Приказ по оценке эффективности сиз

Приказ по оценке эффективности сиз

Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, определяет требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Как известно, Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными СИЗ, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

Действие методики не распространяется на случаи:

  • когда условия труда по результатам специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) отнесены к опасным, оптимальным или допустимым условиям труда, соответственно возможность снижения класса предусматривается только для вредных условий труда — 3 класса и его подклассов;
  • когда работники используют СИЗ для защиты от загрязнений, а также СИЗ, в отношении которых применяется процедура декларирования соответствия установленным требованиям в порядке, определенном техническим регламентом.
  • оценку соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 1 октября 2008 года № 541н;
  • оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
  • оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;
  • оценку эффективности выбора и применения СИЗ.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей:

  • соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника.

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели:

  • соответствие срока носки СИЗ времени гарантированного сохранения защитных свойств при соответствующем хранении и уходе, указанных в паспорте СИЗ или в эксплуатационной документации на СИЗ;
  • своевременность проверки исправности (испытания) СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол), как установлено нормативными документами и рекомендациями производителей СИЗ;
  • проведение регулярных обучений и тренировок работников по правилам использования СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологических процессов и по простейшим способам проверки работоспособности и исправности СИЗ;
  • наличие случаев производственного травматизма на рабочих местах, связанных с использованием или неиспользованием СИЗ.

Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная.

Приведем два примера из практики, когда возникали попытки по снижению класса условий труда за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса.

В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании. Заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф. Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв.

Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.


ПРИМЕР 1

Эксперт оценочной организации присваивает чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занят на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий) подкласс вредности 3.3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ уменьшится с 6% до 4% (таблица 1).

О методике снижения класса условий труда при применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты

Частый вопрос от работодателя, на рабочих местах которого выявлены вредные условия труда: «Работники используют СИЗ. Нельзя ли учесть это при определении класса условий труда?». На этот вопрос до недавнего времени специалисты по аттестации рабочих мест и эксперты по специальной оценке условий труда (СОУТ) отвечали, ссылаясь на нормативные документы, что такая возможность предусмотрена, но методика снижения класса условий труда еще не разработана, поэтому применить данное разрешение на практике невозможно.

И вот, наконец, утверждена приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н долгожданная «Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (далее Методика) . Документ вступает в силу с 25 мая 2015 г. Позволит ли эта Методика действительно понижать класс (подкласс) условий труда для работников, занятых во вредных условиях труда?

Для ответа на этот вопрос ознакомимся с содержанием Методики.

Методика, помимо общих положений, включает требования к процедурам оценки эффективности СИЗ, требования к оформлению результатов оценки эффективности СИЗ, порядок снижения класса (подкласса) условий труда в случае установления эффективности СИЗ. Выполняет процедуры, предусмотренные Методикой, эксперт по СОУТ. Решение о снижении класса (подкласса) условий труда принимает комиссия по проведению СОУТ (при снижении подкласса условий труда более чем на одну степень потребуется согласование с территориальным органом Роспотребнадзора).

Эксперт при оценке эффективности СИЗ должен последовательно выполнить четыре процедуры:
1. оценку соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами,
2. оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента,
3. оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ,
4. комплексную оценку эффективности СИЗ (с учетом оценок эффективности выбора и применения СИЗ).

Результатом выполнения первых трех процедур будет положительное или отрицательное заключение эксперта по СОУТ. Заключение о невозможности снижения класса (подкласса) условий труда делается при отрицательном заключении в рамках любой из трех первых процедур, что проиллюстрировано на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Последовательность выполнения процедур оценки эффективности СИЗ

Результат четвертой процедуры — итоговая балльная оценка эффективности СИЗ, которая вычисляется по нескольким показателям.

Обозначения, наименования, возможные значения показателей, приведенных в Методике, для удобства восприятия сведены автором статьи в следующую таблицу.

Таблица 1. Показатели эффективности выбора и применения СИЗ

В Методике рассказано, как определяются вышеуказанные показатели. В дальнейшем показатели суммируются, и полученная сумма делится на два. Таким образом, итоговая балльная оценка эффективности СИЗ — это число в интервале от 0 до 1.

Снижение класса (подкласса) условий труда в отношении конкретного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемое СИЗ, возможно на одну и более степень. При этом не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже класса (подкласса) 3.1. Условия снижения показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Снижение класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ

Очевидно, что предлагаемая Минтрудом Методика оценки эффективности СИЗ, даже изложенная в этой статье в сокращенном и упрощенном варианте, громоздка. При этом применить ее на практике получится для очень небольшой доли рабочих мест. Дело в том, что в общих положениях Методики перечислены рабочие места и средства защиты, в отношении которых данная Методика не применяется.

А именно:
— Методика не распространяется на рабочие места с опасными условиями труда.
— Методика не распространяется на СИЗ, подлежащие декларированию (см. Приложение № 4 к Техническому регламенту) . А это и противошумные наушники, и щитки сварщика, и многое другое.
— Исключены из рассмотрения СИЗ, указанные в отдельных пунктах приложения № 4 к Техническому регламенту.

Исключив из приложения № 4 Технического регламента СИЗ, подлежащие декларированию, и СИЗ, указанные п. 2.5 Методики, автор статьи свел в таблицу 2 оставшиеся СИЗ.

Таблица 2. СИЗ, в отношении которых возможно применение Методики (выписка из приложения № 4 Технического регламента)

Это значит, что снижать класс условий труда можно только по трем факторам: микроклимат, химический фактор и аэрозоли преимущественно фиброгенного действия.

Кроме того, Методика не распространяется на факторы, имеющие класс 3.1 (п. 44.1 и 45.1 Методики). Т.е. «выйти» из вредного или опасного класса условий труда, следуя Методике, не получится. Методика позволяет снизить только подкласс вредных условий труда. Следовательно, заявленное в заголовке Методики снижение класса условий труда не соответствует действительности.

И, наконец, реализовать все положения Методики необходимо не для рабочего места, а для конкретного работника. Тем самым, вероятно, будет нарушаться аналогичность рабочих мест. Более того, может получиться так, что класс условий труда будет снижен для отдельных работников, занятых на одном рабочем месте в сменном режиме.

Реализация Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками СИЗ потребует огромных трудозатрат со стороны исполнителей по обработке дополнительного объема информации (вплоть до анкет, которые заполняет каждый работник, и проверки наличия маркировки на СИЗ). В связи с этим можно ожидать увеличения стоимости проведения СОУТ на рабочих местах, где возможно снижение класса (подкласса) условий труда.

Работодатель должен дополнительно представить множество документов. Помимо карточек учета выдачи СИЗ и сертификатов на СИЗ потребуются:
— эксплуатационная документация на СИЗ,
— сведения о неснижаемом запасе СИЗ, о наличии мест хранения, ремонта, восстановления защитных свойств, дегазации, дезактивации и дезинфекции СИЗ,
— программы инструктажа по охране труда, где упоминаются вопросы применения и проверки работоспособности и исправности СИЗ, журналы регистрации инструктажей по охране труда, сведения о тренировках по применению СИЗ,
— акты о расследовании профессиональных заболеваний работников за пять предыдущих лет.

Отмеченные недостатки лягут дополнительным бременем на плечи работодателя. При этом с учетом ограничений, предусмотренных Методикой, снизить подкласс условий труда для сколько-нибудь значительного количества рабочих мест маловероятно.

Итак, основные недостатки Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, выявленные в ходе ее анализа, можно свести к следующему. Реализация методики приведет, во-первых, к удорожанию работ по СОУТ, во-вторых, к увеличению объема информации, предоставляемой работодателем при проведении СОУТ. Эти недостатки потребуют ее доработки Минтрудом России.

Бондарь Е.А.,
канд.техн.наук,
эксперт по специальной оценке условий труда
ООО «ЭАЦ «Технологии труда»

Методика снижения класса условий труда при применении работниками эффективных СИЗ

Автор: Петрунин Роман, директор по развитию направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG

На данный момент Приказом Минтруда России от 05.12.2014 N 976н утверждена «Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом»

Настоящая методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Как отмечает директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж, на практике, случаев снижения класса условий труда при применении высокоэффективных СИЗ, с момента утверждения методики, не случилось ни одного. Давайте для начала ознакомимся с теоритическими аспектами применения методики и постараемся разобраться, почему возникают сложности в ее применении.

Как известно методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

Действие методики не распространяется на случаи:

· когда условия труда по результатам СОУТ отнесены к опасным, оптимальным или допустимым условиям труда, соответственно возможность снижения класса предусматривается только для вредных условий труда – 3 класса и его подклассов;

· когда работниками применяются СИЗ для защиты от загрязнений, а также СИЗ, в отношении которых применяется процедура декларирования соответствия установленным требованиям в порядке, определенном техническим регламентом.

Процедура оценки эффективности СИЗ проводится экспертом организации по решению работодателя в ходе специальной оценки условий труда. Она представляет собой оценку действующих у работодателя бизнес-процессов, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя:

1) оценку соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы);

2) оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;

3) оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;

4) оценку эффективности выбора и применения СИЗ.

Комплексная оценка эффективности СИЗ проводится на основе балльной оценки каждого из показателей эффективности выбора и применения СИЗ (Вф, Вк, Ву, Во и Пв, Пи, Пнз, По, Ппз).

Оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, подтверждающий их соответствие установленным техническим регламентом требованиям. Средства индивидуальной защиты также должны иметь маркировку и эксплуатационную документацию, которые позволяют выявить основные параметры этих средств, обеспечивающие снижение воздействия на работников вредных производственных факторов. Кроме того, комплектность СИЗ должна соответствовать сопроводительным документам и эксплуатационной документации.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей:

ü соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;

ü соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;

ü соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели:

ü соответствие срока носки СИЗ времени гарантированного сохранения защитных свойств при соответствующем хранении и уходе, указанных в паспорте СИЗ или в эксплуатационной документации на СИЗ;

ü своевременность проверки исправности (испытания) СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол), как установлено нормативными документами и рекомендациями производителей СИЗ;

ü проведение регулярных обучений и тренировок работников по правилам использования СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологических процессов и по простейшим способам проверки работоспособности и исправности СИЗ;

ü наличие случаев производственного травматизма на рабочих местах, связанных с использованием или неиспользованием СИЗ.

По результатам оценки эффективности СИЗ экспертом оформляется протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, для целей снижения класса (подкласса) условий труда.

Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная. Из личной практики могу привести два примера, когда возникали попытки по снижению класса УТ за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса УТ.

В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании, заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф (показатель соответствия СИЗ, выданных работнику, перечню вредных производственных факторов на рабочем месте). Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв (показатель соответствия времени использования СИЗ срока гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ при соответствующем хранение и уходе).

Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.

Например: Эксперт оценочной организации присваивает подкласс вредности 3.3. Чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занятый на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий). После оценки СИЗ, класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР уменьшится с 6 % до 4% (Рисунок 1).

Рисунок 1 (Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»)

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты

Статьи по теме

От правильного выбора средств индивидуальной защиты зависит жизнь и здоровье работника. Как определить, насколько эффективно применяемые СИЗ выполняют свои функции, и как оценка их эффективности может повлиять на снижение подкласса условий труда?

Работа во вредных и опасных условиях может быть чревата для работника причинением вреда здоровью. Во избежание этого и в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).

Однако реальная польза от применения СИЗ зависит от того, насколько правильно они были выбраны и применяются. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ регламентируется Трудовым кодексом РФ, Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, и должны осуществляться исходя из Типовых отраслевых норм.

Порядок оценки эффективности СИЗ

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

В соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте проводится экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте включает последовательные оценки:

  • соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи типовым нормам;
  • наличия документов, удостоверяющих соответствие СИЗ требованиям Технического регламента Комиссии таможенного союза;
  • комплектности СИЗ и наличия эксплуатационной документации и маркировки, соответствующих требованиям технического регламента;
  • правильности выбора СИЗ;
  • порядка использования СИЗ.

Кроме того, дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику средств индивидуальной защиты (СИЗ) по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса.

Снижение подкласса условий труда

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Чем ниже подкласс условий труда, тем меньше размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России (далее – ПФР).

Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, которая вступает в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования, т.е. 25.05.2015 г.

Алгоритмы выбора эффективных СИЗ, комментарии к нормативным документам, рабочие ситуации и многое другое вы можете найти в разделе «Спецодежда. Спецобувь. Средства индивидуальной защиты» в Электронной системе «Охрана труда».

СИЗам, откройся! Об оценке эффективности средств индивидуальной защиты при проведении специальной оценки условий труда. Н. Р. Абрамов (№2, 2015)

Н.Р. Абрамов,

заместитель директора АНО УКЦ «Труд»,

On assessment of personal protective equipment when carrying out a special assessment of conditions of work

N. R. Abramov

Deputy Director of autonomous non-profit organization “Trud”, candidate of sciences (techn.), Associate Professor

В соответствии с трудовым законодательством организации всех форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение требований охраны труда (статья 212 Трудового кодекса РФ), в том числе проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). При проведении СОУТ одной из важнейших процедур является оценка эффективности средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) для снижения класса (подкласса) условий труда.

Трудовой кодекс РФ статьей 212 определяет для каждого работодателя соответствующие обязанности по обеспечению охраны труда. В отношении СИЗ указанной статьей установлены следующие обязанности работодателя:

— применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Требования статьи 212 Трудового кодекса РФ в отношении СИЗ дополняет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон 426-ФЗ).

Статья 7 закона 426-ФЗ определяет, что результаты проведения СОУТ могут применяться для обеспечения работников СИЗ.

Частью 6 статьи 14 закона 426-ФЗ предусмотрено, что в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Частью 7 статьи 14 закона 426-ФЗ определено, что по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 статьи 14 закона 426-ФЗ.

Часть 1 статьи 15 закона 426-ФЗ в качестве результатов СОУТ предусматривает наличие в отчете о проведении СОУТ протоколов оценки эффективности СИЗ и карт специальной оценки условий труда, отражающих результаты оценки эффективности СИЗ.

Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (с изменениями Приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н) утверждены форма протокола оценки эффективности СИЗ на рабочем месте (приложение № 3 к приказу) и инструкция по его заполнению (приложение № 4 к приказу). Также данным приказом утверждена форма Карты специальной оценки условий труда, отражающая в итоговой оценке условий труда эффективность СИЗ и снижение класса (подкласса) условий труда.

В целях реализации частей 6 и 7 статьи 14 закона 426-ФЗ вступил в силу с 25 мая 2015 года приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 996н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2015 г. № 36128).

Методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (далее – технический регламент), и снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Стоит обратить внимание на то, что методика не применяется в отношении:

1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;

2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;

3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;

4) СИЗ, подлежащих декларированию;

5) СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту.

Следует отметить СИЗ, подлежащие сертификации и указанные в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту, к которым методика не применяется. К ним относятся:

— СИЗ ног (обувь) от проколов, порезов;

— СИЗ головы (каски защитные);

— СИЗ от падения с высоты и средства спасения с высоты;

— СИЗ глаз (очки защитные) от химических факторов;

— СИЗ рук от химических факторов;

— СИЗ ног (обувь) от химических факторов;

— все виды СИЗ от радиационных факторов;

— СИЗ глаз (очки защитные) и лица (щитки защитные лицевые) от брызг расплавленного металла и горячих частиц;

— одежда специальная защитная от термических рисков электрической дуги;

— СИЗ лица от термических рисков электрической дуги (щитки защитные лицевые);

— СИЗ ног (обувь) от термических рисков электрической дуги;

— белье нательное термостойкое, перчатки термостойкие и термостойкие подшлемники от термических рисков электрической дуги;

— одежда специальная и другие средства индивидуальной защиты от поражений электрическим током (в том числе экранирующие), воздействия электростатического, электрического, электромагнитного полей;

— диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока;

— одежда специальная сигнальная повышенной видимости;

К СИЗ, к которым методика применяется, относятся 8 видов СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 15, 16, 17, 18, 28, 29, 30, 31 приложения № 4 к техническому регламенту. Это следующие виды СИЗ:

1) СИЗ от химических факторов, среди которых:

— костюмы изолирующие от химических факторов (в том числе применяемые для защиты от биологических факторов);

— СИЗ органов дыхания изолирующие;

— СИЗ органов дыхания фильтрующие;

— одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов;

2) СИЗ от повышенных и (или) пониженных температур, среди которых:

— одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;

— одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры;

— СИЗ ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла;

— СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.

Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:

1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы);

2) оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;

3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;

4) оценка эффективности выбора СИЗ;

5) оценка эффективности применения СИЗ.

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. № 2н (зарегистрирован в Минюсте 11 февраля 2015, № 35962) внесены изменения в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — Типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется Типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. В случае отсутствия в них профессий и должностей выдаются СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Новые Типовые нормы для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики введены с 28 мая 2015 года приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (зарегистрирован в Минюсте 26 февраля 2015, № 36213).

Если связать Типовые нормы с Методикой оценки эффективности СИЗ и Техническим регламентом, то не все СИЗ, полагающиеся работникам, позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. В частности, возьмём в качестве примера профессию «аккумуляторщик». Из 7 видов СИЗ, приведенных в Типовых нормах, процедуре оценке эффективности СИЗ с целью снижения класса (подкласса) условий труда подвергаются 2 вида СИЗ: «костюм для защиты от растворов кислот и щелочей» и «средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее» (в соответствии с требованиями пункта 2 Методики снижения класса (подкласса) условий труда, а также пунктами 15 и 17 Технического регламента). Для профессии «арматурщик» все 4 полагающихся вида СИЗ (костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием, перчатки с точечным покрытием, очки защитные) не позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. Не попадают под снижение класса (подкласса) условий труда и не подлежат процедуре оценки эффективности СИЗ такие профессии, как водители (за исключением при перевозке опасных грузов), дворники, лифтеры, официанты, пекари, плотники, повара, слесари механосборочных работ, уборщики служебных помещений, формовщики изделий, конструкций и строительных материалов и т. п.

Реализация процедур снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в отношении каждого работника, занятого на рабочем месте (рабочих местах).

На рабочих местах, признанных в ходе проведения специальной оценки условий труда аналогичными рабочими местами, реализация процедур оценки эффективности СИЗ осуществляется экспертом в отношении каждого работника, занятого на каждом аналогичном рабочем месте.

Следует напомнить, что с 2015 года ужесточается административная ответственность работодателя по выполнению требований охраны труда. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ внесены изменения и дополнения статьей 5.27.1 в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Частью 4 статьи 5.27.1 необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Под средствами индивидуальной защиты в части 4 статьи 5.27.1 следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В заключение необходимо отметить, что процедура оценки эффективности СИЗ является впервые применяемым механизмом, позволяющим работодателю снизить класс (подкласс) условий труда при проведении специальной оценки условий труда.

Еще по теме:

  • 115 закон московской области Закон Московской области от 17 июля 2007 г. N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 4 июля 2007 г. N 15/13-П) (с изменениями и дополнениями) Закон Московской области от 17 июля 2007 г. N 115/2007-ОЗ"О […]
  • Постановление верховного суда 17 от 28062012 г Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" О […]
  • Отсрочка исполнения решения суда о сносе Отсрочка исполнения решения суда о сносе В Куйбышевский районный суд г. Омска Заявитель: ЗАО «ПКОП «Деловые встречи» 644010, г. Омск, ул. Масленникова, 9 Заинтересованные лица: 1. Судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП Попова Анна Петровна, 644005, г. Омск, ул. Лагоды, 1д, 2. Младенцева […]
  • Как считается льготный стаж Пенсия по вредности Страховая пенсия по старости представляет собой денежную выплату, которая производится гражданам ежемесячно с целью замены заработной платы или другого дохода. При определенных условиях такая выплата может быть назначена досрочно, т.е. ранее достижения пенсионного […]
  • Федеральный закон 117-фз от 2000 г Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и […]
  • Закон иркутской области о правовых актах Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ"О правовых актах Иркутской области и правотворческой […]
  • Унифицированная форма приказов на командировки Унифицированная форма № Т-9 - приказ на командировку Отправить на почту Унифицированная форма Т-9 с 2015 года стала единственным документом, удостоверяющим факт направления сотрудника фирмы или ИП в командировку. Рассмотрим, как она заполняется и где можно найти форму Т-9. Значение […]
  • Закон 2 1 о правонарушениях Закон 2 1 о правонарушениях от 28 февраля 2011 года N 122-ОЗ Об административных правонарушениях в Калужской области ПринятПостановлениемЗаконодательного Собрания Калужской областиот 17 февраля 2011 г. N 234 Настоящий Закон в соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об […]