Эмблема права законы

Какие положения международного гуманитарного права регламентируют порядок использования эмблемы?

31-10-2002 Вопросы и ответы

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из брошюры МККК «Международное гуманитарное право: ответы на Ваши вопросы»

В Женевских конвенциях 1949 г. упоминаются три эмблемы: красный крест, красный полумесяц и красный лев и солнце. Но в настоящее время только две первые эмблемы используются в качестве эмблем национальных обществ, входящих в состав Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним содержат целый ряд статей, посвященных эмблеме. В них рассматриваются вопросы, касающиеся, в частности, ее использования, размеров, назначения и мест размещения; лиц и объектов, которые она защищает; тех, кто может ее использовать, ее уважения и пресечения ее незаконного использования.

В период вооруженного конфликта эмблему в качестве защитного знака могут использовать только:

признанные национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, уполномоченные своими правительствами оказывать помощь военно-медицинским службам; эти общества могут применять защитную эмблему только для обозначения той части своего персонала и имущества, которая используется для оказания помощи военно-медицинским службам в военное время, при условии, что этот персонал и имущество выполняют такие же функции — и исключительно эти функции — и что этот персонал подчиняется военным законодательству и уставам;

гражданские больницы и другие медицинские учреждения, признанные правительством и уполномоченные использовать эмблему в защитных целях (пункты первой медицинской помощи, машины «скорой помощи» и т.д.);

другие добровольные общества помощи на тех же условиях, что и национальные общества: они должны быть признаны правительством и получить полномочия на осуществление своей деятельности, они могут использовать эмблему только для обозначения персонала и имущества, приписанных к военно-медицинским службам; они должны подчиняться военным законодательству и уставам.

Международное гуманитарное право предусматривает также, что каждому государству -участнику Женевских конвенций надлежит разработать меры с целью предупреждения и пресечения незаконного использования эмблемы как в мирное, так и в военное время. Эти государства должны принять закон о защите эмблемы.

Использование эмблемы с защитной целью является визуальным символом защиты, предоставляемой Женевскими конвенциями медицинскому персоналу, медицинским формированиям и транспортным средствам.

Использование эмблемы в качестве отличительного знака как в мирное, так и в военное время показывает, что то или иное лицо или имущество связаны с Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца.

МККК имеет право постоянно использовать эмблему в качестве как защитного, так и отличительного знака.

Незаконное использование эмблемы

Любое использование эмблемы, не предусмотренное четко в международном гуманитарном праве, является ее незаконным использованием.

Различают три вида незаконного использования эмблемы:

имитация, когда используется знак, который из-за его формы и (или) цвета можно спутать с эмблемой;

незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на это права (коммерческие предприятия, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица и т. д.); к этому же виду незаконного использования эмблемы относятся случаи, когда лица, которые обычно имеют право на ее использование, используют эту эмблему в на рушение положений Женевских конвенций и Протоколов;

вероломство, которое заключается в использовании эмблемы в период конфликта с целью защитить комбатантов или военное оборудование; вероломное использование эмблемы может рассматриваться как серьезное нарушение международного гуманитарного права, то есть как военное преступление.

Незаконное использование эмблемы в качестве защитного знака в военное время создает угрозу для всей системы защиты, организованной в рамках международного гуманитарного права.

Незаконное использование эмблемы в качестве отличительного знака наносит урон ее престижу в глазах общественности и ведет тем самым к ослаблению ее защитной функции в военное время.

Государства-участники Женевских конвенций обязались принять уголовно-правовые меры, позволяющие предупреждать и пресекать случаи незаконного использования эмблемы как в мирное, так и в военное время.

Законопроект

Федеральный закон
«О Российском Красном Кресте и использовании эмблемы Красного Креста
и наименования «Красный Крест» на территории Российской Федерации»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основанием для принятия настоящего Закона являются международные обязательства Российской Федерации в соответствии с положениями Женевских конвенций от 12 августа 1949 года (далее – Женевских конвенций) и Дополнительных протоколов к ним (далее — Дополнительных протоколов) от 8 июня 1977 года и от 14 января 2007 года, а также соответствующих резолюций, принятых Международными конференциями Красного Креста и Красного Полумесяца.

Статья 2. Настоящий закон регулирует аспекты правового статуса и роли Российского Красного Креста, вытекающие из норм международного гуманитарного права и соответствующих Резолюций, принятых Международными конференциями Красного Креста и Красного Полумесяца, а также все вопросы, связанные с использованием и защитой на территории Российской Федерации эмблемы Красного Креста и наименования «Красный Крест», равно как и других эмблем и наименований, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

Все остальные аспекты правового положения РКК, как некоммерческой организации в форме общественного объединения, регулируются действующими федеральными законами «О некоммерческих организациях» от 12 февраля 1996 (№ 7-ФЗ) и «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (№ 82-ФЗ).

Глава II. О признании Российского Красного Креста

Статья 3. Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест» (далее также — РКК) признается в качестве добровольного общества помощи, выполняющего вспомогательные по отношению к органам государственной власти Российской Федерации функции в гуманитарной сфере и уполномоченного оказывать помощь медицинским службам Вооруженных сил Российской Федерации во время вооруженных конфликтов, на основании Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним.

Статья 4. РКК, как законный правопреемник Российского общества Красного Креста, образованного 15 мая 1867 года, в соответствии с Женевскими конвенциями, является единственным национальным обществом Красного Креста Российской Федерации и, в этом качестве, составной частью Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца и членом Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Статья 5. РКК как в мирное, так и в военное время распространяет свою деятельность на всю территорию Российской Федерации и осуществляет ее в строгом соответствии с российским законодательством; Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним; международными договорами, государством-участником которых является Российская Федерация; резолюциями, принятыми уставными совещаниями Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; своим Уставом; а также Уставом и Основополагающими принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Органы государственной власти Российской Федерации при любых обстоятельствах признают и уважают приверженность РКК Основополагающим принципам Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и вытекающий из этих Принципов добровольный и независимый характер РКК, в соответствии с Резолюцией 55(I) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Статья 6. Помимо оказания помощи медицинской службе Вооруженных сил Российской Федерации, содержанием деятельности РКК является предотвращение и облегчение страданий людей на основе полной беспристрастности, без какой-либо дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой, половой и классовой принадлежности, религиозных верований, идейных взглядов, политических убеждений и социального статуса. Предмет, цели и основные направления деятельности РКК определены в его Уставе.

Глава III. Взаимодействие Российского Красного Креста с государственными органами Российской Федерации. Государственная поддержка Российского Красного Креста.

Статья 7. Взаимодействие Российского Красного Креста с органами государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации осуществляется на основе соответствующих соглашений, в которых определяются конкретные сферы, направления, порядок, процедуры, формы и методы их сотрудничества.

Статья 8. Поддержка органами государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации программной и уставной деятельности РКК является необходимым условием выполнения последним своих вспомогательных по отношению к государству функций в гуманитарной сфере. Эта поддержка, в том числе, предусматривает:

  • привлечение РКК, его отделений и организационных структур для осуществления деятельности, соответствующей уставным целям и направлениям деятельности РКК, на основе государственного и муниципального заказа, либо выделение средств для покрытия расходов РКК, связанных с осуществлением им деятельности или оказанием услуг, которые ему, в рамках его компетенции, могут поручить органы государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации;
  • выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средств для покрытия организационных и административно-управленческих расходов РКК, а также его региональных и местных отделений, соответственно;
  • передачу, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, РКК, его региональным и местным отделениям в собственность, либо в бессрочное и безвозмездное пользование занимаемых ими зданий и объектов социально-культурного, медицинского и иного назначения, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности;
  • полное или частичное освобождение РКК, его региональных и местных отделений от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом и от оплаты коммунальных услуг.

Статья 9. РКК имеет право использовать эмблему Красного Креста и наименование «Красный Крест» в любых целях, предусмотренных Международными конференциями Красного Креста и Красного Полумесяца, в соответствии с положениями Женевских конвенций, Дополнительных протоколов к ним, настоящим Законом и «Правилами по использованию эмблем национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца» от 1991 года.

РКК также может использовать в качестве своей опознавательной символики свой фирменный знак (логотип), неотъемлемым составным элементом которого является эмблема Красного Креста.

Глава III. Использование и защита эмблемы Красного Креста и наименования «Красный Крест», а также других эмблем и наименований, признаваемых международным гуманитарным правом

Статья 10. Настоящим законом устанавливаются правила использования и защиты на территории Российской Федерации эмблемы Красного Креста и наименования «Красный Крест», а также других эмблем и наименований, признаваемых международным гуманитарным правом. Согласно настоящему закону защитой пользуются:

(а) эмблема Красного Креста, представляющая собой изображенный на белом фоне красный крест, состоящий из двух прямых линий одинаковой длины и одинаковой ширины, пересекающихся в центре под прямым углом и не доходящих до края фона;

(б) наименование «Красный Крест»;

(в) эмблемы красного полумесяца, красного льва и солнца и красного кристалла на белом фоне и наименования «Красный Полумесяц», «Красный Лев и Солнце» и «Красный Кристалл».

Статья 11. Во время вооруженного конфликта эмблема Красного Креста используется в качестве защитного знака и является видимым символом защиты, предоставляемой Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним медицинскому персоналу, а также медицинским формированиям и санитарно-транспортным средствам. В этом случае эмблема, обозначающая соответствующие участки местности, здания, сооружения и транспортные средства, должна быть как можно более крупного размера, для того чтобы обеспечить ее отчетливое визуальное распознавание с максимально удаленного расстояния.

Статья 12. Эмблема Красного Креста используется для защиты:

(а) Санитарных формирований и медицинских учреждений, медицинского персонала, санитарно-транспортных средств и медицинского имущества Вооруженных сил Российской Федерации как в мирное время, так и во время вооруженного конфликта;

(б) Гражданских санитарных формирований и медицинских учреждений, их персонала, санитарно-транспортных средств и медицинского имущества, предназначенного для транспортировки раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, и предоставления ухода за ними во время вооруженного конфликта. Такое использование может осуществляться при условии, что оно разрешено федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, и под его контролем;

(в) Медицинского персонала и санитарно-транспортных средств РКК, передаваемых в распоряжение медицинских служб Вооруженных сил Российской Федерации, — с разрешения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами обороны и под его контролем;

(г) Медицинского персонала и санитарно-транспортных средств иных российских негосударственных организаций, передаваемых в распоряжение медицинских служб Вооруженных сил Российской Федерации, — с разрешения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами обороны, после согласования с Российским Красным Крестом, и под их совместным контролем;

(д) Иных транспортных средств, используемых или предназначенных для перевозки раненых и больных во время вооруженного конфликта, — с разрешения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами обороны и под его контролем.

Статья 13. Для подтверждения своего статуса как во время вооруженного конфликта, так и в мирное время, медицинский персонал, упомянутый в пункте (а) Статьи 11 настоящего Закона, обязан носить нарукавную повязку с изображением эмблемы Красного Креста и иметь при себе соответствующие удостоверения, установленного Приложением 1 к Дополнительному протоколу I образца, выдаваемые федеральными министерствами и ведомствами, в состав которых входит или которым придан указанный персонал.

Духовный персонал, приданный Вооруженным силам, пользуется равноценной защитой и обозначается аналогичным образом.

Для подтверждения своего статуса во время вооруженного конфликта медицинский персонал, упомянутый в пункте (б) Статьи 11 настоящего Закона обязан носить нарукавную повязку с изображением эмблемы Красного Креста и иметь при себе соответствующие удостоверения, установленного Приложением 1 к Дополнительному протоколу I образца, выдаваемые федеральными министерствами и ведомствами, в состав которых входит указанный персонал.

Духовный персонал, приданный гражданским медицинским формированиям, пользуется равноценной защитой и обозначается аналогичным образом.

Статья 14. Эмблема Красного Креста может использоваться на территории Российской Федерации в качестве опознавательного знака для обозначения принадлежности того или иного лица или объекта Международному движению Красного Креста и Красного Полумесяца.

В этих случаях эмблема должна быть небольшого размера, во избежание ее отождествления с эмблемой Красного Креста, выполняющей защитные функции, и не должна использоваться на нарукавных повязках и на крышах зданий.

Правом на использование эмблемы в качестве опознавательного средства пользуются:

  • Персонал, здания, транспортные средства и иные объекты РКК и других составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, в том числе, с разрешения РКК, — национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца других государств.

Положения настоящей статьи применяются равным образом к эмблеме Красного Полумесяца и к другим эмблемам, признаваемым международным гуманитарным правом.

Статья 15. Всякое иное использование эмблем, отличное от предусмотренного настоящим Законом, запрещается, влечет за собой уголовную ответственность и подлежит наказанию в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и иными действующими законодательными актами.

Равноценные запреты и наказания применяются в отношении эмблем и названий, представляющих собой имитацию эмблем и наименований, подпадающих под защиту настоящего Закона.

Отказывается в регистрации фирменных знаков, товарных знаков и знаков обслуживания, а также промышленных образцов и моделей, использующих эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Кристалла или наименования «Красный Крест», «Красный Полумесяц» или «Красный Кристалл», или сходные с ними до степени смешения, в нарушение настоящего закона.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации, осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона, обеспечивают строгое соблюдение норм, регламентирующих использование эмблем и наименований, пользующихся защитой в рамках настоящего Закона, и принимают меры по предотвращению и пресечению их неправомочного использования, в частности, посредством:

— как можно более широкого информирования о вышеуказанных нормах личного состава Вооруженных сил, правоохранительных органов, органов власти и гражданского населения Российской Федерации;

— издания инструкций для гражданских органов власти и командования Вооруженных сил относительно использования отличительной эмблемы Красного Креста, в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним, и

— применения необходимых уголовных, административных и дисциплинарных наказаний в случае неправомочного использования вышеупомянутой эмблемы.

Российский Красный Крест оказывает в этом Правительству Российской Федерации всемерное содействие, сообщая о выявленных им фактах неправомочного использования вышеназванных эмблем и наименований и принимая участие в соответствующих процедурах уголовного, гражданского или административного характера.

Статья 17. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 18. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

Существуют ли права человека?

Многие, наверное, сочтут это сатирой, я же могу сказать только одно – все эти аргументы используются против религии.

Разговор о правах человека следует начать с того, что само их существование ничем не доказано. Дети не рождаются с верой в них, и, разумеется, в доисторические времена – продолжавшиеся не одно тысячелетие – о них никто даже и не слышал. Собственно, и для исторического периода они – весьма новое изобретение, причем присущее (даже в принципе, а не на практике) крайне малой части мира. Их идея полностью основывается на документах, написанных людьми и вступавших в силу благодаря грязным политическим процессам, в которых не было ничего общего с позднейшими мифами. Правительства, спокойно пытающие и казнящие врагов режима, подписывают декларации о правах с тем же энтузиазмом, что и мирные демократии.

Нам говорят, что у прав человека есть два качества – они «самоочевидны» и «неопровержимы». В сущности, это все равно, что называть главным качеством овсянки высокую пригодность для строительства небоскребов. Основное свидетельство существования этих неопровержимых и самоочевидных прав состоит в том, что, как говорят те, кто в них верит, их повсеместно нарушают и попирают. Интересно, какой смысл в праве, которое не меняет мир и не способно помочь всем, кто в него верит?

Достаточно посмотреть на то, как играют дети, чтобы увидеть, что у них вообще нет идеи каких-либо универсальных прав – только своих собственных. В обществах, в которых взрослым запрещено промывать своим детям мозги, идея прав человека возникает только у сумасшедших и их кругом обычно и ограничивается.

Даже в этой стране активные сторонники прав человека представляют собой крошечное – и постоянно сокращающееся — меньшинство, влияние которого абсолютно не соответствует его численности. Если бы Би-би-си так постыдно не потворствовало этим людям и не тратило бы деньги налогоплательщиков на пропагандистские и идеологизированные мероприятия вроде «Бала Тайного полицейского» (Благотворительное шоу в пользу Amnesty International — прим. перев.), их бы давно ждало заслуженное забвение.

Мы, члены Национальной реалистической ассоциации, разумеется, не хотим запретить веру в права человека. Это было бы абсурдно. Но столь же абсурдно – и вдобавок куда более опасно — позволять «правистам» занимать в обществе привилегированное положение. Им разрешено преподавать свои верования в школах, при этом они защищены от законов против дискриминации и могут уволить любого, кто не верит в Права человека. При этом, повторяю, нет никаких доказательств того, что права человека в принципе существуют. Конечно, о них все равно следовало бы рассказывать в школах, но в рамках сбалансированного курса, который бы по существу рассматривал и такие практики, как рабовладение и пытки – ведь они никогда не были так популярны и широко распространены, как в современном мире, и, по крайней мере, действительно существуют — чего нельзя сказать о правах человека.

Не существует примеров предполагаемых прав человека, которые не было бы проще объяснить с помощью современного биологического анализа отношений власти, в котором «»благородные» идеи о неопределенно благожелательном взаимовыгодном сотрудничестве сменились ожиданиями абсолютной, безжалостной и беспринципной взаимной эксплуатации» (цитата из книги Ричарда Докинза «Расширенный фенотип», — прим. перев.). Мы ведь, в конечном счете, животные, и это делает идею неких особых прав «человека» еще более нелепой.

Стоит ли позволять родителям внушать детям веру в права человека — это, разумеется, непростой вопрос. «Прависты» будут говорить, что такой запрет нарушил бы их права, но это до смешного очевидный пример логического порочного круга. С тем же успехом можно доказывать, что Библия правдива, потому что в ней сказано, что она правдива. Когда мы поймем, что существование прав человека ничем не доказано, мы должны будем серьезно спросить себя, может ли общество позволять родителям так обращаться с детьми. Вера в права человека способна привести к некоторым абсурдным идеям – например, заставить предположить, что родители имеют право (опять это слово!) врать своим детям, и что именно это – одна из опор свободного общества. Вот очевидный пример того вреда, который могут нанести якобы умеренные и безвредные заблуждения. В некотором смысле мирные и безобидные «прависты», умеющие казаться приличными людьми, намного опаснее фанатиков из Amnesty International.

За правами человека всегда следовали террор и кровопролитие – во времена Французской революции, после которой Европу почти тридцать лет сотрясали войны, в сталинской России, конституция которой гарантировала больше прав, чем едва ли не любая другая в истории, а теперь и в Ираке, в котором наше стремление насаждать права человека и демократию погубило множество людей. Разумеется, апологеты прав будут говорить нам, что все это – искажения исходной идеи. Однако как можно слушать людей, которые верят в то, чего просто не существует?

Меня критикуют за то, что я не читаю «правистскую» литературу. Однако пусть король сначала докажет мне, что его новое платье действительно существует. Лично я готов обсуждать оборки, рюшечки и изящество покроя лишь после того, как получу доказательства. И что бы ни говорили королевские прихвостни, прежде чем я буду обсуждать, что такое права, они должны сначала доказать мне, что эти права существуют. А этого, естественно, никто доказать не может, потому что все так называемые доказательства на поверку оказываются лишь утверждениями, основанными на книгах, которые сотни лет назад написали люди, ничего не знавшие о современном мире.

Я знаю, что некоторых мои рассуждения шокируют. Вполне нормально, скажут они, расправляться таким образом с Богом или с религией, ведь это глупые, мерзкие и неправильные вещи, в которые верят другие люди. Собственно, потому они и другие, что верят в это. Но требовать доказать, что существует то, во что верим мы – это же просто абсурдно!

ПРАВО НА ЛОГОТИП

И. Силонов, главный специалист Договорно — правового управления Российского авторского общества.

098977. Звукозаписывающие, издательские, мультимедийные и иные фирмы на компакт — дисках, аудиокассетах или на вкладышах к ним, книгах, брошюрах, в журнале, а также на других носителях и упаковке товаров, как правило, используют свой логотип или товарный знак.

Что общего между этими объектами интеллектуальной собственности и в чем их разница?

Логотип и товарный знак — это обозначения, способные отличить, соответственно, товары и услуги одних юридических или физических лиц (предпринимателей) от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

В качестве логотипов и товарных знаков могут выступать:
— словесные обозначения (например, «EMI», «POLIGRAM», «Студия «СОЮЗ»);
— изобразительные (любой рисунок, картина и др. или их фрагменты);
— объемные (например, голографическое изображение скульптуры);
— другие обозначения или их комбинации.

На первый взгляд приведенные понятия равноценны.

Однако логотип, в отличие от товарного знака, имеет совершенно иную правовую природу.

Логотип — это незарегистрированное в Патентном ведомстве РФ обозначение товаров или услуг какого-либо предпринимателя.

То есть для обладания правами на логотип фирме достаточно заключить с художником или иным лицом договор на создание и использование логотипа или на использование в качестве логотипа ранее созданного произведения литературы или искусства.

После этого фирма вправе использовать логотип на своих товарах, бланках, визитках и т.д.

Следует отметить, что если создание логотипа будет являться результатом творческой деятельности и само обозначение будет оригинальным, то такой логотип будет считаться объектом авторского права. Отношения по его использованию будут регулироваться Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. N 5351-1 (в ред. от 19 июля 1995 г.).

В этом случае фирме следует в обязательном порядке заключить с автором договор на передачу исключительных имущественных прав (по правилам, приведенным в ст. 31 Закона), включив в договор условие об анонимном использовании обозначения (п. 1 ст. 15 Закона).

В случае отсутствия признаков творчества и оригинальности (например, при словесном обозначении логотипа — «Наташа», «Надежда» и т.п.), логотип не будет являться объектом авторского права, и, соответственно, на логотип не будет распространять охрану вышеприведенный Закон.

Тем не менее логотип все же будет являться объектом интеллектуальной собственности.

Дело в том, что в соответствии с п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года) интеллектуальная собственность, помимо прочих, включает права, относящиеся к «защите против недобросовестной конкуренции».

То есть в случае незаконного использования каким-либо предпринимателем логотипа, не охраняемого авторским правом (как, впрочем, и охраняемого авторским правом), владелец прав на логотип вправе обратиться за защитой своего нарушенного права в Государственный антимонопольный комитет РФ с требованием о пресечении факта недобросовестной конкуренции в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года N 948-1 (в ред. от 6 мая 1998 г.), а в судебном порядке требовать с нарушителя возмещения причиненных убытков (на основании соответствующих норм ГК РФ).

Правовая же охрана товарного знака в Российской Федерации, как объекта промышленной собственности, предоставляется только на основании его государственной регистрации в Патентном ведомстве РФ в порядке, установленном Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 22 сентября 1992 года N 3520-1.

Необходимо отметить, что одним из оснований отказа в государственной регистрации товарного знака является использование в его обозначении без согласия автора названий известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажей из них или цитат, произведений искусства или их фрагментов.

Представляется, что такое согласие может быть получено только на основании письменного договора, который по своей правовой природе не является авторским.

На зарегистрированный Государственным патентным ведомством РФ товарный знак выдается свидетельство установленного образца.
Владелец товарного знака на основании свидетельства о регистрации имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам.

Следует отметить, что нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты поступления заявки о регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам, срок действия регистрации может продлеваться по заявлению владельца неограниченное количество раз каждый раз на 10 лет.

Товарный знак может быть уступлен его владельцем (лицензиаром) по лицензионному договору любому юридическому или физическому лицу (лицензиату) в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Лицензионный договор обязательно должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата не будет ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

В заключение следует отметить, что помимо защиты своих прав в арбитражном суде или суде общей юрисдикции, владелец прав на товарный знак в случае недобросовестной конкуренции вправе требовать защиты принадлежащих ему прав в административном порядке с помощью Государственного антимонопольного комитета РФ либо даже в уголовном — в соответствии со ст. 180 УК РФ.

Еще по теме:

  • Федеральным законом 418 фз Прокуратура Московской области С 1 января 2018 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которым установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с […]
  • Правила на соревнованиях по боевому самбо Правила самбо Основные правила соревнований по самбо В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью […]
  • Осаго в туле 2018 Калькулятор ОСАГО в Тула на 2018 года Сделайте расчет на калькуляторе, и мы покажем вам где дешевле застраховать машину по ОСАГО в Тула Стоимость ОСАГО в компаниях: Результаты полученные на калькуляторе будут сохранены в Вашем личном кабинете. Вы всегда сможете их посмотреть и сделать […]
  • Налог на имущество за 2 квартал сроки Отчет по налогу на имущество в 2017 году Актуально на: 29 июня 2017 г. Организации, являющиеся плательщиками налога на имущество, должны отчитываться перед ИФНС по итогам отчетных периодов, а также по итогам года (ст. 386 НК РФ). Налог на имущество: отчетность в 2017 году По итогам […]
  • Что дает договор купли продажи автомобиля Что дает договор купли продажи автомобиля После оформления покупки. Одним из самых распространенных способов для продажи своего транспортного средства остается договор купли-продажи. Такой вариант особенно удобен тем, что данный документ может составить каждый человек, согласовав его как […]
  • Право на наследство опекуна у опекаемого Имеет ли право опекун на наследство опекаемого Вопросы опеки и попечительства детально урегулированы законодательством РФ. Это обеспечивает защиту прав самых уязвимых категорий граждан — недееспособных (ограниченно дееспособных) и несовершеннолетних. Но если с правами тех, кто под […]
  • Памятка по правилам поведения на водоемах Памятка по правилам поведения на водоемах В этом году весна пришла раньше обычного. Лед на реках почти весь сошел, а на закрытых водоемах ледяной покров еще остался и представляет определенную опасность. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами […]
  • Закон 52-кз ставропольского края Ставропольский край: Закон № 52-кз от 27.11.2002 Ставропольский край Редакция устарела, новую редакцию можно найти здесь Внимание! В закон внесены изменения Принят Государственной Думой СК 21 ноября 2002 года (в ред. Законов СК от 16.10.2003 N 31-кз, от 07.06.2004 N 40-кз, от 29.11.2004 […]