Федеральный закон о запрещенных сайтах

Содержание страницы:

Список запрещенных сайтов будет размещен на специальном интернет-портале

Роскомнадзор утвердил временный порядок взаимодействия с провайдерами при формировании списка сайтов с запрещенной информацией на специально созданном портале zapret-info.gov.ru, сообщает пресс-служба ведомства.

Документом определяется также порядок получения доступа к содержащейся в Единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (ЕАИС реестр). Напомним, положения Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ, предусматривающие создание такого единого реестра сайтов, вступают в силу с 1 ноября текущего года.

Доступ к информации, размещенной в открытой части реестра, обеспечивается гражданам и организациям на безвозмездной основе по адресу www.zapret-info.gov.ru, сообщает Роскомнадзор, который будет вести реестр до определения постоянного оператора. С этого же сайта будут рассылаться уведомления провайдерам, на хостингах которых находятся сайты с запрещенной информацией.

Указанный реестр должен будет содержать, в частности, доменное имя или указатель страницы сайта с запрещенной информацией, реквизиты решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной, описание этой информации, сведения о провайдере, даты и время проверок запрещенной информации и ее наличия на сайте.

«По истечении трех суток с момента направления уведомления провайдеру хостинга, в течение которых владелец сайта и (или) провайдер хостинга должны принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации для удаления запрещенной информации и (или) ограничения доступа к сайту в сети Интеренет, содержащему запрещенную информацию, Роскомнадзор проверяет соответствующее доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети Интернет на предмет наличия запрещенной информации», – устанавливается в документе.

Заключение общественного совета

Федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой 11 июля 2012 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года и вступил в силу с 1 ноября 2012 года.

СМИ окрестили его законом «О черных списках сайтов», поскольку он вводит возможность внесудебной блокировки сайтов в сети Интернет, а также накладывает целый ряд ограничений на распространение информации.

Данный закон ограничивает право на доступ и распространение информации и препятствует реализации права на судебную защиту. Закон противоречит нескольким статьям Конституции РФ, а также Европейской конвенции по правам человека. Введенные законом поправки и новые нормы должны быть отменены

Закон существенно изменил государственную политику по регулированию интернет-пространства. Он создал возможности для внесудебной блокировки интернет-ресурсов по ряду оснований:

распространение детской порнографии;

распространение информации о производстве и употреблении наркотиков;

распространение информации о способах самоубийства и призывов к нему.

В рамках прописанных в данном законе процедур правительством было инициировано создание «Реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети „Интернет“ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети „Интернет“, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Полномочиями по внесению в реестр сайтов или сетевых адресов были наделены сразу несколько ведомств: Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Общественно-политический контекст

Развитие интернет-технологий привело к популяризации интернета как инструмента коммуникации и взаимодействия граждан. Рост социальных сетей, возможность неограниченного обмена мнениями и информацией привели к стремительному развитию гражданских сетевых структур и стали важнейшим инструментом реализации права на доступ к информации, свободы выражения мнения в России и по всему миру. Вместе с тем события «арабской весны» и других протестов против авторитарных режимов по всему миру показали опасность, которую представляет нерегулируемый интернет для коррумпированных правительств и диктатур. Поэтому ужесточение государственной политики и стремление к установлению цензуры в интернете являлось реакцией государства во многих странах мира, и Россия не стала исключением.

В ходе протестов в России в 2011–2012 годах существенную роль сыграли социальные сети и независимые СМИ, осуществлявшие оперативное информирование граждан о происходящих событиях и дававших независимую от государства оценку происходящим событиям. Самоорганизация активистов через интернет приводила к успешному противодействию традиционным СМИ, над подавляющим большинством которых к тому времени государство установило контроль. В связи с этим важной мерой в рамках формирования комплексной системы репрессивных институтов в России стало институциональное закрепление возможностей внесудебного ограничения доступа к информации через всемирную сеть.

Под предлогом защиты детей и «традиционных ценностей» Государственная Дума, получившая в тот момент прозвище «бешеный принтер», разработала данный закон. Он не является непосредственно политическим, но между тем именно он стал инструментом, на основе которого в последствии осуществлялось ограничение свободы слова и информации в интернете, в том числе и по политическим основаниям. Можно сказать, что данный закон стал первым серьезным наступлением на свободу информации в российском сегменте сети Интернет.

Дискриминационность закона

Анализ юридической техники и прописанных в законе процедур по ограничению доступа к информации позволяет охарактеризовать закон как неправовой и нарушающий целый ряд важных прав и свобод граждан.

1. Нарушается право на доступ к информации.

Нормы, призванные ограничить доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, по существу ограничивают доступ к информации всех категорий населения. Отсутствие закрытого перечня мест, в которых доступ к информации необходимо ограничивать, ведет к фактическому цензурированию всего русскоязычного сегмента сети Интернет под предлогом того, что к этой информации даже теоретически могут получить доступ несовершеннолетние.

Кроме того, категории запрещенной информации, точно так же, как и процедура экспертизы, на наличие запрещенной информации не регулируется. Общество не имеет возможности контролировать порядок проведения экспертизы. Это приводит к произволу органа исполнительной власти, осуществляющего аккредитацию экспертов и экспертных организаций. По существу, Роскомнадзор наделен правом аккредитовать только те экспертные организации и экспертов, решения которых носят заведомо предвзятый характер, или отказывать в аккредитации независимых экспертам.

Отдельную критику вызывает прописанное в законе право блокировать сетевой адрес сайта, на одной из страниц которого размещена запрещенная информация. Это может повлечь за собой блокирование десятков не связанных друг с другом ресурсов, находящихся на одном сетевом адресе. Блокировка всего сайта, в том числе и элементов, не содержащих противоправный контент, также является дискриминационной.

2. Нарушение права на судебную защиту

Фактически согласно процедурам закона сайт или сетевой адрес подвергается блокировке в течение трех дней. При этом в связи с техническими особенностями взаимодействия с провайдером хостинга владелец сайта может даже не получить уведомления о необходимости удалить запрещенную страницу сайта. Кроме того, он вынужден обращаться в суд уже после блокировки и не может предотвратить ее. В данном случае органы исполнительной власти берут на себя функции органов судебной власти, которые не соответствуют их непосредственному предназначению.

3. Нарушение презумпции невиновности

Фактически, обжалуя в суде внесудебную блокировку сайта или сетевого адреса, владельцу сайта приходится доказывать отсутствие запрещенной информации, а не наоборот. Это ставит владельца сайта, пострадавшего от действий государственного органа исполнительной власти, в неравное положение по отношению к нему.

Противоречия с законодательством

В принятом законе усматриваются нарушения части 4 статьи 29, части 2 статьи 54 и части 3 статьи 55 Конституции РФ.

В части 4 Статьи 29 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом», закон приводит к ограничению доступа граждан к легальному, не запрещенному контенту, что является прямым нарушением конституционного права на получение и распространение информации.

В части 2 Статьи 54 Конституции РФ: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. » закон, позволяющий блокировать сетевые адреса, на которых, помимо сайтов с запрещенной информацией, размещены другие сетевые ресурсы, фактически вводит коллективную ответственность за правонарушения.

В части 3 статьи 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Блокировка сайтов по сетевым адресам приводит к ограничению прав и свобод гражданина, при котором блокируется доступ к информации, не нарушающей права и законные интересы других лиц. Кроме того, отсутствие четко прописанных критериев отнесения информации к той или иной запрещенной категории приводит к злоупотреблению указанным Конституцией допустимым ограничением.

Рассматриваемый Федеральный закон противоречит Европейской конвенции прав человека, в частности, статье 10, которая включает в себя свободу получать и распространять информацию без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Ситуация, связанная с данным законом, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В определении Конституционного суда РФ от 17.07.2014 № 1759-О Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харитонова В. В.

Конституционный суд пришел к выводу, что права и законные интересы владельцев сайтов, доступ к которым оказался ограничен в связи с блокировкой сетевого адреса, оказываются нарушены не решением о включении сетевого адреса в Единый реестр, а ненадлежащими действиями провайдера хостинга. Таким образом, Конституционный суд переложил ответственность за неправомерную блокировку сайтов с органов государственной власти на исполняющих предписание провайдеров, что не соответствует ни логике закона, ни предписанной законом процедуре блокировки.

Данный закон ограничивает право на доступ и распространение информации и препятствует реализации права на судебную защиту. Закон противоречит нескольким статьям Конституции РФ, а также Европейской конвенции по правам человека.

Введенные законом поправки и новые нормы должны быть отменены.

Закон состоит из 4 статей, посредством которых вносятся изменения в Федеральный закон «О Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Нововведения закона

Несмотря на то, что в названии закона основной упор ставится на изменения, которые он вносит в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», изменения в нем носят технический характер и сводятся к сведению к единообразию ряда терминов, корректировки терминов и процедур по маркировке продукции.

Уточнены требования по информированию зрителей о категории информационной продукции: размер информационного сообщения, порядок его появления и информация, необходимая к размещению.

Введена маркировка информационной продукции по возрастным категориям — 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.

Расширен состав инициаторов (заказчиков) экспертизы, в качестве которых теперь могут выступать индивидуальные предприниматели, общественные организации и иные юридические лица, граждане и органы государственной власти и местного самоуправления.

Появилась возможность судебного обжалования результатов экспертизы.

Исчез «метод случайной выборки» в качестве способа выбора экспертов для проведения экспертизы.

Информация об аккредитованных экспертах и экспертных организациях подлежала публикации на сайте уполномоченного государственного органа.

Наиболее значимые с точки зрения наступления правовых последствий, а также риска нарушения прав граждан на доступ и распространение информации влекут за собой изменения, инициированные данным законом в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Реестр запрещенных сайтов и внесудебные блокировки

Поправки, внесенные законом в ФЗ «Об информации», привели к следующим изменениям в политике государства по отношению к свободе информации и регулировании интернет-пространства.

Наиболее серьезным нововведением анализируемого закона стало создание «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети „Интернет“ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети „Интернет“, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В соответствии с данным законом в реестр подлежат включению доменные имена, сетевые адреса и (или) указатели страниц сайтов с запрещенной информацией. К закону было принято Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, подробно регулирующее вопросы создания, функционирования и ведения реестра запрещенных сайтов. В соответствии с ним все функции по разработке и ведению реестра были переданы Роскомнадзору, однако инициаторами внесения в реестр тех или иных сайтов являлись три ведомства:

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков является инициатором добавления в черный список сайтов, в которых присутствует информация о способах изготовления и использования наркотических веществ и выращивания наркосодержащих растений.

Роспотребназдор был наделен полномочиями инициировать внесение в реестр сайтов, содержащих информацию о способах совершения самоубийства и призывов к суициду.

Роскомнадзор может вносить в черный список сайты как по предыдущим двум основаниям, так и по основанию наличия на сайте детской порнографии.

Внесение в реестр запрещенных сайтов позволяется производить как по решению суда, так и по усмотрению вышеупомянутых органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в последующих редакциях постановления, в связи с новыми поправками в закон «Об информации», расширился перечень запрещенной к распространению информации, и полномочиями по внесению в черный список была наделена также Федеральная налоговая служба, однако в рамках данного анализа исследуется лишь первый этап ужесточения регулирования интернет-пространства.

Новые требования к владельцам сайтов и провайдерам

С момента вступления закона в силу появились новые требования к провайдерам и владельцам сайтов.

В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении сайта в реестр провайдер хостинга должен проинформировать владельца сайта о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей запрещенную информацию.

При этом следует отметить, что от владельца сайта необходимо удаление именно интернет-страницы, а не запрещенной информации. Следовательно, вне зависимости от количества запрещенного контента удалению подлежит вся страница.

В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени или указателя страницы сайта в реестр владелец обязан удалить страницу. В противном случае доступ ко всему сайту будет ограничен.

В случае отказа или бездействия владельца сайта в течение суток провайдер обязан ограничить доступ к сайту.

В данных требованиях присутствует очевидное противоречие: доступ будет ограничен не к запрещенной информации, а ко всему сайту или даже сетевому адресу. При этом не определена процедура уведомления провайдера со стороны оператора реестра ; кроме того, в связи с техническими особенностями администрирования сайтов в сети Интернет многие владельцы сайтов не могут получить информацию в такой короткий промежуток времени, поэтому отведенный срок может рассматриваться как дискриминационный.

При этом в законе прописано право владельца сайта обжаловать решение о включении в реестр в течение трех месяцев.

Определения, данные в законе

«Сайт в сети „Интернет“» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;

«Страница сайта в сети „Интернет“» (далее также — интернет-страница) — часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;

«Доменное имя» — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;

«Сетевой адрес» — идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

«Владелец сайта в сети „Интернет“» — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

«Провайдер хостинга» — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет».

Анализ правоприменительной практики

Правоприменительная практика данного закона характеризуется непоследовательностью, субъективностью принимаемых решений, стремительным ростом числа заблокированных сайтов.

Одной из отличительных особенностей закона является то, что в рамках исполнения наложенных законом обязательств нарушаются права и свободы граждан, не имевших на своих интернет-ресурсах запрещенной информации. Это связано с тем, что законом предусмотрена блокировка сетевых адресов, при том, что на одном сетевом адресе могут быть размещены десятки не связанных друг с другом интернет-ресурсов.

Анализ решений действий органов государственной власти также позволяет прийти к выводу, что запрещенной к распространению часто признается информация, не содержащая в себе опасности для развития и здоровья детей.

Так, 8 ноября 2012 года в список запрещенных сайтов попал ресурс «Абсурдопедия» за шуточную статью о суициде. Статья была удалена после внесения сайта в реестр.

11 ноября в реестр попадает популярная энциклопедия интернет-культуры «Луркоморье». Позже ресурс из списка исключили, но вскоре он вновь попал в список запрещенных сайтов Роскомнадзора.

В этот же день в реестр попала интернет-библиотека «Либрусек». Весь портал был заблокирован из-за фрагмента «Поваренной книги анархиста» с рецептом «супа из конопли». 13 ноября, после удаления текста, сайт вновь заработал.

В начале апреля 2013 года в реестр были включены 12 статей русской «Википедии». В 2015 году «Википедия» была частично заблокирована отдельными провайдерами из-за конфликта с Роскомнадзором, связанным со статьей по производству наркосодержащего вещества «Чарас». Тот факт, что «Википедия» использовала информацию с официальных источников, таких как сайт ООН, не остановил Роскомнадзор и Черноярский районный суд Астраханской области, и они признали эту информацию запрещенной к распространению в России. В результате краткосрочного конфликта Роскомнадзор отступил, однако он и по нынешний день стремится цензурировать размещенный на Википедии контент.

В разное время в реестр запрещенной информации вносились «ВКонтакте», Facebook, «Хабрахабр», YouTube, Google.

К декабрю 2012 года, по данным проекта «Роскомсвобода», в реестре содержалась 261 запись о заблокированных ресурсах. При этом использование в качестве инструмента для блокировки сетевого адреса привело к тому, что на тот момент уже более 2 000 сайтов было заблокировано незаконно и без оснований, просто по факту размещения на одном сетевом адресе с сайтами, чей контент был признан запрещенным к распространению. В апреле 2013 года мониторинг выявил уже 13 568 неправомерно заблокированных ресурсов, в августе 2013 года — 33 тысячи.

Таким образом, на начало апреля 2016 года по решению Роскомнадзора блокировке подвергалось или подвергается 10 934 интернет-ресурса, при этом в рамках блокировки сетевых адресов неправомерно было заблокировано 29 357 интернет-ресурса, то есть 29 357 (из которых 13 019 заблокированы и на данный момент) интернет-ресурсов подверглись блокировке без наличия на то решения или основания, просто в связи с их размещением на сетевом адресе, который попал под блокировку. Из-за действий Роспотребназдора неправомерно было заблокировано 64 862 интернет-ресурса, в связи с действиями ФСКН — 181 936. Таким образом, до 95% интернет-ресурсов были заблокированы без вынесения решений органов государственной власти и без признания их контента запрещенным к распространению. При этом следует отметить, что, в связи с принятием правок в законодательство о защите детей от вредной информации и добавлением новых категорий информации, запрещенной к распространению на территории РФ, вышеуказанные статистические данные агрегируют блокировки и новых категорий информации.

Одним из ярких примеров некомпетентности органов исполнительной власти, осуществляющих блокировку сайтов, является судебное разбирательство с компанией Google, связанное с блокировкой ролика о подготовке грима для Хэллоуина. Роспотребнадзор счел этот ролик пропагандой суицида, в связи с чем он оказался в реестре запрещенной информации. Кроме того, в рамках данного судебного разбирательства Роспотребнадзор выпустил крайне ангажированные и политизированные пресс-релизы, в которых упрекал «специалистов с рыночной площади» в противодействии государству и выражал понимание к желанию лиц, «исповедующих „защиту свободы распространения информации“ уехать на постоянное место жительства в другую страну».

Таким образом, анализ правоприменительной практики закона позволяет прийти к выводу о:

Некомпетентности органов государственной власти, уполномоченных инициировать занесение интернет-ресурсов в черный список: огромное число ресурсов, имеющих важное значение для развития интернета, свободного распространения знаний и обмена информацией заносятся в черный список по формальным признакам, результатам некорректно проведенной экспертизы и политическим мотивам.

Отсутствии четко прописанных критериев отнесения того или иного материала к запрещенным к распространению на территории РФ. Это приводит к избирательному правоприменению, манипуляции результатов экспертиз и субъективности при их интерпретации.

Неправовом и дискриминационном характере процедуры внесения в черный список, которая включает в себя блокировку сайтов по сетевым адресам, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав владельцев сайтов, не попавших в черный список, но при этом находившихся на одном сетевом адресе, и, соответственно, их блокировке.

Анализ аргументов в пользу закона

Необходимо ограничивать информацию, которая вредит здоровью детей.

Безусловно. Но актуален вопрос, насколько Роскомнадзор, Роспотребнадзор и ФСКН в компетенции решать, какая информация вредит здоровью детей, а какая нет. Как показывает практика, органы государственной власти неадекватно оценивают информацию, зачастую утрируя или подходя формально к оценке контента, что приводит к многочисленным блокировкам ресурсов, не содержащих такой информации. Данный закон в силу некорректности формулировок и процедур позволяет им делать это.

Данный закон соответствует мировой практике.

Безусловно, борьба с детской порнографией в интернете все больше и больше проявляется в мировой практике. Однако большинство нововведений закона является исключительно российской «инновацией», основанной на урывочно и некорректно проинтерпретированном международном опыте. Внесудебные блокировки сайтов и сетевых адресов не являются эффективными методами борьбы.

В 2012 году ЕСПЧ признал, что блокировка сайтов по сетевым адресам является нарушением 10-й статьи Европейской конвенции. Кроме того, Совместная Декларация ООН, ОБСЕ и Организации Американских Государств, принятая в 2011 году, признает, что «принудительное блокирование целиком веб-сайтов, IP-адресов, портов, сетевых протоколов или отдельных разновидностей интернет-ресурсов (например социальных сетей) представляет собой крайнюю меру, аналогичную запрещению газет или вещания, и может быть оправдано лишь при соответствии таких действий международным нормам, например в случаях, когда необходимо защитить детей от сексуального насилия». Таким образом, закон противоречит международным решениям по вопросам государственного регулирования интернета и тенденции развития саморегулируемых обществ, общественного контроля и диалога между интернет-сообществом, бизнесом и государственными органами.

Что и как блокирует Роскомнадзор

Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим во внесудебном порядке ограничение доступа к информации в сети Интернет в порядке и на основании статей 15.1 и 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

К основаниям для ограничения доступа, определённым этими нормами, относится распространение:

  • материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (на основании решения Роскомнадзора);
  • информации о способах изготовления, использования и культивирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (на основании решения МВД России);
  • информации о способах совершения самоубийств, призывов к совершению самоубийства (на основании решения Роспотребнадзора);
  • информации с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (на основании требования генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей).

Ограничение доступа к сайтам в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ осуществляется также на основании решения суда о признании информации, содержащейся на интернет-ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Суицидальный контент, детская порнография, наркотики

Роскомнадзор проверяет жалобы на сайты (веб-страницы) и, если признаёт их обоснованным, вносит адрес ресурса-нарушителя в чёрный список, после чего доступ блокируется автоматически: операторы обязаны постоянно сверяться с реестром запрещённых сайтов и отклонять запросы абонентов на доступ к ним.

3,7 тысячи операторов авторизованы в информационной системе Роскомнадзора.

В 2016 году операторов, не обеспечивавших ограничение доступа к запрещённым ресурсам, было более тысячи. В 2017 году их осталось около 60 – 1,6% от общего количества действующих операторов связи.

Источник – “Роскомнадзор”.

Жалобу в Роскомнадзор на содержимое сайта можно подать здесь.

По данным ведомства, в 2017 году 62 тысячи сайтов или страниц сайтов с противоправной информацией были заблокированы таким образом.

Со 112 тысяч сайтов или страниц сайтов противоправная информация добровольно удалена владельцами после уведомлений Роскомнадзора.

Более 48 тысяч интернет-страниц с суицидальным контентом, детской порнографией, запрещённой информацией о наркотиках удалено или заблокировано соцсетью «ВКонтакте» самостоятельно. Помимо этого российские соцсети самостоятельно ограничили доступ к ещё более чем 57 тысячам веб-страниц.

Также Роскомнадзор отмечает необходимость внесудебной блокировки других видов информации, распространяемой в Интернете. Рабочая группа специалистов, сформированная Роскомнадзором, готовит предложения по оперативной блокировке «колумбайн-сообществ» (культивирующих среди подростков школьное насилие. – ред.) и сайтов, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Экстремистская информация и пропаганда терроризма

Сайты с призывами к экстремизму в России стали блокировать без решения суда с 1 февраля 2014 года.

Генпрокуратура, получив и проверив информацию об экстремистском веб-ресурсе, после принятия решения информирует Роскомнадзор, сайт попадает в реестр запрещённых и блокируется обычным порядком.

Также в 2017 году Роскомнадзором по требованию Генпрокуратуры выявлено более 86 тысяч «веб-зеркал» экстремистских ресурсов.

Под определение «экстремистский» подпадают интернет-ресурсы, призывающие к экстремизму, к массовым беспорядкам, к несанкционированным митингам, а также информационные ресурсы зарубежных организаций, признанных в России нежелательными.

Борьба с пиратами

С 1 мая 2015 «антипиратские» нормы федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и IV части Гражданского кодекса распространились на книги, музыку и программное обеспечение, а не только на фильмы, как это было ранее. Решения об ограничении доступа к пиратским интернет-ресурсам принимает Мосгорсуд.

Доступ к сайту могут заблокировать навсегда, если он систематически нарушает право интеллектуальной собственности.

Из числа охраняемых объектов авторских прав пока исключены «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии».

Сообщить в Роскомнадзор о пиратском ресурсе можно здесь.

В 2017 году более 3,5 тысячи сайтов удалили пиратские копии художественных произведений. Более 300 пиратских ресурсов блокированы.

Источник – “Роскомнадзор”.

По оценке РКН, в 2017 году отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели 54,7 миллиона зрителей. Это на 55,4% больше, чем в 2016 году. Ведомство считает, что рост числа зрителей связан с подавлением распространения в Интернете пиратских копий фильмов.

Источник – “Роскомнадзор”.

С 1 октября 2017 года вступил в силу внесудебный порядок ограничения доступа к веб-зеркалам пиратских сайтов, заблокированных навсегда. Решения о признании сайта копией пиратского интернет-ресурса принимаются в Минкомсвязи России, после чего операторы связи обязаны ограничить доступ к данным сайтам на территории Российской Федерации, а поисковые сервисы — убрать сведения об этих сайтах из поисковой выдачи.

Благодаря этим законодательным нормам в борьбе с пиратством в Интернете навсегда заблокированы более 700 крупнейших пиратских сайтов и более 600 их «зеркал», сообщает Роскомнадзор.

Также в Роскомнадзор можно обратиться с жалобами на материалы порнографического характера (кроме детской порнографии); размещение на сайте сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию заявителя; вредную для детей информацию.

Владельцы ресурсов имеют возможность уточнить основания блокировки сайта и подать заявку о разблокировке интернет-ресурса ([email protected]).

Защита прав субъектов персональных данных

Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных (ПД) и ведет реестр операторов ПД, а также реестр нарушителей прав субъектов ПД.

Факт нарушения законодательства в области ПД должен быть установлен вступившим в законную силу решением суда. Поэтому субъектам персональных данных предлагается следующая схема защиты нарушенных прав в Интернете:

  1. Обратиться к владельцу сайта, на котором размещена информация, нарушающая права субъектов персональных данных, с запросом об удалении незаконно размещённой информации.
  2. Если владелец сайта не удалил эту информацию, следует обратиться в суд.
  3. Если суд удовлетворил иск, вступления решения суда в силу – обратиться в Роскомнадзор, заполнив специальную форму.

По данным Роскомнадзора, в связи с нарушением законодательства о ПД в 2017 году заблокировано 176 интернет-ресурсов:

  • несколько десятков адресно-телефонных справочников, которые предоставляли доступ к личным данным 2/3 более 100 миллионов человек;
  • сайт, разместивший более 11 тысяч обращений (с персональными данными) граждан в государственные органы Российской Федерации.

Также выявляются поддельные сайты «кандидатов на выборные должности», незаконно собирающие персональные данные граждан.

Регулирование VPN-сервисов, анонимайзеров и операторов поисковых систем

С 1 ноября 2017 года в России вступили в силу поправки в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые определяют обязанности для владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров, а также операторов поисковых систем по ограничению доступа к информации, распространение которой в России запрещено.

Владельцы таких сервисов обязаны подключиться к федеральной государственной информационной системе (ФГИС) запрещённых сайтов и блокировать ресурсы, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

Реестр запрещённых сайтов России

ТОП 10 СКАНДАЛЬНЫХ САЙТОВ ЗАПРЕЩЕННЫХ РОСКОМНАДЗОРОМ / ТОП САМЫХ

Реестр запрещенных сайтов — государственный реестр сайтов, запрещенных к просмотру на территории Российской Федерации согласно Федеральному закону № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года. Законопроект о его создании появился в начале июня 2012 года, закон был принят через месяц, 28 июля, а реестр ведется с 1 ноября 2012 года Роскомнадзором с использованием домена eais.rkn.gov.ru (ранее — zapret-info.gov.ru).

Содержание

[править] Описание

Реестр является закрытым и рассылается только провайдерам, обычные пользователи могут проверить наличие в реестре конкретного URL или IP-адреса. Российские провайдеры обязаны обновлять список и блокировать записанные там сайты: блокировка осуществляется или по URL, или по IP-адресу (в зависимости от оборудования провайдера, разные провайдеры используют разные способы блокировки).

Внесение сайтов в список осуществляется по итогам анализа сайта одним из государственных органов в случае наличия на сайте запрещенной информации:

  • информации о способах изготовления и употребления наркотических веществ; сайты, осуществляющие продажу наркотиков (ФСКН РФ);
  • сведений о способах совершения суицида и призывов к суицидам (Роскомнадзор);
  • детская порнография (порнографические материалы с участием несовершеннолетних или агитация за привлечение несовершеннолетних к съёмке в порно) и материалы, запрещенные для распространения решением суда (Роскомнадзор).
  • сайты являющиеся по мнению прокуратуры экстремистскими, часто таковыми признаются оппозиционные сайты, критикующие власть (Прокуратура РФ).
  • cайты, нарушающие авторские права (Суд).
  • ресурсы порнографического содержания (Суд)
  • ресурсы с объявлениями по предоставлению интим-услуг (Суд)
  • ресурсы с азартными играми, сайты по продаже лекарственных препаратов, алкоголя, поддельных документов.

За призывы к несанкционированным митингам сайты блокируются по требованию Генпрокуратуры РФ (см. Закон о прокурорских блокировках).

Решение о внесении сайта в Реестр может быть обжаловано владельцем сайта в суде в течение 3-х месяцев.

При этом на деле блокируются и другие, вполне безобидные сайты, например большинство интернет-казино.

В марте 2013 года оказалось, что одним из главных создателей реестра является любимец блоггеров KermlinRussia. [1]

Важной недокументированной (и по-видимому противоречащей закону) особенностью Реестра является то, что если в него попадают страницы крупных популярных сайтов, особенно работающие по протоколу HTTPS, например Википедии, то они потом не блокируются (не вносятся в так называемую «выгрузку» — рассылаемый российским провайдерам список адресов, подлежащих блокировке) — см. Феномен неблокировки Википедии в России. По одной из версий, это делается во избежание общественного резонанса. В итоге такой сайт, как Википедия, просто никак не реагирует на внесение своих страниц в Реестр без каких-либо последствий для себя.

[править] Некоторые резонансные внесения

  • Запрет страницы Абсурдопедии — запрет пародийной страницы Абсурдопедии на Викии, содержащей шуточные способы суицида. Впоследствии страница была удалена, а доступ к Абсурдопедии на Викии (а заодно ещё к нескольким викиям, которые держались на одном из адресов, также попавшем в список) был возобновлён, а поддомен и IP-адрес были исключены из списка.
  • Запрет Луркоморья в России — закрытие нескольких страниц о веществах и внесение IP сайта в запретный список. Некоторые провайдеры заблокировали домен lurkmore.to. Позднее, после простановки заглушки на статьи «Дудка» и «Способы употребления конопли», IP-адрес был исключён из списка, а домен разблокирован (хотя ещё до разблокировки был создан альтернативный гейт).
  • Блокировка Рутрекера в России — закрытие страницы торрент-трекера из-за раздачи книги о способах совершения суицида. Позднее раздача книги была удалена, торрент-файл был удалён также, а сайт был исключен из списка (в тот раз, позднее он уже был окончательно заблокирован за нарушение авторских прав). Содержимое торрента у пользователей хранится невозбранно и продолжает всплывать, только уже по ту сторону сети
  • Была заблокирована онлайн-библиотека lib.rus.ec из-за рецепта «супа из конопли» [2] . 13 ноября2012 года библиотека была исключена из реестра по причине удаления оной книги с сайта [3][4] .
  • Блокировка поддомена изображений имиджборда4chan по IP-адресу и имени поддомена[5][6] . Впоследствии изображение, вызвавшее блокировку, было удалено и поддомен с IP-адресом при повторной проверке был исключён из списка.
  • Внесение YouTube в реестр из-за мультипликационного ролика «идеальный способ самоубийства», размещенного на видеохостинге. Впоследствии видео было заблокировано для просмотра в России «по требованию госорганов», а сайт исключён из списка [7][8] .
  • 5 декабря 2012 года в реестр занесли шуточный комикс «Студии Артемия Лебедева», высмеивающий интернет-цензуру. На рисунке изображен ролик, предлагающий ознакомиться со способами вколоть себе наркотик, совершить самоубийство и заняться педофилией. На следующем слайде показано, что ролик заблокирован, из-за чего (на последнем слайде) незадачливый зритель, успешно справившийся со смертельным уколом и подготовкой к повешению, недоумевает, как же ему теперь приступить к занятиям педофилией: «Я сам не справлюсь». Этим комиксом автор намекает, что наличие или отсутствие информации о том, как совершать суицид и т. п., на самом деле не влияет на возможность совершения этого самого суицида. Кроме того, Роскомнадзор заблокировал комикс, высмеивающий деятельность Роскомнадзора. В течение 7 декабря комикс так и не был удален авторами [9] .
  • 6 декабря2012 года в реестр занесли шуточную инструкцию «Универсальная картинка-макрос для блокирования любого сайта на территории РФ», которую опубликовал у себя в блоге пользователь ljfun . На картинке три шутливых способа совершения самоубийства и употребления наркотиков, а также три обнаженных младенца с подписью «Детский порн» [10] . Картинка осталась доступна на многих других местах, к примеру, в блоге пользователя vovney[11] . В комментарии к картинке приводится «Если раздражают конкуренты, а на ДДОС-набеги нет бюджетов, просто найдите способ повесить им на сайты эту картинку».
  • 11 января2013 года в реестр была внесена запись пользователя ЖЖ Рустема Адагамова, в которой сообщалось об акции самосожжения активиста движения за независимость Тибета, которая была проведена в знак протеста против приезда председателя КНР [12] . В ответ на это пользователи ЖЖ перепостили сообщение Адагамова в своих блогах. 14 января 2013 года администрация Живого Журнала сообщила, что все перепосты запрещённой к распространению на территории России информации также будут заблокированы именно для читателей из России. Для пользователей из других стран сообщения будут доступны без ограничений [13] .
  • 16 января 2013 года стало известно, что 9.01.2013 в реестр был внесён IP-адрес, на котором находится сайт Лаборатории Касперского, при детальном изучении выясняется, что на этом IP находится сразу два домена — kasperskydigital.com и leqalrc.biz, последний из которых как раз и стал «виновником торжества» [14][15] .
  • Блогохостинг lj.rossia.org был дважды внесен в реестр запрещенных сайтов. Обе записи в реестре сделаны 8 февраля2013 года из-за двух постов пользователя how_to, представляющих собой фрагменты рассказа с элементами детской порнографии. [16]
  • 28 марта 2013 года в адрес руководства социальной сети Facebook было направлено уведомление о внесении одной из страниц этой сети в реестр [17] .
  • 5 апреля 2013 года в прессе появились сообщения о том, что страница Википедии о курении каннабиса была внесена в реестр. Согласно закону, Википедия в трёхдневный срок должна удалить данную страницу со своего ресурса [18] . Википедисты с воодушевлением восприняли данное уведомление и начали усиленно дорабатывать статью, за 5 апреля в неё было внесено более 100 правок. В итоге страница была исключена из реестра, однако уже 7 мая возвращена в него.
  • 24 мая 2013 года СМИ сообщили о том, что в реестр внесенасоциальная сетьВконтакте[19][20] . Позднее в официальном Твиттере Роскомнадзора появилось сообщение о том, что соцсеть была внесена в реестр ошибочно [21] .
  • 15 ноября 2013 года, по сообщению многих информагентств [22][23] , в России (внести в Единый реестр запрещенных сайтов) сеть Google Plus, где пользователь из Бийска с ником Золотой Парень разместил свой стандартный пост о методах самоубийства. Вскоре пост был удалён, сайт не стали блокировать [24] .
  • 27 декабря 2013 года Роскомнадзор внёс в свой реестр сайт Rutracker.org[25] .
  • 13 марта2014 года произошел запрет ряда российских оппозиционных сайтов — заблокированы Грани, Каспаров.Ru, Ej.ru (за призывы к проведению митингов). Также в реестр попал блог Алексея Навального в Живом Журнале.
  • Генеральная прокуратура РФ с 5 по 12 октября 2014 инициировала блокировку 9 блогов «Живого журнала» за репосты записи Оксаны Вёльвы с призывами привлечь к уголовной ответственности депутата Ставропольской краевой думы от партии «Единая Россия» Айдына Ширинова. [26]
  • 13 октября 2014 года в реестр попал Lj.rossia.org («Тифаретник») по решению суда (информация с antizapret.info) и стал блокироваться российскими провайдерами.
  • 11 июня 2014 Роскомнадзор внес сайт sportswiki.ru в реестр запрещенных сайтов. [27][28][29] Решение было принято Пензенским судом [30] в связи с описанием анаболических препаратов и эффекта канабиса (даже несмотря на то, что статьи были сразу удалены). [31] Судебное решение получил генеральный директор компании по производству БАДов Елистратов Д. Г. [32] 12 ноября в реестр внесен домен sportwiki.to, при этом нежелательной информацией были признаны статьи из популярных учебников по фармакологии [28] .
  • 25 июня 2015 — повторно заблокирован Архив Интернета за материал «Одиночный джихад в России: теория и практика партизанского сопротивления» [33] .
  • 25 августа 2015 Роскомнадзор в исполнение решения суда попытался заблокировать страницу Чарас из русской Википедии, что привело к кратковременной блокировке Википедии в России. Чтобы заблокировалась только одна страница, несмотря на HTTPS, была предпринята попытка блокировки путём подмены сертификатов провайдерами. Но так как в Википедии применяется HSTS, блокирующий открытие страницы при подмене сертификата, то из-за подмены сертификата стал недоступен весь сайт. Как только это выяснилось, страница была тут же (через несколько часов) исключена из Реестра под предлогом, что она уже отредактирована и не содержит нарушений. [34] Из-за блокировки русской Википедии у некоторых провайдеров стали недоступными сразу все сайты Фонда Викимедиа.
  • 28 августа 2015 Роскомнадзор заблокировал сайт Last.fm за песню «Убей мента», внесенную в Федеральный список экстремистских материалов. Кроме непосредственно самой запрещенной страницы, в Реестр внесен весь домен last.fm и его IP-адрес. Это означает, что операторам связи Роскомнадзор дал возможность ограничивать доступ не только к самой запретной музыкальной композиции, но и ко всему сайту. [35]
  • 4-5 февраля 2016 года Роскомнадзор (РКН) внёс в чёрный список очередные 9 URL с сайта Лотоса (ariom.ru). Две страницы запрещены из-за упоминания фраз на «олбанском» языке: «выпить йаду» и «убицца ап стену», что экспертами расценено как «описание способов совершения самоубийства» (реестровая запись 101194РИ). Ещё одна картинка запрещена из-за текста, в котором упоминаниется «бритва Оккама»: Роскомнадзор счел, что это ещё один способ совершения самойубийства. [36]
  • 29 июля2016 годаРоскомнадзор уведомил о внесении в Реестр страницы русской Викитеки, на которой размещен текст «Протоколов сионских мудрецов», мотивируя, что брошюра с соответствующем названием по решению суда находится в Федеральном списке экстремистских материалов. В русской Викитеке текст «Протоколов…» вынесли на удаление. [37] Данное внесение резонансное в том числе потому, что при ее блокировке будет заблокирована и русская Википедия тоже (они на одном IP). «Свой ход» сделал и Роскомнадзор, заявив в фейсбуке, что Угроза блокировки Википедии — это пиар-миф, авторство которого принадлежит руководителям НП «Викимедиа Ру»[38] , косвенно подтвердив в соответствии с Феноменом неблокировки Википедии в России, что Викитека блокироваться не будет [39] . Представляет интерес, что аутентичный текст книги с текстом «Протоколов…» из Российской государственной библиотеки есть в общем доступе на сайте РГБ. [40]
  • Блокировка материалов о взятках.

  • Ещё 14 июня2016 года по решению Федеральной налоговой службы (ФНС) в реестр была внесена страница поисковикаGoogle по причине того, что на ней стояла ссылка с переадресацией на сайт букмекерской компании, внесённый в реестр [41] . 22 июня2017 года она попала в выгрузку, хотя в реестре были две взаимоисключающие записи (по одной доступ надлежало блокировать, а по другой — нет), и по предписанию Роскомнадзора сайт был заблокирован несколькими провайдерами. [42][43][44][45] . Аналогичные проблемы до этого случались также с другими «добропорядочными» сайтами (в том числе с «Одноклассниками», «ВКонтакте», Facebook, Telegram, Booking.com, Mail.Ru). Позднее в тот же день информация о записи о Гугле с рекомендацией к блокировке была убрана из реестра [46] , но провайдеры восстановили доступ к поисковику (а некоторые — ещё и к отдельным сервисам, вроде почты и YouTube, попавшим под ту же блокировку) к вечеру 22 июня (ТТК-Западная Сибирь — к 15:00 UTC / 18:00 MSK).

[править] Методы преодоления

Популярным способом просмотра страниц из запретного списка для жителей России является включение режима Turbo в браузере Opera. Также помогает использование прокси-серверов за пределами России, например anonymouse.org, Tor или I2p. На сайте Rublacklist существует подробный обзор различных методов [47] .

В январе 2016 года пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский эфире телеканала «РБК» сказал, что в целом ведомство спокойно относится к наличию инструментов обхода блокировок ресурсов: прокси-серверов, анонимайзеров, VPN, и пользоваться всем этим не противозаконно. [48] Тем не менее, в своем сообществе в социальной сети «ВКонтакте» представители ведомства заявили, что будут на неделю блокировать пользователей, которые размещают информацию о способах обхода блокировок. [49]

[править] Интересные факты

Некоторые провайдеры (вроде Ростелекома) блокируют определенные сайты самовольно, при этом ссылаясь на реестр запрещенных сайтов. Так, к примеру, был заблокирован анонимайзер kalapura.com.

[править] Цитаты

Дело доходило до феерического абсурда, когда анонимные эксперты Роскомнадзора признавали Бритву Оккама орудием самоубийства (трижды, Карл, трижды!), запрещали неологизмы «выпить йаду» и «убицца ап стену», или устойчивое выражение «лучше сразу застрелиться». Формально эти фразы теперь навсегда запрещены на территории РФ (см. реестровую запись 101194РИ и 99461РИ). Запрет может быть отменен через суд, но кто в здравом уме пойдет судится с государственным органом за легализацию фразы «выпить йаду»?

29 января 2016 года был признан запрещенной в РФ информацией скриншот из газеты Правда Первоисточник Роскомнадзору известен и жив до сих пор, равно как и 700 перепостов этого текста на других сайтах. Это хрестоматийный случай, о котором можно напоминать всякий раз, когда РКН будет вносить в «черный список» очередную глупость.

В разное время под блокировку попадали и Хабрахабр, и Википедия, и Youtube, и Github, и CloudFlare, и Лурк, и Роскомсвобода. Навечно заблокированы крупнейшие торрент сайты, а также информационные ресурсы связанные с тематикой биткойна. Всех бед уже не перечислить, а процесс лишь набирает скорость и масштаб.

[править] Юмор

Задача ведомства — сделать так, чтобы о наркотиках можно было прочитать только на сайте ФСКН.

А когда будет реестр реестров запрещенных сайтов?

Вот никогда не заходил ни на порнхаб, ни на юпорн. Но раз их сам Роскомнадзор запретил — значит, качественные сайты, можно юзать.

Еще по теме:

  • Приказ 253 федеральный перечень учебников на 2018-2018 учебный год Приказ 253 федеральный перечень учебников на 2018-2018 учебный год На основании части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 27Э-ФЗ) обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время […]
  • Постановление верховного суда 17 от 28062012 г Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" О […]
  • Приказ минтранса рф no 36 Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные […]
  • Приказ ростехнадзора 261 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 июля 2017 г. N 261 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки […]
  • Неустойка по договору каско Взыскание неустойки по каско Позиции судов по взысканию неутойки: 1. Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами […]
  • Федеральный закон об обеспечении единства измерений с изменениями Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства измерений" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 2 декабря 2013 […]
  • Приказы минобороны 139 Приказ Министра обороны РФ от 20 февраля 2013 г. N 139 "О мерах по улучшению взаимодействия с Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России" Приказ Министра обороны РФ от 20 февраля 2013 г. N 139"О мерах по улучшению взаимодействия с Профсоюзом гражданского персонала […]
  • Закон об осаго обоюдная вина Закон об осаго обоюдная вина Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО при обоюдке Оформляя полис ОСАГО, каждый водитель убежден, что в случае ДТП ему частично или полностью […]