Шкала для субсидий

Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг

Коммунальные платежи стали слишком тяжкой ношей, а быть должником — это не в Ваших правилах? Почитатйе внимательно эту статью. Может быть Вы имеете право на субсидию?

КТО ИМЕЕТ ПРАВО?

  • пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном
  • жилищном фонде;
  • наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  • собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома)

При условии, что их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю расходов граждан на эти цели в совокупном доходе семьи. Совокупный доход семьи определяется за 6 последних календарных месяцев. В него включаются все виды дохода: заработная плата, стипендии, пенсия, социальные выплаты и т.д.

РАЗМЕР СУБСИДИИ

Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг зависит от
следующих составляющих:

  • размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг;
  • размера регионального стандарта площади жилого помещения (33 кв.м. – для одиноко проживающего человека, 42 кв.м. – для семьи из двух человек и 18 кв.м. на человека – для семьи из трех и более человек);
  • размера максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
  • размера прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп.

Размер субсидии не может превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом сумма зависит от среднедушевого дохода семьи и рассчитывается индивидуально по специально разработанной дифференцированной шкале. Шкалу максимально допустимой доли расходов на жилищно-коммунальные услуги смотрите ЗДЕСЬ.

Величина среднедушевого дохода семьи

Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату услуг ЖКХ от совокупного дохода семьи, %

Среднедушевой доход выше прожиточного минимума более чем на 10%

Среднедушевой доход выше прожиточного минимума от 1% до 10%

Среднедушевой доход равен прожиточному минимуму или ниже прожиточного минимума от 1% до 5%

Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума от 6% до 10%

Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума от 11% до 20%

Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума от 21% до 30%

Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума более чем на 30%

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ

В органы социальной защиты по месту жительства.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

  • заявление;
  • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
  • копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
  • копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
  • документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;
  • документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской

Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;

  • документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного
    жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
  • копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия
    нотариально не заверена);
  • копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

Копии документов должны быть представлены с оригиналами либо заверены в порядке, установленном действующим законодательством. Справки, представляемые гражданами для предоставления мер социальной поддержки, должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации, а также иметь дату выдачи и регистрационный номер.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. При предоставлении заявления и пакета документов с 1 по 15 число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при предоставлении документов после 15 числа — с 1-го числа следующего месяца.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Шкала для субсидий

распечатать

Комитеты и комиссии

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для жителей Кемеровской области

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для жителей кемеровской области

Субсидия по оплате жилищно-коммунальных услуг – является целевой адресной мерой социальной поддержки граждан Кемеровской области.

Размер субсидии зависит от уровня доходов семьи и ее расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии предоставляются в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.05г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

В Кемеровской области субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме предоставляются гражданам с 1 января 2006 года. Выплата субсидий производится путем зачисления на личные счета граждан или выплачиваются им через почтовые отделения связи.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 10.06.2005 №66-ОЗ «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» Коллегией Администрации Кемеровской области ежегодно утверждаются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Вышеназванным Законом при расчете размера субсидии одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам, семьям пенсионеров и инвалидов и семьям пенсионеров и инвалидов, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, при предоставлении субсидии региональный стандарт нормативной площади жилья увеличивается до 40 кв. метров общей площади жилого помещения.

В целях защиты от роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги жителей Кузбасса с низким и даже средним достатком Коллегией Администрации Кемеровской области установлена следующая гибкая дифференцированная шкала максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи:

до одного прожиточного минимума (включительно) — 5 процентов;

от 1 до 1,5 прожиточного минимума (включительно) — 7 процентов;

от 1,5 до 1,8 прожиточного минимума (включительно) — 9 процентов;

от 1,8 до 2 прожиточных минимумов (включительно) — 11 процентов;

от 2 до 2,5 прожиточного минимума (включительно) — 13 процентов;

от 2,5 до 3 прожиточных минимумов (включительно) – 15 процентов;

более 3 прожиточных минимумов — 17 процентов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ СУБСИДИЙ

Что такое субсидия?

Субсидии предоставляются в соответствии со ст.159 Жилищного Кодекса РФ и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Субсидия на оплату жилого помещения и ком­мунальных услуг — это:

  1. одна из денежных адресных мер социаль­ной поддержки малообеспеченных граждан со сто­роны государства для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
  2. частичное или полное погашение платы за жилое по­мещение и коммунальные услуги.

Субсидия носит целевой характер.

Документы, необходимые для назначения жилищной субсидии:

  • Заявление (выдается в отделе субсидий), скачать бланк заявления можно здесь ;
  • Паспорта всех членов семьи;
  • Документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц к членам одной семьи;
  • Документы, подтверждающие право собственности или наем квартиры;
  • Справка о составе семьи (с паспортного стола РЭУ);
  • Справка о начисленной плате за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий месяц, месяцу обращения и об отсутствии задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги (УЕЗЖКУ), капитальный ремонт. При наличии задолженности — график о её погашении;
  • Справка об отсутствии задолженности за электроэнергию;
  • Документы о доходах каждого трудоспособного члена семьи за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения;
  • Сберегательная книжка (заявителя).
  • При обращении граждан впервые, предоставляются копии документов с предъявлением оригинала.
  • При повторном обращении, предоставляются только оригиналы, копии документов не требуются.
  • Неработающие пенсионеры — представляют трудовые книжки.

Справки о фактически начисленных доходах представляют:

  • работающие граждане – с места работы;
  • учащиеся – с места учебы;
  • неработающие граждане трудоспособного возраста (состоящие на учете в Центре занятости) – указывают в заявлении о наличии либо об отсутствии выплаты пособия по безработице для формирования Межведомственного запроса;
  • граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью – декларации с налоговой службы за два предшествующих квартала;
  • граждане, находящиеся в разводе — сведения о полученных алиментах или справку, подтверждающую их отсутствие;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет – справку о факте нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в случае если женщина не работает, — трудовую книжку).
  • справки о выплаченных пенсиях предоставлять не надо, т.к. получаем по Межведомственному взаимодействию.

Величина прожиточного минимума устанавливается один раз в квартал и утверждается постановлением кол­легии Администрации Кемеровской области.

На 3 квартал 2018 года составляет:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999г. № 192 к основным социально- демографическим группам населения относятся:

  • трудоспособное население – мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп этого возраста;
  • пенсионеры – мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;
  • дети в возрасте 0 – 15 лет.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22 %.

В Кемеровской области действуют льготная дифференцированная шкала максимально допустимой доли расходов семьи на оплату ЖКУ:

  • 5% — для семей со среднедушевым доходом ниже величины установленного прожиточного минимума;

У этих семей субсидия практически равна начисленной квартплате.

  • 7 % — от 1 до 1,5 прожиточных минимумов;
  • 9% — от 1,5 до 1,8 прожиточных минимумов;
  • 11% — от 1,8 до 2 прожиточных минимумов;
  • 13% — от 2 до 2,5 прожиточных минимумов;
  • 15% — от 2,5 до 3 прожиточных минимумов;
  • 22% — более 3 прожиточных минимумов.

В Кемеровской области региональные стандарты нормативной площади жилого помещения для расчета субсидии составляют:

  • 18 м² — на одного члена семьи из трех и более человек;
  • 42 м² — на семью из двух человек;
  • 33 м² — на одиноко проживающего человека.

В Кемеровской области введена дополнительная льгота: стандарт нормативной площади жилого помещения увеличивается на 40 кв.метров общей площади жилого помещения для:

  • одиноко проживающих неработающих пенсионеров, достигших возраста выхода на трудовую пенсию по старости;
  • одиноко проживающих инвалидов I и II группы;
  • семей, состоящих из неработающих пенсионеров, достигших возраста выхода на трудовую пенсию по старости, и (или) инвалидов I-II групп;
  • семей неработающих пенсионеров, достигших возраста выхода на трудовую пенсию по старости, и (или) инвалидов I-II групп, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.

Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости отдельно для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда.

стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим в г.Ленинске-Кузнецком на 2018 год (постановление Коллегии Администрации КО от 25.06.2018 № 256) :

Квадратный рубль

Между тем в стране работает система предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Средства на субсидии выделяются из бюджета специально для поддержки граждан, у которых квартплата съедает слишком большую долю их доходов. Ситуация такова, что семья, занимающая типовую квартиру, не должна отдавать за нее более 22 процентов своего среднемесячного дохода.

Шаг 1. 22 процента по максимуму

Правда, ориентир этот весьма условный. Потому что стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (стандарт МДД) каждый регион имеет право установить самостоятельно.

В большинстве территорий (около 60) этот стандарт соответствует федеральным 22 процентам. В остальных стандарт более мягкий, то есть меньше 22 процентов (см. таблицу). Кроме того, в некоторых регионах стандарт дифференцируется в зависимости от среднедушевого дохода семьи: чем ниже доход, тем ниже установленный процент максимальной доли расходов на жилье и коммуналку. Иногда стандарт понижается и для некоторых социальных групп — пенсионеров, льготников, многодетных. Подробности нужно узнать в нормативных документах своей области, края, республики.

Шаг 2. Квартплата по норме

Но одного стандарта МДД для расчета субсидии недостаточно. Ведь разные семьи живут в совершенно разных условиях. Например, вдова генерала, взрослые дети которой имеют собственное жилье, может по-прежнему занимать и трех-, и четырехкомнатную квартиру. А рядом в двухкомнатной живут сразу три поколения: родители, их взрослая дочь с мужем и внуком.

Раньше при расчете субсидий использовалась социальная норма площади (для одиноко проживающих — 33 кв. метра, для семьи из двух человек — 21 кв. метр на каждого, для семьи из трех и более — по 18 кв. метров на человека). Субсидия предоставлялась только в пределах этой социальной нормы — за площадь сверх установленной планки приходилось платить в полном объеме.

С другой стороны, если, например, семья из четырех человек жила в 60-метровой квартире, она получала субсидию из расчета фактических 60 метров (а не по социальной норме — 72 метра на четверых). Поэтому семьи, живущие в стесненных условиях, получали поддержку в меньшем объеме, чем те, кто жил более просторно, но не выбивался за пределы социальной нормы.

После введения Жилищного кодекса этот порядок изменился. Теперь субсидия рассчитывается исходя из регионального стандарта нормативной площади (в большинстве регионов по-прежнему действуют те же цифры: 33 «квадрата» на одного, 42 — на двоих, 18 — на каждого, если в семье три человека и более). То есть теперь наша условная семья из четырех человек получит субсидию, рассчитанную на площадь 72 квадратных метра. Если при этом семья живет в доме, уровень благоустройства которого значительно ниже среднего, то предоставленная ей субсидия может даже превысить начисленные жилищно-коммунальные платежи. По новым правилам, такой семье вообще не придется платить за ЖКУ из собственных средств, поскольку субсидия покроет все эти расходы.

Шаг 3. Сколько стоит «коммуналка»

Третий показатель, который необходим для расчета субсидий, — это региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, рассчитанный в расчете на одного члена семьи для семей различной численности, который учитывает все виды коммунальных платежей — за отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, техническое обслуживание и так далее и рассчитывается для каждого муниципального образования. Для этого берется дом со средними условиями проживания (наиболее типичный дом) в поселении, и подсчитываются, исходя из действующих цен, тарифов и нормативов, расходы за жилье и коммунальные услуги, приходящиеся на семьи разной численности, проживающие на площади, равной стандарту нормативной площади.

Исходя из рассчитанных таким образом расходов и определяется размер субсидии. Граждане, которые живут в домах с худшими условиями, при такой методике расчета однозначно выигрывают — потому что, к примеру, их субсидия будет рассчитана с учетом расходов на содержание лифта и мусоропровода, которых в их доме просто нет. Правда, при условии, что за «средний» дом принят дом с лифтом и мусоропроводом.

Шаг 4. Шпаргалка для расчетов

Понятно, что все основные показатели — стандарты, которые используются в расчете размера субсидии, установлены на уровне каждого конкретного региона или даже города (поселения). Поэтому здесь можно привести лишь условный пример такого расчета.

1) В регионе действует дифференцированная шкала стандарта МДД в зависимости от уровня среднедушевых доходов:

— до 1 прожиточного минимума — 5%;

— от 1,5 до 1,8 — 10 %;

— от 1,8 до 2,0 — 15%;

— от 2,0 до 3,0 — 20 %;

— больше 3,0 прожиточного минимума — 22%.

2) В городском округе действуют следующие размеры регионального стандарта стоимости ЖКУ:

— для одиноко проживающего — 947,55 руб.

— для семьи из 2 человек — 674,39 руб. на каждого;

— для семьи из 3 человек — 653,06 руб. на каждого.

3) Условно-прожиточный минимум в регионе равен 3000 руб.

За субсидией обращается одиноко проживающий гражданин с доходом 9001 руб.

4) Определим, положена ли ему субсидия (для этого стандарт стоимости ЖКУ должен быть больше 22 процентов его дохода).

947,55-0,22×9001= 947,55 — 1980,22 = -1032,67

У нас получилась отрицательная величина. Следовательно, при таком доходе этот гражданин права на субсидию не имеет. Если бы, к примеру, его доход равнялся 4800 рублей, расчет был бы иным.

Эти 467,55 рубля и получил бы наш гражданин в качестве субсидии.

Квартплата на паях с государством

К сожалению, на местах «самодеятельности» уполномоченных органов по предоставлению субсидий предостаточно, равно как и неосведомленности граждан о правилах предоставления субсидий.

Например, закон установил, что право на субсидию определяется в зависимости от уровня доходов граждан. Существует четкий перечень видов доходов, которые учитываются при предоставлении субсидий. Если гражданин имеет какие-либо доходы из этого перечня, то он должен подтвердить их документами. При этом человек не обязан доказывать, что у него нет какого-либо вида дохода из указанных в перечне.

Так вот, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда, например, разведенной женщине, не получающей алименты, работники уполномоченного органа отказывали в субсидии, если она не подавала на алименты на своего бывшего мужа. Подобных требований к заявителю специалисты предъявлять не вправе, они могут лишь подсказать, посоветовать.

Немногие знают, что размер субсидии не уменьшается, если человек, например, выезжает на лето и снимает с себя на это время некоторые коммунальные платежи. Квартплата реально уменьшается, но субсидию он получает в прежнем объеме. Это же правило действует, если расчет за коммунальную услугу осуществляется по прибору учета — человек получает реальную возможность платить меньше, если, например, экономит воду, следит, чтобы зря не горел свет. Субсидия снижается, если она превысит фактические жилищно-коммунальные платежи. В этом случае она будет равна платежам.

Еще один важный момент: нужно знать все последствия действий, предпринимаемых с вашим жильем. Например, бабушка подарила квартиру внуку, проживающему в другом городе, а потом удивлялась, что ее лишили субсидии, несмотря на то, что она продолжала жить на прежнем месте. Но по закону вместе с подаренной квартирой внук-собственник получил и обязанность ее содержать. Право на субсидию на оплату этой квартиры он получит при условии, что будет проживать в ней и иметь низкие доходы. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если пожилой владелец жилья заключает с кем-либо договор пожизненной ренты с правом проживания. Собственником жилья является уже другое лицо, которое и может претендовать на субсидию.

Марина Румянцева,
эксперт Института экономики города

Ведомства пожаловались на заложение НДС в субсидии

Формально получается, что любая субсидия или бюджетная инвестиция автоматически уменьшается на 18%. При этом некоторые субсидии изначально включают в себя НДС, но даже если не включают, государство все равно требует выплатить налог. В итоге субсидии просто уменьшаются, рассказывают «Ведомости».

Поправки требовались из-за риска двойного возмещения из бюджета, которое было предусмотрено раньше. Работала схема, при которой компания покупала товары или услуги, после чего она могла возместить НДС из бюджета, а далее — получить субсидию на покрытие этих расходов вместе с НДС еще раз. У бизнеса была лазейка, чтобы получить лишние 18% от государства.

Пострадали при этом получатели субсидий без НДС. Формально ведомства могли бы выдавать субсидии с учетом НДС, но при этом потребовалось изменение актов. На внесении новых актов настаивает общественный совет при Минсельхозе, так как субсидии – существенная часть дохода сельхозпроизводителей.

АО «Бамтоннельстрой» продало ЗАО «УФСК МОСТ» ряд объектов движимого имущества, заплатив с этой сделки 205 712 329 руб. НДС. Впоследствии решением суда договор купли-продажи был признан недействительным. Тогда ЗАО «УФСК МОСТ» вернуло все имущество, а АО «Бамтоннельстрой» – все полученные деньги. Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий и не действительна с момента ее совершения, АО «Бамтоннельстрой» обратилось в налоговую за разъяснениями насчет возврата НДС, однако четкого ответа не получило. Тогда общество представило уточненную декларацию по НДС с уменьшением суммы исчисленного налога на 205 712 329 руб., и ФНС вернула эти деньги.

Спустя некоторое время межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам провела выездную налоговую проверку АО «Бамтоннельстрой», в ходе которой обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, налог на имущество организаций, соответствующие им пени и штраф. Основной спор возник вокруг НДС – инспекция посчитала, что применение последствий недействительности сделки является одним из случаев возврата товаров налогоплательщику. Это значит, что вычет налога может производиться только после отражения в учете операций по корректировке в связи с возвратом товаров (п. 5 ст. 171 НК, п. 4 ст. 172 НК). Следовательно, решила налоговая, 205 712 329 руб. были возвращены обществу преждевременно.

АО «Бамтоннельстрой» с результатами выездной проверки не согласилось и подало жалобу. ФНС отменила начисления пени по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций, а в остальной части оставила свое решение без изменений. Тогда общество обратилось в суд.

Арбитражный суд Красноярского края частично удовлетворил заявление общества – он признал решение инспекции недействительным в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 3 121 402 руб., НДС в сумме 25 864 руб., налога на имущество организаций в сумме 12 313 200 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций. Суд пришел к выводу, что возврат денег и имущества явился новой хозяйственной операцией, которая должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете на дату ее совершения (ст. 169, 171, 172 НК, ст. 167 ГК). Поэтому суд согласился с инспекцией, что у общества не было оснований для корректировки своих налоговых обязательств за период, в котором была совершена спорная сделка.

Третий арбитражный апелляционный суд отменил решение нижестоящего суда в отношении НДС и принял в этой части новый акт, которым удовлетворил требование налогоплательщика не доначислять ему 205 712 329 руб. НДС. Суд счел, что порядок исчисления НДС в случае признания сделки недействительной и применения двусторонней реституции не предусмотрен законодательством. Поэтому доначисление налога по результатам выездной проверки привело к возложению на общество необоснованного и экономически неоправданного бремени.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил постановление апелляции по эпизоду, связанному с доначислением НДС, и в указанной части оставил в силе решение суда первой инстанции. Суд округа обратил внимание: во время камеральной проверки исследовался другой налоговый период. Кроме того, инспекция могла зачесть 205 712 329 руб. заявленного вычета только по результатам камеральной проверки уточненной декларации после установления инспекцией правомерности налогового вычета. В рассматриваемом же случае общество не заявляло право на налоговые вычеты в спорной сумме.

Тогда АО «Бамтоннельстрой» обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд по эпизоду доначисления 205 712 329 руб. НДС. ВС отметил: по итогам выездной налоговой проверки общество не могло заявить о корректировке налога путем отражения налоговых вычетов, поскольку к тому времени уже истек срок предъявления к вычету сумм, ранее исчисленных при отгрузке товаров (п. 4 ст. 172 НК). Следовательно, налоговая лишила общество права на возврат из бюджета излишне внесенных сумм, подтвержденных по результатам ранее проведенной камеральной проверки. Поэтому ВС отменил постановления суда первой инстанции и кассационного суда, оставив в силе постановление апелляции (№ 302-КГ17-16602).

«Определение ВС абсолютно законно. Налоговая и суды первой и кассационной инстанций неверно истолковали материальное право, поскольку применение последствий недействительности сделки не тождественно возврату товаров налогоплательщику. В рассматриваемом случае признание сделки недействительной означает, что реализация имущества не состоялась и предусмотренные п. 1 ст. 38 НК и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК основания для внесения соответствующей суммы налога в бюджет утрачены. Следовательно, налогоплательщик вправе требовать корректировки ранее исчисленного налога в сторону уменьшения, – ведь пп. 5 п. 1 ст. 21 НК гарантирует право на возврат налога, излишне внесенного в бюджет», – отметил председатель московской арбитражной и налоговой КА «Люди Дела» Борис Федосимов.

«Рассматриваемое определение можно назвать знаковым, поскольку в нем суд подтвердил: признание сделки по продаже имущества недействительной означает, что реализация имущества не состоялась и предусмотренные п. 1 ст. 38, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК основания для внесения соответствующей суммы налога в бюджет утрачены», – заявила старший эксперт «ФБК Право» Ирина Пименова. «Думаю, важную роль в этом сыграл своего рода эмоциональный фактор – налогоплательщик действовал добросовестно, пытаясь получить разъяснения, но получил не их, а налоговую претензию. Причем с предложением заявить налоговые вычеты в период, когда по закону он уже не имел права этого делать. Мне кажется, именно одиозность ситуации сыграла решающую роль. Поэтому я бы не стал экстраполировать выводы ВС на иные категории дел или относиться к ним как к долгожданной оттепели в налоговых спорах», – согласился партнер АБ КИАП Андрей Зуйков.

Президиум Верховного суда рассмотрит пять жалоб на приговоры по уголовным делам. Коллегии по административным делам предстоит разрешить 46 споров, преимущественно о признании недействительными полностью или в части нормативных и ненормативных актов. Среди них:

– Башкирское АО «Сырьевая компания», которое занимается добычей и переработкой горной массы известняка, обжалует письмо Минкультуры России от 2 ноября 2016 года № 337-01-39-НМ. Спорный документ регулирует вопросы проектирования и проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. В своем письме Минкульт разъясняет региональным органам и экспертам вопросы охраны объектов культурного наследия и особенности проведения Государственной историко-культурной экспертизы.

– Работник социальной сферы Федор Чертовский просит признать недействующим указ президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Этот документ принимался с целью дальнейшего совершенствования соцполитики в РФ. В частности, в президентском указе прописано, что правительство должно обеспечить к 2018 году повышение средней заработной платы социальных работников до 200% от средней зарплаты в регионе.

–Уральское предприятие «Машзавод им. Ф. Э. Дзержинского», которое вот уже более 10 лет пребывает в процедуре банкротства (дело № А50-43610/2005), оспаривает письмо ФНС от 17 августа 2016 года № СД-4-3/15110. В этом документе замглавы ведомства Дмитрий Сатин разъясняет, что операции по реализации имущества, изготовленного банкротом в ходе текущего производства, не облагаются НДС. Кроме этого, представитель ФНС подчеркивает, что деятельность банкрота по выполнению работ (оказанию услуг) не освобождается от налогообложения.

Коллегия по экономическим спорам рассмотрит 14 дел. В том числе:

– Собрание кредиторов обанкротившегося АО «Свердловскдорстрой» большинством голосов приняло решение обратиться в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего предприятия Алексея Пархоменко. Кредиторы ссылались на то, что управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности. Кроме того, на том же собрании постановили провести повторную оценку имущества должника. Пархоменко оспорил такое решение кредиторов в судебном порядке. Две инстанции согласились с заявителем, указав на то, что действующее законодательство не позволяет отстранять управляющего на основании акта собрания кредиторов (дело № А60-12747/2004). Суды подчеркнули, что в спорной ситуации кредиторы не представили данные о конкретных нарушениях, которые совершил Пархоменко. Один из участников того собрания, общество «Сальвад», обжаловал вывод нижестоящих инстанций в ВС. В своей жалобе заявитель поясняет, что действующее банкротное законодательство позволяет кредиторам принять решение попросить суд отстранить арбитражного управляющего.

– В 2013 году компания «Т-Плюс» представила в налоговую службу уточненную декларацию за период с 1 января по 31 декабря 2010 года. Из этих документов следовало, что предприятие переплатило налог на прибыль за тот год. Чтобы проверить эти сведения, налоговики в 2015 году приехали в «Т-Плюс» с выездной проверкой. Компания посчитала такие действия инспекции незаконными и оспорила их в судебном порядке (дело № А40-230080/2016). Заявитель указал на то, что налоговое законодательство не разрешает назначать выездную проверку по истечении трех лет после окончания проверяемого налогового периода. Однако три инстанции отказали истцу, сославшись на то, что при изучении сведений из уточненной декларации налоговая служба может назначить спорное мероприятие и спустя три года. Тогда истец оспорил акты нижестоящих судов в ВС. В своей жалобе «Т-плюс» утверждает, что законодательное ограничение глубины проверки трехлетним периодом является гарантией прав налогоплательщиков и направлено на их защиту. Иначе у инспекции возникает неограниченное по времени право на проведение выездной налоговой проверки, подчеркивает компания.

Восемь дел пройдет в коллегии по делам военнослужащих. Коллегия по гражданским делам рассмотрит 22 дела. Среди них:

– Мать-одиночка Анна Изюмина* открыла вклад в Сбербанке, на который перечислялась ее пенсия по случаю потери кормильца, пенсия «чернобыльца» и пособие на ребенка. В очередной раз проверяя состояние своего счета в банке, клиент обнаружила, что на нем не хватает денег. Кредитная организация пояснила Изюминой, что эти деньги списали с ее счета по требованию судебных приставов. Пострадавшая посчитала, что банк не имел права списывать эти средства, учитывая их происхождения и оспорила действия Сбербанка в суд. Она потребовала вернуть ей потерянные деньги, выплатить проценты за необоснованное списание средств и взыскать компенсацию морального вреда. Две инстанции посчитали, что ответчик действовал законно, так как списал деньги со счетов истца на основании постановления, полученного от приставов (дело № 2-19/2017 (2-560/2016;)

М-490/2016 и дело № 33-781/2017). Суды подчеркнули, что кредитная организация по закону должна незамедлительно исполнять такие требования ФССП. Изюмина обжалует такой вывод в ВС.

– Супруги Зуфар и Алия Набиуллины* совместно купили однокомнатную квартиру в новом доме, а вскоре после этого развелись. Муж сделал в этом жилье ремонт и исправно платил за коммунальные услуги. Когда он закончил отделку недвижимости, то экс-супруга тоже захотела туда вселиться. Однако Набиуллин отказался давать ей ключи от квартиры. Тогда бывшая жена обратилась в суд с требованием обязать ее экс-супруга выдать ключи от жилья и не чинить препятствий для проживания в новой «однушке». Две инстанции удовлетворили требования истца, сославшись на то, что заявитель является сособственником спорного жилья (дела № 2-5253/2016

М-3743/2016 и № 33-16249/2016). Набиуллин не согласился с актами нижестоящих судов и оспаривает их в ВС.

<p><a href=»http://formdesigner.ru/form/view/87311″ target=»_blank» rel=»nofollow»target=»_blank» rel=»nofollow»target=»_blank» rel=»nofollow»>http://formdesigner.ru/form/view/87311</a></p>

В апелляционной коллегии состоится 13 споров. В их числе:

– Медбрату Петербургской городской психиатрической больницы Владимиру Богданову руководство насчитало 29 дней дополнительного отпуска. Работодатель сделал такой расчет, ориентируясь на п. 9 Инструкции № 273/П-20, которую Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы утвердил еще в 1975 году. В этом положении указано – если сотрудник вредного производства трудился в рабочем году «менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально проработанному времени». Богданов посчитал, что такая норма противоречит действующему трудовому законодательству, и оспорил этот пункт в ВС. По мнению медработника, из нормативного акта советского времени можно сделать вывод, что допотпуск надо исчислять из расчета, по которому рабочий год составляет 11 месяцев, а не 12. Истец в своем заявлении подчеркнул, что согласно постановлению Правительства от 6 июня 2013 года № 482 «О продолжительности ежегодного допотпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» его дополнительные выходные составляют 35 календарных дней, а не 29 суток. Однако ВС отказал в иске медбрату (дело № АКПИ17-964). Судья Николай Романенков указал на то, что трактовка спорной ситуации Богдановым основана на ошибочном понимании заявителей норм трудового законодательства. ВС добавил, если административный истец полагает, что администрация больницы неправильно исчислила ему время допотпуска, то заявитель может защитить свои права в порядке гражданского судопроизводства. Теперь Богданов оспаривает это решение в апелляции ВС.

16-ть жалоб рассмотрит коллегия по уголовным делам. Наиболее резонансное из них:

– Осенью прошлого года Ленинградский областной суд вынес обвинительный приговор фигурантам уголовного дела об убийстве начальника Всеволожского отдела управления Росреестра Натальи Захаровой. По версии следствия, в 2015 году бывшая сотрудница этого ведомства Юлия Новоденская подговорила Михаила Сорокина расправиться со своей подругой Захаровой и завладеть ее деньгами. Следователи считают, что Новоденская собрала необходимую информацию о личности жертвы, а Сорокин привлек для убийства своих знакомых – Вадима Харватова, Александра Смирнова, Андрея Иванова, Владимира Толдова и Николая Журавлева. Преступники похитили сотрудницу Росреестра, задушили ее проводом и закопали тело на пляже в Кронштадте. Позже злоумышленники перепрятали труп жертвы в болото Всеволожского района Ленобласти. Из квартиры убитой банда похитила более 2 млн руб. В итоге суд приговорил Сорокина к 18 годам лишения свободы в колонии строгого режима, Харватова – к 17-ти, а Смирнов с Ивановым должны провести там же 10 и девять лет соответственно. Журавлева и Толдова освободили от ответственности за истечением сроков давности. А вот Новоденскую Ленинградский облсуд и вовсе оправдал, посчитав, что следствие не предоставило достаточных доказательств ее вины. В обоснованности такого решения будет разбираться ВС.

Еще по теме:

  • Приказ министерства экономического развития 424 от 30082011 Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424"Об утверждении Порядка ведения […]
  • Приказ минздрав от 01062009 290н Приказ 290н «Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и […]
  • Межотраслевые правила спецодежды Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства […]
  • Приказ мо рф no 98 Приказ Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 г. N 492 "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 10 ноября […]
  • Приказы минздравсоцразвития по беременности Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря […]
  • Правила безопасности шахт МЧС России Приказ от 19 ноября 2013 г. N 550 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2013 г. N 30961 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И […]
  • Приказ мз рф 169н от 05032011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 […]
  • ГВолжский нотариус Нотариусы Волгоградской области. Нотариальная палата Волгоградской области. Официальный сайт Лицензия № 003277, выдана Управлением юстиции Администрации Волгоградской области 07 августа 2001 года. Приказ о назначении № 211-л от 29 апреля года. Распорядок работы: Понедельник - четверг […]