Пособия при алалии

Пособия при алалии

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физическом слухе. Сенсорная алалия обусловлена поражением височных областей головного мозга левого полушария (центр Вернике).

Дети или совсем не понимают обращенной к ним речи, или понимают ее крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировки разные по характеру шумы (стук, скрежет, свист и др.). Вместе с тем дети испытывают большие трудности в определении направления звука.

У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

В ряде случаев дети пытаются назвать предъявленные им предметы, картинки и в то же время неправильно, выполняют просьбу дать (показать) эти же предметы или картинки.

Ведущим дефектом для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха (восприятия фонем родного языка), проявляющееся в разной степени. Оно может обусловить полное неразличение речевых звуков, т. е. непонимание ребенком обращенной к нему речи, а в более легких случаях — затрудненное восприятие речевого материала на слух.

Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (дочкабочка; мышкамиска; раклак), не улавливают разницу в грамматических формах.

Детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми (см. гл. «Нарушения речи у детей с недостатками слуха»), с сенсорными афазиками (см. гл. «Афазия»).

Воспитатель должен избегать слишком категоричных выводов по поводу умственного развития ребенка с сенсорной алалией. Непонимание речевого задания и его невыполнение может быть ошибочно принято за интеллектуальную недостаточность. Поэтому в таких случаях целесообразно предложить ребенку выполнить практическое задание по образцу, например построить башенку с заданным чередованием элементов с учетом их формы, цвета, размера или выложить из мозаики геометрическую фигуру. Важно при этом выяснить, как ребенок ориентируется в дидактическом материале, принимает ли он помощь воспитателя, подражает ли другим детям. В обязанности воспитателя входит своевременное выявление такого ребенка и направление на консультацию к отоларингологу (в сурдоцентр) для исследования слуха объективными методами, а затем и к психоневрологу и логопеду.

Пособия при алалии

Моторная алалия является результатом органического нарушения центрального характера. Такой нездоровый неврологический фон в сочетании с грубым отставанием в речевом развитии приводит к снижению речевой активности, возникновению речевого негативизма (нежелание говорить), постепенному отставанию в психическом и интеллектуальном развитии. Известный исследователь детской речи А. Б. Богданов-Березовский указывал на то, что детские афазии (алалии) не только связаны с нарушениями определенных участков мозга, вследствие чего возникает расстройство всей речевой функции, но также обязательно находят отражение в общей сфере интеллекта.

К проявлениям неврологической недостаточности часто присоединяется и неправильный воспитательный подход со стороны родителей, вызванный чаще всего чрезмерно бережным, щадящим отношением к нездоровому, слабому ребенку. К таким детям снижаются требования, близкие стараются оградить их даже от необходимого и вполне посильного труда. А это в свою очередь усугубляет негативные личностные особенности ребенка: часто он становится более упрямым, капризным, раздражительным.

Навыки самостоятельного бытового самообслуживания у таких детей недостаточны: они плохо одеваются, не умеют застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать бант и т. д. Нарушена и общая моторика: дети неловко двигаются, чаще обычного спотыкаются и падают, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по бревну, ритмично подвигаться под музыку и т. п. Отстает развитие моторики артикуляционного аппарата. Ребенка затрудняет воспроизведение определенных артикуляционных движений (поднять язык вверх и удержать в таком положении, облизать верхнюю губу, пощелкать языком и т. д.), а также переключение.

Для детей с алалией характерно недостаточное развитие таких высших психических функций, как внимание и память.

Ослабленное психофизическое состояние детей, страдающих моторной алалией, усугубляется повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью.

Н. Н. Трауготт отмечала, что психическая пассивность, заторможенность, безынициативность придают детям-алаликам вид умственно отсталых, что далеко не всегда соответствует истинному состоянию их интеллекта.

Характерным признаком моторной алалии является преобладание расстройств экспрессивной речи (СНОСКА: Экспрессивная речь (от лат. express) — выражение, высказывание), т. е. резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний. У детей отмечаются затруднения в овладении активным словарным запасом, грамматическим строем речи, звукопроизношением и слоговой структурой слова.

Структура речевого дефекта.

Нарушение, при котором страдают все структурные компоненты, речь страдает как система – это общее недоразвитие речи (системное).

В зависимости от того, как пострадали структурные компоненты речи, выделяются уровни речевого недоразвития от более легких к более тяжелым.

Моторная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие речи коркового генеза, с преимущественным нарушением экспрессивной ее стороны, возникшем до 3 лет.

Большинство исследователей объясняют речевую несформированность при моторной алалии моторной недостаточностью, которая возникает вследствие органического поражения или недоразвития клеток коры головного мозга в заднем отделе II и III лобных извилин левого полушария. В зависимости от зоны, которая поражена больше, выделяют 2 нарушения. При I: нижние отделы постцентральной области левого полушария, где расположен корковый конец кинестетического анализатора. При поражении этой области наступает поражение афферентной системы. Афферентная система обеспечивает беспрерывную сигнальную информацию о положении органов речи. Импульсы, идущие от органов артикуляции, поступают в кору головного мозга (в корковый конец кинестетического анализатора). При нарушении афферентной системы наступает кинестетическая апраксия (нарушается целенаправленность движений органов артикуляции). В силу этих нарушений у ребенка не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата, нарушается отбор артикуляционных движений, отмечается поиск нужной артикуляционной позы, неумение выполнить определенные артикуляционные движения, неумение удержания позы артикуляции. Следовательно, нарушается не только артикумма, но и фонема. Это является первичным дефектом при кинестетической апраксии. Вследствие чего алалик не дифференцирует по артикуляции и звучанию звуки не только звуки близкие по артикуляции и звучанию, но и далекие.

Отмечаются различные нестойкие замены звуков. Вследствие этого перепутан весь звуковой фон. Ребенок не имеет четких представлений о звуковом составе слова.

II вид нарушений возникает при нарушении нижних отделов премоторной области коры головного мозга. Страдает эфферентная система, что проявляется в кинетической апраксии. Ребенок утрачивает способность плавно переключаться от одной артикуляции к другой из-за трудности денервации предыдущих артикуляций. В связи с этим с трудом усваиваются сложные двигательные дифференцировки, не формируется динамический артикуляционный стереотип, а это затрудняет слияние звуков при их проговаривании. Это приводит к персеверациям (повторам), к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слова. Кроме того, алалик не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе. Возникают трудности комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. Главный механизм нарушения, первичный дефект при этом виде алалии – нарушение переключения и комбинирования.

Независимо от вида нарушения страдает артикуляционный праксис, а это отражается на осуществлении звукового анализа и синтеза.

Из-за нечеткости звукового восприятия, алалики улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Вследствие этого наблюдается нарушение восприятия обращенной речи, замедленность и затрудненность понимания грамматических форм и развернутого текста, ограниченность понимания речи является вторичным проявлением основного моторного дефекта – недоразвитие собственной речи (экспрессивной речи).

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ

Пособия при алалии

В интернете много литературы по Алалии. Большинство из неё устаревшая, когда считалось что алалия не лечится, либо лечится долго и с низкой результативностью. Эта подборка литературы о том, как лечить Алалию результативно.

Книги по теории моторной Алалии

Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия.

Это основной учебник по коррекции моторной алалии.(Один из основателей языковой концепции).

2. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.

Полезно: во-первых, задания при прохождении первых 3х этапов коррекционной работы. (переход из ОНР-1 на ОНР-2). Во-вторых, соотнесение работы по звукам с уровнем развития речи ребенка.

3. О.Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?».

Полезно: как сформировать первые слова у ребенка с моторной алалией, начиная с 1,5 лет.

В дальнейшем литература используется и при моторной и при сенсорной алалии.

4. М. Кольцова. Ребенок учится говорить.

Полезно: на чем можно построить коррекционную работу с ребенком с алалией, начиная с 2х лет (предмет и рисунок).

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. 2011г .

задания и упражнения по коррекции моторной и сенсорной алалии, с ОНР-1. Полезно все, кроме звукоподражаний на первом этапе работы.(Одни из основателей языковой концепции).

6. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие.

Учебник №3, полезно при коррекции алалии, начиная с ОНР-2.

7. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений \ под ред. Л.С. Волковой , 5-е изд., перераб.и доп. 2006г.

В учебнике – организация логопедической работы с детьми с ОНР.

Книги по теории нейропсихологии, развитию мозга.

1. Т.Г. Визель. Основы нейропсихологии. 2009г.

Представление об органическом происхождении алалии в коре головного мозга, а не только в центре Брока, как это считалось раньше. Научное обоснование нового подхода, иных методов в логопедической коррекционной работе с алалией. (Одна из основателей языковой концепции).

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2000г.

У детей с моторной алалией 3-4 лет уровень интеллектуального развития соответствует физиологическому возрасту. А уровень речевого развития находится намного ниже. Для того чтобы коррекционная работа была успешной, необходимо ориентироваться на его «речевой возраст», чтобы на самом деле понимать ребенка и знать, что от него можно требовать.

3. Норман Дойдж. Пластичность мозга. 2010г.

Многим ставят диагноз «алалия» в 5-6 лет, когда практически все считают, что она уже не излечима. Это неверно – наш мозг обладает большими возможностями, о которых пишет автор этой книги.

4. Масару Ибука. После трёх уже поздно.

Автор рассказывает об огромных возможностях детского мозга до 3х лет. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы (с 2х лет) дает максимально хороший и быстрый результат.

Здесь представлены примеры практических материалов, пособий, картинок, упражнений, с помощью которых проводится коррекционная работа по алалии. Общий объем таких пособий должен быть в несколько раз больше, исходя из особенностей работы по языковой концепции.

1. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольника.

2. Безрукова О.Л. Слова родного языка.2005г., Грамматика русской речи. 2011г.

3. Шалаева Г.П. Русскй язык.первый учебник вашего маыша. 2002г.

4. Баранников И.В. Асадуллин А.Ш.Картинный словарь русского языка. 1993г.

5. Скворцова И. Логопедические игры. 2014г.

1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. 2003.

В отличие от других речевых нарушений, где артикуляционная и пальчиковая гимнастика положительно влияют на исправление речи, при алалии большую эффективность имеет, представленная здесь, гимнастика на развитие межполушарных связей.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

Многие родители детей с алалией испытывают трудности в воспитании, мотивации ребенка. Практические советы данного автора могут помочь во многих случаях.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Для неговорящих детей с алалией нежелательно посещение детского сада до момента исправления речи (возникновение речевого негативизма, невозможность освоить программу из-за речевых проблем). Но весь образовательный процесс детского сада (за исключением речевой коррекционной работы) могут дать родители, воспользовавшись этой программой.

Представление о Моторной алалии:

Д иагностика (отличие) Моторной Алалии от других диагнозов:

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты, менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию
  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Обследование детей с алалией

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога. Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Прогноз и профилактика алалии

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Еще по теме:

  • Понятие международного арбитража и его виды Понятие международного коммерческого арбитража и его виды ТЕМА 17. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД 1. Понятие международного арбитража и его виды. 2. Международный арбитражный суд Беларуси. 3. Арбитражные соглашения 4. Исполнение иностранных арбитражных решений Понятие […]
  • Налог на имущество физических лиц льготники Какие льготы предусмотрены по налогу на имущество для физических лиц? Льготы по налогу на имущество физических лиц условно можно разделить на три вида (п. 2 ст. 399, ст. 407 НК РФ): федеральные льготы, установленные отдельным категориям граждан; федеральные льготы, установленные в […]
  • Приказ 62 минтранса рф от 15032012 Приказ Министерства транспорта РФ от 13 мая 2015 г. N 167 "О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 62" Приказ Министерства транспорта РФ от 13 мая 2015 г. N […]
  • Юрисдикция международного суда оон Юрисдикция международного суда оон Информация Компетенция Международного Суда Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливат границы компетенции Международного Суда. Во-первых, […]
  • Удвоенная нн правило Правописание НН и Н в причастиях, отглагольных прилагательных если причастия образованы от приставочных глаголов* Исключения: смышленый , посаженый, названый в кратких страдательных причастиях боец ранен, диктант написан, территория около нового дома еще не благоустрое н а […]
  • Социальная работа с осужденными отбывшими наказание Социальная работы с осужденными Введение 3Глава I. Основы правовых и организационных аспектов социальной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы 61.1. Отечественная нормативно-правовая база социальной работы с осужденными 62.2. Правовые аспекты социальной […]
  • Центральная больница экспертизы летно-испытательного состава Организация АО "ЦБЭЛИС" Адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,Г ЖУКОВСКИЙ,УЛ ДЗЕРЖИНСКОГО, Д 16 Юридический адрес: 140180, МОСКОВСКАЯ ОБЛ, ЖУКОВСКИЙ Г, ДЗЕРЖИНСКОГО УЛ, 16 ОКФС: 61 - Собственность госкорпораций ОКОГУ: 4100304 - Государственная корпорация по содействию разработке, производству и […]
  • Вставне речення правило Вставне речення правило Вставні слова та речення Вставними називаються слова або сполучення слів,- що виражають ставлення мовця до висловлюваного ним повідомлення і не виступають членами речення: І найвища, по-моєму, це краса вірності (О. Гончар); Правда, з того часу втекло вже чимало […]