Налог это из разных источников

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налог. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

  • объект (доход, имущество, товар);
  • налоговая база;
  • величина налоговой ставки (квота);
  • налоговый период (месяц, квартал, год);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

  • имущественные налоги;
  • ресурсные налоги (рентные платежи);
  • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  • налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

  • налоги, относимые на индивидуальный доход;
  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

  • собственные (закрепленные) налоги;
  • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

  • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
  • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Источники уплаты налогов

Источники уплаты налогов (tax pay sources) — финансовые источники, за счет которых обеспечиваются выплаты начисленных налоговых платежей.

С экономической точки зрения, источником уплаты налога может выступать доход или капитал, однако предпочтительнее, чтобы уплата налога происходила за счет дохода. Если налог постоянно выплачиваться за счет капитала, то в конечном итоге капитал иссякнет, исчезнет возможность уплатить налог вообще, поэтому налог нужно платить с доходов. Только в экстраординарных ситуациях, когда возникает угроза существованию производственной базы как таковой, уплата налога за счет капитала обоснована. Например, в условиях стихийного бедствия или войны с целью сохранения части имущества, приносящего доход, может быть продано часть этого имущества. В противном случае потеря может угрожать всему капиталу, а, следовательно, и возможности получения доходов в будущем.

В некоторых случаях источник уплаты налога может совпадать с объектом налогообложения (доход при расчете налога на прибыль), но в большинстве случаев – это два разных понятия. Источником уплаты основной массы налогов являются доходы плательщика. Причем если для физических лиц можно действительно говорить о доходах, куда войдут заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности и т.д., то для юридических лиц в основном речь идет о чистом доходе.

Основными источниками уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством являются:

  1. доход предприятия, обеспечивающий выплату налоговых платежей, входящих в цену продукции (налога на добавленную стоимость; акцизного сбора; таможенного сбора и таможенных пошлин);
  2. текущие затраты предприятия (издержки производства и обращения), на которые относятся отдельные налоговые платежи (взносы в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, фонд занятости населения; отчисления на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог; ряд местных налогов и сборов);
  3. прибыль предприятия (налог на прибыль, ряд других налоговых платежей).

Словарь отдельных налоговых терминов

ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГОВ — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.

КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — налоговое планирование для юридических лиц и групп граждан (организаций).

НАЛОГОВЫЙ ДОМИЦИЛЬ (fiscal domicile) — совокупность определенных признаков, необходимых для признания субъекта налогоплательщиком.

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ — процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

НАЛОГОВОЕ РЕЗИДЕНТСВО — понятие, определяющее налоговую юрисдикцию на территории которой несется конечная налоговая ответственность налогоплательщика, т.е. наогоплательщик-резидент облагается налогами на все доходы и имущество из всех источников, включая доходы и за пределами данной налоговой юрисдикции. Ее резиденство не зависит от гражданства либо национальной принадлежности налогоплательщика.

НАЛОГОВЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, т.к. или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах.

НАЛОГОВАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.

ПЕРСОНАЛЬНОЕ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ) НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — налоговое планирование для физических лиц или семей, частных предпринимателей.

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — 1) экономическое двойное налогообложение — обложение одного и того же дохода дважды разными налогами. Например, если заработная плата работника облагается подоходным налогом, то налог на фонд заработной платы предприятия, в который входит и эта заработная плата, приводит к ее двойному налогообложению; 2) международное двойное налогообложение — обложение одного и того же дохода идентичным налогом в разных странах. Например, у гражданина, работающего за границей, налог на его доход может взиматься в стране его гражданства и за рубежом, чего желательно избегать.

ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги. Показатели структуры денежной массы. Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты МО (наличные деньги), М1 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования), М2 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады), МЗ (наличные деньги, чеки, вклады), L (наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги).

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ — налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). Производители и продавцы выступают в роли сборщиков налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ — взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ ДЕНЕЖНЫХ КАПИТАЛОВ — вид налога, которым могут облагаться дивиденды и проценты, получаемые от акций и облигаций, проценты по банковским вкладам, выигрыши по займам.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, подоходный налог с физических лиц — налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных, налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере роста величины годового дохода. В России имеется ряд льгот по уплате подоходного налога, в частности, от него освобождены доходы по пенсиям.

НАЛАЛОГ НА НЕРАСПРЕДЕЛЕННУЮ ПРИБЫЛЬ — налагается на нераспределенную на дивиденды часть прибыли акционерных компаний, страховых обществ, банков и других организаций-налогоплательщиков, выплачивающих дивиденды. Дополняет более общий налог на прибыль корпораций.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ корпораций — существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство).

НАЛОГ НА ПРИРОСТ КАПИТАЛА — налог на доходы физических и юридических лиц, полученные от имущественных сделок в виде продажи, дарения, обмена имущества, предоставления его в пользование другим лицам.

НАЛОГ НА ПРОДАЖУ — налог, устанавливаемый в процентах к стоимости (цене) продаваемых товаров и услуг. Разновидность акциза.

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ корпораций — дополнительный налог на прибыль, величина которого намного превышает установленные нормы прибыли.

НАЛОГ НА СОБСТВЕННОСТЬ — налог на недвижимость (землю и здания) и на личную имущественную собственность.

НАЛОГ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ — налог, взимаемый с эмитентов акций, облигаций и других ценных бумаг, а также налог на биржевые сделки.

НАЛОГ НА ЭКСПОРТ И ИМПОРТ — налог, уплачиваемый экспортерами и импортерами в процентах к стоимости экспортируемых и импортируемых товаров.

НАЛОГ С НАСЛЕДСТВА И ДАРЕНИЙ — налог, уплачиваемый физическими и юридическими лицами при переходе имущества от одного лица к другому по праву наследования либо в виде дарения.

НАЛОГ С ОБОРОТА — налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью налога с оборота стал налог на добавленную стоимость.

НАЛОГИ — обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц; основной источник средств, поступающих в государственный бюджет. Одновременно налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост), и косвенные — в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ — официальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Налоговые декларации служат одной из форм установления величины подлежащего уплате налога и контроля за уплатой налогов со стороны налоговой инспекции. На основе налоговых деклараций облагаются доходы предпринимателей, лиц свободных профессий и взимается дополнительная (прогрессивная) часть подоходного налога с физических лиц.

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ — государственные органы, призванные следить за своевременной и полной уплатой налогов, применять меры наказания к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов, способствовать нормальному функционированию налоговой системы, вести налоговую документацию.

НАЛОГОВАЯ ОГОВОРКА — условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется оплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА — система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т.д.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — государственная организация, призванная способствовать деятельности налоговой инспекции, выявлять и привлекать к ответственности наиболее крупных и злостных неплательщиков налогов.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

НАЛОГОВАЯ СТАВКА — величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут также устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство, или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают твердые налоговые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме независимо от величины дохода (реальные налоги), пропорциональные ставки — действуют в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение) и прогрессивные ставки — возрастают по мере роста облагаемого дохода прогрессивное обложение).

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, устанавливает налоговые санкции. Обычно налоговое законодательство входит в компетенцию высших законодательных органов страны, но в определенных пределах нормы налогового регулирования устанавливают и высшие исполнительные органы в лице правительства или министерства финансов.

НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ — установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ — частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Чаще всего такие льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность, крайне необходимую в интересах государства, предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

НАЛОГОВЫЕ УБЕЖИЩА, гавани — территории, на которых относительно низок уровень налогов и действуют налоговые льготы, отсутствующие в других местах.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ — юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

НАРЯД — документ, которым устанавливается производственное задание непосредственным исполнителям (рабочему, звену или бригаде работников). Наряд выдается до начала работы и содержит перечень работ, нормы расходования времени на их выполнение, расценки, формы и общую сумму оплаты.

НАТУРАЛЬНЫЙ НАЛОГ — налог, взимаемый в натуральной форме. В советский период государство прибегало к натуральному налогу на колхозы и крестьянские хозяйства, взимаемому продукцией сельскохозяйственного производства.

НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ — минимальный доход, не облагаемый подоходным налогом.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ — основной вид прямых налогов, взимаемый в виде процента с доходов юридических и физических лиц.

ПОШЛИНЫ — особый вид налогов и сборов, взимаемых государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за определенные виды услуг (при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и в ряде других случаев). Пошлины обычно существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.

ПРЕФЕРЕНЦИИ (от ср.-век. лат. praeferentia — предпочтение) — преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на началах взаимности, так и в одностороннем порядке.

ПРИБЫЛЬ — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Различают полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой прибылью), и чистую (расчетную) прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ налогами — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ — налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К таким налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество.

ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ, затраты — расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг; производственные расходы, включаемые в себестоимость продукции, в прямые издержки производства.

СБОРЫ — виды обязательных налогов (платежей), которые вносятся предприятиями и гражданами в порядке оплаты услуг, оказываемых им государственными органами.

ЧИСТЫЙ ПРОЦЕНТ — прибыль от банковского предпринимательства за вычетом взаимных платежей из прибыли.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ НАЛОГ — налог на физических и юридических лиц, вводимый государством в чрезвычайных ситуациях.

Налог это из разных источников

Источник налога —доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций). [c.90]

Источником налогов, как правило, выступает новая стоимость — национальный доход, создаваемый в сфере материального производства он включает стоимость необходимого продукта и стоимость прибавочного продукта, или прибавочную стоимость. В отдельных случаях налоги являются формой перераспределения национального богатства. [c.80]

Источники налогов и ставки определяются Налоговым кодексом Российской Федерации, законами и постановлениями Правительства, а порядок определения налогооблагаемой базы до настоящего времени определялся инструкциями и методическими указаниями МНС РФ. [c.81]

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т. д. Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают, а как правило, почти никогда. [c.86]

Рекомендации по реализации принципа равномерности обложения отражали состояние финансовой науки. Физиократическая школа ответила на вопрос с чего брать налоги — с валового или чистого дохода, отдав предпочтение последнему. Решив этот вопрос, физиократы предложили налог, который позволил бы эффективно уловить чистый доход, что обеспечило бы равномерность распределения налогового бремени. Поскольку все налоги платятся из чистого дохода, то теоретически все существующие налоги можно заменить единым налогом, падающим на этот единственный источник, — налогом на чистый доход граждан. [c.99]

Напомним, что источником налогов является тот материальный фонд, из которого выплачивается налог. [c.167]

Определите понятия налогооблагаемая база , объект налогообложения , источник налогов , сокрытая и заниженная прибыль , налоговое производство . [c.208]

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога, т.е. от резерва, используемого для уплаты налога. [c.94]

Если можно бесконечно долго экспериментировать с объектом, предметом, масштабом налогообложения, порядком исчисления налоговой базы, то выбор источника налога строго ограничен в экономическом [c.94]

На макроэкономическом уровне совокупность различных форм доходов населения образует национальный доход, который и является источником налогов. [c.95]

Таким образом, законодательную форму установления налоговых обязательств можно рассматривать как своего рода компромисс публичной цели взимания налогов и частного характера источников налога. Нарушение равновесия одинаково пагубно и для налогоплательщиков и для бюджета. Для налогоплательщиков потому, что ведет к произвольному лишению их части собственности, для бюджета потому, что чревато нестабильностью бюджетных поступлений, пагубно сказывается на выполнении государством его социальных функций. Так, в Постановлении от 1 апреля 1997 г. № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что средства, полученные в результате взимания сбора, введенного правительством с превышением полномочий, не предусмотрены доходной частью бюджета, что ставит под сомнение правомерность их расходования правительством (абз. 8 п. 2). Незаконно собранные средства по общему правилу должны быть возвращены плательщикам. В результате этого остаются нереализованными какие-то запланированные программы. Законодательная форма установления налога в этом смысле выступает гарантией формирования доходной части бюджета в соответствии с намеченными показателями. [c.207]

Если источником выплаты дивидендов являются российская организация или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации, то сумма налога исчисляется отдельно по каждой выплате дивидендов по ставке 30%. Затем распределяется сумма уплаченного этими источниками налога на доход организаций, относящегося к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Полученная сумма налога принимается к зачету в исчисленную сумму налога на доходы физического лица по ставке, не превышающей 30%. В этом случае дивиденды, как правило, не будут облагаться налогом на доходы физических лиц, так как ставка налога на прибыль организаций составляет 35%, а налог на доходы физи- [c.422]

Государственный бюджет финансируется за счет множества источников (налоги, сборы, поступления от государственной собственности), в то время как частное лицо или предприятие имеют один или два источника доходов (заработная плата, дивиденды или прибыль). Кроме того, в исключительных случаях государство может прибегать к заимствованию денежных средств для финансирования своего бюджета, как и частное лицо или предприятие. Однако здесь различие заключается в уровне значимости размера долга. [c.401]

ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества. [c.184]

Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты). [c.119]

А определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется) [c.157]

Основные элементы любого налога субъект налога (или налогоплательщик), на которого законом возлагается обязанность уплачивать этот налог объект налога — доход (в т. ч. и оборот) или имущество, исходя из которого рассчитывается сумма налога (заработная плата, объём реализации, стоимость имущества предприятия, земля, объём добытых полезных ископаемых и т.д.) источник налога — доход (вид дохода), за счёт которого производится уплата конкретного налога ставка налога — величина налога, приходящегося на единицу обложения (напр., на 1 руб. заработной платы, на единицу земельной площади, на 1 руб. стоимости имущества). [c.176]

Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают. [c.225]

Регулирующие доходные источники (налоги) 49 [c.422]

Важнейшими элементами Н. являются субъект Н., носитель Н., объект Н., источник Н., единица обложения и налоговая ставка. Субъект Н. — это физич. или юридич. лицо, непосредственно облагаемое данным Н. В капи-талистич. странах субъект Н. в результате переложения Н. на трудящихся не всегда является конечным плательщиком. Конечный или фактич. плательщик называется носителем Н. Для понимания классовой сущности Н. важно выяснить источник Н., т. е. получаемые налогоплательщиком совокупный доход или отдельные виды доходов. У рабочих и др. трудящихся источником налога служит трудовой доход (заработная плата), у капиталистов — прибавочная стоимость (прибыль, рента и т. п.), у мелких производителей — доходы от с. х-ва и ремесла. Под объектом Н. понимается предмет или доход, к-рый служит основанием для обложения (заработная плата, предпринимательская прибыль, гонорар, земля, строения, ценные бумаги, предметы потребления). Часть дохода (или имущества), принимаемая за основу при исчислении Н., называется единицей обложения (1 долл. дохода, 1 га земли и т. д.), а размер Н. на единицу обложения— налоговой ставкой, к-рая может определяться в процентах к облагаемому доходу или имуществу либо в твердой сумме. [c.76]

При определении политики выплаты дивидендов ме] [ другие факторы, например юридические ограничения, ш части, доступность и цену других источников, налоги > При осуществлении плана выкупа акций фирма приобретает [c.480]

Доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, используется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также — плату за услуги и добровольные взносы. Вторая — делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы). [c.114]

В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Среди этих принципов следует выделить а) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы -ст. 57 Конституции) б) верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции, ст. 1 Закона) в) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции) г) однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения — ст. 6 Закона) д) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени — ст. 22 Закона) е) временное ограничение налоговых притязаний (ст. 24 Закона) ж) определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог [c.198]

В законодательных актах по отдельным видам налогообложения должны были устанавливаться и определяться налогоплательщик (субъект налога), а также следующие обязательные эелементы налогообложения объект и источник налога единица налогообложения налоговая ставка (норма налогового обложения) сроки уплаты налога бюджет или внебюджетный фонд, в который подлежал зачислению налоговый оклад. [c.297]

Налоги как часть ВВП выполняют роль индикатора экономического развития, определяют степень фискальной направленности экономических преобразований и производительного использования ресурсов. К тому же созданный за определенный период ВВП является источником налогов и сборов. Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях. Сейчас в качестве экономических показателей в России рассчитываются следующие основные [c.434]

Если можно бесконечно долго экспериментировать с ббъектом, предметом, масштабом налогообложения, порядком исчисления налоговой базы, то выбор источника налога строго ограничен в экономическом смысле существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, — доход и капитал налогоплательщика. [c.199]

Withholding tax (налог у источника). Налог, вычитаемый у источника, которым могут быть проценты, дивиденды и т. д., который трудно скрыть от налогового инспектора. Обычно инвесторы его ненавидят. [c.463]

Налоговые платежи предприятий и источники

Главная > Реферат >Таможенная система

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему: «Налоговые платежи предприятий и источники

1 Теоретические аспекты налоговых платежей предприятий 5

1.1 Экономическая сущность налогов 5

1.2 Налоговые платежи как статья расходов предприятия 7

1.3 Источники уплаты налоговых платежей 9

2 Осуществление налоговых платежей предприятий на территории Российской Федерации и их оптимизация 12

2.1 Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ. 12

2.2 Налоговая политика предприятия 17

2.3 Оптимизация налоговых платежей предприятия 19

Список использованных источников 24

В процессе хозяйственной деятельности (т.е. производства и реализации готовых товаров, работ, услуг) любое предприятие сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты в бюджеты соответствующих уровней некоторых налогов и сборов. Налоги являются одним их основных финансовых инструментов рыночной экономики и представляют собой с одной стороны финансовую основу бюджетов разных уровней, а с другой они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли.

Основным фактором перераспределения прибыли является определенный и закрепленный за каждым налогом источник его уплаты, от состояния которого может зависеть финансовое состояние предприятия, его конкурентное положение на рынке, состояние и структуры его внутренних подразделений.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс налогообложения предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Предметом являются источники уплаты налогов и сборов.

Целью курсовой работы является оценка налоговых платежей предприятий и источников их уплаты.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

отразить экономическую сущность налоговых платежей;

определить налоговые платежи как часть расходов предприятия;

рассмотреть источники уплаты налоговых платежей;

дать общую характеристику налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ;

проанализировать осуществление налоговой политики на предприятии;

обозначить возможные методы оптимизации налоговых платежей на предприятии.

При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Были использованы различные источники, такие как монографии, научные публикации, учебно-методические пособия, учебники.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты налоговых платежей предприятий

1.1 Экономическая сущность налогов

Многовековая история развития налогов свидетельствует о том, что они являются важнейшей составной частью финансовой системы. Само появление налогов в классическом виде было обусловлено прежде всего необходимостью получения доходов государств. Концентрация при помощи налогов части валового внутреннего продукта и распределение его через систему государственных расходов представляет важную часть финансовых отношений. Налоги носят объективный характер, имеют присущие финансам общие свойства и специфические, присущие только налогам, характерные черты и отличия .

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как объективная экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяется именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений. Но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками помимо обязательности (принудительности) налогов, являются их безвозмездность и безэквивалентность.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой»), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. О возмездности налогов можно говорить, как о явлении, воспринимаемом общественным сознанием, а не как о реально существующих экономических отношениях.

Налоги, как правило, не содержат также и целевого характера их использования: основная их масса не предназначена для финансирования конкретных расходов бюджета. Исключения в российском законодательстве составляют лишь такие налоги, как налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог, играющие в общей сумме бюджетных доходов незначительную роль .

1.2 Налоговые платежи как статья расходов предприятия

В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет определенные затраты. Исходя из экономического содержания их можно классифицировать по группам:

1) Расходы связанные c извлечением прибыли — включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.

2) Расходы не связанные с извлечением прибыли — это расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же включаются поощрительные выплаты работникам, отчисле¬ния в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы хозяйствующего субъекта.

3) Принудительные затраты включают — налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.

Таким образом, налоговые платежи представляют для предприятия расходы, причем принудительного характера.

Для предприятия существуют три наиболее значимых элемента в налоговой системе:

ставка налога (налоговая ставка) – величина налога на единицу измерения налоговой базы (мера измерения объекта обложения: рубль, тонна, кубометр, гектар и др.);

налоговая база – стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (прибыль от экономической деятельности; выручка от реализации продукции, работ, услуг; стоимость имущества и т.д.);

порядок и сроки уплаты налога в бюджет – законодательно установленная дифференциация сроков уплаты налогов отдельными категориями налогоплательщиков, например, в зависимости от объектов налоговой базы, места производства и реализации продукции и других факторов.

Существует множество налоговых классификаций. Одной из наиболее распространенных является классификация в зависимости от объекта налогообложения, которая делит налоги на прямые и косвенные. С ними сталкивается любое предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности.

Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. Суммы прямых налогов находятся в непосредственной зависимости: при подоходном налогообложение от финансовых результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; при имущественном и ресурсном (рентном) обложении – от стоимости имущества и объемов природных ресурсов, используемых в целях получения доходов. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; налог на недвижимость и т.д. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы и их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения ещё недостаточна.

Косвенные налоги взимаются с операций по реализации товаров, работ и услуг, экспорту и импорту товаров и тому подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к выручке от продаж (по налогу с продаж). В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне несправедливыми, поскольку они через механизм цен в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. В связи с этим косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль .

1.3 Источники уплаты налоговых платежей

Как мы выяснили, налоговые платежи являются составной частью расходов предприятия. Естественно выплата их осуществляется из финансов предприятия. Финансы предприятий являются средством формирования денежных ресурсов в целях осуществления их хозяйственной деятельности. Финансы отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.

На стадии формирования денежных доходов компании балансируются ее денежные отношения с компаниями – поставщиками сырья, материалов и оборудования, компаниями – потребителями товаров, между подразделениями компании в меру их участия в создании и реализации товара. На стадии распределения денежных доходов приоритетна увязка денежных отношений компании с ее персоналом, учредителями, государственной финансовой системой. Она направлена на оптимизацию пропорции этого распределения, обеспечение экономического развития компании. На стадии использования денежных доходов контролируется степень соблюдения принятых финансовых решений и оценивается их реальная эффективность.

Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков компании является формирование ее финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы компании – это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития компании. Таким образом на стадии распределения денежных доходов из финансовых ресурсов и будет осуществляться уплата налоговых платежей.

Формирование финансовых ресурсов компании представлено на рис. 1.

Формирование прибыли происходит в результате взаимосвязанного движения нескольких финансовых потоков. Так, схема формирования прибыли от реализации товаров может быть представлена следующим образом:

Прибыль от реализации товаров = Выручка от продажи товаров – (Себестоимость товаров + Акцизы на отдельные группы товаров + Налог на добавленную стоимость + Прочие налоги и сборы + Экспортные пошлины)

Прибыль от реализации товаров определяется как разность между выручкой от продаж товаров по действующим ценам и затратами на их производство и реализацию, а также налоговыми изъятиями в бюджет. Компании, осуществляющие экспортную деятельность, при определении прибыли из выручки от продажи товаров исключают ещё и экспортные тарифы.

Следует подчеркнуть. Что налоговые платежи для компаний представляют значительный финансовый поток. Компании уплачивают помимо налога на добавленную стоимость и акцизов ещё и налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, налог на рекламу, налог на добычу полезных ископаемых и др.

Рис. 1. Группировка финансовый ресурсов компании .

Таким образом, экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и, конечно же, максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций .

2 Осуществление налоговых платежей предприятий на территории Российской Федерации и их оптимизация

2.1 Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ.

Любое легально функционирующее предприятие (юридическое лицо) обязано исчислять и уплачивать налоги и сборы в соответствии с текущим налоговым, гражданским и финансовым законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогом называется обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Из данного определения следует, что во-первых, налог – это обязательный платеж. Во-вторых, индивидуально безвозмездный, т.е. платеж односторонний, не предполагающий возврата налоговых платежей, за исключением законодательно предусмотренных случаев (возврат НДС, льготы и т.д.). В-третьих, налоги предназначены для финансового обеспечения деятельность государства и муниципальных образований.

Сбором (пункт 2 статьи 8 НК РФ) называется обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Вся совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории России, представляет собой налоговую систему, т.е. законодательно закрепленный набор различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются следующие принципы:

однородность (с одной суммы налог должен взиматься только один раз);

равномерность (единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности и единства правил);

определенность (порядок налогообложения, т.е. объект, база, ставки, сроки исчисления и уплаты, льготы точно и однозначно определяются заранее);

безвозмездность (взамен на полученные от налоговых платежей средства государство не предоставляет налогоплательщикам никаких однозначных и равноценных эквивалентов).

Статьей 12 НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов, которая включает в себя следующие элементы:

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов Российской Федерации (или же региональные налоги);

• местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются статьей 13 НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. К федеральным налогам и сборам, уплачиваемым предприятиями (юридическими лицами) относятся следующие:

1. налог на добавленную стоимость;

3. единый социальный налог;

4. налог на прибыль организаций;

5. налог на добычу полезных ископаемых;

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии со статьей 14 НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. На данный момент времени предприятия обязаны выплачивать следующие региональные налоги:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

Местными согласно статье 15 НК РФ признаются налоги и сборы установленные и вводимые в действие в соответствии с вышеозначенным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Исходя из текущей редакции НК РФ, предприятиями исчисляется и уплачивается только один из двух местных налогов – земельный налог, второй местный налог – на имущество физических лиц – не имеет никакого отношения к налоговым обязательствам предприятий.

Все вышеперечисленные налоги и сборы формируют налоговое поле предприятия, под которым понимается вся совокупность налоговой ответственности налогоплательщика перед бюджетами соответствующих уровней, выраженная в количественном состоянии этих обязательств. Другими словами, налоговое поле – это набор налогов, которые налогоплательщик должен исчислить и внести в бюджет, а так же все связанные с исчислением и уплатой этой суммы обязанности налогоплательщика перед налоговым законодательством и налоговыми органами .

На практике каждое отдельно взятое предприятие исчисляет и уплачивает в бюджет далеко не все из ранее приведенных налогов и сборов – в этом заключается индивидуальность налогового поля. Это связано с тем, во-первых, налоги должны быть исчислены и уплачены предприятием только в том случае, если возникает объект налогообложении, который весьма специфичен для каждого налога. В случае отсутствия объекта у предприятия не возникает налоговой ответственности .

Данное положение можно проиллюстрировать следующим примером: некоторое легально функционирующее (т.е. официально зарегистрированное) предприятие в арендованном помещении на арендованном оборудовании производит алкогольную продукцию; готовый продукт до места реализации транспортируется на арендованном автотранспорте. На первый взгляд налоговое поле предприятия будут составлять следующие налоги: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, единый социальный налог, налог на имущество организации и транспортный налог. Однако на самом деле, исходя из норм налогового и гражданского законодательства, можно однозначно сказать, что в соответствии с условиями договора аренды объект налогообложения по налогу на имущество организации и по транспортному налогу возникает не у арендополучателя (которым и является рассматриваемое предприятии), а у арендодателя (т.е. у лица, сдающего имущество в аренду), следовательно, эти два налога могут быть исключены из налогового поля данного предприятия. Так же, в том случае если предприятие не осуществляет в пользу своих работников никаких выплат более установленной заработной платы, тогда из налогового поля можно исключить и единый социальный налог, т.к. объектом данного налога статьей 236 НК РФ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско0правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказании услуг (за исключением вознаграждений. Выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам .

Кроме того, налоговое поле предприятия может быть отличным от аналогичного предприятия, находящегося на другой административной территории ввиду того, что региональные или местные власти могут просто не ввести в действие какие-либо относящиеся к их юрисдикции налги или же несколько облегчить налоговую ответственность предприятий (например, по налогу на имущество организаций субъекты федерации исходя из пункты 2 статьи 380 могут разработать и установить дифференцированные ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества, признаваемого объектом налогообложения, и в соответствии с данной шкалой некоторые налогоплательщики будут облагаться по нулевой ставке, тем самым налоговое поле данных налогоплательщиков сузится) .

Так же НК РФ предусматривает наличие специальных налоговых режимов, которые применяются наряду с общей системой. Данные налоги были введены государством в налоговое законодательство с целью стимулирования развития и упрощения процедуры исчисления и уплаты налоговых обязательств малыми предприятиями, о чем свидетельствуют условия в соответствии с которыми предприятия может осуществить переход к данной системе налогообложения.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (например, таких как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог и налог на добавленуюстоимость), заменяя их уплатой единого налога. К ним относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. упрощенная система налогообложения;

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Первые три действительно сокращают налоговое поле предприятия до исчисления и уплаты одного совокупного налога (за исключением того, что налог на добавленную стоимость будет подлежать уплате в случае ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Последний специальный налоговый режим предусматривает освобождение налогоплательщика от исчисления и уплаты региональных и местных налогов, а так же предполагает особое налогообложения по всем федеральным налогам и сборам .

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: любое предприятие осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, должно исчислять и уплачивать некоторый набор налогов и сборов, которые в свою очередь могут быть федеральными, региональными и местными. Весь спектр уплачиваемых предприятием налогов формирует налоговое поле данного предприятия, которое может быть неоднозначным в каждом конкретном случае, особенно тогда, когда предприятие рассчитывает и уплачивает налоги, входящие в систему специальных налоговых режимов.

2.2 Налоговая политика предприятия

Одним из элементов финансовой политики компании является ее налоговая политика. Формирование и реализация налоговой политики компании опирается на систему налогов и сборов, взимаемых центральными, региональными и местными властями в соответствующие бюджеты.

Каждая компания заинтересована в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса. Чем выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, там сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых выплат.

Заинтересованность компаний в снижении налогов предопределяет выбор ими различных моделей налогового поведения. В современной российской практике следует выделить три основные модели налогового поведения компаний:

уклонение от уплаты налогов;

уплата налогов в соответствии с законодательством без применения специальных методов их снижения;

разработка налоговой политики, обеспечивающей минимизацию выплаты налогов.

Наиболее перспективна модель налогового поведения компаний, проводящих налоговую политику. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость – сильная мотивация к выработке эффективной налоговой политики.

Налоговая политика компании, как составная часть ее финансовой политики, — обоснованный выбор эффективной системы уплаты налогов, обеспечивающей достижение целей компании.

В налоговой политике компании необходимо выделить следующие основные направления:

выбор системы налогового учета;

выбор способов оптимизации налогов;

В реальной рыночной экономике возможны три варианта налогового учета. Первый вариант основан на создании автономной системы налогового учета. Второй вариант предусматривает выделение налогового учета из бухгалтерского учета. Третий вариант налогового учета базируется на единой информационной системе бухгалтерского учета. Наиболее перспективен третий вариант налогового учета. Он позволяет вести налоговый учет с наименьшими издержками.

Выбор основных способов оптимизации налогов в рамках налогового учета включает:

выбор местоположения компании;

выбор организационно-правовой формы компании;

оптимизацию налогов за счет использования льгот по выплате налогов, налоговых вычетов и возвратов, устранения двойного налогообложения и других методов.

Выбор того или иного метода налоговой оптимизации основывается на тщательных расчетах изменений прямых и косвенных налогов применительно к конкретной сделке. Финансовые последствия применения различных методов выражаются в величине свободной от налогообложения прибыли.

Налоговое планирование заключается в формировании налогового поля, составлении налогового календаря, расчете последствий изменений налогового законодательства для современной корректировки финансового плана и бюджета компании .

2.3 Оптимизация налоговых платежей предприятия

Налоговая система, с одной стороны, оказывает влияние на хозяйственную деятельность предприятия через льготы, представляемые ему, а с другой стороны – не создает у предприятия заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе.

Несмотря на несовершенство налоговой системы, предприятия стремятся оптимизировать налоговые платежи с целью обеспечения собственной конкурентоспособности. Это означает, что каждое предприятие в рамках существующих финансовых норм должно находить в кривой платежей такую точку, которая обеспечивает ему одновременно выполнение обязательств перед государством и перед другими конкурентами, а также реализацию собственных целей деятельности.

Под оптимизацией налоговых платежей следует понимать не только их минимизацию. Для предприятия определяющим критерием оптимизации является максимальный объем ресурсов, остающихся в их распоряжении при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от деятельности и благосостояния собственников предприятия.

В Российской Федерации в силу выраженного фискального значения налогов, неразвитости налогового планирования и культуры налоговых отношений предприятия занимают две противоположные позиции. Первая заключается в стремлении утаить, сокрыть, занизить налогооблагаемую базу или вообще уйти в недоступную для налоговых органов нелегальную сферу. Вторая позиция состоит в том, чтобы рассчитаться вовремя, даже с запасом для исключения санкций налоговых органов. В результате налоговые платежи осуществлялись по установленным расчетам, но без обоснования у самого налогоплательщика. При этом первая позиция подрывает государственный интерес, а вторая ущемляет интересы самого налогоплательщика.

Для исключения такой ситуации необходимо обосновать выбор между

максимальными и минимальными значениями среднего уровня

Значительные возможности оптимизации налоговых платежей в практике деятельности предприятий имеются при формировании учетной политики. Учетная политика предприятия базируется на способах ведения бухгалтерского учета, регламентируемых едиными нормами. Однако в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов учета, позволяющих регулировать финансовые потоки предприятия, влиять на значения показателей финансовых результатов, а следовательно, на величину налоговых платежей.

Влиять на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами и т.д. Эффект «налоговой экономии», за счет которой достигается увеличение ресурсов, оставляемых и используемых предприятием, обеспечивается: во – первых, за счет непосредственного уменьшения величины взимаемых налогов, во – вторых, за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие налоговые платежи, а последними – большие. Ресурсы, высвобождаемые от выплаты налогов при этом, с одной стороны, уменьшают потребности в оборотных средствах, а с другой – работают, находясь в обороте, на увеличение доходов предприятия.

Финансовые результаты можно варьировать, выбирая следующие

направления учетной политики:

1. Определение выручки для целей налогообложения методом начислений или кассовым. При первом способе налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств предприятия, т.е. налоги выплачиваются до появления объекта налогообложения. Поэтому наиболее эффективным методом определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) является кассовый метод или определение выручки по мере ее оплаты;

2. Определение границы между основными средствами и СИБП. Несмотря на установленные законодательством Российской Федерации критерии по данному вопросу, начиная с 1999 года, руководителям предоставлено право снижать этот норматив. Отнесение средств, составляющих объект основных фондов к МБП, позволяет предприятию путем начисления износа увеличивать размер себестоимости, а, следовательно, варьировать финансовыми платежами и величиной налоговых выплат;

3. Отражение средств по рыночной стоимости. Оптимальным в этом случае для целей налогообложения имущества предприятия будет недопущение превышения стоимости основных средств выше сложившейся рыночной цены;

4. Списание дополнительно начисленных амортизационных отчислений. Это относится к основным средствам со сроком службы свыше трех лет, а так же предполагает и вариант использования ускоренной амортизации;

5. Начисление износа по МБП. Это может осуществляться одним из четырех известных способов. С точки зрения оптимизации как налога на прибыль, так и налога на имущество целесообразно предусмотреть начисление износа в размере 100%, если это только не приведет к чрезмерному завышению себестоимости продукции, и как следствие, цены реализации, что может повлиять на снижение конкурентоспособности предприятия;

6. Применение различных способов списания для каждого вида (группа) производственных запасов, по следующим возможным вариантам, по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способу ФИФО и ЛИФО. В целях оптимизации налогообложения наиболее выгодно использования метода ЛИФО;

7. Начисление различных видов резервов (на отпуска, на ремонт основных средств) при имеющихся суммах отклонений в структуре себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи по времени их уплаты.

Таким образом, варьирование методами учета различных объектов может, влиять на величину налога на прибыль и налога на имущество. Сочетание различных вариантов учета дает возможность получить десятки комбинаций, каждая из которых представляет собой отдельную модель учетной политики. Каждое предприятие, решая задачу оптимизации налоговых платежей, выбирает из возможных моделей учета одну, дающую ему приемлемую сумму налоговых платежей .

Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.

Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Государство осуществляет обязательные сборы с юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями граждан и юридических лиц и государства по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

Налоги – совокупность финансовых отношений, они связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для выполнения его функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Налоги это объективная необходимость, они обусловлены развитием общества. Государство формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.

Принудительные затраты включают — налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.

Для того, чтобы правильно и своевременно предприятие могло исполнить свою обязанность налогоплательщика, оно должно осуществлять управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, направленных на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом предприятие должно организовать в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, так же проводить постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществлять налоговое производство, постоянно снижать количество налоговых ошибок и тем самым способствовать укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам.

Список использованных источников

1. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. – СПб.: Питер, 2004. – 634 с.

2. Девликамова г. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия // Финансы. – 2001. — №8. – 40-42 с.

3. Дранко О.И. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятии – М.: ЮНИТИ, 2004. – 384 с.

4. Ковалев В.В. Финансы предприятий – М.: Проспект, 2004. – 352 с.

5. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы – М.: ИНФРА-М, 2003. – 496 с.

6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304 с.

7. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Евстигнеева Е.Н. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

8. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.

9. Налоговый кодекс РФ с изменениями и дополнениями.

10. Половинкин С.А. Управление финансами предприятия – М.: ФБК-Пресс, 2001. – 376 с.

11. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2005. – 176 с.

12. Сосин А.И. Оптимизация налоговых платежей предприятия. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2005, №1. – с.17-21.

13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 720 с.

14. Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 628 с.

15. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 302 с.

16. Фирсова В. Финансы предприятий – М.: Альфа-Пресс, 2004. – 384 с.

17. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. – М.: ТЕИС, 2003. – 253 с.

18. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий – М.: ИНФРА-М, 2004. – 538 с.

19. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Волкова – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

Еще по теме:

  • Как принять гражданство россии Гражданство РФ для иностранных граждан: как получить российское гражданство иностранному гражданину, основания и документы на гражданство РФ, упрощенное получение гражданства РФ – пошаговая инструкция и порядок приобретения российского гражданства Гражданство РФ – это устойчивая […]
  • Общая сумма налога и налоговых вычетов Налоговые вычеты для физических лиц Разделы: Задумывались ли вы над тем, какую сумму от своей заработной платы вы ежегодно отдаете в доход государства? Как известно, помимо перечисления сборов в ПФР, ФСС России и ФФОМС (в размере 30% от размера заработной платы работника), работодатель […]
  • Письмо ходатайство на визу Составление и написание мотивационного письма в посольство Составление мотивационного письма – это важный шаг в жизни любого человека. Если вы взялись за его составление, то это значит, что вы хотите внести некоторые изменения в вашу жизнь. Такой документ вам так же понадобится при […]
  • Возврат за садик соцзащита Компенсация за детский сад. Сумма компенсации за первого, второго, третьего и последующих детей в 2018 году Посещение детского сада в наше время – платное удовольствие. Иногда родителям сложно оплачивать посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, однако это необходимая […]
  • Кимовск нотариус Нотариусы Тульской области Нотариусы Тулы Нотариусы в области г.Новомосковск, ул.Московская, д.11 Заокский р-н, п. Заокский, ул. Ленина, д. 58 г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 2а пос. Плеханово, ул. Заводская, 15 г.Богородицк, ул.Урицкого, 30 г.Венев, м/р-н "Южный", д.47 […]
  • Как можно лишить наследство Лишение наследства Иногда за наследство идет неприкрытая борьба между родственниками умершего (а иногда еще живого!) наследодателя. Некоторые недобросовестные наследники пытаются получить больше, чем им положено по праву. И даже лишить остальных каких-либо прав. Удивительно, но вместо […]
  • Помощник юриста чита вакансии Помощник юриста Прямой работодатель "ВТБ 24" ищет работника на вакантное место в своей организации на должность "Помощник юриста". Реклама для Вас: Реклама для Вас: Обязательное требование работодателя к опыту работы искомого сотрудника: не требуется. Тип занятости на вакантном месте […]
  • Стаж неопл НЕОПЛ в персонифицированном учете Актуально на: 20 октября 2016 г. Как известно, в персонифицированных сведениях, представляемых в ПФР в рамках РСВ-1 (утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п), страхователь помимо прочего указывает информацию о стаже застрахованного лица в […]