Закон терминал платежный

Новый закон убьет бизнес платежных терминалов в России

Законодательное собрание Приморского края внесло в Госдуму законопроект об изменениях в закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В проекте предлагается ввести норму о том, что размер комиссии, взимаемой с физического лица при платежах в размере до 1 тыс. рублей, не должен превышать 1%. Если норма будет принята, доходы компаний, работающих в сфере платежных терминалов, таких, как Qiwi, «Киберплат» и другие, упадут в 6–7 раз, а их прибыльность может стать отрицательной.

По оценке председателя совета директоров группы Qiwi Андрея Романенко, в 2012 году оборот электронных платежей за услуги в России составит не менее 1 трлн рублей. Весь рынок этих платежей подпадает под действие закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В роли платежных агентов выступают банки, платежные системы в интернете и компании, эксплуатирующие сети платежных терминалов.

Сейчас на этом рынке лидируют платежные терминалы. Компании Qiwi принадлежит около 40% рынка, системе CyberPlat ― 20%, региональные платежные системы занимают еще примерно 20% рынка, системе «Элекснет» — 5% рынка. Остальные 15% делятся между банками, «Евросетью», «Связным» и другими. Таким образом, 85% моментальных платежей за услуги принимают терминальные сети.

Если предлагаемые поправки к закону будут приняты Госдумой, бизнес платежей через терминалы столкнется с серьезными финансовыми проблемами. В настоящее время, по оценке главы Qiwi, выручка терминальных компаний около 2% от объема принятых ими платежей, а прибыльность составляет около 0,5% этого объема. При этом средний размер комиссии, которая взимается при платежах через терминалы в Москве, составляет 4–5%, а в регионах ― 7–8%. Средний размер платежа через терминалы в 2011 году был равен 150 рублям. Понятно, что практически все платежи, принимаемые в терминалах, подпадут под новые требования закона: со всех платежей нельзя будет брать комиссию более 1%.

Ограничение размера комиссии приведет к тому, что выручка терминальных сетей уменьшится в 5–6 раз. Вследствие этого прибыльность упадет до сотых долей процента или вообще превратится в убыточность. Например, если Qiwi в 2011 году получила доход около 7,6 млрд рублей и прибыль 1,9 млрд рублей, то после ограничения размера комиссии доход компании упадет до 1,5–2 млрд рублей, а прибыль уменьшится до уровня 200–300 млн рублей, если вообще не станет отрицательной. В этих условиях неизбежно последует резкое сокращение числа работающих терминалов по приему платежей, а гражданам, которые привыкли в последние годы к тому, что услуги можно оплатить через терминал практически на каждом углу, придется вспоминать про поиск мест, где можно произвести оплату, и стояние в очередях в пунктах приема.

Специалисты и аналитики выражают обеспокоенность перспективами сетей платежных терминалов, если размер их комиссии будет ограничен.

Финансовый директор «Евросети» Дмитрий Мильштейн говорит, что пострадают в первую очередь добросовестные игроки на рынке терминальных платежей. У части маленьких игроков на рынке приема платежей основной заработок — это обналичивание денег, и зарабатывают они, продавая наличные, принятые от граждан, заинтересованным структурам. Для таких большой разницы от ограничения комиссии не будет.

— Но для легальных игроков на рынке платежей через терминалы, особенно мелких региональных, это будет означать убыточность бизнеса и, как следствие, смерть, — уверен Мильштейн.

Эксперт информационно-аналитического агентства «Мобильный форум» Алексей Бойко в принципе поддерживает идею установить верхнюю границу комиссии при приеме платежей, потому что порой с плательщиков взимается необоснованно высокий процент. Однако при этом следует принимать во внимание, что в России платежи через терминалы играют важную в том числе социальную роль из-за того, что платежи наличными в нашей стране пока распространены гораздо больше, чем за рубежом. Поэтому, хотя операторы терминалов могли бы попытаться переложить часть комиссии с плательщиков на компании-получатели платежей, законодательные ограничения комиссии должны быть разумными, чтобы не разрушить бизнес терминальных платежей, считает аналитик.

Официальный представитель Qiwi Александра Высочкина считает инициативу законодателей «крайне странной». По мнению Высочкиной, такие меры могут привести к снижению доступности услуги, значительному сокращению количества точек приема платежей, особенно в отдаленных районах России. Есть объективные причины наличия комиссии: снижение агентского вознаграждения от операторов сотовой связи, рост арендной платы, повышение издержек на обслуживание и многое другое. В тоже время у потребителей сейчас есть способы безкомиссионной оплаты, в том числе, безналичными средствами: спектр данных инструментов постоянно растет — этот тренд является мощным стимулом для конкуренции, развития рынка. Если же это преимущество убрать, развитие безналичных платежей также замедлится.

— Мы прекрасно понимаем, что введение законодательных ограничений на размер взимаемой комиссии негативно скажется как на бизнесе платежных агентов, так и, что главное, на конечных потребителях, — заявила представитель Qiwi «Известиям».

Судя по всему, в случае резкого ограничения комиссии за платежи через терминалы прежде всего пострадают жители малых населенных пунктов, о которых пекутся предложившие законопроект депутаты, как следует из пояснительной записки к нему. В ней депутаты говорят о том, что там, где пунктов приема платежей мало, принимающие их агенты в лице Сбербанка и «Почты России» устанавливают высокую комиссию. Однако уничтожение альтернативы этим агентам в виде платежных терминалов обязательно приведет к длиннейшим очередям к кассам того же Сбербанка и «Почты России», что не очень обрадует граждан, особенно если речь будет идти о плате за сотовую связь, которую нужно вносить не раз в месяц, а гораздо чаще. А закрываться будут в первую очередь именно терминалы в малых городах и поселках, потому что именно там в них наиболее высокий размер комиссии, что, по словам Романенко, обусловлено меньшим объемом проходящих через малопосещаемые терминалы платежей. Поэтому ограничение размера комиссии прежде всего ударит по прибыльности этих терминалов и вынудит закрывать их.

Ограничение размера комиссии приведет и к перераспределению рынка моментальных платежей. Неизбежно вырастет рыночная доля компаний, у которых установлена нулевая комиссия: это банки и крупные розничные сети, такие как «Евросеть». В частности, уже сейчас Сбербанк активно продвигает на рынке услугу платежей за мобильную связь с нулевой комиссией со своих банковских карт. А при платежах за большинство услуг, включая сотовую связь, в кассах «Евросети» комиссия также не взимается. Поэтому вполне предсказуемо увеличение их доли в общем объеме моментальных платежей, поскольку они будут замещать на этом рынке закрывающиеся терминалы, если комиссию за платежи законодательно ограничат.

Платежный терминал

Платежный терминал – автономное аппаратно-программное устройство, которое позволяет физическому лицу самостоятельно производить платежи. Например, оплачивать услуги мобильной связи, интернет-провайдеров, коммунальные услуги, погашать кредиты, пополнять электронные кошельки, счета банковских карт и т. д.

Платежными терминалами жители России впервые воспользовались в 2000 году. К 2008-му в стране насчитывалось уже 130 тыс. работающих устройств. Кризис не стал помехой в развитии отрасли. За год количество терминалов выросло до 190 тыс., а поток денег через сети платежных устройств достиг 649 млрд рублей (данные Национальной ассоциации участников электронной торговли, НАУЭТ).

Принятый в 2010 году федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», обязавший владельцев терминалов оснастить устройства фискальными регистраторами, затормозил рост отрасли. По итогам I квартала 2010 года количество терминалов увеличилось всего на 10 тыс. Впрочем, немалую долю этого прироста обеспечили банкиры, которые начали дополнять собственные банкоматные сети терминальными.

Тем временем владельцы платежных сетей нашли способ обойти требование закона. Для этого, правда, пришлось обращаться за поддержкой к кредитным организациям, которым законодательство разрешает не оснащать терминалы регистраторами. Сотрудничество с банкирами дало новый толчок развитию терминального рынка — за три квартала 2010 года их количество возросло до 240 тыс. единиц, оборот денежных средств через терминальные устройства при этом составил 772 млрд рублей. Для сравнения: банкоматов в России зарегистрировано порядка 150 тыс. Поэтому у некоторых финучреждений количество терминалов превышает число собственных банкоматов.

В целом сегодня российский рынок терминалов близок к насыщению. Развитие платежных терминалов в настоящее время идет в сторону расширения списка получателей платежей и перечня доступных услуг.

Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ г. Москва О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года
Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

3) платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

6) платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

3. Поставщик должен предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, а также о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным суб агентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным суб агентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета).

Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

1. Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

2. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа — кассовый чек;

2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);

3) общую сумму принятых денежных средств;

4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

6) адрес места приема денежных средств;

7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным суб агентом.

3. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

4. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

6. Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

7. Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным суб агентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Статья 8. Заключительные положения

После 1 января 2010 года прием платежей без использования контрольно-кассовой техники и выдачи кассовых чеков, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, не допускается.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

Москва, Кремль
3 июня 2009 года N 103-ФЗ

Информация для потребителя: производим оплату через платежный терминал

В век информационных технологий сложно представить свою жизнь без всевозможных электронных «помощников», например, таких, как платежные терминалы.

Платежный терминал, согласно Федеральному закону от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Плательщиком является гражданин, который осуществляет платеж, поставщиком — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые получают деньги плательщика за оказываемые услуги.

Приемом платежей физических лиц и переводом их на счет поставщика занимается платежный агент, зарегистрированный как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таковыми могут быть оператор по приему платежей либо платежный субагент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Нужно отметить, что кредитная организация платежным агентом быть не может.

Итак, терминал экономит время: не нужно стоять в очередях в кассу, терминалы располагаются повсеместно (в торговых центрах, магазинах, спортивных клубах), работает терминал круглосуточно. Через него можно пополнить счет мобильного телефона, оплатить коммунальные услуги и время пользования «Интернетом», внести очередной платеж за полученный в банке кредит.

Конечно, такая практика оплаты услуг и счетов, утвердившаяся в последнее время, удобна, но потребители часто сталкиваются с множеством «подводных камней»: деньги не доходят до нужного адресата, не всегда выдается чек, или выданный чек бледнеет в короткие сроки — надписи становятся нечитаемыми, на терминале отсутствует необходимая информация, позволяющая установить его владельца.

Отстоять и защитить права потребителю в данной сфере помогут нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014), а также упомянутого выше Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Статья 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» описывает последствия нарушения исполнителем сроков выполненных работ (услуг), статья 29 — права потребителя при обнаружении недостатков выполненной услуги.

В Федеральном законе от 03.06.2009 N 103-ФЗ содержатся нормы о деятельности по приему платежей физических лиц, условиях осуществления приема платежей, требования к самим аппаратам и кассовому чеку.

Условия осуществления приема платежей содержат определенные обязанности поставщика и платежного агента, соблюдение которых должно обеспечивать безопасность платежей:

— платежный агент должен иметь договор с поставщиком, без такого договора запрещено принимать платежи физических лиц; а также обязан использовать специальный банковский счет;

— оператор по приему платежей должен стоять на учет в Росфинмониторинге -федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

В месте приема платежей платежный агент обязан обеспечить предоставление плательщикам информации, перечисленной в статье 4 Федерального закона № 103, включающую наименование и место нахождения оператора по приему платежей а также их ИНН, наименование поставщика, размеры вознаграждения (если оно предусмотрено), и др.

Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц.

Платежный терминал должен обеспечивать в автоматическом режиме:

1. предоставление плательщикам информации о поставщике, операторе, реквизиты договоров, способах передачи претензий, адреса и номера контактных телефонов органов государственного контроля за приемом платежей,

2. прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также самих денежных средств,

3. печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. На чеке в числе прочей информации должен быть указан номер данного конкретного терминала для последующей идентификации.

Платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику , соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Не забывайте взять его. Это поможет отстоять ваши права в случае, если денежные средства не дойдут до поставщика услуг, с которым вы состоите в договорных отношениях.

Статья 5 закона предъявляет особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику: он должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и содержать информацию:

  • наименование документа — кассовый чек;
  • наименование оплаченного товара (работ, услуг);
  • общая сумма принятых денежных средств;
  • размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
  • дата, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
  • адрес места приема денежных средств;
  • наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
  • номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Поэтому, предъявляя поставщику чек, вы вправе требовать оказания услуги, являющейся предметом вашего договора.

Платежный терминал стал уже привычным атрибутом современной жизни, позволяющим сэкономить драгоценное время, просто будьте готовы всегда защитить свои права.

Потребители могут получить консультации по разным вопросам в Консультационном центре нашего учреждения любым удобным для них способом:

в ходе личной беседы: г. Саратов, ул. Большая Горная, 69, каб. 405, проезд общественным транспортом (маршрутками № 42К, 8, 25, 97) до остановки «ул. Рогожина»

по телефону: (8452) 39-49-01

путём самоинформирования через информационные материалы Инфотеки

Закон терминал платежный

Отметим так же, что сдавать на отдельный банковский счет (ОБС) необходимо всю наличность, полученную при приеме платежей на терминале, включая вознаграждение (комиссию) с плательщика.

  • Каким образом происходит пополнение счета платежного агента (субагента) в платежной системе?
  • Платежный агент вносит на отдельный банковский счет n рублей. С отдельного банковского счета средства переводятся на счет платежной системы. Откуда поступают на личный депозит (счет, карт-счет) платежного агента.
  • Обязательна ли выдача кассового чека плательщику?
  • Да, прием платежей без выдачи кассового чека запрещен.
  • На платежных терминалах может использоваться любая контрольно-кассовая техника (ККТ)?
  • Нет, для использования в платежных терминалах может использовать только ККТ, внесенная в государственный реестр ККТ.
  • Я изменил адрес места установки терминала. Какие действия я обязан осуществить?
  • Уведомить налоговый орган с указанием нового адреса места установки ККТ, входящей в состав платежного терминала.
  • Обязана ли платежная система (ПС) осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у ПС заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований законодательства, регулирующего данную деятельность?
  • Да, к нормативным документам, за соблюдением положений которых обязана следить ПС, относится Федеральный закон № 103-ФЗ от 03.06.2009, а так же закон О банках и банковской деятельности . Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
  • Облагается ли вознаграждение, полученное платежным агентом при приеме платежей физических лиц при помощи платежных терминалов, налогом?
  • Да, в рамках действующего законодательства.
  • К какому виду деятельности относится прием платежей физических лиц через платежные терминалы?
  • Отсутствие кода ОКВЭД не является препятствием для ведения той или иной деятельности. Если прием платежей не является основным видом деятельности и оборот по приему платежей за год не превышает 50 % от всего оборота организации, отсутствие кода будет некритичным. Если же прием платежей является вашей основной деятельностью, то рекомендуется использовать следующие коды:
    • 52.61.2 Розничная торговля через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет);
    • 52.48 Прочая розничная торговля в специализированных магазинах;
    • 52.48.39 Специализированная розничная торговля прочими непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки;
    • 72.60 Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
    • 74.84 Предоставление прочих услуг;
    • 93.05 Предоставление прочих персональных услуг.
  • Какой режим налогообложения рекомендуется использовать при приеме платежей через платежные терминалы?
  • Основную систему налогообложения или УСН (упрощенная система налогообложения). Нужно помнить, что работа по УСН уменьшит ставку вознаграждения, выплачиваемого платежной системой на сумму НДС ( 18 % ).
  • Может ли физическое лицо заключить договор о приеме платежей с платежной системой?
  • Такой договор может заключить только физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Без такой регистрации заключение договора между физическим лицом и ПС невозможно.
  • Я работаю на ЕНВД. Могу ли я принимать платежи физических лиц с использованием платежного терминала?
  • По нашему мнению, возможно совмещение ЕНВД и УСН. Уплата налогов в этом случае (в части, касающейся терминальной деятельности) будет вестись по УСН.
  • Может ли плательщик внести к оплате сумму более 15 000 руб. через платежный терминал?
  • На терминале платежного субагента, не являющегося БПА (банковским платежным агентом), деятельность которого регулируется Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103 О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами , — нет. На терминалах банковского платежного субагента, деятельность по приему платежей физических лиц которого регулируется законом О банках и банковской деятельности , — да, но только после проведения идентификации плательщика.

    О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

    Статья 4. Условия осуществления приема платежей
    10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица , осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    О банках и банковской деятельности

    Статья 13.1. Осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем
    Банковский платежный агент в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

  • Каковы сроки зачисления платежа через платежные терминалы и какая ответственность предусмотренна за задержку в проведении платежей?
  • Сроки зачисления платежей, внесенных через платежный терминал, регулирует следующие положение федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»: Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
    5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета. Ответственность, установленная Гражданским кодексом: Гражданский кодекс РФ (часть вторая)
    Статья 856. Ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету
    В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 настоящего Кодекса. Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
    1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

    2. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.

    3. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

  • Обязан ли предприниматель или организация, принимающие платежи физических лиц при помощи платежных терминалов, заключать договор о технической поддержке с поставщиком контрольно-кассовой техники (цетром технического обслуживания)?
  • Да. Эта обязанность закреплена в п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.

    В то же время, при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСНО, может уменьшить доходы на сумму расходов на обслуживание контрольно-кассовой техники («Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ , Статья 346.16. Порядок определения расходов).

    Еще по теме:

    • Возврат льгот ветерана труда Какие льготы и меры социальной поддержки ветеранов труда положены по закону? При наличии статуса «ветеран труда» гражданин вправе рассчитывать на получение льгот и различных компенсаций. Расскажем в статье, как стать ветераном труда и на какие привилегии могут рассчитывать люди, имеющие […]
    • Ст 3271 ук рф приговора Приговор ст.238 ч.1 УК РФ Наш телефон +7-905-5555-200 Именем Российской Федерации город Москва «13» октября 2011 года Судья Никулинского районного суда г. Москвы Власов А.Н., с участием государственного обвинителя – прокурора отдела прокуратуры г. Москвы Иванова А.А., подсудимого […]
    • Государственные нотариусы в одессе Государственные нотариусы в одессе Виды услуг, предоставляемых государственными и частными нотариусами: — заверение договора отчуждения (купли-продажи, дарения) недвижимости; — составление договора купли-продажи, дарения земли или автомобиля; — нотариальное удостоверение доверенности, […]
    • Детское пособие в белоруссии в 2018 Пенсии и детские пособия вырастут в Беларуси с 1 августа Минимальная пенсия по возрасту для мужчин, достигших возраста 65 лет, вырастет на 1,77 рубля, для женщин 60 лет - на 3,55 рубля. МИНСК, 25 июл — Sputnik. Вместе с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси с 1 августа увеличатся […]
    • Штрафы платон с 15 ноября Штраф за неоплату проезда в системе "Платон" с 15 июля может возрасти в 4 раза Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Министерство предлагает с 15 июля […]
    • Правила приема медакадемии Ярославский государственныймедицинский университет Информация для поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования - программам специалитета в 2018/19 учебном году ОБЪЯВЛЕНИЯ: Лица, не поступившие на обучение, документы в части оригиналов могут лично получить с […]
    • Приказ фсин 5 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы” По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ […]
    • Приказ 502 от 30072014 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2013 г. № 886н "О внесении изменений в Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н, и […]