Признание незаконным жалобу

Содержание страницы:

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А46-15872/2009 Удовлетворяя частично требование о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, суд исходил из того, что судебным приставом-исполнителем не принимались все допустимые, необходимые и достаточные меры по обеспечению выполнения должником требований исполнительного документа и рассмотрения жалобы предпринимателя (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 февраля 2010 г. по делу N А46-15872/2009
(извлечение)

Индивидуальный предприниматель Б.Р.Р. (далее — предприниматель Б. Р.Р.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к начальнику отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 2 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области — старшему судебному приставу Ш. Ю.Д. (далее — старший судебный пристав Ш. Ю.Д.) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении в установленный законом срок жалобы представителя — взыскателя, невынесении по результатам рассмотрения жалобы постановления, ненаправлении копии постановления представителю и непринятии мер, направленных на устранение нарушений законодательства об исполнительном производстве, допущенных судебным приставом-исполнителем Б. Н.В. при исполнении исполнительного листа N 016338, выданного Арбитражным судом Омской области 25.07.2008.

Заявленные требования мотивированы нарушением положений части 1 статьи 123 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ), предусматривающей срок рассмотрения жалоб на бездействие судебного пристава, частей 1 , 6 статьи 127 этого же Закона , поскольку по результатам рассмотрения жалобы было принято письмо, которое не направлено в установленный законом срок, в нем отсутствует правовая оценка неправомерного бездействия Б. Н.В.

Определением суда от 27.07.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее — УФССП по Омской области), судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 2 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Б.Н.В. (далее — судебный пристав-исполнитель) и должник — индивидуальный предприниматель Г.Л.О. (далее — Г. Л.О.).

Решением от 12.08.2009 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Б. P.P. отказано в полном объеме, ввиду отсутствия оснований для признания бездействия старшего судебного пристава-исполнителя Ш. Ю.Д. незаконным.

Постановлением от 06.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение в части отказа в признании незаконным бездействия старшего судебного пристава Ш. Ю.Д., не рассмотревшего в установленный срок жалобы представителя — взыскателя, не вынесшего по результатам рассмотрения жалобы постановления, не направившего копии постановления представителю взыскателя отменено. В этой части принят по делу новый судебный акт. Заявление индивидуального предпринимателя Б. P.P. удовлетворено частично.

Признаны незаконными бездействия, выразившиеся: в не рассмотрении в установленный срок жалобы представителя — взыскателя; не вынесении по результатам рассмотрения жалобы постановления, не направлении копии постановления представителю взыскателя, как несоответствующие Закону N 229-ФЗ. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФССП по Омской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит отменить постановление в полном объеме, оставить в силе решение суда первой инстанции.

УФССП по Омской области полагает, что суд нарушил статью 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 121,122 Федерального закона «Об исполнительном производстве». По мнению Управления, исполнение обязанности Ш. Ю.Д. в период нахождения его на стационарном лечении с 23.04.2009 по 06.05.2009 и с 12.05.2009 по 02.06.2009 в очередном отпуске, заместителем начальника отдела, не доказывает незаконность бездействия старшего судебного пристава-исполнителя.

В отзыве на кассационную жалобу заявитель предприниматель Б. Р.Р. по доводам, изложенным в кассационной жалобе, возражает, просит решение оставить без изменения.

В судебном заседании представитель старшего судебного пристава Ш. Ю.Д. и УФССП по Омской области полностью поддержала доводы кассационной жалобы.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица и третьего лица, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что на основании решения от 28.02.2008 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-2250/2007, которым удовлетворены требования индивидуального предпринимателя Б. P.P. к предпринимателю Г. Л.О., с которого в пользу заявителя взыскано 2 870 453 руб. 16 коп. неосновательного обогащения и 119 927 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 25.07.2008 выдан исполнительный лист N 016338.

Исполнительный лист предъявлен к принудительному исполнению в отдел судебных приставов по Центральному административному округу N 2 г. Омска УФССП России по Омской области, где 08.08.2008 возбуждено исполнительное производство за N 7/31116/1890/28/2008.

Арбитражным судом Омской области 01.09.2008 принято к производству заявление предпринимателя Г. Л.О. о признании ее банкротом и в отношении нее введена процедура наблюдения.

Решением от 07.04.2009 по делу N А-16/17709/2008 судом отказано в удовлетворении заявления предпринимателя Г. О.Л. о признании ее несостоятельным (банкротом).

Полагая, что бездействие судебного пристава-исполнителя Б. Н.В., выразившиеся в непринятии мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа в период с 08.08.2008 по настоящее время, исключая время, когда судебный пристав-исполнитель не мог совершать действия по принудительному исполнению в силу положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несоответствующими Закону N 229-ФЗ, предприниматель Б. P.P. направила посредством почтовой связи жалобу для рассмотрения должностным лицом в порядке подчиненности: старшему судебному приставу-исполнителю Ш. Ю.Д., полученную последним 06.05.2009.

Заявителем 22.06.2009 был получен ответ на жалобу, датированный 11.06.2009 за N 36356.

Считая, что при рассмотрении жалобы старшим судебным приставом-исполнителем Ш. Ю.Д. как должностным лицом были допущены грубые нарушения законодательства об исполнительном производстве, предприниматель Б. P.P. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. В своем заявлении она указала на должностное положение заинтересованного лица.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что при рассмотрении настоящего дела нельзя прийти к выводу о полном бездействии старшего судебного пристава-исполнителя Ш. Ю.Д., поскольку он находился на стационарном лечении и в отпуске.

Удовлетворяя заявленные требования в части, апелляционный арбитражный суд исходил из того, что судебным приставом-исполнителем не принимались все допустимые законом, необходимые и достаточные меры по обеспечению выполнения должником требований исполнительного документа.

Старший судебный пристав-исполнитель Ш. Ю.Д., как установил суд, в период с 7 по 12 мая 2009 (л.д.57, 58), будучи руководителем отдела, не принял мер к рассмотрению жалобы, поступившей в отдел 6 мая 2009 и по надлежащему исполнению исполнительного документа.

Суд кассационной инстанции, оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, исходит из следующего.

На основании части 4 статьи 3 Закона N 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяется настоящим федеральным законом , федеральным законом о судебных приставах и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон N 118-ФЗ) в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 123 Закона N 229-ФЗ жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

В части 1 статьи 126 Закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни ( часть 2 статьи 15 Закона N 229-ФЗ).

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя Б. Н.В. была направлена Б. Н.В. в адрес должностного лица, а не физического лица Ш. Ю.Д., как полагает Управление, посредством почтовой связи и получена им 06.05.2009, о чем свидетельствует копия почтового уведомления о вручении N 644029 13 04547 1 (л.д. 29).

Указанное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается, следовательно, старший судебный пристав-исполнитель Ш. Ю.Д. обязан был рассмотреть жалобу заявителя в течение 10 дней с момента ее получения.

Однако старший судебный пристав-исполнитель Ш. Ю.Д. рассмотрел поступившую жалобу лишь 11.06.2009, то есть с нарушением 10-дневного срока, установленного частью 1 статьи 126 Закона N 229-ФЗ.

Доводу о том, что заинтересованное лицо в период с 23.04.2009 по 06.05.2009 находилось на стационарном лечении (листок нетрудоспособности ВФ 5141517) и приступило к работе 07.05.2009, а в период с 12.05.2009 по 02.06.2009 находилось в ежегодном оплачиваемом отпуске, в связи с чем, количество рабочих дней с момента поступления жалобы и до момента принятия ответа, с учетом отпуска и нахождения старшего судебного пристава, уполномоченного рассматривать указанную жалобу, на излечении составило 10 дней, судом дана правильная оценка.

Суд учел, что в период болезни, нахождения начальника отдела — старшего судебного пристава (должностного лица) в отпуске, командировке его обязанности исполняет заместитель начальника отдела, судом дана надлежащая оценка.

Вывод суда апелляционной инстанции о неисполнении судебным приставом-исполнителем обязанности по принятию постановления, УФССП не опровергло, не подтвердив документально выполнение этой обязанности.

Статья 122 Закона об исполнительном производстве предоставляет сторонам исполнительного производства, иным лицам, чьи права и интересы нарушены действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа право обжаловать их постановления и действия (бездействия) в порядке подчиненности и оспорить в суде.

В соответствии со статьями 123 , 126 , 127 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель. Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

Суд установил, УФССП по Омской области не отрицает, что старший судебный пристав не ответил на жалобу предпринимателя Б. Р.Р. на действия судебного пристава-исполнителя, поскольку квалифицировал ее как письмо. Между тем, представленное в материалы дела заявление, адресованное старшему судебному приставу, отвечает требованиям статьи 124 Закона об исполнительном производстве, и подлежало рассмотрению в предусмотренный статьей 123 Закона срок.

Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным бездействие старшего судебного пристава, выразившееся в отсутствии ответа на жалобу.

В части 1 статьи 127 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления.

Направленное в адрес индивидуального предпринимателя Б. P.P. письмо от 11.06.2009 N 36356 не отвечает требованиям, установленным частью 1 статьи 127 Закона N 229-ФЗ. Вывод суда в этой части также правомерен.

Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что приставом-исполнителем не приняты все необходимые меры для обеспечения своевременного исполнения исполнительного документа и рассмотрения жалобы предпринимателя Б. Р.Р.

Арбитражный суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284-286 , пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

постановление от 06.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15872/2009 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Признание незаконным приказа об увольнении

Дело о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании невыплаченной заработной платы, взыскании недовыплаченной заработной платы, взыскание заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, взыскании упущенной выгоды.

К адвокату Поляк М.И. обратился гражданин «Р», который был принят на работу НП «М» на должность тренера. Приказом № Х был уволен с занимаемой должности за прогул. Уведомление о своем увольнении получил почтой. С Приказом № Х «Р» не согласился и обратился в суд, чтобы признать увольнение незаконным и взыскать с НП «М» причитающиеся ему денежные выплаты по заработной плате. Но суд исковые требования «Р» к НП «М» не удовлетворил, т.к. в ходе судебного заседания было установлено, что «Р» пропустил срок подачи искового заявления в суд, который при разрешении дел об увольнении составляет один месяц.

Подготовка апелляционной жалобы.

Внимательно выслушав клиента «Р», изучив представленные материалы дела, адвокат Поляк М.И. посоветовала ему обратиться в суд апелляционной инстанции для обжалования вынесенного решения суда. Гражданин «Р» принял совет и попросил подготовить апелляционную жалобу и представлять его интересы в суде. Адвокат подготовила жалобу, в которой потребовала решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, восстановить гражданина «Р» на работе, признать незаконным Приказ № Х об увольнении, восстановить «Р» на работе, взыскать с НП «М» в пользу «Р» невыплаченную заработную плату, компенсацию за неиспользованные отпуска, неустойку за задержку заработной платы. В жалобе адвокат указала, что гражданина «Р» не пускали на рабочее место по распоряжению руководства, запрещали ему доступ на рабочее место якобы в связи с неправильно оформленным больничным листом. Адвокат отметила, что при увольнении был нарушен порядок, предусмотренный ТК РФ. Также адвокат подробно расписала в апелляционной жалобе, почему срок обращения в суд нельзя считать пропущенным.

Рассмотрение дела в суде.

В судебном заседании представители ответчика – НП«М» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представили возражения согласно которым гражданином «Р» был пропущен срок за обращением в суд за защитой нарушенного права. Представитель гражданина «Р» адвокат Поляк М.И. заявленную жалобу поддержала в полном объеме, также привела ее правовое обоснование.

Адвокат сообщила, что выводы суда первой инстанции сделаны без определения юридически значимых обстоятельств, с нарушением норм материального и процессуального права, без учета определения Конституционного суда РФ о проверке конституционности части первой ст.392 ТК РФ, согласно которому ст.392 ТК РФ направлена на обеспечение функционирования механизма судебной защиты трудовых прав, призвана гарантировать возможность реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры, устанавливая условия, порядок и сроки для обращения в суд за их разрешением.

Предусмотренный частью первой статьи трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (по заработной плате) является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако, как отмечал неоднократно Конституционный Суд РФ в своих решениях, установленный срок не может быть признан неразумным и несоразмерным и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд.

Начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, при пропуске срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (ст.392 ТК РФ). Оценивая уважительность причины пропуска работником срока, суд действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе оценивает характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд. На необходимость тщательного исследования судами таких причин при рассмотрении соответствующих заявлений работников указывается и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. №2, в пункте 5 которого приводится примерный перечень обстоятельств, которые могут расцениваться как препятствующие работнику своевременно обратиться в суд. Этот перечень не является исчерпывающим, и, разрешая конкретное дело, суд вправе признать в качестве уважительных причин пропуска установленного срока и иные обстоятельства, имеющие существенное значение для конкретного работника, в том числе дать оценку и такой причине пропуска работником срока для обращения в суд, как опасение наступления негативных последствий по службе в случае предъявления иска к работодателю. Из этого следует, что суд, реализуя свои дискреционные полномочия, вправе с учетом конкретных обстоятельств восстановить пропущенный срок обращения в суд по индивидуальному трудовому спору.

Однако суд выводы о пропуске истцом – гражданином «Р» срока обращения в суд сделал без учета мнения Конституционного суда РФ по данному вопросу. Гражданин «Р» узнал о своем увольнении значительно позднее самого дня увольнения. Ему стало известно об увольнении только после получения им письма с уведомлением об увольнении за прогул. А значит, решение суда первой инстанции, основанное только на пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением трудового спора, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а требования истца – удовлетворению.

Апелляционное решение суда.

Тщательно исследовав все доводы представителя истца Поляк М.И., заслушав объяснения сторон и показания свидетелей, апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила, признала требования истца законными и обоснованными. В связи с чем суд апелляционной инстанции постановил: признать незаконным приказ об увольнении, обязать ответчика – НП «М» восстановить на работе гражданина «Р», а также выплатить ему заработную плату (недовыплаченную) в размере 140 000 рублей, заработную плату за время вынужденного прогула в размере 326 000 рублей, моральный вред в размере 50 000 рублей.

Признание увольнение незаконным

Вопрос-ответ по теме

Работник обратился с иском к работодателю (АО) о выплате з/п и пр. Суд первой инстанции в иске отказал. Работник в установленный на обжалование срок подал апелляционную жалобу, которой просил решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Работодатель представил возражения на жалобу. Позднее (за рамками месячного срока) работник подал уточнение к апелляционной жалобе которую дополнил требованием: «признать незаконным увольнение» (в первоначальном иске такого требования не было. В процессе истцу было отказано в изменении иска в порядке ст.39 ГПК РФ, так как изменение предмета и основания иска не допускается). Вопрос: Может ли работодатель просить суд рассматривать апелляционную жалобу в первоначальной редакции, игнорируя уточнение, так как, во-первых, ГПК РФ не содержит механизма уточнения апелляционной жалобы, во-вторых, уточнение к жалобе подано за рамками месячного срока для обжалования, в-третьих, работник заявляет требование, которое не было предметом рассмотрения суда первой инстанции?

В суде апелляционной инстанции нельзя заявить новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Остались вопросы по обжалованию судебных актов? Ответ найдется в Системе Юрист

Подготовлено по материалам Системы Юрист

Получить бесплатный доступ

В частности, истец не может изменить иск путем дополнения первоначально заявленных требований новыми требованиями материально-правового характера.

Это правило применяется и в гражданском, и в арбитражном процессе.

Исключение составляют случаи, когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, однако в Вашем случае такой переход отсутствует.

Новые требования в суде апелляционной инстанции

В суде апелляционной инстанции нельзя заявить новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

В частности, истец не может изменить иск путем дополнения первоначально заявленных требований новыми требованиями материально-правового характера.

Например, если в суде первой инстанции истец заявил требование о расторжении договора, то в суде апелляционной инстанции он не может заявить требование и о возмещении убытков, которые были причинены ему из-за досрочного прекращения договора. Если в суде первой инстанции истец заявил лишь требование о взыскании основного долга, то в суде апелляционной инстанции истец не может потребовать также и взыскания с ответчика неустойки, предусмотренной условиями договора.

Такие правила установлены в части 7 пункта 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ и в пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ № 36.

Если истец в суде апелляционной инстанции заявит новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, апелляционный суд не станет их рассматривать и откажет в их удовлетворении».

Обзоры последних изменений

Главные изменения в законодательстве в 2018 году
Посмотрите изменения, которые вступают или уже вступили в силу в 2018 году.

Директоров и учредителей станут чаще привлекать по долгам компании
И другие выводы из Обзора практики Верховного суда № 2/2018 от 04.07.2018

Закупки по Закону № 44-ФЗ с 1 июля: все изменения в одной инструкции
С 1 июля все конкурентные закупки можно проводить в электронном виде, правила для закупок в бумажном виде тоже изменились. Законодатели ввели в Закон № 44-ФЗ новые статьи, которые срочно нужно изучить.

Изменения в КоАП РФ в 2018 году
Все поправки в одной таблице.

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Правительством Санкт-Петербурга и иными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга

Общие положения

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

Частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) установлено, что в порядке, предусмотренном данным кодексом, судами рассматриваются и разрешаются подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, государственных служащих.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Общие правила предъявления административного искового заявления содержатся в статьях 124 и 125 КАС РФ.

В частности, административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Если иное не установлено КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 КАС РФ (которые обращаются в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц), должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1-5, 8 и 9 части 2 статьи 125 КАС РФ.

В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Согласно части 8 статьи 125 КАС РФ, вступающей в силу с 01.01.2017, административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 126 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Согласно части 2 статьи 126 КАС РФ, вступающей в силу с 01.01.2017, документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Особенности оспаривания нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном КАС РФ

Правила предъявления административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 208 КАС РФ:

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном КАС РФ, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим предусмотрены статьей 209 КАС РФ:

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) наименование органа государственной власти, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 КАС РФ;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 КАС РФ, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Исходя из положений статьи 20 КАС РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов органом государственной власти Санкт-Петербурга рассматриваются Санкт-петербургским городским судом в качестве суда первой инстанции.

Особенности оспаривания решений, действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга , должностных лиц и государственных служащих исполнительных органов государственной власти в порядке, предусмотренном КАС РФ

Правила предъявления административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего указаны в статье 218 КАС РФ:

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Ростовской области, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

В отношении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга соответствующие дела согласно статье 19 КАС РФ рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Особенности определения конкретного районного суда, право выбора суда регламентированы статьями 22 и 24 КАС РФ.

Статьей 219 КАС РФ урегулирован вопрос сроков обращения с административным исковым заявлением в суд:

Если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) установлены статьей 220 КАС РФ:

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) орган, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 КАС РФ и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Особенности оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга , должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, включая дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения таких дел установлен статьей 197 АПК РФ:

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга , должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными регламентировано статьей 198 АПК РФ:

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга , должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с данным заявлением, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными предусмотрены статьей 199 АПК РФ:

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

Еще по теме:

  • Приказ 91 от 05072005 Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91"Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" С изменениями и […]
  • Количество адвокатов входящие в состав квалификационной комиссии КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ ЦЕЛИ КОМИССИИ: Председателем квалификационной комиссии Адвокатской палаты г. Москвы по должности является президент палаты Поляков Игорь АЛЕКСЕЕВИЧ Члены квалификационной комиссии: От Адвокатской палаты г. Москвы УЛЬЯНОВА Елена Юрьевна ШВАЧКИН Алексей […]
  • Приказ минтранса по медосмотр Приказ Минтранса РФ от 16 июля 2010 г. N 154 "Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минтранса РФ от 16 июля 2010 г. N 154"Об утверждении […]
  • Госпошлина на надзорную жалобу Госпошлина на надзорную жалобу Информация разная, потому что БАРДАК. В ГПК требование "приложить госпошлину, если не было апелляции или кассации", отменено в конце 2007 года (п. 8 ст. 378 ГПК). В ст. 380 среди причин "возвращения без рассмотрения по существу" нет причины "неоплаты […]
  • Для объективного рассмотрения гражданского дела Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон 1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. 2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, […]
  • С 1 января 2018 года пенсия по инвалидности Пенсия инвалидам с 1 января 2018 года, последние новости, прибавка: скоро пройдет повышение Не так давно министр труда и социальной защиты Максим Топилин выступил с заявлением о том, что в следующем году правительство будет повышать пенсии для всех категорий граждан. Повышения ожидают и […]
  • Налоги по заработной плате в 2010 году Налоги на заработную плату (10 класс) В олимпиадах Определите функции спроса и предложения на рынке труда. Как изменятся равновесные уровень заработной платы и занятости на рынке труда, если будет введён налог на заработную плату, выплачиваемый каждым работником, в размере 3 ден. […]
  • Федик прокурор Прокурор Днепропетровской области Роман Федик за $ 400 000 взятки освобождает из СИЗО чиновника-коррупционера (ДОКУМЕНТЫ) Днепропетровской области Роман Федик получил взятку в размере четырехсот тысяч долларов США за освобождение из-под стражи Владимира Зарицкого – бывшего заместителя […]