы

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам,
жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей
семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38
Вооруженные конфликты

Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую
участвовать в военных действиях.
Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39
Восстановительный уход

Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации,
то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство
собственного достоинства.

Статья 40
Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии,
правовую и другую помощь.

Статья 41
Применение наивысших норм

Если законодательство отдельной страны защищает права ребенка лучше,
чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42
Соблюдение и вступление в силу

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Ты, как юный гражданин России, имеешь определенные права и обязанности, которые признаны как Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ, Федеральным законодательством, так и международным документом – Конвенцией ООН о правах ребенка.
Что же такое Конвенция о правах ребенка? Это международный документ о правах детей, принятый 20 ноября 1989 года. Конвенция подписана всеми государствами мира. Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей.
Извлечения из Конвенции ООН о правах ребенка.
Каждый ребенок имеет право:
— на жизнь (ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка)
— на имя и гражданство (ст.7, ст.8 Конвенции ООН о правах ребенка)
— свободно выражать мнение, высказывать свое мнение (ст.12, ст.13, ст.17 Конвенции ООН о правах ребенка)
— на защиту (ст.19, ст.20, ст.32, ст.33, ст.34, ст.35, ст.36 Конвенции ООН о правах ребенка)
— на охрану своего здоровья (ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка)
— на получение образования (ст.28, ст.29 Конвенции ООН о правах ребенка)
— на отдых (ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка)
— на личную жизнь (ст.16 Конвенции ООН о правах ребенка)

Если будут нарушены Ваши права, вы можете обратиться за помощью к Уполномоченному по правам участников образовательного
процесса своей школы Симонян Людмиле Михайловне.

Краткое содержание Конвенции ООН о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка имеет всего 54 статьи. Статьи 43-54 касаются того, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить всем детям
все их права.
Конвенция – это соглашение между странами соблюдать один закон. Когда правительство страны присоединяется к Конвенции, это означает, что оно согласно соблюдать
закон, изложенный в этой Конвенции.
Статья 1
Каждый человек до 18 лет имеет все права, закрепленные в этой Конвенции.
Статья 2
Конвенция применима к каждому человеку, независимо от его расы, религии, способностей, независимо от того, что он думает или говорит, из какой семьи происходит.
Статья 3
Все организации, работающие с детьми, должны стремиться делать все лучшее для каждого ребенка.
Статья 4
Государство должно делать все возможное, чтобы осуществлять эти права детей.

Статья 5
Государство должно уважать права и обязанности семей по руководству и воспитанию своих детей таким образом, чтобы по мере того, как они растут, они учились правильно пользоваться своими правами.
Статья 6
Все дети имеют право на жизнь. Государство должно обеспечить выживание и здоровое развитие детей.
Статья 7
Все дети имеют право на законно зарегистрированное имя и гражданство, а также право знать и, насколько это возможно, получать заботу своих родителей.

Статья 8
Государство должно уважать права детей на имя, гражданство и семейные связи.
Статья 9
Дети не должны быть разлучены со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается для их блага. Например, если родитель жестоко обращается или не заботится о ребенке. Дети, чьи родители живут раздельно, имеют право поддерживать контакты с обоими родителями, если только это не будет во вред ребенку.
Статья 10
Семьям, живущим в разных странах, должно быть позволено пересекать границы между этими странами для того, чтобы родители и дети могли поддерживать контакты или снова воссоединиться в одну семью.
Статья 11
Государство должно принять меры к тому, чтобы прекратить незаконный вывоз детей из страны.
Статья 12
Дети имеют право высказать свои мысли, когда взрослые принимают решения, затрагивающие их, и их мнение должно приниматься во внимание.
Статья 13
Дети имеют право получать и обмениваться информацией, если только
эта информация не наносит вреда им самим или другим людям.

Статья 14
Дети имеют право думать и верить в то, что им нравится, и исповедовать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Родители должны разъяснять детям эти вопросы.
Статья 15
Дети имеют право встречаться и объединяться в группы или организации, если только это не нарушает права других людей.
Статья 16
Дети имеют право на личную жизнь. Закон должен защищать их от нападок на их образ жизни, их доброе имя, их семьи и жилища.
Статья 17
Дети имеют право получать надежную информацию через средства массовой информации. Телевидение, радио и газеты должны предоставлять такую информацию, которая понятна детям, и не должны распространять материалы, которые могут нанести вред детям.
Статья 18
Оба родителя несут совместную ответственность за воспитание своих детей и должны всегда исходить из того, что является наилучшим для каждого ребенка. Государство должно помогать родителям, предоставляя услуги для их поддержки, особенно, если оба родителя работают.

Статья 19
Государство должно обеспечить, чтобы о детях должным образом заботились, и защищать их от насилия, злоупотреблений или небрежного отношения со стороны родителей или тех, кто осуществляет их воспитание.
Статья 20
О детях, которые не могут воспитываться в своей собственной семье,
должна быть проявлена надлежащая забота со стороны людей, уважающих их религию, культуру и язык.
Статья 21
При усыновлении детей в первую очередь должно быть принято во внимание то, что в их наилучших интересах. Одинаковые правила должны касаться усыновления детей в их родной стране или при их вывозе на жительство в другую страну.

Дети, прибывшие в страну в качестве беженцев, должны иметь те же права, что и дети, родившиеся в этой стране.

Статья 23
Детям, имеющим любой тип инвалидности, должны предоставляться
особый уход и поддержка, чтобы они могли жить полной и самостоятельной жизнью.

Статья 24
Дети имеют право на высококачественную медицинскую помощь, чистую воду, доброкачественное питание и чистую окружающую среду, чтобы оставаться здоровыми. Богатые страны должны помогать
бедным странам в достижении этого.
Статья 25
Положение детей, находящихся не на попечении своих родителей, а под опекой местной власти, должно подвергаться регулярной проверке.
Статья 26
Государство должно выделять дополнительные средства для детей в нуждающихся семьях.
Статья 27
Дети имеют право на уровень жизни, отвечающий их физическим и умственным потребностям. Государство должно помочь семьям, которые не могут этого обеспечить.
Статья 28
Дети имеют право на образование. Дисциплина в школе должна уважать человеческое достоинство детей. Начальное образование должно быть бесплатным. Богатые страны должны помочь бедным странам достичь этого.
Статья 29
Образование должно в полной мере развивать личность и таланты каждого ребенка. Оно должно поощрять детей уважать своих родителей, свои и чужие культурные традиции.
Статья 30
Дети имеют право изучать и использовать язык и обычаи своих семей, независимо от того, принадлежат ли они большинству населения страны или нет.
Статья 31
Все дети имеют право на отдых и игры и участие в разнообразной деятельности.
Статья 32
Государство должно защищать детей от опасной работы или работы, которая может нанести вред их здоровью или образованию.

Статья 33
Государство должно обеспечить способы защиты детей от опасных наркотических средств.
Статья 34
Государство должно защищать детей от сексуального насилия.
Статья 35
Государство должно обеспечить защиту детей от похищений или продажи.
Статья 36
Дети должны быть защищены от любых действий, которые могли бы причинить вред их развитию.
Статья 37
Дети, которые нарушают закон, не должны подвергаться жестокому обращению. Их не должны помещать в тюрьму вместе со взрослыми и
должны обеспечить им контакт с их семьями.
Статья 38
Государство не должно позволять детям моложе 15 лет вступать в армию. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.
Статья 39
Дети, подвергшиеся жестокому обращению или безнадзорности, должны получить особую помощь для восстановления своего собственного достоинства.
Статья 40
Дети, обвиняемые в нарушении закона, должны получить юридическую помощь. Приговоры детей к тюремному заключению должны приниматься только в случае самых серьезных преступлений.
Статья 41
Если законодательство отдельной страны защищает детей лучше, чем статьи настоящей Конвенции, то следует применять законы этой страны.
Статья 42
Государство должно обеспечить, чтобы все родители и дети знали эту
Конвенцию.

Правила конвенции о правах ребенка

( консультация для родителей )

Дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностей, моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач.

В каждый возрастной период ребёнку необходимо предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для нормального роста и полноценного развития, окружить его заботой и вниманием со стороны родителей и воспитателей, учитывая самоценность детства в жизни человека.

Проблема эта решается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений; психолого-педагогическое – создание благоприятных условий соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
Международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире.

1924г. – в рамках Лиги Наций принята >.
1948г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла >, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959г. – «Декларация прав ребёнка».
1989г. – «Конвенция в правах ребёнка».
1990г. – «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

В 1990 г. Россия ратифицировала важнейший международный документ «Конвенцию о правах ребёнка», в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

«Конвенция о правах ребёнка» — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, к его мнению и взглядам.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
— воспитание;
— развитие;
— защиту;
— активное участие в жизни общества.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка – это международный свод правил, определяющий защиту несовершеннолетних людей, их развитие и свободу. Принята Конвенция была в 1989 году. Подписали её практически все страны участницы Генеральной Ассамблеи ООН, хотя многие сделали это с оговорками и ограничениями. Конвенция является логическим развитием Декларации прав ребенка, которая была лишь рекомендательным документом без какой-либо юридической силы.

Конвенция о правах детей состоит из 54 статей и нескольких факультативных протоколах. Которые регламентируют дополнительные положения, связанные с детьми, а именно о запрете их участия в вооруженных конфликтах, в торговле людьми, порнографии, проституции и так далее.

Следует заметить, что Конвенция о правах ребёнка подвергается некоторыми специалистами критике за определенные нюансы, позволяющие неправильно интерпретировать свободы детей. Например, статья 16 определяет право ребенка на личную жизнь, которую не должны ограничивать окружающие, в том числе и родители, что можно истолковывать таким образом, будто ребенок имеет право вступать в гомосексуальную связь, устраивать в доме оргии, делать аборты и так далее. Но следует заметить, что даже при наличии всех недостатков и коллизий этот документ всё же выполняет свою основную функцию – регламентирует права детей на свободу, защиту, образование и так далее. Причем Конвенция постоянно развивается, учитывая рекомендации, региональные особенности, выпускает факультативные протоколы.

Краткий перечень основных прав и свобод, которые описаны в Конвенции о правах ребенка:

  1. Ребенок – это несовершеннолетнее человеческое существо, которое не достигло 18 лет. Граничный возраст в некоторых случаях может быть изменен. Государства участники Конвенции обязуются обеспечивать права несовершеннолетних и соблюдать их интересы, а также максимально, с учетом региональных особенностей, адаптировать свое внутреннее законодательство для его соответствия международному праву. Родители должным образом должны руководить ребенком для его развития и жизнеобеспечения.
  2. Ребенок имеет абсолютное право на жизнь. Каждое государство обязано максимально обеспечивать выживание несовершеннолетних людей. Ребенок должен при рождении быть зарегистрирован, иметь имя и гражданство. При этом государство должно уважать и обеспечивать сохранность самоидентификации.
  3. Ребенок не должен быть разлучен с родителями, за исключением процедур предусмотренных законом. Несовершеннолетний не может быть лишен контакта с родителями за исключением случаев, когда это вредит его интересам.
  4. Не допускается незаконное перемещение детей между странами и их невозвращению на родину, для этого государства должны заключать международные договора и совместно обеспечивать безопасность несовершеннолетних людей.
  5. Ребенок имеет право иметь и свободно формулировать собственное мнение, которое должно приниматься во внимание, но с учетом зрелости человека. Несовершеннолетний должен иметь доступ к информации, возможность передавать ее другим людям. Ограничение на доступ к информации должно носить законный характер. Несовершеннолетний человек имеет право на свободу совести, вероисповедания и мирных собраний.
  6. Вмешательство в личную и семейную жизнь, посягательство на имущество и репутацию несовершеннолетних недопустимо. Ребенок должен иметь свободный доступ к средствам массовой информации, при этом доступ к вредной для него информации должен быть ограничен.
  7. За развитие ребенка несут ответственность родители или опекуны. Государства участники Конвенции оказывают им всестороннюю поддержку.
  8. Ребенок должен быть всесторонне защищен то физического или психологического насилия. Для этого необходимо принимать административные, законодательные и информационные меры.
  9. Несовершеннолетние люди, которые остались без опеки родителей, должны опекаться государством. При этом законом должно признаваться и поощряться усыновление.
  10. Неполноценные в физическом или умственном плане дети должны иметь право на достойную жизнь и по возможности принимать активное участие в жизни всего общества. Несовершеннолетние люди имеют право на самую лучшую медицинскую помощь. Уровень их жизни должен обеспечивать физическое, умственное, социальное и нравственное развитие. У каждого ребенка есть право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Права несовершеннолетнего человека из этнического или религиозного меньшинства не должны быть ограничены.
  11. У ребенка есть право на отдых и развлечения, участие в играх мероприятиях, соответствующих его возрасту. Экономическая эксплуатация не может быть использована по отношению к несовершеннолетнему человеку.
  12. Государство обязуется всеми мерами защищать несовершеннолетних граждан от употребления наркотиков и всевозможных психотропных веществ, а еще от сексуального насилия и использования несовершеннолетних в порнографических материалах. Государство должно защищать детей от похищения и их контрабанды, и любых форм эксплуатации. Также несовершеннолетний не может быть подвергнут пыткам, не может быть приговорен к смертной казни или пожизненному заключению без права освобождения.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

Еще по теме:

  • Приказы по прививкам в рб Приказы по прививкам в рб Инструкция по тактике проведения профилактических прививок среди населения в Республике Беларусь Глава 2. Планирование профилактических прививок Глава 3. Оценка показателей качества иммунизации Глава 4. Тактика проведения профилактических прививок против […]
  • Александр внуков находящийся под опекой драгунова достиг 14 летнего возраста Силин, опекун десятилетнего Олега Вяткина, из-за неуправляемости своего подопечного сдал его в детский дом. Освобождается ли в этом случае Силин от исполнения обязанностей опекуна? 53 Задача 16 Черткова, опекун Людмилы Дроновой, 7 лет, часто била ее за незначительные проступки, оставляла […]
  • Закон 52-кз ставропольского края Ставропольский край: Закон № 52-кз от 27.11.2002 Ставропольский край Редакция устарела, новую редакцию можно найти здесь Внимание! В закон внесены изменения Принят Государственной Думой СК 21 ноября 2002 года (в ред. Законов СК от 16.10.2003 N 31-кз, от 07.06.2004 N 40-кз, от 29.11.2004 […]
  • Как филиал платит налоги Налоги платит филиал Организация является плательщиком НДС и налога на прибыль. Ее филиал как обособленное подразделение реализует услуги и уплачивает НДС по месту постановки на учет организации. Исчисленные исходя из доли прибыли суммы авансовых платежей и суммы налога на прибыль […]
  • Пособие за ранние сроки за счет фсс Пособия за счет средств ФСС РФ Пособия за счет средств ФСС РФ С 01.01.2018 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 года № 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной […]
  • Образец ходатайства на награждение почетной грамотой воспитателя Характеристика педагога ДОУ на награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок» Выбранный для просмотра документ характеристика.docx название образовательного учреждения ФИО педагога работает в муниципальном […]
  • Услуги бесплатного адвоката в москве Бесплатный адвокат Бесплатная помощь юристов и адвокатов позволяет гражданам получить своевременную и высококвалифицированную помощь в любой сложившейся ситуации. Это и гражданское право, и уголовные судебные разбирательства, и административные штрафные санкции и т.д. Личный бесплатный […]
  • Правила диалогов на письме Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: орфография Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Выберите правильные варианты […]