Закон о частной исполнительной деятельности

Содержание страницы:

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888, в «Российской газете» от 30 апреля 1992 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона

Пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 2 июня 2016 года №1403-VIII

Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов

(В редакции Закона Украины от 21.12.2016 г. №1798-VIII)

Этот Закон определяет основы организации и деятельности по принудительному исполнению судебных решений и решений других органов (должностных лиц) органами государственной исполнительной службы и частными исполнителями, их задачи и правовой статус.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Органы и лица, осуществляющие принудительное исполнение судебных решений и решений других органов

1. Принудительное исполнение судебных решений и решений других органов (должностных лиц) (далее — решение) возлагается на органы государственной исполнительной службы и в определенных Законом Украины «Об исполнительном производстве» случаях — на частных исполнителей.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей

1. Правовой основой деятельности органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей является Конституция Украины, этот Закон, международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, другие законы, нормативно-правовые акты, принятые во их исполнение.

Статья 3. Задачи органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей

1. Задачей органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей является своевременное, полное и беспристрастное исполнение решений, принудительное исполнение которых предусмотрено законом.

Статья 4. Принципы деятельности органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей

1. Деятельность органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей осуществляется с соблюдением принципов:

1) верховенства права;

4) справедливости, беспристрастности и объективности;

5) обязательности выполнения решений;

7) гласности и открытости исполнительного производства и его фиксации техническими средствами;

8) разумности сроков исполнительного производства;

9) соразмерности мер принудительного исполнения решений и объема требований по решениям.

2. Государственный исполнитель и частный исполнитель должны осуществлять свою профессиональную деятельность добросовестно, не разглашать каким-либо способом профессиональную тайну, уважать интересы взыскателей, должников, третьих лиц, не унижать их достоинство.

3. К профессиональной тайне относится информация, которая стала известна государственному исполнителю, частному исполнителю, помощнику частного исполнителя в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Обязанность хранить профессиональную тайну распространяется на лицо и после его освобождения от должности государственного исполнителя или прекращения деятельности частного исполнителя, помощника частного исполнителя.

Государственный исполнитель, частный исполнитель могут предоставлять другим лицам информацию, содержащую профессиональную тайну, исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

4. Государственный исполнитель, частный исполнитель обязаны принимать все необходимые меры, направленные на предотвращение или устранение конфликта интересов.

Конфликтом интересов в целях применения настоящего Закона считается противоречие между личными интересами государственного исполнителя или частного исполнителя и его профессиональными правами и обязанностями, наличие которого может повлиять на объективность или беспристрастность при выполнении государственным исполнителем или частным исполнителем его профессиональных обязанностей, а также на совершение или несовершение им действий при осуществлении принудительного исполнения решений.

Статья 5. Правовая защита и гарантии осуществления деятельности государственных исполнителей, частных исполнителей по принудительному исполнению решений

1. Государственный исполнитель, частный исполнитель при осуществлении профессиональной деятельности являются независимыми, руководствуются принципом верховенства права и действуют исключительно в соответствии с законом.

2. Запрещается вмешательство государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, политических партий, общественных объединений, других лиц в деятельность государственного исполнителя, частного исполнителя по принудительному исполнению решений.

3. Сопротивление государственному исполнителю или частному исполнителю, причинение телесных повреждений, насилие или угроза применения насилия в отношении них, их близких родственников, а также умышленное уничтожение или повреждение их имущества в связи с принудительным исполнением решений государственным исполнителем или частным исполнителем влекут за собой ответственность, установленную законом. Такая же ответственность наступает в случае совершения этих правонарушений в отношении лица после его освобождения от должности государственного исполнителя или прекращения деятельности частного исполнителя и в отношении их близких родственников в связи с принудительным исполнением им решений в прошлом.

4. Запрещается проведение осмотра, разглашение, истребование или изъятие документов исполнительного производства, кроме случаев, предусмотренных законом.

Указанный запрет не распространяется на случаи проведения проверок органов государственной исполнительной службы и деятельности частных исполнителей, а также проведения проверок законности исполнительного производства в порядке, определенном Министерством юстиции Украины.

Раздел II Государственная исполнительная служба

Статья 6. Система органов принудительного исполнения решений

1. Систему органов принудительного исполнения решений составляют:

1) Министерство юстиции Украины;

2) органы государственной исполнительной службы, образованные Министерством юстиции Украины в установленном законодательством порядке.

Статья 7. Государственные исполнители

1. В соответствии с настоящим Законом государственными исполнителями являются руководители органов государственной исполнительной службы, их заместители, главные государственные исполнители, старшие государственные исполнители, государственные исполнители органов государственной исполнительной службы.

2. Государственный исполнитель является представителем власти, действует от имени государства и находится под его защитой и уполномочен государством осуществлять деятельность по принудительному исполнению решений в порядке, предусмотренном законом.

Статья 8. Правовой статус работников органов государственной исполнительной службы

1. Государственные исполнители, руководители и специалисты органов государственной исполнительной службы являются государственными служащими.

2. Работникам органов государственной исполнительной службы, указанным в части первой настоящей статьи, выдаются удостоверения, образец и порядок выдачи которых утверждаются Министерством юстиции Украины.

3. Работник органа государственной исполнительной службы пользуется правами и выполняет обязанности, предусмотренные законом.

Статья 9. Гарантии независимости государственных исполнителей

1. Независимость государственных исполнителей от воздействия или вмешательства в их деятельность по принудительному исполнению решений гарантируется:

1) особым порядком финансирования и материально-технического обеспечения органов государственной исполнительной службы;

2) действенным механизмом мотивации государственных исполнителей;

3) прозрачностью деятельности по принудительному исполнению решений;

4) иным способом, определенным законом.

Статья 10. Требования к государственным исполнителям

1. Государственным исполнителем может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование не ниже второго уровня, который владеет государственным языком и способен по своим личным и деловым качествам осуществлять полномочия государственного исполнителя.

2. Специальные требования к уровню профессиональной компетентности государственных исполнителей и руководителей органов государственной исполнительной службы определяются Министерством юстиции Украины.

Статья 11. Порядок назначения на должности и освобождения от должностей работников органов государственной исполнительной службы

1. Государственные исполнители и другие работники органов государственной исполнительной службы, являются государственными служащими, назначаются на должности и освобождаются от должностей в порядке, установленном Законом Украины «О государственной службе» с учетом особенностей, определенных законодательством.

Статья 12. Контроль за деятельностью работников органов государственной исполнительной службы

1. Контроль за деятельностью государственных исполнителей и других работников органов государственной исполнительной службы осуществляют органы принудительного исполнения решений, определенные в статье 6 этого Закона, в порядке, установленном Министерством юстиции Украины.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Организационная структура органов принудительного исполнения зарубежных государств

В Республике Беларусь организацию деятельности судебных исполнителей районных (городских) судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, управления юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов. Функции по принудительному исполнению в Республике Беларусь возложены на судебных исполнителей, состоящих при соответствующих судах. В судах, где имеется два и более судебных исполнителя, назначается старший судебный исполнитель. В судах общее руководство деятельностью судебных исполнителей возлагается на председателей судов. Непосредственный контроль за выполнением возложенных на судебных исполнителей задач осуществляется судьями и старшими судебными исполнителями.

Исполнение судебных решений, вынесенных хозяйственными судами Республики Беларусь, возложено на Службу судебных исполнителей хозяйственных судов, которая состоит при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь. Служба судебных исполнителей хозяйственных судов входит в систему хозяйственных судов Республики Беларусь и является органом по исполнению судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам. Служба судебных исполнителей состоит из Управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда и отделов исполнения решений хозяйственных судов областей и г. Минска. Службу возглавляет начальник управления организации исполнительного производства — главный судебный исполнитель хозяйственных судов Республики Беларусь. Общее руководство деятельностью хозяйственных судов по исполнению судебных и иных актов осуществляет Председатель Высшего Хозяйственного Суда.

В Бельгии существует национальная организация судебных приставов. Приступив к своей деятельности, судебный пристав автоматически (и обязательно) становится членом Национальной Палаты Судебных Приставов. Вместе с Национальной Палатой судебных приставов существуют также местные -районные палаты судебных приставов. Национальная Палата принимает рекомендации и руководящие указания. Местные органы дополняют дисциплинарные элементы и могут принимать различные решения.

Должность частного судебного исполнителя учреждается и ликвидируется уполномоченным органом в пределах общей численности частных судебных исполнителей на территории исполнительного округа. Численный состав частных судебных исполнителей определяется уполномоченным органом исходя из нагрузки.

В Болгарии учреждена профессиональная организация — Палата частных судебных исполнителей, в которой состоят все частные судебные исполнители. Органами Палаты частных судебных исполнителей являются Общее собрание, Совет Палаты, Контрольный совет и Дисциплинарная комиссия.

Палатой создан общегосударственный регистр частных судебных исполнителей, который содержит сведения о персональных данных и районе действия конкретного частного судебного исполнителя, адресе его конторы, размере суммы страховой ответственности. Сведения из данного регистра открыты для общего доступа и каждый имеет право на ознакомление с ним и получение из него интересующих данных.

Частные судебные исполнители ежегодно представляют в Министерство правосудия отчёт о своей деятельности.

Судебный контроль над частными судебными исполнителями осуществляет соответствующий окружной суд, который рассматривает дела об обжаловании действий частного судебного исполнителя.

Административный контроль за деятельностью частных судебных исполнителей со стороны государства осуществляется Министерством правосудия.

Великобритания

В Англии, Уэльсе, Шотландии существует смешанная система принудительного исполнения.

Исполнительное производство в судах графств осуществляют бейлифы, которые входят в судебную систему. Их работу контролируют бейлифы, осуществляющие надзор. Управление деятельностью по многим вопросам осуществляет старший клерк суда графства, к которому прикреплены бейлифы.

Судебные исполнители объединены в Ассоциацию Судебных Исполнителей Высокого Суда Англии и Уэльса. Это саморегулируемая ассоциация, членство в которой не обязательно.

В Германии органом, осуществляющим принудительное исполнение актов гражданских судов, является судебный исполнитель, если исполнение на основании закона не отнесено к компетенции суда, как правило, участкового, или, например, при исполнении решения неимущественного характера, суда, который рассматривал дело в первой инстанции. Если исполнение отнесено к компетенции суда, оно осуществляется особенной категорией сотрудников суда со специальным высшим

образованием, которые самостоятельно производят определенные процессуальные действия. Принудительное исполнение административных актов и актов налоговых органов осуществляется этими органами самостоятельно.

В Германии судебный исполнитель назначается на должность председателем высшего регионального суда, прикомандировывается к окружному суду того округа, на территории которого он должен работать, поступая, таким образом, в подчинение руководителя данного окружного суда.

С 1 января 2009 года институт судебных исполнителей перешел в непосредственное подчинение Министерства юстиции (до этого институт находился в ведении судебных органов).

В Израиле Министр юстиции имеет право с разрешения парламентской комиссии по юридическим вопросам создать бюро судебного исполнителя в каждом районе в количестве не менее одного бюро на каждый район. Назначение руководителя бюро судебного исполнителя осуществляется Министром юстиции с согласия Президента Верховного Суда из числа руководства мирового суда. Также Министр юстиции назначает руководителя Управления системы судебного исполнения, ответственного за действия бюро судебного исполнения и исполнения предписаний руководства системы судебного исполнения. Руководитель системы судебного исполнения имеет те же полномочия, что и руководитель бюро судебного исполнения.

В Республике Казахстан уполномоченным государственным органом, обеспечивающим своевременное исполнение судебных актов, является Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан. Исполнение исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей. Систему органов исполнительного производства образуют: уполномоченный государственный орган по обеспечению исполнения исполнительных документов, территориальные органы и отделы территориальных органов. Территориальные органы Комитета на областном уровне называются Администраторами судов, а на районном уровне – территориальные участки судебных исполнителей. Руководителями территориальных участков являются старшие судебные исполнители.

Контроль за деятельностью государственного судебного исполнителя осуществляет уполномоченный орган и его территориальные органы.

Надзор за законностью исполнительного производства осуществляется Прокуратурой.

Кроме этого, в Республике Казахстан существует республиканская коллегия частных судебных исполнителей, которая является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение региональных коллегий частных судебных исполнителей. Каждая из региональных коллегий частных судебных исполнителей избирает в порядке, предусмотренном уставом Республиканской коллегии частных судебных исполнителей, представителей в состав Республиканской коллегии частных судебных исполнителей.

Территория деятельности частного судебного исполнителя, а также количество частных судебных исполнителей в пределах исполнительного округа определяются уполномоченным органом совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.

Республиканская коллегия частных судебных исполнителей: осуществляет координацию деятельности региональных коллегий частных судебных исполнителей, представляет интересы региональных коллегий частных судебных исполнителей и частных судебных исполнителей в государственных органах и негосударственных организациях, участвует в работе Международного союза судебных исполнителей и служащих, других международных и иностранных организаций по вопросам организации частной исполнительской деятельности, участвует в нормотворческой и экспертной деятельности уполномоченного органа, других государственных органов по вопросам исполнительного производства и связанных с частной исполнительской деятельностью, организует обучение частных судебных исполнителей, повышение их квалификации, обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав судебных исполнителей, занимающихся частной практикой, а также осуществляет иные полномочия.

Контроль за законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, Республиканской и региональными коллегиями частных судебных исполнителей. Контроль за соблюдением налогового законодательства частным судебным исполнителем осуществляют органы налоговой службы Республики Казахстан.

Принудительное исполнение в Канаде осуществляются шерифами (sheriff), состоящими на государственной службе, а также частными судебными исполнителями (bailiff) или специализированными фирмами, предоставляющими на коммерческой основе услуги в области правоприменения по гражданским делам, которые получают лицензию на данную деятельность от государства и осуществляют ее самостоятельно.

Типология судебных приставов (в канадской правовой терминологии – bailiff или sheriff) различается в зависимости от их подведомственности и вытекающего отсюда соответствующего правового статуса, а также функциональных обязанностей.

В последние годы в Канаде наблюдается тенденция передачи полномочий в сфере гражданского исполнительного производства от государственных ведомств частным агентствам.

В качестве примера можно привести правовую реформу в провинции Альберта, которую многие эксперты в Канаде называют весьма успешным проектом реформирования системы исполнительного производства, опыт которого можно распространить на всю страну. В 1996 г. в провинции Альберта вступил в силу закон о гражданском исполнительном производстве, в котором были даны определения частного бейлифа и специализированного агентства по исполнительному производству, подробно прописан их статус, права и обязанности, порядок взаимодействия с государственными органами, а также механизм организации исполнительного производства. Надзорные функции над деятельностью частных бейлифов и агентств были возложены на министерство юстиции провинции Альберта, а точнее на специальный отдел судебного департамента ведомства – офис шерифа по вопросам исполнительного производства. Данное подразделение занимается лицензированием частных бейлифов и агентств, а также имеет полномочия проводить расследования фактов несоблюдения деловой этики с их стороны в отношении как кредиторов, так и должников. Целью реформы было минимизировать роль суда, оставив ему преимущественно надзорные полномочия, а также свести исполнительное производство по гражданским делам к административной процедуре, осуществляемой в основном через специализированное агентство, действующее на основе инструкций кредитора, повысив тем самым роль последнего в общей системе мер исполнительного производства. Важным нововведением стала отмена прежнего законодательного требования к кредитору получать судебный приказ на наложение ареста на имущество. Согласно закону о гражданском исполнительном производстве, только специализированные агентства могут осуществлять данную меру исполнительного производства.

В провинции Онтарио деятельность частных бейлифов (физических лиц и специализированных агентств) регулируется положениями закона о бейлифах от 1990 г. Надзор за деятельностью агентств (а также их лицензирование и регистрацию) до 2005 г. осуществляло министерство по делам потребителей и бизнеса. После того как в 2005 на месте прежнего министерства было создано новое министерства правительственных услуг, функции по лицензированию и регистрации частных бейлифов и агентств были переданы министерству по делам малого бизнеса и потребительских услуг. В настоящее время функции надзора разделены между министерством по делам малого бизнеса и потребительских услуг и ведомством Генерального атторнея провинции Онтарио. Так, в отличие от Альберты, в провинции Онтарио частные агентства не могут выполнять такие меры исполнительного производства как наложение ареста на имущество должника и восстановление в правах собственности. Реализация этих мер лежит в пределах компетенции службы шерифов ведомства Генерального атторнея.

Система исполнительного производства в провинции Новая Шотландия во многом копирует модель Альберты. Там также в 1996 г. была проведена реформа системы гражданского исполнительного производства, в результате которой часть функций управления шерифов министерства юстиции провинции была передана т.н. провинциальным гражданским констеблям, которыми могут быть как частные лица, так и частные специализированные агентства. В соответствии с Уголовным кодексом Канады они приравнены к должностным лицам, наблюдающим за сохранением общественного порядка и по своему статусу похожи на частных бейлифов в других провинциях. Их деятельность регулируется провинциальным законом об услугах полиции от 1989 г. При этом, они имеют право осуществлять такие меры исполнительного производства как наложение ареста на имущество и обратное истребование собственности по суду. Надзорные функции возложены на министерство юстиции провинции Новая Шотландия.

В отличие от остальной Канады, в провинции Квебек существует единая интегрированная организация частных судебных приставов – Палата судебных офицеров Квебека. Квебекская модель во многом копирует европейскую систему, в частности французское исполнительное производство. Функции судебных приставов в провинции не разделены. Они обеспечивают как работу судов (по аналогии с шерифами), так и осуществляют гражданское исполнительное производство (по аналогии с бейлифами). Палата судебных офицеров Квебека является единственным представителем от Канады в Международном союзе судебных исполнителей и служащих.

Нидерланды

В Нидерландах судебные исполнители объединены в профессиональную организацию – «Королевская Организация Профессиональных судебных приставов», имеющую государственный статус, что означает, что она имеет право издавать предписания и решения, обязательные для исполнения всеми судебными исполнителями. Все судебные исполнители являются членами этой организации. В ее задачи входит улучшение профессиональной деятельности и повышение квалификации судебных исполнителей, осуществление надзора за деятельностью судебных исполнителей. Организация финансируется за счет обязательных взносов всех ее членов. На должность судебный исполнитель назначается Королевским Указом по представлению Министерства юстиции.

В США функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы-исполнители, а также частные юридические (коллекторские) агентства.

Маршалы являются должностными лицами федеральной системы юстиции, подчиняющиеся Генеральному прокурору США через Министерство юстиции США. Каждый из них назначается на 4 года Президентом и утверждается Сенатом и выполняет свои функции в пределах федерального судебного округа в США, таким образом, имеется 94 маршала США с подчиненными им аппаратами сотрудников общей численностью более 4000 человек (в обеспечении безопасности судов маршалам содействуют более 3 тысяч “контрактников” из охранных фирм).

Центральным аппаратом по отношению ко всем маршалам США выступает Маршальская служба (U.S. Marshals Service) в составе Министерства юстиции США. Руководство Маршальской службой США осуществляется директором, назначаемым на должность Президентом.

Маршалы США выполняют задачи, которые чрезвычайно важны для нормального и эффективного функционирования системы федеральной юстиции.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что государственные органы, ответственные за исполнение, используются там, где существует опасность возникновения физического конфликта или беспорядков.

В этой связи значительную часть работы по принудительному взысканию в Соединенных Штатах Частные выполняют коллекторские агентства, тем самым освобождая государственные органы для работы над более серьезными делами. Это позволяет государственным органам, отвечающим за исполнение судебных решений, отдавать предпочтение более трудным или потенциально спорным делам, где государственные органы наиболее необходимы и эффективны. Методы работы частных коллекторских агентств различаются в различных местах, как и уровень регулирования в штатах, где они работают. Кроме этого, многие частные взыскания долгов осуществляются агентами, которым кредитор продает судебное решение, и эта продажа была должным образом зарегистрирована в суде, в котором было принято это решение. В этой связи коллекторскому агенту передаются все права кредитора, и кредитор получает согласованный авансовый платеж от коллекторского агента. Такое соглашение также включает в себя использование коллекторскими агентами, при необходимости, ресурса государственных ведомств.

Процедура исполнительного производства в США регулируется законодательными актами штатов и правилами гражданского судопроизводства конкретного штата.

В Финляндской Республике функции по принудительному исполнению возложены на Государственную службу принудительного исполнения.

Государственная служба принудительного исполнения Финляндии является самостоятельным органом исполнительной власти, подведомственным Министерству юстиции Финляндской Республики, которое осуществляет координацию и контроль за деятельностью Службы, стратегическое планирование и стратегическое управление, разработку законодательства, относящегося к сфере деятельности Службы, а также планирование бюджета.

Служба самостоятельно занимается своим административным управлением, осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности.

Основными задачами Службы является организация принудительного исполнения судебных актов, вынесенных по обязательствам или запретам в области частного права, а также взыскание в принудительном порядке публично-правовых платежей, таких как налоги, штрафы и пр.

Государственная служба принудительного исполнения Финляндии состоит из центрального аппарата и подведомственных ему территориальных органов. Возглавляет Службу руководитель, назначаемый на должность Государственным Советом (Правительством). В центральном аппарате Службы работает 20 человек. Всего по стране насчитывается 22 территориальных органа Службы. Руководство территориальными органами осуществляется старшими окружными судебными исполнителями. Территориальный орган имеет свой район деятельности (округ), в пределах которого осуществляется функции принудительного исполнения. На один округ приходится от 2 до 9 отделов принудительного исполнения, в зависимости от масштаба округа. Возглавляют отделы окружные судебные исполнители (по аналогии с Российской системой — старшие судебные приставы).

Окружные судебные исполнители организуют работу отдела, обеспечивают, чтобы подчиненные им должностные лица (судебные исполнители и канцелярские работники), надлежащим образом и в соответствии с законом исполняли возложенные на них обязанности, а также выполняли их распоряжения.

В общем по стране насчитывается около 650 судебных исполнителей, у которых нет личных ассистентов, однако в канцелярии работает «персонал-опора» исполнителей (также порядка 650 человек по стране). Сейчас в отделах принудительного исполнения Финляндии основано действие «поддержка исполнения», т. е. когда работники канцелярии уполномочены выполнять некоторые действия, которые раньше выполняли судебные исполнители. Эти задания, например, связаны с контролем правильности взыскания заработной платы. Из общего числа судебных исполнителей 100 человек занимаются вопросами проведения аукционов и реализацией имущества должников.

На должность окружного судебного исполнителя может быть назначен гражданин Финляндии, имеющий степень бакалавра или магистра юриспруденции, который хорошо знаком с исполнительным производством или же при осуществлении других обязанностей приобрел навыки, или имеет квалификацию, необходимую для успешной работы в данной должности. Дополнительными условиями для назначения на должность старшего окружного судебного исполнителя являются хорошие лидерские качества и умение руководить практической работой подчиненных по осуществлению исполнительного производства.

Запрос об исполнении решения суда кредитор (взыскатель) может направить через Интернет. При этом кредитор должен иметь на руках решение суда и предъявить исполнительному органу оригинал этого решения. Однако, с 2011 года предъявление оригинала судебного решения судебному исполнителю будет не обязательно, т.к. судебному исполнителю будет предоставлено право скачивать судебное решение.

Во Франции существуют различные профессиональные организации судебных приставов с различными целями и функциями. Палаты судебных исполнителей существуют в департаментах, регионах и на общенациональном уровне. При Министерстве юстиции Франции создана Национальная палата судебных исполнителей, осуществляющая координацию деятельности судебных исполнителей в пределах страны. В ее функции входит сотрудничество с судебными исполнителями стран Европейского Союза. Региональная палата объединяет всех судебных исполнителей, подведомственных апелляционному суду, улаживает споры между Палатами на уровне департаментов либо с судебными исполнителями иной юрисдикции.

Министерство юстиции Франции осуществляет контроль за исполнением судебных решений, определяет количество судебных исполнителей, рассматривает жалобы на действия судебных исполнителей, вносит соответствующие изменения в законодательные акты страны, касающиеся деятельности судебных исполнителей.

Контроль за деятельностью судебных приставов осуществляется Прокурором Французской Республики путем проведения инспекций и проверок финансовых и бухгалтерских документов. Он также может начать уголовное преследование судебного пристава. Кроме того, Прокурор Французской Республики может принять решение о временном приостановлении преследования.

Однако своего рода процессуальный контроль осуществляется специальной категорией судей – «судьями по исполнению». Так, «судья по исполнению» рассматривает жалобы на действия судебного пристава, а также разрешает все сложные вопросы, возникающие у судебного пристава в процессе принудительного исполнения судебных решений, например, принимает решение об исключении из описи имущества, не принадлежащего должнику, определяет суммы реального долга, причитающегося взыскателю, путем рассмотрения представленных сторонами документов об оплате, проверяет правильность начисления процентов, решает вопрос о приостановлении процедуры исполнения, принимает решение об аресте имущества должника с целью его возвращения законному владельцу и т.д.

На сегодняшний день численность судебных приставов во Франции составляет 3300 (из них 750 – женщины), которые функционируют в составе 2000 кабинетов (бюро). Данные кабинеты (бюро) являются собственностью судебных приставов, которые обладают правом их продажи, передачи в наследство,либо наследования. Судебными приставами привлечено 10000 наемных работников. Средний возраст судебного пристава Франции – 45 лет.

Судебный пристав (или судебный исполнитель) Франции является государственным служащим (должностным лицом), но его работа по принудительному исполнению судебных решений строится исключительно на частной основе. Судебный пристав уполномочен вручать акты, обеспечивать исполнение судебных решений и взыскание долгов.

Судебный пристав назначается на должность постановлением Министра юстиции Французской Республики – хранителя печати и осуществляет свою деятельность в свободной форме. Регламентация и управление деятельностью судебных приставов входят в функции Министерства юстиции Французской Республики и Национальной палаты судебных исполнителей.

Статус судебных исполнителей определяется Ордонансом от 02.11.1945 № 45-2592 (с изменениями, внесенными Декретом от 20.05.1955 № 55-604, и дополнениями, внесенными Декретом от 29.02.1956 № 56-22).

Французское законодательство предъявляет следующие требования к лицам, претендующим на должность судебного пристава:

  • наличие французского гражданства;
  • не совершать действий, порочащих его честь и добропорядочность;
  • не быть уличенным в совершении поступков, повлекших за собой применение к нему дисциплинарных или административных санкций в виде отстранения от должности, исключения из профессионального корпуса, отзыва, увольнения на пенсию, отзыва согласия или разрешения на ведение деятельности;
  • не проходить по делам о несостоятельности в связи с судебным восстановлением платежеспособности предприятий;
  • наличие свидетельства о высшем юридическом образовании либо приравненного к нему диплома;
  • прохождение профессиональной стажировки в течение двух лет, из них не менее одного года в конторе судебного пристава, затем у нотариуса, адвоката, присяжного оценщика либо судебного поверенного, а затем прохождение курса профессионального обучения;
  • сдача государственного экзамена на профессиональную пригодность;
  • принесение присяги в течение месяца с момента своего назначения на должность и проявление в работе точности, порядочности и понимания возложенной на него ответственности.

Относительно вопроса ответственности судебного пристава следует отметить, что французское законодательство предусматривает личную ответственность судебного пристава за свои виновные действия. Также пристав несет ответственность за свои виновные действия по отношению к кредитору, даже если на него не обращено взыскание о возмещении ущерба, причиненного должнику.

В рамках поручения, связывающего его со своим клиентом (взыскателем), он несет ответственность за использование определенных методов, но не за достигнутые результаты.

Судебный пристав должен сделать все возможное, чтобы должным образом осуществить принудительное исполнение судебного постановления и добиться платежей от должника, но он не несет ответственности за неэффективность произведенной процедуры, если при этом он не совершил виновных действий.

Он также несет ответственность за советы, которые он дает своему клиенту в отношении выбора процедуры исполнения судебного постановления, поскольку она должна наилучшим образом соответствовать средствам должника и его имуществу, если оно у него имеется. Он должен действовать быстро и аккуратно. Затягивание с наложением ареста на имущество должника, в результате чего возбуждается производство по судебному восстановлению (банкротство) его платежеспособности, может привести к возникновению ответственности судебного исполнителя.

Более этого, должник или третьи лица, понесшие убытки вследствие незаконных действий судебного пристава, могут потребовать возмещения ущерба непосредственно судебным приставом. Последний вправе обратится к «судье по исполнению» для того, чтобы признать недействительными незаконные документы, или для того, чтобы добиться возмещения ущерба.

В свою очередь, кредитор на основании ответственности, предусмотренной договором между ним и судебным приставом, может обратить взыскание на судебного пристава и потребовать от него компенсации выплат, произведенных должнику или третьему лицу в качестве возмещения ущерба, нанесенного виновными действиями самого судебного пристава.

Принудительное исполнение в Швеции осуществляется Управлением принудительного исполнения решений судов (Enforcement Office) – государственным органом, тогда как непосредственная ответственность возложена на судебного пристава либо района, где проживает должник, либо района, где находится подлежащая аресту собственность.

Время создания/изменения документа: 15 октября 2012 10:26 / 15 октября 2012 10:27

Еще по теме:

  • Закон 213 от 02032018 россия Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О […]
  • Приказы минэкономразвития 628 Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2010 г. N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2010 г. N 628"Об […]
  • 473 приказ Проект Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473." (подготовлен Минтрансом России 10.04.2018) Досье на проект В соответствии […]
  • Закон об органах судейского сообщества Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 4 июля 2003 г., […]
  • Закон о занятости населения в россии Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 […]
  • Федеральным законом о связи статья 29 Федеральный закон "О связи" Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ"О связи" С изменениями и дополнениями от: 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г., 9 февраля, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 18 июля 2009 […]
  • Закон по алкоголю 171 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Кратность 4 правило Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 25 и разрядную единицу Для упрощения деления натуральных чисел были выведены правила деления на числа первого десятка и числа 11, 25, которые объединены в раздел признаков делимости натуральных чисел. Ниже приводятся […]