Суды москвы ссср

Московский городской суд

25 марта 1933 года было утверждено постановление №100 ВЦИК и СНК РСФСР, согласно которому («в изъятие из установленной „Положением о судоустройстве РСФСР» организации судебных учреждений») в системе органов юстиции Московской области образуется Мосгорсуд. Однако к этому моменту Мосгорсуд де-факто и де-юре уже существовал. С конца 20-х годов он регулярно упоминается в печати. Первый председатель Мосгорсуда И. Смирнов в автобиографии 16 июля 1932 года пишет: «С июня месяца этого года работаю председателем Московского областного и городского суда».

Юристам, да и столичным властям в те годы было понятно, что в Москве необходимо создать городской суд, хотя ни одного такого суда в стране еще не существовало. И 3 августа 1932 года Президиум Мосгорисполкома и Моссовета издал постановление о создании структурного подразделения с необычным названием «Личный стол Московского городского суда при Моссовете». Решение о создании Мосгорсуда было принято на коллегии Наркомюста РСФСР 13 декабря и оформлено соответствующим постановлением. Во исполнение этих решений через три дня приступил к своим обязанностям первый руководитель Мосгорсуда И. Смирнов, о чем сам же издал приказ. В тот же день был издан приказ №2 о зачислении по Мосгорсуду членами суда 21 человека, 83 других работников и произведено распределение обязанностей между судьями.

Именно поэтому датой образования Мосгорсуда считается 16 декабря 1932 года. Органы юстиции долго искали соответствующую организационную форму — мешал действовавший закон о судоустройстве. Мосгорсуд так и пришлось создавать «в изъятие из установленной „Положением о судоустройстве РСФСР» организации судебных учреждений». Таким образом, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 25 марта 1933 года лишь узаконило судебный орган, созданный по решению нижестоящих органов власти.

Положение Мосгорсуда, как столичного, с самого начала было особое. Это выразилось, прежде всего, в том, что председатель Мосгорсуда, его замы и члены суда утверждались наркомом юстиции РСФСР. При этом постановления президиума Мособлсуда по общей судебной практике в соответствии с действовавшими на тот момент «Основами судопроизводства Союза ССР и союзных автономных республик» от 1924 года были обязательны для Мосгорсуда. Через 10 лет Мособлсуд утратил право судебного надзора и судебного управления над Мосгорсудом. Это произошло в рамках судебной реформы второй половины 30-х годов. А 16 августа 1938 года был принят «Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», согласно которому общее руководство судебной системой Союза и входивших в него республик ложилось на Наркомат юстиции СССР. По-новому был решен и вопрос о местных руководящих органах юстиции: при областных (краевых) советах были созданы управления наркоматов юстиции соответствующих республик. При Моссовете создавалось управление юстиции Наркомюста РСФСР, которое и взяло на себя функцию судебного управления по отношению к Мосгорсуду.

В 1956-1958 гг. прошла еще одна реформа, увенчавшаяся принятием новых «Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Были ликвидированы союзный Минюст, минюсты союзных республик, управления минюстов при краевых и областных советах и при Моссовете. Одновременно при Советах министров СССР и союзных республик были образованы юридические комиссии, к которым перешли функции ликвидированных министерств юстиции. В низовом звене они перешли к Верховным судам союзных и автономных республик, областным и краевым судам. Судебная система СССР схематично стала выглядеть таким образом: Верховный Суд СССР — Верховный Суд союзных республик — суды областные — суды городские. Поскольку Мосгорсуд был подчинен Верховному Суду РСФСР, он получил статус областного суда.

Мосгорсуд Верховного Суда РСФСР получил права организационной инстанции по отношению к сети районных судов и нотариальных контор города. Верховному Суду республики он подчинялся до 31 августа 1970 г.. когда был принят Указ Президиума ВС СССР». Указ вновь создавал отделы юстиции при исполкомах областных (краевых) советов. Республиканское же министерство юстиции РСФСР образовалось год спустя в соответствии с указом Президиума ВАС РСФСР «Об образовании республиканского министерства юстиции» от 24 сентября 1971 г. Этот указ передавал Мосгорсуд непосредственно в ведение Минюста РСФСР. С городского суда были сняты все функции организационного руководства и передавались в ведение отдела юстиции Минюста РСФСР при исполкоме Моссовета. В то же время Мосгорсуду был передан судебный надзор за районными судами.

Внутреннее устройство Мосгорсуда эти переподчинения почти не затронули. «Основы законодательства о судоустройстве» 1958 года предусмотрели следующее устройство Мосгорсуда: президиум суда, судебные коллегии и судебные составы. Президиум Мосгорсуда, состоящий из председателя суда, его замов и членов суда — орган выборный; состав президиума подлежал утверждению исполкома Моссовета. Задача президиума Мосгорсуда — исправлять судебные ошибки, не устраненные своевременно в кассационном порядке судебной коллегией, а также рассматривать материалы обобщения судебной практики, статистические отчеты о преступности, отчеты о деятельности суда и другие вопросы. В ведении президиума суда и его председателя — утверждение составов судебных коллегий по уголовным и по гражданским делам, которые возглавляет председатель. Оба председателя коллегии — заместители председателя суда. Судебные коллегии состоят из нескольких составов судебных коллегий. Коллегии Мосгорсуда рассматривают дела как первая судебная и как вторая кассационная инстанция. По второй судебной инстанции коллегии Мосгорсуда ведут кассационные судопроизводства в порядке надзора за судебной деятельностью районных судов города.

И самым судьбоносным для российского правосудия событием стала судебная реформа. Она является органической частью преобразования всей экономической, политической и общественной системы новой России, а по целому ряду направлений носит поистине революционный характер.

Главным достижением судебной реформы стало утверждение самостоятельной судебной власти — сильной, независимой, авторитетной, действующей в системе единой государственной власти страны.

Обеспечен высокий статус российского судьи, созданы прочные гарантии судейской независимости. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» вобрал в себя практически весь положительный опыт, накопленный демократическими системами в части реализации принципов самостоятельности и независимости судей.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Военная коллегия Верховного суда СССР — расстрельный дом

Военная коллегия Верховного Суда СССР (ВКВС) — союзный орган Верховного Суда СССР, рассматривавший дела исключительной важности в отношении высшего начальствующего состава армии и флота (командир корпуса и выше), а также обвиняемых в измене Родине и контрреволюционной деятельности. Также контролировала работу военных трибуналов. С 1926 по 1948 год бессменным руководителем Военной коллегии был армвоенюрист (затем генерал-полковник юстиции) В. В. Ульрих. Военная коллегия располагалась в Москве в доме № 23 стр. 1, 2., по Никольской улице (с 1935 года — улица 25 октября).

Это место известно также как — «Расстрельный дом» — «Здания Московской Ремесленной Управы, XVIII в., XIX в., арх. Шейасов, В.Е.Сретенский, XX в.

Деятельность в годы Большого террора

Хотя трудно это назвать судом — это был высший судебный орган в СССР, с 1 октября 1936 г. по 30 сентября 1938 г. приговоривший :

к расстрелу не менее 38955 человек,

к длительному тюремному заключению — 5643 человека в 60 городах страны.

В годы репрессий 1937—1938 годов Военная коллегия «судила», а фактически оформляла массовые убийства людей судебными приговорами, представителей советской номенклатуры, военных, инженеров, учёных, деятелей культуры и искусства, работников НКВД. ВКВС рассматривала дела по известным показательным процессам.

Состав ВКВС Союза СССР в годы Большого террора:

Прeдсeдатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР — Ульрих В. В. (армвоенюрист).

Заместители Председателя Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР:

  • Матулевич И. О. (корвоенюрист);
  • Никитченко И. Т. (диввоенюрист).

Члены Военной коллегии:

  • Алексеев Г. А. (бригвоенюрист);
  • Буканов В. В. (военюрист 1 ранга);
  • Голяков И. Т. (диввоенюрист);
  • Горячев А. Д. (диввоенюрист);
  • Детистов И. В. (бригвоенюрист);
  • Дмитриев Я. П. (диввоенюрист);
  • Дмитриев Л. Д. (бригвоенюрист, генерал-майор юстиции);
  • Иевлев Б. И. (диввоенюрист);
  • Ждан С. Н. (бригвоенюрист);
  • Зарянов И. М. (бригвоенюрист);
  • Калашников С. М. (бригвоенюрист);
  • Камерон П. А. (диввоенюрист);
  • Кандыбин Д. Я. (бригвоенюрист, диввоенюрист);
  • Каравайков Ф. Ф. (бригвоенюрист, генерал-майор юстиции);
  • Китин И. Г. (бригвоенюрист);
  • Климин Ф. А. (военюрист 1 ранга, бригвоенюрист);
  • Колпаков В. А. (диввоенюрист);
  • Лернер М. Я. (бригвоенюрист);
  • Мазгок А. И. (диввоенюрист);
  • Мазюк А. И. (диввоенюрист);
  • Марченко И. П. (бригвоенюрист);
  • Миляновский Б. В. (диввоенюрист);
  • Орлов А. М. (корвоенюрист, генерал-майор юстиции);
  • Павленко (полковник юстиции);
  • Плавнек Л. Я. (корвоенюрист);
  • Преображенцев С. В. (бригвоенюрист);
  • Романычев М. Г. (бригвоенюрист);
  • Рычков Н. М. (диввоенюрист);
  • Рутман Я. Я. (бригвоенюрист);
  • Стельмахович А. Д. (бригвоенюрист);
  • Стучек В. (полковник юстиции);
  • Суслин А. Г. (диввоенюрист, генерал-майор юстиции);
  • Сюльдин В. В. (бригвоенюрист, полковник юстиции);
  • Тулин В. М. (бригвоенюрист);
  • Чепцов А. А. (генерал-лейтенант юстиции)
  • Батнер А. А.(военюрист 1 ранга);
  • Козлов (военюрист 2 ранга);
  • Кондратьев И. П.(военюрист 1 ранга);
  • Костюшко А. Ф.(военюрист 1-го ранга).

Убийства оформлялись в виде судебных приговоров. Приговоренных в Москве к ВМН расстреливали в день вынесения приговора в здании ВКВС. Тела казненных захоранивались на территории полигона «Коммунарка» и Донского кладбища в общих безимянных ямах — трупы складывали слоями..

Руководил расстрелами комендант НКВД Василий Блохин, на совести которого свыше 20000 убийств, в том числе, возглавлял расстрелом польских офицеров в Катыни.

Иногда сам Василий Ульрих после подписания приговоров сам выходил в другое помещение и стрелял людей. Нравилось ему это.

Среди вынесенных расстрельных приговоров «врагам народа» были писатели И. Э. Бабель, И. И. Катаев, Б. А. Пильняк, режиссёр В. Э. Мейерхольд, маршалы М. Н. Тухачевский и А. И. Егоров, члены политбюро Н. И. Бухарин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и много других.

Осуждение по спискам

По отстрелу людей существовал неписанный план. Количество убитых — это был одним из показателей организации работы на местах. Самые усидчивые просили у руководства страны дополнительные квоты на отстрел. В этом отношении примером выступал Никита Хрущев, который со временем понял, что самому не избежать такой судьбы. Для повышения «производительности расстрелов Сталин и его соратники ввели расстрелы по т.н. спискам. Были «Расстрельные списки» по Ленинграду (Список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР), были списки по национальному признаку — немцы, евреи, латыши, украинцы, татары. Обычно такие спики по массовому уничтожению людей оформлялись документально и под ними стояли подписи Сталина, Ворошилова, Кагановича, Жданова и Молотова. Были отдельно т.н. списки Сталина. Обсуждению они не подлежали.

В 1937—1938 гг. приговоры ВКВС выносились в соответствии со списками, составленными органами НКВД и подписанными высшим руководством СССР. Списки содержали перечни лиц, которых планировалось осудить в ВКВС СССР с санкцииИ. В. Сталина и его ближайших соратников по Политбюро ЦК ВКП(б) к разным мерам наказания — в подавляющем большинстве — убийство путем расстрела. Лица в списках делились на первую (ВМН), вторую (10 — 15 лет тюремного заключения или ИТЛ) и третью (5 — 8 лет ИТЛ) категории, в зависимости от планировавшейся меры наказания. Подписанные членами Политбюро списки передавались в ВКВС. Каждая категория отображала максимально допустимую меру наказания для отнесенного к ней лица.

«Судебная процедура» была упрощена до предела: слушание дела проходило без свидетелей и продолжалось в среднем 5-10 минут (в редких случаях до получаса). За это время трое судей должны были успеть «разъяснить подсудимому его права, огласить обвинительное заключение […] разъяснить сущность обвинения, выяснить отношение обвиняемого к „совершённым преступлениям“, выслушать его показания и последнее слово […] побывать в совещательной комнате, написать там приговор и, вернувшись в зал судебного заседания, объявить его…».

Смертные приговоры подсудимым не объявлялись — они узнавали о своей судьбе непосредственно перед казнью. «Списочный» механизм осуждения в ВКВС также применялся и после 1938 г. Обжалование приговоров было практически невозможно по причине секретности большинства дел. Всего за предвоенные годы по спискам Политбюро ЦК было расстреляно не менее 30-35 тысяч человек.

Месторасположение

Военная коллегия Верховного Суда СССР располагалась в Москве, на улице Никольская, д. 23..

В 1980-е годы возникла идея создать в Расстрельном доме Музей истории советского террора, в этот момент дом принадлежал военкомату. В 1990-е годы военкомат перевели, а дом продали, после принадлежало дочернему предприятию Банка Москвы, в 2011 году в ходе санации банка здание перешло в собственность ОАО Сибнефтегаз — дочерней компании Итера.

В 2006 году Москомнаследие присвоило статус вновь выявленного памятника культурного наследия дому на Никольской, 23.

История суда

3 августа 1932 г. постановлением исполкома Моссовета был создан Московский городской суд. Соответствующее решение коллегии НКЮ состоялось только 13 декабря этого года, а высших органов государственной власти – еще позднее. За более чем полувековой период деятельности структура советского Мосгорсуда неоднократно корректировалась, причем наиболее радикальные изменения произошли в годы Великой Отечественной войны. 10 ноября 1941 г. Управление НКЮ РСФСР по г. Москве распорядилось «переформировать» Мосгорсуд в городской военный трибунал. На место участковых народных судов пришли учрежденные в приказном порядке сессии военного трибунала, каждая – в составе трех постоянных членов. Трибуналы действовали по упрощенной процедуре, рассматривая дела в течение не более трех дней, руководствуясь как действующим Уголовным кодексом, довоенными указами, так и законами военного времени. Их окончательные и обжалованию не подлежащие приговоры следовало приводить в исполнение немедленно.

Архив Московского военного трибунала не сохранился (несколько тысяч его дел, хранившиеся в Мосгорсуде, как «потерявшие практическую ценность» были уничтожены в начале 1960-х гг.; судьба десятков тысяч остальных неизвестна), но и из имеющихся разрозненных документов видно, что даже за незначительные преступления он выносил суровые приговоры.

В годы войны несколько десятков московских судей были призваны в действующую армию, на фронт ушло 12 членов Мосгорсуда. Свыше 60 сотрудников столичного суда были награждены боевыми орденами и медалями, более 20 – медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Первым председателем Мосгорсуда был назначен И. А. Смирнов. 16 декабря 1932 г. он издал приказ по Мосгорсуду № 1, которым извещал подчиненных о своем вступлении в должность. Первоначально его ведомство заняло несколько комнат в здании областного суда в доме №13 по улице Воровского (ныне вновь Поварской), но вскоре получило собственное помещение на ул. Каланчевской, 46.

В 1934 г. Московский городской суд въехал в трехэтажный дом №43 по той же улице, где и помещался в течение почти 60 последующих лет.

Московский городской суд и подведомственные ему участковые, а затем и районные судебные учреждения всегда находились под партийным контролем, который отнюдь не исчерпывался подбором и расстановкой кадров. Нередко к вопросам «укрепления социалистической законности» и «дальнейшего улучшения работы судебных и прокурорских органов» обращались съезды правящей партии и ее ЦК.

В годы, когда должность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) занимал И.В. Сталин, в числе сотен тысяч необоснованно репрессированных оказались многие судебные деятели – судьи Верховных судов РСФСР и СССР, союзных и автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов.

Для московского судейского корпуса эти страшные годы также не прошли бесследно. В ночь на 11 марта 1938 как выдвиженец «врага народа» Н.В. Крыленко был арестован председатель Мосгорсуда И.А. Смирнов. Только в 1976 г. для рассмотрения дисциплинарных проступков судей в составе МГС была создана специальная коллегия по дисциплинарным делам под председательством члена президиума Мосгорсуда М.Н. Макаровой.

Подбор кандидатов в народные судьи руководители московской юстиции также передоверяли партийным учреждениям, вернее – не могли поступить иначе.

В 1930–1980-е гг. продолжением декретного законодательства первых лет советской власти явилось судопроизводство по указам и постановлениям ЦИК, президиума Верховного Совета и Совнаркома (впоследствии – Совета Министров) СССР. В середине – второй половине 1930-х гг. вновь стала расширяться практика упрощенного судопроизводства, а уголовное законодательство развиваться в направлении ужесточения санкций.

Результатом подобной уголовно-правовой политики, констатируют современные специалисты, стал последовательный рост числа осужденных к лишению свободы и содержащихся в местах заключения.

Смерть И.В. Сталина в начале марта 1953 г. повлекла за собой заметное смягчение карательной политики государства в целом, но особенно в отношении политических преступников и преступлений против порядка управления.

Постановление ЦК КПСС от 19 января 1955 г. «О мерах дальнейшего укрепления социалистической законности» и последовавшее затем одноименное постановление Московского комитета партии указали на необходимость строжайшего соблюдения советских законов всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. На совещании в МГК КПСС, проведенном в этой связи, были отмечены ошибки судебных коллегий и подвергнута критике работа отдельных членов Московского городского суда.

В октябре 1960 г. были введены в действие новый республиканский Закон о судоустройстве, а также обновленные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. Новый уголовный кодекс сократил максимальный срок лишения свободы до 10 лет, смягчив меры наказания преступникам, не представляющим большой общественной опасности;

«Суды, судьи – не механические исполнители закона, [они] не должны штамповать приговоры, решения, – подчеркивал председатель Мосгорсуда Л. А. Громов. – У народных судей к каждому делу должен быть творческий подход с учетом конкретных обстоятельств, особенностей, причин, условий, связанных с ним«. Все эти, казалось бы, азбучные истины, стали для тогдашней советской судебно-карательной системы большой новацией и бесспорным шагом в сторону цивилизованного правосудия.

С 1 июля 1963 г. в Мосгорсуде начал функционировать специальный состав судей для рассмотрения в кассационном порядке дел о преступлениях, совершенных подростками.

В годы, когда пост главы страны занимал Н.С Хрущев, важный сдвиг произошел и в кадровой политике столичного суда. Судейский корпус стал целенаправленно профессионализироваться, судья без высшего юридического образования и солидного стажа работы по специальности стал редкостью, заместительство профессиональных судей народными заседателями было отменено.

В результате, как по количеству сотрудников и их качественному составу, так и по числу рассмотренных дел Мосгорсуд превратился в одно из крупнейших и наиболее авторитетных судебных учреждений страны. Неудивительно, что в послевоенные годы председателями Мосгорсуда становились крупные государственные деятели в области юриспруденции.

Системный кризис, поразивший советское общество на рубеже 1980–1990-х гг., не обошел и московские судебные учреждения, нагрузка на которые продолжала расти.

Концепция судебной реформы РСФСР, подготовленная в 1991 г. и одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября этого года, констатировала, что российская судебная система переживает глубочайший кризис. Окончательный отказ от пороков судебной системы тоталитарного прошлого, возврат к установлению подлинной независимости судебной власти и построению новой судебной системы с учетом отечественного и мирового опыта, стали, таким образом, неизбежными.

Вступив на должность председателя городского суда 13 октября 1986 года, В. М. Лебедев в первую очередь обратил внимание на подбор судебных кадров и обеспечение суда новыми помещениями. При его участии началось оформление документации на возведение нового здания столичного суда.

11 октября 1989 г. впервые в истории Московского городского суда на должность председателя была назначена женщина – З. И. Корнева. В начале 1990-х гг. пришлось решать массу проблем переходного периода. Многие судьи не выдерживали огромных нагрузок и увольнялись. Найти замену ушедшим судьям, сформировать достойный столичных судов кадровый резерв становится задачей номер один для председателя Московского городского суда.

В эти непростые годы в городском суде впервые формировалась практика по новым категориям дел: выборы, обжалование действий правительства, защита чести и достоинства высших должностных лиц. Усилия были направлены на обеспечение независимости судей при принятии таких сложных правовых решений.

29 декабря 2000 г. председателем Московского городского суда назначена О. А. Егорова. Новый председатель поставила на особый контроль формирование руководящего состава Московского городского суда, заполнение вакансий в городском и районных судах, обеспечение доступности к правосудию, ликвидацию судебной волокиты и, что самое главное, воплощение в жизнь судебной реформы, в частности, создание мировой и ювенальной юстиции и суда присяжных в г. Москве.

Что касается создания института мировых судей, то здесь Москва выбрала отличный от других субъектов путь. Он позволил работать на перспективу. Столица пошла по направлению создания в первую очередь материально-технической базы для работы мировых судей, а уже в последующем – комплектования корпуса мировых судей и их назначения. Кандидаты в мировые судьи в течение полугода проходили интенсивную подготовку и обучение под контролем руководства городского суда. Первые 20 мировых участков открылись в июне 2002, и на сегодняшний день в Москве, как ни в одном другом субъекте, созданы достойные условия для мировых судей.

К введению института суда присяжных судебное сообщество отнеслось весьма серьезно, велась сложная подготовка, решалось множество проблем, и в 2003 году он наконец появился.

Вместе с тем, в мае 2005 года председателем Московского городского суда О. А. Егоровой был образован специализированный судебный состав по делам несовершеннолетних.

Во исполнение концепции открытости деятельности государственных органов, председателем Московского городского суда была организована работа Отдела по связям со средствами массовой информации и общественностью и создан официальный сайт Московского городского суда. А в 2011 году в столице впервые начала свою работу Общественная комиссия по взаимодействию с органами судейского сообщества г. Москвы — уникальный орган, в состав которого вошли судьи, главы ведущих средств массовой информации и правозащитных организаций. На сегодняшний день Комиссия является важным инструментом открытого диалога с обществом.

При активном участии председателя О.А. Егоровой за прошедшие 10 лет была практически решена проблема отсутствия помещений у районных судов и Московского городского суда. В 2002 году был открыт современный комплекс зданий Московского городского суда общей площадью 45 тыс. кв. м., а в 2012 – новый апелляционный корпус Московского городского суда. Дворец Правосудия на Богородском валу не раз становился победителем конкурса «Лучший реализованный проект в области инвестиций и строительства», а О.А. Егоровой присуждена премия Правительства России. Таким образом, благодаря талантливому руководству, московская судебная система сумела преодолеть кризис и полностью перестроиться в соответствии с духом нового времени.

Материал взят из книги «Московский городской суд: исторические очерки»

Продажные судьи и республиканские кланы: как в СССР брали и давали взятки

Коррупция в России существовала всегда. И даже высшая мера наказания не защищала от злоупотреблений чиновников. В обществе, в котором все были равны, всегда находился кто-то, кто хотел выделиться. Когда же власть проявляла политическую волю и желание искоренить поборы и взяточничество, коррупционеры действовали как преступная банда, покрывали друг друга, подкупали судей и снимали следователей. И все же некоторые хитрые цепочки распутать удавалось. Ruposters рассказывает о громких коррупционных делах в СССР.

Судьба судов

Суды в Советском Союзе менялись серьезно и часто. После событий 1917 года в судейском корпусе преобладало революционное правосознание. Из-за этого часто выносились абсурдные приговоры: за убийство «буржуя» — общественное порицание, а за отказ выйти на работу – расстрел. С течением времени судебные органы превратились в полноценный инструмент власть имущих, а их политическое значение изменилось.

Сложилась ситуация, когда каждое серьезное должностное лицо было обязано водить дружбу с каким-нибудь судьей, чтобы удержаться на своем месте и продвинуться дальше. Сначала судьи закрывали глаза на мелкие экономические нарушения, но к началу войны ситуация выходит из-под контроля – неожиданным образом закрываются дела о тяжких преступлениях, а судьи получают на руки десятки тысяч рублей (средняя зарплата по стране – 150 рублей) и дефицитные продукты в большом количестве.

«Управлением милиции Ровенской области арестована за взяточничество быв. следователь Ровенской городской прокуратуры Мазина. Установлено, что Мазина получила взятки от директора государственной мельницы N3 г. Ровно Виюка — 470 кг муки за непривлечение его к уголовной ответственности по делу о расхищении муки; от владельца частного буфета в гор. Ровно Банникова — 8000 рублей за прекращение дела о нанесении им тяжелого ранения гр-ну Насенкову и от дезертира Побережного — 4000 рублей за прекращение на него дела».

К 50-м количество подкупов выросло до невероятных масштабов. Поток жалоб на судей был настолько огромным, что его стало сложно игнорировать и сваливать на «недовольство приговором». К тому же многие жалобы отправлялись прямиком в Москву и снабжались слишком точными описаниями злоупотреблений судей. В ЦК ВКП(б) была создана Комиссия партийного контроля, которую в тот момент возглавил Андрей Андреев, и она начала ездить по республикам. Первой в очереди оказалась Башкирская ССР:

«В процессе работы комиссией было установлено, что ряд работников Верховного суда Башкирии, а именно: члены Верховного суда Сайфутдинов, Каримов, Гильманов и зам. председателя Верховного суда Амирханов злоупотребляли служебным положением, брали взятки и за это освобождали от наказания уголовных преступников, вместе пьянствовали с осужденными и привлеченными к уголовной ответственности.

Председатель Верховного суда Башкирии Хананов и министр юстиции Авзянов, имея сигналы о фактах аморальных явлений и злоупотреблениях среди работников Верховного суда, относились к этому либерально и глушили эти сигналы.

Обком ВКП(б) также решил снять с работы председателя Верховного суда Башкирской АССР Хананова министру юстиции БАССР т. Авзянову объявлен выговор», — из постановления Комиссии.

Проверки начали проводиться практически повсеместно. В Москве было арестовано 111 человек, среди них 28 судей. В том числе и председатель Мосгорсуда Васнев. С его арестом вскрылась цепочка преступлений, которые совершались годами.

Судебные слушания в 50-х

Взяточники были связаны между собой, а некоторые даже сожительствовали. Известен эпизод, в котором фигурировала член Московского суда Чурсина. Проживая с Васневым в одной квартире, Чурсина участвовала во множестве его преступлений, а также организовывала свои. Например, от наказания за взятку они освободили директора «Мосвинводторга» Николаева, который подкупил весь состав судей, рассматривавших его дело. Вечером после заседания Чурсина и остальные члены коллегии оказались у Николаева дома, где пьянствовали всю оставшуюся ночь.

За полтора года Комиссия добралась до Верховного суда СССР, там обнаружила то же, что и в республиках. Более того, в Верховном суде существовала практика прямой передачи уголовных дел без привлечения Верховных судов республик. Таким образом было рассмотрено 2925 из 5596 дел, которые проверила Комиссия (и это только за 1947 год). Причем по подавляющему большинству этих дел Верховный суд выносил оправдательные приговоры или же смягчал наказание.

Разные судебные составы выносили совершенно разные приговоры по схожим делам, протоколы и порядок рассмотрения дел были нарушены. Судебные приставы выносили документы из судов, изучали их в несудебных помещениях в присутствии посторонних лиц.

Итогом этой масштабной проверки стало отстранение председателя Верховного суда СССР Ивана Голякова и главы Военной коллегии ВС СССР Василия Ульриха «за утрату чувства партийной ответственности», а вместе с ними убрали еще 40 человек из аппарата Верховного суда. Расследование по делу было строго засекречено. Известно, что для рассмотрения дел создали три особых места присутствия ВС СССР, заседание проводилось в закрытом порядке без участия сторон. Результаты также были засекречены.

Василий Ульрих (в середине) до войны был одним из организаторов сталинских репрессий

Тем не менее не всех снятых с должностей осудили. Тот же Ульрих был просто переведен и стал руководителем Высших военно-юридических курсов при Военно-юридической академии. Он умер в 1951 году. Голяков дожил до 1961 года и успел написать более 70 научных монографий.

Азербайджанский прецедент

К концу 60-х в стране оформилась и исправно работала система клановых сдержек и противовесов. Центральный аппарат хорошо знал республиканские элиты, умел поднимать одних и держать на расстоянии других. Однако рычагом управления была именно коррупция. С одной стороны, у Москвы всегда был компромат на основных игроков в республиках, с другой – благодаря такой подпитке элита усиливала свои позиции.

Необходимость в «чистке» возникла из-за опасений Брежнева в ускорении центробежных сил в регионах. В помощь Андропову был прислан начальник КГБ Азербайджана Семен Цвигун. Он смог связать работу партийной разведки и возможности КГБ, усилив слежку за республиканскими элитами.

Гейдар Алиев

Опираясь на знания и опыт, полученные за 4 года работы в КГБ Азербайджана, он поставил главой КГБ в республике Гейдара Алиева и дал ему доступ к информации о коррупционных связях. Сначала Алиев просто обживался на новом месте и пользовался тем, что его никто не знал в лицо:

«В первые месяцы своего руководства Алиев нагнал страху на торговую номенклатуру Баку. Пользуясь тем, что в лицо его мало кто знал, Алиев стал совершать партизанские вылазки в город. Оденется попроще, выйдет из дому и сядет в первое подвернувшееся такси. Выбирал самый длинный маршрут, чтобы поговорить с водителем «за жизнь»: как люди живут, чем недовольны, на что больше всего жалуются. Или зайдет в магазин и интересуется у продавца: «Сколько стоит мясо?». «Два рубля сорок копеек!». А почему, спрашивает, так дорого? Продавцы плечами пожимают. Он шел дальше – прямиком на склад или в подсобку, где, как правило, обнаруживал солидные залежи продовольственного дефицита. В общем, за две-три недели таких рейдов по «наводке» Алиева было арестовано около 40 человек», — Раззаков Федор, «Дело красного узбека».

Вылазки пришлось прекратить через два месяца. Кто-то размножил его фотографии, так что о том, как выглядит глава местного КГБ, знал каждый продавец водочной. Предполагается, что заказчиками стали представители так называемого шушинского клана, по чьим прилавкам и складам наносил основные удары Алиев. Глава КГБ ссылался на экономические отставание (республика не выполнила ни одной пятилетки с окончания войны), но его все равно обвинили в покрывании другой группировки. На некоторое время Алиева отозвали в Москву, но вскоре он вернулся. И вскрыл масштабную коррупционную схему: в Азербайджанской ССР все высшие должности можно было попросту купить. Цены в республике варьировались от 200 тысяч рублей за должность 1-го секретаря райкома партии до 30 тысяч за должность прокурора. Можно было купить должность начальника отделения милиции, стать министром коммунального хозяйства, ректором вуза.

Алиев назначил на должности, которых коснулась эта коррупционная схема, сотрудников из КГБ — всего 1983 человека, и спутал карты кланам – на высшие должности назначались русские, бакинцы, нахичеванцы, выходцы из Шемахи и Армении.

Нитки из хлопка

Известное в Советском Союзе «Хлопковое дело», выявившее многочисленные злоупотребления и экономические преступления руководителей Узбекской ССР, берет свое начало из разгрома судебной системы. В 1975 году по делу о взяточничестве арестовали и привлекли к ответственности председателя Верховного суда УзССР. Тогда же в поле зрения следователей попала Ядгар Насриддинова, успевшая побывать в должности главы ВС и к тому моменту возглавлявшая Совет Национальностей Верховного Совета СССР. Но знакомство с Брежневым спасло ее от уголовного преследования.

Следственная группа дает интервью на фоне изъятых денег и украшений

Череда уголовных дел, к которым принято относить «хлопковую лихорадку», началась с ареста начальника Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности Бухарской области Музаффарова. Следователи поймали его «на живца»: дававший взятку в тысячу рублей был оперативником.

Эта тысяча привела к несметным богатствам – при обыске у Музаффарова нашли наличных на сумму 1 131 183 рублей, редкие золотые монеты и изделия, бижутерию и украшения на сумму в еще полтора миллиона рублей. Фотографии «клада» демонстрировались на всю страну, а ценности показывали высшим должностным лицам на заседаниях как музейный экспонат.

Со смертью Брежнева для следователей и сотрудников КГБ открылись новые возможности. Расследованием дела Музаффарова занялся новый следователь по особо важным делам при Генпрокуроре СССР Тельман Гдлян, который раскрутил цепочку вплоть до 1-го секретаря ЦК КП УзССР Рашидова, руководителя агропромышленного объединения Адылова и ряда узбекских партийных деятелей и министров.

Гдлян (слева) и Иванов в Ташкенте

В 1983 году Андропов сделал Рашидову «последнее предложение», объявив ему выговор, предполагавший, что секретарь с миром уйдет в отставку. Но Рашидов не ушел. Через месяц молчания Андропов поручил прокуратуре создать следственную комиссию по делу о злоупотреблениях в УзССР.

Комиссию возглавили Гдлян и Иванов, из Москвы их курировал Герман Каракозов — организатор всех основных дел о взяточничестве в 70-80-х гг. в СССР:

«Великий «колун» был — начальник следственной части Прокуратуры Союза Герман Петрович Каракозов. Вот он мог колоть. Приходит — и человек колется. Так он колол своим авторитетом, логикой, убежденностью, генеральскими погонами, обстановкой», — заслуженный юрист России Василий Побияхо.

Шараф Рашидов

Через полгода, в том же 1983 году, Рашидов скончался. По некоторым данным, это было самоубийство. После его смерти были арестованы руководители нескольких хлопкоочистительных предприятий и директоров хлопкозаводов, в том числе Ахмаджон Адылов, крестный отец агропромышленной мафии, «король» Наманганской области. Следствие выяснило, что Адылов был правой рукой Рашидова и фактически занимался подбором кадров в высших эшелонах республиканской власти. В Ташкент прибыли сотрудники ЦК КПСС во главе с Лигачевым:

«Видно, у Е. Лигачева было особое поручение превратить пленум в сборище антирашидовского содержания, нечто вроде ХХ съезда КПСС. От начала до конца все выступавшие, которые еще недавно клялись в верности его памяти, чернили его, разоблачая его как деспота, коррупционера, взяточника, нанесшего непоправимый ущерб узбекскому народу. Его обвиняли в преследовании честных людей, осмелившихся говорить ему правду, создании в республике обстановки раболепия и лизоблюдства, кумовства. Речи ораторам готовили спичрайтеры из Москвы. Спектакль удался. Рашидов был свергнут с пьедестала героя и вождя, бескорыстного и неподкупного, а заодно и следственной группе дали в руки мощное моральное оружие борцов против “рашидовщины”, — из мемуаров «Совесть и Фемида».

С арестом Адылова начались аресты в УВД региона, а показания начальников управлений привели следствие к начальнику МВД генерал-лейтенанту Эргашеву. Он узнал о готовящемся задержании и застрелился перед самым приходом наряда. При обыске в его тайниках нашли 10 миллионов рублей наличными и документы, подтверждавшие, что руководство МВД в полном составе было коррумпировано.

В «Хлопковом деле» стали появляться и первые жертвы расследования. Заместитель Эргашева Давыдов был найден с тремя смертельными пулевыми ранениями в затылок. Смерть была классифицирована как самоубийство.

Следователи одно за другим устанавливали местонахождения тайников коррупционеров, разбросанных по местным кишлакам. Цена украшений только одной группы тайников достигала 10-15 миллионов рублей.

К 1985 году стало понятно, что «Хлопковое дело» не может касаться только одной республики. Гдлян и Иванов пришли к заключению о существовании организованного сообщества партийного руководства, центрального МВД и советской мафии.

К моменту, когда был завершен сбор информации, Генеральным секретарем ЦК стал Горбачев. Генсек ужаснулся сделанным выводам и отправил в Ташкент Бориса Ельцина. В сентябре 1985 года он привез доклад о массовой коррупции и поддержал следователей.

Но Горбачев не поверил в факты, фигурировавшие в докладе. Доклад оказался в руках журналиста Овчаренко из «Правды», который опубликовал статью «Кобра над золотом», представив гражданам СССР факты преступной деятельности глав Узбекистана. Статья дала старт серии разоблачений партийных деятелей и серьезно ослабила власть Кремля.

Гдлян (в середине), Иванов и Ельцин

В Узбекистане началась новая волна арестов, которая привела в Москву. Под наблюдение следствия попал секретарь ЦК КПСС Разумовский, заведующий сельским хозяйством Истомин, а также Лигачев, Соломенцев, Смирнов и Ишков – все члены Политбюро. Все эти люди брали взятки у Рашидова и других руководителей Узбекистана.

ЦК решил пресечь деятельность следственной группы. Уже отстраненный (вместе с Каракозовым) к тому моменту за слишком жестокие методы и «исполнение партийного заказа, а не законности» Гдлян попал под следствие. Пленум Верховного Суда СССР вынес частное постановление «о нарушениях законности» Гдляном.

К тому моменту Гдлян и Иванов уже стали народными депутатами СССР, поэтому для возбуждения против них дела была создана Комиссия, в результате работы которой Гдляна исключили из КПСС и Прокуратуры СССР. Уголовное дело против него было прекращено только в 1991 году.

Одновременно с «Хлопоковым делом» в стране расследовали еще две, как позже оказалось, связанных между собой серии дел.

В конце 70-х был арестован заместитель министра рыбного хозяйства СССР Рытов, а незадолго до этого – генеральный директор Торгово-производственной фирмы «Океан» Фельдман и его подчиненный, начальник одного из фирменных магазинов компании Фишман.

Филиал магазина «Океан» в Сочи

Фельдмана и Фишмана арестовали за вывод капитала за границу. Они готовили свой отъезд из Союза, вывозили сотни тысяч рублей и обменивали их на валюту.

Арестованные выдали всех, кого они подкупали, а заодно рассказали, откуда у них такие деньги:

«Они рассказали о системе взяточничества в Министерстве рыбного хозяйства. Перед нами тогда впервые поставили другую задачу – не заниматься этой мелочью, а идти с выходом на наиболее крупных руководителей министерства и выше. Это была та обстановка, когда нам никто не запрещал в протоколах допросов и в заявлениях упоминать фамилии любых лиц, о которых рассказывали обвиняемые или подозреваемые», — вспоминал Калиниченко.

Следующие арестованные раскрыли отлаженную схему перефасовки черной икры в банки из-под кильки. Для распутывания клубка связей Андропов создал отдельную комиссию в КГБ, которая начала так называемое «Рыбное дело».

Все началось с того, что министр рыбного хозяйства Александр Ишков убедил председателя Совета министров Алексея Косыгина в том, что продажа собственной продукции может приносить прибыль стране, и попросил передать функции по продаже в рыбное ведение. Был создан Союзпромсбыт, начальником которого поставили Юрия Рогова, а куратором сделали Владимира Рытова.

Владимир Рытов открыл магазин «Океан» (первый филиал в Сочи), оборудование закупили в Испании. По всей стране стали популярны «рыбные четверги».

Дело быстро раскручивалось благодаря точным показаниям Фельдмана и Фишмана. Все указывало на Владимира Рытова, которого подчиненные называли «Боцманом». По словам новых арестованных, Боцман был организатором фасовки черной икры.

Слушание дела о «рыбной мафии»

У Рытова при аресте изъяли 300 тысяч рублей. Несмотря на то, что он раскаялся и сдал всю сеть сбыта икры и рыбы, его приговорили к расстрелу.

Двойная цепочка

Но где же связь с другим крупным делом? «Рыбное дело» раскрыло схему махинаций в первом сочинском филиале «Океана», директором которого был Арсен Пруидзе, арестованный за дачу взятки лично Рытову. Последовало множество арестов других сочинских чиновников – начальников санаториев, директора Мясорыбторга и других.

Вскоре следствие вышло на председателя Сочинского горисполкома Воронкова. Пруидзе признался, что давал взятку и Воронкову, а заместитель председателя Александр Мерзлый подтвердил этот факт. Но у Воронкова ничего не нашли, кроме честно заработанных 10 тысяч рублей. Воронкова взяли под стражу и увезли в Москву, посадив в одиночную камеру в Лефортово:

«В Сочи началась паника. В ход пошли широко известные приемы коррумпированных группировок. Они пытались доказать, что показания обвиняемых о взяточничестве серьезного внимания не заслуживают, что дают их люди, «длительное время содержавшиеся под стражей и находящиеся в условиях изоляции». Именно эту фразу будет позже обыгрывать Медунов в публичных выступлениях, на страницах печати, в докладных записках в ЦК КПСС», — Калиниченко.

В ходе доследственной проверки умирает председатель Хостинского райисполкома, и следователей обвиняют в доведении до самоубийства. Начинается проверка, не нашедшая в действиях следователей фактов превышения должностных полномочий.

Сочинское расследование коснулось и 1-го секретаря Сергея Медунова, до недавнего времени руководившего Кубанью и невероятно поднявшего курортный регион. При его руководстве Кубань вошла в десятку самых развитых регионов в СССР, а по объемам сельхозпродукции вообще была на первом месте.

Сергей Медунов

Медунов был приближенным Брежнева, и только его знакомство с Генсеком, а также то, что Воронков не дал признательных показаний против бывшего начальника, помогло ему избежать расправы. Медунова, который уже был к тому моменту министром сельского хозяйства, обвинили в том, что при его руководстве на Кубани расцвела коррупция.

Тяжело больной Брежнев ничего не смог сделать в этой ситуации, и Медунова сняли с должности в 1982 году. Он занял рядовую должность в Министерстве плодоовощного хозяйства, умер в одиночестве в 1999 году в Москве.

Воронкова приговорили к 13 годам тюремного заключения с конфискацией имущества. После распада СССР его реабилитировали, потому что материалы уголовного дела о взяточничестве исчезли. Он умер в октябре 2009 года.

Еще по теме:

  • Полиция приказ 575 Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. N 575 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. N 575"Об утверждении […]
  • Субсидии на оплату коммунальных услуг кирово-чепецк Получить жилищную субсидию, оказывается, не просто С сентября 2012 года изменился внешний вид квитанции на оплату коммунальных платежей. Сейчас информация в счёт-квитанции располагается в виде таблиц на листе формата А4. В Кирово-Чепецке получается так, что срок доставки квитанций сильно […]
  • Ст Нк рф госпошлина в суд Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями СТ 333.19 НК РФ. 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным […]
  • Закон о государственной пошлине 2014 Размер государственной пошлины при подаче заявления в суд Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, установлены ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона […]
  • Разрешение на боровую дичь Как получить лицензию на охоту Когда в народе прошлась волна возмущения, власти спешно перенесли срок открытия сезона охоты. Многим не понравилось, что день открытия выпадает на понедельник. В результате, Министерством охраны природы было принято решение перенести его на 20 августа. Об […]
  • Доклад госпошлины Порядок расчета госпошлины Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: 1) при подаче искового […]
  • Налог на вычет при лечении Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку получения налоговых вычетов. Максимальный размер […]
  • Warface ликвидация 15 этаж Тема: [ГАЙД] Режим "Ликвидация". Советы по игре, полезная информация, описание режима. Опции темы Поиск по теме [ГАЙД] Режим "Ликвидация". Советы по игре, полезная информация, описание режима. Всем привет. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своими схемами игры в режиме […]