Социологический закон

Student’s site

Тематические разделы

Использование тестовой традиции в социологии

Переписи населения

Специфика молодежной субкультуры

Социологические законы: сущность, классификация

Ядро всякой науки составляют ее законы.

Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их равнообразующую, которая раскрывает сущность явлений и процессов.

Исследовать социальные законы и закономерности – значит установить существенные и необходимые связи между различными элементами социальной сферы.

Трудно представить себе человека, полностью свободного в своих действиях, в формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Живя в обществе, каждый его член подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов. Кроме того, очевидно, что важным фактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит окружающая его среда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные руками людей, земные природные и космические явления. Если к этому добавить влияние свойств характера и других качеств личности, то станет очевидным, что число барьеров и ограничений, изменяющих поведение человека, достаточно велико.

В результате действия людей, ассоциированных в социальные группы, и деятельность социальных институтов становятся в значительной степени однонаправленными, и поведение людей, контролируемое влиянием группы и институтов, — менее разнообразным, более стандартизированным. Это обусловливает повторяемость образцов поведения человека и в известной степени предсказуемость его стремлений, установок и действий, которая растет по мере усложнения структуры общества и появления новых способов контроля за действиями людей. Таким образом, деятельность и поведение людей в обществе подвержены действию объективных, т.е. не зависящих от сознания людей, социальных законов.

Что такое социальный закон? Г.В. Осипов определяет социальный закон как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.»

Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество как целое или же его части.

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:

1)закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;

2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений (исключение, подтверждающее закон, — бессмыслица);

3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

Наличие этих признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей. При анализе действия закона и формулировании его содержания исследователь должен по возможности исчерпывающе оговаривать условия такого действия. Поэтому утверждения типа «индивиды всегда стремятся образовывать социальные группы» не являются социальными законами, поскольку в них не оговорены условия их действия. В то же время утверждение типа «деловой, конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается после устранения причин его возникновения, если не повлияют внешние (в неорганизационные) факторы и не произойдет перераспределения ресурсов внутри организации» описывает действие социального закона, поскольку четко оговорены его условия. Очевидно, что невозможно полностью избежать в организации влияния внешних факторов и добиться, чтобы материальные ресурсы, информация, влияния не перемещались внутри организации. Но можно найти ситуацию, максимально приближенную к условиям действия закона в той или иной организации. Если деловой конфликт в организации после устранения его причины не разрешается, это означает только то, что не выполнены оговоренные в формулировке закона условия.

Социальный закон

Понятие социального закона

Социальный закон по определению Г. В. Осипова, — это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными субъектами.

Социальные законы обладают следующими характерными признаками:

  • закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
  • при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;
  • условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично и приблизительно.

В сфере действия закона могут находиться общество в целом или же его части. В социологии действие социального закона имеет смысл только при выполнении специфического условия, а именно социальной установки на готовность к совершению определенных действий. Эта установка измеряется показателем, называемым валидностью.

Социальные законы различаются между собой по степени общности, времени действия, способу их проявления и другим признакам. Общесоциологические законы касаются общества в целом.

Формационные законы обусловлены особенностями той или иной формации. Особую группу составляют социальные законы, отражающие функционирование и развитие общностей, социальных связей и отношений на разных уровнях организации. Различаются законы функционирования и законы развития, законы статистические и законы динамические и т.д.

Признаки социальных законов

В процессе изучения общественных отношений огромное значение имеют так называемые социальные законы.

Г. В. Осипов определяет социальный закон как относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами (индивидами, группами, народами, классами и т.д.).

Социальные законы, закономерности действуют во всех областях человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту (социальный слой или класс) и, наконец, на все общество. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество в целом или его часть.

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) сами условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, частично и приблизительно. Наличие указанных признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей.

В качестве примера рассмотрим социальный закон, приведенный А. Зиновьевым. «Если водном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты». Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором платят меньше, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно. Принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона часто просто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.

Однако существует обстоятельство, несколько упрощающее научный подход к изучению социальных законов. Дело в том, что социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу. Основой их являются исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т.д. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо, прежде всего, выявлять потребности индивидов, составляющих социальный класс, группу или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать сами социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.

Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Законы социологии

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 4703 ; Нарушение авторских прав

Законы социологии, так называемые социальные законы, проявляются в деятельности людей и их объединений, регулируют поведение людей и групп, определяют отношения между личностями и их общностями.

Социальный закон выражает относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, демографическими и профессиональными группами, между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней.

Социальный закон – это существующие независимо от сознания человека объективные правила, нормы, которые регулируют поведение людей, отношения их друг к другу, которые обнаруживают исторически сложившиеся интересы, мотивы, желания, стремления людей к удовлетворению своих потребностей, признанию их со стороны других, к улучшению условий существования и обеспечения их безопасности.

В определении категорий социальных законов ученые имеют различные точки зрения. Так, часть ученых считают, что их можно подразделить на три категории.

1. Первая категория включает в себя законы, которые могут быть применены ко всем явлениям, ко всем временам и ко всем народам. Основанием для них служат общие и постоянные свойства человеческой природы.

2. Вторая категория законов имеет второстепенное значение. Она содержит законы, объединяющие друг с другом, в частности, несколько отдельных институтов. В логике подобные формулы называются законами существования. Например, известные законы одновременного появления у животных в процессе эволюции разных частей скелета и разных органов. Общество подчиняется аналогичным законам, так как различные учреждения могут появляться в нем одновременно.

Третья категория законов раскрывает перед нами не настоящий, а будущий социальный строй. Природа их динамична, а не статична. Они касаются не всеобщего и постоянного социального строя, не его временного и частного состояния, а другое. Это уже не законы постоянства и существования, а законы последовательности. Они определяют эволюцию социальной жизни.

Ряд ученых выделяют пять категорий социальных законов:

1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений.

2. Законы, определяющие тенденции развития.

3. Законы функциональные, устанавливающие связь между социальными явлениями, выражающие связь между основными элементами социального объекта.

4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.

5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями.

Социальные законы обладают признаками:

– закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;

– при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

– условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

В числе основных социальных законов ученые называют:

1)закон социальной дифференциации и интеграции, проявляющийся в постоянном расслоении общества и его объединении;

2)закон социальной мобильности (подвижности), проявляющийся в постоянной смене личностью ролей, статусов, положения по горизонтальной и вертикальной мобильности, постоянном перемещении личности либо сверху вниз по иерархии, либо наоборот, либо перемещение ее в горизонтальном слое;

3)закон интернационализации общественной жизни, проявляющийся в постоянном обмене народами стран или государств между собою достижениями по проблемам различных способов обобществления жизни, культуры, научных достижений и другими факторами, имеющими место в жизни обществ;

4)закон социализации индивида, проявляющийся в постоянном, постепенном введении, встраивании, адаптации индивида в социально-экономическую, образовательную, политическую, культурную сферу общества и овладения им правилами, нормами, идеями, целями, социальными ценностями общества;

5)закон урбанизации общества, проявляющийся в образовании и развитии городов, обобществлении жизни за счет усилий и участия сельского населения, меняющего сельское место жительства на городское;

6) закон однокачественности компонентов социальной организации,то есть закон соответствия социальной организации человеческому материалу страны, историческому наследию, геополитическим условиям.

Часть ученых, выделяя чисто теоретические и практические значения социальных законов, считают в качестве основных следующие:

1. Закон, определяющий роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

2. Закон, определяющий роль способа производства по отношению к социальным институтам общества.

3. Закон, определяющий роль производительных сил по отношению к экономическим отношениям.

4. Закон, определяющий роль экономического базиса по отношению к надстройке.

5. Закон порядка и прогресс (О. Конт).

6. Закон круговой эволюции (Вико).

7. Закон причинности.

Особенность тех и других законов в том, что они реализуются конкретными людьми в конкретных условиях. Их называют законами-тенденциями.

Законы социологии подразделяются:

по степени общности:

– общие, в основном это философские законы, вместе с тем, они определяют развитие общества как целого;

– специфические – характеризуют отдельную систему общества или ее элемент.

по характеру и способу проявления:

– динамические – определяют жесткую связь между событиями по последовательности;

– статистические – определяют социальные явления не строго, а с некоторой степенью вероятности.

Проявления социальных законов можно обнаружить в поведении людей, объединенных в группы, общности, ассоциации либо объединенных под началом социальных и политических институтов. Здесь имеется в виду то, что поведение людей становится однонаправленным, стандартизированным, менее разнообразным, предсказуемым, подконтрольным. Значит, люди приспосабливают свое поведение к существующим порядкам, историческому опыту, к поведению других людей, к традициям, обычаям, обрядам, установленным историей и временем. В их поведении просматривается повторяемость, взаимозависимость по отношению друг к другу.

Основной социологический закон

Основной социологический закон

Если внутри экономического способа производства определяющую роль играют производительные силы, а внутри технологического — его техническая основа, то по отношению ко всей системе общественных отношений, идей, учреждений такую роль выполняют оба способа производства в целом и в единстве, что можно обозначить как «способ производства материальных благ». Кстати, если вернуться к определению технологического способа производства, то нетрудно обнаружить, что два способа производства, о которых идет речь, являются не рядоположенными, а в определенном смысле «помещенными» один внутри другого: ведь технологический способ производства есть не что иное, как способ соединения, взаимодействия элементов производительных сил в связи с их технической основой, в то время как экономический способ производства представляет собой системное единство этих производительных сил с соответствующими им экономическими отношениями. В схеме 3 сделана попытка графически изобразить эту «помещенность».

Такое взаимопроникновение способов производства очень часто имеет своим следствием их совокупное воздействие на социальные, политические и духовные процессы. В дальнейшем мы не раз будем возвращаться к конкретизации действия этого закона при анализе отдельных сторон, состояний, процессов общественной жизни. Сейчас проследим его совокупное действие на примере такого социального института, как семья.

Известно, что коллективистская, общинная собственность на средства производства обеспечивала социальное равенство мужчин и женщин. При этом во многих родовых коллективах и во главе общины в целом и во главе семьи стояла женщина. И если даже матриархат не был, как сейчас считают историки, всеобщим явлением, повсеместный переход к патриархату может быть объяснен научно только с учетом действия закона определяющей роли обоих способов производства в общественном развитии. Главенствующая роль женщины в семье и делах общины была характерной для тех общин, в которых основные средства существования давало собирательство, а не такие мужские занятия, как охота и рыболовство. Собирательство не требовало или почти не требовало употребления искусственных каменных орудий, «творцами» и владельцами которых были мужчины. Собирательство же было уделом женщин потому, что вскармливание и воспитание «подрастающего поколения» не позволяло им удаляться далеко от поселения, как того требовала охота и рыболовство. В силу этих причин женщина была и хранительницей домашнего очага — не в образном, а совершенно реальном смысле слова: огонь должен был поддерживаться денно и нощно, ибо иначе могла наступить смерть от холода и голода. Все эти производственные функции, то есть место в технологическом способе производства, и выводили женщину на положение «первой среди равных».

Ситуация коренным образом меняется с переходом к новому технологическому способу производства — от собирательства к культурному земледелию и от охоты к скотоводству. Употребление тяжелых вспашных орудий, характерных для первобытного земледелия, требовало большой физической силы, и первым земледельцем становится мужчина. Первобытное скотоводство требовало удаления на большие расстояния от своего поселения, и первым скотоводом опять-таки становится мужчина. Но поскольку именно земледелие и скотоводство дают теперь основные средства к существованию, то и главенствующая роль в семье и общине переходит к мужчине. Эта роль окончательно закрепляется в связи с появлением прибавочного продукта и частной собственности, то есть с переходом к новому экономическому способу производства. Патриархальная семья становится и технологической, и экономической ячейкой нового общества, а главенство мужчины, его ведущее место в производстве прибавочного продукта закрепляется и юридически — в праве наследования имущества исключительно по мужской линии. Наступает то самое «всемирно-историческое поражение женщины», о котором писал Ф. Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства».

Условия для эмансипации женщин начинают складываться в связи с переходом опять-таки к новому технологическому способу производства, возникающему в ходе машинного переворота. Заметим, что в плане экономическом этой эпохе соответствует определенная стадия развития капитализма. И вот здесь-то мы наблюдаем уже разнонаправленное воздействие каждого из способов производства на один и тот же процесс. Высокий уровень производительных сил, достигнутый в результате машинного переворота, позволяет женщинам участвовать в процессе общественного производства наравне с мужчинами, поскольку машина не требует большой физической силы. Но характер экономических отношений тормозит процесс эмансипации (еще долго будет сохраняться неравенство в оплате труда, в условиях получения образования и т. п.). Новый этап в продвижении к фактическому равенству женщины и мужчины открывается сегодня в связи с начавшимися в развитых странах процессами социализации многих сторон общественной жизни, причем в этом же направлении «срабатывает» и переход к информационно-компьютерному технологическому способу производства, позволяя автоматизировать домашнее хозяйство.

Есть, конечно, такие общественные процессы, состояния, институты, на изменение которых оказывает монопольное или почти монопольное воздействие какой-то один из способов производства. Так, требования, предъявляемые к общеобразовательному, профессиональному и культурному уровню производителя материальных благ, детерминированы прежде всего характером труда, свойственным данному технологическому способу производства. Или другой пример: специфика средств труда предопределяет «ассортимент» профессиональных заболеваний — Для конвейера как символа индустриально-машинного производства показателен прежде всего массовый физический травматизм, в автоматизированном производстве с его сложными пультами контроля преобладает уже травмирование нервно-психической системы человека.

Итак, основной социологический закон, действие которого прослеживается на протяжении всей истории человечества, может быть определен как закон определяющего воздействия экономического и технологического способов производства на все стороны жизни общества.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем коренной методологический порок техницизма?

2. Какие технические революции в истории общества вам известны?

3. Уяснили ли вы различие между основным и исходным производственными отношениями?

4. В каком случае производственные отношения выступают в качестве тормоза развития производительных сил?

5. Как вы понимаете сущность основного социологического закона?

§1. Социологический закон и историческая закономерность

Долгое время в марксистских научных представлениях XX в.,

преобладавших в отечественной исторической науке существовало

отождествление природных и социальных закономерностей. Таким

образом, догматический марксизм возвращался к уровню

механистического материализма XVIII в. и позитивизма XIX столетия,

которые хотели истолковать развитие общества по законам природы.

Такое представление — что в истории действуют некие железные законы,

которые определяют общественное развитие именно так, а не иначе —

прочно утвердилось в нашей литературе и нашем сознании.

Типичным примером может служить известная в свое время статья И.

Клямкина «Какая дорога ведет к храму?», опубликованная в журнале

«Новый мир» (1987. №11). Основная идея ее заключается в утверждении,

что исторический путь России был предопределен, и нужно пытаться

понять русскую историю, не отрекаясь от нее.

Автор говорит, что наша улица — не лучшая, но она была

предопределена судьбой, и попытки столкнуть ее на западную улицу были

и будут обречены на провал.

Таким образом, Клямкин отождествляет судьбу, предопределенность и

историческую закономерность. Мы видим, что основная идея статьи — или

вычеркнуть из памяти, или признать, что это закономерность. Но такая

дилемма не верна.

История — это арена деятельности самого человека. Именно в такой

деятельности осуществляется реальный исторический процесс, который

является определенной цепью конкретных исторических закономерностей.

Сравним такие понятия как «закон» и «закономерность». Они не

тождественны, между ними есть существенные различия.

Закон — это определенная существенная связь явлений, указывающая на

определенное соотношение между явлениями по принципу если А, то Б.

Закономерность — это воплощение закона в реальной исторической

Закон указывает на возможность определенного события, а

закономерность говорит о возможности воплощения его в жизнь.

В последние десятилетия в исторической литературе утверждается

представление о том, что следует различать исторический и

социологический законы, хотя они и имеют некоторые общие свойства. Но

эта точка зрения не единственная. Существует и другой подход,

сторонники которого отрицают существование отдельных исторических

законов, отличающихся от законов социологических (В.Ж. Келле, М.И.

Они утверждают, что историческая наука отличается не степенью

общности тех законов, которые она исследует, а самим подходом к

изучению общества. Историка, по их мнению, интересует специфика

проявления общего закона в истории данного конкретного общества,

исторические причины, модифицирующие его проявление. Таким образом,

они утверждают, что существуют лишь общие законы исторического

развития, а история — только сфера проявления действия общих

Однако с этими взглядами нельзя согласиться, т.к. за историей

отвергается право иметь свои законы, и в этом случае она уже перестает

быть наукой. Кроме того, общие социологические законы недостаточны

для понимания конкретно-исторической действительности. Ученые, в этом

случае, будут огрублять реальную действительность, что приведет к

дискредитации, как самих социологических законов, так и науки, которая

занимается этими законами.

В рамках марксистской эпистемы в качестве общего выступает закон

перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Возьмем, например, проблему перехода от античности к средневековью.

Согласно закону это происходит так: нарушается соответствие между

производительными силами и производственными отношениями. Первые

развиваются и опережают в своем развитии производственные отношения,

между ними возникает конфликт, который разрешается с помощью

социальной революции. В результате Базис и Надстройка вновь приходят в

соответствие друг другу. Однако теперь уже речь идет о новом более

прогрессивном способе производства.

В конкретной же исторической действительности нередко наблюдается

не развитие производительных сил, а наоборот. Первые века нашей эры —

переход от античности к средневековью, который произошел в результате

падения Западной Римской империи под ударами варваров. Поэтому

происходит упадок производительных сил. Следовательно, феодальные

отношения ложились на более низкий их уровень. Трудно отыскать и

социальную революцию. Правда Сталин в свое время высказал мысль о

революции рабов, которая сокрушила Рим. Руководствуясь его

указаниями, ученые эту революцию стали искать, но найти так и не

смогли. Этот пример показывает, что мы часто стараемся не видеть

имеющихся отклонений в истории, ее видимую нелогичность. Дело в том,

что в истории всегда существует выбор и другие возможности развития,

помимо предсказанных «законами».

Таким образом, можно говорить, что есть какое-то звено между общей

социологической теорией и реальной исторической действительностью.

Это звено — суть историческая теория, которая имеет дело с конкретными

историческими законами. Социологические законы — это законы

абстрактно-всеобщие, не знающие исключений. Исторический закон

всегда конкретен, связан с конкретными обстоятельствами и объясняет их.

Это закон индивидуализирующий, вероятностный, он объясняет данную

конкретную историческую действительность, указывает, при наличии

каких условий данное явление может иметь место.

Следовательно, исторический закон тесно связан с исторической

закономерностью, а та в свою очередь с субъективным фактором.

Закономерность не является судьбой или предопределением. Это

конкретное соотношение сил, определяющееся деятельностью

субъективного фактора, который, в свою очередь, не просто накладывает

свой отпечаток на историческую закономерность, но во многом определяет

быть или не быть этой закономерности. Ни от каких иных сил решение

этого вопроса не зависит. Поэтому можно сказать, что историческая

закономерность является продуктом деятельности человека, субъективного

Еще по теме:

  • Приказ на списание бланков строгой отчетности в школе образец Как составить приказ о списании удостоверения? Вопрос-ответ по теме мне нужен образец положения о комиссии по списанию удостоверения, как его составить, что там должно быть, если можно то срочно, спасибо Комиссия должна проверить все использованные и испорченные бланки, их количество и […]
  • Налог на прибыль организаций амортизация имущества Налог на прибыль организаций амортизация имущества АМОРТИЗИРУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В бухгалтерском учете амортизация представляет собой процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на […]
  • Закон утверждается постановлением Закон утверждается постановлением 5 февраля 2016, пятница ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯПостановление Об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края В соответствии с частью […]
  • Правила техники безопасности при работе на пришкольном участке Инструкция по технике безопасности при организации работы на пришкольном участке Главная > Инструкция ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ профсоюзного школы __________/Л.М.Играёва/ комитета ________/Н.И.Шадрина/ « _____»_______________ 2010 г. И Н С Т […]
  • Налоги воскресенск Налоговая инспекция по г. Воскресенску (г.Воскресенск, Воскресенский район) Контакт-центр 8-800-222-22-22 Приемная +7 (496) 441-16-21 Телефон доверия +7 (496) 442-00-05, факс:+7 (496) 442-57-70 Начальник: Ломакина Анна Викторовна Время работы инспекции: пн-чт 09.00-18.00, пт 09.00-16.45, […]
  • Бланк заявление на загранпаспорт нового образца образец заполнения ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГРАНПАСПОРТА В МФЦ Последнее обновление информации: 30.03.2017 Во всех центрах государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» Санкт-Петербурга можно оформить заграничный паспорт сроком на 5 лет («старого образца»). Подать документы […]
  • Борьба с прогульщиками и взятками андропова Борьба с прогульщиками и взятками андропова Юрий Андропов 15 лет возглавлял КГБ и 15 месяцев был Генеральным секретарем СССР. За время его короткого правления страной были сменены 18 министров, «переизбрано» 37 первых секретарей обкомов КПСС. Усиление КГБ С 1967 по 1982 годы Юрий […]
  • Выписать несовершеннолетнего ребенка из квартиры без согласия родителей Могут ли выписать несовершеннолетнего ребенка, без согласия матери? Здравствуйте. Мать бывшего мужа собирается продать квартиру,в которой прописан наш общий ребёнок. Могут ли они выписать ребёнка без моего согласия? 13 Сентября 2016, 04:30 Арина, г. Магадан Ответы юристов (1) Выписать […]