Преступление и наказание конспекты уроков

Содержание страницы:

Конспект урока литературы в 10-м классе. «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Разделы: Литература

Цели урока:

  • начать рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова;
  • определить значение образа Лужина для понимания образа главного героя;
  • показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

Задачи урока:

Развивающие:

  • формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать творческое мышление

Образовательные:

  • универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);
  • специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами)

Воспитательные:

  • расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;
  • формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1

Видеофрагмент № 1 «Лужин у Раскольникова»

В чём ещё проявляется низость Лужина? В оскорблении всей семьи: матери, что оболгала его; Раскольникова, что тратит деньги на Соню; Дуню, что была о ней дурная слава

……………..Нет, я не споря
От прав моих не откажусь
Или хоть мщеньем наслажусь.

Какое решение принял Лужин?

Страшно читать сцену убийства старухи, но еще страшнее становится при чтении страниц, где Лужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значимостью, вручает 10 рублей Соне, подсунув 100 рублей в карман.

А потом на поминках с чудовищным, плохо скрываемым злорадством обвинит Соню в краже

Видеофрагменты № 3, 4 «Соня у Лужина», «Обвинение Сони в краже»

Видеофрагмент № 5 «Разоблачение Лужина»

И завершим разговор прослушиванием композиции в исполнении Сергея Никитина «Каждый выбирает для себя…»

Д/з: перечитать эпизоды, в которых появляется Свидригайлов (ч. 1, гл. 3; ч. 4, гл. 1, 2; ч. 6, гл. 3-6); материал учебника на стр. 325 – 328

Примечание: Видеофрагменты, к уроку, можно получить у автора!

Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем

Разделы: Литература

Цель: знакомство с символикой романа, с главным героем; побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения.

Предварительное домашнее задание группам учащихся к данному уроку:

При чтении романа выписать в тетрадь примеры использования автором

1 группа: желтого и красного цвета;

2 группа: числа “четыре”;

3 группа: числа “семь”;

4 группа: числа “одиннадцать”;

5 группа: действий, происходящих на лестнице;

6 группа: действий, происходящих в незамкнутом пространстве (на площадях, улицах, в проходных комнатах).

I. Вступительное слово учителя.

Мы приступаем к изучению одного из самых сложных произведений мировой литературы. По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время убийства процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и “жёлтый” цвет, наиболее устойчивый в романе, и тридцать копеек, которые Соня вынесла Мармеладову на похмелье, и слово “вдруг”, употребляющееся на страницах романа около 560 раз, и числа “семь”, “четыре”, “одиннадцать”, как бы преследующие Раскольникова, и многие другие детали.

При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского.

Сегодня мы познакомимся со значением некоторых символов романа. Начнём с имён некоторых героев.

II. Работа над символикой романа.

(Сообщение учителя и наблюдения учащихся над использованием символов в тексте романа. Это задание было дано перед прочтением романа, чтобы самостоятельное чтение не было поверхностным, но значение символов объясняется только сейчас.)

Раскольников Родион Романович

Фамилия имеет двойное толкование:

1. Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца; отсюда и двойники, двойное портретирование).

2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством.

Раскол родины Романовых, т.е. протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.

Порфирий – “багряный”. Это цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр I). Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой.

Соня Мармеладова – символизирует Божью правду. Следователь представляет в романе правовое начало.

Жёлтый (желчный) – 1) цвет болезни, расстройства, надрыва печали. Сам грязно-жёлтый, уныло-жёлтый, болезненно-жёлтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности; 2) в русской литературе образ Петербурга прочно ассоциируется с жёлтым цветом. (Учащиеся приводят примеры использования жёлтого цвета из текста).

Красный цвет – символизирует кровь: Раскольников приносит старухе кольцо с красным камнем.

Лестница – это символ подъёма, борьбы, усилий. Это восхождение и нисхождение. Путь Раскольникова – это буквально путь “вверх” и “вниз”. Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. (Примеры учащихся из текста).

Незамкнутое пространство (порог, прихожая, площадка, улица) – получают значение точки, где совершается кризис, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают заветную черту, обновляются или гибнут. Комната Раскольникова, комната Мармеладовых (проходная) – символизируют незащищённость (ср. “мой дом – моя крепость”), это и открытость (Мармеладов), и деталь образа Петербурга (уличные сцены) – города – преступника и соучастника преступлений. (Примеры из текста).

Цифровая символика

Вы уже заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика в романе основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

“4” – число человека. Четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека, четыре времени года, четыре стены и угла у дома и т. д. Раскольников совершил преступление против человека. (Учащиеся приводят примеры использования числа 4 в романе).

“7” – единение Бога и человека. 3 – число Бога (библейское): Бог триедин, трижды Петр отрекается от Христа и т. д. 3 + 4 = 7- это залог провала дела, неугодного Богу и человеку. (Учащиеся приводят примеры использования числа 7 в романе)

“11” – связь с евангельским текстом. Притча о хозяине, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11. В этом высшая справедливость. Никогда не поздно опомниться. Это число надежды на возрождение. (Учащиеся приводят примеры из текста).

Это, конечно, не все символические детали романа. Об этих и других мы подробнее поговорим при работе над текстом.

III. Работа над 1 главой.

Знакомство с героем. Многие из вас при написании сочинений мучаются над первой фразой. Это и понятно. Именно 1-я фраза должна быть очень точной, неслучайной. Давайте посмотрим, насколько информативно 1-е предложение романа.

1)В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, 2) один молодой человек 3) вышел из своей каморки, 4) которую нанимал от жильцов 5) в С-м переулке, на улицу и 6) медленно, как бы в нерешимости, отправился 5) к К-ну мосту.

1. Бедность: богатые старались выехать из города на лето, т. к. невыносимая грязь, вонь от “канав” делали жизнь невыносимой. Это атмосфера преступления.

3. Жильё его даже не комната – каморка.

4. Символ крайней неустроенности, неукоренённости героя: даже каморку нанимал “от жильцов”.

5. Точное указание места действия (для людей, знающих город).

6. Нерешимость (и однокоренные слова) – одно из ключевых слов романа.

“Преступление и наказание” – роман неразрешимых ситуаций и роковых решений.

Итак, герой молод, крайне беден и явно что-то задумал, но не решается исполнить. Ключевое слово 1 главы, пожалуй, безобразный и его синонимы.

Безобразная мечта.

  • Как это слово характеризует героя? Как показывает двойственность его натуры?
  • Что же за мечта занимала мысли героя? Что он задумал? (Убить старуху и на эти деньги продолжить образование и помочь потом всем обездоленным; срочно нужны деньги, чтобы помочь сестре и матери).
  • Зачитайте портрет героя. Что же подтолкнуло такого обаятельного человека решиться на убийство? Назовите причины (ответ найдите в 1 главе (3-й абзац).
  • Чего не договаривает герой? В тексте масса многоточий, умолчаний (теория наполеонизма) (4-й абзац, о трусости)
  • С какой целью Раскольников вышел из дому? Почему он шёл нерешительно? (Шёл “делать пробу”)
  • Кто должен стать его жертвой? Зачитайте портрет старухи. Какое впечатление произвела на вас процентщица? – Почему автор сталкивает героя с такой безобразной, жалкой старухой?
  • Почему это не добрая милая женщина? (Заповедь “не убий” распространяется на каждого человека, даже на такого мерзкого, как

    эта старуха. В этом и гуманизм писателя, и его предупреждение всем).

    Вывод: таким образом, мы убедились, что понять автора и его героев можно только внимательно читая роман, не пропуская детали и подробности. Только так мы можем вместе с Достоевским искать истину, ибо литература – это и есть поиск истины.

    План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

    Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчивого чтения и анализа романа. Сопровождается презентацией.

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 10 классе

    по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова»

    1. Обучающие –
    1. познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
    2. помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;
    3. подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.
    1. Развивающие –
    1. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
    2. формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
    3. развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
    1. Воспитательные –
    1. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

    Тип урока: Урок формирования новых знаний.

    Вид урока : проблемно- эвристическая беседа.

    Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

    Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского.

    I. Организационный момент

    II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1)

    На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» — роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

    Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

    — Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

    III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

    В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «. уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

    В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

    Давайте назовем эти события.

    Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству.

    Выстраивается схема: Слайд №4

    Гл.6 Разговор студента и офицера

    Гл 5.Сон на Васильевском

    Гл 4 Сцена на бульваре

    Гл 3 Письмо матери

    Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

    Гл 1. Петербург. Проба.

    Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка. »)

    Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

    Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

    1. Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?
    2. Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)
    3. Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.
    4. Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)
    5. Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали …»)
    6. Безобразна старуха – процентщица ( портретная характеристика)

    Приходим к промежуточному выводу:

    Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

    1. Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.
    2. Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.

    Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

    1. Какое слово постоянно повторяет герой?
    2. Думаю…
    3. Что рождается из этих чувств?
    4. Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).
    5. Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной мечте»? (зачитать)
    6. Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.

    Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

    1. Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова, при этом обращаются к фамилии героя).

    Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100)

    Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1)

    Вопросы к схеме:

    1. О чем мечтает герой?
    2. Какой смысл вкладывает в слово «мечта»?
    3. Что побеждает?
    4. Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?

    Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.

    Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

    Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал ( слайд № 5)

    IV . Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

    — Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

    V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

    Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

    Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

    СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

    РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

    СТРАДАНИЕ (наказание героя)

    VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).

    Конспект урока литературы в 10 классе «Достоевский. Преступление и наказание»

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    Урок литературы в 10 классе

    «Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

    комбинированное учебное занятие, путешествие-исследование.

    Образовательные : анализ страниц романа, посвящённых описанию города, с целью составления представления о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей, показ роли образа Петербурга в раскрытии теории Раскольникова.

    совершенствование навыка аспектного анализа крупного эпического произведения,

    развитие умения выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение;

    обогащение словарного запаса учеников.

    формирование правильных нравственных критериев оценки людей и их поступков.

    На уроке были использованы следующие методы обучения :

    Словесные (беседа, объяснение, слово учителя).

    Наглядные (иллюстрация, мультимедийная презентация);

    Методы самостоятельной работы учащихся.

    Репродуктивные (пересказ эпизода) и поисковые (метод активного чтения);

    Методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, контроль автоматизированный) .

    Проблемный метод, исследовательский метод.

    Деятельность учащихся на уроке бала организована посредством следующих форм работы :

    На уроке применялись приемы технологии «ЧПКМ» ( чтение и письмо для развития критического мышления):

    Работа с текстом ( аспектный анализ текста, сопоставительный анализ эпизодов, сжатый пересказ текста).

    топонимика – совокупность географических названий какой-либо местности;

    лейтмотив – основная мысль, многократно повторяющаяся в тексте;

    психологический пейзаж – изображение окружающего человека пространства с целью характеристики героя.

    Самостоятельная исследовательская работа учащихся (предварительное задание к уроку).

    Составление ОК по типу кластер .

    Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – М.: Худож. Лит., 1983. – 272с.

    Фильм Д. Светозарова по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

    Иллюстрации русских художников к роману «Преступление и наказание»:

    Д. Шмаринова, И.Глазунова.

    Материалы электронного альбома «Кабинет литературы».

    Правила составления синквейна.

    Эпиграф к уроку:

    «Преступление и наказание» прежде всего – роман большого города XIX века.

    Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.

    Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения романа Достоевского «Преступление и наказание», поставить перед учениками учебную цель.

    на прошлом уроке мы говорили о странной теории, созданной главным героем романа, бедным студентом Родионом Раскольниковым. Среди причин, породивших эти антигуманистические мысли, вами были названы несколько.

    Давайте назовём основные из них.

    бедственное материальное положение его, близких, знакомых;

    расстроенное психическое и физическое состояние здоровья героя;

    веяние времени (развитие европейской философской мысли);

    окружающее его пространство (город: улицы, дома, люди).

    Город, в котором живут герои романа, — это не только место действия, но и полноправный участник событий. На это указывали многие литературоведы, исследователи творчества Достоевского, например, писатель Гроссман.

    Работа с первым эпиграфом.

    «Преступление и наказание» прежде всего – роман большого капиталистического города XIX века. / Л. Гроссман

    Постановка цели урока:

    Попробуем сформулировать цель урока (учитель помогает в формулировке в случае затруднения)

    Сегодня на уроке мы попытаемся понять, что из себя представляет Петербург Достоевского и как он влияет на людей, которые в нём живут.

    Подготовка к активному, сознательному усвоению материала

    Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

    к образу Петербурга, северной столицы России, обращались многие русские писатели. Некоторые из их произведений вам знакомы. Попробуем вспомнить имена авторов, посвятивших Петербургу свои бессмертные строки.

    (на экране проектора ученикам предлагаются иллюстрации петербургских пейзажей и подписи в виде цитат из произведений русских писателей 19 века)

    Выразительно читают цитаты, называют имя автора текста и название произведения.

    Самоконтроль – отметка в листе контроля

    Задача учителя: организовать эффективную работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Что из себя представляет Петербург Достоевского, и как он влияет на людей, которые в нём живут?»

    Достоевский знал Петербург не понаслышке. Он много лет жил в этом городе: сначала учась в инженерном училище, потом вернувшись в столицу после каторги. Скудное материальное положение и бродячий дух писателя заставлял его часто менять квартиры в так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Он ежедневно ходил по тем тёмным переулкам, где бродит его герой, по Сенной, в двух шагах от которой находился Столярный переулок, состоявший их 16 домов, в которых находилось во времена Достоевского 18 питейных заведений. И писатель не раз просыпался по ночам от пьяных ночных криков их посетителей.

    Готовясь к сегодняшнему уроку, Харлова К. выполнила мини-исследование, тема которого – «Петербург Достоевского», в процессе работы ей удалось найти в этом городе немало мест, так или иначе связанных с писателем. Предлагаю вашему вниманию видеоряд, подготовленный ею.

    Слушают и смотрят презентацию, подготовленную ученицей в процессе индивидуального домашнего задания исследовательского характера.

    Достоевский хорошо знал город, в котором живут герои его романа, поэтому Петербург в «Преступлении и наказании» не вымышленный, а реальный, о чём свидетельствует его топонимика (словарная работа: топонимика – совокупность географических названий какой-либо местности).

    Сообщение подготовленного ученика.

    Демонстрация презентации по результатам мини-исследования по теме «Топонимика Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»: Сенная площадь, Екатерининский канал, Нева, Малая Нева, Васильевский остров, Николаевский мост, Садовая улица.

    Итак, я предлагаю вам отправиться в путешествие по Петербургу Достоевского

    (демонстрация начального фрагмента кинофильма).

    Так начинается телевизионная экранизация романа, сделанная современным режиссёром Дмитрием Светозаровым.

    На что обращает внимание зрителей режиссёр в первые минуты фильма?

    Как он это делает?

    Это не случайно, потому что городской пейзаж в данном случае – это средство характеристики героя, поэтому мы с полным правом можем назвать его психологическим.

    Давайте и мы посмотрим на Петербург глазами Родиона Раскольникова и, может быть, поймём о нём что-то важное и значимое.

    Конспект урока по литературе «Роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»»

    Описание разработки

    Ход работы

    I. 1. Вступительное слово учителя.

    Роман «Преступление и наказание» — великая книга. Это трудная книга, которую написал писатель – гуманист Фёдор Михайлович Достоевский. Когда мы говорили с вами на прошлом уроке о художественном мире Достоевского, то отметили глубину миропонимания, всеобъемлющий гуманизм великого художника слова. «Преступление и наказание» — книга об ответственности каждого человека за всё, происходящее в мире. Достоевский раскрывает антигуманный смысл теории главного героя Родиона Раскольникова, говорит о ценности любой человеческой жизни. В наш век бездуховности и равнодушия боль за человека, бескомпромиссный поиск Ф. М. Достоевским истины в романе «Преступление и наказание» помогут вам, молодым читателям, разобраться в жизни.

    И пусть не всё будет вами усвоено в процессе изучения, лишь бы были посеяны семена интереса, вера в гуманизм Достоевского, открыта дорога к нему. Мне хочется надеяться, что боль и страдания героев романа станут близки вам, станут необходимой частицей вашего духовного опыта.

    Как же создавалась великая книга «Преступление и наказание»?

    I. 2. История создания романа.

    Рассказывает подготовленный учащийся, используя опорный конспект

    Опорный конспект учащиеся записывают в тетради по литературе.

    «Это психологический отчёт одного преступления»

    Закончил в 1866г. в Петербурге

    «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».

    «Преступление и наказание » — роман сильный, в нём показана жизнь людей 60-х годов, когда социальные противоречия обострились, незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными. Этот роман идеологический, потому что в основе его конфликта лежит борьба одержимого идеями Раскольникова с самим собой и с окружающими.

    Достоевский показывает, что в 60-е годы нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле. Это роман и психологический, потому что показана диалектика души героев.

    Противоречия, резко обозначившиеся в пореформенной действительности, прямо отразились в романе – идеологическом по своей структуре, социально – философском по содержанию, трагическом по раскрытию и истолкованию поставленных в нём проблем.

    Создавая роман, писатель использовал уже имеющиеся литературные традиции. В частности, он опирался на роман Виктора Гюго «Отверженные», потому что считал, что в романе выражена главная мысль всего искусства XIX века- восстановление падшего человека. К этой проблеме мы ещё вернёмся на уроках, посвященных роману «Преступление и наказание», а я хочу ещё заметить, что у Гюго и Достоевского сходные принципы изображения Парижа и Петербурга с их нищетой, грязью, пороками. Да и сама система повествования схожа: детектив сочетается с проблемами философского и нравственного склада.

    Особое значение Достоевский придавал полемике с романом Чернышевского «Что делать?». Писатель был решительно против революционных изменений, на которых надеялся Чернышевский, звавший Русь «к топору».

    Полную информацию смотрите в файле.

    Содержимое разработки

    БЕРЕЗОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    Конспект сдвоенного урока по роману

    Фёдора Михайловича Достоевского

    «Преступление и наказание»

    Сенчук Вера Николаевна,
    учитель русского языка и литературы Березовской общеобразовательной школы Раздольненского района Республики Крым

    с.Березовка, 2014 г.

    Цель: помочь молодому читателю воспринять роман «Преступление и наказание» как социально-философский и психологический роман, познакомить с историей создания романа, показать многоплановость и сложность конфликта в романе, обратив особое внимание учащихся на основу авторской позиции – бескомпромиссный поиск истины, боль за человека, рассмотреть на примере изображения в романе Петербурга и жизни семьи Мармеладовых проблему показа суровой правды жизни людей в мире зла, провести первоначальную диагностику филологических знаний учащихся по роману «Преступление и наказание».

    Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, текст романа «Преступление и наказание», опорные конспекты, презентация, иллюстрации к произведению, портреты В.Гюго, Н.Чернышевского, иллюстрации учащихся (обложки романа), репродукция картины В.Перова «Утопленница», репродукция картины В.Петрова «Тройка», репродукция картины В.Маковского «На побывку к сыну».

    План уроков I. История создания романа «Преступление и наказание»

    II. Жизнь людей в мире зла. «Униженные и всеми отвергнутые парии общества»

    1.Петербург Достоевского. «Лик мира сего» в Петербурге Достоевского.

    2.Изображение жизни людей на страницах романа. Безысходность и одиночество «маленького» человека (на примере семьи Мармеладовых).

    3.Дети на улицах Петербурга.

    III. Диагностика филологических знаний учащихся по роману «Преступление и наказание» (составление плана I ч., тестовые задания, работа с карточками)

    Словарная работа на уроке:

    ветошка, пария, набат, гуманизм, пейзаж, интерьер, бескомпромиссный, компромисс.

    Роман «Преступление и наказание» — великая книга. Это трудная книга, которую написал писатель – гуманист Фёдор Михайлович Достоевский. Когда мы говорили с вами на прошлом уроке о художественном мире Достоевского, то отметили глубину миропонимания, всеобъемлющий гуманизм великого художника слова. «Преступление и наказание» — книга об ответственности каждого человека за всё, происходящее в мире. Достоевский раскрывает антигуманный смысл теории главного героя Родиона Раскольникова, говорит о ценности любой человеческой жизни. В наш век бездуховности и равнодушия боль за человека, бескомпромиссный поиск Ф.М.Достоевским истины в романе «Преступление и наказание» помогут вам, молодым читателям, разобраться в жизни.

    И пусть не всё будет вами усвоено в процессе изучения, лишь бы были посеяны семена интереса, вера в гуманизм Достоевского, открыта дорога к нему. Мне хочется надеяться, что боль и страдания героев романа станут близки вам, станут необходимой частицей вашего духовного опыта.

    Как же создавалась великая книга «Преступление и наказание»?

    Рассказывает подготовленный учащийся, используя опорный конспект

    Опорный конспект учащиеся записывают в тетради по литературе.

    История создания романа «Преступление и наказание»

    9 октября 1859 г. июль 1865г.

    Задумал на каторге Начал в Висбадене

    «Я задумал его на каторге, «Сижу в отеле, кругом

    лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти…» должен, денег ни гроша…»

    «В декабре начну роман» «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман»

    «Это психологический отчёт одного преступления»

    Закончил в 1866г. в Петербурге

    «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».

    «Преступление и наказание » — роман сильный, в нём показана жизнь людей 60-х годов, когда социальные противоречия обострились, незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными. Этот роман идеологический, потому что в основе его конфликта лежит борьба одержимого идеями Раскольникова с самим собой и с окружающими.

    Достоевский показывает, что в 60-е годы нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле. Это роман и психологический, потому что показана диалектика души героев.

    Противоречия, резко обозначившиеся в пореформенной действительности, прямо отразились в романе – идеологическом по своей структуре, социально – философском по содержанию, трагическом по раскрытию и истолкованию поставленных в нём проблем.

    Создавая роман, писатель использовал уже имеющиеся литературные традиции. В частности, он опирался на роман Виктора Гюго «Отверженные», потому что считал, что в романе выражена главная мысль всего искусства XIX века- восстановление падшего человека. К этой проблеме мы ещё вернёмся на уроках, посвященных роману «Преступление и наказание», а я хочу ещё заметить, что у Гюго и Достоевского сходные принципы изображения Парижа и Петербурга с их нищетой, грязью, пороками. Да и сама система повествования схожа: детектив сочетается с проблемами философского и нравственного склада.

    Особое значение Достоевский придавал полемике с романом Чернышевского «Что делать?». Писатель был решительно против революционных изменений, на которых надеялся Чернышевский, звавший Русь «к топору».

    Автор романа «Преступление и наказание», писатель-гуманист исходит из христианской идеи о нравственной ответственности каждого человека не только за собственные поступки, но и за всякое зло, которое совершается в этом мире.

    Подводя итог по первому вопросу плана урока, можно сказать, что «Преступление и наказание» социально-философский и психологический роман с многоплановым и сложным конфликтом.

    На страницах романа мы встречаемся с «униженными и всеми отринутыми париями общества». Писатель с великим состраданием изображает несчастных и угнетённых, с болью в сердце говорит о жизни «людей дна», заставляет читателей содрогаться от ужаса и проливать слёзы сочувствия над безвинными жертвами.

    «Лик мира сего», злого, безжалостного, проступает в Петербурге Достоевского. В этом городе ежедневно разыгрывается многоактная человеческая трагедия: на улицах Петербурга гибнут Мармеладов, Катерина Ивановна, прибегает к самоубийству женщина на мосту, происходит падение Сони…

    Давайте обратимся к опорному конспекту.

    Сцены уличной жизни

    Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»

    Учащиеся говорят о пейзаже (словарная работа) в романе, об особенностях Петербурга, отмечают «чрезвычайно жаркое время », жёлтый цвет Петербурга. Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера летнего Петербурга, это как бы и атмосфера преступления. «Отвратительный и грустный колорит дня (картины)» (ч.1, гл.1), «Вечерний Петербург» (ч.2, гл.6), «Вид из окна комнаты Раскольникова» (ч.5, гл.5) – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения чувств, настроений, переживаний героев (по словам критика Н.М.Чиркова).

    Можно рассмотреть (или дать задание учащимся) вопрос: Какой цвет господствует в романе «Преступление и наказание»? Почему? Учитель добавит, что,

    вероятно, обилие в романе желтого цвета связано с самим ощущением колорита Петербурга.

    Вслед за Достоевским «жёлтый » город у Блока: «В эти дни жёлтые дни меж домами мы встречаемся», «И на жёлтой заре – фонари…»; у Анненского: «Желтый пар петербургской зимы…», «…И Нева буро-желтого цвета…»; у Мандельштама: в Петербурге «…к зловещему дёгтю подмешан желток». Продолжает традиции писателя Андрей Белый в «Петербурге».

    Петербург Достоевского – это и сцены уличной жизни.

    Учащиеся пересказывают сцены встречи Раскольникова с пьяной девочкой на бульваре, говорят о женщине-самоубийце «с желтым, продолговатым испитым лицом», которую Раскольников увидел на мосту. (В.Перов «Утопленница»)

    Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в узкие, замкнутые со всех сторон, напоминающие старые, глухие колодцы, дворы; как герои в жизненных ситуациях попадают в тупики, так и в этих дворах лишь где-то впереди есть небольшой просвет.

    Говоря об интерьере (с франц. – внутреннее пространство здания, обстановка), Достоевский обращает наше внимание на каморку, похожую на гроб или шкаф. Он говорит, что Раскольников, Соня не только не имеют своего собственного угла, но «нанимают от жильцов», т.е. у тех, кто сам не имеет своего дома – это символ крайней неустроенности героев. Достоевский обращает внимание на кривые линии, острые и тупые углы комнат, на нарушенные пропорции, это говорит о нарушенных пропорциях бытия, сдвинутых линиях жизни. Недаром герой говорит: «Низкие потолки и стены ум и душу теснят».

    Ребята по тексту находят описание жилища старухи-процентщицы, Мармеладовых, Сони, Раскольникова. Делаем вывод, что жилища героев влияют на их судьбу.

    Петербург на страницах романа «Преступление и наказание» становится символом страшного мира, где обездоленному и слабому нет спасения, где все продаётся и покупается. Петербург – соучастник преступления, город – преступник, «город, в котором невозможно быть», это груда мёртвых камней, здесь человеку «некуда идти».

    Тема Петербурга получает конкретное развитие в судьбе семьи Мармеладова.

    Беседу о трагедии Мармеладовых мы строим в виде работы над цитатами, предварительно записанными на доске:

    «Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?»

    (Жизнь «маленького» человека Семёна Мармеладова.)

    «Я глаз её боюсь, красных пятен на щеках тоже боюсь…И ещё – её дыхания боюсь…».

    (История Катерины Ивановны)

    «Сонечка, вечная Сонечка…»

    Отталкиваясь от опорных цитат, учащиеся выстраивают свой рассказ о трагических судьбах семьи Мармеладовых. Эти герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых нет выхода.

    Ребята объясняют значение фамилии Мармеладовых (сладкая фамилия – горькая жизнь), размышляют над отношением автора к героям, объясняют семантику имен героев.

    Размышляя над судьбами детей Катерины Ивановны («С Полечкой, наверное, то же самое будет»), о том, что их выручил счастливый случай (а если бы его не было?), мы переходим к теме «Дети на улицах Петербурга».

    После прослушиваний домашних сочинений (индивидуальное задание) учащиеся и учитель рецензируют эти творческие работы. Учитель отметит, что в страданиях детей Достоевский видел крайнее выражение несправедливости устройства мира. Раскольников говорит Соне: «Неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети – образ Христов: «…таковых есть Царствие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечества…»

    Достоевский справедливо считает, что в ребёнке заключено всё лучшее, что есть в человеческой природе, то общество, где детей обижают, унижают, оскорбляют, не должно существовать. (Можно вспомнить первый сон Раскольникова – маленький мальчик не выносит убийств, он сострадает, как и писатель, лошади; любимые герои Достоевского похожи на детей – Соня «казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком», герой романа «Идиот» князь Мышкин наивен, как дитя).

    При освещении вопроса «Дети на улицах Петербурга» можно упомянуть цикл стихотворений Н.А. Некрасова «О погоде», прочитать отрывки из стихотворений «В нашей улице жизнь трудовая…», «Плач детей». (В качестве иллюстраций используются репродукции картин В.Перова «Тройка», В. Маковского «На побывку к сыну»).

    Обобщая рассмотренные вопросы, делаем вывод, что в романе «Преступление и наказание» показана суровая правда изображения жизни простых людей в мире зла. В этом мире они парии (отверженные), о них, как о ветошку (тряпка), могут «вытирать ноги» «сильные мира сего». Боль за «маленького человека», бескомпромиссный (честный) поиск истины – основа авторской позиции в романе. Один из множества нравственных уроков, полученных нами при чтении романа «Преступление и наказание»: никакое общество не будет справедливо, если в нем страдают дети. Мы познакомились с вами и с Петербургом Достоевского – своеобразным «действующим лицом» этого «петербургского романа», городом, который душит, давит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи.

    С планом уроков мы справились. Сейчас проверим, внимательно ли вы читали роман, выполним ряд тестовых заданий.

    III. Диагностика философских знаний учащихся по роману «Преступление и наказание»

    В романе «Преступление и наказание» основное сюжетное действие происходит… (время года)

    «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен», — это портрет… (показать иллюстрацию).

    Еще по теме:

    • Приказ о приёме в школу учащегося ГБОУ Школа №45 ул. Маршала Новикова, д.8, корп.2 лит А 395 26 91 - секретарь Достижения Сведения об образовательной организации Образование Ученикам и родителям Сотрудники Для учителей Доступная среда Безопасность Вопросы-ответы Прием в первый класс Прием […]
    • Ставки на транспортный налог по всей россии Какая установлена ставка транспортного налога по регионам в 2018 году Государственным законодательством устанавливаются базовые ставки налога (статья 361 пункт 1 НК РФ). Пункт 2 этой же статьи дает право региональным властям изменять (уменьшать или увеличивать) указанные […]
    • Жилищные субсидии в ленинградской области Жилищные субсидии в Петербурге: кто и как может получить Для многих граждан вопрос приобретения квартиры является насущным: рост цен на жилье на фоне снижения доходов заставляет задуматься о целесообразности обращения за помощью к государству. Федеральные и региональные жилищные […]
    • За каждый день просрочки алиментов За каждый день просрочки алиментов Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Формула и […]
    • Закона об оружии фз 150 от 13121996 г Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 […]
    • Расчет кв по земельному налогу Коэффициент земельного налога в 2016 году Обновление: 7 февраля 2017 г. Налог на землю за 2016 год рассчитывается довольно просто. Во-первых, необходимо определить базу налога. Во-вторых, умножить значение базы на ставку налога. И в-третьих, в некоторых случаях необходимо применить […]
    • Срок рассмотрения материнского капитала Сроки перечисления материнского капитала Для реализации имеющегося семейного сертификата необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) с заявлением о распоряжении и соответствующим пакетом документов, который составляется в зависимости от выбранного направления […]
    • Заявление г1 и г2 Классификация строительных материалов по пожарной опасности гл. 3 ст. 13 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ Пожарная опасность строительных материалов характеризуется следующими свойствами: горючесть; воспламеняемость; способность распространения пламени по поверхности; дымообразующая […]