Дорога и ее элементы и правила поведения на ней

Дорога и ее элементы

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

(Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу)

Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним территории

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну и несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

К дорогам относят улицы, проспекты, магистрали, грунтовые, лесные и полевые пути, а также те, которые могут использоваться для движения только зимой (например, ледовые переправы).Основное назначение дороги — обеспечить движение транспорта и пешеходов.

Дороги в населенном пункте обычно состоят из элементов, изображенных на рис. 1 и 2.

рис. 1. Дорога в населенном пункте

рис. 2. Дорога в населенном пункте

рис. 3. Дорога вне населенного пункта

На рис. 1-3 приняты следующие обозначения:
1 — проезжая часть;
2 — полоса движения;
3 — разделительная полоса;
4 — тротуар;
5 – обочина.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Вне населенного пункта чаще всего вместо тротуара устраивают обочины (рис. 3). Они предназначены для пешеходов. Велосипедам, мопедам, гужевым повозкам (саней), верховым и вьючным животным разрешено движение по обочинам, если оно не создает помех пешеходам. Движение прочего транспорта по обочинам запрещено, кроме случаев, указанных в пп. 9.9 и 12.1 Правил.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (обозначена цифрой 1 на рис. 1-3).

Трамвайные пути не относятся к проезжей части дороги, а являются ее границей (рис. 4). Однако, в ряде случаев, выезд безрельсового транспорта на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, не является нарушением (пп. 8.5 и 9.6 Правил).

рис. 4. Разделение дороги на проезжие части

«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительная полоса (рис. 2) почти всегда приподнята над проезжей частью и чаще всего окаймлена бордюрным камнем. Достаточно часто на разделительной полосе размещают газоны, а иногда и трамвайные пути.

Трамвайные пути, расположенные на разделительной полосе, использовать для движения безрельсового транспорта не допускается (рис. 5).

рис. 5. Трамвайные пути на разделительной полосе

На рис. 6 изображен фрагмент Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Посередине дороги проходит разделительная полоса. Следовательно, на МКАД две проезжие части.

рис. 6. Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)

При отсутствии разделительной полосы — на дороге одна проезжая часть. ВНИМАНИЕ: любые линии разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительной полосой. На рис. 7 по центру дороги проходит сплошная двойная линия разметки это не разделительная полоса. Поэтому на такой дороге всего одна проезжая часть. Однако , в некоторых случаях разделительная полоса может быть организована с помощью линии разметки 1.2.1, в этом случае линии находятся на достаточном удалении друг от друга.

рис. 7. Двойная сплошная линия разметки — не делит дорогу на проезжие части!

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

При определении количества полос учитывайте, что их подсчет ведется по всей ширине дороги (от левого тротуара или обочины до правого тротуара или обочины). Поэтому на МКАД (рис. 6) десять полос движения. А на дороге, изображенной на рис. 7, — четыре. Полоса движения предназначена для движения автомобилей в один ряд (друг за другом). Мотоциклы могут двигаться по одной полосе и в несколько рядов, так как их ширина не принимается в расчет при определении количества полос на дороге.

Если разметка не видна или отсутствует и нет знаков 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, то количество полос для движения, в соответствии с п. 9.1 Правил, определяется габаритными размерами автомобилей с учетом безопасного бокового интервала между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева (рис. 8).

рис. 8. Определение числа полос

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.

На рис. 9 изображен нерегулируемый пешеходный переход.

рис. 9. Нерегулируемый пешеходный переход

Понятие «Пешеходный переход» включает в себя и регулируемые переходы, иными словами, такие, на которых порядком движения пешеходов и транспорта управляют светофоры либо регулировщики.

Рассматриваемое понятие «Пешеходный переход» охватывает только наземные переходы, то есть случаи, когда в установленных местах пешеходы переходят проезжую часть.

Однако наиболее безопасны подземные и наземные переходы, которые обозначаются знаками 5.17.1, 5.17.2 и 5.17.3, 5.17.4

При наличии в зоне видимости подземного или надземного переходов пешеходам переходить проезжую часть разрешено только по ним.

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 (рис. 10).

рис. 10. Автомагистраль

Автомагистрали — высококачественные дороги, по которым возможно безопасное движение транспорта с высокими скоростями. На них должно быть не менее двух полос для движения в одном направлении, встречные потоки отделены друг от друга разделительной полосой, пересечения с другими дорогами выполняют в виде развязок на разных уровнях (мосты, эстакады, тоннели и т. д.). Не случайно на знаке 5.1 «Автомагистраль» изображена дорога с разделительной полосой и мост через нее. Водители могут определить принадлежность дороги к автомагистрали только по наличию знака 5.1. Иные перечисленные выше признаки не позволяют водителю делать вывод о том, что дорога, по которой он едет, является автомагистралью. Порядок движения по автомагистралям изложен в 16 разделе Правил.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей) (рис. 10, 11), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге (рис. 12), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий (рис. 18—20).

рис. 11. Варианты обозначения главной дороги

Если знаков, указанных в определении «Главная дорога», перед перекрестком нет, а пересекающие (примыкающие друг к другу дороги) имеют твердое покрытие, то они считаются равнозначными. В этом случае пересечение грунтовых дорог также считается равнозначным.

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает такую дорогу равной по значению с пересекаемой.

Покрытие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком предотвращает попадание грязи с грунтовой дороги на главную, выполняя функцию своеобразного половичка (рис. 12).

рис. 12. Грузовик на второстепенной дороге

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не преданная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Въезды на прилегающие территории не считаются перекрестками. Следовательно, в таких местах дорожные знаки, требования которых распространяются до ближайшего перекрестка, своего действия не прекращают.

Дорога, её элементы и правила поведения на ней. Немного истории Когда строился Санкт-Петербург, строение возводили вдоль просек, которые вырубались в. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемМихаил Тихомиров

Похожие презентации

Презентация на тему: » Дорога, её элементы и правила поведения на ней. Немного истории Когда строился Санкт-Петербург, строение возводили вдоль просек, которые вырубались в.» — Транскрипт:

1 Дорога, её элементы и правила поведения на ней

2 Немного истории Когда строился Санкт-Петербург, строение возводили вдоль просек, которые вырубались в лесах. Просеки превращались в дороги, по которым вези в город все необходимое. Позже дороги начали мостить – делали каменное покрытие дорог. От этого возникло название проезжей части «мостовая». Потом начали проявлять заботу о пешеходах. По краям главных улиц Санкт-Петербурга стали класть каменные плиты и ограждать их от мостовой металлическими тумбами. Возницам предписывалось ездить посередине мостовой, тумбы не позволяли лошадям заезжать в толпу. Позднее разделение дороги на части для транспорта и пешеходов появилось и во Франции, в Париже. Там и возникло слово «тротуар», что значит «дорога для пешеходов». Позже тротуар и проезжую часть разделили пополам для движения во встречных направлениях, указав участникам движения держаться правой стороны.

3 Элементы дороги Дорога – это не только проезжая часть и тротуар. Она включает в себя и другие составные части – элементы дороги. ПОРЕБРИК – специальный камень, который отделяет проезжую часть от тротуара. Для предупреждения наезда транспорта на тротуар поребрик приподнят над проезжей частью. Иногда поребрик называют бордюром, что по-французски значит «полоса, обрамляющая край чего-либо»

4 Будь внимателен! Поребрик – ограничительная линия, за которой находится проезжая часть. Пешеходу находиться на поребрике очень опасно, ведь если автомобиль едет близко к поребрику, то он может задеть идущего по нему. Даже если машин на проезжей части нет, стоять на поребрике опасно: можно пошатнуться или тебя нечаянно толкнут, и ты окажешься на проезжей части, на которой может неожиданно появиться автомобиль.

5 Как вести себя на тротуаре Если нужно обойти препятствие на тротуаре, то делать это нужно только по тротуару. Нельзя устраивать на тротуаре игры или беготню: это может помешать пешеходам или ты можешь оказаться на проезжей части. Если нужно остановиться на тротуаре, то краю, который ближе к домам. У проезжей части опасно: тебя могут толкнуть. Если ты обронил на проезжую часть какой- либо предмет, то не бросайся за ним. Останься на тротуаре и обратись за помощью к взрослым. При движении группами тоже надо соблюдать эти правила. Кроме того, идти надо спокойно, парами, не выходить из строя.

6 Ограждения Ограждения препятствуют неожиданному выходу пешеходов на проезжую часть. Чаще всего ограждения ставят на дорогах с интенсивным движением транспорта, около школ и других мест скопления пешеходов, вдоль трамвайных путей и на остановках трамвая.

7 Внимание, опасность! Самые злостные нарушители ПДД перелезают через ограждения или под ними. Это очень грубое и очень опасное нарушение правил. Там, где установлены ограждения, водитель уверен в отсутствии пешеходов на проезжей части. Поэтому, когда перед ним неожиданно оказывается пешеход, водитель может не успеть вовремя избежать наезда.

8 Внимание, опасность! Знать и соблюдать ПДД очень важно. Но надо ещё учиться предвидеть дорожную ситуацию. Опасных случаев может быть очень много. Например, когда ты идешь по тротуару, ни о какой опасности не думаешь. Но бывает, что из-под арки выезжает автомобиль, иногда даже задним ходом, или велосипедист или мотоциклист. Поэтому, проходя мимо арки, посмотри, не едет ли оттуда какой-нибудь транспорт.

9 Вопросы. Почему по тротуару надо ходить, придерживаясь правой стороны? Почему нельзя идти по поребрику и стоять на нём? Почему нельзя сидеть на пешеходном ограждении? Как ты будешь обходить лужу или яму на тротуаре? Если ты нечаянно уронил на проезжую часть какой-то предмет, то как надо поступить?

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)

Элементы дороги. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

2. Пешеходные переходы (2 часа)

Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.

3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика.

5. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)

Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.

Дорожные знаки (1 час)

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети»,

«Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Где можно и где нельзя играть (1 час)

Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде.

Учебно-тематический план (3 класс)

Содержание

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, с пожилыми людьми.

2. Пешеходные переходы (2 часа)

Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.

3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников движения. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников движения.

5. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)

Правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Дорожные знаки и дорожная разметка (1час)

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1, 2 классах. Дорожная разметка, ее назначение и виды.

7. Где можно и где нельзя играть (1 час)

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

Учебно-тематический план (4 класс)

Дорога и ее основные элементы

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну и несколько проезжих частей , а также трамвайные пути , тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии

Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Слово это — французское, и в переводе оно обозначает дорога для пешеходов. В городах тротуары, как правило, покрыты асфальтом.

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки и используемый для движения пешеходов, остановки и стоянки автомобилей .

Разделительная полоса – конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов (наличие разделительной полосы (или полос) определяет количество проезжих частей на дороге) Разделительная полоса почти всегда приподнята над проезжей частью и чаще всего окаймлена бордюрным камнем. Достаточно часто на разделительной полосе размещают газоны, а иногда и трамвайные пути .

Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, бордюра. — проходящие в городах, могут называться по-разному:

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода или пассажира транспортного средства.

— лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

— лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски, К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл,

Также к пешеходам приравниваются лица использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

лицо, находящееся в транспортном средстве и не являющееся водителем. Пассажиром признается участник дорожного движения, который находится в автомобиле или другом транспортном средстве, либо входит или выходит из него.

Данная презентация поможет закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении. Сформировать представления младших школьников о безопасном переходе улиц и дорог.

Контрольные вопросы и задания.

Что понимается под улицей, и на какие части она делится?

Какие вы знаете элементы дороги?

Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?

Как отличить главную дорогу от второстепенной?

Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?

Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

Данная презентация помогает формировать представления младших школьников о безопасном переходе улиц и дорог. Закрепить знания о дороге и ее элементах

  • Данилочкина Любовь Алексеевна
  • 9835
  • 12.01.2015

Номер материала: 288091

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Методическая разработка по окружающему миру по теме:
Конспект урока с презентацией «Элементы улиц и дорог»

Тема «Элементы улиц и дорог» изучается в курсе ОБЖ, нами он был включен в раздел «Наша безопасность», которому по программе отводится 12 часов, в том числе и курсу ПДД. Урок тесно связан с предыдущими темами, на уроке были повторены сигналы светофора, некоторыми понятия и правила в виде кроссворда, теста.

Данный урок относится к типу уроков повторения пройденного материала и является продолжением тем изученных в курсе ОБЖ в 1-2 классах.

Моя деятельность была направлена на организацию следующих целей:

1. Образования: закрепление и совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах; ознакомление с элементами улиц и дорог: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет.

2. Развития: формирование умения анализировать дорожную ситуацию, обосновывать своё мнение; продолжить формирование умений работать на компьютере.

3. Воспитания: формирование культуры поведения на улице, дороге; умение работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи.

Эту тему мы изучили в комбинированном виде, сочетающий рассказ учителя с групповой, самостоятельной работой учеников по карточкам, над тестами в компьютерном варианте.

Применение компьютерной техники на уроках как раз и позволило, на мой взгляд, сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.

Главное направление на этом уроке было закрепить правила перехода улиц и дорог. Ввести такие новые понятия как «проребрик», «кювет».

Чтобы добиться этой цели на уроке было использовано сочетание разных методов: беседа, доклад, индивидуальная и групповая (парная) работа, использование занимательного материала (кроссворды, загадка), игровой момент.

Учащиеся работали активно, во всех видах работы участвовали, материал был доступен и понят. Это подтвердило проведенное мною тестирование в компьютерном варианте. Самостоятельная работа учащихся была организована учитывая способности и возможности учащихся. Дифференцированный подход был осуществлен при выполнении многих заданий на уроке (групповая работа, тесты, карточки).

Еще по теме:

  • Гербова развитие речи в детском саду наглядно-дидактическое пособие Наглядно-дидактические пособия Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды. Эффективность воспитания и обучения […]
  • Образец заполнения 4-фсс с пособиями Образец заполнения формы 4-ФСС в 2018 году Отчет по форме ФСС-4 сдается в Фонд социального страхования (Соцстрах) всеми организациями-работодателями. Этот вид отчетности отражает суммы страховых взносов, уплаченных организацией в ФСС за своих сотрудников, оформленных по любому из […]
  • Какую дату увольнения ставить Какую дату указывать в заявлении на увольнение Процедура прекращения действия трудового договора, строго регламентирована действующим законодательством. Предприятие должно провести увольнение сотрудника той датой, которую он указал в своей письменной просьбе. Запрещается насильно […]
  • Изменение осаго 2018 году Изменения ОСАГО в 2018 году. Разбираемся с автоюристом " data-title="Изменения ОСАГО в 2018 году. Разбираемся с автоюристом — Пенза-пресс, рунет за день"> В 2018 году появились и готовятся вступить в силу ряд изменений , касающихся полисов ОСАГО. Чего ждать водителям , ИА «Пенза-Пресс» […]
  • Лечение в кисловодске без проживания в санатории Вопросы по деятельности санатория Орджоникидзе Кисловодск. 1) Сколько стоит оформление санаторно-курортной карты по приезду в санаторий? Оформление санаторно-курортной карты стоит 1300 рублей на человека при оформлении карты у нас в санатории им. Орджоникидзе, Кисловодск 2) Есть ли […]
  • Штраф гибдд за 2012 Штрафы ГИБДД по машине, которые зарегистрированы на предыдущего пладельца Приобрел автомобиль 27.06.2012. В свидетельстве о регистрации ТС стоит дата приобретения 27.06.2012, на сайте ГИБДД нашел штрафы за правонарушения совершенные предыдущим автовладельцем. В договоре купли-продажи […]
  • Правила лер Официальный портал органов местного самоуправления города Лермонтов 11 : 11 : 11 Официально Информация для населения Главная Новости Анонсы событий Добро пожаловать 16.08.2018 Сигнал к лучшему! Федеральная целеваяпрограмма "Развитие телерадиовещания в […]
  • Пособие матери одиночке самара Пособия и выплаты в Самаре в 2017 году Пособие матери-одиночке в Самаре Самарским одиноким матерям выплачиваются следующие виды пособий: на детей одиноких матерей — 400 руб.; на детей одиноких матерей, получающих социальное пособие из областного бюджета, со среднедушевым доходом, […]